Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Когда в РПСЦ канонизировали прп.Нила Сорского? » Ответить

Когда в РПСЦ канонизировали прп.Нила Сорского?

САП: 7 мая по старому стилю (20 мая по новому) Преставление прп. отца нашего Нила Сорскаго, Белоезерскаго (1508).. Ведь до раскола он не был прославлен: В 1669 г., через 10 лет после освящения церкви, в ней над гробом Нила Сорского была устроена деревянная резная золоченая рака, где по сторонам в четырех кругах вырезали тропарь, кондак, икос преподобному Нилу и летопись - в каком году преставился преподобный (ФИРИ. Кол. 115, ед. хр. 681, л. 18 об.). Установка раки с такой подписью, как и строительство храма, могла проходить только по благословению архиерея, поэтому 1669 г. можно считать датой канонизации преподобного Нила Сорского как местночтимого святого - именно в этом году было дано благословение на почитание его как преподобного(что следует из подписи на раке). В 1682 г. при строителе Нило-Сорского скита Дионисии Москвитине был составлен канон Сорскому первоигумену. В описи монастырских книг за 1682 г. впервые упоминается "канон в тетратех в полдесть Чюдотворцу Нилу письменая письмо крупное три заставицы печатные переплетены в черной коже" (ФИРИ. Кол. 115, ед. хр. 689, л. 17). В 1686 г. при том же строителе в скиту преподобного Нила Сорского появилась первая икона с изображением старца Нила: "образ на гроб преподобнаго отца нашего Нила Чюдотворца писан на красках", опись монастырского имущества за этот год называет икону в разделе "вновь вкладные дачи" (ФИРИ. Кол. 115, ед. хр. 691, л. 31). Икону положили на раку преподобного. Откуда была привезена икона - неизвестно, вероятнее всего, действительно из Москвы и, очевидно, при содействии строителя пустыни - Дионисия, прозвание которого говорит о том, что он был родом из Москвы или приехал в скит из какого-то московского монастыря. Известия о почти одновременном появлении канона и иконы с образом преподобного Нила Сорского очень важны. Они доказывают, что в конце ХVII в. составляется молебная служба Сорскому подвижнику с обращением к нему как к святому, ибо основная мысль всякого канона - просьба о заступничестве: "Моли, молимтися, припадающа чада твоя, сохранитися нам, стаду твоему, от всякого навета и злых обстояний видимых и невидимых враг" (кондак XVII в. преподобному Нилу Сорскому)190. Икона же, по своей сути, является именно молебным образом. Поэтому появление иконы и канона подтверждает факт канонизации и позволяет датировать ее 60 - 80-ми гг. XVII в. http://www.krotov.info/history/16/1/romanenk.html

Ответов - 52, стр: 1 2 All

о.АлександрПанкратов: Передо мной старообрядческий ("рогожский") календарь на 1915 год, с. 11: "7 мая. Препод.Нила Сорскаго(1508 г.)".

САП: о.АлександрПанкратов пишет: Передо мной старообрядческий ("рогожский") календарь на 1915 год, с. 11: "7 мая. Препод.Нила Сорскаго(1508 г.)". Ето понятно, а когда канонизировали, в каком году? Никоны пишут тако: Мы вообще не знаем, когда именно произошла канонизация, - в конце XVIII или в XIX в.", ее санкционировал Синод в "Верном месяцеслове" 1903 г. http://www.krotov.info/history/16/1/romanenk.html

Иерей Вадим: Насколько помню, в рукописных святцах имя прп.Нила встречается с 16 века. В старообрядческом сочинении 17 века "Описание о русских святых" он также упомянут. Простите Христа ради.

САП: Иерей Вадим пишет: в рукописных святцах имя прп.Нила встречается с 16 века. В старообрядческом сочинении 17 века "Описание о русских святых" он также упомянут. Точные ссылки (цитаты) не приведете? Заволоко писал, что прп.Нил до раскола не почитался. http://staropomor.ru/Ist(6)/perepiska.html

о.АлександрПанкратов: Есть такой известный источник древнерусской агиографии - старообрядческий рукописный иконописный подлинник XVIII в., изложенный в форме месяцеслова, который до 1917 г. хранился в частном собрании Филимонова (его и называют обычно "Филимоновским"; не вем, к сожалению, сохранился ли он доселе). Так вот, под 7-м мая там (если верить некоторым исследователям конца XIX столетия) память преп. Нила сорскаго такожде имелась.

САП: о.АлександрПанкратов пишет: старообрядческий рукописный иконописный подлинник XVIII в. Вполне возможно, ведь он датируется 18в., а иконы прп.Нила широко известны в народной среде, много литых икон с изображением прп.Нила, но прославили то его никониянские архиреи, после раскола, вот по етому и возник вопрос, когда его прославили наши архиреи, или позаимствовали у никониян?

