Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Ношение мирянами наперсных крестов. » Ответить

Ношение мирянами наперсных крестов.

Игорь_Яров: До революции, повсеместно существовала традиция ношения на груди на красивом гайтане или цепи креста. Причем обычай етот был распространен весьма широко, от Украины, до Поморья, Печоры, в Забайкалье зафиксирован у семейских. Мужчины носили крест поверх одежды, женщины же, в некоторых регионах прятали под передник, оставляя с наружи цепочку(напр. в Усть-Цыльме) Вот некоторыя картинки:

Ответов - 167, стр: 1 2 3 4 5 All

Sergий: Друзья, ну допустим староверы носили крест напоказ, допустим было это. Но ради моего брата во Христе, не буду говорить об этом вовек.

Игорь_Яров: А вот еще:форум Кладоискатель

Игорь_Яров: — Сегодня нательный крест для многих не столько символ веры, сколько модное украшение с дополнительной функцией оберега. Люди искренне надеются, что он спасёт, поможет в сложной жизненной ситуации. Точно так же поступают язычники, носящие фигурки тотемных животных с целью защиты от злых духов. А очень часто крест носят напоказ, особенно если вещь дорогая, красивая. Насколько правильным с вашей точки зрения является такой подход? — На первый взгляд способ употребления апотропеев (так называются предметы, защищающие здоровье и жизнь человека) в язычестве и христианстве может показаться сходным. На самом деле существует принципиальная разница. В язычестве используемые символы, образы и тексты заговоров служат чаще всего для подчинения человеку злых духов, их пленения или для ограждения от них. Так как духов очень много, язычник считает, что чем больше разнообразных амулетов он на себе несет, тем надежнее себя обезопасил. В христианских апотропеях тема ограждения от зла также может присутствовать, совместно с темой победы над злом, но все же главной защитой для христианина является его связь с Богом. Чем она сильнее, тем более человек защищен от зла. В максимальной степени это святость, т.е. полное духовное соединение с Богом. Все, что помогает нам в продвижении к этой цели, становится нашей защитой. И наш нагрудный крест играет в этом не последнюю роль, но только в том случае, если мы его осознаем как образ Креста Господня, о котором святитель Игнатий Брянчанинов сказал: «Вне Креста нет живого познания Христа«. Что касается ношения креста под одеждой или на ней. В Православном Богословском энциклопедическом словаре находим по этому вопросу следующее определение: «Крест наперсный — это крест, носимый на груди то поверх одежды, то под нею». И действительно, в истории Церкви известны и та, и другая традиция ношения. Для того, чтобы решить какой из них следовать, нужно хорошо понимать их символическое значение. Самым распространенным с древнейших времен и до наших дней является обычай сокровенно носить крест под одеждой. Такой крест на Руси называется «тельником». Он дается Русской Православной Церковью каждому христианину при совершении таинства Крещения. Постоянно находясь на теле и составляя с человеком единое целое, тельный крест, в первую очередь, обозначает его соединение с Христом и святой Православной Церковью (к вопросу о защите через соединение). При ношении креста поверх одежды главным становится символизм христианского служения. В этом случае человек показывает, что вся его деятельность в миру совершается под знаменем Креста и является служением Христу. Поэтому нагрудные кресты, носимые поверх одежды, были на Руси в основном принадлежностью епископского сана (в наше время всего священства), а также обязательными предметами княжеского и царского облачения. Они отмечали богоизбранность и христианский характер духовной и мирской власти. Поверх доспехов, как духовную защиту и победное оружие, носили крест воины. С XVII и по начало XX века в народной среде нагрудный крест часто являлся завершением женского праздничного убранства, являясь выражением личного благочестия, а также дополнительной защитой (через ограждение). Церковью такое ношение не регламентировалось, но ему способствовали некоторые обрядовые действия, требовавшие целования нагрудного креста и совершения им крестного знамения. Категорично можно сказать о недопустимости ношения креста в качестве светского украшения, ибо в этом случае мы нарушаем третью заповедь Закона Божия: «Не приемли имени Господа Бога твоего всуе». Юрий Федоров.


alexa: Игорь_Яров Хочу узнать: вот это крест - наперсный?

