Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » О погребении (вопрос) » Ответить

О погребении (вопрос)

Severo: Есть ли писаное правило, что покойников нужно хоронить в течении 3 дней? Кто может цитаты привести если таковые имеются?

Ответов - 7

Павел: Нет такого правила. Погребение на третий день противоречит песнопениям на погребении: "Вчера был с нами, ныне же лежит мертв" Т.Д.Панова «Царство смерти. Погребальный обряд средневековой Руси 11 – 16 веков» стр.27-28 : Значительное число записей включает еще и указание даты смерти. Анализ летописных сведений с упоминанием дней смерти и погребения того или иного лица позволяет рассмотреть вопрос о том, в какие сроки совершались похороны на разных этапах формирования обряда. Однако в описях очень мало записей, содержащих указание сразу на оба эти события — день смерти и день похорон (всего тридцать). В них зафиксированы случаи погребения в день смерти: «...преставися Яновая именем Марья августа в 16 день... и положиша ю оу церкве святая Богородица... в 16 день». Это событие 1091 г. Но такие случаи отмечены летописями и для более позднего времени, например для 1453 г.: «...июля 5 преставися великая княгини Софья... и положена того же дни в манастыре Вьзнесение на Москве...». Среди летописных данных есть записи о погребении на следующий день после смерти. Так, умерший 13 апреля 1093 г. киевский князь Всеволод был погребен 14 апреля, в 1115 г. «...преставися Олег Стославич месяца августа в 1 день, а во вторый погребен быс...». В 1274 г. «...преставися архиепископ Новгородций Длъмат октября 21, в суботу канона; а в неделю погребоша и во святей Софии». Есть аналогичные сведения и в описании событий XIV—XVI вв. (всего пятнадцать упоминаний для периода XI—XVI вв.). Фиксируют источники и погребение на третий день, и в более поздние сроки. Как правило, захоронения через три и более дней связаны с перевозкой тела на место погребения издалека или с ожиданием приезда на похороны важного родственника. Такие случаи могут и не учитываться при анализе, так как вызваны необычными обстоятельствами. Судя по летописным данным, погребение совершалось или в день смерти, или на следующий день. Видимо, этим объясняется незначительное число записей в летописях с указанием одновременно дня смерти и похорон и большое число записей с указанием только дня смерти — захоронение в этот же или на следующий день подразумевалось. Среди сведений, содержащих указания на оба дня (смерти и похорон), чаще всего фиксируются случаи совершения обряда на следующий день. Это подтверждают и данные поздних источников XVI—XVII вв. Так, «Дворцовые разряды», неоднократно и подробно описывавшие захоронения лиц царской фамилии в XVII в., отмечают чаще всего похороны на следующий день после смерти (для детей чаще в тот же день). Это говорит о длительности сохранения данной детали ритуала. Хотя в период XII—XVI вв. письменные источники фиксируют иногда и случаи погребения в день смерти (Москва, Вознесенский монастырь, 1453, 1558 гг.) или на третий день (Чернигов, 1164 г.; Москва, 1353, 1467 гг.). В записках Ж. Маржерета, путешественника XVII в., отмечено, что на Руси мертвых погребают в течение двадцати четырех часов. Сохранившиеся до наших дней описания церемоний царских похорон говорят о том, что чаще всего в XVII в. хоронили на следующий день. Так, например, умерший 17 января 1670 г. царевич Алексей был погребен 18 января, умерший 17 марта 1690 г. патриарх Иоаким был похоронен 18 марта. Погребение умершей 12 мая 1691 г. дочери Ивана V состоялось 13 мая, а Натальи Кирилловны, матери Петра I, — 26 января, на следующий день после ее смерти; умершая в первом часу ночи 24 января 1706 г. царевна Татьяна Михайловна была погребена днем того же числа. В «Житии Пафнутия Боровского», составленном Вассианом Саниным в XVI в., подробно описаны смерть и погребение святого. Умерший вечером 1 мая 1477 г. Пафнутий был похоронен на следующий день, второго мая.

Михаил Орехов: Странно. Хоронили в день смерти или на следующий. А откуда-же пошла традиция хоронить на третий день? Или она произошла после какого-то события (Вспомнить, хотя-бы, традицию ставить за покойного рюмку водки, ведь это "нововведение" появилось после Великой Отечественной войны. 100 солдатских грамм.)

А. Емельянов: Павел пишет: Погребение на третий день противоречит песнопениям на погребении: "Вчера был с нами, ныне же лежит мертв" Ну и в чем же здесь противоречие? Если покойный вчера был жив, а ночью допустим помер, то ессно, "ныне лежит мертв". В подобном случае, надо запретить все заочные погребения, которые совершаются как правило спустя определенное время после кончины. Да и слова: "Вчера был с нами, ныне же лежит мертв", нужно все-таки рассматривать не совсем буквально ИМХО. Всёж-таки восточный эпистолярный жанр. Условности, понимаете ли... Михаил Орехов пишет: 100 солдатских грамм. Вообще-то не "солдатских", а "наркомовских".


САП: Михаил Орехов пишет: А откуда-же пошла традиция хоронить на третий день? Цитата из "Панихидника": Некоторые, по обычаю, срок для этого устанавливают в три дня от причащения до смерти...(т.е. не омывают умершего если он перед смертью Причастился.)

Jora: Павел пишет: "Вчера был с нами, ныне же лежит мертв" А вспомните канон Пасхи: "ВЧЕРА СРАСПИНАХТИСЯ ХРИСТЕ, ВЧЕРА СПОГРЕБОХТИСЯ, СОВОСТАЮ ДНЕСЬ СОВОРСКРЕСШУ ТИ. . ."

Павел: Jora пишет: А вспомните канон Пасхи: и что? в пятницу вечер "спогребохтися", а субботу поздно уж поют "совостаю" Не серьёзно это. И всё из-за желания противоречить. Лучше опровергните разбор рукописей! Будет больше пользы для исследуемого вопроса.

Jora: Павел пишет: а субботу поздно уж поют "совостаю" Уже после полуночи, в воскресенье. И в синоксаре очень хорошо толкуется, каким образом ТРИДНЕВНОЕ воскресение. Павел пишет: И всё из-за желания противоречить Мне это ни к чему. Просто увидел, что Вы не совсем правы.



полная версия страницы