Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Ектении на вечерне » Ответить

Ектении на вечерне

Gvidon: Вопрос по мирянскому служению вечерни. Если она служится не в составе всенощного бдения, то как соотносятся ектении до- и после Сподоби Господи? В молитвослове РДЦ говорится, что 40 Господи помилуй до Сподоби и 12 после - но это же относится только к бдению, или ко всякой службе? Тогда получается, что после тропарей по Ныне отпущаеши - абие Честнейшую и отпуст?

Ответов - 10

Roman: В уставе соборной службы поморцев о "Воскресной и Праздничной Вечерне" обретаем: ... ЕКТЕНИИ, "СПОДОБИ" — ПО ЧАСОСЛОВУ Но Прокимне или Паремиях ведущий лик поет "Господи помилуй", 40 (три поклона в пояс), "Слава", "И ныне... веком". Псаломщик — Аминь. "Сподоби Господи" (три поклона в пояс). Второй лик — Аминь (не повсеместно). "Господи помилуй", 12, "Слава", "И ныне". Примечание; когда по Уставу "Господи помилуй", 40 поется в конце Вечерни по Тропаре, то здесь сразу после Прокимна (Паремий) чтется "Сподоби Господи". ... Аще Всенощное: На великие праздники, а в некоторых общинах и в Воскресные дни служба совершается по чину Всенощного бдения. Перед ним по Уставу служатся Малая Вечерня, Малая Павечерница, Полунощница. ... СОБСТВЕННО ВСЕНОЩНАЯ Объединяет Великую Вечерню (кроме Рожества, Богоявления, Благовещения, в те праздники — Великую павечерницу), Утреню и 1-й час. ТОРЖЕСТВЕННОЕ НАЧАЛО ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНИ Молящиеся сидят. Наставник кадит престол и иконы в клиросе. Затем- став пред престолом возглашает: «Востаните» (встаем), «За молитв...» Головщик — Аминь. И поет по Обиходу — Приидите поклонимся (4). Псаломщик (благословившись):.«Благослови душе моя Господа». Головщик пост с припевом. Псаломщик: «Господи Боже мой, возвеличился еси зело». И поют лики стихи. Чтец читает псалом тихо, а где принято — вслух, останавливаясь на пропеваемых стихах. Наставник кадит клироса и братию вкупе, престол и завершает каждение. По "Аллилуия" поем "Господи помилуй", 12 и далее Вечерня. Если торжественное начало не поется, последование обычно, как указано в Вечерне. ...

Roman: РПСЦ. В "Кратком практическом уставе древлеправославныя службы" (А. Уральскаго) для Великой Вечерни, по Прокимне и чтениях:иерей отворя святыя двери сказывает сугубую Ектинию "Рцем вси". По возгласе же чтец глаголет "Аминь". "Сподоби Господи" с поклонами... По "Сподоби Господи" всегда бывает Ектения: "Исполним вечерния молитвы наша Господеви" ... По стиховне чтутся: "Ныне отпущаеши", "Трисвятое" и Тропари. (Цит. по изданию древлеправославнаго издательства г. Москва, лето 7504)

Roman: "Молитвенник" старообрядческой митрополии РПСЦ, Москва 1988 г. ("посвященное 100-тию Крещения Руси"): На с. 71 размещена Вечерня. После дневных Прокимнов и стихов (Егда несть тропаря святому и поем Аллилую) чтем:По Прокимне, или по Ектении, или по Аллилуи псаломщик глаголет: "Сподоби Господи в вечер сей" [с поклоны]... Та же Ектения, и на Стиховне стихеры, по уставу. Та же, молитва святаго Симеона Богоприимца: "Ныне отпущаеши..." Та же, Трисвятое, и по Отче наш. Исусова молитва. Аминь. Тропарь по уставу. По сем Ектения. И Отпуст. С. 75-76


Roman: В уставе же Арсения Уральскаго в разделе, посвященном службам без священника подробно изложено, чем заменяют старообрядцы Ектении:

Roman: Устав Арсения Уральскаго не вводит понятия "Вседневная Вечерня", т.е. когда нет особо празднуемого события, а день буднишний. Упоминаются лишь монастыри. Однако, Арсений подробно описывает раличные варианты последования. Один из критериев изменений, - наличие "Выхода". На Великой Вечерне Сугубая Ектения, начинающаяся возгласом: "Рцем вси..." бывает после Прокимна и чтения Паремий, когда есть "Выход". В противном случае, Сугубая Ектения произносится в самом конце службы и начинается прошением: "Помилуй нас, Боже..."

Roman: Надеемся, что чем-то помогли. На сколько смогли.

Konstantino: Знать бы, удовлитворился ли Gvidon трудами Romanа?

Сергiй Аветянъ: Gvidon, спаси Христос Романа, он в меру возможностей постарался ответить на Ваш вопрос. Однако нужно понимать, что хорошее знание устава возможно только при постоянной практике. Мы же давно не используем для молитвы иереосалимский устав и можем допустить неточности. Грамотные же уставщики, которые могли бы исчерпывающе рассмотреть вопросы службы по иеросалимскому уставу, на этот форум давно не захаживают.

Gvidon: Спаси всех Христос! теперь все понятно

Сергiй Аветянъ: Gvidon, во славу Божию.



полная версия страницы