Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Приложиться к иконе » Ответить

Приложиться к иконе

Dmitriy: "В Староверии нет традиции, прикладываться к иконам". Это действительно так?

Ответов - 32

Гость: Первый признак по которому узнается никонианин, пробравшийся в храм. )))) Мечется по храму и иконы слюнявит )))

САП: Dmitriy пишет: "В Староверии нет традиции, прикладываться к иконам". Это действительно так? Ну, только по Праздникам, к Праздничной иконе, которую нарочито полагают посреди храма на аналой, или перед Причастием...

Аксиосъ: Постная Триодь еще велит прикладываться после совершения приходных поклонов. "И целуем честныи крест кийждо нас на персех, его же носим, и сущия на местех наших святыя иконы". Но почему то у нас этого нет...


САП: Аксиосъ пишет: Постная Триодь еще велит прикладываться после совершения приходных поклонов. "И целуем честныи крест кийждо нас на персех, его же носим, и сущия на местех наших святыя иконы". Но почему то у нас этого нет... Ето тельный крест? Как на правильных канонах?

Аксиосъ: САП пишет: Ето тельный крест? Как на правильных канонах? "...и сущия на местех наших святыя иконы". А это чего? У нас, кстати, один чел. всегда так делает. После Приходных поклонов прикладывается к иконе Николы Чуд., и ссылается при этом на своего отца и на это место в Триоди.

САП: Аксиосъ пишет: "...и сущия на местех наших святыя иконы". А это чего? Так раньше образки тельные носили, и ранее речь шла о тельном-наперсном кресте:

Jora: Аксиосъ пишет: "И целуем честныи крест кийждо нас на персех, его же носим, и сущия на местех наших святыя иконы". перед уходом из храма тоже предписывается это делать в одном месте Постной Триоди, точно не помню, где.

Dmitriy: То есть, насколько я понял, неверно вот так категорично заявлять: "в староверии нет традиции прикладываться к иконам". Традиция, получается, есть, просто делается это не как Бог на душу положит. А где это регламентируется? И если я, "не бегая по храму, слунявя иконы", а, помолясь пред иконой, приложусь к ней, разве я что-то нарушу?

Просто жена: Если отбросить регламент не слоняться по храму во время службы и не молиться каждому свое... Даже к Праздничной иконе не каждому приложиться дадут... Никаких табашников, брадобрийц и тд и тп. Хотя, как правило, если кто из своих за собой грех какой знает, и не пойдет прикладываться, дабы не осквернять святыни. Да нет, скажу проще.... А может человек оральными непотребствами занимается, а потом иконы лобызает. Кстати, для одних моих знакомых-никониан дюже воцерковленных было откровением, когда они узнали про то, что в день, когда совокуплялись в церковь ходить нельзя. И то, что в тн "сексуальном разнообразии" надо как минимум каяться идти, а как максимум не применять.

Severo: Просто жена пишет: А может человек оральными непотребствами занимается, а потом иконы лобызает. кому что по вкусу

Severo: Я не во время празднества св. мученицам Боровским к камню их гробному прикладывался...думаю не согрешил и не оконианился.

and: Severo пишет: не оконианился.

Иерей Вадим: Во время службы целование икон положено в определенные моменты, поэтому в другое время на соборной службе этого делать не следует, дабы не нарушать устава и не отвлекать других от молитвы. Конкретнее: на праздничных службах, по уставу, целование положено перед первым часом, по отпусте утрени при время пении стихер ( стихеры поются из праздничной службы по выбору канонарха); в большие праздники при этом положено еще и помазание от лампады, стоящей пред иконой праздника. Ныне это целование обычно делают на полиелеосе, ибо при большом стечении народа может всего 1-го часа не хватить для подхода всех желающих. Перед Литургией, на входных молитвах, иерей и диакон должны прикладываться, по уставу, ко всем иконам, стоящим снизу в иконостасе. И вообще, конечно, целование икон - как проявление любви к Богу и Его угодникам! - не может быть грехом, если только не нарушает порядок соборной службы. Простите Христа ради.

