Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » О безпоповских и поповских мирянских кадильницах (кацеях). » Ответить

О безпоповских и поповских мирянских кадильницах (кацеях).

САП: Тут выяснил, что кацеи которые употребляли поповцы-миряне имеет Крест на крышке развернутый к держащему ее, а у безпоповцев Крест развернут в сторону того, что кадит держащий кацею. Этим различаются кацеи поповцев и безпоповцев...

Ответов - 50, стр: 1 2 All

инспектор шульц: САП Безпоповское традиционное название не "кацея", а "кадильница". Нету у нас "кацей".

САП: Хорошо, кадильницы на ручке...

Иов: Выговские кадильницы (предположительно) не имели креста на верхней крышке,а вырезы на ней,в виде сердца,отличались от современных тем, что сердечки были острием обращены вверх. Именно такие кадильницы сохранились в употреблении у филипповцев. Сама кадильница символизирует,в частности,"неопалимую утробу Богородицы,в которую Божественныи Христос сниде".В верхней крышке имеются 3 крупных отверстия в форме сердца(теперь их уже делают просто круглыми).И еще 9 малых отверстий по числу чинов ангельских, и еще по 4 с 3-х сторон(между сердечками), по числу 12 апостолов. После того как на угли был положен ладан и совершалось каждение,эти угли нельзя рассыпать ни под каким предлогом.Выпавший уголек обратно в кадильницу класть нельзя,но закопать в чистом месте."Диакона разсыпавшего кадилу" полагалось извергать из сана.


alex-rus: А фотографий никто не выложит посмотреть на кадильницы? В софринском магазине видел продаются кадильницы, по описанию вроде похожи к описанным.

Anchorite: http://pomorian.narod.ru/module/module27_5.htm Здесь есть фотография такой кадильницы.

студент:

Хорхе: Греко-латинская.

студент: Что ты сказал?

Игорь Кузьмин: Насколько я помню у филипповцев вроде как кадильницы вовсе без крестов были. Надо только поискать какое они писание в защиту сего приводили против своих противников.

Иов: Мне сдается, что отсутствие креста на крышке выговской кадильницы,связано со способом каждения.Насколько известно, каждение в Выговском общежительстве осуществлялось ОБВОДОМ(т.е. по кругу).Молящиеся не принимали каждения(как, например, принято у федосеевцев),а достав нательный крест, держали его с обеих сторон за гойтан.Кадящий кадил сначала Крест,иконы,а затем нательные кресты.Сначала у мужчин,потом у женщин.

Андрей: У меня есть федосеевская кадильница с 12 сердцами и крестом развернутым к кадящему!!!

САП: Андрей пишет: У меня есть федосеевская кадильница с 12 сердцами и крестом развернутым к кадящему!!! А с чего Вы взяли, что она феодосеевская?

САП: Игорь Кузьмин пишет: Насколько я помню у филипповцев вроде как кадильницы вовсе без крестов были. У часовенных тоже такие видел.

Андрей: Если кадильницей кадила федосеевская наставница, то и кацея - федосеевская.

САП: Андрей Поглядите какой тут кадильницей кадят поморцы http://video.mail.ru/inbox/pankin_sergei/59/60.html

о. Андрей: Все многообразие обычаев связанных с каждением в разных безпоповских согласиях говорит о том, что дораскольная Церковь или не имела вообще обычая мирянского каждения, или не считала форму каждения принципиальной. Отсюда два вопроса, если дораскольная Церковь не знала мирянского каждения, то на каком основании все это литургическое творчество? Если же Церковь знала, но не имела единой формы такого каждения, то почему такие разногласия у безпоповцев в этом вопросе? В дополнение к первому вопросу. Не логичнее ли было бы вообще оставиться без каждения, как без брака, миропомазания, причастия и всего того, источником чего является законное священство, чем заниматься реформацией схожей с творчеством Петра Могилы?

