Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » "О правой вере и раскольниках". Насколько верно сие? » Ответить

"О правой вере и раскольниках". Насколько верно сие?

В.Анисимов: Насколько верно сие: О правой вере и раскольниках. со словами заключительными: [quote]"Зри о исповедании православных християн, коль сладка словеса сия. А старообрядцы, или староверы, сиречь жиды, отнюд себя не исповедали християнами пред гражданскою властию; но раскольническое, и сектанское, и старообрядческое наименование восприяли. Веру свою, аки обещещенную рабу, или гнусную вещь, в поругание подложили еретикам и раскольникам, и староверам, коим не знавшим и не веровавшим новой Христовой благодати, как жидам или прочим язычникам не знающим Бога. Сохрани и спаси Господи, от такой пропасти и вечной погибели».[/quote] Если неворно, то в чем, а если верно, то есть ли какой смысл обсуждать всякие детали?

Ответов - 66, стр: 1 2 All

имярек2: В.Анисимов пишет: со словами заключительными неверно , хотя бы в том , что , не исповедавшие себя христьянами перед гражданскими властями , не обязательно отрекались от веры . Были крыющиеся за попами , сиречь прибегающие к разным ухищрениям . Как и в древлие времена , не все были готовы пострадать за Христа . Страха ради иудейска Иосиф Аримофейский скрывал , что он ученик Исуса . Напомню и о погрешительном поведении апостолов накануне распятия . Да и сами странствующие христьяне , в большинстве своём , пусть благородно , но всё же бегали мученичекаго креста . Далеко не все писались в раскол , а многие из тех ,которые писались - писались по немощи , не оправдывая себя . В этом то , я думаю и вопрос : Оправдывает христьянин своё малодушие , или окаявает себя . Проявляет церковное общество снисхождение к слабости или изобретает нелепые формулировки , возводяшие таковые действия в норму церковной жизни .

Игорь_Яров: Если почитать того же Мальцева, можно заметить, что и филипповцы и федосеевцы записку не только оправдывали, но и хулили тех кто их в оной обличал. Запись в раскол преподносилась не просто как что-то нейтральное или плохое, а как положительный акт отмежевания от никониян. "законно-брачные" разумеется тоже в ней ничего постыдного не видели. Собственно из всех "староверцев" не оправдывали запись только християне и аароновцы, последних впрочем до наших дней не сохранилось.

В.Анисимов: имярек2 пишет: В этом то , я думаю и вопрос : Оправдывает христьянин своё малодушие , или окаявает себя . А разве св.отцами сей вопрос не разрешен однозначным образом? И не Апостол ли писал: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема" (Гал.1,8-9). А ведь иной Апостол благовествовал: "Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу" (Иак.4,4).


В.Анисимов: Игорь_Яров пишет: Запись в раскол преподносилась не просто как что-то нейтральное или плохое, а как положительный акт отмежевания от никониян. Но это внешнее "отмежевание" было каким-то, мягко скажем, странным: никониане наименовались при этом православными, а сами - раскольниками, при этом ведая, что понятие "раскольник" в Церкви есть весьма погрешительное, преступное. Что же здесь можно было оправдывать? Разве что желание еще пожить не так гонительно во плоти, за что даже и двойного налога не жаль было уплатить.

имярек2: В.Анисимов пишет: А разве св.отцами сей вопрос не разрешен однозначным образом? Конечно разрешён . На трёх соборах против донатизма .

имярек2: Игорь_Яров пишет: филипповцы и федосеевцы записку не только оправдывали, но и хулили тех кто их в оной обличал.Ныне есть , как минимум , один федосеевец (А.Щеглов) , который таковую позицию не разделяет .

вячеслав: Так выглядит запись моей семьи в староверие http://shot.photo.qip.ru/005cYd-30492cg/

