Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Коленопреклоненная молитва » Ответить

Коленопреклоненная молитва

Борис: Интересуюсь старообрядчеством. Люди добрые,объясните мне пожалуйста, почему нельзя молится на коленях? Что в этом плохого? А на праздник Пятидесятницы вы тоже на коленях не молитесь? А как же мы читаем в Деяниях:Изгнав же вон вся Петр, преклонь колена помолися: и обращся к телу, рече: Тавифо, востани. (глава 9)

Ответов - 19

Георгий Лоскутов: Пятидесятницу мы молимся, уткнув голову в подручник (такие длинные три земные поклона). Колени после этого, действительно, устают. А никониане стоят на коленях в позе раба на невольничьем рынке выпрямившись. Типа, физически легче, чем земной поклон.

mihail: Георгий Лоскутов пишет: мы молим ся, уткнув голову в подручник мы енто кто?

Георгий Лоскутов: mihail пишет: мы енто кто? Древлеправославные христиане.


Vadim: Борис пишет: Люди добрые,объясните мне пожалуйста, почему нельзя молится на коленях? Потому что, это еретический католический обычай, принесенный к нам в результате реформ. Именно так, издеваясь, вставали на колени римские солдаты перед Христом.

Teutonicus: Борис цитирует: Петр, преклонь колена помолися Апостол молился, припав лицом к земле, -- это характерная поза молитвы на Востоке и в ветхозаветную эпоху, и в то время, да и сейчас. Старообрядцы так молятся на Пятидесятницу, хотя никто не возбраняет и в другое время дома к земле припасть, если такой порыв у человека. Стоя на коленках старообрядцы не молятся и всячески сторонятся этого обычая просто потому, что он чужой, чуждый нам. Он появился у католиков не ранее XI в. и постепенно распространился на Западе, а оттуда и в Россию попал после раскола. А Вы, не будучи старообрядцем, молитесь, как Вам нравится -- у нас по закону свобода совести вроде

САП: Нынешния великороссийския церкве ересь, юже привнесе Никон, противомудрствуя святых отец преданием смудрствуя же римляном. римляне бо стояще на коленех молитвы своя совершают. очесом в соборном ответе Дионисия митрополита Московскаго, с прочими архиереи на латынь изъявляется, идеже пишет тако [Соборник]: Что бо в латынех доброе уведел еси, (ниже) се ли есть смирение, и благочиние во святей церкви, еже папа их клячит на колену своею? (ниже) и вси падающе на колену свою клячат, до скончания богомерскаго пения их. подобне в книзе Артемия старца Острожскаго, на Симона Буднаго о ересех латынских. Четвертая в них ересь глаголемых непоклонителей, котории не покланяхуся по преданию церковному, якоже Господь во время прилежныя молитвы показал учеником, покланяя колена, и падая на своем лицы. (ниже) в лицемерной же их молитве, яко да не познани будут варварским обычаем постоят мало на коленех, яко и татарове. Сим подобне и никоновых преданий тщателнии хранителие, на Троицтней вечери на молитвах, и на преждесвященней литургии [не якоже древлеправославная церковь повелевает, колена преклоншим на землю с главами молитися, якоже засвидетельствуют древлепечатныя харатейныя и писменныя книги, ихже долготы слова убегающе, оставляем именословне зде предлагати]. на коленах стояще молятся. откуду святая древлеправославная церковь на дерзающих изменяти святыми отцы преданная, страшно вопиет взывающи: [храняще же и соблюдающе древнее предание соборныя церкве, и последующе преданием первым пределом, и законом святых и богоносных отец, и учитель наших, и любяще и приемлюще седмое число святых и вселенских соборов, темже и бывшия особныя соборы, их по местом, Святым Духом составленныя, ихже бо они проклятию предаша, проклинаем и мы, и прочая]. евангелие учителное, в неделю 1-ю поста. http://starajavera.narod.ru/mechspiritual2.html

Борис: mihail пишет: Пятидесятницу мы молимся, уткнув голову в подручник (такие длинные три земные поклона). Колени после этого, действительно, устают. А никониане стоят на коленях в позе раба на невольничьем рынке выпрямившись. Типа, физически легче, чем земной поклон. Т.е. я правильно понимаю, что на коленях находиться можно, только при этом надо голову опустить, так?

САП: Борис пишет: Т.е. я правильно понимаю, что на коленях находиться можно, только при этом надо голову опустить, так? Да, на корпении, и когда прощаются.

Konstantino: Teutonicus пишет: характерная поза молитвы на Востоке и в ветхозаветную эпоху, и в то время, да и сейчас. Teutonicus пишет: Стоя на коленках старообрядцы не молятся и всячески сторонятся этого обычая просто потому, что он чужой, чуждый нам. Он появился у католиков не ранее XI в. и постепенно распространился на Западе, а оттуда и в Россию попал после раскола. Я когда то читал в календаре издаваемом еп. Зосимой о земных поклонах. Обоснования там только на ветхий завет.

Petr.K: День добрый! Я интересуюсь старым обрядом. Вопрос у меня возник такой же. Правильно ли я понимаю, что те места, где Устав говорит о "преклонить колени" традиция древнего благочестия указывает на склониться в земном поклоне? А "пасть ниц" - это полностью лечь распрямив колени? Ещё слышал, что у старообрядцев праздник Троицы в обиходе называется "лежание на листу". Как поступают в этот день?

