Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Брадострижение-брадобритие. » Ответить

Брадострижение-брадобритие.

САП: Владимиръ пишет: [quote]Кстати, в связи с неоднозначностью толкований (и исполнений) деяний Стоглавого Собора, хотелось бы обратить внимание (хоть и не совсем по теме о Символе Веры) на главу 40 "От священных правил о пострижении брад". Вопрос хоть и не так, как о С.В., но тоже, на мой взгляд, важный, поскольку не только в миру, но и в самой староверческой среде бытует мнение, что нетронутость бороды - это чуть ли не обязательное условие благочестивой жизни истинного христианина, а уж старообрядца так непременное. Однако при внимательном прочтении сороковой главы Стоглава отчетливо видно, что разговор идет только лишь о недопустимости бритья, но не подстригания бороды, что скорее является нужным для отличия христианина от правоверного иудея (см. по ходу предложенной темы по ссылке). Личный интерес к данному вопросу почувствовал после того, как в разное время был отчитан двумя священноиереями за подстригание бороды, причем отчитан серьезно. Последений раз мне даже настоятельно была вручена для прочтения брошюра "О брадобритии", и при этом священника не смущало даже само название оной: "О брадобритии", но вовсе не "О брадоподстригании". Ниже приведу фрагмент из предложенной темы с текстом главы 40 и комментариями, а остальное рекомендую посмотреть по ссылке. ОТ СВЯЩЕННЫХ ПРАВИЛ О ПОСТРИЖЕНИИ БРАД. ГЛАВА 40 Такоже священная правила православным крестьянам всем возбраняют не брити брад и усов не постригати. Рассуждение. Здесь явно видны различия недопустимых действий по отношению к разным частям волосяного покрова головы: усов не подстригать, а бороду не брить. Таковая бо честь православных, но латынская и еретическая предания греческаго царя Костянтина Ковалина, и о сем апостольская и отеческая правила велъми запрещают и отрицают. Правило святых апостол сице глаголет: "Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверным да причтется, от еретик бо се навыкоша". Рассуждение. И в ссылке на Правило святых апостол то же: "браду бреет". О том же правило 11 шестого собора иже в Трулле полатнем о остризании брад. Что же о пострижении брады не писано ли в законе: не постризайте брад ваших, се бо женам лепо, мужем же не подобно. Рассуждение. Выше уже обсуждалось сие недоумение с женами: процесс подстрижения брады никак не может быть отнесен к женам - их лепота заключается в полном и естественном отсутствии волос на подбородке, и именно обретение такого подобия "не подобно мужем". А это может быть достигнуто лишь путем брития.. http://www.kopajglubze.boom.ru/stoglav/stoglav_text.html Все-таки здесь более напрашивается вывод о неразличении слов "брить" и "стричь", что случилось либо при переводе отдельных тектов с других языков, любо по недостаточно серьезному отношении к употреблению этих глаголов, поскольку в те времена все хорошо понимали, о чем идет речь вне смысловых нюансов отдельных слов. Но это лишь мое текущее мнение, хотя, полагаю, не лишенное обоснования. (Кстати, данная тема ранее уже обсуждалась на этом форуме, можно поискать в перечне.) [/quote] САП пишет: [quote]Владимиръ Нельзя бороды и усов портить,вот тут подробно: http://www.staropomor.ru/Ustav(2)/oborode.html[/quote] Cocpucm пишет: [quote]Владимиръ, в Стоглаве всё описано достаточно однозначно. Другое дело, что тамошняя ссылка на 11-е правило 6-го Вселенского Собора неверна. [/quote]

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

гость: САП пишет: Вид не блудный, все опасаются, для блуда лучше остричься и модно одеться, блудницы ето оценят и среагируют на сигналы САП, блудницы сегодня не смущаются из - за бороды, если у Вас есть деньги в бумажнике...

САП: гость пишет: блудницы сегодня не смущаются из - за бороды, если у Вас есть деньги в бумажнике... Вам видней, а меня бабы и на работе опасались, вид страшен - космат!

