Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Ношение мирянами наперсных крестов. » Ответить

Ношение мирянами наперсных крестов.

Игорь_Яров: До революции, повсеместно существовала традиция ношения на груди на красивом гайтане или цепи креста. Причем обычай етот был распространен весьма широко, от Украины, до Поморья, Печоры, в Забайкалье зафиксирован у семейских. Мужчины носили крест поверх одежды, женщины же, в некоторых регионах прятали под передник, оставляя с наружи цепочку(напр. в Усть-Цыльме) Вот некоторыя картинки:

Ответов - 167, стр: 1 2 3 4 5 All

Игорь_Яров: Михаил Родин пишет: Вот старых литых икон много встречается с петлями для ношения на груди (я так полагаю). Но не носят тоже. Вот петли, момент интересный, на поздних образцах они редуцированны до небольшого утолщения. Как эта традиция выглядела, вопрос. Материалов у меня по ней к сожалению нет,не изучал. Михаил Родин пишет: Я там прейскуранта не нашёл. Звонить надо. Если поеду, в ближайшем будущем туда, узнаю.

Михаил Родин: Я им мыло написал, попросил выслать прейскурант. Но иконы мне там не очень понравились. А фото крестов оч. некачественные.

Игорь_Яров: Михаил Родин пишет: Но иконы мне там не очень понравились. Грубое литье, и много новодела. К тому же, в дешевых вариантах(их-то как правило в наших церквах и продают), вместо эмали используют краску. Выглядит ужасно. А так есть несколько хороших образчиков, на мой взгляд не уступают оригиналу: свщ.муч. Антипа, преп. Нифонт, три святителя... Касательно же креста, если хороших не найдешь, можно заказать УГСу, сделает по образцу и качественно.


Игорь_Яров: Игорь_Яров пишет: Касательно же креста, если хороших не найдешь, можно заказать УГСу, сделает по образцу и качественно. Старинный в Измайлово будет стоить тыщ пять-семь. С цепью, серебрянный.

Михаил Родин: Будем копить, значит, копить. Игорь, посмотри эл. почту.

Косолапый: Игорь_Яров пишет: Смотря где. везде. Везде жили не святые, а ПРОСТЫЕ РУССКИЕ ЛЮДИ, которые, помимо всего прочего, любили попеть и поплясать. Понятно, что где-то просто хоровод водили, а где-то вприсядку плясали, да только у отцов все это названо просто: проклятые русалии. Игорь_Яров пишет: Совершенно верно, смысл языческий, также как у русских вышивок на рубахах и рушниках! и что? Игорь_Яров пишет: Вот етим и следует заниматься! ну так и занимайтесь, кто запрещает. Только это будет уже новая традиция, это нужно понимать. Игорь_Яров пишет: Хотя в случае с крестами, не соглашусь что превалировала обережная функция, ето еще доказать надо я в этом уверен на 100 %. Если даже сейчас некоторые кадры относятся к тельному кресту, как к магическому амулету, охраняющему от злых духов, и воспроизводят при этом бабские сказки о том, что без креста могут задушить демоны (причем все говорит мужик с такой огроменной бородой (!)), то уж теперь перенесите это на миропонимание сельской бабы столетней давности. Разумеется, невегласы забыли вовсе, да и тогда вряд ли все помнили, что крест мы тельный носим во образ подражания Христу, как символ бремени христианского закона, а уж никак не украшение-оберег (Сын церковный, о кресте, который носим), а бесы входят в нас, видя, что мы пребываем без молитвы и в небрежении о христианском житии (Слово Палладия мниха в Прологе), причем могут они в нас войти независимо от того, есть на нас крест или нету. Игорь_Яров пишет: Бабы и мужики пояс по разному подвязывали! а я не к тому написал, проехали. На прощание приведу слова из Златоустого: Нельзя украшать вместе и душу, и тело. Нельзя вместе работать мамоне и служить, как должно Христу. Итак, оставим эту худую привычку, которая господствует над нами. Ты, конечно, не снес бы великодушно, если бы кто украсил дом золотыми занавесами, а тебя заставил сидеть в рубище, почти нагим. Но вот ты теперь сам это делаешь с собой, украшая жилище души твоей, т. е. тело, бесчисленными дорогими одеждами, а душу оставляя в рубище. Неужели ты не знаешь, что царю надобно более украшаться, нежели городу? Поэтому-то для города приготовляют одежду из льна, а для царя — порфиру и диадему. Так и ты должен прикрывать тело наиболее дешевой одеждой, а ум одевать в порфиру, украшать венцом, и сажать на высоком и блистательном троне. Р. S. Игорь Яров, я понимаю, наука есть наука, интересно, познавательно. Но к вере не всегда имеет отношения. Не вижу предмета для дальнейшей дискуссии, пусть каждый останется при своем мнении.

