Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Брадострижение-брадобритие. » Ответить

Брадострижение-брадобритие.

САП: Владимиръ пишет: [quote]Кстати, в связи с неоднозначностью толкований (и исполнений) деяний Стоглавого Собора, хотелось бы обратить внимание (хоть и не совсем по теме о Символе Веры) на главу 40 "От священных правил о пострижении брад". Вопрос хоть и не так, как о С.В., но тоже, на мой взгляд, важный, поскольку не только в миру, но и в самой староверческой среде бытует мнение, что нетронутость бороды - это чуть ли не обязательное условие благочестивой жизни истинного христианина, а уж старообрядца так непременное. Однако при внимательном прочтении сороковой главы Стоглава отчетливо видно, что разговор идет только лишь о недопустимости бритья, но не подстригания бороды, что скорее является нужным для отличия христианина от правоверного иудея (см. по ходу предложенной темы по ссылке). Личный интерес к данному вопросу почувствовал после того, как в разное время был отчитан двумя священноиереями за подстригание бороды, причем отчитан серьезно. Последений раз мне даже настоятельно была вручена для прочтения брошюра "О брадобритии", и при этом священника не смущало даже само название оной: "О брадобритии", но вовсе не "О брадоподстригании". Ниже приведу фрагмент из предложенной темы с текстом главы 40 и комментариями, а остальное рекомендую посмотреть по ссылке. ОТ СВЯЩЕННЫХ ПРАВИЛ О ПОСТРИЖЕНИИ БРАД. ГЛАВА 40 Такоже священная правила православным крестьянам всем возбраняют не брити брад и усов не постригати. Рассуждение. Здесь явно видны различия недопустимых действий по отношению к разным частям волосяного покрова головы: усов не подстригать, а бороду не брить. Таковая бо честь православных, но латынская и еретическая предания греческаго царя Костянтина Ковалина, и о сем апостольская и отеческая правила велъми запрещают и отрицают. Правило святых апостол сице глаголет: "Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверным да причтется, от еретик бо се навыкоша". Рассуждение. И в ссылке на Правило святых апостол то же: "браду бреет". О том же правило 11 шестого собора иже в Трулле полатнем о остризании брад. Что же о пострижении брады не писано ли в законе: не постризайте брад ваших, се бо женам лепо, мужем же не подобно. Рассуждение. Выше уже обсуждалось сие недоумение с женами: процесс подстрижения брады никак не может быть отнесен к женам - их лепота заключается в полном и естественном отсутствии волос на подбородке, и именно обретение такого подобия "не подобно мужем". А это может быть достигнуто лишь путем брития.. http://www.kopajglubze.boom.ru/stoglav/stoglav_text.html Все-таки здесь более напрашивается вывод о неразличении слов "брить" и "стричь", что случилось либо при переводе отдельных тектов с других языков, любо по недостаточно серьезному отношении к употреблению этих глаголов, поскольку в те времена все хорошо понимали, о чем идет речь вне смысловых нюансов отдельных слов. Но это лишь мое текущее мнение, хотя, полагаю, не лишенное обоснования. (Кстати, данная тема ранее уже обсуждалась на этом форуме, можно поискать в перечне.) [/quote] САП пишет: [quote]Владимиръ Нельзя бороды и усов портить,вот тут подробно: http://www.staropomor.ru/Ustav(2)/oborode.html[/quote] Cocpucm пишет: [quote]Владимиръ, в Стоглаве всё описано достаточно однозначно. Другое дело, что тамошняя ссылка на 11-е правило 6-го Вселенского Собора неверна. [/quote]

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Вован: А вот что нам говорит Киприан Карфагенский, на которого видел ссылки в Инете. Епископ Карфагенский Киприан это пишет конкретно Квирину: ---------------------------------------------- Книга Третья Киприан сыну Квирину желает здоровья. По вере и любви твоей к Господу Богу ты просил меня, любезнейший сын, извлечь из св.Писания, для твоего наставления, некоторые отрывки... LXXXIII. Не должно иметь завитков вокруг головы. Левит: не сотворите обстрижения кругом от влас глав ваших (19. 27) LXXXIV. Не следует бриться. Левит: ниже да бриете брад ваших(19. 27) Творения Киприана Карфагенскаго, часть II, Киев, 1891 год

