Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » О безпоповских и поповских мирянских кадильницах (кацеях). » Ответить

О безпоповских и поповских мирянских кадильницах (кацеях).

САП: Тут выяснил, что кацеи которые употребляли поповцы-миряне имеет Крест на крышке развернутый к держащему ее, а у безпоповцев Крест развернут в сторону того, что кадит держащий кацею. Этим различаются кацеи поповцев и безпоповцев...

Ответов - 50, стр: 1 2 All

инспектор шульц: САП Безпоповское традиционное название не "кацея", а "кадильница". Нету у нас "кацей".

САП: Хорошо, кадильницы на ручке...

Иов: Выговские кадильницы (предположительно) не имели креста на верхней крышке,а вырезы на ней,в виде сердца,отличались от современных тем, что сердечки были острием обращены вверх. Именно такие кадильницы сохранились в употреблении у филипповцев. Сама кадильница символизирует,в частности,"неопалимую утробу Богородицы,в которую Божественныи Христос сниде".В верхней крышке имеются 3 крупных отверстия в форме сердца(теперь их уже делают просто круглыми).И еще 9 малых отверстий по числу чинов ангельских, и еще по 4 с 3-х сторон(между сердечками), по числу 12 апостолов. После того как на угли был положен ладан и совершалось каждение,эти угли нельзя рассыпать ни под каким предлогом.Выпавший уголек обратно в кадильницу класть нельзя,но закопать в чистом месте."Диакона разсыпавшего кадилу" полагалось извергать из сана.


alex-rus: А фотографий никто не выложит посмотреть на кадильницы? В софринском магазине видел продаются кадильницы, по описанию вроде похожи к описанным.

Anchorite: http://pomorian.narod.ru/module/module27_5.htm Здесь есть фотография такой кадильницы.

студент:

Хорхе: Греко-латинская.

студент: Что ты сказал?

Игорь Кузьмин: Насколько я помню у филипповцев вроде как кадильницы вовсе без крестов были. Надо только поискать какое они писание в защиту сего приводили против своих противников.

Иов: Мне сдается, что отсутствие креста на крышке выговской кадильницы,связано со способом каждения.Насколько известно, каждение в Выговском общежительстве осуществлялось ОБВОДОМ(т.е. по кругу).Молящиеся не принимали каждения(как, например, принято у федосеевцев),а достав нательный крест, держали его с обеих сторон за гойтан.Кадящий кадил сначала Крест,иконы,а затем нательные кресты.Сначала у мужчин,потом у женщин.

Андрей: У меня есть федосеевская кадильница с 12 сердцами и крестом развернутым к кадящему!!!

САП: Андрей пишет: У меня есть федосеевская кадильница с 12 сердцами и крестом развернутым к кадящему!!! А с чего Вы взяли, что она феодосеевская?

САП: Игорь Кузьмин пишет: Насколько я помню у филипповцев вроде как кадильницы вовсе без крестов были. У часовенных тоже такие видел.

Андрей: Если кадильницей кадила федосеевская наставница, то и кацея - федосеевская.

САП: Андрей Поглядите какой тут кадильницей кадят поморцы http://video.mail.ru/inbox/pankin_sergei/59/60.html

о. Андрей: Все многообразие обычаев связанных с каждением в разных безпоповских согласиях говорит о том, что дораскольная Церковь или не имела вообще обычая мирянского каждения, или не считала форму каждения принципиальной. Отсюда два вопроса, если дораскольная Церковь не знала мирянского каждения, то на каком основании все это литургическое творчество? Если же Церковь знала, но не имела единой формы такого каждения, то почему такие разногласия у безпоповцев в этом вопросе? В дополнение к первому вопросу. Не логичнее ли было бы вообще оставиться без каждения, как без брака, миропомазания, причастия и всего того, источником чего является законное священство, чем заниматься реформацией схожей с творчеством Петра Могилы?

