Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » О християнской одежде в быту. » Ответить

О християнской одежде в быту.

САП: Савл вот из вашего безпоповского: «Повсюду святое Писание повеливает нам во обычные християнские ризы одеватися, как научает нас преподобный Ефрем (слово 52): обычными рече ризами, себя закрывающий, сей печется духовным одеянием облещися. А кто украшает себя многоцветными ризами, сей божественныя одежды тщится наг быти. Как покрывание нам токмо требующим, а не пестроты. Смысл ведь одежды один – покрывалом плоти быть (преподобный Никон Черногорец, книга 1-я, слово 37). И паки: одежду носи до голезна (длинной до голени), ни от пестрин, ни от утварей мирских. И мы должны таковыя наготы душевныя боятися, и во одеждах еретических обычаев охранятися. Такожде и женам повелено по обычаю християнскому одеватися, а не якоже жены латинския нелепое одеяние на себе носят, обнажают груди своя, еще же и рамена (плечи) своя, и тако окаяннии на едину срачицу (сорочку – нижнюю рубаху) и крестное знамение полагают, не боящися запрещения святых отец, да не вожложит, сказано ими, жена крестнаго знамения на срачицу, кроме великия нужды: егда мыется, или ложится, или восстает, тогда без греха есть. Но да не предстанет на молитву во единой срачице или откровенною главою, се бо есть богомерзко» (Красный Устав, часть вторая, лист 3.) [more] «Ныне же многие от наших християнских жен и мужей в тех же ересях вязнут. Так творящие да запретятся, аще ли не послушают, да изринутся от Церкве и от причащения с верными. А если по многом наказании и увещании не престанут и Церкви не покаряются, и свой лукавый обычай имут творити, да будут прокляти, и приобщающиися им да будут отлучени. Таковому церковному наказанию подлежат не токмо простии людие, но и духовнии, по сказанному у Никона Черногорца в 1-й книге в слове 37 и у Севаста Арменопула в книге 1-й. Иже убо себе красящии епископы или причетники, одеждами красными и светлыми (по современному – модными и яркими) сих исправляти лепо есть, аще ли в том пребудут, запрещению и извержению предати. И тоже говорится в книге Беседы Апостольския св. Иоанна Златоуста), послание к Тимофею, нравоучение 8 о женах, красящихся (украшающихся) ризами на молитву. Приходящу ли молитися Богу, и облагаешися златыми плетеньми, егда бо ликовати (как на прездник) пришла еси, еда бо на изъявление (на сморины) пришла еси? Еда ли браком приобщатися? Но пришла еси просити и молитися о грехах, просити Владыку милостива, того устроити хотящи. Почто украшаеши себе? Сие не молящихся образы. Ризное бо украшение несть мал грех, но и зело велик, доволен прогневити Бога, доволен весь труд девства погубити. Воистину удица есть дияволя ризное украшение (Соборник Большой, лист 116). От которой святые отцы всякими образами отводили, иногда отлучением и запрещением и клятвами претяху, иногда же по апостольскому речению, сатане на измождение плоти предаяху. Как повествуется в Патерике старопечатном, глава 130-я. Приведоша ко отцу Исаию от Александрии едину инокиню люте беснующуся и страждущу, и моляху старца, яко да умилосердится и исцелит ея, бе бо инокине лютее снедающе плоть свою. Видев же сию старец сице страждущу, сотвори знамение крестное и запрети бесу, бес же отвеща старцу, не послушаю тебе, ниже изыду от нея, неволею бо, нехотя внидох в ню. Сия, юже зриши, угодница мне, научих бо ея безстудно украсовати (украшать) себе и многи устрелих и уяхзвих ея ради (многие прельстились из-за неё). Прилучижеся единою спостнику твоему Даниилу усрести (встретить) ея измывшуся в бани, и воздохнув к Богу, и помолився, яко да послет на ню наказание, егда како и сия спасется, и ины инокини целомудренно поживут, наказавшеся от сея. Бог же услышав моление его, и попусти мне внити в ню. Тако бывают мучены еще в жизни сей за ризное украшение, а что в будущем веце за оное будет, аще кто желает знать, да потрудится во святом писании о сем снискать. Яко правильная запрещения на носящих не по своему сану, и вне християнского обычая одежды от святыя церкви лежат. О сем зри: Кормчая, глава 17. 