Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » ПАСХА И НАШИ УМЕРШИЕ » Ответить

ПАСХА И НАШИ УМЕРШИЕ

К.Босой: На "Крыльях голубиных" - новая статья: Пасха и наши умершие Правда ли, что ходить на кладбища на Пасху - невежественный и языческий обычай? Правда ли, что он появился только в советское время? И что говорят об этом святые отцы.

Ответов - 14

САП: Интересно, что о.Симеон не оспаривает того факта, что сей обычай появился именно в советские времена, но защищает его как вполне християнский, хоть и новый, но повсеместный... http://www.posad.1gb.ru/default.aspx?ti=1&hti=88

Аксиосъ: САП пишет: Интересно, что о.Симеон не оспаривает того факта, что сей обычай появился именно в советские времена Вранье, что появился только в советские годы. В нашей местности и до революции ходили на кладбища в первый день Пасхи христосоваться с умершими. И старики недоумевали, когда попы стали запрещать это делать. Да и на Рогожском крестным ходом ходят на кладбище в Светлый вторник, не дожидаясь Радоницы.

САП: Аксиосъ пишет: В нашей местности и до революции ходили на кладбища в первый день Пасхи христосоваться с умершими. И старики недоумевали, когда попы стали запрещать это делать. Да и на Рогожском крестным ходом ходят на кладбище в Светлый вторник, не дожидаясь Радоницы. От чегоже сей обычай нигде не зафиксирован? Нет, доказательной базы? Вон, прочтите единоверческое "Лето господне", там зафиксирован огромный пласт фольклерного материала, но про сей обычай тишина...


Аксиосъ: САП пишет: От чегоже сей обычай нигде не зафиксирован? Нет, доказательной базы? А Вам бы все фиксировать, буквоед Вы наш Предание то и неписанное есть. Моя прабабка была с 1896 года и умерла 98 лет. Так что много рассказывала как оно в старину-то было.

Аксиосъ: Сергей Сергеевич! А как у вас в Тонкино прославляют Пасху на могилах? У нас вот местный обычай, которого кстати и беглопоповцы и спасовцы и поморцы придерживаются. Сначала поем 9-ю песнь канона, а затем стихеры Пасце. А вот белокриницкими стало это забываться, 9-ю песнь стали опускать, дескать нигде так больше не делают.

САП: Аксиосъ пишет: А Вам бы все фиксировать, буквоед Вы наш Предание то и неписанное есть. Какой есть... Нигде не встречал упоминания об особом почитании усопших в Пасху. Допускаю, что могу ошибаться, так, вот потому и хотелось бы какие нибудь фактологические подтверждения...

Аксиосъ: САП пишет: Нигде не встречал упоминания об особом почитании усопших в Пасху. А особых то почитаний и не было. Прославляли Пасху на могилах да Христос Воскресе возглашали. Точь в точь как в Киево-Печерской лавре преп.Дионисий делал.

САП: Аксиосъ пишет: А особых то почитаний и не было. Прославляли Пасху на могилах да Христос Воскресе возглашали. Точь в точь как в Киево-Печерской лавре преп.Дионисий делал. Так ныне ето совсем другой обычай, Пасха - главный день помянания умерших, массовое явление!

Сергей Сергеевич: Аксиосъ пишет: А как у вас в Тонкино прославляют Пасху на могилах? У нас вот местный обычай, которого кстати и беглопоповцы и спасовцы и поморцы придерживаются. Сначала поем 9-ю песнь канона, а затем стихеры Пасце. А вот белокриницкими стало это забываться, 9-ю песнь стали опускать, дескать нигде так больше не делают. Откровенно говоря, бывал на таких молениях раз или два, видел рукописные "пасхи", кажется 9 песнь есть в полном составе. Но на саму пасху на могилки не ходят, да в светлую седмицу что-то не помню, чтобы староверцы ходили, разве халдеи какие. А вот после ходят и поют "пасху" заупокой. А вот в Казани есть обычай петь молебен Пасце на могиле Купца Шамова (она часовенкой сделана). В общем-то такое поминовение вполне традиционно, в отличии совково-языческого похода на кладбище с бутылочкой, закусоном и сигареткой.

