Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » 22 ИЮНЯ 1668 ГОДА НАЧАЛОСЬ СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ… » Ответить

22 ИЮНЯ 1668 ГОДА НАЧАЛОСЬ СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ…

А.Гоголев: Старообрядческая история Соловков Е.М.Юхименко Церковная реформа патриарха Никона изменила весь ход истории Русской Православной Церкви, столь же кардинально она сказалась и на истории Соловецкой обители, на протяжении веков являвшейся духовным, религиозным и культурным центром Российского государства. Соловки стали единственным русским монастырем, который открыто выступил против нововведений. Такие часто бытующие в литературе мнения, как отдаленность от центра, "своеволие" руководителей, пропаганда разинцев, на наш взгляд, не объясняют того факта, почему соловецкая братия, вполне отдавая отчет в своих действиях, оказала сопротивление царю и патриарху. В последнее время, по большей части благодаря исследованиям О.В.Панченко, стали очевидными высокий уровень грамотности соловецких монахов и напряженная духовно-интеллектуальная жизнь обители во второй четверти XVII в. Только на подобной почве могли вырасти такие знаменитые соловецкие писатели, как Сергий Шелонин и Герасим Фирсов. К этому обстоятельству следует добавить также существование в монастыре богатейшей библиотеки рукописных и печатных книг. Поэтому протест соловецких старцев против реформы имел вполне осознанный и обоснованный характер. Они первыми предприняли детальное сличение старых и новых книг, результаты которого были изложены в Пятой соловецкой челобитной. Приученная к стойкости суровой северной природой и примером митрополита Филиппа, монастырская братия предпочла верность старой традиции, традиции святых соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия, почтению к высшим земным властям. Трудно сказать, с какого времени следует отсчитывать старообрядческую историю Соловков: с октября 1657 г., когда сюда дошел новопечатный Служебник; с июня 1658 г., когда собор принял решение не служить по новым книгам; с октября 1666 г., когда братию уговаривал ярославский архимандрит Сергий, или с сентября 1667 г., когда в Москву была отправлена обширная челобитная "о вере". Это были безусловно важные в предосадной истории монастыря события, однако тогда иноки еще не осознавали свое глухое противостояние властям как начало новой эпохи, напротив, это была именно старая, непрерывно разворачивающаяся со времен св. Зосимы и Савватия история. Поворотным моментом стал день 22 июня 1668 г., когда на Большом Соловецком острове высадились стрельцы И.А.Волохова, а монастырь оказался заперт. Выбор был сделан окончательно и бесповоротно. Далее последовала восьмилетняя осада и новая история. В этой связи мы не согласны с О.В.Чумичевой, пересмотревшей традиционную точку зрения на начало Соловецкого восстания и отнесшей его – без достаточных и убедительных доказательств – к 1667 г. 23 июня 1668 г. Игнатий Волохов послал в монастырь стрельца Афанасия Рогова объявить царский указ о подчинении властям, после чего соловляне впустили стряпчего в обитель "не со многими людми", но принять нововведения отказались: "И мы де великого государя не слушаем и по новым книгам служить не хотим, и впред де великий государь пришлет хотя многие тысещи, и мы де сидим в городе". Широкую картину соловецких событий, верную во многих своих деталях, дал известный старобрядческий писатель Семен Денисов в написанном в 10-е гг. XVIII в. сочинении "История об отцах и страдальцах соловецких". Этот труд отличает не только литературный талант автора, но и глубокий, концептуальный подход: здесь показана непрерывность соловецкой истории, представленная именами подвижников, начиная с преподобных чудотворцев до пустынножителей первой половины XVII в. Названы "в конечная же времена израстъшия отрасли соловецаго чюдотворцев сада" – преподобный Елеазар Анзерский, игумен Илия, юродивые Иоанн и Гурий, Иоанн Похабный; особо подчеркивается, что многие в обители "и святых писаний опаснии ведателие. Мнози и в расуждениях благоискуснии смотрители быша" (с. 43). Никакое, даже самое внимательное чтение "Истории об отцах и страдальцах соловецких", написанной образно и эмоционально, все же, на наш взгляд, не дает полного представления о событиях Соловецкой осады. Только личное