Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Пост-есть ли послабления? Где правило, а где предрассудки? » Ответить

Пост-есть ли послабления? Где правило, а где предрассудки?

Любава: Здравствуйте! Недавно исповедовалась, очень хотелось причастится,но батюшка в нашей церкви причащает только тех, кто постится строго. Поэтому взрослые причащаются только в пост. Дело в том, что я боюсь сейчас строго поститься- жду ребёнка. Боюсь, что похудею и обострится болезнь. То есть от мяса я ещё могу отказаться и легко, а вот с молочным труднее. Я всегда думала, что пост это прежде всего духовное воздержание, а действия плоти должны быть в помощь духу. И Спаситель говорил: не то оскверняет, что входит в уста, а то, что выходит... И получается, если я не буду соблюдать диету во время поста- возьму на себя грех. Я согласна, что полный пост- эта вершина, к которой стоит стремиться, но разве не существует практики послаблений? И как беременные постились до 17 века? И ещё вопросы) удивило, что верующим нельзя держать в доме собаку, мыться по выходным. Всегда думала, что это околоцерковные предрассудки. А собака считалась нечистым животным у иудеев...какое это имеет отношение к личному спасению- не понимаю...

Ответов - 65, стр: 1 2 All

Евгения: Доброго здравия,сестрица. Глава 25-я. - о том, что родильнице не необходимо соблюдать узаконенные посты 8-е правило Тимофея Александрийского - жене, родившей в четыредесятницу Пасхи, повелевает не соблюдать узаконенного поста, но подкреплять себя, насколько можно, и употреблением вина, и умеренной пищей: ибо пост придуман для обуздания тела, а когда оно слабо, то не нуждается в обуздании, а в помощи, чтобы оздороветь и собрать прежнюю силу.Матфей Властарь

Любава: И Вам доброго здравия! Вот про послабления кормящим я слыхала. Но мне до этого ещё далеко... а как сейчас быть-не понимаю...

Любава: И вот написано: ибо пост придуман для обуздания тела, а когда оно слабо, то не нуждается в обуздании, а в помощи, чтобы оздороветь и собрать прежнюю силу вот я и говорю о том, что сил-то у меня не много сейчас... и возможно обострение болезни. неужели же моё желание оздороветь будет являться грехом?


Евгения: Глава 4-я. - о посте 69-е правило святых апостолов определяет, чтобы верные сорокадневный период времени пред святою Пасхою пребывали, без всякого послабления в усердии, в посте и воздержании, приводя на память те дни, в которые Господь, постом укрепившись по человечеству, победил нашего врага; а также и всякую среду и пяток каждой из прочих седмиц года наравне с днями четыредесятницы (повелевает правило) проводить в посте и сухоядении; а не соблюдающих поста во все сии дни (правило) подвергает: клириков - извержению, а мирян - отлучению, кроме тех, говорит, которым препятствует телесная слабость соблюдать пост: ибо пост придуман для укрощения прихотливой плоти; а когда она удручена болезнью, нет большой необходимости укрощать ее постом. Посему безрассудно было бы не удостоивать снисхождения немощных и допускающих употребление рыбной пищи; употребление же вообще мяса ничем не различается от нечестия, хотя бы кто, находясь при последнем издыхании, думал подкрепить себя употреблением его; а по субботам и воскресным дням четыредесятницы позволяется употреблять пищу в достаточном количестве, по 66-му (64-му) Апостольскому правилу, которое ищи в 37-й главе буквы K. Собственно узаконен один сорокадневный пост - пред святой Пасхой: ибо если бы были и другие посты, то упомянуло бы правило и о них. Впрочем, думаю, [Согласно с Вальсамоном.] что никто из благомыслящих не будет обвинять постящихся и в другие посты, т.е. в пост святых Апостолов, Успения Святыя Богородицы и Рождества Христова. Ищи еще в 37-й главе буквы K 15-е правило святого Петра Александрийского. А десятое (пр.) Тимофея Александрийского - истощенному болезнию употреблять вино и елей в постные дни пред Пасхою считает делом правым, и (позволяет) держаться узаконенного сухоядения не по примеру других, а "сколько возможет понести", - или разрешать на каждый день, или через день, по рассуждению того, кому он предоставил устроение своих помыслов. [Добавление - из Вальсамона] Ищи еще 25-ю главу буквы G. Матфей Властарь Любава пишет: Но мне до этого ещё далеко... а как сейчас быть-не понимаю... А как священник объясняет пост в таком положении? В чем его смысл? Ведь пост для удручения,а сама беременность-это уже само по себе бремя и нелегкое..Да и к тому же не одна она уже женщина,но в ней живет другой человек,начало которого от самой матери,тоесть от нее берет для себя силы...

Любава: Евгения, неужели правда- отлучение?! и сейчас отлучают? Евгения пишет: употребление же вообще мяса ничем не различается от нечестия, хотя бы кто, находясь при последнем издыхании, думал подкрепить себя употреблением его А это не фанатизм? Честно говоря, не могу вместить... Разве не духом главное поститься? А что бы жизнь Богом данную сгубить, лишь бы не оскоромиться... Не могу поверить, что Богу это будет угодно. Священник мне ничего не объяснил, просто сказал- соблюдай- причащу. То есть если не буду поститься- это грех. Впрочем о болезни я ему не говорила подробно... На женском старообрядческом форуме мне ответила женщина, что не постилась при беременности из-за плохого самочувствия и потом каялась в этом.

Любава: Получается, несколько лет,пока не восстановлю здоровье буду без причастия ходить

Евгения: Любава пишет: Священник мне ничего не объяснил, просто сказал- соблюдай- причащу. То есть если не буду поститься- это грех. Впрочем о болезни я ему не говорила подробно... Вы попробуйте с ним обстоятельно пообщаться и о болезни скажите..

Любава: Да, Евгения, видимо это будет вернее всего. А что думаете насчёт мытья и собак? вообще интересно- существует ли сейчас в староверчестве живое действующее богословие, которое может ответить на такие вопросы...

