Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » О безпоповских и поповских мирянских кадильницах (кацеях). » Ответить

О безпоповских и поповских мирянских кадильницах (кацеях).

САП: Тут выяснил, что кацеи которые употребляли поповцы-миряне имеет Крест на крышке развернутый к держащему ее, а у безпоповцев Крест развернут в сторону того, что кадит держащий кацею. Этим различаются кацеи поповцев и безпоповцев...

Ответов - 50, стр: 1 2 All

о.АлександрПанкратов: Так то же ПАТРИАРХ...

Иерей Вадим: Я имел в виду, что кацея - не только мирянская кадильница, но в келье ею пользолвались даже архиереи. Мирянин же ни благословлять, ни кадить мирян не может, ибо "без всякаго прекословия меньшее от большего благословляется", а не от равного по сану. Потому и поп попа не благословляет и крестом не ограждает, а только архиерей. Каждение же икон мирянами с помощью ручныхкадильниц было широко распространено в греческой церкви еще в первые века христианства. В Следованной Псалтыри описано келейное иноческое правило, в котором предписывается каждому монаху (не священнику) один - два раза в день кадить святыни, то есть иконы. В Житии инока Епифания Соловецкого, преподобномученика, описывается, что он кадил кресты, хотя не был священником. Аввакум протопоп в одном из писем предписывает оскверненные сосуды мирянам кадить и омывать святой водой для очищения. Также и мощи убиенных за старую веру советует кадить.

САП: Иерей Вадим пишет: В Следованной Псалтыри описано келейное иноческое правило, в котором предписывается каждому монаху (не священнику) один - два раза в день кадить святыни, то есть иконы. В Житии инока Епифания Соловецкого, преподобномученика, описывается, что он кадил кресты, хотя не был священником. Аввакум протопоп в одном из писем предписывает оскверненные сосуды мирянам кадить и омывать святой водой для очищения. Также и мощи убиенных за старую веру советует кадить. О кажении святых икон: Кормчая старописменная, глава, 122. от савиных глав [из книги святаго Епифания Кипрскаго глава. 39-я], инако вопрошение, вопрос, 30, мирским людем во своих домех по закону живущим православно, егда ко своей жене не совокупився, достоит кадить самим святыя иконы. аще не будет ту священника; Вопрос 30-й; Некоего старца ко святому Флавиану патриарху. Молю тя владыко отче святый, како подобает кадити святыи иконы в домех своих богобоязнивым християном, имущим любовь ко святым иконам; Ответ 30. Всем благочестно живущим и законно, и Божию веру имущим. достоит святыя образы в чистоте имети, от пороху и руды, отирати губою и водою, или убрусом белым и занавесам на время имети; и кадити подобает по вся дни аще ли ни, ино в неделю и в праздники Владычни, и святых нарочитых Богу угодивших апостол, или святитель, и преподобных. Первое изберет малый сосуд, скуделный, или медяный, или железный, на то устроен. не яко кадило у священника, и не имети цепей и колца и креста, но токмо взяти рукою малый чрен имать. и егда станет кадити, не яко священник, и машет обонеду крестообразно. и глаголет се. что священник или диякон. Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя. но поклонится трижды и благословится, и начнет обносити кротко и тихо с благоговением кадя святыя образы и прекрещает лице свое с поклонением честно и благоразумно и з боязнию сердечною. и трижды кадит и глаголет; милостиве Господи приими от недостоинства моего малое сие приношение. и тако поставит пред образом Божиим сию малую кадильницу, и сотворит начало по обычаю и прощение. Аще ли невежди сущии, а кадят неискусно, машут крестообразно и раняют углие и пепел на помост, без страха Божия, и растопчут ногами, и сие страшно претит писание. проклят всяк человек, кто творит дело Божие с небрежением. и того ради учит апостол Павел. со страхом и трепетом спасение свое содевайте, о кажение ведомо, что дело Божие; аминь;


Aleko: о.АлександрПанкратов пишет: Дома можно кадить иконы. Но людей, скорее всего, мирянину тоже нельзя. По этой причине на Выгу и все кто следовал даниловской (Выговской) традиции кадили не людей, а их нательные кресты (к примеру так до сих пор в Верхокамье и кое где в Коми респ.) В Храмах по этой причине во многих общинах наставник с солеи кадил только общий зал, со всеми находящимися там прихожанами. Кадить каждого прихожанина - такой обычай у поморцев был перенят от федосеевцев, но распространен не повсеместно (в Москве такого нет).

