Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Брадострижение-брадобритие. » Ответить

Брадострижение-брадобритие.

САП: Владимиръ пишет: [quote]Кстати, в связи с неоднозначностью толкований (и исполнений) деяний Стоглавого Собора, хотелось бы обратить внимание (хоть и не совсем по теме о Символе Веры) на главу 40 "От священных правил о пострижении брад". Вопрос хоть и не так, как о С.В., но тоже, на мой взгляд, важный, поскольку не только в миру, но и в самой староверческой среде бытует мнение, что нетронутость бороды - это чуть ли не обязательное условие благочестивой жизни истинного христианина, а уж старообрядца так непременное. Однако при внимательном прочтении сороковой главы Стоглава отчетливо видно, что разговор идет только лишь о недопустимости бритья, но не подстригания бороды, что скорее является нужным для отличия христианина от правоверного иудея (см. по ходу предложенной темы по ссылке). Личный интерес к данному вопросу почувствовал после того, как в разное время был отчитан двумя священноиереями за подстригание бороды, причем отчитан серьезно. Последений раз мне даже настоятельно была вручена для прочтения брошюра "О брадобритии", и при этом священника не смущало даже само название оной: "О брадобритии", но вовсе не "О брадоподстригании". Ниже приведу фрагмент из предложенной темы с текстом главы 40 и комментариями, а остальное рекомендую посмотреть по ссылке. ОТ СВЯЩЕННЫХ ПРАВИЛ О ПОСТРИЖЕНИИ БРАД. ГЛАВА 40 Такоже священная правила православным крестьянам всем возбраняют не брити брад и усов не постригати. Рассуждение. Здесь явно видны различия недопустимых действий по отношению к разным частям волосяного покрова головы: усов не подстригать, а бороду не брить. Таковая бо честь православных, но латынская и еретическая предания греческаго царя Костянтина Ковалина, и о сем апостольская и отеческая правила велъми запрещают и отрицают. Правило святых апостол сице глаголет: "Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверным да причтется, от еретик бо се навыкоша". Рассуждение. И в ссылке на Правило святых апостол то же: "браду бреет". О том же правило 11 шестого собора иже в Трулле полатнем о остризании брад. Что же о пострижении брады не писано ли в законе: не постризайте брад ваших, се бо женам лепо, мужем же не подобно. Рассуждение. Выше уже обсуждалось сие недоумение с женами: процесс подстрижения брады никак не может быть отнесен к женам - их лепота заключается в полном и естественном отсутствии волос на подбородке, и именно обретение такого подобия "не подобно мужем". А это может быть достигнуто лишь путем брития.. http://www.kopajglubze.boom.ru/stoglav/stoglav_text.html Все-таки здесь более напрашивается вывод о неразличении слов "брить" и "стричь", что случилось либо при переводе отдельных тектов с других языков, любо по недостаточно серьезному отношении к употреблению этих глаголов, поскольку в те времена все хорошо понимали, о чем идет речь вне смысловых нюансов отдельных слов. Но это лишь мое текущее мнение, хотя, полагаю, не лишенное обоснования. (Кстати, данная тема ранее уже обсуждалась на этом форуме, можно поискать в перечне.) [/quote] САП пишет: [quote]Владимиръ Нельзя бороды и усов портить,вот тут подробно: http://www.staropomor.ru/Ustav(2)/oborode.html[/quote] Cocpucm пишет: [quote]Владимиръ, в Стоглаве всё описано достаточно однозначно. Другое дело, что тамошняя ссылка на 11-е правило 6-го Вселенского Собора неверна. [/quote]

Ответов - 301, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Cergiy: А. Емельянов

Серафим: о.АлександрПанкратов пишет: Лично грешный аз таковых не благословляю рукою Святая рука о.Александра моли Бога о нас! Господь даже прокаженных и блудниц не гнушался в дому у них трапезу принимал а о.Александр руку осквернить боиться

Из Нова - града: Прежде, чем осуждать, да ещё издевательски, прочитайте "Житие" священномученика Аввакума. Он брадобрийц не благословлял, за что претерпевал многое поношение от беззаконных.


Из Нова - града: Вы всё как - то ПРЕВРАТНО толкуете. Наверное, так у никониан учат. А непревратно это вот как. Благословение иерейское есть своего рода знамение того, что подошедший под него християнин не является явным нарушителем закона Божия и канонов Церкви, что ПОЭТОМУ у священника нет к человеку серьёзных претензий. По данной причине благословляющий иерей говорит: "Христос посреде нас", а благословляемый отвечает: "Есть и будет". Так вот, св. священномученик Аввакум (не "самосожженец", а сожжённый гонителями - никонианами за веру), и грешный аз по его примеру считаем, что неверно говорить "Христос посреде нас" тому, кто грехом брадобрития растлевает в себе образ Христов. При этом обычного человеческого общения с брадобрийцами, конечно же, никто не прерывает.

Серафим: Каюсь,каюсь,каюсь-вот как нодо объяснять а то сразу в драку.Простите.