Игорь_Яров: alexa пишет: Хочу узнать: вот это крест - наперсный? По моему скромному мнению не специалиста, это - новодел. Как либо атрибутировать прототип можно было бы, если бы были известны размеры и происхождение. Скорее всего обычный тельник, предп. первая половина XIX-го века.

alexa: Игорь_Яров пишет: По моему скромному мнению не специалиста, это - новодел. В отдельной теме "Старообрядческие кресты" я и написал, что это - очень хорошая современная копия. Теперь дополню. Крест принадлежит моей коллеге по работе. мы интересуемся примерно одним и тем же: старая Русь. Крест выполнен в масштабе 1:1. Точная копия. Где оригинал - неизвестно. Размер креста 5 Х 4 Х 0,1 см. примерно. Если прототип - 19 века, то однозначно - не никонианский. Нет "инци". Нет распятия. Восьмиконечный крест в четырёхконечном. По всему судя, это мужской крест, скопированный точно с креста середины-конца 17 века. "Лицевая" часть аналогична старообрядческому нательному кресту. Кроме наличия молитвы "Кресту Твоему Покланяемся...". Более характерной не для нательных крестов, а для наперсных, возможно. На обороте - Страсти Христовы. Спасибо за ответ!

САП: alexa пишет: Кроме наличия молитвы "Кресту Твоему Покланяемся...". ???

Игорь_Яров: alexa пишет: Если прототип - 19 века, то однозначно - не никонианский. Я Вам и не говорил, что он никонианский. alexa пишет: По всему судя, это мужской крест, скопированный точно с креста середины-конца 17 века. А на чем Вы утверждаете свое мнение? По форме, это то, что я вам сказал, начало девятнадцатого, а прежде чем говорить о "типичных мужских крестах семнадцатого века", покажите мне хоть один женский того же времени :)

alexa: САП пишет: alexa пишет: цитата: Кроме наличия молитвы "Кресту Твоему Покланяемся...". ??? То есть я написал: "лицевая" часть аналогична старообрядческому нательному кресту". Это я о том, что у меня лично есть другой крест: только без молитвы под Головой Адама. И меньшего размера. И на обороте :"Да воскреснет Бог, и да разыдутся..." А крест, сфотографированный моей знакомой, точно такой же с "лицевой" стороны. Но ещё имеется молитва. Чем он и отличается от моего креста, который точно - старообрядческий.

alexa: Игорь_Яров пишет: а прежде чем говорить о "типичных мужских крестах семнадцатого века", покажите мне хоть один женский того же времени Различия в мужских и женских крестах появились в 19 веке, то есть?

Игорь_Яров: alexa пишет: Различия в мужских и женских крестах появились в 19 веке, то есть? Образцы, которые возможно данным образом классифицировать, известны(мне во всяком случае), с середины XVIIIв. Выговское литье. Именно та самая, общеупотребительная на данный момент форма. Аналогов среди дораскольных, т.н. "женский" крест не имееет.

alexa: Игорь_Яров пишет: Аналогов среди дораскольных, т.н. "женский" крест не имееет. Ясно. Хочу вернуться к ношению мирянами наперсных крестов. Может такой крест, как на приведённой мной фотографии, носиться в качестве наперсного?

Игорь_Яров: alexa пишет: Хочу вернуться к ношению мирянами наперсных крестов. При етом, конечно Вам имеет смысл воссоздать и весь костюм, с которым оные и носились :) alexa пишет: Может такой крест, как на приведённой мной фотографии, носиться в качестве наперсного? Вполне. Единственное, носили их как правило на цепи, изображения которых Вы можете увидеть выше, а они в наше время редкость. Либо на заказ(причем еще мастера нужно будет найти), либо старинную покупать.

alexa: Игорь_Яров пишет: При етом, конечно Вам имеет смысл воссоздать и весь костюм Ну, при желании и с Божией помощью и это не трудно. Ведь крест-то уже "воссоздали".

Игорь_Яров: alexa пишет: Ну, при желании и с Божией помощью и это не трудно. Ведь крест-то уже "воссоздали". Бог в помощь! Дело достойное.

САП: Игорь_Яров гляди

mihail: САП шикарный сюжет, заставлю своих девок смотреть

Игорь_Яров: САП пишет: Игорь_Яров гляди Хорошее видео! Ты с сайта Терема его скопировал? У меня все руки не доходили, к томуж креста-то там нет... Будут опять мозги парить неции: "и гдей-то ты там крест углядел!" Интересно кстати впервую очередь тем, что там доступно объясняется, как женщины волосы заплетают. "Девица должна ходить с одной косой может с непокрытой головой. У невесты при совершении Таинства Венчания в притворе подружки разделяют косу на две части, заплетают в них косоплетки (нитки свитые из первой шерсти баранов - но это обычай северных губерний), укладывают косы "корзинкою" на голове и связывают концы косоплеток на макушке. Затем священник покрывает голову повойником (волосоник,глатогос, в Зап.Сибири- шамшура). Он обязателен к ношению всегда, кроме сна и бани. В "Отеческом наставлении священного собора древлеправославной христианской церкви, вступающим в брак и их родителям (1923) сказано "над оповойником и платом особая читается молитва и совершается им освящение" Еще шали репсовые хорошие сейчас в таком состоянии большая тыщ семь будет стоить на Измайлово.

