Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » О поповских скуфьях » Ответить

О поповских скуфьях

Хорхе: археодокс пишет: [quote]Смирнов Борис Васильевич "Священник-старообрядец из Красноярска"(1904г.) [/quote] В архаичной дораскольной скуфье, а не как у у нынешней никоно-поповщины.

Ответов - 185, стр: 1 2 3 4 5 All

Severo: Васса пишет: Сейчас при поставлении клириков в старообрядчестве постригают, но вот скуфью что-то никто не носит. Потому что гуменце никто не выстригает сейчас...((

Андрей изограф: обратите внимание на скуфью вл. Зосимы, круглая более ближе к древней!!!

Андрей изограф: да и мантия без шлейфа


Аксиосъ: А чтой-то еп.Зосима в мтрополичью мантию вырядился голубого цвета?

Хорхе: А покрой кукуля у инока - вообще гаси свет

Андрей изограф: Хорхе, позвольте поправочку: этн не инок, а епископ Антипа зугдитский и всея колхидския низменности.

Severo: У браильских действительно клобуки уродливые((( А помню, что цвет мантий не принадлежит как в РПЦ какой то определенной ступени иерархии

Severo: Духовенство и монашество в повседневном употреблении имеют особые головные уборы. Белое духовенство может носить скуфии. В древности скуфия представляла собой небольшую круглую шапочку, похожую на чашу без подставки. Такой шапочкой издревле в Западной Церкви и на Руси покрывалась у священнослужителей выбритая вверху часть головы. После рукоположения в священный сан ставленники немедленно выбривали себе волосы на голове в виде круга, получившего на Руси название гуменцо, что означало знамение тернового венца. Выбритая часть покрывалась небольшой шапочкой, получившей славянское название также гуменцо, или греческое - скуфия.Обычай духовенства брить волосы сохранялся в России вплоть до середины XVII в., но скуфия до сих пор осталась в качестве головного убора духовных лиц всех званий и степеней. Покрой скуфии при этом изменился. Она приобрела вид фигурной мягкой складывающейся шапочки, покрывающей голову глубоко, до бровей, сшитой при этом так, что складки надетой скуфии образуют над головой знамение креста. В древности священники и диаконы постоянно носили скуфию, даже в домашней обстановке, снимая ее только за богослужением и перед сном. С упразднением обычая брить волосы на голове порядок ношения скуфии изменился. Епископам и монахам дозволялось носить скуфии в келейной обстановке. Священникам и диаконам разрешалось надевать черную скуфию только при богослужениях на открытом воздухе, в холодную погоду. Даже монастырские послушники, иподиаконы и чтецы могли носить черные скуфии вне храма, но при входе в церковь должны были снимать их, что соблюдается и поныне.Указом императора Павла I от 18 декабря 1797 года в церковное употребление были введены фиолетовые скуфии и камилавки как награды белому духовенству. В наградной скуфие священник может пребывать и в церкви, совершать богослужения, снимая ее в предусмотренных Уставом случаях. Такую скуфию священнослужители могут носить и повседневно.