Косолапый: Михаил Родин пишет: простым приёмам анализа и синтеза какие умные слова. Я рад за вас. Однако, смею заметить, что анализ можно применить в изучении христианских писаний, на основе полученной информации сделать вывод о том либо ином предмете, и, напротив, повернуть эти обобщнные выводы к частной ситуации. Эти элементарные мыслительные операции я и осуществил, и пришел к конечному выводу: бабских басен отвращайся. На "чувствах христианки", дорогой друг, каши не сваришь, потому как есть точно такие же "чувства мусульманки", "чувства баптистки" и т. п. И вы можете услышать кучу историй магометан о том, что постигает людей, когда они, скажем, выдирают листы из Корана - поверите-нет, их тоже после этого кто-то душит, мрак застилает их глаза... Поэтому призываю вас вновь и вновь обращаться к авторитетным источникам, анализировать их, а не дикие душевные состояния слабонервных женщин, и тогда, поверьте мне, никакие шишки не задушат. Михаил Родин пишет: Я не знаю, как и почему бесы боятся Креста. Но это факт, описанный во множестве житий и поучений свв. Отцов разумеется, бесы боятся крестного знамения и молитвы, именно это вы, видимо, где-то и читали, только перенесли зачем-то на тельный крест. Молитва предполагает свободу воли того, кто ее творит и осознанность - именно этого и боятся бесы. А вот если вы приписываете т. и. и. защитное действие предмету как таковому, который может независимо от обстоятельств "охранять" человека - это уже магизм. P. S. Я, собственно, вам ничего доказывать и не собираюсь. Просто привел вас своему собеседнику в качестве примера, но вы не один такой. К сожалению, приписывание кресту "обережной силы" сидит у многих в сознании. P. P. S. Я не ваш тезка, даже не надейтесь.

Игорь_Яров: Косолапый пишет: что анализ можно применить в изучении христианских писаний, Именно так и сделали протестанты, отметнув толкования преждебывших отец и сложившуюся традицию. Косолапый! Многие истории из цветников по вашей логике попадают в разряд "бабьих басен". Вас сие не смущает?

Косолапый: Игорь_Яров пишет: Именно так и сделали протестанты, отметнув толкования преждебывших отец и сложившуюся традицию. вы, видимо, меня не поняли. Под писаниями я разумею все христианские книги, в т. ч. и творения святых отцов, а не одни книги Библии. Устную традицию я почитаю, естественно, различая простонародные сплетки от христианских обычаев, и уж мне ни за что в жизни в голову не придет приравнивать узор на рубашке или ношение поршней и лаптей к христианскому учению. Почитайте Стоглав, он чуть ли не на половину состоит из опровержения многих "сложившихся традиций" своего времени, прокравшихся в христианство с эпохи язычества. Игорь_Яров пишет: Многие истории из цветников по вашей логике попадают в разряд "бабьих басен". Вас сие не смущает? а, так вы считаете, что истории из цветников навеяны суеверием и кликушеством? Я лично так не считаю, а сказания эти воспринимаю не как чудесные сказки, а как истории, наполненные прежде всего нравственным смыслом. Кстати, да будет вам известно, что многие из этих историй вообще носят характер апокрифа и часто сами авторы не претендуют на абсоютную повествовательную истину.