В.Анисимов: имярек2 пишет: Конечно разрешён . На трёх соборах против донатизма "Для разрешения спора противники обратились к императору Константину, который созвал один за другим три собора: в Риме, в Карфагене и в Арле. На первых двух были оправданы Цецилиан и Феликс, на третьем, вопреки донатистам, было постановлено не крестить вторично тех еретиков, которые были крещены во имя святой Троицы, и лишать священного сана только тех епископов, измена которых церкви была доказана, сохраняя силу за таинствами, ими совершенными". Из Вики Так всё-таки ересь и измена, или нет? В противном случае и сергиане молодцы, и К.И.Титов священнослужитель. Из ссылки в начале темы: Понеже не соизволиша противитися противу изданных беззаконных указов, положили ярмо свое под иго работы беззаконнаго указнаго повеления; быть послушным к выполнению беззаконнаго веления. Приняли на себя раскольническое звание, не вспомнили Христову заповедь: «Аще кто исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, иже есть на небесех. А иже отвержется Мене, и Аз отвергуся пред Отцем Моим иже есть на небесех» [Мф.зач.38]. Толков. «На муки зде подвизает, не хощет бо душевную веру, но и от уст исповедания ищет». «Иже аще постыдится Мене и Моих словес, и Сын человеческии постыдится его» [Мк.зач.37]. Толков. «Не довлеет сердечной веры; но и усты хощет исповедания, сугуб человек, и сугубу быти освящению; освящаеми бо души, веры ради, освящаеми бо тела исповедания ради». И осталась вера расколников токмо сердечная. Подобны гностикам еретиком, яко тии во время гонения християн, отрицатися повелеваху [Бароний, лис. 122]. Еще прискалианисты, во время гонения Христа не исповедали, глаголали: ниже грех, ниже спасенье [Феатрон, лис. 122]. И еклесиасты еретики тоже учаху в гонение Христа отрещися [Бароний, лис. 162]. Всех тогдашних християн потерян корень благочестия, за принятие раскольническаго имени. Еже выше писанные указы издаваемы на раскольников, кому ето наименование прилично: верным, или кроме правоверных? Сие чюждо благочестивому разуму. Аще где и было по невежеству нрава человек, и то все судом церкви упразднися. Зри свидетельство, еже раскольники именуются по писанию раздирающии церковь, и ссекающии тело Христово.

имярек2: вячеслав , а не могли бы Вы на клавишах набрать , а то так разобрать тяжело .

Игорь_Яров: В.Анисимов пишет: при этом ведая, что понятие "раскольник" в Церкви есть весьма погрешительное, преступное. Записные учили, что слово "раскольник" нужно понимать в контексте разделения с никониянами. Уничижительного смысла они в нем не видели. Безусловно, это мягко говоря лукавство, но так верили отцы всех нонешних "крепковеров"- федосеевцев и им подобных.

Игорь_Яров: имярек2 пишет: Щеглов Ихние отцы разделяли.

имярек2: В.Анисимов пишет: Так всё-таки ересь и измена, или нет? Я предпочитаю разбирать , каждый случай в отдельности (если понадобиться ) , а не судить всех старопоморцев , только за принадлежность к тому или иному согласию . Но эта точка зрения напрямую связана с моей экклесиологической позицией по вопросу невозможности церковной организации во времена последняго антихриста . Верующие в таковую возможность и , соотвтственно , в единственную истинность своей организации , к которым и относяться авторы приведённой апологии , безусловно со мной не согласятся .

Игорь_Яров: В.Анисимов пишет: есть измена, или нет Конечно есть. Приверженцам Христовой Церкви запрещено именоваться как либо, кроме как православными християнами, если ты еретика называешь православным, а себя раскольником и еретиком, таким образом ты несомненно предаешь Христа, и отпадаешь от Его Церкви, вплоть до покаяния. Если же ты еще и других научаешь так поступать, похваляешь отступление, и похуляешь стояние в вере, - ты несомненный еретик, и тебя и созданное тобой еретическое сообщество надлежит принимать в Церковь установленным чином. Собственно это и произошло с глаголемыми "старообрядцами". Аргумент Николы о А.Щеглове и вовсе смешон, т.к. при всем уважении к последнему , он несомненно принадлежит к сообществу хуливших християн еретиков, и отмеживаться от них не собирается.

имярек2: Игорь_Яров пишет: Аргумент Николы о А.Щеглове и вовсе смешон, Этот аргумент был бы смешон , если бы я принадлежал к ИПХс .

В.Анисимов: Игорь_Яров пишет: Записные учили, что слово "раскольник" нужно понимать в контексте разделения с никониянами. Уничижительного смысла они в нем не видели. Безусловно, это мягко говоря лукавство Конечно, лукавство, да еще и усугубляющая вину (хотя куда уж более, чем отречение от имени христианина за послабление гонений всего лишь). Сказали бы просто как было: "Прости, Господи, но сил уже более нет, и хочется просто пожить "по-человечески"". И было бы честнее, покаяннее. Хотя и тут могли бы попроосить сил для укрепления в вере, а не закрытия глаз на отступление. А какой соблазн создали для будущих поколений, вплоть до нас! В Евангелие и про такие случаи про "малых сих" писано.