Роман: Чтой то вас на блуд потянуло. Над вопросом то кто нибудь думал. Для чего борода мохната, голова космата?


Михайло: Роман пишет: Над вопросом то кто нибудь думал. Для чего борода мохната, голова космата? Для тепла

САП: Роман пишет: Для чего борода мохната, голова космата? Для уважухи, вона и египетская фараониха сие разумела, себе бороду подвязывала:

Роман: Отращиваю бороду, всем в диковину. Спрашивают, что не бреюсь, говорю грех. Болшинству достаточно. Однако, жена у меня находчивая, ошарашила меня вопросом, а ногти стричь не грех? Их же также Господь создал? Адресую их вам, братие.

Виталий Вэ: Брить нехорошо, потому что неблагочестиво. Борода - образ мужа (как говорят святые), а ногти нет. Поэтому и волосы стрижем - короткие образ мужа, а длинные - женщины. В христианстве свои эстетические стандарты. Но про грех это вы замахнулись...

Сергей Петрович: Виталий Вэ пишет: Но про грех это вы замахнулись... Да нет, если б стрижение бороды не было б грехом, а только лишь соответствовало "эстетическим стандартам", я б тут же её сбрил. Человеческие стандарты - туфта.

САП: Соседка останавливает меня в подъезде, шутя: "Ну, Миша, ты такую бороду отрастил, что теперь иди-ка в священники". Борода в ее восприятии сочетается с духовным саном... Из всех высших сословий, побритых еще при Петре, только духовенство и сохранило бороду. Казалось бы, наоборот, борода - непреодоленно звериное в человеке, грубый волосяной покров, затмевающий духовный свет лица. Но ведь борода прикрывает именно звериную часть лица - не лоб, не глаза, а хищную челюсть и рот. Вот почему борода благообразна: в ней сама природа стыдлива прикрывает свое срамное отверстие на лице, так же, как она делает это в паху. Бритость может быть полной или частичной (усы), соответственно чему личность получает свой социальный статус, а лицо - определенное метафизическое выражение. В России Х1Х века существовало три основные категории лиц: штатские, военные и духовные, и уже по внешности они были различны: бритые - усатые - бородатые. Полная бритость - это отречение от пола и попрание естества, поэтому почти везде и всегда только бритые были служителями закона - бесстрастными, исполнительными. В учреждении, в канцелярии нельзя себе представить ни усатых, ни тем более бородатых лиц - это был бы ползучий бунт. Всюду, где бюрократическая машина была сильна, она поддерживалась если не прямыми евнухами, то их символической заменой в виде бритых службистов. Так же, как бумага в канцелярии есть знаковая форма, чистая условность, так и обслуживается она выглаженными лицами, на которых прущая сила растительного естества каждый день аккуратно уничтожается. Бритва - это гильотина в миниатюре, орудие мягкого террора. Когда отрублены самые непокорные головы, тогда по отношению к остальным достаточно чисто символической процедуры снятия волос. Так было и в России: прежде, чем бритва стала гулять по бородам граждан, топор лихо гулял по головам стрельцов, и потому в бритве напуганным бородачам являлась уже острота и размах такого свойства, что в случае сохранения бороды приходилось опасаться и за голову. Бороду сохранили лишь два сословия в государстве, оба - наиболее удаленные от власти, закона и чинослужения. Это - крестьянство и духовенство; одно - потому что лепится к земле, другое - к небу. Закон и топор гуляют посередине, в области общественно-государственной, и не касаются того, что ниже или выше ее, дольнего и горнего. И в этом - безусловная общность двух сословий, запечатленная единым корнем: крестьянство - христианство. Оба сословия опираются на силы природного и духовного естества, из себя исходящие, обществу не подвластные. Борода так же пристала крестьянскому лицу, как растительность - земле, которую он возделывает. Что касается духовных лиц, то сохранение бороды здесь знаменует послушание вышней воле, стремление