САП: Severo пишет: Духовенство и монашество в повседневном употреблении имеют особые головные уборы. Белое духовенство может носить скуфии. В древности скуфия представляла собой небольшую круглую шапочку, похожую на чашу без подставки. Такой шапочкой издревле в Западной Церкви и на Руси покрывалась у священнослужителей выбритая вверху часть головы. После рукоположения в священный сан ставленники немедленно выбривали себе волосы на голове в виде круга, получившего на Руси название гуменцо, что означало знамение тернового венца. Выбритая часть покрывалась небольшой шапочкой, получившей славянское название также гуменцо, или греческое - скуфия.Обычай духовенства брить волосы сохранялся в России вплоть до середины XVII в. Сверху «плешь» прикрывалась специального покроя шапочкой, скуфьей, в просторечье — плешегрейкой (Даль 2000, 3: 333), или наплешником (Даль 2000, 4: 235), которая являлась знаком священства, не менее важным, чем само гуменцо. Вот что сообщал о скуфье Адам Олеарий, немецкий ученый, путешествовавший по России в 30-е гг. XVII в.: «Эту шапочку они (священники. — В.М.) в течение дня никогда не снимают, разве чтобы дать себе постричь голову. Это священный, заповедный предмет, имеющий большие права. Кто бьет попа и попадет на шапку или же сделает так, что она упадет на землю, подлежит сильной каре и должен платить за “бесчестие”. Однако тем не менее попов все-таки бьют. <…> Чтобы при этом пощадить святую шапочку, ее сначала снимают, потом хорошенько колотят попа и снова аккуратно надевают ему шапку» (Олеарий 1906: 330). Функции собственно головного убора, необходимого для защиты от непогоды, выполняла шляпа или шапка, которую священники надевали поверх скуфьи. Если архиерей снимал с головы священника скуфью, это означало лишение сана. Как долго практиковалось выстрижение гуменца, с точностью сказать невозможно. И «Скрижаль», изданная при Никоне (1656 год), и постановления Московского собора, бывшего при следующем патриархе Иоакиме (1674 год), свидетельствуют, что гуменцо как и раньше продолжало наделяться особым символическим смыслом и трактоваться как «венец Христов». Между тем, исследователь чинов хиротесий и хиротоний[4] А. Неселовский утверждает, что требование выстригать ставленнику «клирическую тонсуру» исчезает из чина поставления чтеца во второй половине XVII века, после того как при патриархе Иоакиме были сделаны исправления архиерейского чиновника[5]. «Форма клира», по его словам, «состояла уже в ношении длинных волос» (Неселовский 1906: 58–59). Между тем это с трудом согласуется с постановлением Московского собора, бывшего при том же патриархе: «…протопресвитери и протодиакони, иереи же мирстии и диакони долженствуют ходити во скуфиях, во знамение священного духовного их чина и рукоположения архиерейского, на главах же имети прострижено зовемое гуменцо немало, власы же оставляти по круглости главы, еже являет терновый венец, его же носи Христос» (Голубинский 1997, 1: 579, сноска 2). По мнению Е.Е. Голубинского, «острижение же или выстрижение верха головы (гуменцо) оставалось <…> никак не менее, как до начала XVIII в.» (Голубинский 1997, 1: 580). По другим сведениям, гуменцо продолжали выстригать и во второй половине XVIII века, то есть спустя по меньшей мере сто лет. Об этом свидетельствуют, во-первых, ставленнические дела Московской духовной консистории, из которых видно, что пострижение гуменца сохранялось и по-прежнему сопровождалось взиманием так называемых «простригальных» денег (по гривне «с плеши»), и, во-вторых, воспоминания митрополита Филарета, лично встречавшего попов «с плешью» (Руднев 1870: 116–117). Таким образом, вопрос о том, когда практика выстригать гуменцо была совершенно оставлена, по-прежнему остается открытым. С изменением отношения к гуменцу меняется и символика скуфьи. С 1797 года бархатная фиолетовая скуфья становится наградным знаком. Черная скуфья теряет свой «высокий» смысл и приравнивается к шляпе, необходимой при совершении треб на открытом воздухе; как не составляющую богослужебного облачения, скуфью даже не разрешено полагать на престол (Булгаков 1913: 782, сноска 4). Что касается моды на длинные волосы, то пришла она, вероятно, из Греции и произошло это «не без влияния монашества» (Теодорович 1927: 13). Судя по всему, распространение новых веяний происходило постепенно и стихийно, без специальных на то распоряжений. И прежде чем полностью вытеснить прежний обычай оброснения, власоращение пережило долгий период сосуществования с устоявшейся практикой выстригать маковку. Как было сказано выше, традиционно выстрижение гуменца предполагало и периодическое подстрижение волос «в кружок», однако со временем на Руси практика подстригать волосы была оставлена. По мнению Е. Голубинского, произошло это «не во времена Киевские или домонгольские, а во времена уже Московские» (Голубинский 1997, 1: 580). Во всяком случае XVII век предоставляет уже множество примеров сосуществования обеих тенденций: не стричь волосы, но выстригать гуменцо. Наиболее яркие из них — воспоминания иностранцев. В частности, Олеарий сообщал о священниках следующее: «Волосы вверху на голове у него (священника. — В.М.) остригаются, и надевается шапочка, именуемая «скуфьей» <…>, вокруг которой остальные волосы длинно свисают на плечи, как у женщины» (Олеарий 1906: 330). Похожие сведения дают и воспоминания архидиакона Павла Алеппского, в 1656 году путешествовавшего в Москву вместе со своим отцом, антиохийским патриархом Макарием: «Волос на голове они не бреют, за исключением большого кружка посредине, оставляя прочие длинными, как они есть» ([Павел Алеппский] 1898: 97). Между тем к концу XVIII века описания иностранцев уже умалчивают о наличии у священников гуменца, зато подчеркивают особую длину волос. Так, Джон Перри писал, что «только у одних священников или попов для различения от прочих людей было обыкновение отпускать на голове длинные волосы, спускавшиеся на спину» (Перри 1891: 126). К середине XIX века традиция выстригать маковку была совершенно оставлена. О священниках, которые «во всю жизнь поддерживали гуменце», помнили лишь «старожилы» (Сказания 1847: 118), со смертью которых, вероятно, уходят в прошлое и воспоминания о «терновом венце». Уже в 70-х годах, спустя двадцать лет, священник В. Руднев написал: «Что такое попово гуменце, ныне знают не многие» (Руднев 1870: 112). http://www.polit.ru/research/2007/07/10/makarova.html

Severo: По моей ссылке написано, что вид с гранями скуфья приобрела с середины 17 века, а фиолетовый цвет с Павла 1, как награда белым попам.