о.АлександрПанкратов: У нас, насколько знаю, всегда было принято доверять дониконовским источникам, поэтому вписанных туда древних святых наши архиереи не "перепрославляли". А просто почитали угодников Божиих, следуя примеру благочестивых предков.

САП: о.АлександрПанкратов пишет: всегда было принято доверять дониконовским источникам, поэтому вписанных туда древних святых наши архиереи не "перепрославляли". Вот в етом и вопрос, в каких достоверных дораскольных источниках (святцах) прп.Нил помянается как прославленный святой?

Severo: Опять же как с Максимом Греком, Заволжские старцы были в опале у власти, за свои взгляды, но не у народа. У Федотова "Святые древней Руси" есть целая глава посвященная прп. Нилу. http://www.vehi.net/fedotov/svyatye/10.html Просмотрел сам, ничего внятного. Но факт опалы властей на преподобного - на лицо. Нестяжательство и призыв к нему всего монашества обратил против него многих (Все знают о иосифлянах - победивших и заволжских старцах - проигравших в этом споре).

САП: Severo пишет: Но факт опалы властей на преподобного - на лицо. Да, но к слову сказать прп.Максим стали почитать местночтимым святым сразу после успения: в 15б4 г. его изображение появляется на стенах паперти Благовещенского собора Московского Кремля, в ХVII в. его образ пишется на фресках Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, Софийского собора в Вологде. С этого времени пишутся его изображения на миниатюрах, появляются иконы преподобного с нимбом. В 1694 г. имя Максима Грека вносится в иконописный подлинник. Канонизации прп. Максима как местночтимого послужило чудо, связанное со спасением царя Феодора Иоанновича от смерти во время осады Юрьева (Тарту).

о.АлександрПанкратов: Так написал же выше про "Подлинник" Филимонова. Он ведь старообрядческий, с более ранних переписанный (или с их использованием).

САП: о.АлександрПанкратов пишет: Так написал же выше про "Подлинник" Филимонова. Он ведь старообрядческий, с более ранних переписанный (или с их использованием). Подлинник 18в. ето согласуется с письменным свидетельством: В 1686 г. при том же строителе в скиту преподобного Нила Сорского появилась первая икона с изображением старца Нила: "образ на гроб преподобнаго отца нашего Нила Чюдотворца писан на красках",

Severo: о.АлександрПанкратов пишет: Так написал же выше про "Подлинник" Филимонова. Он ведь старообрядческий, с более ранних переписанный (или с их использованием). А где такой есть вообще? Увидеть где можно?

о.АлександрПанкратов: До 1917 г. был в частном собрании Филимонова и вроде бы публиковался. Где теперь - не вем. Может, сетевой поисковик что-нибудь выдаст на сей счёт?

САП: Severo пишет: А где такой есть вообще? Увидеть где можно? Купи - Цена: 71500.00 руб.! http://www.ozon.ru/context/detail/id/1610840/?type=3&img=1#pages

Игорь Кузьмин: Severo пишет: А где такой есть вообще? Увидеть где можно? С филимоновским не знаком, но у меня имеются фотокопии с рукописного Иконописного подлинника, если не ошибаюсь, выговского письма. Что Вас конкретно интересует в нем?

САП: Игорь Кузьмин пишет: у меня имеются фотокопии с рукописного Иконописного подлинника, если не ошибаюсь, выговского письма. Что Вас конкретно интересует в нем? А в нем имеется образ прп.Нила Сорского?

Severo: Игорь Кузьмин пишет: С филимоновским не знаком, но у меня имеются фотокопии с рукописного Иконописного подлинника, если не ошибаюсь, выговского письма. Что Вас конкретно интересует в нем? Все))) Проффесиональный вопрос скорее чем праздный)))

Anchorite: http://www.staropomor.ru/Ist(6)/perepiska.html Переписка Заволоко с Чувановым: "В очерке рассказывается о НИЛЕ СОРСКОМ: «ВОЗЗРЕНИЯ КОТОРОГО ВОПЛОТИЛИ ИДЕИ ИСИХАЗМА» (лист 6). Но ведь в наших святцах Нил Сорский не упоминается."

Severo: САП пишет: Купи - Цена: 71500.00 руб.! Нееее....на мед потом денег не хватит, а какую же мне медовуху зимой пить на печке?

САП: Anchorite пишет: в наших святцах Нил Сорский не упоминается. Да, но много медных литых образов прп.Нила у староверов всех согласий.

САП: Severo пишет: Нееее....на мед потом денег не хватит, а какую же мне медовуху зимой пить на печке? Дороговато?

Anchorite: САП пишет: Да, но много медных литых образов прп.Нила у староверов всех согласий. Так это может не Нил Сорский, а какой другой? Нил Постник, к примеру.