Dmitriy: Иерей Вадим пишет: целование икон - как проявление любви к Богу и Его угодникам! - не может быть грехом, если только не нарушает порядок соборной службы. Спаси Христос. Вот это как-то легло на душу.

mistedge: легло на душу А то ваз тут уже косвенно в "непотребствах" обвинили . К тому, что сказал о. Вадим, можно добавить: Всякое целование икон совершается по чину и старшинству. Сначала к иконе или Евангелию прикладываются священно- и церковнослужители; старшие (священники), потом младшие (диаконы, чтецы, певчие). Затем все стоящие в храме: сначала мужчины, потом женщины. Порядок целования следующий: Подходя к иконе двое прихожан совершают два поклона в землю с крестным знамением, творя соответствующую празднику молитву, например, в праздники Пресвятой Богородицы: “Пресвятая Богородица, спаси нас”, а в праздники святителя Николы: “Святителю Христов Николае, моли Бога о нас”. Затем с этой же молитвой, пере-крестившись, и сложив руки на груди крестоообразно, причем правая рука должна быть поверх левой, а персты сложены как для крестного знамения, прикладываются к иконе, всегда к определенному месту, на которое указывает свечой священнослужитель. Первым целует икону прихожанин, стоящий справа. После целования молящиеся вновь творят перед образом земный поклон с крестным знамением и вышеуказанной молитвой, и далее, не крестясь, совершают поклон стоящему справа от иконы священнику со словами: “Прости Христа ради, отче честныи”. Затем также кланяются в землю друг другу , при этом находящийся справа говорит: “Христос посреде нас”, а находящийся слева отвечает: “И есть и будет”. После этого оба совершают поясной поклон остальным молящимся, не совершая крестного знамения. В период от Светлого Воскресения Христова до Отдания праздника Пасхи вместо слов “Христос посреде нас” произносится “Христос воскресе!” - “Воистину воскресе!”

бося: mistedge пишет: Стародубское согласие А сие что такое?

САП: бося пишет: mistedge пишет: цитата: Стародубское согласие А сие что такое? Единоверие, но более самостоятельное чем синодальное: В 70—80 годах XVIII столетия в Стародубских слободах проживал весьма начитанный и энергичный старообрядческий инок Никодим. Он состоял в близких отношениях со знаменитыми государственными деятелями Екатерининского периода — князем Потемкиным и графом Румянцевым-Задунайским. Никодим решил при их помощи и сочувствии приобрести старообрядчеству самостоятельного епископа и право ему совершать богослужения по старопечатным книгам. Он представил князю Потемкину письменное условие из 12 пунктов, в которых предлагал, чтобы все клятвы и проклятия, произнесенные на двоеперстие и на древнее чиносодержание, были уничтожены, чтобы никакого чиноприема старообрядцам не было делаемо, чтобы их не принуждали на общее моление с никонианами, чтобы находящиеся в старообрядчестве иеромонахи, священники, диаконы и иноки оставались на своих местах как законные, чтобы по указу императрицы был прислан епископ в Стародубье из «великороссийской породы», который состоял бы «при старообрядчестве», совершал бы все богослужения по старым книгам, рукополагал бы для старообрядцев священнослужителей, каких они сами изберут; чин поставления обязательно должен быть совершаем по древним чиновникам. При особых прошениях эти пункты были представлены еще следующим лицам: графу Румянцеву, митрополиту Петроградскому Гавриилу, Московскому Платону и самому Синоду. У всех этих лиц Никодим был лично со своими ходатайствами, и все они обещали дать стародубским старообрядцам просимого епископа. Никодим был представлен князем Потемкиным самой императрице Екатерине, и она пообещала дать епископа. Сам же Потемкин, как сообщал Никодим в Стародубье своим друзьям, «с особенным отеческим рачением согласует испросить епископа» и даже «почти назначает, кого их смиренных и боящихся Бога поставить в епископы». Но с отъездом инока Никодима из столицы дело это затянулось, пошли какие-то «многоразличныя разсуждения» как в духовных, так и в светских кругах. И только уже 11 марта 1784 г. последовал Рескрипт императрицы на имя м. Гавриила о «даровании старообрядцам по их просьбам священников и о дозволении им отправлять для них службу Божию по их старым обрядам». О епископе же не было совершенно сказано в Рескрипте, лишь замечено: «Покуда последует дальнее распоряжение». Но такового так и не последовало. Старообрядцы получили лишь священников «дозволенных». Разочарованный и обманутый, инок Никодим в том же году заболел и 12 мая скончался в самом расцвете своей жизни — 39 лет. Преемники Никодима, стародубские иноки, долго еще хлопотали перед архипастырством господствующей церкви о даровании им епископа, но тщетны были все их просьбы, на них просто не отвечали. В отчаянии они писали митрополиту Гавриилу: «Что же нам делать? Прошения наши тщетны, жалости (т. е. жалобы) пусты, слезы не полезны, скорби наши вам не в жалость, того ради и недоумеем, что еще вашему высокопреосвященству представить». Так и не осуществилась тогда попытка стародубцев приобрести себе епископа от новообрядческой церкви открытым и дозволенным путем. http://semeyskie.narod.ru/bibl_meln_kiss.html

Евгений Иванов: Аксиосъ пишет: Постная Триодь еще велит прикладываться после совершения приходных поклонов. "И целуем честныи крест кийждо нас на персех, его же носим, и сущия на местех наших святыя иконы". Но почему то у нас этого нет... А Вы к 5-ти утра на Рогожку приходите, кода духовенство будет приходные поклоны класть. Федосеевцы-молящиеся, иконы при входе целуют.