САП: Severo пишет: По моей ссылке написано, что вид с гранями скуфья приобрела с середины 17 века, а фиолетовый цвет с Павла 1, как награда белым попам. Ага я видел. Мне понравилось ето: Сверху «плешь» прикрывалась специального покроя шапочкой, скуфьей, в просторечье — плешегрейкой (Даль 2000, 3: 333), или наплешником (Даль 2000, 4: 235), которая являлась знаком священства, не менее важным, чем само гуменцо. Вот что сообщал о скуфье Адам Олеарий, немецкий ученый, путешествовавший по России в 30-е гг. XVII в.: «Эту шапочку они (священники. — В.М.) в течение дня никогда не снимают, разве чтобы дать себе постричь голову. Это священный, заповедный предмет, имеющий большие права. Кто бьет попа и попадет на шапку или же сделает так, что она упадет на землю, подлежит сильной каре и должен платить за “бесчестие”. Однако тем не менее попов все-таки бьют. <…> Чтобы при этом пощадить святую шапочку, ее сначала снимают, потом хорошенько колотят попа и снова аккуратно надевают ему шапку» (Олеарий 1906: 330). Функции собственно головного убора, необходимого для защиты от непогоды, выполняла шляпа или шапка, которую священники надевали поверх скуфьи. Если архиерей снимал с головы священника скуфью, это означало лишение сана.

Severo: На снимке - экспозиция, существовавшая в советские времена на хорах Софийского собора в Великом Новгороде. На первом плане - скуфья (или камилавка, а можно назвать и митрой, т.к. она украшена шитьём) св. Никиты, еп. Новгородского, находившаяся на его мощах и относящаяся как минимум ко 2-й пол. 16 в. Источник сей фотографии: Софийский собор в Новгороде. Проспект. Ленинград, 1982, с.29. Прислано о. Александром с комментарием.

о.АлександрПанкратов: Спаси Христос, что поместили картинку! А то некоторые "знатоки" утверждали здесь, что, мол, не сохранилось "ни одной" дониконовской скуфьи. Чуть позже постараюсь прислать Вам ещё и фото камилавки преп. Кирила Белоезерского, которая доселе находится в музее, что в его обители.

Хорхе: о.АлександрПанкратов пишет: А то некоторые "знатоки" утверждали здесь, что, мол, не сохранилось "ни одной" дониконовской скуфьи Да, а что вы собственно, так оживились? Хотите сказать, что ваша скуфья похожа на эту, а вы, соответственно, соблюдаете традицию? Ничего общего.

САП:

Андрей изограф: САП откуда данные рисунки, можно только второй оправдать наверноей

САП: Андрей изограф пишет: откуда данные рисунки, можно только второй оправдать наверноей Ето никониянский художник запечатлел современных ему иноков середины 19в.... Один историк подкинул...

Андрей изограф: САП Ето никониянский художник запечатлел современных ему иноков середины 19в.... Спаси Христос! А на счёт 1-й и 3-й, не мог ли он (художник никонианский), внести свои мудрования?, думаю мог, спаси Христос за вторую, весьма интересно

САП: Андрей изограф пишет: А на счёт 1-й и 3-й, не мог ли он (художник никонианский), внести свои мудрования?, думаю мог Канешна мог! Но все равно тому художнику нужно в ноги поклониться потому как врядли, что-то можно изыскать той эпохи нашего...

Severo: А не могут ли это единоверческими иноками быть? Они и "доступнее" были для изследователей. У архимадрита крест с короной имперской, носили ли такие скитники? Сомневаюсь.....и уж тем более сомневаюсь, что оный носил бы архимадрит в Белой Кринице.

Хорхе: Severo пишет: Сомневаюсь.....и уж тем более сомневаюсь, что оный носил бы архимадрит в Белой Кринице. Вы обратили внимание на даты - 1832, 1842? А Белая Криница была в 1846г. Скорее всего, данный коллаборационисткий тип одежды иноков, был общим с единоверческим того времени, а после возникновения конфессии митрополита Амвросия, был взят на вооружение в ней.

Severo: Хорхе пишет: Скорее всего, данный коллаборационисткий тип одежды иноков, был общим с единоверческим того времени, а после возникновения конфессии митрополита Амвросия, был взят на вооружение в ней. Рясы с широкими рукавами никогда у староверов в ходу не были, только у единоверцев (судя по фотографиям).

о.АлександрПанкратов: Вы здесь выше утверждали, что скуфья, сшитая из четырёх клиньев ткани, суть "латинская беретта". А камилавка св. Никиты Новгородского утверждает обратное.

Хорхе: Severo пишет: Рясы с широкими рукавами никогда у староверов в ходу не были, только у единоверцев (судя по фотографиям). А это что?

свящ игумен Никодим: в Румынии священство белокриницкой иерархии 19 20 веке носили рясы никониянского покроя с большими рукавами и это факт



полная версия страницы