Игорь Кузьмин: о. Андрей О необходимости каждения мирянами у безпоповцев спора не было (к сему обычаю и много свидетельств от писания имелось), но лишь о форме и способе. Но благочестие требовало не равно без опасного исследования принимать всякий обычай где либо имевший место, но на св. писании положенный. Вот и у дьяконовцев спор был по сему о способе каждения, хотя вроде как должно быть по-Вам принято ими единообразие и спору у них не должно быть. Значит и сии потщились исправлять благочестие. Вот к вышереченному своему постингу обрел в некотором филипповском полемическом сборнике, в приложении, некую ссылку на древлий источник, которое свидетельство филипповцы использовали против своих противников о способе каждения и форме кадильницы. О кажении святых икон: Кормчая старописменная, глава, 122. от савиных глав [из книги святаго Епифания Кипрскаго глава. 39-я], инако вопрошение, вопрос, 30, мирским людем во своих домех по закону живущим православно, егда ко своей жене не совокупився, достоит кадить самим святыя иконы. аще не будет ту священника; Вопрос 30-й; Некоего старца ко святому Флавиану патриарху. Молю тя владыко отче святый, како подобает кадити святыи иконы в домех своих богобоязнивым християном, имущим любовь ко святым иконам; Ответ 30. Всем благочестно живущим и законно, и Божию веру имущим. достоит святыя образы в чистоте имети, от пороху и руды, отирати губою и водою, или убрусом белым и занавесам на время имети; и кадити подобает по вся дни аще ли ни, ино в неделю и в праздники Владычни, и святых нарочитых Богу угодивших апостол, или святитель, и преподобных. Первое изберет малый сосуд, скуделный, или медяный, или железный, на то устроен. не яко кадило у священника, и не имети цепей и колца и креста, но токмо взяти рукою малый чрен имать. и егда станет кадити, не яко священник, и машет обонеду крестообразно. и глаголет се. что священник или диякон. Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя. но поклонится трижды и благословится, и начнет обносити кротко и тихо с благоговением кадя святыя образы и прекрещает лице свое с поклонением честно и благоразумно и з боязнию сердечною. и трижды кадит и глаголет; милостиве Господи приими от недостоинства моего малое сие приношение. и тако поставит пред образом Божиим сию малую кадильницу, и сотворит начало по обычаю и прощение. Аще ли невежди сущии, а кадят неискусно, машут крестообразно и раняют углие и пепел на помост, без страха Божия, и растопчут ногами, и сие страшно претит писание. проклят всяк человек, кто творит дело Божие с небрежением. и того ради учит апостол Павел. со страхом и трепетом спасение свое содевайте, о кажение ведомо, что дело Божие; аминь;

Иов: Из книги "История и обычаи Ветковской церкви": "Каждение во святых церквах совершашеся по древнему Преданию и обычаю церковному:трикратным видом,дважды праве,и третие преки,крестообразно,по свидетельству священнаго отца Феодосия,от древлеправославныя Церкве приятое,тако бо мы (рече) научихомся от отец своих кадити.И в неприсутствии священника иноцы во святых церквах кадят трикратным же видом,подобне и в келиях по тому же совершают каждение". В комментарии поясняется: "О том,каким образом можно кадить иконы простому иноку,или мирянину,не осталось древних письменных уставных указаний.На основании же устного предания это совершается в разных местах по разному.Как видно из слов Ксеноса,на Ветке иноки кадили троекратно,т.е. так же,как и священники,дважды прямо и третий раз поперек.Только использовали при этом,конечно,не кадило на цепях,а ручную кадильницу-так называемую кацею.Известен и другой обычай:кадят икону двумя движениями,сверху вниз и справа налево,а после этого кланяются с крестным знамением и молитвою.Другие просто обносят зажженую кадильницу около икон,втай говоря молитву Исусову или "Трисвятое".Известно и такое обыкновение:во время службы,совершаемой без священника,на пении:"Господи,воззвах",на литии,на величании,на 9-й песни канона утрени и т.д. зажженую кадильницу с фимиамом просто ставят на подставке среди храма или на солее. Вообще же принесение и возжение пред иконами фимиама,равно как и свещей не возбранено мирянам,ибо оно выражает благоговение пред Богом и Его святым храмом и молитвенное усердие (Пс.140,2;Откр.5,8;8,3).Как можно прочитать во многих житиях святых и древних душеполезных сказаниях,в древности вообще было принято приносить фимиам в церковь к праздничным службам.Также весьма похвально кадить иконы при совершении молитв у себя дома.