6-го вселенского собора правило 71. Стоглав, глава 90. Севаст Арменополь, книга 1, сечение 3, надписание 2. Того же книга 5-я от ответов к хартохранителю Никите архиепископу, и еще о носящих языческия иноземныя и еретическия одежды. Глаголет пророк Софоний (гл. 3): Убойтеся от лица Господа Бога, зане близ день Господень, и отомщу на князи и на дом царскии, и на вся оболченная во одеяния чуждая. И паки глаголется (Диоптра, часть 1, глава 16): Ни кто же да вводит новых изобретении во одеяниях, но да убоится страшнаго Божия Суда. И ина многа свидетельства во святом Писании на воспрещение необычных и пестрых одежд обретаются, их же подробну неудобь зде поведати, рцем же точию сие, яко за необычныя одежды, немцев и прочих еретик, бесами и демонами именует. И сих уподобления християны не избегают, иже во одеждах и в прочих обычаях нечестивым еретикам подражают». (Красный Устав, часть 2, листы с 3-го по 7-й.) Стостатейник Московский Написан Алексием Яковлевым 1780 г. СТАТИЯ, 42. Еже за неподобныя одежды, и за обычаи еретическия наказывати. Ис книги Зерцала мирозрительнаго [часть 1, глава 16]. Никто же да вводит новых изобретений во одеяниих; но да убоится страшнаго Божия суда. Глаголет Софония: посещу на вся одеявшеяся ризою странною. Ис книги преподобнаго Иосифа Волоцкаго [беседы и видения преподобных Сергия и Германа Волокаламскаго монастыря начальников. ниже]. Любимая братия беда и скорбь и погибель роду християнскому, оставившим веры православныя, и позавидевшим неверных ризам, от главы и до ногу, и их обычаем. [ниже]: понеже Бог не повеле неверных риз, и их обычай, верным человеком внимати. Богу мерско и беззаконно их житие, и обычай их неприятен. [ниже]: сего ради любимая братия, от всех их неверных прелестей крепко брежемся, и их ничтоже имеем, и не внимаем, да за таковое неверствие, зле не постраждем от Господа. [ниже]: горе роду християнскому, прельстившимся в неверных порты, и шлыки имущем на себе, держащим их неверных прелестей. 6-го вселенскаго собора [Кормчая правило 71]. Отлучен бывает, закону учайся градскому, и обычаем еллинским придержася, и на позорище ходя и играя, или паче общих риз, во ины облачаяся. Толкование. Обычаем еллинским, аще приимет кто, и учаяся градским законом, по прилучаюся на позорище взыдет, и содеваема ту игры сотворит. или во одежду некую, еже есть кроме общаго обычая отвлечется, да отлучится. Святаго апостола Павла [правило 12, лист 26]. Еллинским баснем последуяй, или жидовским обычаем; аще не отступит от того, да извержется. Не подобает православным поганских обычаев вводити [Стоглав, глава 39]. От священных правил. В коейждо убо стране законы и отчина, а не преходят друг ко другу, но своего обычая кийждо закон держит. мы же православнии, закон истинный от Бога приемше; разных стран беззакония осквернихомся, обычаи злыя от них приемше. тем же и от тех стран томими есмы и растачаеми, виною нашея похоти обычая. и сего ради казнит нас Бог, за таковая преступления. Щит веры. Ответы древняго благочестия любителей. 1791г. Статия, 45. Россияне дворяне и прочии, в домовном житии и во устроении всяком, во всем обычаи и поступки немецкия и лютерокалвинския содержат: платие и обущи немецкия носят, чела бриют, галстуки около шии носят, и парики и прочая. Такоже и женский пол все немецкое носят, и верхних зазорных частей тела не закрывают. А не хотящих тако носити принуждают, древним всем обычаем ругающеся отвращаются и ненавидят. В предисловии же о Разговорах с Валдемаром, королевичем Датским, носящих тако платье уподобляет бесом. Статия, 46. Латыни, люторы и калвины комеди строят, мужей в женския одежды облачающе, и поганския и бесовския лица накладающе, о чесом в книге О вере являет: равне и в России тожде творится. [/more]