Евгения: Любава пишет: А что думаете насчёт мытья и собак? Мыться по выходным-это наверно Вы имеете ввиду о дне воскресном? «Один день недели, – который называется Господним, потому что посвящается Господу, воскресшему в оный из мертвых, и тем общее всех воскресение предуказавшему и в нем предуверившему, – этот день святи святи (Исх. 20, 10 – 11), и никакого житейского дела в оный не делай, кроме необходимых, и всем, кои под тобою и с тобою, давай покой, чтоб вместе славить стяжавшего нас своею смертью и воскресением своим совоскресившему наше естество. Воспоминай будущий век и поучайся во всех заповедях и оправданиях Господних; и самого себя испытуй, не приступил ли или не оставил ли чего, и исправь себя во всем. Посещай в день сей храм Божий, и будь на всех службах церковных; причащайся Святого тела и крови Христовой, и начало полагай исправнейшей жизни; обновляй себя и уготовляй к принятью будущих вечных благ, ради которых земным не пользуйся на зло даже и в прочие дни; в день же Господень, чтоб Богу приседеть, совсем все то оставляй, кроме необходимейшего, без чего жить нельзя. Имея таким образом Бога местом прибежища, ты не преступишь заповеди, огня страстей не возжжешь, и бремени греха на себя не возьмешь; и тако освятишь день субботний, субботствуя не деланием зла. – Дню Господню уподобляй и великие узаконенные праздники, то же в них делая, и от того же воздерживаясь.» Св.Григорий Палама О собаках-знаю что и священники держат,но только в определенном месте-во двору. Запрещено держать в своих домах собак, как было записано в Уставе церкви, «по причине шума, который производят эти животные, так и по причине их непотребного поведения».

Алексей Муравьев: Что касается беременности, то по церковным правилам беременным женщинам пост послабляется. Для этого не надо просить попа. Это можно сделать и самому. И каяться в этом тоже не след - ты же ничего не нарушаешь. Что касается мытья и псов - мыться в воскресение, думаю, можно по правилу св. Тимофея о омовении рта даже перед причастием. Нельзя работать в этот день. Пса принято было держать не в доме, а на дворе или в сенях. Но это обычай, а не каноническая норма.

Любава: Алексей Муравьев, согласна с Вами! Вот именно что- обычай. Но священник меня об этом спрашивал на исповеди. То есть это вроде как грех!( хотя я сама собак не держу) а ещё на моё изъявление исповедоваться почаще( вообще думала несколько раз в месяц, что бы бдить ), батюшка сказал: зачем так часто, раз в год достаточно. очень я удивилась...

САП: Любава пишет: Вот именно что- обычай. Но священник меня об этом спрашивал на исповеди. То есть это вроде как грех! Шестого Вселенского собора правило 61. И тем, кто поддался волхвованию или так называемым мудрецам (или иным таковым же, которые могут предсказывать), если кто захочет раскрыть неведомое по первой, полученной от святых отцов заповеди - пусть следует правилу канона: на шесть лет они лишены причастия, как и те, кто водит медведей или другого какого зверя на развлеченье толпе и для заработка, кто предсказывает судьбу при рождении и родословную по звездам, и подобными речами вводит народ в заблужденье. Гадающие по облакам, чародеи, создатели амулетов и волшебники, этим занятые и не отступающие от пагубных сих языческих дел, - изгонять таковых повсюду из церкви требуем, как и повелевает закон священнику. "Что общего у света со тьмой?" - как сказал апостол, и как сочетается церковь божья с идолами языческими? какое соучастие верному с неверным? какое согласие Христу с дьяволом? Толкование. Те, которые следуют пагубному колдовству, ходят к волхвам и колдунам или приглашают их в дом свой, желая узнать через них неизреченное нечто, как и те, кто кормит и держит медведей или каких-нибудь псов или ловчих птиц для охоты или развлечения и для прельщения толпы, или верят в судьбу и в родословцы, то есть в рожаниц, и в колдовство по звездам и гадают по облакам бегущим, - всех, творящих такое, повелел собор на шесть лет отлучать от причастия, пусть четыре года стоят с оглашенными, а остальные два года - с верными, и тем самым сподобятся божественных даров. Если же не исправятся они и после отлучения и языческого обмана не оставят, то от церкви - везде и всегда - пусть изгонятся. О волхвах и колдунах говорили богоносные отцы и церковные учителя, а больше всех Иоанн Златоуст говорит: те, кто занимается волшебством и колдовство творит, если даже они и изрекают имя святой Троицы, если даже и творят знамение святого креста Христова, - все равно подобает их избегать и от них отвращаться. Кроме того есть чин об освящении храма после того как в него вскочит пес, а дом християнина малый храм, где совершаются молитвы Богу: л. 289. Молитва, егда вскочит пес в церковь. Потребник исх. ХVІ или нач. ХVІІ века http://stsl.ru/manuscripts/big.php?col=1&manuscript=227&pagefile=227-0291 http://stsl.ru/manuscripts/book.php?col=1&manuscript=227

Cergiy: ох попьё, ленится))))) им же там вроде чево-то надо молиться чтобы исповедовать))) мож ошибаюсь =)

Любава: САП, про освящение храма знаю, но не увидела в соборном правиле указание на "как и те, кто кормит и держит медведей или каких-нибудь псов или ловчих птиц для охоты или развлечения ", которое есть в толковании. А чьё толкование, можно узнать? Или оно тоже входит в правило? Или же приписано позднее?

Любава: Да, ответьте ещё, пожалуйста, кто-нибудь про исповедь. Неужели же раз в год достаточно?

Jora: Любава пишет: Неужели же раз в год достаточно Конечно же, нет. Хотя бы раз в Пост. А в Великий можно и дважды.

Любава: а некоторые (моя сестра)) вообще рекомендуют каждую неделю- она, по-крайней мере, так во время беременности исповедовалась- соответственно и причащалась часто. Но её опытом церковным я не могу в полной мере воспользоваться, т.к. она в- РПЦ МП.

САП: Любава пишет: А чьё толкование, можно узнать? Это толкование Сильвестра 16в. царского духовника: http://treeofknowledge.narod.ru/domostro.htm Но я так понимаю, что толкование это опиралось на древнее предание. Любава пишет: Неужели же раз в год достаточно? Если говеть чаще не можете, то да.

Евгения: Из Писания: «И приготовил сын его нужное для пути.И сказал ему отец:иди с этим человеком,живущий уже на небесах Бог да благоустроит путь ваш,и Ангел Его да сопутствует вам!-И отправились оба,и собака юноши с ними.» (Тов.5: 17). Вот интересно,идущий человек ведь с юношей был Ангел Рафаил.

Евгения: О храме: Глава 15-я. - о том, что не должно внутри церкви бывать так называемым "вечерям любви", ни пиршествам, ни внутри священных оград ее быть корчемнице, ни предлагать что-либо на торговлю, ни вводить без нужды животное, ни оставаться кому-либо с женою А 88-е (правило того же Собора) без нужды вводящих внутрь церкви какое бы то ни было животное, - клириков извергает, а мирян отлучает. Если же кто, говорит (правило), путешествуя, например, зимою и не имея пристанища, вошел в храм и животное ввел с собою, то не заслуживает порицания, как сделавший это не по воле, но по необходимости, из боязни, дабы, в случае погибели животного от стужи, и сам он, хотя бы он и думал, что избежит в то время смерти от простуды, не подвергся опасности, не имея возможности без него продолжать путь. Ибо суббота, говорит, человека ради бысть (Мрк. 2, 27), дабы успокоился раб твой и подъяремное (Исх. 20, 10). Таким образом, успокоение животного предписано законом не ради его самого, но ради человека, дабы, после отдохновения, он имел его потом более бодрым, - как говорит и великий Павел: о волах ли печется Бог (1 Коринф. 9, 10) [Из Зонары, почти буквально. Тот. 137, р. 816.]; неприлично также впускать каких-нибудь пернатых, дабы извержением их не была осквернена святыня [Из Вальсамона,].Матфей Властарь

САП: пес возвращается на свою блевотину (С) Псы - рвотоядцы, говоноядцы и пополизы... Его место во дворе, дом охранять...

