Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Крылос или клирос? » Ответить

Крылос или клирос?

Jora: Как правильно? По логике, клирос, от "клир", как учиненная для пения и чтения часть молящихся. А "крылос" – в простонародье? Два крыла молитвы? P.S. Конечно, антиклерикала "миню", наверное, воротит от любых форм этого слова…

Ответов - 20

Severo: А еще есть кумпол, феноль и т.д.

Severo: народ так и говорит "ща как дам по кумполу", а еще есть орарь и уларь

Jora: ... кадило и кандило, патрахиль и епитрахиль.


Андрей изограф: А ещё есть не хоругви а фируги

о.АлександрПанкратов: ... Один покойный уже старичок говорил не "хоругви", а "хирурги", а епитрахиль одна бабушка называла "фартук":) Далее. "Кадило" - это которым кадят священнослужители, а "каНдило" - большая подвесная лампада с местами для установки свечей, практически подвесной подсвечник. Т.е. это РАЗНЫЕ слова, обозначающие РАЗНЫЕ предметы. "Орарь" - никонианский вариант, "уларь" - дораскольный (см. старопечатные "Служебники"). Не всё так уж несерьёзно.

Severo: о.АлександрПанкратов пишет: "Орарь" - никонианский вариант, "уларь" - дораскольный (см. старопечатные "Служебники") надо посмотреть

Jora: о.АлександрПанкратов пишет: "Кадило" - это которым кадят священнослужители, а "каНдило" - большая подвесная лампада с местами для установки свечей, практически подвесной подсвечник Да, это я запамятовал...

А. Емельянов: Два крыла молитвы? А почему именно два крыла? Еще певчие и на хорах пели помимо клиросов (крылосов).

Jora: А. Емельянов пишет: певчие и на хорах пели Это как? Как у никониан? У нас же только бывает "оба лика совокупльшеся", катавасию, например?

А. Емельянов: В общем и целом Вы правы. Уставы повелевают петь двумя ликами совокупльшеся. Но ещё в дораскольные времена всё-таки пели на хорах. Правда, то было не всеобдержная практика, а лишь прерогатива патриаршьих и царских богослужений. И сейчас, думаю, нет ничего зазорного если пение на хорах будет время от времени практиковаться в старообрядческих кафедральных соборах.

Jora: А. Емельянов пишет: ещё в дораскольные времена всё-таки пели на хорах Не знал. Свидетельсво не приведёте?

о. Андрей: У нас в Малиновом скиту хоры. Храм построин до революции на средства Бугрова. В Гжели тоже хоры.

А. Емельянов: Приведу, но как-нибудь попозже. Надо кое-что перечитать... Хотя сие подтверждал и исследователь в области древне-русского пения Н.Г Денисов (сам, к стати, старообрядец).

Jora: о. Андрей пишет: В Гжели тоже хоры. Да, сам видел. Но с хорами выполнение устава как-то осложняется? Те же катавасии? Антифоны как петь? Стоя по двум углам хоров? Я не хочу похулить архитекторов этих храмов, но как-то непривычно. И едва ли соответствует Церковному Оку, как мне кажется.

Jora: А. Емельянов, Вы зарегистрироваться не желаете?

василий: А что такого необычного, егда на хорах поют, для того оне и хоры, а не для того чтоб детки бегали там... А пение на один лик (клирос, крылос) тоже едва ли соответствует ,,Оку,,..но что делать...

Jora: василий пишет: пение на один лик (клирос, крылос) Да понятно, время такое, оскудение... Я вот просто думаю: энти пресловутые хоры - не веяние ли никониан? Как и длинные волосы попов, и руки для благословения лодочкой?

василий: Длиные волосья у священства были и до никониан... Лодочек у нас несть, не встречал. А ХО́РЫ — открытая верх. галерея в интерьере церк. и гражд. зданий. Аналогом в зап.-европ. архитектуре являются эмпоры. В больших храмах Византии и Др. Руси Х. имели П-образную форму и устраивались над сев., зап. и юж. нефами (Софийские соборы в Константинополе, Киеве, Новгороде). Позднее в храмах меньшего размера Х. располагаются только над зап. нефом и лишь центр. частью открываются в интерьер храма, угловые же ячейки оформляются в виде замкнутых помещений и используются под ризницу и приделы. Со 2-й пол. 15 в. Х. в др.-рус. храмах перестают быть обязательным эл-том интерьера и постепенно исчезают. Начиная с елизаветинского барокко Х. снова становятся эл-том храмового интерьера.

о.АлександрПанкратов: И в Византии, и в Древней Руси, и в старообрядчестве хОры в церквях - место не для певчих, а для молящейся знати - князей, бояр, царей, а после раскола - для сановных гостей не из числа старообрядцев. На Рогожском и поныне на хОры заводят видных госчиновников и иностранных гостей, желающих понаблюдать за старообрядческой службой. Пение же там - безусловно, влияние никониан. А те, в свою очередь, восприняли сие от католиков (как и много чего ещё).

А. Емельянов: Jora пишет: А. Емельянов, Вы зарегистрироваться не желаете? Пожалуйста.



полная версия страницы