Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » При пострижении в малый образ куколь на главу не надевается? » Ответить

При пострижении в малый образ куколь на главу не надевается?

САП: Чин пострижения в малый ангельского образ: http://stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=234&pagefile=234-0137 http://stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=234&pagefile=234-0138 Во время етого чинопоследования куколь не возлагается на главу постригаемого, хотя в молитве куколь и поминается. А в чине великого ангельского чина куколь надеватся на главу мниха: http://stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=234&pagefile=234-0175

Ответов - 7

о.АлександрПанкратов: Де - факто постриги в малый образ ("еже есть мантия") в РПСЦ производятся не по этим, а по РУКОПИСНЫМ чинам. Согласно коим после скуфьи (камилавки) на главу постригаемого возлагается клобук (он же куколь или каптырь). Говорю как свидетель и участник (в качестве чтеца/певца) некоторых из таких событий.

Петрович: о.АлександрПанкратов А здесь приведены печатные чины? Кстати, в печатных потребниках такая же ситуация. При пострижении в малый образ клобук не налагается (см. Иноческий потребник. л. 13-об, 14) И почему, все-таки ваши писменные потребники разнятся от дораскольных печатных?

САП: о.АлександрПанкратов пишет: в РПСЦ производятся не по этим, а по РУКОПИСНЫМ чинам. Так я привел рукописный чин из Потребника средины ХVІ века. о.АлександрПанкратов пишет: после скуфьи (камилавки) на главу постригаемого возлагается клобук (он же куколь или каптырь). Спаси Бог, теперь многое становится понятней.


САП: о.АлександрПанкратов А есть в РПсЦ постриженые в великий образ? В схиме куколь и аналав сшиваются вместе и представляют из себя нечто единое?

Хорхе: Петрович пишет: И почему, все-таки ваши писменные потребники разнятся от дораскольных печатных? Да потому что у них там все по своему переработано давно.

о.АлександрПанкратов: В дораскольных печатных и рукописных "Потребниках" пострижение инока (что малого, что великого образа (т.е. схимника)) - часть литургии; совершается, насколько помню, по малом входе, между соотвествующими тропарями и кондаками и возгласом Трисвятого ("Яко свят еси ... "). В старообрядческих монастырях это так и делали. Однако в гонительных условиях (даже и в обителях, ведь власти часто бывали не в восторге от роста числа их насельников, старались ему воспрепятствовать) царских и советских времён сложилась практика постригов как отдельных, самостоятельных богослужений, вроде молебнов (их можно было совершать и без сколь - нибудь большого стечения людей). Так "по инерции" происходит у нас и по сей день, тем более, что с монастырями, особенно мужскими, увы, пока трудно. Упомянутые мною выше рукописи содержат как раз такой, "безлитургийный" чин, и принадлежали нашим архиепископам и митрополитам всея Руси, переходя "по наследству" от одного к другому. Для САПа, постриженные в РПСЦ в схиму (т.е. в великий образ) в недавние времена: священноинок - схимник Амфилохий (Берестнев), б. настоятель Покровского кафедрального храма на Рогожском (+ 1995), две инокини - схимницы в Белой Кринице (Олимпиада и Текуса; первая ещё жива (?), вторая (игумения, кстати) скончалась после 2001 г.).

Андрей изограф: о.АлександрПанкратов две инокини - схимницы в Белой Кринице (Олимпиада и Текуса; первая ещё жива (?), вторая (игумения, кстати) скончалась после 2001 г.). с матушкой Текусой я был весьма хорошо знаком, имел переписки с ней, после смерти посещал могилку в Белой кринице, она также в свою бытность была игуменьей и в Куничи в монастыре, много есть чего вспомнить, ну ни здесь конечно



полная версия страницы