САП: Игорь_Яров пишет: Ты с сайта Терема его скопировал? На ютубе нашел.

Игорь_Яров: Терем

Игорь_Яров: Из моего собрания:

Игорь_Яров: Вот с сайта Семейских: И женщины и мужчины носили медный или серебряный крест - на металлической цепочке или гайтане. Его носили поверх рубахи, но под запоном (женщины); крест со вставкой из кипариса носили "от болезни". click here

alexa: Игорь_Яров пишет: Из моего собрания: Видел подобные в одной никониянской лавке в Подмосковье. При случае рассмотрю ближе. А размер таких наперсных крестов каков? Те, что я видел, невелики: 2х3 см примерно. Наверное, уменьшенная современная копия.

Игорь_Яров: alexa пишет: А размер таких наперсных крестов каков? Первый 8.5см, второй 8, третий 7. alexa пишет: Те, что я видел, невелики: 2х3 см примерно. Наверное, уменьшенная современная копия. Старые тоже разных размеров делались. Что поменьше, как правило тельники, большие ,-наперсные. Новые нужно брать с большой осторожностью, есть у никониян манер где-нибудь чего-нибудь свое впендюрить... Да и в цене не сильно выиграешь, лучше старинный ищи :)

alexa: Игорь_Яров пишет: лучше старинный ищи :) Верно всё. Найти можно и старинный.

Игорь_Яров: Велико-Устюжское литье, XVIIв.:

alexa: Игорь_Яров пишет: Велико-Устюжское литье, XVIIв.: Красота и лепота! Кстати. на кресте слева вверху. Похоже, Вологодское "чоканье": "Чрь Славы".

Игорь_Яров: alexa пишет: Кстати. на кресте слева вверху. Похоже, Вологодское "чоканье": "Чрь Славы". Может быть, сложно сказать :) Возможно просто букву так изобразили.

alexa: Игорь_Яров пишет: Может быть, сложно сказать :) Это я к тому, что место происхождения крестов - Великий Устюг - так подтвердить можно

Игорь_Яров: Копаные, из под Иркутска:

Игорь_Яров: Ишшо:

Игорь_Яров: Вот еще, с сайта этнографического музея: Наперсные (нагрудные) кресты носили на теле под рубахой (кресты-"тельники") или поверх одежды. Крест надевали младенцу во время обряда крещения и он не снимался на протяжении всей жизни. Их подвешивали на ажурной металлической цепочке, гайтане, ленте и других держателях. Кресты отливали или штамповали из серебра, меди, бронзы, латуни, олова или их сплавов, по традиции они могли быть четырех-, шести- или восьмиконечными. Шестиконечные кресты изготовляли и обычно носили старообрядцы. На лицевой стороне креста изображалось распятие или его аллегорическое замещение в виде голгофского креста, а концы делались в форме трилистников и других сложных элементов геометрического или растительного характера. Уже в XIX веке наперсные кресты постепенно становятся не только предметами христианского религиозного почитания, но и выполняют эстетическую функцию украшений. click here

Игорь_Яров: Из краеведческого музея респ.Коми, Усть-Цыльма: click here Учредители выставки весьма своеобразно трактуют свои экспонаты: Культовые предметы: 2. Женские нательные кресты; 3. Мужские нательные кресты; 4. Цепь для мужских нательных крестов. Экспонаты выставки «Старопрежней Руси осколок...». 2007. Фото Т.Дроновой. И смех и грех...

Игорь_Яров: Из родовой усыпальницы Демидовых, XVIIIв., скорее тельник:

Игорь_Яров:

mihail: Игорь привет! Может чево продаж за не дорого!

Игорь_Яров: mihail пишет: Игорь привет! Может чево продаж за не дорого! Из моих токмо три. Сам покупал, искал, если на вернике увижу, сообщу тебе. А не за дорого только если у кого с рук купить. Даже в Архангельске цены не сильно отличаются.

mihail: Игорь_Яров пишет: Из моих токмо три. Сам покупал, искал, если на вернике увижу, сообщу тебе. А не за дорого только если у кого с рук купить. Даже в Архангельске цены не сильно отличаются. Привет! Письмо получил? Я иногда встречаю в продаже, но сам нерублю, а не хочется за дорого всякий хлам брать.

Oleg23:

Игорь_Яров: mihail пишет: Привет! Письмо получил? Здорова! Получил, Спаси Христос! mihail пишет: Я иногда встречаю в продаже, но сам нерублю, а не хочется за дорого всякий хлам брать. Я тоже не очень большой специалист, но от новодела как минимум отличить могу. Можем какнить вместе съездить.



полная версия страницы