Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Могила старообрядца. Как обустроить могилу старообрядца? » Ответить

Могила старообрядца. Как обустроить могилу старообрядца?

Андрей АН: Доброго здоровья вам, уважаемые форумчане! Прошу у сведущих людей совета в том, как обустроить могилу старообрядца. Дело в том, что мои предки по одной из линий были старообрядцами, приемлющими Белокриницкую иерархию (дер. Золотилово Нерехтского уезда Костромской губернии). Совсем недавно, с помощью родственников, с которыми у нас общие предки по этой линии, мне наконец-то удалось установить местонахождение могилы своего прапрадеда на золотиловском старообрядческом кладбище. Сейчас там - только холмик с покосившимся трисоставным крестом, сваренным из прута в советское время. Как нужно обустроить могилу? По каким образцам можно заказать новый крест? Прошу помочь. Спаси Христос.

Ответов - 32

Severo: Крест с двускатной крышей и домовину

САП: Крест на востоке в ногах покойника, изгородь, чтоб собаки не гадили, и скотина не заходила.

САП: Рогожское кладбище


Oleg23: Загородки, да заборчики раньше на могилах не ставили, даже имен не писали, просто крест или голбец. А лучше ничего не трогайте. Могила не клумба.

Константин Беляев: Severo пишет: и домовину это что?

Евгений Иванов: Константин Беляев пишет: это что? Такой домик из досок вместо могильного холма.

Евгений Иванов:

А.Гоголев: Данный крест был установлен в 29 сентября 2005г., на месте Троицкого храма построенного Арсением Уральским и разрушенного в 80-е годы прошлого столетия. Описание креста. Крест находится в д. Перово Вязников-ского района Владимирской области на огороде местного жителя в 20 м от улицы. Он установлен в алтарной части сохранившегося фундамента Троицкой церкви. Крест современный восьмиконечный. Сделан из деревянного дубового бруса сечением 20 см х 12 см. Высота креста 3,9 м, размах 1,8 м. На столбе 3 бруса. Брусья соединены «в полдрева». Верхняя перекладина - 0,54 м; средняя - 1,8 м; нижняя - 0,66 м. Поверхность его пропитана антисептиком и покрыта лаком. Крест поставлен в металлический стакан, опущенный и укрепленный на глубине 80-85 см. После установки креста в стакане полость стакана заполнена камнями, битым кирпичом и залита растопленным гудроном. Поверх земли крест укреплён у основания грудой камней, округлой в плане (диаметр - 0,5 м) и высотой - 0,2 м. На перекрестье вырезано распятие. Во время установки креста памятной таблички не имелось. Крест во время установки сориентирован строго на север. Научный сборник «ЛИПОВАНЕ», Выпуск II, ОДЕССА 2005г.

Андрей АН: Благодарю за ответы.

Антонов А.Н.: Jora пишет: Это ведь не есть важно, где будет тело лежать. Хорошо бы всё "по заказу", но ведь, как серьёзно подумаешь, совершенно это не главное... Преподобный Нил Сорский завещал своим ученикам "бросить его тело в пустыни - в пищу зверям, или закопать в яму с презрением, понеже оно тяжко согрешило пред Богом и недостойно погребения. Сколько в моей силе было, старался я не пользоваться никакой честью на земле в этой жизни, так пусть будет и по смерти".

А. Емельянов: Jora пишет: Хорошо бы всё "по заказу" Маленькие дети, когда их обидят взрослые, часто представляют: вот умру всем вам на зло - ох как плакать будете у моего гробика - плачьте, плачьте - так вам и надо. Взрослые (тоже дети только с бородами) грезят красивыми могилами с домовинами или ещё с чем. Смех! На самом деле всё это не нужно будет нашим душам после смерти. Только заупокойная христианская молитва может нам помочь.

о.А. Панкратов: Вы, наверное, мало читали древних Патериков. Такие пожелания высказывали многие преподобные отцы первых веков християнства. А преп. Нил лишь подражал им.

Андрей АН: Уважаемые форумчане, разрешите задать ещё вопрос. Почему на части староверческих могил можно видеть не традиционный крест, а т.н. "крест-голбец", более похожий на столбик (см. ссылку http://jpe.ru/1/max/240510/0f18p8rxo8.jpg )? Такие кресты используются староверами каких-то конкретных согласий?

САП: Андрей АН пишет: Такие кресты используются староверами каких-то конкретных согласий? Местный обычай: http://www.liveinternet.ru/users/1160909/post34080766

Никола: Голбцы (голубцы) и домовины - очень древние, дохристанские формы надгробий. Подобного рода надгробия, использующие тему домика и столбика существовали и существуют сейчас у самых разнообразных народов и в самых разных религиях. С приходом на Русь христианства были переосмыслены в христанском ключе и активно использовались. В синодальный период были запрещены как пережитки язычества. Сохранились в основном у старообрядцев. А у новообрядцев только там, где начальство не видело.