Iwанн: Вован пишет: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми, бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Насколько я помню в латинском варианте "barba rasa", что переводится как борода гладкая (rasilis гладкий) Вы же помните его же описание императора - борода всклокоченная или взъерошенная(точно уже не помню). Так вот советую посмотреть на монеты с изображение его сыновей, тоже "гладкая борода", но оная присутствует. Дмитрий пишет: Ангелы являлись в образе молодых юношей, у которых ещё не выросла борода Именно, Вы правы P.S Вован, весьма слабая аргументация. Вы, дорогой мой, пустозвон

Вован: Господь Исус Христос подчинился Ветхому Завету, чтобы открыть Новый Завет. Мало того в Апокалипсисе сказано: (Статья2, 12-13) облечена в подир и препоясана при сосцу поясом златым. Облекается в подир только Вышний Архиерей, по чину Мелхиседекову, тоесть Господь сам показал, что он является Верховным Священником. Это для тех кто ссылается на то, что Господь Исус Христос не брился. Православные живут Новым Заветом, а тот кто будет жить по Ветхому Завету и ссылаться на него, тот должен тогда соблюсти сие, иначе не гоже ссылки выдирать по своему усмотрению: И рече Бог ко Аврааму: ты же завет мой соблюдеши, ты и семя твое по тебе в роды их. И сей завет, егоже соблюдеши между мною и вами, и между семенем твоим по тебе в роды их: обрежется от вас всяк мужеск пол, и обрежете плоть крайнюю вашу, и будет в знамение завета между мною и вами. И младенец осми дний обрежется вам, всяк мужеский пол в родех ваших: и домочадец, и купленый от всякаго сына чуждаго, иже несть от семене твоего: обрезанием обрежется домочадец дому твоего и купленый. (Быт 17, 9-12)


Вован: Iwaнн пишет: Насколько я помню в латинском варианте "barba rasa" Ну куда уж нам необразованным до Вас, мы латынские тексты не читаем! Царь Федор Иванович Борис Федорович Годунов Царь Михаил Федорович

Вован: Да и еще рекомендую посмотреть на Златник и Серебрянник князя Владимира. Никакой бороды нет, только усы !!! http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Zlatnik_HQ.jpg http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Odessa_numismatic_museum_photo_05.jpg ============================================ Святополк Владимирович, в крещении Петр, в древнерусской историографии - Святополк Окаянный (ок.979-1019)— князь Туровский (с 988), а затем Киевский в 1015—1016 и 1018—1019, правитель Киевской Руси. http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Sviatopolk_silver_srebrenik.jpg

Iwанн: У нас у русских свои традиции, "Аже пострижеть голову или бороду, епископу 12 гривен, а князь казнить". А вы уж живите со своими, жидовскими или мордовскими. Да и вообще у меня сложилось впечатление, что мы общаемся с умственно отсталым человеком . Я ему советую посмотреть монеты, он сует теже и заявляет,что на них нет бороды, а "тильки козацки усы" Потом сует картины молодых царей, ну и ?.. Так не у всех растет, я лично знаю парней по 25 абсолютно безбородых

Дмитрий: Вован пишет: Царь Федор Иванович Он с бородой.

Вован: Константин Беляев, казаки имели абсолютно точно такую же внешность. Вам достаточно взглянуть на монеты, которые я привел. А утверждение Максима грека в послании Иоанну Грозному, что брадобридие идет от латын, гроша ломанного не стоят, они без единой ссылки на Новый Завет, нет ни одной ссылки на Соборные решения и т.д. Кстати с чего это вдруг он послание Царю написал, неужто Иоанн Васильевич бороду брил? Вот такие вот статуи до Р.Х.