Ответов - 34

Савл: САП я так же могу накидать цитат из Красных уставов, Образов жития и прочих трудов по христианскому благочестию...... но во-первых взгляните на даты своих источников....... 1780, 1791, и второе, мы говорили о молодежи и простецах.... какими методами вы видите превлечение той же молодежи к русскому платью и обуви 18 века

САП: Савл пишет: какими методами вы видите превлечение той же молодежи к русскому платью и обуви 18 века Героизацией (пропагандой) чести християнской одежды, казаки то ведь до своих это доносят, и многие молодые казаки с гордостью носят казацкую одежду.

савин: Сейчас христиане не только в быту, но и на молении не желают одевать обычные христианские ризы


Савл: САП милитаристкий дух в одежде, униформа, всегда была и будет более привлекательна у молодежи, а особенно у юношей. Вы, онучи с лаптями попробуйте прогероизировать. Ну, если только их подать в гламурном исполнении, но вряд ли это будет по-христиански скромно.

Iwанн: Савл пишет: САП милитаристкий дух в одежде, униформа, всегда была и будет более привлекательна у молодежи, а особенно у юношей. Вы, онучи с лаптями попробуйте прогероизировать. Ну, если только их подать в гламурном исполнении, но вряд ли это будет по-христиански скромно. Верно , остается вариант одеваться как казаки , правда это будет ни к селу ни к городу . САП Как вы отправитесь в свой офис в рубахе а анучах ? Насколько я помню поганцы за бороду Вас регулярно терзают ))

САП: Iwанн пишет: Как вы отправитесь в свой офис в рубахе а анучах ? Насколько я помню поганцы за бороду Вас регулярно терзают )) Я на работу одеваю спецодежду (типа скафандра) - офисную одежу (но без галстука) Хотя люблю носить косоворотку и кафтан. Онучи не ношу, ношу ботинки (кстати их всегда носили на Руси)

САП: Савл пишет: милитаристкий дух в одежде, униформа, всегда была и будет более привлекательна у молодежи, а особенно у юношей.

Савл: САП это что? очередной ролевик-реконстуктор из родноверов?

САП: Савл пишет: это что? очередной ролевик-реконстуктор Точно, они сейчас в моде по всему миру

Konstantinъ: Точно, они сейчас в моде по всему миру У нас взрослые мужики из СБ в конторе играют в скифов или кельтов или кого то ещё: ездят на мечах рубиться в Выборг, руны изучают и кэнибал корпс слушают.

Косолапый: одежда - не самое главное. И главное в ней - не соответсвие т. и. и. исторической эпохе(как у ролевиков), а скромность и отсутствие украшательства. В свое время кафтан и косоворотка отличались от немецкиъх кмзолов только тем, что кафтан носили мещане и крестьяне (всех исповеданий), а камзолы - предсавители высших сословий, дабы продемонсрировать свое богатство. Так вот, по одежде крестьянин-никонианин от старовера никак не отличался. Думаю, сейчас для христианина одежда от кутюр - это и есть вражья прелесть, а наоборот, простая и скромная одежда, без выпячивания - явный аналог старым косовороткам и кафтанам.

Полихроний: одежда християнская хорошо, но не надо превращаться в "ряженых".

САП: Косолапый пишет: Думаю, сейчас для христианина одежда от кутюр - это и есть вражья прелесть, а наоборот, простая и скромная одежда, без выпячивания - явный аналог старым косовороткам и кафтанам. А разве дорого пошить косоворотку? Мне жена шьет по выкройке, что я тут выкладывал, да и на кафтан тут выкройку выкладывал, и по ней шили приличные кафтаны.

Konstantinъ: САП продаются же и рубахи без воротов и пинжаки такие ж в обычных магазинах. Единственно что - на выпуск носить надо.

САП: Konstantinъ пишет: продаются же и рубахи без воротов и пинжаки такие ж в обычных магазинах. Единственно что - на выпуск носить надо. А у нас на Рогожке и с воротами продаются от 600р.

Косолапый: САП пишет: А разве дорого пошить косоворотку? не дорого. У меня даже есть одна, черная и без вышивок. Но я ее никогда не одеваю. А зачем? - ведь можно одеть такую же простую рубаху, но другого покроя, в которой ходят многие и многие (как раньше ходили в косоворотках). Человек слаб, у него вера в Христа может запросто превратиться в эстетствование по поводу косовороток, лестовок, поясков и т. д. Сейчас, когда кто-то одевает пояс, то думает прежде всего, о том, какой он красивый и народный. А не о его религиозном смысле. А забывают, что раньше старики (да и сейчас некоторые) одевали под одежду простую нитку - вот вам и весь пояс, и за эстетичностью не гнались. А сейчас носят золотые пояса по нескольку сантиметров в ширину. То же самое можно наблюдать у никониан в виде золотых крестиков наружу, колец и т. д. Короче говоря, профанация.