САП: Евгения пишет: Если же кто, говорит (правило), путешествуя, например, зимою и не имея пристанища, вошел в храм и животное ввел с собою, то не заслуживает порицания, как сделавший это не по воле, но по необходимости, из боязни, дабы, в случае погибели животного от стужи, и сам он, хотя бы он и думал, что избежит в то время смерти от простуды, не подвергся опасности, не имея возможности без него продолжать путь. Речь о вьючных, а не о псах. Псы и в снегу спят...

Dmitriy: САП пишет: Псы - рвотоядцы, говоноядцы и пополизы... А кошки не ...лизы?

САП: Dmitriy пишет: А кошки Кошка тоже нечиста, но по икономии, по тому, что она мышей ловит, а от них погани еще больше, кошки в дома и храмы християн допускаются... л. 287. Молитва, аще случится скверну впасти во что любо мышь или жаба. http://stsl.ru/manuscripts/book.php?col=1&manuscript=227

Евгения: САП пишет: Речь о вьючных, а не о псах. Возможно,просто заметила какое бережное отношение к животному,которое служит человеку:«успокоение животного предписано законом не ради его самого, но ради человека, дабы, после отдохновения, он имел его потом более бодрым»

Любава: САП, честно говоря- не убедило...Я всё равно не верю,что держать собаку- грех перед Богом. Другое дело, что привязанность к животному можно довести до греха. А перед исповедью, пост же не месяц, а несколько дней- это исполнить могу вполне. Евгения, действительно, интересная цитата из Писания. И гораздо более ранняя, чем утверждение о скверне собак. Или нет? Насколько знаю- первым об этом говорил Моисей, да и то- в силу вынужденных причин.

САП: Евгения пишет: он имел его потом более бодрым Там речь о вьючных: не имея возможности без него продолжать путь. Любава пишет: честно говоря- не убедило...Я всё равно не верю,что держать собаку- грех Дело ваше, но ни какой старообрядческий поп не пойдет освящать жилье в котором живет пес.

Любава: САП, не сомневаюсь. Вопрос-то мой немного другой был- неужели держание собаки само по себе является грехом, в котором надо каяться?

Евгения: Любава пишет: Я всё равно не верю,что держать собаку- грех перед Богом. Мне кажется любое животное должно просто иметься по предназначению.Возможно именно потому,что кошка ловит мышей поэтому ее держат и в домах,а собаки-они хороши как дом охранять так и для того,чтобы скот оберегать..Думаю от подобного использования и животному лучше и человеку.Почему собака не в доме,может действительно от ее агрессивного поведения,ведь если она служит охраной,значит и силу на это имеет.Поэтому наверно подобным животным место должно быть во дворе..

САП: Любава пишет: Вопрос-то мой немного другой был- неужели держание собаки само по себе является грехом, в котором надо каяться? Ну, что ето за благочестие, ежели попа в дом нельзя позвать?

Любава: Евгения, полностью с Вами согласна. Всегда считала, что собаки в квартирах страдают. А с недавнего времени так вообще о всех животных стала думать- всякой живности лучше на природе. И человеку тоже, кстати Сап, а благочестие и греховность- одно и то же? Нашла определение благочестия в Википедии: Основа благочестия - чёткое, непорочное следование предписаниям Библии (прежде всего в Новом Завете) о характере христианина. Опорные наставления по благочестивому ведению себя через жизнь можно извлечь из Нагорной проповеди Иисуса Христа и посланий апостолов различным Церквям и отдельным христианам.

Любава: Сап пишет: Ну, что ето за благочестие, ежели попа в дом нельзя позвать? А что- священник вообще не заходит в дом, где собака живёт?

САП: Любава пишет: благочестие и греховность- одно и то же? Нашла определение благочестия в Википедии: Основа благочестия - чёткое, непорочное следование предписаниям Библии Видать ету статью в Википедии не староверы писали Благочестие - это религиозность, следование своей религии (религия - связь Божества и человека)...

САП: Любава пишет: А что- священник вообще не заходит в дом, где собака живёт? Побрезгуют

Евгения: «Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 15: 27). Увидев, что Апостолы не имели успеха в своем ходатайстве, женщина снова и с жаром приступает к Исусу и называет Его Господом. Когда же Христос назвал ее псом, так как язычники вели нечистую жизнь и осквернялись идольскою кровью, а иудеев назвал чадами, хотя они явились после чадами эхидниными; то она разумно и весьма мудро отвечает: хотя я и пес и недостойна принять хлеб, то есть какую либо силу благодати и особенное знамение, но не лиши меня сего; для Твоей силы это маловажно, а для меня весьма важно, - не лиши меня только крупиц, которые для ядущих хлеб не важны, а для псов важны, ибо они питаются ими. Бл.Феофилакт. А вот интересно-если псы едят крохи,которые падают со стола,значит ли это что и псы в то время находились в домах? Св. Патриарх Фотий писал: «Многое по природе очень хорошо, но для пользующихся становится большим злом, не из-за собственной природы, но из-за порочности пользующихся… Чистое стало отделяться от нечистого не с начала мироздания, но получило это различие из-за некоторых обстоятельств. Ибо поскольку египтяне, у которых израильское племя было в услужении, многим животным воздавали божеские почести и дурно пользовались ими, которые были весьма хороши, Моисей, чтобы и народ израильский не был увлечен к этому скверному употреблению и не приписал бессловесным божеское почитание, в законодательстве справедливо назвал их нечистыми — не потому, что нечистота была присуща им от создания, ни в коем случае, или нечистое было в их природе, но поскольку египетское племя пользовалось ими не чисто, но весьма скверно и нечестиво. А если что-то из обожествляемого египтянами Моисей отнес к чину чистых, как быка и козла, то этим он не сделал ничего несогласного с настоящим рассуждением или с собственными целями. Назвав что-то из боготворимого ими мерзостью, а другое предав закланию, и кровопролитию, и убийству, он равным образом оградил израильтян от служения им и возникающего отсюда вреда — ведь ни мерзкое, ни забиваемое и подлежащее закланию не могло считаться богом у тех, кто так к нему относился»

САП: Евгения пишет: А вот интересно-если псы едят крохи,которые падают со стола,значит ли это что и псы в то время находились в домах? Столы стояли во дворах, под сенью листьев, жарко очень в Израиле летом

Евгения: САП пишет: Столы стояли во дворах, под сенью листьев, жарко очень в Израиле летом Значит трапезничали они на улицах?:) Может быть,кто знает.. САП пишет: ни какой старообрядческий поп не пойдет освящать жилье в котором живет пес. Это так..Просто интересно почему так..