Сергiй Аветянъ: Petr.K пишет: Как поступают в этот день? На вечерне во время коленопреклоненных молитв стоят в земном поклоне. Petr.K пишет: Правильно ли я понимаю, что те места, где Устав говорит о "преклонить колени" традиция древнего благочестия указывает на склониться в земном поклоне? А "пасть ниц" - это полностью лечь распрямив колени? Приведите конкретное место из устава.

Petr.K: Сергiй Аветянъ пишет: Приведите конкретное место из устава Цитаты не по Церковному Оку, не знаю подвергались ли они справе. Прошу прощения - всё смешалось "в доме". Не "преклонить колени" и "пасть ниц", а "стоя на коленях": http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1862#sel=4002:175,4002:256 - Ссылка на типикон "Пасть ниц" - было в русском переводе службы: Во время пения все лежат ниц, предстоятель же, стоя у престола, кадит его, а потом жертвенник. Т.е. я правильно понимаю, что в православной традиции стоять на коленях (или "пасть на лице", как в Евангелии) - это быть в земном поклоне?

Сергiй Аветянъ: Petr.K пишет: Т.е. я правильно понимаю, что в православной традиции стоять на коленях (или "пасть на лице", как в Евангелии) - это быть в земном поклоне? В старообрядческой традиции встречается два вида земных поклонов: великий и метание. В первом случае молящийся склоняется головой до подрушника, а во втором делает менее глубокий поклон. Если хотите говорить о старообрядческой традиции, приводите пожалуйста цитаты не с никонианских сайтов, а из книг иосифовской печати, т.к. само понятие старообрядческой традиции для наиболее крупных согласов декларируется именно в отношении верности этим печатным изданиям. Petr.K пишет: или "пасть на лице", как в Евангелии Если можно, опять-таки с цитатой. И желательно по-русски и по ц/славянски. Старообрядческая традиция не знает практики лежания лицом вниз на соборной молитве (как это встречается у католиков). Пока же приведу для Вас страничку из словаря Срезневского: Вас могут заинтересовать слова "ницъ" и "ничание".

Konstantino: Petr.K пишет: Устав говорит о "преклонить колени" традиция древнего благочестия это еще вопрос насколько земные поклоны древняя традиция, да еще и христианская

Сергiй Аветянъ: Konstantino пишет: это еще вопрос человек интересуется старообрядческой традицией. Вот про эту традицию он и ждёт ответов, а не голословных заявлений о том о сём.

Сергiй Аветянъ: Petr.K, поскольку типикон несколько отличается по содержанию и форматированию от Ока Церковного, Вы скачайте Око (или здесь: http://old.stsl.ru/manuscripts/staropechatnye-knigi/1158 посмотрите) и исходя из его указаний изучайте всласть старообрядческую традицию: http://samstar-biblio.ucoz.ru/load/153-1-0-675

Petr.K: Сергiй Аветянъ пишет: Если хотите говорить о старообрядческой традиции, приводите пожалуйста цитаты не с никонианских сайтов, а из книг иосифовской печати, т.к. само понятие старообрядческой традиции для наиболее крупных согласов декларируется именно в отношении верности этим печатным изданиям. Да я не спорю, но "Око Церковное" только скачивается. Если есть что-то подобное вышеприведённой мной ссылкой на новый типикон (онлайн) - буду премного благодарен. Если у кого-то есть возможность сейчас посмотреть - прошу по названию главы посмотреть, как это звучит в старопечатных изданиях. Старообрядческая традиция не знает практики лежания лицом вниз на соборной молитве (как это встречается у католиков). Это понял. Спасибо. А есть ли у вас описание когда и какие поклоны необходимы? Устав мне пока очень тяжко читать, а с такой подсказкой было бы проще.

Сергiй Аветянъ: Petr.K пишет: прошу по названию главы посмотреть, как это звучит в старопечатных изданиях. Не совпадают. Так что привести прямую аналогию нет возможности. Я Вам дал ссылку на СТСЛ - там скачивать ничего не надо. Можете самостоятельно посмотреть. Интересующее Вас место должно располагаться после месяцослова и глав подобных марковым. В главе "Восследование святыя великия м-цы".

Сергiй Аветянъ: Petr.K пишет: А есть ли у вас описание когда и какие поклоны необходимы? Тут вопрос не однозначен. Одно дело устав, другое - традиция. Например, малый домашний устав в вопросе о приходных поклонах говорит, что на буднях (не в праздники) все приходные поклоны земные (до восьмерика, кажется), а современная практика повсеместно упростила этот принцип до поясных (только два земные). На Рогожском раньше даже учинённый при входе человек стоял и говорил, какие сегодня поклоны, т.к. всвязи с переносом служб календаря не всегда было достаточно. В популярной форме можно посмотреть здесь: УСТАВ О ПОКЛОНАХ ВО ВРЕМЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ Хотя описаная практика не всегда соответствует дораскольной. В частности в вопросе трёх поклонов на Великом Входе (сравните с описанием Поморских ответов). Можете ещё в Малом Уставе поглядеть. Вдруг пригодится?



полная версия страницы