Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Епитимия » Ответить

Епитимия

грешник: Какими епитимийниками руководствуются сейчас древлеправославные пастыри?

Ответов - 19

Иерей Вадим: Номоканоном при Потребнике и Кормчей.

грешник: Допустим, что христианин нарушил пост, какая епитимия?

САП: грешник пишет: Допустим, что христианин нарушил пост, какая епитимия? От духовного отца зависит, с 16в. былии допущены значительные послабления: «Исповедь в России в XIV-XIXвв.» Корогодина М.В. Система Иоанна Постника радикально отличалась от системы, предложенной Василием Великим. У современников и потомков она вызывала противоречивые чувства. Наиболее точно отношение к ней выразил Никон Черногорец, который, с одной стороны, порицал систему Иоанна Постника, говоря, что она своими послаблениями многих погубила; но, с другой стороны, признавал, что, по слабости человеческой, на практике приходится использовать именно такие епитимьи. На Руси вплоть до XVII в. встречались духовники, отрицательно относившиеся к Постниковой системе, но в целом в русской практике преобладали мягкие епитимьи. Постникова система оказалась более гибкой, поскольку позволяла рассматривать на исповеди мелкие прегрешения и назначать за них небольшие епитимьи. Так, за некоторые незначительные грехи в XVI в. могли дать трехдневную епитимью или даже назначить однодневный пост. Соф.839,. л.195об.-197. (середина XVIв.) Въпрос к мужем. Глаголет священник сам по едину греху, вопрошати тихим гласом: 1. Како, господине и брате, первое доиде греха: блуда ради, с законною женою? 2. Аще ли со двема или со трема прежде поятия своея жены соблудил, пост 3 лета; или с рабою своею, пост 40 днии. 3. Или ко волхвом ходил? – пост 6 недель. 4. Или с сестрою или з братънею женою? – пост 3 лета; или с мачехою или с падчерецею? – пост 2 лета; или со дщерию? - пост 5 лет; или во сне блуд сотворил? – 50 поклонов; или с животию – пост 40 днеи. 5. Или кого убил? – пост 5 лет о хлебе, а о воде 3 лета. 6. Или кого на пути вбил еси? - пост год. 7. Или от жены блуд сотворил? – пост 3 лета; или со черницею? – пост 5 лет; или со удовою? – пост год. 8. Или упилъся еси без памети? – пост 7 днеи. 9. Или созади был еси? – пост 40 днеи. 10.Или на восток мочилъся еси? – 100 поклонов. 11.Или во церкви повестовал? – 30 поклонов. 12.Или в неделю или во Осподскыи праздник блудил? – пост 40 днеи; или со тещею – 2 лета пост; или с кумою? – пост 5 лет. 13. Или помыслив на чюжую жену с похотию? – 70 поклонов. 14. Или что украл? – пост 40 днеи. 15. Или кого оклеветал? – пост 70 днеи. 16. Или объядся блевал? – пост 30 днеи. 17. Или во колодбе кого вкусил сесца? – пост 7 днеи. 18. Или был со женою, а забыся умыть? – пост 3 дни. 19. Или во сонмищи был со вдовою? – пост 12 днеи. 20. Или воступил на нагу с похотию? – пост 6 днеи. 21. Или дару ед блевал? – пост 3 дни. 22. Или отца или матерь клял? – пост 20 днеи. 23. Или чюжее запрел еси? – пост 40 днеи. 24. Или содомъскыи блуд сотворил? – пост 3 лета; или рукою блудил? – пост 3 дни. 25. Венчался еси с женою? Въпрос женам: 1. Како вопервых девьство твое блуда ради растлися или со законным мужем или со двема или с трема? – пост 3 лета; или с братом или с деверем? – пост год. 2. Или дитя некрещено уморила еси? – пост 40 днеи. 3. Или от мужа соблудила? – пост 3 лета; или в себе соблудила чим? – пост год. 4. Или отроча удавила еси? – пост 2 года. 5. Или на мужа лазила еси? – пост 5 лет; или созади была? – 100 поклонов; или нечиста бывши с мужем блудила? – пост 2 лета; или в неделю или в Господскыя праздникы соблудила? – пост 7 днеи; или с кумом? – пост 5 лет. 6. Или соблудивши забылася умытися? – пост 3 дни. 7. Или на ногу с похотию вступила еси? – пост 6 днеи. 8. Или во стречю веруеши? – пост 6 днеи. 9. Или едши блевала? – пост 40 днеи. 10. Или в колени плесала? – пост 6 днеи. 11. Или запрелася чюжаго? – пост 40 днеи. 12. Или зелие ела еси молока деля, или дитя расказила еси в собе? – пост год. 13. Или впилася еси бес памети? – пост 7 днеи. 14. Или мывшися молоком или медом давала пити милости деля? – пост 5 недель. 15. Или мывшися в кацем судне пила? – пост 6 днеи. 16. Или како навузы носила еси? – пост 40 днеи. 17. Или во яды чары деяла еси? – пост 2 лета. 18. Или с чернцем или с попом или со дияконом сотворила еси блуд? – пост год. 19. Венчалася ль еси с мужем своим?