А. Емельянов: Серафим пишет: святая рука о.Александра моли Бога о нас грешных.господь и прокаженных и блудниц не гнушался в домы их ходил ел с ними а о.Александр руку об бритую рожу осквернить боиться.Ужас. Давайте без эмоций. Да, Господь не гнушался грешников, блудниц и прр., а они в свою очередь КАЯЛИСЬ и меняли свой образ жизни. А современного брадобрийца сколько крестом не осеняй, всё равно бороду не отпустит. Пусть покажет свою готовность стать христианином хотябы в плане внешности. Поверьте, внешне походить на христианина гораздо проще чем внутренне. Так вот, если человек не желает исполнить элементарное и простейшее установление насчёт бороды ( просто не брейся и всё тут), то зачем ему благословение подавать? Чего ради? Пусть сперва защитники бритья наведут порядок в понятиях срама для мужчины бородатого и безбородого. А то сейчас получается всё наоборот: человек срамится бороды в угоду безбожному миру, а перед Богом - ничего, всё нормально. Правильно делает о. А.Панкратов. В противном случае, завтра мы блудников и убийц будем благословлять.

САП: САП пишет: начальство постоянно докапывается, чтоб побрился или хотя бы постриг коротко, чтоб дресс код не нарушал! Есть маленькая военная хитрость, как замаскировать бороду. Борода выглядит вот так и раздражает начальство: Стягиваем бороду снизу резинкой вот так: и подсовываем под подбородок, а торчащие волосы прилепляем средством для укладки волос, и приобретаем более цивильный вид:

А. Емельянов: Ну и жёсткое же у тебя начальство! А если бы у тебя "лопата" по пояс была? Тут резинкой не отделаешься. А поэтому необходимо всем бородатым староверам занимать в срочном порядке ключевые посты в коммерческих, силовых и управленческих структурах. И тогда посмотрим...

Михаил Орехов: Вообще странно получается. Раньше люди не скрывали принадлежность к своей религии, хотя прекрасно понимали последствия своих действий. Сейчас правда мало таких осталось (ортодоксальные евреи, некоторые мусульмане например). А вот в православии (христианство в целом рассматривать нет смысла) эта традиция сходит на нет. Я раз задал вопрос, почему батюшки во внеслужебное время ходят в мирском, так мне ответили, дескать есть распоряжение такое из Патриархата. Я долго искал это распоряжение и все таки нашел. В нем говорилось ( время революционных событий, год, если не ошибаюсь, 1918), что в данное неспокойное время ношение подрясников вне церкви может быть опасно для клира. На что официальные лица мне ответили - а сейчас какое время? Дескать, не надо быка лишний раз дразнить. (Хотя я думаю, что быка просто прибить надо - и все, раз он в мой огород залез) А по данной теме - выбрал веру, так будь добр исполняй её требования. И молодец о.А.Панкратов. Интересно, если в армии подойдешь к полковнику в тапочках на босу ногу, то какие благословения из его уст в свой адрес услышишь? P.S. Сравнивать действия Бога (только дающего закон) и батюшки (требующего выполнения данного закона у члена церкви) весьма странно. ИХМО, простите.

Андрей Нестеров: Здравствуйте. Извините, что воскешаю столь древнюю тему, но мне обязательно нужны доказательства обязательности небрадобрития. Вот пока только нашел ето: http://zhurnal.lib.ru/p/pawlow_sergej_anatolxewich/staroobrboroda.shtml Хотелось по-больше из древних соборов, канонов, апостольских правил. То есть чтобы было ясно, что суть ето не маргинальные (то есть которые могут буть ошибочными) суждения и мнения, а что ето закон обязателен для исполнения.

КарякинАлексей: А какие вам ещё нужны дакозательства ?

Просто жена: Скажу одно: профессионалам позволено все. Это - первое. А второе- мы сами слишком много значения придаем тому кто о нас что подумает, окружающие зачастую меньше значения придают нашему внешнему виду, чем нам кажется. Меня, правда, при устройстве на работу осторожно так спросили, мол, а если наше руководство поставит как условие при трудоустройстве обязательное соответствие общепринятым стандартам в одежде (никаких платков и юбок в пол)? Я спокойно сказала, что их вопрос поставил меня в тупик, и на моей практике подобное впервые, и что в предыдущей конторе (у конкурентов) вопросов по этому поводу ко мне не возникало. Ну и у них тоже не возникло. У мужа с трудоустройством тоже никогда проблем не было. Главное не приходить к людям с видом: Простите, я виноват, что бородат. Если ты сам себя не уважаешь, тебя и окружающие уважать не будут. А когда чувствуют в тебе силу - прогибаются. Никониане же в большинстве своем, им прогибаться не привыкать.