САП: Anchorite пишет: Так это может не Нил Сорский, а какой другой? Нил Постник, к примеру. На етой иконе может и Нил Столобенский(!) Медоста, Власия, Нила, Флора, Лавра, нередко изображаемых, как и в данном случае, на одной иконе. Их высокое заступничество охраняло хозяйство «от конскаго и скотскаго падежа». Память святых отмечается: Медоста (Следуя старообрядческой традиции, на иконе святитель модест назван "Медост". http://www.antikvarnaya-lavka.ru/goods.php/~/goods=174374/ ) архиепископа Иерусалимского (634 г.) — 31 декабря н. ст.; Власия епископа Севастийского (ок. 316 г.) — 24 февраля; Нила Столбенского (1667 г.) — 9 июня; Флора и Лавра (II в.) — 31 августа. http://www.icon-art.info/masterpiece.php?mst_id=2427 прп.Нил Столобенский кстати прославлен так же после раскола никониянскими архиреями! Прославление его святых мощей (ныне почивающих в Знаменском храме г. Осташкова) совершилось в 1667 году с установлением празднования 27 мая и в день преставления. А, то, что иконы прп.Нила Сорского были в употреблении можно увидеть например из статьи "Из опыта каталогизации коллекции медного литья Красноярского музея". (Исаев Н.Н.) (издательство Москва "Сол Систем" 1993г.). Он упоминает об изображениях прп.Нила Сорского на медных литых иконах, которые изъяли у староверов в 1952г. в региона Кежми-Богучан (низовья Ангары), там кстати в основном жили феодосеевцы.

Игорь Кузьмин: САП пишет: А в нем имеется образ прп.Нила Сорского? Там прорисей нет, но лишь краткое описание образа. Иконное описание преп. Нила Сорского имеется под 7 мая. "Преподобнаго нашего Нила Сорскаго чюдотворца. Подобием аки Ефрем Сирин на главе схима. Ин подлинник: Нил Сорский сед, брада Кирила Белоезерскаго курчевата, ризы преподобническия".

Anchorite: САП пишет: На етой иконе может и Нил Столобенский(!) В наших святцах (преображенское издание) 7 декабря и 27 мая Нил Столобенский не упоминается. САП пишет: А, то, что иконы прп.Нила Сорского были в употреблении можно увидеть например из статьи "Из опыта каталогизации коллекции медного литья Красноярского музея". (Исаев Н.Н.) (издательство Москва "Сол Систем" 1993г.). Он упоминает об изображениях прп.Нила Сорского на медных литых иконах, которые изъяли у староверов в 1952г. в региона Кежми-Богучан (низовья Ангары), там кстати в основном жили феодосеевцы. Так ети ученые ничего сами не понимают. Видят на иконе "ПР НИЛЪ" или "СП НИЛЪ" и пишут: на иконе изображен Нил Сорский. Изъяли у староверов они, понимаешь. Экспроприаторы хреновы.

САП: Игорь Кузьмин пишет: Иконное описание преп. Нила Сорского имеется под 7 мая. "Преподобнаго нашего Нила Сорскаго чюдотворца. Подобием аки Ефрем Сирин на главе схима. Ин подлинник: Нил Сорский сед, брада Кирила Белоезерскаго курчевата, ризы преподобническия". Спаси Бог за разъяснение!

Severo: САП пишет: Дороговато? Ну конечно))

САП: Anchorite пишет: Так ети ученые ничего сами не понимают. Видят на иконе "ПР НИЛЪ" или "СП НИЛЪ" и пишут: на иконе изображен Нил Сорский. Изъяли у староверов они, понимаешь. Экспроприаторы хреновы. Игорь Кузьмин пишет: фотокопии с рукописного Иконописного подлинника, если не ошибаюсь, выговского письма. Игорь Кузьмин пишет: Иконное описание преп. Нила Сорского имеется под 7 мая. "Преподобнаго нашего Нила Сорскаго чюдотворца. Подобием аки Ефрем Сирин на главе схима. Ин подлинник: Нил Сорский сед, брада Кирила Белоезерскаго курчевата, ризы преподобническия".

САП: Anchorite пишет: В наших святцах (преображенское издание) 7 декабря и 27 мая Нил Столобенский не упоминается. Он был местночтимым святым: Anchorite пишет: Исторически известно, что первая икона с изображением преподобного Нила (Столобенского) была написана в 1595 году иноками Тверского Оршина монастыря Иовом и Нифонтом со слов старцев, знавших почившего 40 лет назад старца и еще помнивших черты его лица. http://tver.eparhia.ru/sobyt/news_ep/?ID=216

САП: Anchorite пишет: Видят на иконе "ПР НИЛЪ" или "СП НИЛЪ" и пишут: на иконе изображен Нил Сорский. Кстати, так часто бывало с медными иконами, когда выливали новую икону из оттиска со старой, или при прочеканки старой, меняли имя над изображением, по недосмотру или еще как, ведь образ и надписи стирались, и становились плохо различимыми, по причине того, что иконы для блеска начищали перед праздниками.