удержать естественный образ, данный от Бога. Ведь и Бог-сын, и Бог-отец всегда изображаются на иконах с бородой; представить их бритыми - значит признать над ними какую-то другую власть. Еще одно сословие - воинское - принадлежит отчасти природному, отчасти государственному порядку вещей. С одной стороны, воины, как и чиновники, находятся на службе у государства. Но используется это сословие именно тогда, когда государству грозит опасность, когда в целях самосохранения или самораспространения оно вынуждено опираться не на закон, а на брутальную силу. Поэтому, в отличие от чиновников, подчиненных закону, воинам позволяется частично удержать свою связь с природой. Буйство в них не обуздывается, а поощряется, правда, с ведома и в интересах государства. Это промежуточное положение воинства означено в его типически усатом облике, где естество частью уничтожено, частью же оставлено и тем самым подчеркнуто уже не как естество, а как намерение, вызов. В сравнении с бритым, евнухоидным штатским, усатый гусар - настоящий мужчина; он не сокрылся малодушно под "сень надежную закона", но защищает честь своего государства в тех жестоких обстоятельствах, когда бессилен оказывается гражданский закон. Природа в воине отчуждена от самой себя, возведена в функцию государственную, т.е. осуществляется как целесообразное насилие. Остается не текучая, ниспадающая, волнисто-мягкая борода, но жесткие усы, своей короткостью и остротой выражающие идею хищности, наступления. И подравниваются они обычно прямо, будто солдатская шеренга. Борода стелется, клубится, усы - торчат, колют, между ними такая же разница, как между мягкой травяной порослью и рядом отточенных штыков. Недаром у самых воинственных наций: турков, арабов, наших кавказцев - мужчины поголовно усаты. Это связано, быть может, с отсутствием землепашества, прививающего мирный, растительный характер народу и украшающего бородой его облик. Усатые народы живут преимущественно в горах и пустынях, где, не занятые земледелием, мужчины неизбежно осваивают профессию воина - добытчика силой от людей, а не согласием от земли. Если в бритом мужчине пол оттеснен, подавлен, а в бородатом выражен широко, человечно, миролюбиво, то усатый мужчина осуществляет себя в специфически властной и половой сфере, с явно выраженным уклоном в агрессивность, как властитель, захватчик, любовник. Его притязание - властвовать над природой, над женщиной, над народом, который при этом весь обривается, становится женоподобен, составляя политический гарем своего падишаха. При усатых владыках (вспомним опять Петра, в недавнее время - Сталина, Гитлера) народ сверкает гладкостью лиц, а борода воспринимается как захламленность лица, проявление гнилой упадочности, декаданса или диссидентства. Дескать, с природой спутался человек - дик, распущен, или, того хуже, злоумышляет против закона. Борода вызывает общественную неприяzнь и подозрение в нелояльности; усы - энтузиазм, ликование, влюбление; бритость воспринимается как норма. Перебирая на днях портреты русских писателей, я поразился тому, как во многих случаях внешний облик точно соответстует направлению творчества. Писатели романтического типа - Лермонтов, Гоголь, Горький - с усами: в них напор на жизнь, устремленность к идеалу, воинственность, жажда борьбы, исправления недостатков, переделки действительности. Напротив, у писателей с бородами: Л. Толстого, Достоевского, Чехова, Пришвина - углубленное постижение жизни, обращение к ее вечным, непреходящим основам, проповедь сближения с природой, смирение, любовь к ближнему. Наконец, бритые писатели, с гладкими лицами - те, что своим творчеством несут государственную службу. Таких больше всего в 18-ом веке: Ломоносов, Фонвизин, Радищев, - и в ХХ-м: Маяковский, Фадеев, Твардовский. В грубом упрощении: романтизм усат, реализм бородат, классицизм брит. Михаил Эпштейн 1978.