Игорь_Яров: Специально для г-на Юдофоба и Ко, а также для других любителей выдумать себе неких несуществующих "старообрядцев", живущих лишь в их воспаленном воображении. Издревле староверческое село Усть-Цыльма, празднование на Петра и Павла, 90-е гг.:

Игорь_Яров: Там же, 50-60гг. :

and: Nichevo ne vudno .Davaj snimki ne po uvelicheniju.

Sergий: Простите меня слѣпого, но какъ я не увеличивалъ, какъ не присматривался къ каждой вышеприведенной фотографіи, я не узрѣлъ ни на одномъ человѣке креста, выставленнаго наружу.

Игорь_Яров: Sergий пишет: Простите меня слѣпого, но какъ я не увеличивалъ, какъ не присматривался къ каждой вышеприведенной фотографіи, я не узрѣлъ ни на одномъ человѣке креста, выставленнаго наружу. Если б Вы внимательно читали тему, а не старались лишний раз показать свое безкультурие, то узнали бы, что в Усть-Цыльме(в частности), женщины носили Крест под передником, снаружи была только цепь, вот ети -то цепи, зазираемые г-ном Юдофобом как украшения, и виднеются практически на всех приведенных снимках. В свою очередь, лично для Вас повторяю пожелание написанное мной выше: если Вы не можете написать ничего по существу темы, с привлечением достоверных источников, а не ублюдочных жидовских картинок, размещенных Вами выше, создайте свою страницу, хоть бы и про меня, раз уж Вам моя персона покоя не дает, и пишете там все что в голову взбредет. Не надо превращать тему в помойку. Sergий пишет: vinarevi55 аще я увижу сего т.н. Старовѣра, я примѣню къ нему чинъ для жидовствующихъ, ибо такъ попирать Крестъ Христовъ могутъ только іудеи. Вот всю ету бредятину там и размещайте.

Игорь_Яров: and пишет: Nichevo ne vudno .Davaj snimki ne po uvelicheniju Фотографии изначально маленькие, нашел в сети, посмотрите тему выше, там есть хорошие изображения. Простите Христа ради!

Sergий: Игорь_Яров пишет: Мужчины носили крест поверх одежды Яровъ не лги и не совращай народъ. Не было такого, старовѣры не носили кресты напоказъ, можетъ толико цѣпи для украшенія. Да что тебѣ доказывать, лучше посмотри твои же снимки.

Aleko: Игорь_Яров пишет: Издревле староверческое село Усть-Цыльма, празднование на Петра и Павла, 90-е гг.: Опять все не совсем так, верхушку увидели а вглубь не стали вникать. Во первых то что на фотографиях это не празднование праздника Петра и Павла, а так называемая "Красная Горка" - некий фольклорный фестиваль совмещенный с днем села. В этот день еще много всяких увеселительных игрищ устраивается, в том числе прыгают через костер. А на следующий день многие, чаще молодые на лодках плывут на другой берег Печоры, всю ночь там жгут костры и на берегу варят кашу, ну и конечно выпивают. Конечно же все это народная традиция и к христианству имеет весьма отдаленное отношение. Дух. наставник в Усть-Цильме Носов Алексей Григорьевич, я с ним знаком, так он расссказывал, что и раньше и сейчас наставники запрещают прихожанам ходить на этот праздник. Из тех что водят хороводы и поют на Красной горке в моленной не увидишь, приходят только на требы. Хотя конечно учитывая, что население села на 90% староверы, то понятно, что именно они и составляют основную массу участников этих гулянок.