Любава: побрезгуют? чем? собака- тоже тварь Божья, и животные- они ж безгрешные... хотя я ещё могу сколько-то понять отказ в освящении... наверное... а разве следование заветам Христа- не истинное благочестие? не вижу коренных противоречий в Вашем определении благочестия и в приведённом. Вот есть такие слова блаженного Августина :"Единство в главном, разнообразие во второстепенном и любовь — во всем". Разумные слова, думаю. Это я к тому, не является ли мнение о собаках- второстепенным? Простите мою настырность. Правда хочется разобраться.

Любава: Вот, я именно эту цитату и вспоминала, Евгения. Про нечистоту пса было сказано для иудеев, что бы их оградить. А для чего ограждать современных русских православных Моисеевым запретом?

Косолапый: Евгения пишет: бережное отношение к животному,которое служит человеку а вы скажите, как собака в доме "служит" человеку? Тапочки приносит? Это миф, собака реально человеку уже давно не служит. На самом деле, выходит, что человек служит собаке, когда она живет в его квртире - выводит ее гулять, в случае чего, дерьмо за ней убирает, моет ее, кормит, на подушку с собой кладет (!!!), чешет и т. д. И собак в квартире заводят без нужды, а именно - для развлекухи. А на это есть запрещающее правило. Любава пишет: собака- тоже тварь Божья, и животные- они ж безгрешные... понимаете, собака когда жрет свое говно (пардон) не грешит, такова ее природа. Зато оскверняет все вокруг, в т. ч. и место, где висят иконы. Таким образом человек, попустивший это осквернение, допускает грех, как Господь сказал: Не дадите святыни псом, ни бисера свиниям. Тут вина не в собаке, а в человеке, попускающем говноедство в своем доме.

Георгий Лоскутов: Любава пишет: А для чего ограждать современных русских православных Моисеевым запретом? Многие ветхозаветные запреты сохраняются и в христианстве.

Евгения: Любава пишет: А для чего ограждать современных русских православных Моисеевым запретом? Наверно для того же..Отгородить от нечистого,чтобы служили правде.. Ведь нечистыми называют еретиков не потому,что они люди,которые суть творение Божие,но в силу их неправильного,осквернительного (извращенного,ложного) для человека бытия?.. Нашла у преп.Ефремя в толковании: «Да не принесеши мзды блудничи, ниже цены песии в дом Господа Бога твоего (Втор.23:18)». «Мзда блуднича - пост, молитва и милостыня еретиков; цена песия - милосердие и приношения язычников и Иудеев. Законодатель дает этим разуметь, что обеты их неблагоугодны Богу.»

о. Игорь Солдатов: Любава пишет: Боюсь, что похудею и обострится болезнь. Пост телу здравие, а душе спасенье.

о. Игорь Солдатов: Никому еще пост не влиял на здоровье, по вере вашей да будет вам. Богу нужно доверять. Любава пишет: верующим нельзя держать в доме собаку Дом человека является малым храмом, который обязательно освящается.

Александра: Сама я держала пост и (великий тоже)во время беременности всегда как положено, если с маслом, с маслом, если без масло, тогда без, как по уставу. Держала земные поклоны (когда постишься и воздерживаешься поклоны очень легко делать). Одного ребенка родила после великого поста через неделю. Другой ребенок родился в Рождественский пост, и третий во время великого поста, под конец. При этом здоровьем не наделена (врачи меня списали давно, как не жизнеспособную). Но пост, молитва с упованием, причастие и соборование могут творить чудеса. Я с Божьей помощью родила детей без осложнений. Пост даже пошел на пользу. Все дети родились здоровенькие и весом нормальные. Вообще, для роженице считается, дитя с крупным весом не очень хорошо, он тяжело и с проблемами для мамы рождается и с букетом болезней появляется на свет, ( в большинстве случаев). После рождения маме разрешается на вино и масло в великий пост. Это понятно, потому что с рождением ребенка она теряет много сил и кровь, ей нужно востановится после родов, и тем более кормить молоком ребенка…Врачи больше пугают мам необоснованно. Верующей женщине нужно уповать на Бога, и понимать, что положили св. отцы на соборах управляемые Святым Духом, никак не может повредить человеку. Бог сам творит новую жизнь в утробе матери, и Он заботится о его сохранении. Мама может только или повредить своим неправильным вмешательством или помочь соблюдением необходимого. Тем более, что когда человек готовится к причастию, он вкушает Тело и Кровь Христову. Принимает в себя Жизнь Вечную, и надо крепко верить, что Бог позаботится о маме и о младенце. Не надо свое маловерие прикрывать фонатизмом!!! Истинное Православие это не протинстанство , где все дозволено и при этом можно спастись. Я не когда, не слыхала таких случаев что пост во время беременности кому то повредил, маме или ребенку… Насчет поста для беременной женщины… Когда женщина питается пространно, позволяя себе все, она полнеет и ребенок в чреве набирает лишней вес. Женщина постящееся, поступает умно. Ребенок от мамы возьмет все необходимое для себе, он себя не обделит. Если мама кушает много, ребенок тоже «поест и на бок», ему не надо трудится, добывать себе в « поте лица пропитания», не надо двигаться активно, все само собой к нему поставляется без труда. Это плохо сказывается на его развитии. Он развевается ленивым, что потом сказывается на его дальнейшей жизни и характере. Если же мама постится и кушает очень воздержно, много двигается, ребенок получает не вволю, значит начинает срабатывать механизм самозащиты, он начинает сам «добывать себе пропитание», именно пропитание, ребенок начинает трудится, шевелится активно, заставляет чтобы кровь функционировала с большей силой, это значит ребенок не только ищет себе пищу, но и добывает кислород,(жизнь), настолько ему необходимый. Ведь с кровью не только поступает пища но и кислород. Это как для взрослого человека, если человек кушает много, а работает физически мало, человек становится более вялым, сонным, полным. Кровь плохо гоняет по венам, а значит не поступает достаточно кислорода в организм. От этого происходит множество болезней, и нестроений в теле человека. Это может очень сильно повредить человеку. ( Естественный процесс в организме). Человек же который много постится, умеренно, т.е. с воздержанием кушает, и при этом много работает физически, много двигается, значит кровь гоняет по телу интенсивно.У этого человека происходит правильный обмен веществ, сгорает продукты обмена что не позволяет ему полнеть, от этого кислород распространяется по крови с должным образом. А от этого насыщается мозг человека, что способствует хорошему умственному развитию. Что естественно так необходимо ЧЕЛОВЕКУ РАЗУМНОМУ. Тут бывает меньше болезней, и нестроений внутри организма… «В поте лица снеси хлеб свой». Вот ребенок внутри организма уже привыкает жить правильно. Тем более не надо забывать что, когда ребенок рождается в этот мир, он как бы проходит маленькую смерть…»Тесный и прискорбный путь в водяи в живот», а в «пагубу» какой путь ведет «широкий и пространный»…Умные врачи на этом тоже основывают свою медицину… На примере животных тоже можно по наблюдать (хоть для кого то это может быть и не серьезно); К примеру, матки разных животных проходят процесс рождения. Хозяева должны знать что, если они во время беременности будут кормить своих подопечных вволю (заботясь якобы о их здоровье, и о здоровье потомства), давая им концентраты, витамины. комбикорма, овощи и т. п. То они получат откормившуюся «мамку» как на «заколение». При этом они доставят ей целый ворох проблем, и (себе тоже). Матка будет тяжело рожать, (в большинстве своем без вмешательства ветврачей не обойтись). Так как плод крупный, он с трудностями проходит, доставляя много боли «роженице». Не правильно говорят, что скотина, если будет хорошо упитана, она якобы вынесет тяжелые роды легко. В большинстве так и приходится их отправлять на «заколение». Или оставить покалеченную матку, которая будет долго приходить в себя… И наоборот, если скотину кормить умеренно, (обычно ее держат на хорошем сене и пойле), то она без вмешательство человека, сама разрешится от бремени, и никаких ветврачей не нужно будет. Только после родов через определенное время надо постепенно вводить прикормы, чтобы она восстановилась после рождения, и для того что бы увеличить количество и качества молока…Сам приплод если и родится не сильно крупный (это не порок), то в скором времени наберет достаточный вес, ( тем более если не отлучать его от мамкиного молока, т.е. от вымени)…Он будет сытым и здоровым, и мамка здоровая и счастливая…. Так что можно поучится и от бессловесных тварей уму разуму… А человек куда Более бессловесных… не уж то Бог не позаботится о человечки которого Сам же и тварит. Надо иметь поболее веры и упования.