Самуилъ Тихоновичь: федосеевцы в Латвии такими кадят

Самуилъ Тихоновичь: Видел, кадильницы вообще без крышки, ими кадили обводом

Алекс: Где купить кадильницу? Живу не в Москве.

Severo: Алекс пишет: Где купить кадильницу? Живу не в Москве. В Москве известно где...на Преображенке или на Белорусской в лавке, старые, немного гнутые и прогорелые.

САП: Кормчая старописменная, глава, 122 ответ 30-ый: Первое изберет малый сосуд, скуделный, или медяный, или железный, на то устроен. не яко кадило у священника, и не имети цепей и колца и креста, но токмо взяти рукою малый чрен имать. Так стало быть без кадидьница без креста?

Алекс: Есть ли в сети или ещё где Кормчая старописменная. Хочеться почитать.

Алекс: http://i030.radikal.ru/0801/9c/9df9ae9650a2.jpg

САП: Алекс пишет: http://i030.radikal.ru/0801/9c/9df9ae9650a2.jpg Такие я видел, вот к примеру феодосеевская кадильница из Токино: Алекс пишет: Есть ли в сети или ещё где Кормчая старописменная. Это была цитата из филипповской апологетики, в сети можете тут поискать, но рукописные книги тяжело читать: http://www.stsl.ru/searchl?&q=%EA%EE%F0%EC%F7%E0%FF&r=10&allwords=yes&group=no&div=All&p=1

Вопрос: Откуда пошел для мирян запрет кадить обычным кадилом на цепях? И как быть, если имеется такое кадило, им мирянину вообще нельзя пользоваться?

САП: Вопрос пишет: Откуда пошел для мирян запрет кадить обычным кадилом на цепях? И как быть, если имеется такое кадило, им мирянину вообще нельзя пользоваться? Традиционно им не пользуются миряне: О кажении святых икон: Кормчая старописменная, глава, 122. от савиных глав [из книги святаго Епифания Кипрскаго глава. 39-я], инако вопрошение, вопрос, 30, мирским людем во своих домех по закону живущим православно, егда ко своей жене не совокупився, достоит кадить самим святыя иконы. аще не будет ту священника; Вопрос 30-й; Некоего старца ко святому Флавиану патриарху. Молю тя владыко отче святый, како подобает кадити святыи иконы в домех своих богобоязнивым християном, имущим любовь ко святым иконам; Ответ 30. Всем благочестно живущим и законно, и Божию веру имущим. достоит святыя образы в чистоте имети, от пороху и руды, отирати губою и водою, или убрусом белым и занавесам на время имети; и кадити подобает по вся дни аще ли ни, ино в неделю и в праздники Владычни, и святых нарочитых Богу угодивших апостол, или святитель, и преподобных. Первое изберет малый сосуд, скуделный, или медяный, или железный, на то устроен. не яко кадило у священника, и не имети цепей и колца и креста, но токмо взяти рукою малый чрен имать. и егда станет кадити, не яко священник, и машет обонеду крестообразно. и глаголет се. что священник или диякон. Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя. но поклонится трижды и благословится, и начнет обносити кротко и тихо с благоговением кадя святыя образы и прекрещает лице свое с поклонением честно и благоразумно и з боязнию сердечною. и трижды кадит и глаголет; милостиве Господи приими от недостоинства моего малое сие приношение. и тако поставит пред образом Божиим сию малую кадильницу, и сотворит начало по обычаю и прощение. Аще ли невежди сущии, а кадят неискусно, машут крестообразно и раняют углие и пепел на помост, без страха Божия, и растопчут ногами, и сие страшно претит писание. проклят всяк человек, кто творит дело Божие с небрежением. и того ради учит апостол Павел. со страхом и трепетом спасение свое содевайте, о кажение ведомо, что дело Божие; аминь; Возможно корни в Ветхом Завете, когда Корей и Дафан со товарищи со священническими кадильницами предстояли Богу и их поглотила земля.