В.Анисимов: имярек2 пишет: эта точка зрения напрямую связана с моей экклесиологической позицией по вопросу невозможности церковной организации во времена последняго антихриста. Тогда в чем Вы категорически не согласились со мной в одной из тем ранее? Что я, полагая так же, говорил еще и о том, что и форма Богослужения (группового или индивидуального) может отличаться от утвердившейся к настоящему времени? По-мне так мы проходим сейчас в обратном порядке отрезок времени перед Вторым Пришествием, симметричный таковому после Пришествия Первого, а потому и достаточным (и даже более того - Апостолами рекомендованным, если не сказать - утвержденным) порядком в Богослужении является изложеннный в Дидахе и известный нам из истории жизни первохристиан. Как тогда литургический порядок начал развиваться-оформляться лишь с 4-го века, так и сейчас он соделался неудобным с века 17-го, симметрия близкая чуть не до года. Но ведь тогда и вера была, а не суеверия; Таинства, а не чинопоследвания. Совершенно разделять здесь, конечно, не стоит, но и абсолютизировать форму в ущерб содержанию тоже плохо. Но по моему пока твердому убеждению, если хочешь узнать, как сейчас надо, смотри на жизнь христиан первых трех веков, а сейчас уже и вообще первых нескольких лет, и делай также. Тем более, что все это не только не противоречит Св.Писанию и Преданию, но напротив - ими проповедовано, как для спасения необходимое. Иное же порой даже порицалось.

вячеслав: Означенная в сей статье под № 48 Евдокия Гервасиева Бусыгина по ходатайству ея и ея матери Александры Ивановой Вятским Губернским правлением перечислена из православия в старообрядчество Указ Вятской духовной косисторсии от 11 августа 18.. г за№ 10857 подписи

гость: В.Анисимов, это и есть, лукавое стояние в "истине", старообрядцев-раскольников.

имярек2: В.Анисимов пишет: Что я, полагая так же, говорил еще и о том, что и форма Богослужения (группового или индивидуального) может отличаться от утвердившейся к настоящему времени? Нет , Вы говорили , полагая не так же . Форма богослужения утвердилась не к настоящему времени , а ко времени воцарения антихриста . Иерархии нет ... форма богослужения традиционно остаётся такой , как указано преждебывшими отцами служить без лиц освященных ... нигде в Писании я не обретаю никакого даже намёка на возможность , предполагаемой Вами , сомнительной реставрации. В.Анисимов пишет: По-мне так мы проходим сейчас в обратном порядке отрезок времени перед Вторым Пришествием, симметричный таковому после Пришествия Первого, а потому и достаточным (и даже более того - Апостолами рекомендованным, если не сказать - утвержденным) порядком в Богослужении является изложеннный в Дидахе и известный нам из истории жизни первохристиан. По Вам - возможно , но не по мне . Никакой симметрии я не наблюдаю ... таковых рекомендаций и апостольских утверждений нигде не нахожу ... Дидахе - апокриф ! В.Анисимов пишет: Как тогда литургический порядок начал развиваться-оформляться лишь с 4-го века, так и сейчас он соделался неудобным с века 17-го, симметрия близкая чуть не до года. Но ведь тогда и вера была, а не суеверия; Таинства, а не чинопоследвания. Совершенно разделять здесь, конечно, не стоит, но и абсолютизировать форму в ущерб содержанию тоже плохо. Но по моему пока твердому убеждению, если хочешь узнать, как сейчас надо, смотри на жизнь христиан первых трех веков, а сейчас уже и вообще первых нескольких лет, и делай также. Тем более, что все это не только не противоречит Св.Писанию и Преданию, но напротив - ими проповедовано, как для спасения необходимое. Иное же порой даже порицалось. Я уже уяснил для себя , что писание и предание у каждого упования своё . Уверяю , у нас с Вами до такой степени разные упования , что я точно не верю в того бога , в которого верите Вы . п.с. ничего личного .

имярек2: Игорь_Яров пишет: Приверженцам Христовой Церкви запрещено именоваться как либо, кроме как православными християнами ап Павел именовал себя ещё и гражданином Рима . Игорь я безусловно считаю , что странствующие заняли самую правильную позицию , возможно единственно верную . Но суд в отношении всех остальных поморцев - слишком суров . Какая-то сверх акривия .