поп Иван К: Любава пишет: цитата: А что- священник вообще не заходит в дом, где собака живёт? Побрезгуют мне грешному приходилось бывать в квартирах с собаками, но, правда, не для освящения, но для исправления болящей. бабушка была полулежачей, а собака принадлежала вроде ее дочери или какой-то родственнице, у которой она жила. болящая была не виновна в держании собаки, но и не могла повлиять на свою родственницу, которая за ней ухаживает. и отказать в исповеди и причастии я не мог. но помимо собак в домах современных "христиан" (т.е. только лишь крещеных в детстве) много встретишь того, чем можно было бы побрезговать. но общество неизбежно накладывает свой отпечаток и приходится проявлять большое снисхождение, особенно невольных грехов. Например, на Пасху пришел мальчиклет 10 молиться и молился искренне, а на нем куртка с надписью Marlboro на всех рукавах и на сторонах. не он же ее купил себе. ну и т.п. случаи Да, ответьте ещё, пожалуйста, кто-нибудь про исповедь. Неужели же раз в год достаточно? крайне не достаточно. я настолько потрясен и ошеломлен заявлением о достаточности, что не могу даже возразить, в зобу дыханье сперло. "Покайтеся и веруйте в Евангелие", - сказал Господь. покаяние - начало и средина и конец жизни христианина.

Любава: Насчёт собак вы меня, уважаемые братья и сёстры, практически убедили А вот насчёт поста телесного хочу возразить. о Игорь Солдатов пишет: Никому еще пост не влиял на здоровье, по вере вашей да будет вам. Богу нужно доверять. Мне кажется- в моём случае отказ от пищи-будет не доверием к Богу, а перекладыванием на него ответственности за моё здоровье и здоровье моего будущего ребёнка. С тем, что пост ещё никому не повредил- соглашусь лишь отчасти. Духовный пост, разумеется повредить не может, неразумная же голодовка может вполне. Надо выбирать себе ношу по силам. Александра, Вы смею предположить, постились и до беременности регулярно? Это очень много значит. У меня в этом опыта практически нет. К слову сказать, ем я вообще мало,и питаюсь без излишеств- хоть в пост, хоть не в пост, мясо ем редко, а двигаюсь достаточно, так что угрозы раскормить ребёнка у меня нет. Вот сейчас у меня токсикоз- по сути автоматический "пост"- то есть не могу есть ни мясного, ни молочного, ни рыбного, уже сейчас я немного худею. А это для меня опасно. Вообще примерами можно что угодно доказать. Вы, Александра, приводите свой положительный пример( слава Богу, что всё у Вас хорошо!), а я знаю и отрицательные, когда дети у постящихся мам рождались недоразвитыми и сами матери болели. Но ведь они тоже уповали на Бога. Разные бывают ситуации. Неужели же не существует разумных послаблений? Не на молитвы, а на пищу? И ведь если бы дело касалось только меня одной... А ещё подумалось- если ребёнок во чреве должен поститься, то почему потом- после рождения пост для него отменяется?