Игорь Кузьмин: о. Андрей О необходимости каждения мирянами у безпоповцев спора не было (к сему обычаю и много свидетельств от писания имелось), но лишь о форме и способе. Но благочестие требовало не равно без опасного исследования принимать всякий обычай где либо имевший место, но на св. писании положенный. Вот и у дьяконовцев спор был по сему о способе каждения, хотя вроде как должно быть по-Вам принято ими единообразие и спору у них не должно быть. Значит и сии потщились исправлять благочестие. Вот к вышереченному своему постингу обрел в некотором филипповском полемическом сборнике, в приложении, некую ссылку на древлий источник, которое свидетельство филипповцы использовали против своих противников о способе каждения и форме кадильницы. О кажении святых икон: Кормчая старописменная, глава, 122. от савиных глав [из книги святаго Епифания Кипрскаго глава. 39-я], инако вопрошение, вопрос, 30, мирским людем во своих домех по закону живущим православно, егда ко своей жене не совокупився, достоит кадить самим святыя иконы. аще не будет ту священника; Вопрос 30-й; Некоего старца ко святому Флавиану патриарху. Молю тя владыко отче святый, како подобает кадити святыи иконы в домех своих богобоязнивым християном, имущим любовь ко святым иконам; Ответ 30. Всем благочестно живущим и законно, и Божию веру имущим. достоит святыя образы в чистоте имети, от пороху и руды, отирати губою и водою, или убрусом белым и занавесам на время имети; и кадити подобает по вся дни аще ли ни, ино в неделю и в праздники Владычни, и святых нарочитых Богу угодивших апостол, или святитель, и преподобных. Первое изберет малый сосуд, скуделный, или медяный, или железный, на то устроен. не яко кадило у священника, и не имети цепей и колца и креста, но токмо взяти рукою малый чрен имать. и егда станет кадити, не яко священник, и машет обонеду крестообразно. и глаголет се. что священник или диякон. Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя. но поклонится трижды и благословится, и начнет обносити кротко и тихо с благоговением кадя святыя образы и прекрещает лице свое с поклонением честно и благоразумно и з боязнию сердечною. и трижды кадит и глаголет; милостиве Господи приими от недостоинства моего малое сие приношение. и тако поставит пред образом Божиим сию малую кадильницу, и сотворит начало по обычаю и прощение. Аще ли невежди сущии, а кадят неискусно, машут крестообразно и раняют углие и пепел на помост, без страха Божия, и растопчут ногами, и сие страшно претит писание. проклят всяк человек, кто творит дело Божие с небрежением. и того ради учит апостол Павел. со страхом и трепетом спасение свое содевайте, о кажение ведомо, что дело Божие; аминь;

Иов: Из книги "История и обычаи Ветковской церкви": "Каждение во святых церквах совершашеся по древнему Преданию и обычаю церковному:трикратным видом,дважды праве,и третие преки,крестообразно,по свидетельству священнаго отца Феодосия,от древлеправославныя Церкве приятое,тако бо мы (рече) научихомся от отец своих кадити.И в неприсутствии священника иноцы во святых церквах кадят трикратным же видом,подобне и в келиях по тому же совершают каждение". В комментарии поясняется: "О том,каким образом можно кадить иконы простому иноку,или мирянину,не осталось древних письменных уставных указаний.На основании же устного предания это совершается в разных местах по разному.Как видно из слов Ксеноса,на Ветке иноки кадили троекратно,т.е. так же,как и священники,дважды прямо и третий раз поперек.Только использовали при этом,конечно,не кадило на цепях,а ручную кадильницу-так называемую кацею.Известен и другой обычай:кадят икону двумя движениями,сверху вниз и справа налево,а после этого кланяются с крестным знамением и молитвою.Другие просто обносят зажженую кадильницу около икон,втай говоря молитву Исусову или "Трисвятое".Известно и такое обыкновение:во время службы,совершаемой без священника,на пении:"Господи,воззвах",на литии,на величании,на 9-й песни канона утрени и т.д. зажженую кадильницу с фимиамом просто ставят на подставке среди храма или на солее. Вообще же принесение и возжение пред иконами фимиама,равно как и свещей не возбранено мирянам,ибо оно выражает благоговение пред Богом и Его святым храмом и молитвенное усердие (Пс.140,2;Откр.5,8;8,3).Как можно прочитать во многих житиях святых и древних душеполезных сказаниях,в древности вообще было принято приносить фимиам в церковь к праздничным службам.Также весьма похвально кадить иконы при совершении молитв у себя дома.

Самуилъ Тихоновичь: федосеевцы в Латвии такими кадят

Самуилъ Тихоновичь: Видел, кадильницы вообще без крышки, ими кадили обводом

Алекс: Где купить кадильницу? Живу не в Москве.

Severo: Алекс пишет: Где купить кадильницу? Живу не в Москве. В Москве известно где...на Преображенке или на Белорусской в лавке, старые, немного гнутые и прогорелые.

САП: Кормчая старописменная, глава, 122 ответ 30-ый: Первое изберет малый сосуд, скуделный, или медяный, или железный, на то устроен. не яко кадило у священника, и не имети цепей и колца и креста, но токмо взяти рукою малый чрен имать. Так стало быть без кадидьница без креста?

Алекс: Есть ли в сети или ещё где Кормчая старописменная. Хочеться почитать.