Игорь_Яров: Aleko пишет: А на следующий день многие, чаще молодые на лодках плывут на другой берег Печоры, всю ночь там жгут костры и на берегу варят кашу, ну и конечно выпивают. Конечно же все это народная традиция и к христианству имеет весьма отдаленное отношение. Дух. наставник в Усть-Цильме Носов Алексей Григорьевич, я с ним знаком, так он расссказывал, что и раньше и сейчас наставники запрещают прихожанам ходить на этот праздник. Из тех что водят хороводы и поют на Красной горке в моленной не увидишь, приходят только на требы. Хотя конечно учитывая, что население села на 90% староверы, то понятно, что именно они и составляют основную массу участников этих гуляно Церковь никогда, и не в какие времена не поощряла языческие обычаи. Однако, не смотря на это они всегда имели место быть, зачастую проникая и в церковную сферу. Мысль, которую я высказывал в течение этой темы, что когда был жив аутентичный русский народ, крестьянство несмотря на все это "народное православие", вера была крепка. Кто хотел большей для себя аскезы, всегда мог от этих народных обычав абстрагироваться. Я считаю что,когда ребенок с детства приобщался к вере пусть адаптированной к народному сознанию, лучше чем то, что наблюдается сейчас. Моя сугубо личная точка зрения, которую я никому не навязываю. А вообще тема была про наперсные кресты.У Вас есть какие-то материалы по этому поводу?

Oleg23: http://k1000k.narod.ru Простите за повтор, но кажется осталось без внимания.

САП: Зачистил тему от оффтопа. Есть желание поговорить на другие темы, открывайте темы с соответствующим названием...

Игорь_Яров: Oleg23 пишет: Простите за повтор, но кажется осталось без внимания. Спаси Господи! Знаю этот сайт, очень хорошая подборка, кое что оттуда позаимствовал :)

Игорь_Яров: Sergий пишет: Яровъ не лги и не совращай народъ. Не было такого, старовѣры не носили кресты напоказъ, можетъ толико цѣпи для украшенія. Да что тебѣ доказывать, лучше посмотри твои же снимки. Прежде чем выдавать плоды своей воспаленной фантазии за истину, внимательно изучите материал. Игорь_Яров пишет: Из известных личностей: олонецкий поэт Н.А.Клюев

Oleg23: Не плохо бы, что бы ознакомились и юдоборцы.

vinarevi55: Не знаю почему, но азъ был уверен, что вы, дорогой САП, добрый християнин! - Да, конечно, но с отходом ко Господу нашему сего, Богом благословеннаго, государя и началося начало конца. А ныне, лишь Бог может что то исправить, аще Ему угодно ето, мнит ми ся. - С християнской любовию к Вам, дорогой САП - сергiй. Игорь_Яров - Почему же нечего сказать по теме? - Азъ еще раз напомню вашему етнографическому высокоумию, что навязываемое вами нетвердым в благочестии християном мнение, что ношение крестов, хотящих являться украшательством (бижутерией), в N-ом количестве на груди, паче поверх одежи, на чреслах, сиречь на пузе, простите за вульгаризм (иначе вам не понять, видимо), и прочих побрякушек с християнской символикой является досадно забытой староверческой нормой, суть недопустимая для истиннаго християнина профанация КРЕСТА – Священнаго символа нашей ВЕРЫ, символа Великой ЖЕРТВЫ ХРИСТОВОЙ ради нашего Спасения и пр. Крест ХРИСТОВ – наша, акцентирую - наша Святыня! И бряцать им – кощунство. Аще же и были прецеденты, судя по снимкам, что ж поделать – ересь и апостасия не нами придуманы! Но колоть етим наши глаза, суть иудейское измывательство над благоговейными чувствами истинноверов. А вам, ученейший вы “наш”, походу сюда: - - http://shans.com.ua/?m=nr&id=17588&in=170 - или вместе с свиноподобными туда где финики не растут.

Sergий: vinarevi55 пишет: - Азъ еще раз напомню вашему етнографическому высокоумию, что навязываемое вами нетвердым в благочестии християном мнение, что ношение крестов, хотящих являться украшательством (бижутерией), в N-ом количестве на груди, паче поверх одежи, на чреслах, сиречь на пузе, простите за вульгаризм (иначе вам не понять, видимо), и прочих побрякушек с християнской символикой, суть недопустимая для истиннаго християнина профанация КРЕСТА – Священнаго символа нашей ВЕРЫ, символа Великой ЖЕРТВЫ ХРИСТОВОЙ ради нашего Спасения и пр. Крест ХРИСТОВ – наша, акцентирую - наша Святыня! И бряцать им – кощунство. Аще же и были прецеденты, судя по снимкам, что ж поделать – ересь и апостасия не нами придуманы! Но колоть етим наши глаза, суть иудейское измывательство над благоговейными чувствами истинноверов. АМИНЬ. Согласен на 1000 %. Молодец Винарев.