Александра: Любава, когда я понесла первого ребенка, у меня и впрямь был опыт. Он приходит от веры и страха Божия. Всем новоприпришедшем приходится, обязательно с этим столкнутся. Я имею в виду привыкать к посту. И многие проходят через определенные трудности, надо понимать, что вы не первая столкнулись с такой проблемой. Поверти, это не самое трудное (привыкнуть к посту) но обязательно необходимое…Будет много других трудностей. Человек когда приходит в Христианство, становится воином Христовым, и на этом поприще даже женский род вписывается в это воинство. Женские немощи еще не оправдание к послаблением. В духовной бране даже дети и девицы и женщины могут сражаться, и побеждать со Христом, наравне с мужами, и даже превосходить премного в этом сражении… Враг рода человеческого не спрашивает разрешений, атаковать или подождать до поры. Вступать ли в сражения с отроком с мужем и женой и даже обремененной, (ему все равно, для него мы, жертва). Если человек имеет на себе начертания Сына Божия, это уже предлог к атаке. И Христианин как страж, должен быть всегда наготове. Пост и молитва это в первую очередь оружие, и не слабое. Враг боится его как огня. И поэтому он старается любыми способами выбить его (оружие духовное) из «рук воина». Это в его власти как змее, шипеть на ухо Христианину (как некогда змей в Раю нашептывал Еве) , что бы удалить от Бога и сделать смертным и тленным. А значит и беззащитным. « Снеди ради древяныя роду пребывшая смерть, Креста ради упразднися днесь…». Враг до сих пор таким средством «снеди ради» улавливает человека в погибель, и весь человеческий род в частности. Просто он стал намного ухищренней и совершеннее в этом деле, поди, подкопайся к его уловкам. Через современных «врачей» которые давно забыли честь и совесть, в большинстве своем продажных (хотя, что им еще остается в современном мире?), враг прекрасно нашел себе проводников своей воли, чтобы уловить Христианские души. Теперь попробуй, скажи что это страсть или слабость душевная, нет,,, врач сказал нельзя постится, значит нельзя. И не попрешь против воли Безбожных врачей. Хотя, правда еще есть верующие врачи. Так они не когда не посоветуют против Церковных постов, даже тяжелобольным, они то прекрасно понимают от чего (в большинстве своем) бывают болезни человеческому роду, от невоздержания… Такие врачи наоборот прописывают посты и диеты своим пациентам, потому что знают, что лечение проходит намного эффективнее. Но такие врачи встречаются сейчас очень редко…Надо противостоять врагу с Божьей помощью, не попирая церковные каноны, а беря их себе на вооружение. А то за свою же халатность, пожнем тление и смерть. Беременность не как не может встать на пути привыкания к посту. А даже наоборот. Ведь не известно чем может закончится текущая беременность. (Не в коим случае не каркаю). Все мы люди, и наверное каждая беременная женщина хоть раз, а может и более, помышляла о таком исходе…И если человек помышляет о смерти, то в первую очередь нужно боятся согрешить и во грехе умереть. А значит, нужен страх Божий, которым человек будет ограждать себя от греха. Конечно, без благодати человек не сможет сам навыкнуть к посту. А значит нужно, как бы это тяжело не было, подготовится и причастится. Не надо боятся кушать без масла (ведь когда человек готовится, как я правильно понимаю, нужно воздерживаться от масла и скоромного, от сладкого естественно, варево вроде разрешается). Тем более есть замена скоромной пищи, например, молоко можно заменить орехами любого вида, они очень питательные, бобовые могут заменить мясо, и т.п. Каму я объясняю, любая женщина это должна знать. Есть такое кушанье как кутия, это пшеница с медом, она сама по себе очень полезна. В житиях святых о ней упоминается. В великий пост ее на первой недели в субботу по уставу поставляют, на Федора Тирона. Один преподобный, будучи отроком, собирал брошенных детей и кормил их этой пищей. Она очень полезна. Но это к слову… Если человек достойно с верою причастится, то Господь Сам не видимо будет помогать и укреплять человека. Сила Божия в немощи совершается… Тем более, когда нету больших постов, 2 раза в неделю подержать пост не так трудно. Да и в посты бывает и с рыбкой и с маслом разрешается. Откуда вы взяли что пост это изнурения тела. Спросите у любого Христианина который держит пост, насколько это трудно. Наверное, не от одного не услышите что они себя измождают постом. И в пост можно достаточно хорошо питаться (если бюджет семейный позволяет, конечно). Самое главное нужно правильно питаться, и тогда все будет нормально… Любаша, может с вами рядом нет человека, который смог бы вас укрепить, подбодрить, поддержать, это очень важно в таком деле. Человеку самому без поддержки тяжело вытерпеть, ( я говорю про начинающих насчет поста), тут еще не только от веры зависит, но от окружения тоже. Если я вас чем то обидела, вы меня простите, я не нарочно. Если не секрет, чем вы болеете, что так боитесь похудеть? Сам по себе токсикоз не очень страшен, если конечно его правильно перенести. Это разложение продуктов обмена. То что человеческий организм не мог на протяжении долгого времени усвоить, накапливается в организме, печень, почки не могут справится с тем что бы очистить кровь, и это поступает через кровь в организм, отравляя его. Сам по себе человеческий организм очень мудро устроен Богом. Он имеет свойства самоочищаться, надо уметь к нему прислушиваться, и он подскажет, что нужно делать. Можно спокойно определить, что стало следствием отравления. Обычно, организм отвращается от этого, (т.е. человек не может выносить запахов и вкуса тех продуктов что стали следствием отравления). Можно по-другому сказать, (его просто выворачивает на изнанку)…Ну, это кок у людей, которые лишку «хлебнули», организм не может переработать, и отравляет самого себя. Тогда и тошнота, и головные боли, и головокружение, и рвота. Так организм борется. Человек может себе помочь, или еще более навредить. Самое хорошее, это вода и ничего не кушать. Если человек пытается через силу толкать в себя то, от чего его воротит, он, конечно, еще более усугубляет процесс. Организм может справится сам, при этом не повредив ребенку, (не надо забывать, ребенка с телом мамы объединяет орган, который и берет на себя всю очистительную функцию). Он то и не допустит отравится ребенку при токсикозе у мамы. Если конечно мама не начнет пить таблетки, которые могут повредить этому органу. И тогда мама сама будут виновата в том, что ребенок повредится. Можно также кушать легкую пищу которая не будет отягчать организм, (фрукты, овощи, и т.п ), естественно ни чего жирного. И можно еще помочь очистить организм, употребляя в пищу клеттчятку, отруби пшеничные или ржаные, пить уголь, и т. п. (все это продается в аптеки и в магазинах, в отделах диетического питания). Это и здоровому человеку не помешает для профилактики. Конечно, надо стараться не навредить, а помочь, пост в таком деле может повлиять только на благо, и не как не во вред. Причастится, конечно надо обязательно, и если есть возможность, пособороваться, «болит ли кто в вас, да презовет попы церковные, и да молитву сотворят над ним, помазавше его маслом во имя Господне. И молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Господь. И аще грехи будет сотворил, отпустятся ему».ап. Ияков.Зая.87. Самое главное не отчаяться. Есть канон Богородице Федоровской, его читают женщины имущие во чреве. Тоже по силе можно помолится, или если есть кто из родственников, или знакомых верующих, можно попросить помолиться за вас. И в Церкви заказать молебен можно. Крепитесь, Бог в помощь. Вот еще, не знаю можно ли советовать вам что то, но если я рискнула советовать в одном (можете меня не слушать, естественно), может посоветую еще вот в чем; Есть такие книги: Семья Никитиных: их опыт и книги «Мы и наши дети» — 1980, 1988, 1989, 1990, 1991 «Развивающие игры» — 1981, 1985 «Первые уроки естественного воспитания» — 1990, 1991 «Мама и детский сад» — 1990, 1994 «Ступеньки творчества, или Развивающие игры» — 1991 «Наши уроки» — 1992 «Первый год, первый день» — 1994 «Интеллектуальные игры» — 1994, 2001 «Резервы здоровья наших детей» — 1990 «Детство без болезней» — 1996 Особенно последние. Они очень ценные. Их можно поискать в библиотеках или если где- то продают, то поспрашивать в книжных магазинах. Сейчас они очень редкие. Можно, наверное, и через Интернет попробовать поискать. В этих книгах очень много ценных советов для мам и их детей. Это семья Никитиных, которые в тяжелые годы родили и воспитали семерых детей. Здоровых и умных детей. Они пользовались проверенными веками средствами, заимствовали опыт дедов и прадедов, что передавалось из поколение в поколение. Сейчас много чего забыто современниками. Но такой опыт не помешает современному обществу, тем более, верующим. В настоящее время медицина (особенно педиатрия) стало пользоваться этими книгами и перенимать их опыт. В больницах во многом придерживаются их советов, и очень даже эффективно. Сама я много опыта получила от этих книг. У меня не родных, не помощников не было, только мой муж, который меня во многом поддерживал. Может вам их опыт тоже пригодится… «

САП: поп Иван К пишет: я настолько потрясен и ошеломлен заявлением о достаточности, что не могу даже возразить, в зобу дыханье сперло. Оно так, но ежели человек говеть не хочет или под епитимией, как его к Причастию допустить?