Aleksey: САП пишет: бритые писатели, с гладкими лицами - те, что своим творчеством несут государственную службу. Не, тут и от моды зависит, вот Пушкин и гос. службу в 19 веке нес, и не чисто бритый ходил, поскольку бакенбарды носить тогда модно было, и чиновники носили, и цари. Тогда борода у писателя была признаком вольнодумства, да, вызовом обществу, т.к. была модна полу-борода - бакенбарды. Но в последней трети 19 века бороды опять вошли в моду, вон, и у Александра III, и у Некрасова, и у Менделеева, да проще сказать, что все тогда бороды носили и длинные волосы, вплоть до 1-й мировой окопной, с ее вшами. Тогда опять в моду бритость и короткие прически вошли. А при Петре I тогдашняя европейская мода на полную бритость и парики была навязана по его дурости, да. Коли Петр жил бы на 20 лет раньше, навязал бы русским мужикам и напудренность носиков и румяна и тушь на ресницы.

Сергей Петрович: Aleksey пишет: Коли Петр жил бы на 20 лет раньше, навязал бы русским мужикам и напудренность носиков и румяна и тушь на ресницы. Крестьянам? Да нет, на это даже Петр Алексеевич вряд ли пошел бы.

Игорь_Яров: Сергей Петрович пишет: Да нет, если б стрижение бороды не было б грехом, а только лишь соответствовало "эстетическим стандартам", я б тут же её сбрил. Человеческие стандарты - туфта. Я тоже.

САП: Игорь_Яров пишет: Я тоже. А я нет! С детства мечтал, рисовал бородатых русских рыцарей и старцев, когда еще в дет. сад ходил

Игорь_Яров: А у тебя отец брился?

САП: Игорь_Яров пишет: А у тебя отец брился? Да.

Афанасий: Что скакжете? http://diak-kuraev.livejournal.com/24455.html

Oleg23: Афанасий пишет: Что скакжете? Что Кураев неприятный и не хороший барин. Что тут скажешь о подонках.

Oleg23: http://www.staropomor.ru/Ustav%282%29/oborode.html#verh

Administrator2: А 58-я новелла императора Льва определяет: тех, которые продают или едят в каком бы то ни было виде соединенное с кровию, - подвергая телесному наказанию, лишать имения и подвергать бесчестию посредством острижения волос на теле А сейчас специально дипелируются для красоты!

амартол Димитрий: Dmitry91477 пишет: Интересно, относятся ли к бороде бакенбарды. Строение волос у бакенбард иное, нежели у головных или бородных волос. У человека волосы но голове (то, что зовут прической) отличаются от остальных волос по своей структуре от остальных волос. От бровей и ниже - одной структуры, а те что составляют прическу - другой. Бакенбарды и есть неотъемлемые части брады. Тот факт, что у вас присутствуют видимые границы между частями брады - лишь ваша особенность

Алексей: Интересный аргумент: бреющий бороду желает "поправить" данный Богом человеку образ. А подстригающий волосы на голове или ногти? Он ведь тоже "вмешивается" во внешний вид, данный Богом. Стричь волосы мужчине заповедал сам апостол Павел и, между прочим, в противовес тому, что в Левите написано. Эра Закона прошла. Пришла Эра Благодати.

САП: В одном из хадисов о пророке Мухаммаде (а.с.с) рассказывается, что он принял посла из Византии. Посол был гладко выбрит. Мухаммад (а.с.с.) спросил посла, почему он так выглядит. Византиец ответил, что бриться их заставляет император. «Но мне приказал Аллах, Всемогущий Он и Великий, чтобы я оставил бороду и подстриг усы». (Хадис, рассказал Ибн Джарир). В ходе последовавшего дипломатического разговора с послом Мухаммад (а.с.с) больше ни разу не посмотрел на византийца. Сподвижники пророка (а.с.с.) рассказали потом, что Мухаммад (а.с.с) не смотрел на бритого посла потому, что отнесся к нему, как к женоподобному существу. А пророк Мухаммад (а.с.с.) никогда не смотрел на чужих женщин.