Konstantino: Хотелось бы рассмотреть традиции епитимий ну и сделать хоть какие то выводы.

Konstantino: не знаю как разместить этот труд но дам на него ссылку Как правильно молиться епитимию В данном труде дано интересное учение о епитимии. Оказывается епитимия это наказание. По тексту дальше видно объем наказания.

Konstantino: на форуме http://pashalia.myqip.ru/?1-7-0-00000001-000-0-0-1348466400 в конце темы "Был ли на Исповеди Иоанн Златоуст?" как раз подошли к вопросу о наказании. Напомню: О значении Иом-Киппура в эпоху после разрушения Второго храма и упразднения жертвоприношений Мидраш и раввинистические авторитеты говорят: «Иом ха-киппурим сам по себе искупает грехи человека» (Сифра, Ахарей мот 8:1; Майм. Яд., Хилхот тшува 1:4). Однако представления об очищении и искуплении грехов, аналогичные представлениям других ближневосточных народов древности, отличаются у евреев тем, что отождествляются с раскаянием. Действенность Иом-Киппура как Дня всепрощения обусловлена чистосердечным раскаянием в грехах (Иома 8:8, 9; Майм. Яд., Хилхот тшува 1:2–4 и во многих других местах). Но и такое раскаяние имеет силу лишь в отношении проступков против Бога (аверот ше-бейн адам ла-маком), а в отношении обиды и ущерба, нанесенного ближнему (аверот ше-бейн адам ле-хаверо), раскаяние спасительно лишь тогда, когда ему предшествуют возмещение убытка и прощение со стороны потерпевшего (Иома 8:9; Майм. Яд., Хилхот тшува 2:9). Во многих общинах каждый молящийся, войдя в синагогу, опускается при всех на колени и, произнося шепотом формулу покаяния, принимает отшаммаша 39 ударов (малкот) ремнем по плечу, символизирующих предписанное Торой наказание за определенные виды прегрешений, ашаммаш каждый удар сопровождает словом из трижды произносимого стиха в 13 слов (на иврите): «А Он, милостивый, прощает грех и не губит, многократно отвращает гнев Свой и не проявляет всей суровости Своей» (Пс. 78:38). http://www.eleven.co.il/article/11803