инспектор шульц: Евгений Иванов пишет: Федосеевцы-молящиеся, иконы при входе целуют. Что ты имеешь в виду? То что некоторые в притворе на Преображенке (как молящиеся , так и не молящиеся) невесть каким обычаем прикладываются к образам? Дак это только в Москве и обычай недавний.

САП: Евгений Иванов пишет: А Вы к 5-ти утра на Рогожку приходите, кода духовенство будет приходные поклоны класть. Так Саша ето и так знает!

САП: инспектор шульц пишет: То что некоторые в притворе на Преображенке (как молящиеся , так и не молящиеся) невесть каким обычаем прикладываются к образам? Дак это только в Москве и обычай недавний. Из филипповской тетради "История христиан-старообрядцев Поморскаго потомства Филиппова согласия" опубликованной в «Филипповское родословие: исторические сочинения старообрядцев-филипповцев Поволжья и Южной Вятки». Москва. «Артодоксiя». 2004г.: Все наши отци Уренскии жители жили в том опщежительстве в Даниловом монастыре и отътудова весь церковный устав приняли: 1. Приходный и отходный начал полагали восемь поклонов, по древнему обычаю писано во уставе царьмихайловском при Иоасафе патриархе и в триодях постных Иосифовских восемь поклонов с целование икон. В Соловецкой и прочих древле обителех в России восемь поклонов без целования икон.

бося: инспектор шульц пишет: Дак это только в Москве и обычай недавний. Об этом обычае писано, как правильно сказал Жора, в Постной Триоди. А вообще, современные "беспоповцы" иконы вообще не целуют никогда, разве лично дома. Кстати сказать, а что предсудительного в целовании икон перед службой, когда это никому не мешает? Мне кажется в противлении этому показывается старо ОБРЯДЧЕСКИЙ снобизм, и не более, как и во многм другом.

инспектор шульц: А при чем здесь филипповские тетрадки? Можно привести в пример устав А.Уральского или еще что-нибудь. Речь шла о Преображенских федосеевцах, или я опять ошибся?

САП: инспектор шульц пишет: А при чем здесь филипповские тетрадки? При том, что некое общение с филипповцами ваше общество имело (ты сам говорил об филипповских инокинях перешедших к вашим), заключали союзы, и могли, что нибудь перенять...

инспектор шульц: Ага, пара человек перешедших в Москве поменяла обычаи... А объединения заключались настолько давно, что на Преображенке об этом никто не помнет. Последнее крупное присоединение филипповцев, кстати, было в Казани. И там обычая прикладываться к образам и восьмипоклонного начала отнюдь не зрится. А ведь кое-кто из перешедших впоследствие правили там отечество так что твои слова о том, чтоСАП пишет: могли, что нибудь перенять... видятся, мягко говоря, мало аргументированными.

САП: инспектор шульц пишет: так что твои слова ... видятся, мягко говоря, мало аргументированными. Так откда они сие взяли? Больше не откуда!

бося: Извините, господа, но о чем спор. Что целовать иконы не принято у федосеевцев, или что это вообще неправославный обычай, кроме уставного положения?

инспектор шульц: САП пишет: Так откда они сие взяли? Больше не откуда! Браво! Логика железная!

САП: инспектор шульц пишет: Браво! Логика железная! А ты полагаешь, что от никонов!

инспектор шульц: От ветра главы своея. Немолящимся кланяться без крестного знамения -- от мирских? Или новоженам подавать на свещю -- от кого сей обычай? Или немолящимся кадить яица на Пасху? Или еще какую-нибудь глупость творить.. Не обязательно это внешнее влияние, часто обычаи странные и различные исходят изнутри.

САП: инспектор шульц пишет: От ветра главы своея. Бог весть. А может и правда: http://www.youtube.com/watch?v=PicGb8EntXw&feature=related Ветром в голову надуло

о.АлександрПанкратов: Еп. Арсений Уральский в своём "Уставе" пишет про целование икон на "начале" (правда, насколько помню, Триодь постная (см., напр., понедельник 1-й седм. Вел. поста) указует прикладываться только после ИСХОДНЫХ поклонов), что "мы сего не прияхом" от прежде бывших отец. Т.е. традиция эта утратилась уже ВЕСЬМА давно.



полная версия страницы