Вопрос: Спаси Христос за разъяснение!

Алекс: 1) куда девают пепел из кадильницы. 2) пользуются ли миряне РСПЦ в домашней молитве кадильницей.

САП: Алекс пишет: 1) куда девают пепел из кадильницы. Выбрасывают на чистое место, не попираемое ногой или в реку. Алекс пишет: 2) пользуются ли миряне РСПЦ в домашней молитве кадильницей. Пользуются там где попов нет, где бабки панихиды служат.

Severo: САП пишет: Пользуются там где попов нет, где бабки панихиды служат. Да и просто поставляют перед иконами во время молитвы воскуривая ладаном.

Алекс: Иов пишет:"Диакона разсыпавшего кадилу" полагалось извергать из сана. ГДЕ НАПИСАНО ЭТО ПРАВИЛО?

Anchorite: Severo пишет: Да и просто поставляют перед иконами во время молитвы воскуривая ладаном. А при безпоповской службе в РПСЦ разве не кадят обносом иконы и молящихся?

Алекс: А при безпоповской службе в РПСЦ разве не кадят обносом иконы и молящихся? НЕ КАДИЛИ ?

никита: мне понравелось

о.АлександрПанкратов: Насколько знаю, молящихся в этом случае не кадят. Такое позволено только священнику.

Алекс: о.АлександрПанкратов Насколько знаю, молящихся в этом случае не кадят. Такое позволено только священнику. О.АЛЕКСАНДР : НУ А ДОМА МОЖНО КАДИТЬ ИЛИ НЕТ ?

о.АлександрПанкратов: Дома можно кадить иконы. Но людей, скорее всего, мирянину тоже нельзя.

Иерей Вадим: В чине святительской хиротонии, изданном до Никона (по-видимому, при патриарха Филарете), указано, что патриарх кадит в своей крестовой палате иконы и собравшихся его поздравлять царя и архикереев кацеею, сиречь ручным кадилом. Этот Чин имеется в Музее книги (РГБ).

о.АлександрПанкратов: Так то же ПАТРИАРХ...

Иерей Вадим: Я имел в виду, что кацея - не только мирянская кадильница, но в келье ею пользолвались даже архиереи. Мирянин же ни благословлять, ни кадить мирян не может, ибо "без всякаго прекословия меньшее от большего благословляется", а не от равного по сану. Потому и поп попа не благословляет и крестом не ограждает, а только архиерей. Каждение же икон мирянами с помощью ручныхкадильниц было широко распространено в греческой церкви еще в первые века христианства. В Следованной Псалтыри описано келейное иноческое правило, в котором предписывается каждому монаху (не священнику) один - два раза в день кадить святыни, то есть иконы. В Житии инока Епифания Соловецкого, преподобномученика, описывается, что он кадил кресты, хотя не был священником. Аввакум протопоп в одном из писем предписывает оскверненные сосуды мирянам кадить и омывать святой водой для очищения. Также и мощи убиенных за старую веру советует кадить.