Konstantino: Konstantino пишет: Во многих общинах каждый молящийся, войдя в синагогу, опускается при всех на колени и, произнося шепотом формулу покаяния, принимает отшаммаша 39 ударов (малкот) ремнем по плечу, символизирующих предписанное Торой наказание за определенные виды прегрешений, ашаммаш каждый удар сопровождает словом из трижды произносимого стиха в 13 слов (на иврите) НАКАЗА́НИЕ (עֹנֶשׁ, онеш), кара за несоблюдение законодательных норм, предписывающих или запрещающих совершение определенных действий. http://www.eleven.co.il/article/12900 Наказание согласно библейским законам. Источник сведений о наказании в еврейском законодательстве библейской эпохи — своды законов, включенные в Пятикнижие, а также отдельные замечания, разбросанные по другим книгам Библии. Наказание за преступления перед Богом (в том числе за нарушения правил культа и других религиозных предписаний, таких как запрет идолопоклонства, законы о ритуальной чистоте, кашруте, жертвеннике и жертвоприношениях, о кохенах и левитах, и т. п.) перечислены в основном в книгах Исход, Левит, Числа и Второзаконие, однако наказание за нарушение заповеди обрезания упоминается уже в книге Бытие (17:10–14). Наказание за преступления против ближнего, семьи или общества (убийство, кража, присвоение чего-либо силой, обман, неуплата за исполненную работу, причинение другим телесных увечий или нанесение ущерба имуществу, кровосмешение и прелюбодеяние (см. Половая жизнь), изнасилование или совращение, хула на доброе имя жены, занятие колдовством и т. п.) названы главным образом в книгах Исход, Левит и Второзаконие, и лишь одно из них (наказание за кровопролитие) — в книге Бытие (9:5–6). В Пятикнижии упомянуты и наказания за конкретные проступки, не связанные с определенными законами, как наказание, ниспосланное Богом Надаву и Авиху, принесшим пред Господом «огонь чуждый, какого Он не велел им» (Лев. 10:1–2), а также Корею и его сообщникам, восставшим против Моисея и Аарона (Чис. 16). Описаны и обряды, которые могли привести к наказанию или искупительному жертвоприношению: таковы испытание водой женщины, заподозренной мужем в измене (Чис. 5:11–31), и обряд, совершавшийся в случае, если находили труп человека, убитого неизвестно кем (Втор. 21:1–9). В случае непреднамеренного убийства библейский закон заботился о спасении убийцы от кровной мести, предписывая прятать его в одном из городов-убежищ. Преступления перед Богом. Осознание греха в иудаизме тесно связано с представлением о бесконечном разрыве между величием и святостью Бога, с одной стороны, и ограниченностью сил и разума человека, с другой. Ощущение этого разрыва — одна из центральных тем дискуссии между Иовом и его друзьями; оно проявляется и в видении посвящения в пророки Исайи (глава 6), который чувствует себя погрязшим в грехах своего народа, а также в покаянии царя Давида в грехе с Бат-Шевой (Пс. 51). Наиболее тяжелым из упоминаемых в Библии наказаний, таким, как карет и смертная казнь, подвергались: богохульники; поклоняющиеся идолам или подстрекающие к этому других; лжепророки; приносящие (или посвящающие) детей Молоху; нарушители предписаний, связанных с соблюдением отдыха в субботу; преступающие закон обрезания; едящие квасное (см. Хамец) в праздник Песах. Кн. I Ц. (21:10) свидетельствует о существовании древнего закона или обычая (выведенного, видимо, из фразы «Начальника в народе твоем не поноси», Исх. 22:27), который осуждает на смертную казнь человека, ругающего царя; заповедь «поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой» (Втор. 17:15) позволяет отнести поношение царя к числу преступлений перед Богом. Преступления против ближнего. Тягчайшими из них считались убийство (см. также Кровь), кровосмешение и прелюбодеяние, мужеложство и скотоложство. Все эти нарушения Библия сурово осуждает (Лев. 18:2–30; 20:10–23); за них полагается карет или смертная казнь (см. выше). Казни подлежит также: поносивший или бивший родителей; «непокорный сын» (бен сорер у-море); человек, изнасиловавший обрученную девицу (при определенных обстоятельствах, например, недостаточном сопротивлении, казни подвергается и сама девица — см. Втор. 22:23–24); причинивший побоями смерть беременной женщине; обесчестивший дочь кохена; похитивший и продавший человека; «строптивый старец» (закен мамре), то есть влиятельное лицо, призывающее к неповиновению решениям суда (библейское обоснование этого закона — Втор. 17:8–12).

