Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Об одежде духовенства в XVll веке (Павел Алепский) » Ответить

Об одежде духовенства в XVll веке (Павел Алепский)

Severo: Очень красочно и подробно у Павла Алеппского описана одежда духовенства различных степеней. Священники и диаконы носили длинные широкие одеяния из зеленого или коричневого сукна или из цветной ангорской шерсти со стеклянными или серебряными вызолоченными пуговицами от шеи до ног, с застежками из крученого шелка. «Воротник этой одежды суконный или шерстяной, шириною в пядень;[Пядь, пядень — мера длины: расстояние между большим пальцем и средним или мизинцем] он отложной и охватывает шею, доходя до нижней части груди, свободно висит, наподобие того, как надевается епитрахиль... Такова же одеждажен диаконов и священников, дабы знали, что они попадьи. Протопоп делает этот воротник из тяжелой материи, для того чтобы люди отличали его. На голове они носят высокие суконные колпаки, но во все время службы и перед архиереем стоят с непокрытыми головами»47. Из других мест книги Павла Алеппского мы узнаем, что отложной воротник однорядок духовенства был также из шелка или шитого бархата, «похожего на осыпанный цветами». Поверх этих цветных однорядок, которые можно уподобить подрясникам, духовные лица иногда надевали «широкую верхнюю одежду с большими рукавами, прямую, но не открытую спереди» (рясу?). «Богатые протопопы носили колпаки из зеленого, красного и черного бархата, остальные — из сукна, причем под этими колпаками надевались шапочки из красного сукна, простроченные желтым шелком» (скуфья?), с околышем из розовой шелковой материи. «Такова же одежда диаконов. Так же одеваются жены духовных лиц... Кроме них, вообще никто не носит такой одежды и таких шапочек»48. На Украине священники отличались тем, что носили суконные колпаки «с меховой опушкой», а богатые — «бархатные колпаки с собольим мехом». Протопоп, кроме того, «носил суконную шляпу с крестом», а богатые священники — бархатную, но, вероятно, без креста49. Обувью духовенства, как, впрочем, и всех почтенных граждан, служили зеленые, красные, синие сафьяновые сапоги, которые в большом количестве постоянно ввозились персидскими купцами. Богослужебные облачения духовенства были такие же, как теперь, только наперсных крестов вообще ни у кого из священников не было.[ Ношение наперсного креста в Русской церкви всеми священниками со дня хиротонии введено при императоре Николае II. На православном Востоке доселе наперсный крест — награда заслуженному священнику, такие священники именуются ставрофорами (греч. — «крестоносные»).] О церковных наградах Павел Алеппский совершенно не упоминает. Протопопов отличали лишь по деталям повседевной одежды. Священники и диаконы, по обычаю всех вообще уважаемых людей того времени, непременно носили в обыденной жизни посохи-палки. Одежда монахов существенно отличалась от одежды белого духовенства. Монахи в России носили черные суконные рясы, а под ними — подрясники, «по большей части из зеленого сукна, а фуфайка и штаны делаются из зеленой бязи, которую привозят к им персияне»50. Клобуки монахов до приезда патриарха Макария были шерстяные вязаные, нашитые на скуфью, без твердой основы, глубоко надвигавшиеся на глаза и уши. Монахи носили шерстяные мантии и под одеждой — параманы. Так же одевались монахини. На Украине монахи носили черные суконные колпаки, отороченные «искусственным мехом, сделанным из шерсти, наподобие бархата». «Крены [Покров на клобук из легкой ткани, ныне чаще называется наметкой.] у них очень большие, опускаются на глаза и затегиваются под подбородком пуговицами, когда... монахи обнажают голову, то клобук остается висеть у них за спиной, как это в обычае у капуцинов, только еще красивее, чем у них, и иезуитов; впрочем их одеяния и мантии схожи»51. Одежда архиереев состояла из цветного (обычно зеленого) подрясника из «узорчатой рытой камки [Цветная шелковая ткань с узорами и разводами.] с собольим мехом, с длинными узкими рукавами. Такова обычная их одежда. На голове носилась суконная скуфья с черным мехом, а сверх нее — болышой черный клобук»52.

