Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Каноны о еретиках. » Ответить

Каноны о еретиках.

Дмитрий: Братья и сестры, у меня возникла потребность разобраться в канонах, которые запрещают еретикам молиться с верными. Но их (канонов) очень много, не дискуссии ради, а ради самообразования, пожалуйста, выложите здесь сами каноны или ссылки на них, в отношении еретиков и верных.

Ответов - 15

САП: Дмитрий пишет: выложите здесь сами каноны или ссылки на них, в отношении еретиков и верных. Апостольские правила: 45пр. Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся только, да будет отлучен. Если же позволит им действовать как-либо, яко служителям Церкви: да будет извержен. Аристен. Молящийся вместе с еретиками отлучается; а кто клириками их признает, извергается. Пресвитер или диакон, только молившийся вместе с еретиками, отлучается; а если позволил им совершить что-либо, как лицам, посвященным и клирикам, извергается. Славянская кормчая. Моляйся с еретики, да отлучится. Аще же яко причетники примет я, да извержется. Толкование. Епископ, или пресвитер, или диакон, аще помолится токмо с еретики, или в дому, или в церкви, да отлучится. Аще же повелит им служить в церкви, яко пресвитером, или оно что от священных содевати, яко причетником, таковый да извержется. 65пр. Если кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолиться: да будет и от чина священного извержен, и отлучен от общения церковного. Аристен. Молящийся с иудеями отлучается. Входящий в синагогу иудеев или еретиков и молящийся вместе с ними клирик извергается, как мыслящий согласно с иудеями; а мирянин отлучается. А если с еретиками и в доме только вместе молился епископ, или пресвитер, или диакон, отлучается по 45-му правилу. Вальсамон. В 45-м Апостольском правиле мы истолковали, как должно понимать слова: "молиться вместе с еретиками". Здесь правило определяет, что молящийся в синагоге иудейской, или еретической, клирик извергается, а мирянин отлучается. Так должно разделить определенное наказание, потому что невозможно извергнуть мирянина. А если скажешь, что клирика так поступающего должно и извергнуть и отлучить, не погрешишь против надлежащего. Прочти и 11-е правило трулльского собора, определяющее, чтобы все носящие имя христиан, то есть посвященные и миряне удалялись от иудеев и не сообщались с ними даже для врачевания, или другой какой причины; в противном же случае - одни были подвергаемы извержению, а другие - отлучению. Славянская кормчая. Христианам с еретики не молиться. Моляйся с жиды, да отлучится. Толкование. Вшедыи в соборище иудейское, ил в церковь еретическу, или поганску, и помолився с ними, аще убо есть мирский человек, да отлучится. Аще ли причетник, да извержется, яко иудейская мудрствуя. Аще же в дому токмо помолится с еретики, епископ, или пресвитер, или диакон, да отлучится, яко же повелевает 45-е правило сих Апостольских заповедей.

Дмитрий: Спасибо, Сергей. А вот есть ещё правила Тимофея Александрийского: Вопрос 9: Должен ли священнослужитель молитися в присутствии ариан или других еретиков? или будет ли то ни мало не во вред ему, когда при них совершает он свою молитву или священнодействие? Ответ: В Божественной литургии диакон пред временем целования возглашает: не приемлемые ко общению изыдите. Посему таковые не должны присутствовати, аще не обещаются покаятися и оставити ересь. Из него следует, что еретики все-таки могут в храм входить, но после "оглашении изыдите" выходить должны, я правильно понимаю? Нет ли толкования на это правило?