Prohojiy: Во любимая тема, свою лепту внесу, с бородой хожу лет десять, года четыре назад, приключился курьёзный случай. Наш президент компании отправил меня в одну крупную контору,чтоб передать важные бумаги,их начальнику, а у него отдельный особнячок в Замоскворечье. Подъехал , в домофон говорю что пакет,для вашего шефа. А там то-ли охранник глухой, то ли меланхольный, но на пятый вопрос: "кто" отвечаю: "поп бахмачевский, до вашего барина". А одет я был во всё чёрное и шапка была, на поповскую похожа,да и борода окладистая, длинная отросла. Через несколько секунд дверь открывается, охранник стоит во фрунт, а на встречу мне ихний барин спешит,он в неком замешательстве, степенно желаю ему, доброго здоровия, он мне кланяется, я ему в ответ. Глаголю, вашей милости пакет от Иван Иваныча ( имя выдумано ). Передаю пакет кланяюсь,желаю многие лета, и удаляюсь. На следующий день вызывает меня мой начальник, и спрашивает,что там произошло и кто пакет возил. Пересказываю ему всю историю, благоразумно умолчав о "попе бахмачевском", смотрит на меня задумчиво и говорит, Александр а ,не мог ли ты, бороду чуток покороче носить. Отвечаю отчего-же нет. А он мне говорит, позвонил мне вчера Пётр Петрович ( имя выдумано ), и говорит ты чего Иван Иваныч офигел, попа мне с бумагами прислал, зачем священника утруждал, позвонил бы мне я своего помощника прислал-бы.

Konstantinъ: Prohojiy 5+

Просто жена: боинг пишет: а кем вы работаете? В коммерческой структуре, управление продажами.

Михаил Родин: А меня никто на работе про бороду не спрашивает. И никаких разговоров не заводят. Боятся, наверное...

and: Михаил Родин пишет: А меня никто на работе про бороду не спрашивает. И никаких разговоров не заводят. Боятся, наверное...

Iwанн: Prohojiy пишет: Во любимая тема, свою лепту внесу, с бородой хожу лет десять, года четыре назад, приключился курьёзный случай. Наш президент компании отправил меня в одну крупную контору,чтоб передать важные бумаги,их начальнику, а у него отдельный особнячок в Замоскворечье. Подъехал , в домофон говорю что пакет,для вашего шефа. А там то-ли охранник глухой, то ли меланхольный, но на пятый вопрос: "кто" отвечаю: "поп бахмачевский, до вашего барина". А одет я был во всё чёрное и шапка была, на поповскую похожа,да и борода окладистая, длинная отросла. Через несколько секунд дверь открывается, охранник стоит во фрунт, а на встречу мне ихний барин спешит,он в неком замешательстве, степенно желаю ему, доброго здоровия, он мне кланяется, я ему в ответ. Глаголю, вашей милости пакет от Иван Иваныча ( имя выдумано ). Передаю пакет кланяюсь,желаю многие лета, и удаляюсь. На следующий день вызывает меня мой начальник, и спрашивает,что там произошло и кто пакет возил. Пересказываю ему всю историю, благоразумно умолчав о "попе бахмачевском", смотрит на меня задумчиво и говорит, Александр а ,не мог ли ты, бороду чуток покороче носить. Отвечаю отчего-же нет. А он мне говорит, позвонил мне вчера Пётр Петрович ( имя выдумано ), и говорит ты чего Иван Иваныч офигел, попа мне с бумагами прислал, зачем священника утруждал, позвонил бы мне я своего помощника прислал-бы

Severo: Михаил Родин пишет: А меня никто на работе про бороду не спрашивает. И никаких разговоров не заводят. Боятся, наверное... Мясник на рынке?

Konstantinъ: Просто жена, я тоже продажами рулю. Городскими. В Питере. Торговые представители и супервайзеры продают и контролируют, а я рулю.

Константин Беляев: http://www.russia.ru/video/dugin_boroda/

Iwанн: А я свою давича подровнял . Лопатой растет ,еще и раздваивается ,усы только не трогаю . Скоро буду как Тарас Бульба

Константин Беляев: А я боюсь трогать.

Андрей Нестеров: Вельми благодарю за видео.

Олег Хохлов: вот любопытное исследование о традиции не стричь волосы у священников - за и против http://www.polit.ru/research/2007/07/10/makarova.html

Andy: ...в переходные для церкви времена длинные волосы начинали связываться с определенной идеологией и прочитываться как символ тех или иных идейных течений. Возможно, впервые эта связь проявилась во времена церковных реформ второй половины XVII века, в то самое время, когда прическа священника представляла собой некий переходный тип: волосы уже не обрезались, но маковку продолжал венчать «терновый венец». Несмотря на то что преобразования Никона собственно волос, как кажется, не затронули, происходящие перемены все же способствовали окончательному утверждению нового обычая «растить власы». Мода на власоращение хорошо «вписалась» в те тенденции, которые характеризовали время реформ с их ориентацией на греческие образцы. Не случайно поэтому, что для противников преобразований власоращение становится знаком новообрядцев. Наряду с другими действительно новыми деталями во внешнем облике священников[12] длинные волосы начинают выражать идею перемен и формировать образ «никоновского» попа. На одной сравнительной религиозной картинке символов старого и нового времени можно заметить и отличие в прическах духовных лиц: «никоновский» поп изображен с длинными волосами, в то время как старообрядец — с подстриженными (Тарасов 1995: 87, ил. 20). Как говорил о новообрядцах писатель-старовер Иван Васильев: «Власоращение, париконошение и брадобритие оправдывают в своих книгах и не вменяют сего во грех» (Тарасов 1995: 92). Не случайно расчесанные, как у девки, волосы — деталь карикатурного образа «новолюбца», созданного протопопом Аввакумом: «В карету сядет, растопырится, что пузырь на воде, сидя в карете на подушки, расчесав волосы, что девка, да едет, выставив рожу на площади» (Аввакум 1997: 220–221). http://www.polit.ru/research/2007/07/10/makarova.html