Алексей Муравьев: САП пишет: Оно так Так-то - так, но покаяние должно быть постоянным, а исповедь - по необходимости. Например, можно получить от Бога через попа отпущение грехов, но это не освобождает от необходимости каяться даже и перед самим приобщением св. Таин (т.н. поновление). В Византии и Древней Руси на дух ходили не так часто, как причащались. Чистая совесть нужна для приобщения Тела и Крови Исусовых. Посему, думаю, что исповедаться молжно в Посту, а далее приступать с поновлением обычным, пока говеешь как будет возможность и если ничего особо грешного не случается. Хоть каждое воскресение.

поп Иван К: так ведь там стоял вопрос об исповеди, а не о Причастии. те женщины, что пишут о спокойном перенесении поста во время и после беременности - протсо здоровые крепкие бабы. сейчас таких очень мало. вспомним Некрасова: Идет эта баба к обедне Пред всею семьей впереди: Сидит, как на стуле, двухлетний Ребенок у ней на груди, Рядком шестилетнего сына Нарядная матка ведет... И по сердцу эта картина Всем любящим русский народ! редко встретишь такую картину теперь. ребенок-то во утробе все, что нужно возьмет, только вот иногда потом у матерей зубы шатаются или какие-нибудь фурункулы от авитоминоза не проходят. по силам и по человеку надо соизмерять ношу. и с советом дух.отца

Любава: Александра, милая, спасибо Вам, что так подробно мне отвечаете! Я ни в коем разе не обижаюсь на Вас! К посту я привыкнуть хочу, и собиралась заняться этим в дальнейшем. А сейчас у меня двустороннее опущение почек, не самой лучшей степени. Так как я очень худая- всё время есть риск его усиления, а это может привести к функциональным расстройствам. Соответственно- слегка "зарасти жиром")) и немножко потяжелеть мне будет совсем не лишнее. Врачи мне о посте ничего не говорили- только об операции) Токсикоз у меня не сильный и думаю, в большей степени связан с психологическим моим состоянием( из-за этого он тоже бывает ), жизнь моя сейчас несколько напряжённая- делаю диплом. А насчёт замены продуктов я ,конечно, знаю, но бобовые сейчас тоже не приемлю( О Никитиных- слышала, даже попадались где-то книги, почитаю обязательно. Я не отвергаю напрочь телесного поста- мне хотелось узнать, существуют ли послабления? Или пост с послаблениями и за пост не считается? Всю жизнь просто слышала про эти послабления- странствующим, болящим... Писала я ещё о том, что разные бывают результаты строгого поста- никто пока не прокомментировал. И по поводу детского поста тоже бы хотелось узнать ваше мнение.

Любава: поп Иван К, согласна с Вами! Благодарю Вас за понимание!!!!! Вот этого я тоже боюсь. что стану такой "одноразовой" матерью- на одного хватит, а на остальных что? ни себе, ни людям вобщем

Евгения: поп Иван К пишет: по силам и по человеку надо соизмерять ношу Верно и Святые этому учат.. Блаж. Диадох – Как множеством яств обременено будучи, тело наше делает ум каким-то беспечным и неподвижным; так и будучи измождено чрезмерным воздержанием, соделывает созерцательную часть души унылою и несловолюбивою (неохочею рассуждать). Подобает убо образ питания телесного соразмерять с состоянием сил и крепостью тела: когда оно здорово – утеснять его сколько потребно, а когда немоществует – послаблять ему несколько. Подвизающемуся не следует расслабевать телом, но быть в силе, сколько требуется для подвига, чтобы, хотя телесными трудами, очищалась надлежаще и душа. – Когда при приходе каких-либо братии или какого-либо странника тщеславие, пользуясь сим случаем, придет в движение и, надымая нас своим ядом, станет подстрекать не нарушать своего о пище устава, тогда наипаче благопотребно послабить несколько меру обычного пищеприятия. Ибо таким образом и беса отошлем от себя с оплакиванием безуспешности своего покушения, и закон любви разсудительно исполним, и тайну воздержания нашего чрез послабление его сохраним невыказанною. – Пост как орудие, благоустроящее хотящих к целомудрию, имеет цену, но не пред Богом. Почему подвижникам благочестия не должно высокоумствовать по поводу его, но от единой веры в Бога чаять достижения своей цели.

Евгения: Любава пишет: Вот этого я тоже боюсь. что стану такой "одноразовой" матерью- на одного хватит, а на остальных что? ни себе, ни людям вобщем Главное,чтобы послабления посту не совпадали с желанием сердца,тоесть по крайней необходимости и не по воле желающего, только по чувству необходимости. Бояться ничего не стоит,ведь все уставы,законы даны Самим Богом и Он больше всех нас знает что полезно человеку,а что нет..Любую болезнь лечит Господь,даже если якобы ее лечит врач.Но и Господь не требует чрезмерности,но умеренности во всем,по мере сил каждого..И для меры определенного возраста духовного не требует от нас поспешности,но постоянства..

Jora: Любава, и правда, Вам столько всего уже понаписали, смотрите по своей совести. Это и будет самым верным.

САП: Алексей Муравьев пишет: Посему, думаю, что исповедаться молжно в Посту, а далее приступать с поновлением обычным, пока говеешь как будет возможность и если ничего особо грешного не случается. Хоть каждое воскресение. Все готовящиеся ко святому Причащению должны соблюсти всю седмицу сухоядением и пребыть в молитве в церкви или, за церковную службу, дома помолиться: поклонами (по лестовке), или кафизмами (по Псалтыри), или по Уставу церковному (у кого есть книги) - судя по возможности и усердию каждого. Кроме уставной церковной службы все говеющие должны помолиться в течение седмицы семь Правил, в церкви или дома. Правило - это Правильные каноны на каждый день. Если готовящийся к Причащению не имеет возможности помолиться в церкви или дома эти Правила, то вместо каждого Правила надо молиться десять лестовок (три земных и семь поясных). http://oldorthodox.narod.ru/ppoved.htm Говеть тяжело, пост строгий, длинные моления, устаешь очень, раньше люди с работы отпрашивались, чтоб седьмицу отговеть. Я не представляю как говеть чаще четырех раз в год...