Oleg23: господин vinarevi55, а у вас финики растут?

vinarevi55: Да, Олежик, на территории уничтоженной, обделенными финиками, империи нашей бывшей, растут финики! Но ето флуд, и он мне не интересен.

Oleg23: А я вам ,неуважаемый, не Олежек, и тыкать мне не надо , я с вами гусей не пас. А флуд от вас, император.

Игорь_Яров: Oleg23 пишет: Не плохо бы, что бы ознакомились и юдоборцы. Оне до такого не опустятся. Им Заратуштра не позволяет :)

Oleg23: "Заратуштра не позволяет" Мощьно задвинул - внушаеть !

Игорь_Яров: Oleg23 пишет: А я вам ,неуважаемый, не Олежек, и тыкать мне не надо , я с вами гусей не пас. А флуд от вас, император. Это у сих господ, явление обычное, не обращайте внимания. Сейчас, Вас еще заочно запишут в жиды и христопродавцы лишь за то, что Вы не поддержали их болезненных измышлений...

Oleg23: Не совсем в тему, но все же, после завоевания Египта басурманами в 640 г. жители Египта исповедающии Христианство были в законодательном порядке обязаны носить поверх одежды большой крест, чтобы все видели их отличие.

Oleg23: Игорь, мы знакомы (САП, Андрей, Георгий, Олег, Ясенево), так что с тобой на ты? (с хорошим человеком не хочется дистанцироватся).

Игорь_Яров: vinarevi55 пишет: суть недопустимая для истиннаго християнина профанация КРЕСТА – Священнаго символа нашей ВЕРЫ, символа Великой ЖЕРТВЫ ХРИСТОВОЙ ради нашего Спасения и пр. Аргументируйте свою точку зрения, и не приписывайте мне того, чего я не говорил. vinarevi55 пишет: А вам, ученейший вы “наш”, походу сюда: - - http://shans.com.ua/?m=nr&id=17588&in=170 - или вместе с свиноподобными туда где финики не растут. Вам поетому поводу уже писали выше: Игорь_Яров пишет: В свою очередь, лично для Вас повторяю пожелание написанное мной выше: если Вы не можете написать ничего по существу темы, с привлечением достоверных источников, а не ублюдочных жидовских картинок, размещенных Вами выше, создайте свою страницу, хоть бы и про меня, раз уж Вам моя персона покоя не дает, и пишете там все что в голову взбредет. Не надо превращать тему в помойку. И: САП пишет: Есть желание поговорить на другие темы, открывайте темы с соответствующим названием... В чем проблема?

Игорь_Яров: Oleg23 пишет: Игорь, мы знакомы (САП, Андрей, Георгий, Олег, Ясенево), так что с тобой на ты? (с хорошим человеком не хочется дистанцироватся). Конечно! Здоровский ты себе аватар сделал! Прям вспомнились 90-е гг...

Георгий Лоскутов: Думал, почему мне эта тема кажется столь знакомой? Вспомнил - бряцать наперсными крестами или даже крыжами (да побольше, да поярче) есть современная мода у никониан (а особенно у никонианок). Как идет размалеванная девица вот с таким крестом напоказ, а вместе с ним нередко и медальончик какой-нибудь висит - сразу видно, что никонианка. Я среди них выгляжу точно как атеист. И любой древлеправославный сегодня среди никониан, таким образом, внешне не отличим от атеиста.

Oleg23: Ну вот теперь и марксисты...