Владимиръ: http://kp.ua/daily/300609/185101/

Владимиръ: Дополнительные ссылки по теме и перенос сообщения с НСФ: http://www.aif.ru/society/article/27871 http://www.vesti.ru/doc.html?id=297373&cid=9 "В связи со статьей хотелось бы обратить внимание на параллельный вопрос: на компьютерном рисунке апостола Павла видно, что его борода и усы, скорее всего, подстрижены. Но, вроде, бытует мнение, что христианам «портить» бороды не дозволительно. Совсем недавно, по случаю (опять) возникшего разговора на эту тему и собственных размышлений, я еще раз перечитал взятую в храме брошюру «О брадобритии». В результате стало очевидным (по крайней мере, по имеющейся брошюре), что имеет место плохое различение слов «брить», «стричь» и «подстригать». Однако в отношении бороды при внимательном прочтении текста можно сделать вывод, что все-таки говорится о запрете на бритье, т.е. на полное оголение подбородка, но не на подстригание в смысле лишь изменения формы с оставлением волосяного покрова. Вот некоторые примеры. Стр.2: «Священная правила православным христианам всем возбраняют, чтобы НЕ БРИТЬ брад и усов не подстригать…». Т.е. ясно – НЕ БРИТЬ. См. далее: «Что же, о СТРИЖЕНИИ брад, не писано ли в законе? НЕ ПОДСТРИГАЙТЕ брад ваших, се бо женам лепо мужем бо не подобно» (Стог., гл.40). Женам лепо что – подстригать брады? Но у них их нет просто по природе, поэтому понятно, что здесь речь также идет об оголении подбородка, т.е. о запрете на БРИТЬЕ. Стр.3: «Апостольское же постановление по запрещению зла брадоБРИЙСТВА заключает в себе следующее изречение: «Не должно также и на бороде портить волосы, и изменять образ человека вопреки природе». Пока неясно, о чем. Читаем далее: «Не обнажайте, говорит закон, бород ваших». НЕ ОБНАЖАЙТЕ – тут понятнее, что разговор идет о БРИТЬЕ, а не об укорачивании путем подстрижения, что и подтверждается следующим предложением: «Ибо сие (быть без бороды) Создатель Бог сделал пригодным для женщин, а мужчинам признал Он недостойным» (Постановл. Св. апостол. Изд. Казань, 1864, стр.6). Ну и последнее со стр.6-7: «Подобно и сербский митрополит Димитрий писал: «Окоянии латини во многи ереси впадоша… Брады своя БРЕЮТ и усы своя стригут, а инии и злейшии того творят и усы подкусыают…». Здесь с бородой предельно ясно – не брить, но с усами вопрос: не стричь и не подкусывать? Но далее читаем: «…сия вси приемши от отца своего злейшаго сына сатаны Петра Гугниваго, БРИТИ брады и УСЫ» (его книга гл.39, лист 502). И хотя по тексту встречаются запреты на «брить и стричь бороды», «да не взыдет подстризало на брады ваша», но чаще - «не брить», что одно лишь и вынесено в название брошюры – «О брадобритии». А если и встречается где совместный запрет, то при внимательном прочтении он оказывается часто схожим с таковым со стр.2. Вопрос-то, на самом деле, не так и прост или неважен, как может показаться. Так получилось, что старообрядцы и старообрядчество в целом ассоциируются у простого люда чаще всего (если не исключительно) с безформенными лопатообразными бородами, в которых, конечно, на современный вкус нет совершенно никакой эстетики. Конечно, можно было бы не обращать внимания на меняющиеся мирские моды, и даже вменять себе это в заслугу: мол, мы выше предрассудков и никак не боимся непонимания и осуждений окружающего мира, и это – нелюбовь к миру и хранение традиции – хорошо, если бы только это было правдой. Но, как видно из внимательного прочтения публикаций по этому вопросу, надо точно различать слова «брить» и «стричь», иначе ничего, кроме фарисейства (да к тому же необоснованного), путного не получится. Упреки же в этом (фарисействе) со стороны современников, пусть даже и никониан, не страшны, но страшно то, что этим мы нередко вводим их в искушение осуждением и даже насмешничеством, а порой даже и хуже того: кто-то, может быть, и подумал бы о возвращении к истокам веры, но эти неопрятные некрасивые бороды… А тут и семья, и работа, да и какое никакое самовосприятие, комфортное самоощущение. Понятно, что от мирского все это, но и не в монастыре же живем, в конце-то концов. Тем более, что и обязательств на неопрятность вовсе нет никаких. Я уж не говорю о послании апостола Павла к Галатам, хотя приступать к его разумению надо крайне осторожно. Надеюсь, основная мысль понятна. Т.е. послание к Галатам, внимательное прочтение душеполезных текстов и памятование об «узких вратах». Может, в чем и не прав. Простите Христа ради".