В.Анисимов: имярек2 пишет: п.с. ничего личного Я тоже спросил безотносительно, предвидя ответ, но чтобы "разговор поддержать". Что же до я точно не верю в того бога , в которого верите Вы . то допускаю, что может быть и так, в наше время и не такое бывает. Но в любом случае слово "Бог" лучше писать с большой буквы. Или Вы по поводу "моего" именно такого представления?

Administrator2: После выхода Манифеста 1861 г. об отмене крепостного права началось брожение и среди старообрядцев села Нижнее Санчелеево Ставропольского уезда. Они решили, что теперь вправе поставить вопрос об официальном признании их староверами. Первыми подобное прошение подали руководимые Матвеем Калабурдиным новоспасовцы. В своем прошении, поданном в мае 1862 г. от имени сорока пяти семейств, старообрядцы писали: "С издетства семейства наши состоят в секте спасова согласия, но по духовным росписям мы числились по настоящее время в православии, а потому, составив семействам своим имянной список и препровождая его к Вашему Высокоблагородию, имеем честь покорнейше просить отослать оный в Ставропольский земский суд для учинения распоряжения об отчислении нас с семействами от православия и присоединении нас к секте спасова согласия, чтобы нам более не относиться к духовенству великороссийской церкви с требами, которыя нами будут исполняться, согласно с теми правилами, какия установлены Святыми отцами". Будкина И.Г. История старообрядчества в Самарской губернии. Часть 2. 1861-1869 гг. Бывают случаи, что иногда являются на Братский двор лица, называющие себя православными, с просьбою о том, чтобы их приняли в старообрядчество по нашему согласию, но я им всегда отказываю. И вообще на Братском дворе принятия православных в старообрядчество не совершается. Я лично никого не склоняла из православных в старообрядчество." Из объяснительной Пелагеи Потаповны Кокушкиной, заведующая "Братским двором" (филипповский центр в Москве, Дурной переулок д.6). (Т.В.Игнатова "К истории московского филипповского центра Братский двор во второй половине XIX - начале XXвв. изд.Старообрядчество: история, культура, современность. выпуск №13 Москва 2009г.) В ЖЖ на любопытное наткнулся: Мне вспоминется одна моя знакомая константинопольская гречанка, которая сказала мне, что ОНИ САМИ называют себя γκιαβούρες, гявуры, от турецкого гяур, неверный. Я еще, помню, ее спросил - как же так? Это же ругательное слово. "Да ничего, говорит, привыкли". Названия десемантизируются. имярек2 пишет: Ныне есть , как минимум , один федосеевец (А.Щеглов) , который таковую позицию не разделяет Не разделяет: А потом невозможно поставить в один ряд прямое отречение (вольное и невольное) и косвенную запись в бумажке.

имярек2: Благодарю за ссылку . Думаю есть смысл процитировать Андрея Щеглова " Все христиане на востоке, читай книжку, признавая власть басурман, отвергающих Христа имели гражданский статус "людей договора". Они подписывали договор, по которому они признавались исповедующими "ложному богу" по мусульманским представлениям. Зимми́ (араб. ذمي‎‎, собирательно أهل الذمة‎ ахль аль-зи́мма, «люди договора», тур. zimmi) — собирательное название немусульманского населения (в основном тех, кто исповедовал христианство, иудаизм, зороастризм и проч.) на территории государств, созданных или завоёванных мусульманами и живущих по законам шариата. Пользуясь защитой жизни и имущества, зимми обязаны были признать безраздельное господства ислама во всех сферах жизни общества и подлежали уплате дани (джизья). Этот подушный налог должен был выплачиваться каждым человеком лично во время унизительной публичной церемонии: зимми, платя налог, получал удар по голове или по затылку. Обладание свидетельством уплаты джизья — был кусок пергамента, обернутый вокруг шеи, или особая печать на запястье или на груди — давало зимми возможность передвижения с места на место. Зимми, путешествовавший без этого знака, мог быть подвергнут суду. Печать об уплате джизья, отличавшая зимми, стала восприниматься вскоре как знак бесчестия. Более того, христиане приносили присягу магометанам. Так, что "бегунская" цепочка ведет к откровенному фарисейству. Только не надо здесь говорить, что "запись в раскол" была хуже чем "магометанская присяга". Рассуждая "бегунским" образом и смертные грехи человека отдаляют его от Христа и ставят в один ряд с еретиками. Но никто не крестит отпавших. Вот, например, правило, если человек не соблюдает молитвенный чин в Великий Пост, то приобщается к еретикам. Но это не значит, что его надо крестить. А потом невозможно поставить в один ряд прямое отречение (вольное и невольное) и косвенную запись в бумажке. Запись в раскол никак не сравнится с "людьми договора" с магометанами. А этими "людьми договора" был весь православный Восток. Причем задолго до Крещения Руси. Еще раз повторю: отречение от веры, не подразумевало еще потерю силы единокрещения, даже в самых крайних случаях".