Елена Крэйн: Это точно,а то едешь иногда в метро,таких кадров встретить можно-то ли на маскарад собрались,то ли древлеправославные на молитву едут Всему свое время,в том числе и одежде. Но если уж сильно хочется,то оптимальный вариант-стилизация под народный стиль,тем более что сейчас это даже модно.

САП: Елена Крэйн пишет: А забывают, что раньше старики (да и сейчас некоторые) одевали под одежду простую нитку - вот вам и весь пояс, и за эстетичностью не гнались. Да? А у нас и нитку (тесемку) всегда на теле носят, а пояс только под рубаху... Косолапый пишет: У меня даже есть одна, черная и без вышивок. Но я ее никогда не одеваю. А зачем? - ведь можно одеть такую же простую рубаху, но другого покроя, в которой ходят многие и многие И у меня есть две (третья сносилась и жена ее пустила на рукава детским косовороткам), но они льняные приятные для носки, народ на улице спрашивает где такую же купить... Бусурмане не стесняются у нас ходить в своих национальных одеждах (в халатах и тюрбанах по Москве ходят), так чего мне стесняться русской одежи?

системотехник: САП пишет: так чего мне стесняться русской одежи? А что тут самое русское: шортики, банданки, рюкзачки, футболочки или тапочки?

САП: системотехник пишет: А что тут самое русское: шортики, банданки, рюкзачки, футболочки или тапочки? Вот язвила, тогда жена детям еще не пошила косовороток... Да они еще и маленькие были яко ангелы невинны... А сандали незазорны... ЗЫ Но они извозюкивают и сейчас все на раз, им десяток косовороток нужно пошить, чтоб было в чем ходить каждый день, а у меня жена человек сурьезный/занятой препод, о как Но они русскую одежу очень любят, ей гордятся и готовы в ней идти куда угодно без стеснения

Косолапый: САП пишет: А у нас и нитку (тесемку) всегда на теле носят, а пояс только под рубаху... я это и имел в виду. Только в сельской местности косоворотки давно уже вышли из употребления. Так что пояс не под что носить было. А вот тесемку или нитку заместо пояса - всегда носили и носят. А сейчас часто в больших городах, как приходят на службу, так тесемку выворачивают наружу и подпоясываются ею. САП пишет: так чего мне стесняться русской одежи? так стесняться и не надо. И гордиться тоже. Не в одеже щасттье, вот я о чем..

Iwанн: САП хорошая рубаха

Konstantinъ: Iwанн: хорошая рубаха . Маркая токмо.

САП: Konstantinъ пишет: Маркая токмо. У меня есть такая же черная

Елена Крэйн: Елена Крэйн пишет: цитата: А забывают, что раньше старики (да и сейчас некоторые) одевали под одежду простую нитку - вот вам и весь пояс, и за эстетичностью не гнались. Не было такого,я ни про какие-нитки не писала

Iwанн: Елена Крэйн пишет: У меня есть такая же черная Лучше белая Konstantinъ пишет: Маркая токмо ОдЁжу стирать надо , хотя бы изредка Елена Крэйн пишет: Не было такого,я ни про какие-нитки не писала Глюк сайта . Дышите глубже

Константин Беляев: САП: У меня есть такая же черная А в ней на юге жарко. Вот такая диалектика.

Александръ: Где можно заказать косоворотку?

Константин Беляев: Александръ можно купить вот здесь: http://12praz.ru/pages/stores.html Там много ещё чего из одёжи есть. Ичиги, онучи и проч можно посмотреть на верке про рогожских казаков, там ссылку давали.

Дионисий К.: http://community.livejournal.com/costumology/34418.html Про кафтан.

Ссылка: Константин Беляев пишет: Александръ можно купить вот здесь: http://12praz.ru/pages/stores.html Там много ещё чего из одёжи есть. Там и не пахнет косоворотками))

Константин Беляев: Ссылка я купил же. у нас на Лиговской станции метро...

Ссылка: Я думал в инет магазине можно посмотреть, а там только женское.

Константин Беляев: Ссылка неа, у нас там всё продают: кафтаны, жилетки, рубахи, утварь церковную продают, мелочи всякие для шитья.



полная версия страницы