Severo: Как открыл первую ссылку - ничего удивидельного.....КТО ПОКАЖЕТ ИНОЙ ИКОНОГРАФИЧЕСКИЙ ОБРАЗ - ТОТ ЛОХОПЕТ)) АП. ПАВЕЛ КАК БЫЛ НА АНТИЧНЫХ ФРЕСКАХ, ТАК И НА ЭТОЙ ПР КОМПОЗИЦИИ.....

Феодот: Владимиръ пишет: В связи со статьей хотелось бы обратить внимание на параллельный вопрос: на компьютерном рисунке апостола Павла видно, что его борода и усы, скорее всего, подстрижены А "Вести" говорят, что голову не обнаружили.. Греческая кормчая, 6го Вселенскаго Собора правило 96,толкование Зонары: "...а по отношению к бороде поступают совершенно наоборот: ибо как только у кого появиться юношеский пушок,тотчас сбривают его...А у кого с течением времени волоса на бороде растут уже постоянно,те,чтобы не носить длинной бороды,хотя и не употребляют бритвы,но вместо того,раскалив на угольях кусок черепка,подносят его к бороде и выжигают им все длинные волосы на бороде, а оставляют их в такой мере,чтобы казалось,что волос едва начинает пробиваться,и чтобы мужчины,достигшие уже зрелого возраста,походили на юношей...И так отцы сего собора отечески наказывают делающих то,о чем они выше сказали,и подвергают отлучению."

Владимиръ: Феодот пишет: А "Вести" говорят, что голову не обнаружили "Компьютерный портрет" создавался на основании информации из письменных источников (см. в конце статьи): КСТАТИ В 2001 году эксперты немецкого угрозыска попробовали восстановить облик апостола Павла. Они прошерстили массу исторических документов и текстов, собранных теологом и биографом святого Павла Михаэлем Хеземанном из Дюссельдорфа. В них нашлись данные о возрасте Павла, описание его внешности, сделанное во II веке, и так далее. На основе этого и составлен компьютерный портрет, который вы видите. http://kp.ua/daily/300609/185101/

Владимиръ: Феодот пишет: Греческая кормчая, 6го Вселенскаго Собора правило 96,толкование Зонары: "...а по отношению к бороде поступают совершенно наоборот: ибо как только у кого появиться юношеский пушок,тотчас сбривают его...А у кого с течением времени волоса на бороде растут уже постоянно,те,чтобы не носить длинной бороды,хотя и не употребляют бритвы,но вместо того,раскалив на угольях кусок черепка,подносят его к бороде и выжигают им все длинные волосы на бороде, а оставляют их в такой мере,чтобы казалось,что волос едва начинает пробиваться,и чтобы мужчины,достигшие уже зрелого возраста,походили на юношей...И так отцы сего собора отечески наказывают делающих то,о чем они выше сказали,и подвергают отлучению." Это так, но, во-первых, обратите внимание, что в приведенном Вами тексте выделен мотив, причем мотив конкретный - "чтобы походить на юношей". А если мотив другой? А во-вторых, давайте еще раз посмотрим деяния Стоглава (глава 40): ОТ СВЯЩЕННЫХ ПРАВИЛ О ПОСТРИЖЕНИИ БРАД. ГЛАВА 40 Такоже священная правила православным крестьянам всем возбраняют не брити брад и усов не постригати. Рассуждение. Здесь явно видны различия недопустимых действий по отношению к разным частям волосяного покрова головы: усов не подстригать, а бороду не брить. Таковая бо честь православных, но латынская и еретическая предания греческаго царя Костянтина Ковалина, и о сем апостольская и отеческая правила велъми запрещают и отрицают. Правило святых апостол сице глаголет: "Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверным да причтется, от еретик бо се навыкоша". Рассуждение. И в ссылке на Правило святых апостол то же: "браду бреет" О том же правило 11 шестого собора иже в трулле полатнем о остризании брад. Что же о пострижении брады не писано ли в законе: не постризайте брад ваших, се бо женам лепо, мужем же не подобно. Рассуждение. Выше уже обсуждалось сие недоумение с женами: процесс подстрижения брады никак не может быть отнесен к женам - их лепота заключается в полном и естественном отсутствии волос на подбородке, и именно обретение такого подобия "не подобно мужем". А это может быть достигнуто лишь путем брития.. http://www.kopajglubze.boom.ru/stoglav/stoglav_text.html Все-таки здесь более напрашивается вывод о неразличении слов "брить" и "стричь", что случилось либо при переводе отдельных тектов с других языков, любо по недостаточно серьезному отношении к употреблению этих глаголов, поскольку в те времена все хорошо понимали, о чем идет речь вне смысловых нюансов отдельных слов. Но это лишь мое текущее мнение, хотя, полагаю, не лишенное обоснования. (Кстати, данная тема ранее уже обсуждалась на этом форуме, можно поискать в перечне.)