Kostya28: Братие и Отцы честныя, я хочу у вас совет спрости. Можно ли стричь край бороды? Может есть исключение... Немножко подстричь? Неужели это такой большой грех... подровнять бороду?

протопоп: Священник и дьаконы, причащаясь пьют из чаши, если усы не стричь то они омачиваются Крвью, стригут ли усы старообрядческое духовенство, если нет то почему?

Jora: протопоп пишет: стригут ли усы старообрядческое духовенство Нет.

Виталий Вараюнь: Усы можно раздвинуть. Греческие новообрядцы тоже не стригут усы (иноки во всяком случае) и ничего... живут, не умирают.

о. Андрей: протопоп пишет: Священник и дьаконы, причащаясь пьют из чаши, если усы не стричь то они омачиваются Крвью, стригут ли усы старообрядческое духовенство, если нет то почему? Новообрядческое духовенство стало стричь усы после раскола, следовательно, 17 веков у всех были усы и никому они не мешали, а проблема того, что они обмакиваются в Чашу, решается согласно Уставу (Типикону и Служебнику) посредством помывания уст и естественно усов после причащения. Узбекистан пишет: Да Безусловно, всякое бывать может – на то и люди, однако у нас это не разрешено и уж тем более не предписано. Вопрос-то был, как я понимаю, о системе, а не отступлениях от нее.

САП: протопоп пишет: стригут ли усы старообрядческое духовенство, если нет то почему? "Окаянии латини во многи ереси впадоша: во святую четыредесятницу в субботу и в неделю сыр и яйца ядять, и детям своим во весь пост не возбраняют. В субботу и в неделю повелевают поклоны земныя кланятися кроме правил святых апостол. Брады своя бреють и усы своя стригуть, а инии и злейший того творять и усы подкусывают... сия вся приемши от отца своего злейшаго сына сатаны, папы Петра Гугниваго, брити брады и усы. Ибо Господь Моисеови рече: да не взыдет постризало на брады ваша се бо мерзско Господеви" (сербский митрополит Димитрий). «О злое произволение! Сотворил нас Бог по своему образу и подобию; и явились неблагодарныя, стали ходить по плоти, а не по духу, забыв, что плотская мудрость – вражда на Бога и закону Божию не повинуется; накладают бритву на брады свои, творя угодие женам, увы, забыв страх Божий, и царскую заповедь презревши, и свою совесть поправши. Не подобает так поступать находящимся в православной вере, ибо это дело латинской ереси и чуждо христианскому обычаю, и творящий это поругается образу Бога, создавшаго его по своему образу… Если же некоторые из вас, забыв страх Божий, и заповедь царскую, и наше духовное наставление, не станет каятся в своих согрешениях и впредь начнут брить или обсекать бороду, или подстригать усы, или впадать в прелюбодейство и блуд с пленными женами и девицами и потом будут обличены, то всем таким быть от благочестивого царя в великой опале, а от нашего смирения и от всего священного Собора – в отлучении, по священным правилам, от святой Церкви и всякой святыни». (послания митрополита Макария в Свияжск.) «Проклинаю богоненавидимую блудолюбнаго образа прелесть, душегубительныя помраченныя ереси, еже остругати браду. ей же бысть начальник беззаконный Петр гугнивый, римский папа. во царех же тоя ереси начальник гноеименитый Константин Ковалин иконоборец. и в той ереси и прочии римстии папы погрязоша, и вси латыньстии епископы и попове. мнози же и мирстии человецы, ум погубившее, низпадоша в таковое прокажение. лица своего губящее доброту, Богом созданнаго им образа. ею же добротою украси Бог человека, по своему образу и подобию. окаяннии же латины в ереси многия впадоша. и на святых иконах, писанным, Божию образу, и святых Его угодник не поклоняются, ни почитают. к сим же и своего благообразия ненавидят, и ругаются ему. и проказят лице подобия своего, иже Божиима рукама сотвореннаго, и таковаго богоделаннаго благолепия не даст им диавол ни видети. но всегда поощряет их остругати брады своя, и усы притинати постригалы и бритвами. еще злейше творят, яко и своими зубы укусывают власы брады своея, усы. самоядцем подобящеся. его же не деяху ни в древнем законе, даннем от Бога Моисею. и в новой благодати никтоже того не творяше, до совращения преже реченных еретиков». (Потребник Большой, Соборное Изложение патриарха Филарета… Чин от ереси приходящих к Церкви Христовой, гл. 71, лист 12 об., 2-го счета.)