восприятие этих мест, возможность воочию увидеть место действия позволяют уяснить всю трагическую суть событий 1668-1676 гг. Стрельцы Игнатия Волохова подходили к Соловкам тем же путем, каким прибывали в обитель многочисленные паломники. Когда из морской дали вырастал, постепенно приближаясь, ансамбль монастыря, люди крестились. Но теперь иные цели двигали плывущими; заметим, что, согласно документам, большинство их составляли стрельцы из северных земель – архангельские, холмогорские, двинские, кемские, сумские, которые, как и все население Русского Севера, с особым почтением и надеждой относились к соловецким чюдотворцам и их обители. Отныне Соловки стали для поморов объектом военных действий. Не только неприступностью крепости, но и психологическими причинами можно объяснить длительный неуспех осаждавших. Настоящие боевые действия развернулись при воеводе И.А.Мещеринове в 1674-1675 гг. Осенью 1675 г. он отправил царю Алексею Михайловичу донесение с изложением планов осады. Стрельцы провели подкопы под три башни: Белую, Никольскую и Квасоваренную. 23 декабря 1675 г. с трех сторон пошли на приступ: там, где были подкопы, и еще со стороны Святых ворот и Сельдяной (Арсенальной) башни. Атака была отбита. Роковую роль в истории осады сыграло сушило, пристроенное к Белой башне. Именно этот ход указал воеводе тайно вышедший из монастыря старец Феоктист. В ночь на 22 января 1676 г., проникнув этим путем внутрь обители во время смены монастырского караула, стрельцы заняли стену и башни и растворили Святые ворота. Монастырь был взят. Последовала расправа над восставшими. Возможно, с теми безмерными страданиями, которые познал Соловецкий остров в XX веке, это были меньшие масштабы, но для средневекового христианского сознания факт массового убиения иноков в их обители требовал объяснения. Ближайшей аналогией было страдание преподобных отцов, в Синае и Раифе избиенных, память которых церковь празднует 14 января. Жившие в обителях и пещерах Синайской горы и в пустыни Раифа (на берегу Красного моря) иноки дважды, в IV и V вв., пострадали от сарацин и арабов. О новой истории Соловков писал Д.С.Лихачев: "Роль Соловков в культурной жизни Севера резко пала. Соловки оказались окруженными старообрядческими поселениями, для которых монастырь остался только святым воспоминанием. <...> Вместе с тем Соловецкое восстание имело огромное значение – в укреплении старообрядчества на севере России. Несмотря на то, что восстание было жестоко подавлено, а может быть, именно благодаря этому, оно послужило укреплению морального авторитета старой веры среди окружающего населения, привыкшего видеть в Соловецком монастыре одну из главных святынь православия". Оставляя в стороне старообрядческую, выговскую линию продолжения соловецких традиций, обратим внимание на последующие контакты старообрядцев с монастырем. В среде поборников древнего благочестия сохранялся неизменный интерес к истории Соловков, к их святыням. В "Истории Выговской пустыни" Ивана Филиппова рассказано о двух случаях, когда пребывание в новых Соловках подвигло ищущих спасения к старой вере. Несмотря на все трудности, сопряженные с подобными поездками, приходилось бывать на Соловках выговским старообрядцам. Собирая церковно-археологические свидетельства в пользу старых обрядов по всей России, они не могли обойти стороной соловецкие древности. Пять древних памятников описаны в "Поморских ответах". Несмотря на невозможность молитвенного общения, между Соловецким монастырем и Выговским общежительством существовали определенные деловые отношения. Старообрядческим наставникам не раз приходилось обращаться к соловецким властям за разрешением спорных земельных и хозяйственных вопросов. К страницам старообрядческой истории Соловков относятся и эпизоды заточения в соловецкой тюрьме видных деятелей старообрядчества, в частности С.С.Гнусина (в 1824-1839 гг.) и священника Белокриницкой иерархии Д.Д.Кринина (в 1857-1864 гг.). Древняя, до середины XVII в., история Соловецкого монастыря – время подлинного духовного расцвета обители. Мощный импульс этого наследия, заложенного преподобными Зосимой и Савватием, сохраненного и преумноженного митрополитом Филиппом и соловецкими подвижниками, питал в дальнейшем обе ветви православной культуры: и официальную, и старообрядческую. Источник: Староверы в Самаре