Владимиръ: Константин Беляев пишет: "Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверени во многом"(Луки, 16:10) и проч. и проч Именно это я и имел в виду: если написано в Св.Предании: не брить, - значит, не брить, а "все, что кроме того, то от лукавого" и во искушение себе и окружающим. Дело не в том, что "лень или неловко носить нестриженную бороду", как на то намекает Имярек2, а именно в правильном разумении Св.Предания Нового Завета и неуклонному ему следованию. Хотя бы для себя. Но в то же время, в последние годы в силу объективных причин явно оживились духовные искания до того пассивных христиан из МП, и нередко проявляется их готовность возвращения к дореформенной вере. Но поскольку для них это поступок, ответственный шаг, то и относиться они стараются к нему осознанно, читая что-то и как-то это обдумывая. И при этом порой сталкиваются с вопросами, ответы на которые им никто не может дать в категоричной форме и агрументировано. Дошло до того, что эти самые "никонияне", которых настойчиво упрекали даже в смертном грехе - изменении Символа Веры в 8-ом его члене, и которые уже готовы были с этим согласиться и в этом покаяться, вдруг обнаруживают 9-ю главу Стаглава, из которой следует, что сами старообрядцы неверно трактуют или еще и того хуже - не исполняют решения Собора, который является для них чуть ли не основным в отстаивании своих позиций, и при этом никто толком ничего не может объяснить на словах. Посмотрите дискуссию по этому вопросу на форуме еп.Диомида, где собралась хоть и небольшая, но протестная по отношении к МП группа людей, верующих во Христа, и ищущих сейчас истинную Церковь. И как вы думаете, о чем сейчас их размышления? И все это на фоне прилюдных форумных разборок между ДПЦ и РПсЦ и последней внутри себя с выкладываем друг на друга компромата, а по отношению ко "внешним" открытое употребление выражения типа Н А С Р А Т Ь. А то можно ещё и партес им збацать вместо знаменного,и на современный вкус,что-нибудь из «прп. старца» Анатолия оптинского отчебучить Конечно, каждый сам отвечает за свои мысли, слова и дела перед Христом, если он, правда, Христов. Он для нас сделал все и все сказал в своем Евангелие. Что же до вроде бы частного вопроса о волосах, то и здесь я выше говорил о необходимости внимательного прочтения послания ап. Павла к Галатам - в нем содержится хорошее общее поучение для понимания многого, в том числе и данной темы. Повторю: выясняется, что когда современные "внешние" начинают всерьез спрашивать современных "внутренних" о каких-то вероучительных и/или бытовых вопросах и делах, то далеко не всегда и не на все есть умение и желание ответить удовлетворительно. А это не есть удовлетворительно. И, как выясняется, вопрос о правильном содержании бороды относится к числу таких не(правильно)разрешенных вопросов. Простите Христа ради.

Cocpucm: Владимиръ пишет: В результате стало очевидным (по крайней мере, по имеющейся брошюре), что имеет место плохое различение слов «брить», «стричь» и «подстригать». Однако в отношении бороды при внимательном прочтении текста можно сделать вывод, что все-таки говорится о запрете на бритье, т.е. на полное оголение подбородка, но не на подстригание в смысле лишь изменения формы с оставлением волосяного покрова. К сожалению, не вспомню, из какой конкретно рукописи я набирал сей отрывок Насколько я понимаю, тут однозначно говорится и о запрете не острижение бороды

Iwанн: Не ,я вообще конечно согласен ,однако на иконах борода у Св. Николы явна короче чем ,к примеру , у Иоанна Предтечи . Камнями не кидаться Сам стригу окаянный