Алекс: http://i030.radikal.ru/0801/9c/9df9ae9650a2.jpg

САП: Алекс пишет: http://i030.radikal.ru/0801/9c/9df9ae9650a2.jpg Такие я видел, вот к примеру феодосеевская кадильница из Токино: Алекс пишет: Есть ли в сети или ещё где Кормчая старописменная. Это была цитата из филипповской апологетики, в сети можете тут поискать, но рукописные книги тяжело читать: http://www.stsl.ru/searchl?&q=%EA%EE%F0%EC%F7%E0%FF&r=10&allwords=yes&group=no&div=All&p=1

Вопрос: Откуда пошел для мирян запрет кадить обычным кадилом на цепях? И как быть, если имеется такое кадило, им мирянину вообще нельзя пользоваться?

САП: Вопрос пишет: Откуда пошел для мирян запрет кадить обычным кадилом на цепях? И как быть, если имеется такое кадило, им мирянину вообще нельзя пользоваться? Традиционно им не пользуются миряне: О кажении святых икон: Кормчая старописменная, глава, 122. от савиных глав [из книги святаго Епифания Кипрскаго глава. 39-я], инако вопрошение, вопрос, 30, мирским людем во своих домех по закону живущим православно, егда ко своей жене не совокупився, достоит кадить самим святыя иконы. аще не будет ту священника; Вопрос 30-й; Некоего старца ко святому Флавиану патриарху. Молю тя владыко отче святый, како подобает кадити святыи иконы в домех своих богобоязнивым християном, имущим любовь ко святым иконам; Ответ 30. Всем благочестно живущим и законно, и Божию веру имущим. достоит святыя образы в чистоте имети, от пороху и руды, отирати губою и водою, или убрусом белым и занавесам на время имети; и кадити подобает по вся дни аще ли ни, ино в неделю и в праздники Владычни, и святых нарочитых Богу угодивших апостол, или святитель, и преподобных. Первое изберет малый сосуд, скуделный, или медяный, или железный, на то устроен. не яко кадило у священника, и не имети цепей и колца и креста, но токмо взяти рукою малый чрен имать. и егда станет кадити, не яко священник, и машет обонеду крестообразно. и глаголет се. что священник или диякон. Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя. но поклонится трижды и благословится, и начнет обносити кротко и тихо с благоговением кадя святыя образы и прекрещает лице свое с поклонением честно и благоразумно и з боязнию сердечною. и трижды кадит и глаголет; милостиве Господи приими от недостоинства моего малое сие приношение. и тако поставит пред образом Божиим сию малую кадильницу, и сотворит начало по обычаю и прощение. Аще ли невежди сущии, а кадят неискусно, машут крестообразно и раняют углие и пепел на помост, без страха Божия, и растопчут ногами, и сие страшно претит писание. проклят всяк человек, кто творит дело Божие с небрежением. и того ради учит апостол Павел. со страхом и трепетом спасение свое содевайте, о кажение ведомо, что дело Божие; аминь; Возможно корни в Ветхом Завете, когда Корей и Дафан со товарищи со священническими кадильницами предстояли Богу и их поглотила земля.

Вопрос: Спаси Христос за разъяснение!

Алекс: 1) куда девают пепел из кадильницы. 2) пользуются ли миряне РСПЦ в домашней молитве кадильницей.

САП: Алекс пишет: 1) куда девают пепел из кадильницы. Выбрасывают на чистое место, не попираемое ногой или в реку. Алекс пишет: 2) пользуются ли миряне РСПЦ в домашней молитве кадильницей. Пользуются там где попов нет, где бабки панихиды служат.

Severo: САП пишет: Пользуются там где попов нет, где бабки панихиды служат. Да и просто поставляют перед иконами во время молитвы воскуривая ладаном.

Алекс: Иов пишет:"Диакона разсыпавшего кадилу" полагалось извергать из сана. ГДЕ НАПИСАНО ЭТО ПРАВИЛО?

Anchorite: Severo пишет: Да и просто поставляют перед иконами во время молитвы воскуривая ладаном. А при безпоповской службе в РПСЦ разве не кадят обносом иконы и молящихся?

Алекс: А при безпоповской службе в РПСЦ разве не кадят обносом иконы и молящихся? НЕ КАДИЛИ ?

никита: мне понравелось

о.АлександрПанкратов: Насколько знаю, молящихся в этом случае не кадят. Такое позволено только священнику.

Алекс: о.АлександрПанкратов Насколько знаю, молящихся в этом случае не кадят. Такое позволено только священнику. О.АЛЕКСАНДР : НУ А ДОМА МОЖНО КАДИТЬ ИЛИ НЕТ ?

о.АлександрПанкратов: Дома можно кадить иконы. Но людей, скорее всего, мирянину тоже нельзя.

Иерей Вадим: В чине святительской хиротонии, изданном до Никона (по-видимому, при патриарха Филарете), указано, что патриарх кадит в своей крестовой палате иконы и собравшихся его поздравлять царя и архикереев кацеею, сиречь ручным кадилом. Этот Чин имеется в Музее книги (РГБ).



полная версия страницы