Андрей изограф: Я в общем не сторонник, некоей части направленной не в ту степь, богословской мысли отца Симеона, но с данной его статьёй я согласен. Это отнюдь не совдеп. У нас в Молдавской епархии, старообрядцы повсеместно ходят на самую Пасху на кладбища, и "христосуются" с упокоившимися, и это также делали и до революции, этот обычай, а хотите и обряд, предки принесли ссобой во времена гонений, и поддерживают его и сейчас. Действительно, другое дело то что делают молдоване и хохлы здесь в Молдавии на поминальные дни (но это уже не на Пасху, а неделю спустя), это ужас, много говорить не буду но поминание превращается в повсеместный обмен так называемыми "поманами" (якобы милостыня, но как на свадьбе, честное слово), ну и переходит помаленьку в пьянку. К.Босойчто говорят об этом святые отцы. Вы или не дочитали статью до конца или Вам этого не достаточно Итак, Златоуст пишет: «Часто я размышлял сам в себе, для чего отцы наши, обойдя молитвенные домы, находящиеся в городах, установили, чтобы сегодня собирались вне города, и здесь (совершали богослужение); не напрасно же и не без причины, кажется мне, они сделали это. Я доискивался причины, и по благодати Божией нашел причину справедливую и основательную и приличную настоящему празднику. Какая же это причина? Мы совершаем воспоминание о кресте; а распятый на кресте был распят вне города: вот почему выводят нас за город. За пастырем, говорится (в Писании), следуют овцы; где царь, там и воины, и где труп, там и орлы. (…) Но для чего именно в этом храме мучеников, а не в другом каком-либо? По благодати Божией, наш город со всех сторон ограждается останками святых. Почему же именно здесь, а не в другом храме мучеников отцы повелели нам собираться? Потому, что здесь покоится множество умерших. Так как сегодня Исус нисшел к умершим, то мы и собираемся здесь. Поэтому и самое место названо усыпальницею, дабы ты знал, что скончавшиеся и лежащие здесь не умерли, но покоятся и спят. Прежде пришествия Христова смерть называлась смертью. (…) Но когда пришел Христос и умер за жизнь мира, то смерть уже не называется смертью, а сном и успением. А что она действительно называется успением, видно из того, что Христос сказал: «Лазарь, друг наш, уснул» (Ин 11, 11). Не сказал: «умер», хотя тот уже был умершим. (…) Также Павел говорит (…) «Восстань, спящий (Ефес 5, 14); и, дабы показать, что он говорит это о мертвом, прибавляет: и воскресни от мертвых». Видишь, как везде смерть называется сном; посему и это место названо усыпальницею, так как и самое это название полезно для нас и исполнено великого любомудрия. Итак, когда ты провожаешь сюда мертвого, не сокрушайся, потому что провожаешь его не к смерти, а ко сну. Этого названия достаточно тебе для утешения в несчастии. Знай же куда провожаешь его, — в усыпальницу; и когда провожаешь, — после смерти Христа, когда узы смерти уже расторгнуты. (…) Сегодня Господь наш обошел все места ада; сегодня он «сокрушил врата медные и вереи железные сломил» (Ис 45, 2; Пс 106, 16). Заметь точность выражения. Не сказано: отверз медные врата, но: сокрушил врата медная, чтобы темница сделалась негодною; и не снял вереи, но сломил их, чтобы стража сделалась бессильною. Где нет ни двери, ни засова, там не удержат никого, хотя бы кто и вошел. Итак, когда Христос сокрушил, кто другой в состоянии будет исправить? Что Бог разрушит, то кто потом восстановит? Цари, когда намереваются освободить узников, то, посылая предписания, не так поступают, но оставляют и двери и стражей темницы, и тем показывают, что необходимо опять войти туда или тем же, которые освобождаются, или другим вместо них. (…) И удивительно то, что Сам Царь явился; между тем никакой царь никогда не удостоил бы сделать этого, но обыкновенно они освобождают узников чрез своих слуг. А здесь не так, но Сам Царь пришел к узникам, и не постыдился и узников, — потому что Он не станет стыдиться того, кого создал, — сокрушил врата, сломил вереи, явился в ад, бессильною сделал всякую охрану его и, взяв связанным темничного стража, таким образом возвратился к нам. Мучитель приведен пленным, сильный связан, сама смерть, бросив оружие, обнаженною пала к ногам Царя. Видишь ли дивную победу? Видишь ли действия креста? (…) Итак, если эта победа стала и нашею, то все мы, подобно воинам, воскликнем ныне победную песнь; скажем, воспевая Владыку: «Пожерта была смерть победою. Где твоя, смерть, победа? Где твое, ад, жало? (1 Кор 15, 54, 55) (…) Так как и мы в нынешний вечер увидим пригвожденного на кресте, как агнца, закланного и принесенного в жертву, то приступим, увещеваю вас, со страхом, с великим почтением и благоговением. (…)» В приведенном отрывке Златоуст дает прекрасный образец отношения к народным благочестивым преданиям. Он, как мы видели, сам признается, что ни от кого не слышал, как объясняется обычай, дошедший от прежних христиан. И святитель не осуждает его, не унижает предков, как невежд, не навязывает ничего нового, но старается вникнуть в сокровенный смысл того, что издавна принято. Из выделенных курсивом мест ясно, что свою проповедь на кладбище Златоуст сказал совсем не в Радоницу, о коей христиане ни в Греции, ни в Малой Азии и не слыхивали ни в древние времена, ни теперь, и которая является лишь неписаным русским обычаем. Проповедь прочитана была или в Великую Пятницу, или в Великую Субботу. Вероятнее второй вариант, потому что в Пятницу проповеднику было бы естественно уделить особое внимание крестным страданиям Спасителя, а Златоуст говорит только о сошествии Христа во ад и об освобождении умерших. Мы хорошо знаем, что и по ныне существующему церковному уставу литургию в Великую Субботу положено совершать именно вечером, как о том говорит Златоуст. Мы знаем и то, что обычного поминовения умерших в Великую Субботу устав не предусматривает, и это, конечно, вполне обоснованно. Итак, мы встречаемся здесь с древним поместным обычаем, который существовал во времена Златоуста. Ради чего тогдашние христиане в Великую Субботу посещали усыпальницы? Да именно ради того же самого, ради чего мы, старообрядцы, посещаем кладбище в Пасху – чтобы разделить с усопшими в вере радость о Христовой – а значит, и о нашей – победе над смертью и адом. Священноинок Симеон