Игорь_Яров: Георгий Лоскутов пишет: Думал, почему мне эта тема кажется столь знакомой? Вспомнил - бряцать наперсными крестами или даже крыжами (да побольше, да поярче) есть современная мода у никониан (а особенно у никонианок). Как идет размалеванная девица вот с таким крестом напоказ, а вместе с ним нередко и медальончик какой-нибудь висит - сразу видно, что никонианка. Я среди них выгляжу точно как атеист. И любой древлеправославный сегодня среди никониан, таким образом, внешне не отличим от атеиста. Да мне тоже часто говорят не очень компетентные в вопросах веры коллеги по работе, про свои ассоциации со словом "старовер".... Там все в одну кашу, язычники, иеговисты, мормоны и т.п. Ваши ассоциации увы, такого же плана. кстати хороший фильм в сов.время был: "Аэроград". Рекомендую посмотреть, там Вы узнаете про себя много новаго.

Игорь_Яров: А вот, что думают по етому поводу никонияне: НАПЕРСНЫЙ КРЕСТ Наперсный крест - енколпий в форме креста, носимый священниками и архиереями. Нательные или наперсные (носимые поверх одежды) кресты-енколпии стали носиться среди христиан с давних пор. В них хранились мощи или другие святыни. Изготовленные из меди, серебра или золота, их могли носить все - от обычных мирян до царей и митрополитов. В XVIII столетии украшенные драгоценностями наперсные кресты заменили среди архиереев более ранние кресты-енколпии. В Русской Православной Церкви в 1742 году императрица Елизавета Петровна наградила драгоценным наперсным крестом своего духовника протоиерея Феодора Лубянского, а затем такие же награды щедро раздавала полюбившимся протоиереям и священникам императрица Екатерина II. Императором Павлом в 1797 году как знак отличия для протоиереев и заслуженных священников была учреждена награда в виде четвероконечных серебряных позолоченных напресных крестов. Затем были учреждены бронзовые наперсные кресты, в память Отечественной войны 1812 года и Крымской войны 1854-1856 годов, которые носили все священнослужители от рядового священника до митрополита. С 1820 года за особые заслуги придворных и служащих за границей, а также просто заслуженных протоиереев и священников, стали награждать литыми золотыми крестами, украшенными бриллиантами и другими камнями из Кабинета Его Величества. Впоследствии священнослужителям, награжденным "кабинетными" крестами, было разрешено принимать драгоценные кресты с украшениями от благодарных прихожан. Наперсными крестами особого вида с 1808 года награждались священники, имевшие ученую степень доктора богословия. Магистры носили небольшой серебряный крест в петлице рясы. С 1884 года такими же крестами стали награждаться кандидаты богословия. Указом императора Николая II в 1896 году в память о его коронации были учреждены восьмиконечные кресты, которые стали вручаться каждому священнику при его рукоположении. Ныне восьмиконечный наперсный крест является в Русской Православной Церкви принадлежностью иерейского сана, в то время как в Греческих Церквях, как это было в России до 1896 года, обычные священники наперсных крестов не носят. Видоизмененный "павловский" золотой крест в Русской Церкви, называемый в просторечии также "протоиерейским", ныне является иерейской наградой, следующей за камилавкой (для монашествующих - за набедренником). В качестве еще высшей награды, пресвитерам после палицы даруется напресный крест с украшениями, подобный тому который носится архиереями. Высшим признанием заслуг протоиерея является награждение вторым крестом с украшениями - патриаршим крестом - после чего он может быть возведен в сан протопресвитера. Настоятельницы монастырей по должности носят наперсный крест, который возлагается епархиальным архиереем. За особые заслуги игумении могут быть удостоены права ношения креста с украшениями. В случае оставления ими должности, они не имеют права ношения наперсного креста. Использованные материалы Воробьев, Михаил, свящ., "О церковных наградах", информационно-аналитический портал Саратовской епархии Православие и современность: http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&t...d=3 Положение о наградах Русской Православной Церкви. Иерархические награды Русской Православной Церкви, II.3, 5: http://www.mospat.ru/index.php?mid=279 Древо

Игорь_Яров: Игорь_Яров пишет: Ношение мирянами наперсных крестов. А вот что думают специалисты в области ставрографии. Рекомендую прочесть страницу до конца, обсуждаются теже вопросы, что и у нас:Форум проекта "Христианство в искусстве"



полная версия страницы