САП: Иерей Вадим пишет: В Следованной Псалтыри описано келейное иноческое правило, в котором предписывается каждому монаху (не священнику) один - два раза в день кадить святыни, то есть иконы. В Житии инока Епифания Соловецкого, преподобномученика, описывается, что он кадил кресты, хотя не был священником. Аввакум протопоп в одном из писем предписывает оскверненные сосуды мирянам кадить и омывать святой водой для очищения. Также и мощи убиенных за старую веру советует кадить. О кажении святых икон: Кормчая старописменная, глава, 122. от савиных глав [из книги святаго Епифания Кипрскаго глава. 39-я], инако вопрошение, вопрос, 30, мирским людем во своих домех по закону живущим православно, егда ко своей жене не совокупився, достоит кадить самим святыя иконы. аще не будет ту священника; Вопрос 30-й; Некоего старца ко святому Флавиану патриарху. Молю тя владыко отче святый, како подобает кадити святыи иконы в домех своих богобоязнивым християном, имущим любовь ко святым иконам; Ответ 30. Всем благочестно живущим и законно, и Божию веру имущим. достоит святыя образы в чистоте имети, от пороху и руды, отирати губою и водою, или убрусом белым и занавесам на время имети; и кадити подобает по вся дни аще ли ни, ино в неделю и в праздники Владычни, и святых нарочитых Богу угодивших апостол, или святитель, и преподобных. Первое изберет малый сосуд, скуделный, или медяный, или железный, на то устроен. не яко кадило у священника, и не имети цепей и колца и креста, но токмо взяти рукою малый чрен имать. и егда станет кадити, не яко священник, и машет обонеду крестообразно. и глаголет се. что священник или диякон. Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя. но поклонится трижды и благословится, и начнет обносити кротко и тихо с благоговением кадя святыя образы и прекрещает лице свое с поклонением честно и благоразумно и з боязнию сердечною. и трижды кадит и глаголет; милостиве Господи приими от недостоинства моего малое сие приношение. и тако поставит пред образом Божиим сию малую кадильницу, и сотворит начало по обычаю и прощение. Аще ли невежди сущии, а кадят неискусно, машут крестообразно и раняют углие и пепел на помост, без страха Божия, и растопчут ногами, и сие страшно претит писание. проклят всяк человек, кто творит дело Божие с небрежением. и того ради учит апостол Павел. со страхом и трепетом спасение свое содевайте, о кажение ведомо, что дело Божие; аминь;

Aleko: о.АлександрПанкратов пишет: Дома можно кадить иконы. Но людей, скорее всего, мирянину тоже нельзя. По этой причине на Выгу и все кто следовал даниловской (Выговской) традиции кадили не людей, а их нательные кресты (к примеру так до сих пор в Верхокамье и кое где в Коми респ.) В Храмах по этой причине во многих общинах наставник с солеи кадил только общий зал, со всеми находящимися там прихожанами. Кадить каждого прихожанина - такой обычай у поморцев был перенят от федосеевцев, но распространен не повсеместно (в Москве такого нет).

Aleko: Вот решения Поморских соборов по данному вопросу: Решения Первого Всероссийского Собора 1909 г. О каждении Вопрос: В каком порядке и как (крестообразно или обводом) кадить Св. иконы и братию, и всех ли. Ответ: Кадить крестообразно Вопрос: Кто, кроме отца духовнаго, может кадить. Ответ: Кадить может тот, кого благословит на это отец духовный. Вопрос: Можно ли кадить замирщенных и отлученных. Ответ: Замирщенных и отлученных не кадить Вопрос: Можно ли кадить иконы за стеклом. Ответ: За стеклами иконы кадить можно. Решения Третьего Всероссийского собора 2006 г. Вопрос: Допустимо ли вкупе покадить молящихся? Ответ: Допустимо. Поморский Устав, л.16. Вопрос: Можно ли брать кацею женщине и кадить образа, усопших? Ответ: Допустимо при погребении вдовам и девицам (старицам) с согласия духовного отца. Пролог: 2 декабря, мц. Миропия; 19 октября, блаж. Клеопатра.

САП: Aleko пишет: Вопрос: Допустимо ли вкупе покадить молящихся? Ответ: Допустимо. Поморский Устав, л.16. А в сети есть сей Устав?

Aleko: Не вем. Еще недавно он продавался на Преображенке, в лавке Третий Рим, но там уже закончился, возможно есть еще где то.

Аксиосъ: А можно ли кадить мирянину гроб с телом усопшего? Потому что у нас зачастую хоронят без попа, а только поют надгробную панихиду. И очень хотелось бы умершего покадить фимиамом. Игорь Кузьмин как-то выкладывал примера каждения мирянами из житий святых. САП, может поможете с ответом?