Любава: Евгения, ценные цитаты. Согласна с Вами- послабления- не значит потакание. САП, действительно непростая подготовка... Я ни разу в жизни ещё не говела. Замахнулась я, конечно, с еженедельным Причастием Даа, наверное, четыре раза в самый раз будет... Благодарю всех, кто мне отвечал! Очень важен мне был этот разговор с Вами!

Jora: Любава, Бог в помощь!

Любава: Спаси Христос, Jora!

Евгения: Во славу Божию.. Спаси Христос за интересное общение!

Иов: САП пишет: Шестого Вселенского собора правило 61. И тем, кто поддался волхвованию или так называемым мудрецам (или иным таковым же, которые могут предсказывать), если кто захочет раскрыть неведомое по первой, полученной от святых отцов заповеди - пусть следует правилу канона: на шесть лет они лишены причастия, как и те, кто водит медведей или другого какого зверя на развлеченье толпе и для заработка, кто предсказывает судьбу при рождении и родословную по звездам, и подобными речами вводит народ в заблужденье. Гадающие по облакам, чародеи, создатели амулетов и волшебники, этим занятые и не отступающие от пагубных сих языческих дел, - изгонять таковых повсюду из церкви требуем, как и повелевает закон священнику. "Что общего у света со тьмой?" - как сказал апостол, и как сочетается церковь божья с идолами языческими? какое соучастие верному с неверным? какое согласие Христу с дьяволом? Толкование. Те, которые следуют пагубному колдовству, ходят к волхвам и колдунам или приглашают их в дом свой, желая узнать через них неизреченное нечто, как и те, кто кормит и держит медведей или каких-нибудь псов или ЛОВЧИХ ПТИЦ ДЛЯ ОХОТЫ или развлечения и для прельщения толпы, или верят в судьбу и в родословцы, то есть в рожаниц, и в колдовство по звездам и гадают по облакам бегущим, - всех, творящих такое, повелел собор на ШЕСТЬ ЛЕТ ОТЛУЧАТЬ ОТ ПРИЧАСТИЯ , пусть четыре года стоят с оглашенными, а остальные два года - с верными, и тем самым сподобятся божественных даров. Если же не исправятся они и после отлучения и языческого обмана не оставят, то от церкви - везде и всегда - пусть изгонятся. О волхвах и колдунах говорили богоносные отцы и церковные учителя, а больше всех Иоанн Златоуст говорит: те, кто занимается волшебством и колдовство творит, если даже они и изрекают имя святой Троицы, если даже и творят знамение святого креста Христова, - все равно подобает их избегать и от них отвращаться. Наши великие князья и цари (до раскола) имели в своем охотничьем арсенале ловчих птиц. Охотились с их помощью на зверей.Стало быть они подпадали под действие 61 правила 6 Вселенского собора.Однако в истории нет примеров их отлучения от причастия.

САП: Иов пишет: Наши великие князья и цари (до раскола) имели в своем охотничьем арсенале ловчих птиц. Охотились с их помощью на зверей.Стало быть они подпадали под действие 61 правила 6 Вселенского собора.Однако в истории нет примеров их отлучения от причастия. Наши великие князья и цари и бороды брили и усы стригли, и за это их увещевали святители и что с того? Возможно несли мягкую епитимию, а не по всей строгости... Система Иоанна Постника радикально отличалась от системы, предложенной Василием Великим. У современников и потомков она вызывала противоречивые чувства. Наиболее точно отношение к ней выразил Никон Черногорец, который, с одной стороны, порицал систему Иоанна Постника, говоря, что она своими послаблениями многих погубила; но, с другой стороны, признавал, что, по слабости человеческой, на практике приходится использовать именно такие епитимьи. На Руси вплоть до XVII в. встречались духовники, отрицательно относившиеся к Постниковой системе, но в целом в русской практике преобладали мягкие епитимьи. Постникова система оказалась более гибкой, поскольку позволяла рассматривать на исповеди мелкие прегрешения и назначать за них небольшие епитимьи. Так, за некоторые незначительные грехи в XVI в. могли дать трехдневную епитимью или даже назначить однодневный пост. («Исповедь в России в XIV-XIXвв.» Корогодина М.В.)

Иов: САП пишет: "Возможно несли мягкую епитимию, а не по всей строгости..." Возможно. Если учесть , что Церковь была зависима от власть предержащих, то и епитимии для них были более мягкие чем для простых христиан.

Евгения: Господство над яростным началом души Наше яростное начало, когда оно движется вопреки естеству, весьма способствует достижению бесами своей цели и бывает очень полезно для всякого злохудожества их. Поэтому никто из бесов не отказывается от того, чтобы ночью и днем приводить в смятение это начало. Однако, когда видят его скованным кротостью, тогда стараются под какими-либо предлогами освободить его, дабы оно, став более стремительным, могло сделаться пригодным для их зверских помыслов. Вследствие чего нельзя раздражать это начало ни праведными, ни неправедными делами, чтобы не давать опасный меч в руки внушающих (нам злые помыслы], - я знаю, что многие часто делают это, воспламеняясь (гневом) больше, чем нужно, и (часто] по ничтожным поводам. Ради чего, скажи мне, ты столь скор на тяжбу, если ты презрел яства, богатства и славу [человеческую]? Почему ты [обильно] питаешь этого пса, дав обет ничего не иметь? Если он лает и бросается на людей, это значит, что он имеет нечто внутри и желает сохранить это стяжание. Я же убежден, что таковой [гневный человек] далек от чистой молитвы, зная, сколь губителен гнев для подобной молитвы. Кроме того, я удивляюсь, неужели он забыл святых, например, Давида, который восклицает: "Престани от гнева и остави ярость" (Пс. 36, 8), Екклезиаста, который заповедует: "Отстави ярость от сердца твоего, и отрини лукавство от плоти твоея" (Еккл. 11, 10), и Апостола, который повелевает воздевать на всяком месте "чистые руки без гнева и сомнения" (1 Тим. 2, 8)? Почему мы не научаемся из таинственного и древнего человеческого обычая: изгонять собак из жилищ во время молитвы? Ведь он означает, что [в душе] молящихся не должно быть гнева. Также [сказано]: "Ярость змиев вино их" (Втор. 32, 33), а назореи воздерживаются от вина. Один из внешних мудрецов произнес, что желчный пузырь и задние части брюшка [жертвенного животного] несъедобны для богов, не ведая, как думаю я, о чем говорит. А по моему мнению желчный пузырь есть символ гнева, а задние части брюшка - символ неразумной похоти. Евагрий Понтийский. О помыслах



полная версия страницы