Владимиръ: имярек2 пишет: А теперь немного по существу.Иудеи убили бы ап.Павла,а не дали бы ему благополучно пройти обряд очищения,не досчитайся они хотя бы одного волоса на его бороде или усах. Чтобы не быть в очередной раз посланным к Кураеву, которого очень не люблю, избегну своих слов и лишь представлю выдержки из разных источников по этому Вашему замечанию, ограничив свое участие только выделением отдельных ключевых слов. "В книге Деяний известна история, согласно которой по приходу апостола Павла в Иерусалим, ему было предложено делом доказать ложность мнения, будто апостол прекратил соблюдать Закон и более того учит отказу от Закона самих иудеев. 19 Приветствовав их, [Павел] рассказывал подробно, что сотворил Бог у язычников служением его. 20 Они же, выслушав, прославили Бога и сказали ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона. 21 А о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям. (Деян.21:19-21) В качестве опровержения коварных слухов Павлу было предложено пройти обряд очищения с некоторыми четырьмя, а также финансово обеспечить этот обряд, тем самым доказав верность иудея Павла соблюдению Закона. 22 Итак что же? Верно соберется народ; ибо услышат, что ты пришел. 23 Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет. 24 Взяв их, очистись с ними, и возьми на себя издержки на [жертву] за них, чтобы остригли себе голову, и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон.(Деян.21:22-24) Павел проходит очищение, а также приносит необходимое для этого приношение. 26 Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение. (Деян.21:26) Возникает вопрос, если Павел в порядке вещей показал, что он как и прежде проводит очищение с надлежащими приношениями, то какое место занимало в его понимании жертва Христа? Зачем очищаться приношением, когда есть превосходнейшая жертва Христа и иное очищение? Или жертвы Христа для Павла и апостолов Иерусалима недостаточно, а нужно, как и прежде, иудеям очищаться приношениями и никто этого не отменял? http://www.evangelie.ru/forum/t41816.html Здесь, так сказать, вводная часть с вопросом. Ответы по приведенной ссылке можно не смотреть, там на форуме такие же дилетанты, как и мы здесь. Ознакомимся лучше с кратким ответом несколько более образованного человека на аналогичный вопрос. Вопрос: В «Деяниях апостолов» (21:24) читаю, что апостолу Павлу предложили «очиститься» с четырьмя людьми. Как это? Зачем это? Нужно ли нам мирянам это? Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Враги апостола Павла из иудеев, стараясь помешать его проповеди, говорили, что он отвергает Моисеев закон. Поэтому иерусалимские христиане предложили ему совершить ветхозаветный обряд, чтобы делом заградить уста недоброжелателей. Речь идет об обете назорейства (см.: Числ.,гл.6), при котором не стригли волосы. Когда период обета оканчивался, волосы остригались и сжигались вместе с общей жертвой (см.: Числ. 6, 18). Апостол Павел уплатил издержки за четырех назореев и вместе с ними принес жертву перед священником. В апостольский век, когда еще не сложились новозаветные обряды, такие обеты не противоречили христианскому духу и жизни по вере в Господа Исуса Христа. Сейчас христиане очищаются постом, молитвой, участием во св. таинствах и хранением себя от страстей. http://www.pravoslavie.ru/answers/7131.htm А теперь несколько слов о назарействе: Цикл лекций по Ветхому Завету протоиерея Николая Соколова Л Е К Ц И Я 15 Глава 6. Назорейство и слова священнического благословения над народом израильским. Слово "назорей" в переводе с еврейского означает "отделенный, обособленный". Ветхозаветные назореи в действительности такими и были. Они добровольно принимали на себя различные благочестивые подвиги, отказывались от удовольствий и удобств житейских. Обеты назорейства давались на некоторое время и на всю жизнь. Определенные моменты жизни назорея. Первое: назореи должны были строго воздерживаться от всего хмельного, возбуждающего, могущего повлечь нечистые страстные желания. Второе: назореи не должны были стричь волосы и брить бороды и усы, и это должно было служить символом нравственной их силы. Если назорей нарушал свой обет, то он должен был наголо побрить голову, сбрить все волосы с тела и понести обряд об очищение, что и сделал апостол Павел. После жертвы о грехе он должен был снова начать исполнение обета назорейства. Если дни, связаные с обетом назорейства, заканчивались, то в конце этих дней приносились все виды кровавых жертв с присоединением к ним жертв хлебных, а волосы остригались и сжигались пред Господом. http://www.pravlib.ru/leksia15.htm Ну и в заключении уже уместны будут некоторые выдержки из настойчиво мною советованного в связи с вопросом о бритье и т.п. Послания апостола Павла к Галатам. Гл.2 15 Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; 16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Исуса Христа, и мы уверовали во Христа Исуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. 17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. 18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником. 19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, 20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. 21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер Гл.3 1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Исус Христос, как бы у вас распятый? 2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере? 3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью? 4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы! <...> 24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; 25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. 26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Исуса; 27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. 28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Исусе. Гл.5 1 Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. 2 Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. 3 Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон. 4 Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, 5 а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. 6 Ибо во Христе Исусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью. 7 Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине? 8 Такое убеждение не от Призывающего вас. 9 Малая закваска заквашивает все тесто. 10 Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение. На этом пока прошу Христа ради прощения.