Евгений Иванов: Нашел кому верить. Муххамед - дикарь из Азии, с явной манией величия, завел других дикарей на грабеж и построил бандитское государство Арабский Халифат. Нужны византийские источники. Византия - культурное государство, в котором есть указы, картины, фрески, летописи, мемуары.

Oleg23: САП пишет: что Мухаммад (а.с.с) не смотрел на бритого посла потому, что отнесся к нему, как к женоподобному http://asher.ru/library/religen/arabsex

САП: Евгений Иванов пишет: картины, фрески

Oleg23: Брились.

САП: САП пишет: В одном из хадисов о пророке Мухаммаде (а.с.с) рассказывается, что он принял посла из Византии. Посол был гладко выбрит. Мухаммад (а.с.с.) спросил посла, почему он так выглядит. Византиец ответил, что бриться их заставляет император. Если свидетельства этого хадиса верны, то речь идет о императоре Ираклии I - монофелите (575-641г.), но кстати сам он носил бороду:

Severo: Юстиниан на монете все же с бородою

САП: Severo пишет: Юстиниан на монете все же с бородою Я не про Юстиниана (на фреске), а про воинов, все они выбриты.

ВалерийН: Исследования Пентагона показывают - наличие бороды имеет прямое отношение к боевой эффективности "«Мы взяли 100 человек: 25 человек из спецназа у которых были бороды, 25 спецназовцев у которых бород не было, и ещё 25 солдат из регулярной армии, которым было разрешено отращивать бороды для исследований. Последние 25 были из обычной регулярной армии без бород. Все 100 человек участвовали в недавних боевых столкновениях в Афганистане.» Результаты исследований были потрясающими: из 50 солдат с бородами никто не был ранен или убит, точность стрельбы у них была значительно выше, чем у солдат без бород. У солдат, у которых не было бород — был высокий уровень неисправности личного оружия и с ними всё время происходили какие-то ЧП" http://www.duffelblog.com/2012/04/pentagon-study-finds-beards-directly-proportional-to-combat-effectiveness/

Дмитрий Вячеславович: САП пишет: Я не про Юстиниана (на фреске), а про воинов, все они выбриты. Так ить ромеи, а не варвары какие-то!

САП: Дмитрий Вячеславович пишет: Так ить ромеи, а не варвары какие-то! Сам-то император с бородой.

Сергей Петрович: Грекам с бородой жарко, они её стригут и бреют. А у нас большая часть года - холодное время. Борода от простуды помогает. Так что пользы от нее очень много.

САП: Сергей Петрович пишет: Грекам с бородой жарко, они её стригут и бреют. Они бреются потому как отуречены, и некрасовцы под турками бриться стали, потому, что бородатых муллами местные дразнили. К примеру у сербов многие мужики бороды носят, а живут в том же климате. Так, что дело не в климате, а в культуре.

Сергей Петрович: Гляжу, шутки не понимаешь.

Oleg23: Куда уж из такой святости да кошерности и к шуткам, нимб может перегореть.

Cocpucm: Ну, раз уж зашел разговор про бороды в армии... Саперы Французского Иностранного легиона по традиции, доставшейся еще со времен Наполеона Бонапарта, обязаны носить окладистую бороду. Кроме того, в парадное обмундирование входят топор и фартук. А вот тут - видео с их прохода на параде 2011 г.

Виктор_Зубков: Я же со своей стороны показываться стесняюсь потому, что являюсь латинянином и не ношу пока бороды. Покажусь, когда крещусь и отращу бороду до пят

Сергiй Аветянъ: Виктор_Зубков пишет: являюсь латинянином и не ношу пока бороды. Ну и что? Полно святых без бороды. Борода веры не заменит.

Виктор_Зубков: Сергiй Аветянъ пишет: Борода веры не заменит. Это правда. Но брадобритие - это грех, ибо Господь положил образ мужа с бородою, и латинские попы срамное творят, бреясь начисто. Вообще тема брадобрития обширно обсуждалась на сем форуме.



полная версия страницы