САП: Дмитрий пишет: Из него следует, что еретики все-таки могут в храм входить, но после "оглашении изыдите" выходить должны, я правильно понимаю? Нет ли толкования на это правило? В древности не пускали праздношляющихся в церкви: Кормчая [грань 3, глава 19]. Яко не подобает службе быти, еретику сущу в церкви. Правило Тимофея Александрийскаго, 9 [лист 270]. Службе бывающи в церкви, не подобает приходити еретиком, аще не обещаются покаятися, и бежати от ереси своея. Иосиф Волоцкий. Аще еретик внидет в церковь, Божественная служба не поется, дондеже изыдет. И в книге Кирилове. Аще арменин приидет в церковь нашу, не пети при нем. Из разговоров Дмитрия Франзбекова, и соборнаго ключаря Ивана Наседки, с лютеранами в Москве. [ниже] Да немчин Юрий Лот говорил нам: для чево нас не пущают в церковь вашу соборную, и чтобы де только пущали, и мы бы де видя благочестие, и чин церковный, и мольбу и службу вашу, ко Господу Богу. то бы и от нас многия, к вере вашей приступили. И ключарь говорил ему. написал вам Мартин, что всякая красота чина церковнаго вымыслы человеческими сталася, и велел вам церкви християнския разоряти. [ниже], а про благочестие наше про все, у вас в катихисисе о всем написано. да сверх того, все очима своима видити, что творим пред очима вашими, с молебны и со кресты ходим, и воду святим. и вам Мартин на все то велел плевать. и нам для чево вас в церковь пускать, на обругание себе. Князь Владимир [книга О вере, глава 3, лист 34]. [ниже], посла послы своя в разныя страны, чтобы веры чинов и закон дозрели. [ниже], потом же приидоша до Константинополя, и поведано бысть царю и патриарху. яко послове от князя Владимира рускаго пришли суть, веры нашея дозирати. сия же услышав царь, возрадовася вельми. и повеле патриарху церковь украсити, и благочестне и знамените преславно действовати. при сем же оны послове будучи, видели в то время церковь, и вся люди, якобы светом с небесе освященных, и недоумеваху о видении оном. Егда же приидоша ко Владимиру, и поведаша ему, егда приидохом во греки, введоша нас идеже служат Богу своему. и не вемы на небесех или на земли в то время были есмы, несьмы бо видели таковаго на земли видения и красоты, и не можем исповедати того, от светлости явльшейся тамо тем послом, вера предложена бе, и чины благочестия явлены. Кормчая [1-го Всел. собора прав. 14, от толков.]. Два чина еста оглашенных. первый убо, иже внове приходят к соборней церкви. вторий же, иже совершеннейший быша. совершенный убо оглашенный, аще впадет в грех. с послушающими да причтется. Собора Кесарийскаго [правило 5]. Совершении же оглашении, по евангелии колена покланяют. [то есть припадают]. Святаго Василия Великаго [ниже, лист 251, обор.]. Четыре места суть запрещением. плачющаго. послушающаго. припадающаго. и стоящаго с верными. [ниже], Плакание есть, еже вне церкви, и вне притвора церковнаго стояти. [ниже], Послушание же, стоящу при дверех церковных. внутрь же церкве внити не прощен есть. [ниже], Припадание же есть, еже внутрь церкве стояти от задния страны амвона, до святаго евангелия, и прочее. Тимофея Александрийскаго правило, 9. Божественному совершаемому священнодейству, на молитву приходити еретиком не повелевает. [ниже], но обращающихся, вместе еже уставлено есть оглашенным да стоят. не хотящии же покаятися, и от сего да изгнани будут. Никон Черныя горы, от того же правила [слово 63]. Не должни убо приходити [еретицы], Аще не обещаваются покаятися и избегнут от ереси. Следить за етим входило в обязанности иподиаконов: 43-е правило Лаодикийского Собора. Не подобает слугам церковным и на малое время оставляти двери, дабы в молитвословии упражнятися. Толкование Матфея Правильника на 43-е правило повелевает иподиаконам не молиться за народ во время божественной Литургии, ни прикасаться к божественным Тайнам, ибо это дело одних только священников; но стоять у дверей святых церквей и не оставлять их и на малое время, дабы вводить и выводить оглашенных, находящихся в покаянии, и прочих.


Дмитрий: Спасибо большое, Сергей.

Фотиния: Прости Христа ради, Сергий, а можно в этой же теме спросить твоё мнение (или от Отцов), как дома поступать с молитвой, если есть не верующий рядом или не из нашей церкви? (гости, например, случились, иногда с ночёвкой)

САП: Фотиния пишет: как дома поступать с молитвой, если есть не верующий рядом или не из нашей церкви? (гости, например, случились, иногда с ночёвкой) Мы при посторонних не молимся.

Aleko: Я думаю что такие молитвы как за обед и ужин, а так же начал утром и перед сном вполне могут совершаться и при иноверных.

Фотиния: САП пишет: при посторонних не молимся Бывают ведь и не совсем посторонние. Приезжал, например мой папа не неделю - что ж, неделю не молиться? Приемлимо ли уходить в другую комнату/на кухню и молиться там?

САП: Фотиния пишет: Приезжал, например мой папа не неделю - что ж, неделю не молиться? Приемлимо ли уходить в другую комнату/на кухню и молиться там? Да.

Просто жена: Знакомые воцерковленные никониане, зная мою не принадлежность, очень любят при мне демонстративно начинать молиться. Разумеется, с добрым намерением обратить заблудшую меня, мол посмотри послушай у нас и молитвы почти одинаковые, и молимся мы не так долго. Разворачиваюсь и ухожу. Обижаются. Муж, может это и не правильно, не знаю, даже при родственниках из числа курильщиков молиться не станет.

Фотиния: Я тоже стараюсь не присутствовать при молитве иноверных, но если случится (было тут, зашла к многодетной маме узнать про соц.центр, они баптисты, и как раз молились перед едой, я просто стояла с Исусовой молитвой про себя, не участвуя в их молении...) а так стараюсь удалиться побыстрее.

Просто жена: Фотиния пишет: я просто стояла с Исусовой молитвой про себя А это разве не сомолитствование с еретиками?

САП: Просто жена пишет: А это разве не сомолитствование с еретиками? Без внешних знаков молитвы - нет. Исусову молитву заповедано всегда творить, непрестанно.

Фотиния: Просто жена пишет: А это разве не сомолитствование с еретиками? Мне открыли, я вошла в прихожую. А на кухне в это время (которая по прямой из прихожей) молились за еду, дверь была открыта... то есть я исподволь присутствовала при их молитве. Не выскакивать же было за порог. Просто переждала с Исусовой молитвой. Потом переговорили по делам...

Евгения: Фотиния пишет: гости, например, случились, иногда с ночёвкой Мне однажды духовный отец сказал,что если нет возможности помолиться из-за гостей,если просто негде уединиться,то внутри себя Исусову молитву твори..Это тоже молитва и не слабая..



полная версия страницы