САП: Андрей изограф пишет: Я в общем не сторонник, некоей части направленной не в ту степь, богословской мысли отца Симеона, но с данной его статьёй я согласен. Это отнюдь не совдеп. Еще раз повторюсь, у нас в России Пасха главный день поминовения покойников! И ето нечто другое, чем похристосоваться с усопшими...

Андрей изограф: Еще раз повторюсь, у нас в России Пасха главный день поминовения покойников! И ето нечто другое, чем похристосоваться с усопшими... Это две разные вещи, согласен. Но старообрядцы здесь при чём?

САП: Андрей изограф пишет: Но старообрядцы здесь при чём? При том, что статья о.Симеона, о которой тут шла речь, имеет примирительный характер с советским никониянским обычаем...

Андрей изограф: САП При том, что статья о.Симеона, о которой тут шла речь, имеет примирительный характер с советским никониянским обычаем... я об этом. И это ещё до комунистическихъ времен было. Но характерно, что именно у старообрядцев обычай посещать кладбища в первый день Пасхи или в какой-либо из дней Светлой седмицы распространен почти повсеместно. Во всяком случае, в Московской области это так. И носит он не стихийный характер, а имеет черты церковного чина. В эти дни на кладбище совершается или служение канона Пасхи, или поются стихеры «Пасха священная нам днесь показася», с каждением могил. При этом, в согласии со всеми церковными правилами и уставами, никакого специфического поминовения «за упокой» не бывает. Люди «христосуются» с умершими как с живыми, кланяясь перед могилами, и говоря: «Христос воскресе!» Любой, кто принимал участие в этом обряде, знает, с каким воодушевлением относятся к нему люди, и что в это время душа молящегося бывает исполнена светлой и чистой радости.



полная версия страницы