Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Обычай раздавать платки на 40 дней » Ответить

Обычай раздавать платки на 40 дней

chiflado: Существует ли у староверов обычай раздачи 40 платков на 40-ой день? И християнский ли это обычай вообще или народный?

Ответов - 17

Агния: chiflado , есть обычай подавать милостыню . А что конкретно подавать, ну что есть. chiflado пишет: Существует ли у староверов обычай раздачи 40 платков на 40-ой день? И християнский ли это обычай вообще или народный? Не слышала о таком никогда.

Дмитрий: Есть такой обычай, народный и вполне христианский.

chiflado: Дмитрий, доброго здравия! Хочу уточнить, под христианским, я древлеправославный разумею. Вы тоже? Каковы наиболее ранние упоминания об этом обычае?


Дмитрий: Если под словом древлеправославный имеется в виду старообрядческий, то да. Обычай раздачи милостыни по помершим очень древний, а когда возник его вариант в виде раздачи платков не знаю. Знаю только что в 19 веке он у старообрядцев был. А раньше просто нет записей, потому что до 19 века изучение старообрядческого быта не велось. Многие старообрядцы обычай этот сохраняют и сейчас. Когда конкретно он возник не так и важно. Это просто способ раздачи милостыни с символикой 40 дней, сохранённый и переданный нам предками, чтобы мы сохраняли и передавали его дальше, как одну из драгоценных частиц традиционного православного быта.

Агния: Дмитрий , а где Вы встречали такой обычай ? Я имею ввиду в каком согласе и географически в каких местах?

Дмитрий: Да повсеместно встречается этот обычай, и не только у староверов. Я видел в Новгородской области, в Петербурге, Москве, Владимире. Слышал что есть на Урале, в Поволжье, в Карелии, в Белоруссии, в Приамурье. Несколько раз встречал в этнографической литературе, правда не помню у кого. Думал все об этом обычае знают. Сейчас набрал в яндексе " раздавать платки на похоронах", там куча ссылок вылезла, посмотрите сами.

chiflado: Интересно, есть ли этот обычай у относительно отрезанных от мира сибирских староверов? Я подозреваю, что это новый обычай (не старше 3 веков), который переняли некоторые старообрядческие общины.

Агния: Дмитрий ну вот, Вы не ответили. В каком согласии староверов Вы это встречали? Пожалуйста, не надо говорить чтоб я сама посмотрела. Это ж Вы встечали у староверов. А у кого, где? Место, соглас?

Агния: chiflado пишет: который переняли некоторые старообрядческие общины. А Вы тоже где-то встретили, а где?

chiflado: Ответил в личку.

Дмитрий: Я лично встречал в Новгородской обл, в Москве и Петербурге, у беспоповцев. Во Владимире у поповцев.

Агния: Поповцы и беспоповцы это не соглас. Но если соглас Вы затрудняетесь назвать, просто расскажите в каком храме на отпевании видели сие и как узнали что платков было 40? п.с.Дмитрий , Вас что на похороны зовут и те и другие и третьи? - Дмитрий пишет: Я лично встречал в Новгородской обл, в Москве и Петербурге, у беспоповцев. Во Владимире у поповцев.

Дмитрий: Агния пишет: Вас что на похороны зовут и те и другие и третьи? А что удивительного, если помер знакомый человек, не простится в последний раз большой грех. А помирают к сожалению нередко. Вообще то на похороны не зовут (не праздник какой), а оповещают о них, поскольку идет человек не к живым, а к помершему, чтоб простится. Это гость помершего, а не родственников, потому и не приглашают никого, а просто оповещают всех кого знал покойный, чтоб могли прийти к нему. И любой человек может прийти простится, не пускать никого нельзя. На моей родине в доме умершего до похорон принято дверь не запирать даже ночью, чтобы любой мог зайти к покойному. Присутствие на похоронах долг христианина, а неприсутствие грех. Это на свадьбу ты можешь не прийти, а на похороны обязан, чтобы как можно больше людей помолились о душе умершего. Потому и родственники помершего стараются оповестить и принять как можно больше родных и знакомых. А ещё говорят, кто сорок человек проводит, тому господь сорок грехов простит. Агния пишет: просто расскажаите в каком храме Причем здесь храм, обычай этот я видел не в церкви, а где и положено, на поминках сорокового дня, за поминальным столом. Согласы, Поморцы, Феодосеевцы, поповцы белокринницкие.

Агния: Дмитрий , Вы меня простите ради Бога , я изначально задав свой вопрос , не думала, что из этого разовьётся такая обширная беседа . Но теперь уж не могу не спрашивать , пока всё не разъяснится. Дмитрий пишет: Причем здесь храм, обычай этот я видел не в церкви, а где и положено, на поминках сорокового дня, за поминальным столом Вот поэтому я и удивляюсь. Вы говорите что на похороны не зовут. Это абсолютно правильно и справедливо. И даже поминальный обед после кладбища можно посетить обычно абсолютно всем пришедшим проститься. Но вот на поминнальный обед на 40 дней или годовую именно что зовут. И не всех. А представить что старовер побывал на 40-вую на поминах в стольких конфессиях ? Это как ? Наверно возможно, если только Вы меняли разные конфессии. Допустим, это не моё дело,но невольно напрашивается ещё одна мысль. Поминки ,на которых Вы побывали , одних женщин за столом что ли не менее 40 человек? Или кому платки 40 штук раздавались? Еще раз говорю, что речь ведь о сороковинах, а не о похоронах, куда обычно стекаются всей деревней, а не только близкие родственники. Не подумайте что я пишу это, чтобы Вас уличить или не дай Бог обидеть. Но , поскольку, я тоже староверка, интересуюсь про рекомый Вами обдержный обычай, в то время как мной не виданый. Если только речь не идёт об обычной раздаче милостыни по покойнику, хоть платками хоть пиджаками, у кого сколько есть.

Дмитрий: На девятый и сороковой день тоже не зовут. Каждый извещенный о похоронах имеет право прийти и на девятый и сороковой день, только заранее предупредив об этом родственников покойного. А если умер родственник то это обязанность. Хотя в городах конечно людей собирается меньше чем на похороны. В деревнях почти столько же. Соглас я никогда не менял, просто у меня много родственников и знакомых в разных согласах. Агния пишет: одних женщин за столом что ли не менее 40 человек Нет, наличие женщин не причём, платки раздают не головные а носовые. Чтобы пользуясь платком человек краткой молитвой поминал покойного. Если людей приходит менее 40 человек, то оставшиеся платки раздают соседям или прохожим на улице, во время раздачи поминальных блинов.

Несториваныч: Да нынче все возможно даже и старо-верующему...

Агния: Дмитрий пишет: Нет, наличие женщин не причём, платки раздают не головные а носовые. Чтобы пользуясь платком человек краткой молитвой поминал покойного. Если людей приходит менее 40 человек, то оставшиеся платки раздают соседям или прохожим на улице, во время раздачи поминальных блинов. Ну Вы понимаете что нет никакого обычая раздавать 40 платков? А есть обычай раздавать милостыню и это не одно и то же? Каждый подаёт от своего достатка и усмотрения. Например раздают вещи покойного, или даже просто деньги. А подать платок или салфетку, коли уж подал пищу ( блин или что другое) нормально и логично.



полная версия страницы