Konstantino: Можно конечно долго разсуждать о епитимии как о наказании, о отдании долга Богу за прощение грехов, но в теме http://drevlepravoslavie.forum24.ru/?1-1-0-00001379-000-0-1-1351771416 Сергий Аветян приводит исследование о «Молитва о кающихся: Боже спасителю наш, иже пророком твоим Нафаном, покаявшемуся Давиду о своих согрешениих...». Из исследования видно, что Церковь первого тысячелетия именно как милость Божию понимала оставление грехов и не содержит "разрешительного священнического всепрощения". Если сам Бог милует, то кто имеет силу назначать (давать) еще какие то наказания/епитимии? И откуда берется наказание/епитимия если сам Бог ее не дает?

Konstantino: У попов на выше заданные вопросы иная версия. Один из попов РПсЦ Саша Панкратов оперируя словами которые приписывают Златоусту: считает что "...по канонам забота о содержании священнослужителей есть християнский долг. И если кто-то его не исполняет, то тут не только земной, Небесный Архиерей потребовать может...". С таким подходом не удивительно, что появляются молитвы священника, содержащие "разрешительную формулу" оставления грехов, а потом и право налагать епитимии. Другие же придумали индульгенции. «Индульгенция - это отпущение перед Богом временной кары за грехи, вина за которые уже изглажена; отпущение получает христианин, имеющий надлежащее расположение, при определенных обстоятельствах через действие Церкви, которая как распределительница плодов искупления раздает удовлетворения из сокровищницы заслуг Христа и святых и правомочно наделяет ими». «Индульгенция может быть частичной или полной, в зависимости от того, освобождает ли она частично или полностью от временной кары за грехи» «Каждый верующий может получать индульгенции (...) для себя или применять их к умершим» Индульгенция, получаемая от Бога через Церковь. "Индульгенция дается Церковью, которая в силу власти связывать и разрешать, дарованной ей Христом Иисусом, действует во благо христианина и открывает перед ним сокровище заслуг Христа и святых, чтобы верующий получил от Отца милосердия отпущение временной кары за грехи. Таким образом. Церковь хочет не просто прийти на помощь христианину, но также и побудить его к совершению богоугодных дел покаяния и милости. Поскольку усопшие верные, проходящие очищение, также являются членами общения святых, мы можем помочь им, среди прочего, обретая для них индульгенции, - так, чтобы они были освобождены от временной кары за свои грехи. http://www.cathmos.ru/files/docs/vatican_documents/cce4/0222.htm http://www.pravoslavie.ru/archiv/indulgreek.htm

Сергiй Аветянъ: Konstantino пишет: Можно конечно долго разсуждать о епитимии как о наказании Понимаешь, Кость, вопрос о епитимии не так прост. В своём начальном значении - это отлучение от церковного общения. Само слово "епитимия", как правило и переводится, как наказание. Может ли в качестве наказания выступать усиленное богообщение (молитва) - это вопрос спорный (по крайней мере для меня). Жрец Вадим, конечно лукавит, когда говорит, что современная РПСЦ руководствуется Номоканоном приписываемым Иоанну Постнику и Кормчей. Правильнее было бы сказать, "говорим, что руководствуемся" а на самом деле каждый поп поступает по своему разумению. Сразу поясню относительно Иоанна Постника: Цитируется по: (М.Арранц SJ. "Избранные сочинения по литургике. Введение в таинства Византийской традиции", Том V, Москва- Рим, 2003 г.) По большому счёту, сейчас все чада РПСЦ находятся под постоянным отлучением от поста до поста. И, что самое смешное, на вполне каноническом основании: пропустив три причастия подряд они отлучаются на основании апостольского правила (молча и по факту), ну а потом всё чин чином - говение и т.п. для возвращения. Таким образом от поста до поста в "церкви" по устроению РПСЦ пребывают исключительно попы, что и видимым образом обозначается, когда на возглас "Двери! Двери!" (обращённый вроде как ко внешним дверям храма) затворяются царские врата и "верные" причащаются в алтаре в то время как все "негласно отлучённыё", как и положено находятся за дверями. Говорить о епитимьи отдельно от разговора об общей эволюции чина исповеди и превращения его в таинство, которое может совершить лишь жрец (а первоначально епископ, да и сейчас попы перед постом благословляются у епископа, а он как-бы делегирует им свои полномочия)- безсмысленно. Кто хочет - может сделать это здесь: Был ли на Исповеди Иоанн Златоуст? Для тех же кто интересуется современной традицией можно лишь привести современную традицию. В РПСЦ, у "благочестивых попов" принято, чтобы каждый прихожанин имел епитимью, просто по традиции. Мне накатили сразу по крещении, да так, что на следующей исповеди поп сам удивился: "Кто ж это тебе так навернул?", а когда вспомнил, что он и навернул, сказал: "Ну ничего, ничего - годок потерпи, потом ослабим". Со строгостью епитимьи - тут уж как повезёт и на какого попа нарвёшься. Были и такие, у которых целые тетрадки с поводами написаны: за такую колбасу столько, за эдакую вот столько и т.д. Некоторые даже соревновались, кто круче и больше епитимий наложит. Результат один - люди, полагая, что они в Церкви находятся вне её, годами, а иногда и всю жизнь, т.к. вне полноценного евхаристического общения нет Христовой еклессии, где Он пребывает по своему обетованию, среди согласных о Христе Исусе.

