Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Когда в РПСЦ канонизировали прп.Нила Сорского? » Ответить

Когда в РПСЦ канонизировали прп.Нила Сорского?

САП: 7 мая по старому стилю (20 мая по новому) Преставление прп. отца нашего Нила Сорскаго, Белоезерскаго (1508).. Ведь до раскола он не был прославлен: В 1669 г., через 10 лет после освящения церкви, в ней над гробом Нила Сорского была устроена деревянная резная золоченая рака, где по сторонам в четырех кругах вырезали тропарь, кондак, икос преподобному Нилу и летопись - в каком году преставился преподобный (ФИРИ. Кол. 115, ед. хр. 681, л. 18 об.). Установка раки с такой подписью, как и строительство храма, могла проходить только по благословению архиерея, поэтому 1669 г. можно считать датой канонизации преподобного Нила Сорского как местночтимого святого - именно в этом году было дано благословение на почитание его как преподобного(что следует из подписи на раке). В 1682 г. при строителе Нило-Сорского скита Дионисии Москвитине был составлен канон Сорскому первоигумену. В описи монастырских книг за 1682 г. впервые упоминается "канон в тетратех в полдесть Чюдотворцу Нилу письменая письмо крупное три заставицы печатные переплетены в черной коже" (ФИРИ. Кол. 115, ед. хр. 689, л. 17). В 1686 г. при том же строителе в скиту преподобного Нила Сорского появилась первая икона с изображением старца Нила: "образ на гроб преподобнаго отца нашего Нила Чюдотворца писан на красках", опись монастырского имущества за этот год называет икону в разделе "вновь вкладные дачи" (ФИРИ. Кол. 115, ед. хр. 691, л. 31). Икону положили на раку преподобного. Откуда была привезена икона - неизвестно, вероятнее всего, действительно из Москвы и, очевидно, при содействии строителя пустыни - Дионисия, прозвание которого говорит о том, что он был родом из Москвы или приехал в скит из какого-то московского монастыря. Известия о почти одновременном появлении канона и иконы с образом преподобного Нила Сорского очень важны. Они доказывают, что в конце ХVII в. составляется молебная служба Сорскому подвижнику с обращением к нему как к святому, ибо основная мысль всякого канона - просьба о заступничестве: "Моли, молимтися, припадающа чада твоя, сохранитися нам, стаду твоему, от всякого навета и злых обстояний видимых и невидимых враг" (кондак XVII в. преподобному Нилу Сорскому)190. Икона же, по своей сути, является именно молебным образом. Поэтому появление иконы и канона подтверждает факт канонизации и позволяет датировать ее 60 - 80-ми гг. XVII в. http://www.krotov.info/history/16/1/romanenk.html

Ответов - 52, стр: 1 2 All

Anchorite: Я конечно не специалист, но чой - то он не очень то похож на Выговский.

САП: Anchorite пишет: Я конечно не специалист, но чой - то он не очень то похож на Выговский. Да, почерк не шибко похож на выговский: Вот для сравнения выговское письмо:

Anchorite: Ежели не ошибаюсь, на Выгу буква "Веди" (В) всегда писалась такой вот квадратной, как на второй картинке.


САП: Anchorite пишет: Ежели не ошибаюсь, на Выгу буква "Веди" (В) всегда писалась такой вот квадратной, как на второй картинке. Ага.

о.АлександрПанкратов: Нет, "Подлинник" написан нормальным поморским шрифтом, употреблявшимся и на Выгу. Возьмите для сравнения илл. в кн. Юхименко.

Severo: Посмотрел в лицевом иконописном подлиннике собрания Маркелова, там Нил Сорский есть...написано, что прорись снята с иконы 16 века....о как.

САП: Severo пишет: написано, что прорись снята с иконы 16 века....о как. Ранехонько!

САП: о.АлександрПанкратов пишет: "Подлинник" написан нормальным поморским шрифтом, употреблявшимся и на Выгу. Возьмите для сравнения илл. в кн. Юхименко. Я вот только такие выговские книжицы с таким шрифтом как на етой картинке, в руках держал, очень характерный шрифт:

Anchorite: Впрочем, на Выгу вполне могло быть. Почитание святых начиналось всегда до канонизации. Канонизация лишь придавала этому официальный статус если можно так выразиться. И в выговских сочинениях его конечно если упоминают то всегда преподобным. Это же относится и к Нилу Столобенскому, и к Максиму Греку. Максима и икона выговская известна. На Выгу и староверским святым служба была составлена, и молились, как говорят. И Андрею тоже. Просто федосеевцы не дерзали так поступать.

Aleko: Anchorite пишет: У старопоморов Нил Сорский нигде не поминается и икон его нет и никогда небыло. у мифических старопоморов может и нет, а у староверов-поморцев почитался. Есть еще упоминание новопрославленных св. в Поморском уставе, некоторые из них есть в календаре ДПЦ. к примеру Никодим Кожезерский (+1639) поминается 3 июля (ст.ст.).

mistedge: Разницы нету - продолжайте почитать и его канонизируют. Прп. Нил - великий святой, тут даже спорить нечего. http://www.hist.msu.ru/Science/Conf/lomweb01/krapchun.htm http://kozhinov.voskres.ru/slovo/8.htm

САП: САП пишет: Цена: 71500.00 руб.! Сегодня видел на Мясницкой в Библио-глобус сию книжицу за 54000 руб!



полная версия страницы