Владимиръ: Cocpucm пишет: К сожалению, не вспомню, из какой конкретно рукописи я набирал сей отрывок Не так здесь важно из какого источника, важно, что про постановление Стоглава. И тут важен весь текст, который уже дважды обсуждался в теме. ОТ СВЯЩЕННЫХ ПРАВИЛ О ПОСТРИЖЕНИИ БРАД. ГЛАВА 40 Такоже священная правила православным крестьянам всем возбраняют не брити брад и усов не постригати. Таковая бо честь православных, но латынская и еретическая предания гре-Ческаго царя Костянтина Ковалина, и о сем апостольская и отеческая правила велъми запрещают и отрицают. Правило святых апостол сице глаголет: "А ще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверным да причтется, от еретик бо се навыкоша". О том же правило 11 шестого собора иже в трулле полатнем о остризании брад. Что же о пострижении брады не писано ли в законе: не постризайте брад ваших, се бо женам лепо, мужем же не подобно. Создавый бог судил есть Моисеови рече: "Постризало да не взыдет на браду вашу, се бо мерзость есть пред богом". Ибо от Костянтина царя Ковалина еретика на том бо ecu знаху, яко еретическия слуги суть брады им постризати. Вы же, се творяще человеческого ради угождения, противящеся законом, ненавидимы от бога будете, создавшего нас по образу своему, аще убо хощете богу угодити отступите от зла. И о том сам бог Моисеови речи, и святыя апостолы запретиша, и святыя отцы прокляша и от церкви таковых отвер-гоша, и того ради страшного прощения православным таковаго не подобает творити <...>". В обсуждениях было: «...священная правила православным христианам всем возбраняют, чтобы НЕ БРИТЬ брад и усов не подстригать…». Т.е. ясно – НЕ БРИТЬ. См. далее: «Что же, о СТРИЖЕНИИ брад, не писано ли в законе? НЕ ПОДСТРИГАЙТЕ брад ваших, се бо женам лепо мужем бо не подобно» (Стог., гл.40). Женам лепо что – подстригать брады? Но у них их нет просто по природе, поэтому понятно, что здесь речь также идет об оголении подбородка, т.е. о запрете на БРИТЬЕ О том же правило 11 шестого собора иже в трулле полатнем о остризании брад. Что же о пострижении брады не писано ли в законе: не постризайте брад ваших, се бо женам лепо, мужем же не подобно. Рассуждение. Выше уже обсуждалось сие недоумение с женами: процесс подстрижения брады никак не может быть отнесен к женам - их лепота заключается в полном и естественном отсутствии волос на подбородке, и именно обретение такого подобия "не подобно мужем". А это может быть достигнуто лишь путем брития.. Так что закончу это сообщение также из уже написанного: Все-таки здесь более напрашивается вывод о неразличении слов "брить" и "стричь", что случилось либо при переводе отдельных тектов с других языков, любо по недостаточно серьезному отношении к употреблению этих глаголов, поскольку в те времена все хорошо понимали, о чем идет речь вне смысловых нюансов отдельных слов. Но это лишь мое текущее мнение, хотя, полагаю, не лишенное обоснования.

Cocpucm: Владимиръ, что Вы хотели этим сказать??? Что в 1-м веке н.э. иудео-христианину было дозволительно сбрить бороду и усы? — Вполне допускаю... Но речь-то шла вроде о современности; Вы же сами приводили выдержку из Стоглава

Владимиръ: Cocpucm пишет: Владимиръ, что Вы хотели этим сказать??? Что в 1-м веке н.э. иудео-христианину было дозволительно сбрить бороду и усы? — Вполне допускаю... Нет, так я не хочу сказать, да это и не следует из приведенных текстов. Единственно, что Вас могло смутить, так это Если назорей нарушал свой обет, то он должен был наголо побрить голову, сбрить все волосы с тела и понести обряд об очищение, что и сделал апостол Павел. Так здесь разговор не о христианах и даже не об иудео-христианах, а об иудейском обряде очищения, на который апостол Павел согласился по просьбе иеросалимских христиан лишь в порядке исключения для умиротворения иудеев. В остальном же я говорил лишь о вероятной путанице со словами "стричь" и "брить", что привело к почему-то чуть ли не узакониванию запрета на подстригание бороды. Анализ текстов не склоняет к одобрению подобного отношения, а смысл Послания ап.Павла к Галатам прямо осуждает такое понимание Нового Завета и спасения верю во Христа и во Христе. Посмотрите, при возможности, еще толкование на это Послание свят. Иоанна Златоустого. Послание к Галатам -очень и очень важное в правильном различении ветхозаветного и новозаветного путей спасения, практически ключевое, хотя и содержащее в себе определенную опасность для новоначальных. Его надо читать крайне внимательно.

Jora: Владимиръ пишет: об иудейском обряде очищения, на который апостол Павел согласился по просьбе иеросалимских христиан лишь в порядке исключения для умиротворения иудеев Какого умиротворения? Это принцип миссионерских действий Апостола: 19 Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: 20 для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; 21 для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона; 22 для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. 23 Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его. (1Кор.9:19-23) Так, Тимофея Павел обрезал: 1 Дошел он до Дервии и Листры. И вот, там был некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин, 2 и о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии. 3 Его пожелал Павел взять с собою; и, взяв, обрезал его ради Иудеев, находившихся в тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин. (Деян.16:1-3) Владимиръ пишет: Послание к Галатам -очень и очень важное в правильном различении ветхозаветного и новозаветного путей спасения Да, не надо обрезываться, воздерживаться от свинины и т.д. Но ведь и сказано также: 20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. (Матф.5:20) И ещё. 1) Постановления св. Апостол, книга 1, п. 3. «Не должно также и на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте, говорит закон, бород ваших. Ибо сие Создатель Бог сделал пригожим для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. Ты же обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как сопротивляющийся закону, мерзок будешь у Бога, создавшего тебя по образу Своему. Итак, если хочешь нравится Богу, то воздерживайся от всего, что ненавидит Он, и не делай ничего, что не нравится ему» .



полная версия страницы