Konstantino: Сергiй Аветянъ пишет: вопрос о епитимии не так прост. А для меня пока он видется очень простым. Если первые христиане не исповедывались никому то так и жили. А жили то они общинами и община по делам каждого понимала будет ли этот член общины и дальше в общине. Поэтому Сергiй Аветянъ пишет: отлучение от церковного общения. могло быть единственным наказанием.

Сергiй Аветянъ: Konstantino пишет: могло быть единственным наказанием. Согласен. Вопрос в другом, каковы критерии обратного приятия в общение? Помнишь, например, рассказы о споре с кафарами? Огосударствление церкви и устройство публичного богослужения неизбежно повлекло за собой формализацию наказания. Беда только в одном - люди при этом лишались ЕДИНСТВЕННОГО верного правИла и помощи, и фактически обрекались на исправление вне Христа. Тем самым менялась суть христианства.

Сергiй Аветянъ: Konstantino пишет: А для меня пока он видется очень простым. А для меня нет. Видишь ли, раздел этот о канонах чинах и традициях древлеправославия. И ответить на поставленный о епитимьи вопрос (именно ответить, а не рассказать о совершенно другом под темже названием) можно только выяснив, с какого времени это "древле" считать. И если, например, XV-XVI век это "древле", то что было до этого и почему оно иногда совсем другое? и почему новины XV века - это новины правильные, а последующие новины - неправильные? Ну и т.д. А ещё, понимают ли люди, что для Аввакума XV - XVI век это никакое не "древле", а книги если и править по древлехаратейным, то какое "древле" стояло за этим у Аввакума?

Konstantino: Сергiй Аветянъ пишет: Помнишь, например, рассказы о споре с кафарами? о кафарах я читал очень скудную информацию, а вот споры с ними не довелось видеть, слышать, участвовать

Дмитрий: А можно ли заменять епитимью в виде поста или поклонов другим богоугодным трудом. Например по медицинским показаниям, или потому что человек легко переносит пост и не чувствует в том труда?

САП: Дмитрий пишет: А можно ли заменять епитимью в виде поста или поклонов другим богоугодным трудом. Псалтырью, Исусовой молитвой.

Дмитрий: А милостыней, то есть помощью нуждающимся? Выкупом из рук никониян старинных икон для молитвы? Это можно вместо поста?

САП: Дмитрий постишься строго, а то, что мог бы потратить на вкусную еду для себя, отдаешь в милостыню.

Дмитрий: Постится не всегда возможно. Потому вместо поста выкупаю стариные меднолитые иконы, чтобы за границу не уходили. Чтобы их благодать намоленная в россии оставалась. Такая замена возможна?



полная версия страницы