Андрей АН: Спаси Христос!

Severo: Раньше на Руси на могилах камень надгробный клали с надписями о том кто и когда и с молитвами...такие камни в музее Андрея Рублева (Андронников монастырь) лежат. И у святых мучениц боярыни Морозовой и сестры ее княгини Урусовой камень был, который и хранится в часовне в Боровске. Чаще камни мели вид трапеции удлиненной с вырезанными на них молитвами и т.д. На Рогожском и других кладбищах в виде саркофага, иногда на ножках. мне кажется что и домовина и плиты и эти надгробия-саркофаги имеют одно начало, несут один смысл. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D1%8F

alexa: Никола пишет: В синодальный период были запрещены как пережитки язычества Братья, а у кого есть сведения о надгробных "столбиках" поморцев (не в современном узком смысле, а насельников Русского Севера). Видел прориси-зарисовки (могильные "колышки" древнего поморского погоста), сейчас найти не могу. Там так: деревянный столб в обхват кистей рук. В верхней части - резьба в виде горизонтальных или косых насечек. Или глубокие горизонтальные выборки дерева в виде "гармошки". Нет ни у кого картинки такой?

alexa: Вот нашёл-таки. Зарисовки делал И.Н. Шургин в 1971 году. Он издал на эту тему работу "Деревянные намогильные памятники кладбища деревни Кучкас на Верхней Пинеге // Каргополь. Историческое и культурное наследие. Сборник трудов. Каргополь, 1996". Ниже приведу его прориси старообрядческих надгробий кладбища в деревне Кучкас под Каргополем.

alexa: Типичные старообрядческие памятники, которые, по терминологии М.В. Красовского (историка русской архитектуры), называются “намогильничками” или “намогильными столбиками”. Ставились старообрядцами Архангельской и Олонецкой губерний тем покойным, которые вели достойную жизнь и тем самым “намолили” себе крест или иконку. Красовский М. Курс истории русской архитектуры. Пг., 1916 Те "намогильнички", что описал Шургин, имели квадратное поперечное сечение, ровные грани и двускатную кровельку с охлупием, под которой верхушка столбов стесывалась на нет. Под коньком кровельки, в одну из двух граней столба врезалась литая медная иконка или крест с распятием. Все памятники этого типа были одинаковой формы и различались только высотой от земли в пределах от 60 до 100 см при толщине 14 см. Намогильнички (столбы 1-го типа по Шургину) являются переходными формами между старообрядческими надгробиями Русского севера второго типа (см. ниже) и обычными на сегодня надгробными крестами.

alexa: «...Особый интерес вызвали столбы второго типа: именно они имели необычный вид и только на них в середине были вырублены замеченные М.М. Пришвиным [в 1935г. на том же погосте] “знамена”, а также буквы — возможно, инициалы погребенных. Эти столбы завершались не кровлей, а грубо вырубленными подобиями то пирамиды, то цилиндра, куба или восьмигранника со стесанными верхними и нижними ребрами (как бы “граненого шара”). Ниже размещались дополнительные элементы обработки в виде ряда кольцевых зарубов...» Шургин И.Н. "Деревянные намогильные памятники кладбища деревни Кучкас на Верхней Пинеге // Каргополь. Историческое и культурное наследие. Сборник трудов. Каргополь, 1996". Шурыгин пишет, что, по словам старожилов, "столбики" данного типа ставились на могилах почивших, которые при жизни "не намолили" себе креста праведной жизнью.

Никола: Деревянные надгробия Русского Севера были у меня темой магистерской диссертации. Она частично опубликована в Ставрографическом сборнике (книга 1, Москва, 2001 г.) Насколько мне удалось понять, столбик С КРЫШЕЙ, какую бы форму он не имел - традиционное строобрядческое надгробие, называемое голбец, голубец, намогильник, столбец и пр. В него обычно врезается медная или резная деревянная иконка или крест. На одних пишут сведения и погребенном, на других нет. Голбец - некое условное подобие, знак намогильной часовни или храмика. Столбик БЕЗ КРЫШИ любого размера, с резьбой или без резьбы - на строобрядческих кладбищах встречается крайне редко. На таких столбиках никогда не бывает врезанных икон и крестов. Это не христианское надгробие. Столбики сейчас можно видеть на могилах мусульман, разнообразных язычников и полуязычников. Старообрядцы ставили столбики без крыши и христианской символики на могилах самоубийц, некрещенных младенцев, утопленников и прочих умерших без покаяния. Деревня Кучкас находится не под Каргополем, а в восточной части Архангельской области, в местах обитания коми. У них старообрядчество сочетается с язычкескими пережитками. Столбики второго типа - весьма вероятно их рук дело. почему только эти столбики имеют "знамена" - объяснить не могу. Сами же знамена - это либо инициалы погребенного, либо фамильные знаки-клейма, которыми и у русских и у коми обозначались охотничьи пути, сенокосы, вещи и иная собственность.