Ответов - 100, стр: 1 2 3 All

о.А. Панкратов: Что, все поголовно? Собор 1621 г. свидетельствует, что нет. Это про обливание. А о "щепоти" среди православных Речи Посполитой он вообще ничего не говорит. У других же, бывало, её замечали и пытались вразумлять (см., напр., Послание патр. Иова в Грузию и Прение с греками А.Суханова).

САП: о.А. Панкратов пишет: Что, все поголовно? Собор 1621 г. свидетельствует, что нет. Это про обливание. А о "щепоти" он вообще ничего не говорит. Обливанцев было в Речи Посполитой зело много, а щепоть всеобдержительна.

о.А. Панкратов: На каком основании утверждаете? Да если бы так и было, всё равно у "польских" православных было тогда полное евхаристической общение с Москвой. Через что и последняя была как бы причастна к просфире за правителей - католиков. О чём, конечно, знали. Однако не гнушались сим.


САП: о.А. Панкратов пишет: На каком основании утверждаете? Об етом Могила в своих книгах писал и Лаврентий Зизаний хотел в наш Катихизис пропихнуть, московские книжники его одернули. Церковь под игом латын была в упадке, не след ее в правило приводить. Симеон Солунский о проскомидии все ясно толкует.

о.А. Панкратов: Могила, как уже говорилось, здесь не при чём: Служебники не его редакции. Про троеперстие у Зизания слышу впервые от вас. Без ссылок на источники:( Никто не спорит с тем, что при наличии православных государей, как было при св.Симеоне Солунском, Церковь их только и поминала на проскомидии. Но при их отсутствии - и иноверных правителей. О чём ясно свидетельствует история (ещё не все примеры этого приведены). Да и на Ветке и Иргизе отнюдь не разорители канонов главенствовали. Вы, наверное, "благочестивее" их. Грешный аз - нет. А потому их мнение для меня, уж простите, авторитетнее вашего. Со своей стороны считаю сию беседу завершенной.

САП: о.А. Панкратов пишет: Да и на Ветке и Иргизе отнюдь не разорители канонов главенствовали. Цитата из Окружного послания 1862г.: Шестое К сему завещаваем и молим, вкупе с верховным Апостолом Павлом, творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки [1 Тим. зач. 282]; изряднее же о здравии, и о спасении, и о царстей победе, иже от высочайшия и вседержащия Божия десницы поставленнаго, и славою и честию венчаннаго, самодержавнейшаго, Богохранимаго, великаго Государя нашего, Царя и Великаго Князя Александра Николаевича, и всего Августейшаго Дома его, и о всей палате и воех его [Соборник Бол. лист 360 на обор.], о нем же и на святой проскомидии божественныя литургии, в числе великих седми, пятая приносится просфира, и приноситися будет, яко же о нем, тако и о будущих преемницех престола и скипетра его, в род и род, и до века, яко да Господь Бог соблюдет его здрава, мирна и долгоденствующа, да подаст ему победу на враги да оградит державу его миром, и да покорит под нозе его всякаго врага и супостата, и да вложит в сердце его благая и полезная о святей церкви, яко да и мы в тишине их тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и честности [Стоглав, гл. 9; Служебник Иова патриарха; Служебник Филарета патриарха; Служебник Иоасафа патриарха; Служебник Иосифа патриарха; Потребник Бол. лист 709; Номоканон прав. 210; Беседы апостольск. лист 2421]. Коль неции неокружники не приняли етого, а так же лужковцы и Арсений Уральский писал в своем Уставе, что сей вопрос на совести попа, то не все так просто...

А.Гоголев: о.А. Панкратов пишет: Расстановка икон и их соразмерность определялись историческими данными об иконостасе и остатками его древней конструкции. И сколько лично вы готовы пожертвовать нашей общине на более качественную ограду вокруг храма, например? Одними замечаниями его ведь не исправишь. Прочитал выше написанное, и вспомнил старую байку: Сидят муж с женой на лавочке, мимо сосед прошёл. Муж и говорит – «Во, Иван побрился». А благоверная – «Нет постригся». Муж - «Да ты, что не видишь, у него на щеках «щетины» нет»? Она в ответ - "Причём щетина, если он постригся"… Слово за слово, кулаком по столу… А бабе, хоть бы что, кричит - «Серавно стриженный». Окончательно вышел из себя мужик, схватил её и кинул в реку. Тонет, «дражайшая» половина, голова уже скрылась… Но, из последних сил, руку подняла над водой, и пальцами ножницы показывает… Ну, что с неё взять, одним словом – баба!

о.А. Панкратов: Почти не сомневался, что серьёзного ответа вы не дадите. Реально помогать это ведь не байки рассказывать.