Ответов - 35

миня: Как видно из этого описания, современная одежда РПСЦ практически не связана с тогдашней традицией. А любовь к колпакам с опушкой показывает связь с украиной всей конфессии.

САП: миня пишет: Как видно из этого описания, современная одежда РПСЦ практически не связана с тогдашней традицией. А любовь к колпакам с опушкой показывает связь с украиной всей конфессии. Точно

Михаил Анатольевич: Severo пишет: Об одежде духовенства в XVll веке Никон "в разрезе":


Severo: ну вот эти архиерейские цветные одежды и имелись ввиду в описании Павла Алеппского похоже))

Хорхе: Шляпа латинская - таких не носили до Никона, равно как и крест на кукуле.

Алексей Муравьев: Шапки архиерейские с оторочкой - это древнерусский обычай. Миня, как всегда передергивает А вот кафтаны и азямы - да, это новое дело. Чего тут спорить?

САП: Алексей Муравьев пишет: А вот кафтаны и азямы - да, это новое дело. Это халаты!

Хорхе: Алексей Муравьев пишет: Шапки архиерейские с оторочкой - это древнерусский обычай. Миня, как всегда передергивает Шапки архиерейские богослужебные - это другое. Понятно, что с мехом. А повседневного ношения, как у м.Корнилия, отдельно без наметки, откуда взяты? Вот о них то речь и шла. САП пишет: Это халаты! Но уж явно не однорядки.

инспектор шульц: САП Санитары!

САП: Хорхе пишет: Но уж явно не однорядки. От татар научились Но ветрозащитные свойства кафтана лучше

Хорхе: САП пишет: От татар научились Однорядка - одна из общеевропейских христианских одежд, сохранялась даже в Венгрии до XVIII века. А Ваши любимые халаты - какая разница, от татар или никониан, все равно - не Русская это одежда. И ничего смешного

инспектор шульц: Хорхе А Вы про татар поподробнее, пожалуйста... Интересно, до каких веков нам надо вести реконструкцию?

САП: Хорхе пишет: А Ваши любимые халаты - какая разница, от татар или никониан, все равно - не Русская это одежда. И ничего смешного Ага, и "деньги" от татар ("таньга"), и "книга" от татар, да и слово "товарищ" от татар

Хорхе: инспектор шульц пишет: А Вы про татар поподробнее, пожалуйста... Интересно, до каких веков нам надо вести реконструкцию? Ну так Вы не только в книгах запутались... Однорядка была в ходу до середины XVIIв как часть литургической одежды и символизировала у светских принадлежность к Русской вере, как и другие элементы одежды.

Хорхе: САП пишет: Ага, и "деньги" от татар ("таньга"), и "книга" от татар, да и слово "товарищ" от татар Сап, хорошь дурацкого юмора. Говорю же, не смешно

инспектор шульц: не, по татарски "книга" -- будет ""китаб".

САП: Хорхе пишет: Однорядка - одна из общеевропейских христианских одежд, сохранялась даже в Венгрии до XVIII века. Так там теплее чем у нас, в кафтане теплее на Руси

Хорхе: САП пишет: Так там теплее чем у нас, в кафтане теплее на Руси Не нужно все выкручивать под свой вкус. Наши подвижники, жившие 700 лет по лесам в упомянутой одежде, не глупее были кафтанофилов и мадьяров.

инспектор шульц: Хорхе пишет: Наши подвижники, жившие 700 лет по лесам Ого! Вас в серьез ето все так задевает? Извините, я не издеваюсь, мне просто необычно ето слышать.