RexSep: САП пишет: А какой мотив стричь бороду? Стесняться того, что скажут окружающие? С длинной бородой трудновато, например, засыпать. А лично я, например, отращиваю бороду лишь примерно с августа-октября по апрель (чтобы зимой меня эта самая борода от морозов оберегала). В апреле же бреюсь заново (сбриваю в том числе и "зимний запас"), и летом уже не безпокоюсь, что из-за бороды буду, например, интенсивно потеть. Невоцерковлённые христиане ругают меня даже и за усы, но по этому поводу я отшучиваюсь, что много (в %) моих тёзок - усачи... Насчёт бороды у меня подобного аргумента нет. Поскольку я не признаю каноничность отпадения РПЦ от КПЦ, то для меня Кормчая и Стоглав - не авторитетны. Мне бы ссылки на Библию и на правила Вселенских Соборов... Но и правило 96-е Шестого Вселенского Собора - а не касается ли это только женских кос? К тому же именно бритьё бороды вряд ли кто-то назовёт "искуственным плетением"...

Severo: RexSep пишет: то для меня Кормчая и Стоглав - не авторитетны. Кормчая к нам из КПЦ и пришла...или вы протестант? Тут признаю, тут не признаю...

RexSep: Severo пишет: Кормчая к нам из КПЦ и пришла... Я этого не знал. А где подтверждение Вашего утверждения? Severo пишет: .или вы протестант? Нет.

RexSep: САП пишет: О том же правило 11 шестого собора иже в Трулле полатнем о остризании брад. Что же о пострижении брады не писано ли в законе: не постризайте брад ваших, се бо женам лепо, мужем же не подобно. (выделено мной) У меня (в "никонианской" "Книге правил") в этом правиле говорится вовсе не о бороде, а, например, об опресноках. Если считаете, что у меня "куцая" "Книга правил" - то где скачать её старообрядческий вариант?

Anoha: В Славянской кормчей,как раз,кроме прочего,содержатся и правила 7-ми Вселенских соборов.

Сергей Петрович: RexSep пишет: У меня (в "никонианской" "Книге правил") в этом правиле говорится вовсе не о бороде, а, например, об опресноках. В Кормчей в 11 правиле 6 Вселенского собора говорится о том же. (Лист, 180, оборот).

Сергей Петрович: RexSep пишет: Если считаете, что у меня "куцая" "Книга правил" - то где скачать её старообрядческий вариант? http://kopajglubze.ucoz.ru/load/5 Копайте глубже, обрящете сокровище. Это - не старообрядческий, а общий для всех вариант, писался задолго до раскола.

alexa: А вот передо мной вопрос о брадобритии не стоит: кроме усов, не растёть практически ничего.

Severo: alexa пишет: А вот передо мной вопрос о брадобритии не стоит: кроме усов, не растёть практически ничего. Тож самое там клочек, там клочек куций