Anchorite: Ну так в частном случае все могло быть. Это еще ничего не значит. У старопоморов Нил Сорский нигде не поминается и икон его нет и никогда небыло.

Anchorite: Как прославленный в лике святых, имеется ввиду.

САП: Anchorite пишет: У старопоморов Нил Сорский нигде не поминается и икон его нет и никогда небыло. А, то, что Игорь Кузьми привел из выговского рукописного Иконописного подлинника - ето не свидетельство о молитвенном почитании прп.Нила старопоморами?

Anchorite: Но ведь ето не значит, что такие иконы писались/отливались, и им поклонялись.

Anchorite: На Выгу могли быть даже еретические книги - когда например поморские ответы писались, ими могли пользоваться для опровержения. Но это же не значит, что по ним молились и службу правили, так?

Severo: Anchorite пишет: Но ведь ето не значит, что такие иконы писались/отливались, и им поклонялись. Вообще то иконописные подлинники для того и существуют, что бы по ним руководствоваться при написании икон и отливании образов святых. Если был в подлиннике - значит и иконы писали. И если он составлялся на Выге, т. е. писалось с той традиции изображения святого чьи иконы были на виду. Anchorite пишет: На Выгу могли быть даже еретические книги - когда например поморские ответы писались, ими могли пользоваться для опровержения. Но это же не значит, что по ним молились и службу правили, так? Этот пример не в кассу ту совсем. Вы знаете для чего иконописные подлинники нужны? Не для внешняго пользования как сочинения еретические например, а для внутряннего, для руководства как писать тот или иной образ святого ВНУТРИ пустыни. Или хотите сказать что на Выге для никониан книги делали? Может позже скажите что дрова сушили для сжигания староверов и пищали делали для растрела их?

Anchorite: Так я к тому, что етот подлинник не обязательно мог быть Выговским. Может попал как - то. не факт, что по ниму иконы писали. Вы видели хоть одну поморскую икону Нила Сорского? Severo пишет: Может позже скажите что дрова сушили для сжигания староверов и пищали делали для растрела их? Ну вот ето к чему, я не пойму?

САП: Anchorite пишет: Так я к тому, что етот подлинник не обязательно мог быть Выговским. Может попал как - то. не факт, что по ниму иконы писали. Вы видели хоть одну поморскую икону Нила Сорского? Наиболее ярким подтверждением того, что интересы Выга не ограничивались только северным регионом России (при безусловном тяготении к нему в плане почитания севернорусских подвижников и севернорусских монастырских центров, прежде всего Соловецкого), служит «Слово воспоминательное о святых чудотворцах, в России воссиявших» Семена Денисова. Написанное в 30-е гг. XVIII в., оно включает панегирики 176 русским святым (заметим, что это наиболее полный круг по сравнению с предшествующей литературной традицией: Григорий Суздальский в «Слове на память всех святых новых чудотворцев российских» прославлял 61 подвижника, соловецкий книжник Сергий Шелонин в «Похвальном слове русским преподобным» – 76 и в «Каноне всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим» только упоминал 156 имен). Старообрядческий писатель опирался не только на агиографические памятники, но и на местные устные предания о подвижниках, которые выговцы также собирали по всей России. Показательно, что в число святых, которые оказались неупомянутыми даже в Каноне Сергия Шелонина (56), вошли помимо севернорусских, новгородских и псковских подвижников также Нил Сорский, Иоасаф Каменский, Галактион Вологодский, Дионисий Радонежский, Трифон Вятский, Иринарх Ростовский, Авраамий Чухломской, Паисий Галичский, Касиан Угличский, Паисий Учемский, Андриан Костромской (Монзенский), Иаков Костромской (Железноборкский), Пахомий Нерехтский, Евдокия (в иночестве Евфросиния) Московская, супруга Димитрия Донского; Елена, московская игумения; Анна Кашинская, Иулиания Муромская, Варсонофий и Герман Казанские, князья Игорь Ольгович Киевский, Василий и Константин Ярославские, Игнатий Угличский, варяги-мученики Феодор и Иоанн, Евстратий Печерский, Авраамий Владимирский, Роман Рязанский, Исидор Ливонский, Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские, Иоанн, Стефан и Петр Казанские. http://kizhi.karelia.ru/specialist/pub/library/rjabinin2007/6_book/juhimenko.htm

САП: Игорь Кузьмин прислал из Выговского иконописного подлинника 7 декабря указ о прп.Ниле Столобенском.



полная версия страницы