Severo: САП пишет: От татар научились Вполне возможно))

Severo: Хорхе пишет: Однорядка была в ходу до середины XVIIв как часть литургической одежды Их же иноки носили

инспектор шульц: Я так и не понял. Миня, в запале, видимо, советует выкинуть все азямы и поддевки. И одеться в привычную ему однорядку. А книгу 19века с опусом 12, спутали Вы, уж не обижайтесь...

Хорхе: инспектор шульц пишет: А книгу 19века с опусом 12, спутали Вы, уж не обижайтесь... Какую книгу Вы назвали,"Зерцалом таинств", так я Вам и отвечал. Наберите это название в поисковой системе яндекс, и проверьте. Это будет лучше, чем придуриваться. Severo пишет: Их же иноки носили И попы и иноки. Иноки естественно, с клобуком и мантией.

инспектор шульц: Хорхе Миня, я понимаю Вашу напористость, но все-таки признайтесь, ведь спутали Вы латинскую книгу с сочинением Гнусина? Или я опять опорочиваю Ваше имя?

Хорхе: инспектор шульц пишет: Или я опять опорочиваю Ваше имя? Счас я Вам процетирую Ваш постинг, которым Вы открыли дискуссию об истории названия книги "Зерцало таинств". Подчеркиваю, что про Гнусина Вы сказали уже после того, как Вас поправил Сап. Уязвленное самолюбие - плохой советчик. инспектор шульц пишет: Из книги "Зерцало таинств" Ежели не знакомы с традицией староверческого лубка, то не советую показывать свою неосведомленность в такой нахрапистой манере. P.S. Пробить по яндексу название "Зерцало таинств" Вам, похоже оказалось не судьба

инспектор шульц: Хорхе Уважаемый Миня! Я, конечно, понимаю, что признавать свои косяки -- не в Вашем стиле, однако ж хочю заметить следующее. Ежели кто вдруг скажет о "Книге, глаголемой Ирмолой, сиречь Божие чюдотворение", то всякому вменяеммому человеку будет понятно, что сию книгу можно назвать куда более кратко. И, следовательно, когда речь идет о книге "Зерцало", то лишь невменяемый словоблуд вызвется писать о каких-то латинских средневековых книгах. Вот, собственно, и все.

Хорхе: инспектор шульц пишет: невменяемый словоблуд Я Вас понял. Против чужих комплексов бороться не собираюсь.

Severo: Клобук Ростовского митрополита Ионы, XVll век.

САП: Severo пишет: На голове они носят высокие суконные колпаки, но во все время службы и перед архиереем стоят с непокрытыми головами...Богатые протопопы носили колпаки из зеленого, красного и черного бархата, остальные — из сукна Колпаки наверно как на этой иконе 15вв.

Хорхе: САП пишет: Колпаки наверно как на этой иконе 15вв Между прочим, Византийская мода. Такие колпаки появляются в Византии перед унией, и на Руси, примерно в это же время. Позже в XVI веке, они обрамляютсмя меховыми опушками, и сохраняются до начала вестернизации.

САП: Хорхе пишет: Между прочим, Византийская мода. А почему Павел Алепский об этом умалчивает, а говорит как о русском обычае? Если бы ему был сей обычай известен по Востоку он бы непременно обратил бы на это внимание...

Severo: Многое в русской моде взято от татар, бояре и цари шапочки по подобию тюбетеек даже дома носили

Хорхе: САП пишет: Если бы ему был сей обычай известен по Востоку он бы непременно обратил бы на это внимание... Дело в том, что Павел Алепский был человеком своего времени. А в XVII веке остатки византийцев шли в ногу с европейской модой. Он описал то, что было ему современным. Иоанн VIII в колпаке.

Severo: Хорхе пишет: Иоанн VIII в колпаке. И с дрэдами как Боб Марли

Хорхе: В Византии, как и на всем востоке, прической принято было следовать определенным нормам. На Руси в это время - "горшок", как у холопа, так и у великого князя.



полная версия страницы