Oleg23: Само слово "голбец" интересно тем, что имеет дохристианское происхождение. На Русском Севере этим словом называли да и сейчас называют вход в нижнию часть клети избы ("подполье"), кое раньше было устроено как бы из своеобразного чуланчика-пристройки к печи и даже имело некое сокральное значение как связь нижнего мира и среднего т.е. мира мертвых и живых.

alexa: Никола пишет: Столбики сейчас можно видеть на могилах мусульман видел "могилы" мусульман: ограда из саманного кирпича - забор. Надгробные постройки с куполом. Дерева - ни грамма. Ну, возможно, это среднеазиатские могилы так оформляются.

alexa: Никола пишет: Столбик БЕЗ КРЫШИ любого размера, с резьбой или без резьбы - на строобрядческих кладбищах встречается крайне редко. На таких столбиках никогда не бывает врезанных икон и крестов. Это не христианское надгробие. Столбики "без крыши" стояли на том же погосте рядом со столбиками "с крышей", как я понял.

alexa: Никола пишет: Старообрядцы ставили столбики без крыши и христианской символики на могилах самоубийц, некрещенных младенцев, утопленников и прочих умерших без покаяния. Но согласно работе Шургина, "столбики без крыши" стояли рядом со "столбиками с крышей". Так самоубийц хоронят? И слишком много таких самоубийц: судя по приведённым рисункам, на кладбище такие захоронения преобладали.

Никола: Oleg23 пишет: имело некое сокральное значение как связь нижнего мира и среднего т.е. мира мертвых и живых. Совершенно верно. Надгробие имеет такое же значение. На многих домовинах делались окошки - связь с миром мертвых.

alexa: Никола пишет: Сами же знамена - это либо инициалы погребенного, либо фамильные знаки-клейма, которыми и у русских и у коми обозначались охотничьи пути, сенокосы, Похоже не на "клейма", а на слегка кривоватые буквы обычной кириллицы. Нечитаемого тут не видать ничего. Общеупотребительные довольно понятные сокращения. Часто повторяется надпись СЛВСКО или СЛВ. Это похоже на "СЛ[а]В[я]НСКО[е]" - т.е. "славянское". Ну, а надпись на надгробии ТЛ...Видимо, Т[е]Л[о].

alexa: Никола пишет: . почему только эти столбики имеют "знамена" - объяснить не могу. Наверное, потому, что такие "столбики" без иконки или распятия - более древние надгробия, как Вы написали ранее, "С приходом на Русь христианства были переосмыслены в христанском ключе...В синодальный период были запрещены как пережитки язычества". Ну эти "пережитки" и оформлялись соответственно, с надписями об этнической принадлежности "тела". Хотя тут вопросов много.

Никола: alexa пишет: Но согласно работе Шургина, "столбики без крыши" стояли рядом со "столбиками с крышей". Так самоубийц хоронят? И слишком много таких самоубийц: судя по приведённым рисункам, на кладбище такие захоронения преобладали. Так ведь это кладбище коми со всеми полуязыческими особенностями. конечно, если таких столбиков множество, то это не самоубийцы. Возможно, так у них было принято хоронить и христиан тоже.

alexa: Никола пишет: Так ведь это кладбище коми со всеми полуязыческими особенностями Ну, насчёт коми я сомневаюсь. Сколько коми грамотных на Пинеге в 30-х годах было? Всё-таки согласитесь, надписи - кириллические (но не "гражданский шрифт", древнее, значит, точно не коми написали. Не безсмысленные значки.)

Сергей: Как я понимаю интересовавшиеся данной темой о старообрядцах имеют к этому образу жизни опосредованное отношение. То есть сведения подчерпнуты из каких-либо источников. Не напрямую. Из сетей, посещение мест захоронения, чьих-то рассказов и т.д. Сам жил со староверами в 70-х годах прошедшего столетия. Вятская (Киров.обл.) губерния, Немский уезд, д. Большие Пальники. У деда мово, Гоголева Родиона Самойловича, был амбар. На поветях (кажется так), то есть на перекладинах под крышей (чердака не предусмотрено в амбаре) лет 10-15 стояли приготовленные два гроба. Для деда и бабки. Из оструганных досок и без обивки какой-либо материей. Так вот эти гробы староверы называли - ДОМОВИНА. Церквей, как таковых, не было. Были молельные дома. В частности дом моего деда. Ну а оградку-изгородь из деревянных кольев всё же ставили. К захоронению на староверском кладбище, по общему правилу, допускались только усопшие-староверы.



полная версия страницы