Aleko: Вот решения Поморских соборов по данному вопросу: Решения Первого Всероссийского Собора 1909 г. О каждении Вопрос: В каком порядке и как (крестообразно или обводом) кадить Св. иконы и братию, и всех ли. Ответ: Кадить крестообразно Вопрос: Кто, кроме отца духовнаго, может кадить. Ответ: Кадить может тот, кого благословит на это отец духовный. Вопрос: Можно ли кадить замирщенных и отлученных. Ответ: Замирщенных и отлученных не кадить Вопрос: Можно ли кадить иконы за стеклом. Ответ: За стеклами иконы кадить можно. Решения Третьего Всероссийского собора 2006 г. Вопрос: Допустимо ли вкупе покадить молящихся? Ответ: Допустимо. Поморский Устав, л.16. Вопрос: Можно ли брать кацею женщине и кадить образа, усопших? Ответ: Допустимо при погребении вдовам и девицам (старицам) с согласия духовного отца. Пролог: 2 декабря, мц. Миропия; 19 октября, блаж. Клеопатра.

САП: Aleko пишет: Вопрос: Допустимо ли вкупе покадить молящихся? Ответ: Допустимо. Поморский Устав, л.16. А в сети есть сей Устав?

Aleko: Не вем. Еще недавно он продавался на Преображенке, в лавке Третий Рим, но там уже закончился, возможно есть еще где то.

Аксиосъ: А можно ли кадить мирянину гроб с телом усопшего? Потому что у нас зачастую хоронят без попа, а только поют надгробную панихиду. И очень хотелось бы умершего покадить фимиамом. Игорь Кузьмин как-то выкладывал примера каждения мирянами из житий святых. САП, может поможете с ответом?

САП: Аксиосъ пишет: Игорь Кузьмин как-то выкладывал примера каждения мирянами из житий святых. САП, может поможете с ответом? Ага, припоминаю: «Преподобному же Саватию поющу заутреню воскресную, изшедшу ему ис келии своея, в подобная время на покажение честнаго креста, иже вблиз келии его поставлен. и услышася ему глас и вопль того ради и возвратися в келию свою, и сказа подругу своему Герману» [Из минеи четии, от жития преподобнаго отца нашего Саватия соловецкаго]. «И ко исходу блаженныя си души сам кажение сотвори» [От жития преп. Саватия соловец. чюдотворца]. Феодор Едесский кадил рукой, гроб и вся священная места. [Житие Феодора Едесскаго. Вып. I. Лицевое. лис. 21]. «Видевше же царица мати их царево злонравие и безчеловечие, приимши сама ароматы многоценныя, и покади святое тело дщерино, и царскою багряницею повивше, положи с сыном своим Гаведаем» [Пролог, сентября 29, в страдании святых мученик: Дады и Гаведдая и сестры Гаведдаевы Каздой]. «Блаженная Клеопатра взя тело мученика Уара, и принесе в свое село, положи в дедине гробе, и по вся дни кадяше окрест гроба» [Пролог, октября в 19 день]. «Святая же Миропия ревностию божественною подвигшися, нощию с своими служебницами пришедши, прият святое тело, [Исидора мученика] и честне покадивши, в нарочитом месте положи» [декабря во 2 день, от жития святыя муч. Миропии]. Яко некая вдовица приемши от некотораго презвитера мучениковы мощи, и кадяше по вся дни, идеже сице пишет: «Прежив же призвитер той, [иже мучениковы мощи имеяше] неколико лет, егда приближися к скончанию своему, вручи святаго мученика мощи некоей вдове честной, житием святой, и старой леты, яже безценное то сокровище с радостию приемши соблюдаше у себе честно, такожде по вся дни кадило вжигающи, и кадящи, и исхождаше же и от мощей святых благоухание велие, и наполняше храмину ту» [Минея четия, июля в 3 день, в страдании мученика Иакинфа]. «Откры убо царь Лев Саврянин злочестивыи изъят оттуду с древяным ковчегом святыя Евфимии мощи чюдотворныя нетленныя, а в тех место в каменной гроб вложи некия кости согнившия, смрадныя, якоже нарочне на то приуготовав бяше. и паки дскою наложив отъиде, татьскии отнес с собою честныя оныя мощи, и положи я в некоей храмине внутрь полат царских; сестры же его такожде и дщери, оттай его прихождаху к святым мощем, и кадяху миры, и свещами просвещаху. честно почитающее, и любезно поклоняющееся. но вскоре уведав то злочестивыи царь, абие ковчег с мощьми взем, нощию въверже в море» [Минея чет., июля 11, о чюдеси святыя великомученицы Евфимии всехвалныя.]. http://staroobrad.fastbb.ru/?1-20-1860-00001877-000-0-0-1180130769

САП: За отсутствием священника, но с его благословения, разрешается совершать каждение ручною кадильницею*; в древней Церкви, даже в присутствии священника и с его благословения, каждение совершал пономарь на 3-й песни канона. (“Златоструй”, 1912, № 7). http://www.rpsc.ru/version/modules.php?name=News&file=article&sid=32 Когда среди православных христиан была скудость в священстве, уставщики во многих местах совершали каждение, творя кадильницей крест* и затем поклоняясь. Самое лучшее — поступать так, как уже установилось в обычае в данной местности. (“Церковь”, 1912, № 35). Существует 4 вида каждения кацеей: крестообразный, круглый, подносной и подобный движению кадила священника. http://www.rpsc.ru/version/modules.php?name=News&file=article&sid=33



полная версия страницы