Dmitry91477: Брадобритие - по православному учению один из серьезных грехов. В старообрядчестве оно часто именуется законопреступным. Брадобритие запрещалось в Ветхом Завете (Левит, 19: 27; 2-я Царств, 10: 1; 1-я Паралипоменон, 19: 4); запрещено оно и правилами 6 вселенского собора (см. толкование на 96 правило Зонара и греческую Кормчую Пидалион) и святоотеческими писаниями (творения святого Епифания Кипрского, святого Кирила Александрийского, блаженного Феодорита, святого Исидора Пилусиота). Осуждение брадобритию также содержится в греческих книгах (Никона Черныя Горы, сл. 37; Номоканон, пр. 174). Святые отцы считают, что бреющий бороду тем самым выражает недовольство внешним обликом, который Творец дал человеку, откуда возникает желание "поправить" Бога. Во время Великой схизмы в 1054 г. патр. константинопольский Михаил Керулларий в послании к патр. антиохийскому Петру обвинял латинян между другими ересями и в том, что они "остризают браду". То же обвинение подтверждает русский преподобный отец Феодосий Печерский в "Слове о вере христианской и латинской". Древняя русская Церковь строго запрещала брадобритие, видя в нем внешний признак ереси, отпадения от православия. Преп. Максим Грек писал (Слово 137): "Аще же прокляти уклоняющиеся от заповедей Божиих яко не слышим во священном песнопении, той же клятве подлежат истребляющие бритвою брады своя". Стоглавый собор определил: "...не брити брад и усов не постригати; таковыя бо несть православных, но латынская и еретическая предания греческого царя Константина Ковалина; и о сем апостольские и отеческие правила вельми запрещают и отрицают; правило святых апостол гласит: аще кто браду бреет и преставиться тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверными бо да причтется, от еретик бо се навыкоша". О том же правило 96 собора в Трулле Полатнем о остризании брад...". В эпоху Смутного времени противление брадобритию, как латинскому обычаю, сильно укрепилось. В русских Потребнике 1639 г. и Служебнике 1647 г. было помещено поучение: "Не брити брад и усов не постригати". В Боль�?ом потребнике говорилось так: "Проклинаю богоненавидимаго и блудолюбнаго образа прелесть, душегубительная и помраченная ереси, еже остризати и брити браду" (л. 600 об.). Кирилова книга (гл. 26) и Книга о вере (гл. 28) также называют брадобритие латинской ересью. Старообрядцы отказывались сбривать бороды даже под нажимом правительства имп. Петра I, предпочитая платить специальную пошлину за бороду и нести тяготы двойного налогообложения. И по сей день старообрядцы твердо держатся святоотеческого предания.

Константин Беляев: Символическая кастрация Александр Дугин: Брадолюбие является одной из фундаментальных добродетелей русского православного человека. Даже слагались оды, благочестивые стихи, мужьям брадолюбивым. Мужья брадолюбивые – это те, которые холили свою бороду, отращивали ее и относились к ней по-человечески. Ведь когда человек скребет себя бритвой, он же на самом деле, с точки зрения символизма, сам себя кастрирует. Бритва и нож, использующийся при операции по превращению мужчины в евнуха, это одно и то же. Это символизм абсолютно тот же. Ведь на самом деле, первыми морды стали брить жрецы Изиды и Кибелы, которые кастрировали себя. Бритье и кастрация это, фактически, одно и то же. Например, на Руси всех бритолицых, бриторожих, бритомордых, их считали голубыми, гомосексуалистами. Потому что человек без бороды – это все равно, что без штанов. Есть еще в Номоканоне очень чёткое высказывание, что тот, кто возводит резало на браду свою и на ус свой, да будет проклят гореть в аду. Это очень серьёзно. Вот многие к этому относятся формально на самом деле, но брадолюбие, вот такое, совсем забытая у нас добродетель, оно может просто привести человека в рай. Вот даже если человек, например, не очень хорошо соблюдает другие заповеди, но прилежит брадолюбию, то он имеет шансы быть спасённым, потому он на самом деле он показывает уважение к вере отцов, к благочестивому виду. Конечно, брадолюбие не заменяет всех остальных добродетелей. Они тоже предполагаются. Но начинается всё с бороды. Вот человек сбрил бороду, ну и всё. На самом деле, что с ним дальше-то говорить. А ведь раньше тоже было интересно, что бороды брил Пётр. Он как раз привносил с собой вместе гомосексуализм и разрушение традиционных устоев русского народа. Это была модернизация и вестернизация. Он фактически кастрировал русских людей. И они весь восемнадцатый век проходили бритомордыми, все практически. Там только крестьяне носили бороды. Их не впускали в Санкт-Петербург. Там потому что ходить можно было только в кальсонах, которые носила знать в то время, и без бороды. И напудренные парики. То есть, чистый такой вот адско-содомитский типаж, который был нормативным в восемнадцатом веке. Но что интересно, в девятнадцатом веке что мы видим? Появляются бороды в высшем классе. Такая была консервативная революция. И брадолюбие опять становится серьёзной добродетелью и даже модой в верхах. Это, конечно, принесли славянофилы, мужи брадолюбивые, но на самом деле к концу девятнадцатого века цари русские стали отпускать бороды. То есть, был возврат. Даже Ленин, у него была хреновенькая, но бородка. А у Сталина даже бородки не было, но зато усы. Потому что считается с точки зрения Номоканона, православных канонов, ну если уж совсем не можешь, уже совсем просто выродок, ну хоть усы оставь себе. На самом деле усы ведь не заменяют бороды. На самом деле они хотя бы указывают на то, что здесь должна быть борода. Безбородые безусые люди, они, конечно же, выпадают из русского коллективного бессознательного. Они нами считываются как заезжие жонглёры, какие-то перверты, латиняне, посланники римского папы. То есть какая-то невменяемая сволочь, с точки зрения русского такого традиционного взгляда на мир. И вот для современных таких консервативных православных человек без бороды - это не человек практически. С ними можно конечно говорить. Ну, знаете, дети иногда приходят, они и с обезьянками беседуют, с жирафами, с зебрами. В зоопарке. Видео здеся.