А.Гоголев: о.А. Панкратов пишет: Реально помогать это ведь не байки рассказывать. Вот, потому, жаждая реальной (материальной) помощи, вы и на шкурную антихристианскую идеологию богатых – «Вскякая власть от бога», и работаете. А Гоголева – с пенсией в 6,5 тысяч, можно и укорить в бедности. Опустить, тем, что не творит благотворительности, да ещё мешает заманивать людей в никонианское царство. Не получится, – кишка тонка, ибо нахожусь в лоне Христианства, где действует учение не стяжательства, и нет места сребролюбцам - в Царстве небесном.

А.Гоголев: о.А. Панкратов пишет: Почти не сомневался, что серьёзного ответа вы не дадите. Панкратов, почему то, считает серьёзным ответом, это в противовес найденных им цитатам из святоотеческой литературы, разыскивать там же, и предоставить ему - подтверждающие взгляды оппонента. Он не хочет понимать, что данная литература основана на комментарии Библии, а, следовательно, первоисточник важней и весомей - всякого сказанного о нём. Панкратов, постоянно приглашает форумчан к примитивному делу - фехтованию цитатами. Это игрушки бесплодны, не дают чёткого представления о предмете спора и потому выгодны лукавствующим. Можно бесконечно дёргать чужие цитаты и давать на них свои комментарии. Получается Библия в стороне, а фигурируют и становятся «истинной» - комментарии на комментарии.

о.А. Панкратов: Вы называете "шкурной антихристианской идеологией" апостольское учение об отношении християн к властям предержащим. Кроме печали о вашей душе, это ничего не вызывает:( Кстати, если бы эти власти нам действительно помогали, забор у нас был бы совсем другим. Это к сведению обвиняющих что-де кто-то "заманивает в никонианское царство". И не стОит прикрывать "бедностью" и "нестяжательством" своё желание только осуждать, а не помогать реально.Про лепту вдовицы в Евангелии читали? Последовать её примеру не желаете?

о.А. Панкратов: Ваше негативное отношение к СВЯТООТЕЧЕСКИМ толкованиям Писания в очередной раз показывает, что ваши взгляды близки к ПРОТЕСТАНТСКИМ. То есть, увы, к ЕРЕТИЧЕСКИМ:(

о.А. Панкратов: Окружное послание в данном случае не вводило чего-то нового (подтверждения см. выше). Ещё можно привести, например, Белокриницкий устав преп. Павла Великодворского 1841 г. (за 22 года до Окр. посл.) - там тоже говорится о просфире за неверных царей.

А.Гоголев: о.А. Панкратов пишет: Кстати, если бы эти власти нам действительно помогали, забор у нас был бы совсем другим Да забор кривой, и прожилины на внешнюю сторону, не потому, что средств нет, а потому, что хозяин, упёртый и ума нет, распорядиться штакетник бить по уровню с внешней стороны. о.А. Панкратов пишет: И не стОит прикрывать "бедностью" и "нестяжательством" своё желание только осуждать, а не помогать реально.Про лепту вдовицы в Евангелии читали? Последовать её примеру не желаете? Во-первых, у меня есть своя община - кому помогать… А, во-вторых, - на цыганские душе выматывающие прошения, не реагирую. Я вам не баба вдовица, евангельский образ которой, вы под свои сказки приспосабливаете. Негоже, Словом Божьим, свою несостоятельность прикрывать о.А. Панкратов пишет: Ваше негативное отношение к СВЯТООТЕЧЕСКИМ толкованиям Писания в очередной раз показывает, что ваши взгляды близки к ПРОТЕСТАНТСКИМ. То есть, увы, к ЕРЕТИЧЕСКИМ Это, сугубо ваше мнение, порожденное не здоровой логикой, а желанием любым способом оставить за собой - последнее слово. И вот здесь, очень печально зреть человека представляющего себя старообрядческим попом, но не понимающего, что Божественное Писание - первично, а Святоотеческое толкование – вторично. Весьма сомнительно, что данный пастырь может проповедовать истинно Христианское учение.

о.А. Панкратов: 1.Не знаете, о чём говорите. Штакетник прибит с лица, а сверху ещё поперечины горизонтальные - чтобы его не отрывали праздношатающиеся. Ибо случаи такие, к сожалению, были. Желательно бы разбираться как следует, прежде чем навешивать ярлыки вроде "ума нет" и пр. 2. Эта "баба" вообще-то ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ, приведённый Господом нашим для назидания всем последователям Его. Досадно, что вы, похоже, не считаете, что это и к вам тоже относится:( Если же ограничиваете свои заботы собственной общиной, негоже давать ничем реально не подкреплённые "ценные указания" другим приходам. Особенно когда за этими советами к вам, собственно, и не обращались. 3. В истинном Православии Священное Писание и его Святоотеческие толкования - РАВНОЗНАЧНЫ:"Правила святых славных и всехвальных апостол, и святых Вселенских великих седми Соборов, и Поместных девяти, Церковь Божия, НЕ МЕНЬШЕ ЕВАНГЕЛИЯ ПОЧИТАЕТ" (Кормчая патр. Иосифа,СПб., 2004.С.134).

