Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » ВЕЛИКАЯ ВОДА » Ответить

ВЕЛИКАЯ ВОДА

Алекс: Большая вода — богоявленская — освящается один раз 5 января, и о ней-то и сказано, чтобы по прошествии трех часов (дальнего ради расстояния, по прибытии — еще одного часа), хранить ее "опасно" — т.е. осторожно, соблюдать сохранно, как святыню, которую употребляют христиане, по рассуждению своего духовного отца, вместо причастия. По освящении воды всякий христианин имеет право кропить в своем дворе в течение трех часов, а "дальняго ради разстояния", т.е. если кому надо ехать домой за десятки, а иногда и сотни верст, то, по приезде на место, можно кропить свой двор в течение часа. Если же сказано в "Церковном оке", что "единажды, токмо с вечера освящати воду", то далее, в том же "Церковном оке" сказано, что списатель этой книги не знает, откуда этот обычай заимствован, и просит боголюбивых христиан, знающих это, "да просветят и нас", т.е. тех, кто писал это рассуждение. Очевидно, что Устав не запрещает освящать воду и 6 января, а только писавший это замечание не знал причины, почему это надо совершать. Причину же такого обычая мы находим в объяснении преподобного Максима Грека, который так говорит об этом. При патриархе греческом Фотии еще существовал обычай у принявших христианство, бывших язычников. Каждого первого числа месяца они раскладывали около своих дворов костер и перепрыгивали его, т.к. некоторые новообращенные в христианство придерживались языческих суеверий и верили, что это перескакивание очищает человека и дает ему здоровье на месяц. Чтобы уничтожить такой языческий обычай, патр. Фотий сделал распоряжение каждого первого числа месяца совершать освящение воды и окроплять верующих. Это мало-помалу отучило христиан новообращенных от их языческого обычая. Тот же патриарх установил, чтобы в январе месяце, вместо первого числа, совершать освящение воды на самый праздник Богоявления, кроме уже положенного по уставу освящения большой воды накануне Богоявления, т.е. 5 января. Таким образом установлен был обычай совершать освящение воды первого числа каждого месяца, за исключением января, когда освящение совершалось 6 числа и2 февраля, когда освящение воды совершалось на праздник Сретения Господня. Отсюда ясно, что 5 января освящается большая вода, а вода, освященная 6 января имеет силу ту же, что и вода, освященная первого августа. И хранить надо именно ту воду, которая освящена 5 января, о ней-то и сказано, что она заменяет иногда, по рассуждению настоятеля, святое причастие, когда кто окажется недостойным принимать Святые Тайны. Погрешают, поэтому те, которые не сохраняют этой воды только потому, что боятся ее пролить или разбить посуду. К сожалению, этот греховный и неправильный взгляд существует во многих местностях среди наших христиан, и они, вместо того, чтобы благоговейно хранить святыню, предпочитают избавить себя от забот по ее сохранности и выпивают эту святую воду в тот же день".

Ответов - 7

САП: Алекс пишет: И хранить надо именно ту воду, которая освящена 5 января, о ней-то и сказано, что она заменяет иногда, по рассуждению настоятеля, святое причастие, когда кто окажется недостойным принимать Святые Тайны. А свт.Иоанн Златоустый пишет в слове на Богоявление Господне: Почему же Богоявлением называется не тот день в который Он родился, а тот в который Он крестился. Настоящий день есть самый, в которой Он крестился и освятил естество вод. Посему в етот праздник в полночь, все почерпнув воды, приносят ее домой, и хранят во весь год, так как сего дня освящены воды, и происходит явное знамение: ета вода в существе своем непортится от продолжительности времени, но почерпнутая сего дня она целый год, а часто два, и три года остается неповрежденною и свежею, и столь долгаго времени, не уступает водам только что взятыми из источников. Т.е. он говорит о воде которая освящалась в полночь на Богоявление, а некануне праздника.

Алекс: О необходимости приобщении св. Богоявленской водой говорил один из великих церковных учителей св. Иоанн Златоуст. Ему принадлежит одна из редакций Чина причащения святой водой великого Богоявленского освящения. Молитвы Иоанна Златоуста дошли до наших дней. Русская церковь имеет их в соответствующих последованиях помещенных в дораскольных и старообрядческих изданиях. Приобщение кающихся святой Богоявленской водой имело большое распространение в древней русской церкви. Сведения об этом мы можем найти в древних монастырских рукописях, богослужебных уставах, в дополнительных частях старинных Служебников12 – 16 веков и других письменных источниках. Подробная информация о приобщении св. Богоявленской водой содержится в сборнике преп. Кирилла Белозерского, так называемой "Энциклопедии русского игумена". Этот документ достаточно ясно и недвусмысленно рассказывает о бытовавших в древней Руси канонических нормах и церковных правилах.

о.АлександрПанкратов: Вся штука в том, что освящение воды в крещенский сочельник в древности как раз и производилось поздно вечером, наверное, почти в полночь. Литургия - то с водосвятием служится в конце ВЕЧЕРНИ. Её и совершали ВЕЧЕРОМ, а до того ПОСТИЛИСЬ, т.е. ВЕСЬ ДЕНЬ практически ничего не вкушали (разве что "укрухи"). Это потом (скорее всего, в XVII - XVIII вв.) стали молиться вечерню, литургию и освящение воды УТРОМ накануне Богоявления, как делается и посейчас.


вера: А можно древлеправославным пить воду из источников обустроенных РПЦ МП и купаться в купели?

о.АлександрПанкратов: Если они при ДОНИКОНОВСКИХ святынях (монастырях и пр.) - скорее, думаю, можно. Но всё же вам лучше посоветоваться со своим духовным отцом.

Партизан: Является ли святой вода, набранная из-под крана в полночь на Богоявление?

САП: Партизан пишет: Является ли святой вода, набранная из-под крана в полночь на Богоявление? Слышал, что некоторые так делают, но обычно все же берут воду из рек, родников...



полная версия страницы