САП: Подробно на эту тему: http://www.liveinternet.ru/users/1160909/post19748946/ http://www.liveinternet.ru/users/1160909/post84675787

Dmitry91477: Интересно, относятся ли к бороде бакенбарды. Строение волос у бакенбард иное, нежели у головных или бородных волос.

о.Василий: Бакенбарды или бачки, бамбаляли (нем. Backenbart) — полоска волос растущих между висками и ртом.

Сергей Петрович: А на каком основании эти волосы не относятся к бороде? По-моему, самая настоящая борода. Тогда, простите, где граница рекомых бакенбардов и бороды? Если учесть, что с немецкого - "щечная борода", то это всё же - борода на щеках.

Dmitry91477: Вот, в том то и дело, что они растут отдельно от бороды и от волос. И граница между бакенбардами и бородой достаточно усматриваемая.

Сергей Петрович: Странно. У меня вместе.

Dmitry91477: А у меня по раздельности, их сбриваю, пока еще до бороды не доросли, есть небольшое разделение точно на челюсти, да и волосы гораздо более мягкие. Посему, думаю, что баки это не борода...

о.Василий: Dmitry91477 пишет: А у меня по раздельности, их сбриваю, пока еще до бороды не доросли А ты не сбривай и дорастут

AntiReRe: Братцы, грех я как понимаю в том что человек отказывается от своего естественного облика, внушая себе непонятно чьи "эталоны" и прочее.. Ну а форму бороде придать когда неровно выросла это же нормально?

савин: Допустим человек принципиально против ношения бороды, примут ли его в старообрядчество?

САП: По нашей вере бороду и усы не стригут. Но есть мирщеные староверы, что и допускают таковых... Признак упадка...

савин: Вот некто приходит на Рогожку с желанием принять святое крещение, вера у него есть, но увы, отсутствуют борода или усы, а может и то и другое. В крещении ему откажут? Иди мол сначала бороду отрасти. А если этот человек по определенным причинам или убеждениям не может, не хочет бороду растить - быть ему не крещенным или другую веру искать?

САП: савин пишет: А если этот человек по определенным причинам или убеждениям не может, не хочет бороду растить - быть ему не крещенным или другую веру искать? И такого бритолюбца-крещеного отпевать не станут...

савин: у поповцев отпевают.

Oleg23: Так сейчас и на Преображенке отпевают (ежели есть за что).



полная версия страницы