САП: Аксиосъ пишет: Игорь Кузьмин как-то выкладывал примера каждения мирянами из житий святых. САП, может поможете с ответом? Ага, припоминаю: «Преподобному же Саватию поющу заутреню воскресную, изшедшу ему ис келии своея, в подобная время на покажение честнаго креста, иже вблиз келии его поставлен. и услышася ему глас и вопль того ради и возвратися в келию свою, и сказа подругу своему Герману» [Из минеи четии, от жития преподобнаго отца нашего Саватия соловецкаго]. «И ко исходу блаженныя си души сам кажение сотвори» [От жития преп. Саватия соловец. чюдотворца]. Феодор Едесский кадил рукой, гроб и вся священная места. [Житие Феодора Едесскаго. Вып. I. Лицевое. лис. 21]. «Видевше же царица мати их царево злонравие и безчеловечие, приимши сама ароматы многоценныя, и покади святое тело дщерино, и царскою багряницею повивше, положи с сыном своим Гаведаем» [Пролог, сентября 29, в страдании святых мученик: Дады и Гаведдая и сестры Гаведдаевы Каздой]. «Блаженная Клеопатра взя тело мученика Уара, и принесе в свое село, положи в дедине гробе, и по вся дни кадяше окрест гроба» [Пролог, октября в 19 день]. «Святая же Миропия ревностию божественною подвигшися, нощию с своими служебницами пришедши, прият святое тело, [Исидора мученика] и честне покадивши, в нарочитом месте положи» [декабря во 2 день, от жития святыя муч. Миропии]. Яко некая вдовица приемши от некотораго презвитера мучениковы мощи, и кадяше по вся дни, идеже сице пишет: «Прежив же призвитер той, [иже мучениковы мощи имеяше] неколико лет, егда приближися к скончанию своему, вручи святаго мученика мощи некоей вдове честной, житием святой, и старой леты, яже безценное то сокровище с радостию приемши соблюдаше у себе честно, такожде по вся дни кадило вжигающи, и кадящи, и исхождаше же и от мощей святых благоухание велие, и наполняше храмину ту» [Минея четия, июля в 3 день, в страдании мученика Иакинфа]. «Откры убо царь Лев Саврянин злочестивыи изъят оттуду с древяным ковчегом святыя Евфимии мощи чюдотворныя нетленныя, а в тех место в каменной гроб вложи некия кости согнившия, смрадныя, якоже нарочне на то приуготовав бяше. и паки дскою наложив отъиде, татьскии отнес с собою честныя оныя мощи, и положи я в некоей храмине внутрь полат царских; сестры же его такожде и дщери, оттай его прихождаху к святым мощем, и кадяху миры, и свещами просвещаху. честно почитающее, и любезно поклоняющееся. но вскоре уведав то злочестивыи царь, абие ковчег с мощьми взем, нощию въверже в море» [Минея чет., июля 11, о чюдеси святыя великомученицы Евфимии всехвалныя.]. http://staroobrad.fastbb.ru/?1-20-1860-00001877-000-0-0-1180130769

САП: За отсутствием священника, но с его благословения, разрешается совершать каждение ручною кадильницею*; в древней Церкви, даже в присутствии священника и с его благословения, каждение совершал пономарь на 3-й песни канона. (“Златоструй”, 1912, № 7). http://www.rpsc.ru/version/modules.php?name=News&file=article&sid=32 Когда среди православных христиан была скудость в священстве, уставщики во многих местах совершали каждение, творя кадильницей крест* и затем поклоняясь. Самое лучшее — поступать так, как уже установилось в обычае в данной местности. (“Церковь”, 1912, № 35). Существует 4 вида каждения кацеей: крестообразный, круглый, подносной и подобный движению кадила священника. http://www.rpsc.ru/version/modules.php?name=News&file=article&sid=33



полная версия страницы