А.Гоголев: о.А. Панкратов пишет: 1.Не знаете, о чём говорите. Штакетник прибит с лица, а сверху ещё поперечины горизонтальные - чтобы его не отрывали праздношатающиеся. Ибо случаи такие, к сожалению, были. Желательно бы разбираться как следует, прежде чем навешивать ярлыки вроде "ума нет" и пр. Это хорошо, что у вас познания в заборном деле - расширяются. Но, имейте в виду, - штакетник бьют со стороны улицы, не только для красоты. А для того, чтобы по прожилинам не было легко перелазить забор. Потому, и планки для внешнего укрепления штакетника, делают овальными или трапециевидными. о.А. Панкратов пишет: 2. Эта "баба" вообще-то ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ, приведённый Господом нашим для назидания всем последователям Его. Досадно, что вы, похоже, не считаете, что это и к вам тоже относится:( Если же ограничиваете свои заботы собственной общиной, негоже давать ничем реально не подкреплённые "ценные указания" другим приходам. Особенно когда за этими советами к вам, собственно, и не обращались. Во-первых, я Христианин, и, во-вторых, учитель труда, а, как известно бывших учителей не бывает. Считаю добрым делом, подсказать людям - как работать правильно, даже когда меня не просят. Что поделаешь, такая уж натура… Если бы, в России, не торжествовало равнодушие, мы бы не жили - так безобразно. о.А. Панкратов пишет: 3. В истинном Православии Священное Писание и его Святоотеческие толкования - РАВНОЗНАЧНЫ:"Правила святых славных и всехвальных апостол, и святых Вселенских великих седми Соборов, и Поместных девяти, Церковь Божия, НЕ МЕНЬШЕ ЕВАНГЕЛИЯ ПОЧИТАЕТ" (Кормчая патр. Иосифа,СПб., 2004.С.134). Почитайте, как хотите, но, не навязывайте Старообрядцам свои заблуждения. Кормчая дана для здравомыслящих людей.

о.А. Панкратов: 1. У меня через забор не перелезают. Только штакетины иногда отрывают. Чему и противодействуем по возможности. 2. Если вы христианин - поступайте по Евангелию. В том числе и по примеру оной вдовицы. Скромность тоже вполне евангельское качество. Господь Исус Христос исцелял в основном тех, кто просил Его об этом. Хотя мог бы дать здравие всем без специальных просьб с их стороны. 3. Только не здравомыслящий может называть слова Кормчей "заблуждением" и при этом считать себя "старообрядцем".

А.Гоголев: о.А. Панкратов пишет: Только не здравомыслящий может называть слова Кормчей "заблуждением" и при этом считать себя "старообрядцем". Это же надо уметь, прикинуться «шлангом», и чужие высказывания под свою жёлчность править. А говорите, что не обладаете, - никонианским менталитетом.

Владимiръ: А.Гоголев пишет: Интересно было бы послушать версии форумчан, по этой ситуации. Есть гипотеза о том, что царь Алексей Михайлович полагал найти там своего беглого старшего сына, а потому и такое упорство и жестокость к насельникам после взятия монастыря. См. http://www.rus-sky.com/history/library/komlev.htm Такое представляется не лишенным смысла.

р.Б.А.: По ссылке дочитал до "Неведомы пути, которые привели этого француза в самое большое по размерам в то время государство в мире, воспитанника парижской Сорбонны, современника кардинала Ришелье, в леса под Вязники. Но именно там Вавила, “вериги тяжелые на себя положив”, довел до крайности взгляды своего учителя Капитона и проповедовал впоследствии массовое самосожжение — деяние несовместимое с догматами даже самых изуверских религий (23.стр.6). Сколько чистых душ развратил он своим «учением» и направил в огонь? Счет на тысячи…" Дальше читать не стал. Даже старца Капитона, укрывшегося от иереев в лесах и преставившегося задолго до времени массовых казней, романовская пропаганда до наших дней продолжает марать. Мол, кто-то там , оказывается, и его взгляды до крайности довёл, смотрите, люди добрые, до чего они себя довели...



полная версия страницы