Administrator2: имярек2 пишет: Думаю есть смысл процитировать Андрея Щеглова Лучше тогда прочесть всю полемику: http://a.mod-site.net/gb/u/staropomor-1.html И книжицу которую вывесил Андрей: Гиргас В. Права христиан на Востоке по мусульманским законам. (на http://www.staropomor.ru/ в разделе История)

имярек2: Так я всю и прочёл . Спаси Господи !

Игорь Кузьмин: Administrator2 пишет: Лучше тогда прочесть всю полемику: http://a.mod-site.net/gb/u/staropomor-1.html И книжицу которую вывесил Андрей: Гиргас В. Права христиан на Востоке по мусульманским законам. (на http://www.staropomor.ru/ в разделе История) А еще удобнее посмотреть прежде бывшую полемику. Потому как здесь нет никаких новых аргументов. http://drevlepravoslavie.forum24.ru/?1-20-0-00002233-000-120-0 http://a.mod-site.net/gb/u/staropomor-1/p/16.html В книжице Гиргаса также токмо подтверждается его же тезис, что христианам в статусе "зиммии" подавалась полная свобода духовного самоуправления. То есть иные религиозные установления не навязывались с приятием подчинения иноверной власти. Но соблюдался договор на условиях не похуления своей веры.

SERG: Игорь_Яров пишет: Записные учили, что слово "раскольник" нужно понимать в контексте разделения с никониянами. Так оно и есть. Св. Феофилакт Болгарский: „Не всяк мир и согласие добро, но есть егда и которы, и расколы — Божия вещь мнится"

Administrator2: SERG пишет: Так оно и есть. Токмо властями воспрещалось раскольникам самих себя именовать православными и совращать "православных" (сиречь никониян) в раскол.

Яков: Игорь Кузьмин пишет: В книжице Гиргаса также токмо подтверждается его же тезис, что христианам в статусе "зиммии" подавалась полная свобода духовного самоуправления. То есть иные религиозные установления не навязывались с приятием подчинения иноверной власти. Но соблюдался договор на условиях не похуления своей веры. Неправда Ваша. Из постановления об уплате джизье: Джизье выплачивается каждым зимми лично, а не через уполномоченного (наиб). Он платит стоя; мусульманский же сборщик сидит и, принимая подать, говорит: «заплати джизье, о враг единого Бога!» затем ударяет его по шее. (Гиргас В. «Права христиан на Востоке по мусульманским законам», стр. 34) Из договора сирийских христиан с алифом Омаром: Мы не будем учить детей своих Алкурану, ни обнаружим своего неверия (ширк), ни призовём к нему никого. (Там же, стр. 68) По всему видать, что христиане вынуждены были перед лицом мусульман называть себя "врагами единого Бога" и "неверными".

имярек2: Действительно , Игорь , такая позиция Вашего сообщества , может иметь основание , только в конечном соборном суждении ИПХс . Но в полемике с представителями других согласий - это не довод .

Игорь Кузьмин: Яков пишет: Неправда Ваша. Я не свой вывод привел, но автора исследования - Гиргаса. Зрите его тезисы в заключении. Лишение политической свободы в результате военного поражения, и поражение в соц. правах насилие над верой еще не творит. Зри напр. в ветхом завете вавилонское пленение израильского народа. Победитель после победы в сражении вправе и уничтожить своих противников, или заключить с ними некий договор на своих условиях. Но как показывает автор исследования, устанавливаемые законы мусульманского государства в котором проживали християне не требовали уничижения своей веры. «Поэтому в своих завоеваниях они [мусульмане] действуют везде одинаково, предоставляя покоренным народам пользование землей с обязательством платить поголовную подать и поземельную повинность идущия на содержание победителей, которые себе одним присвоили правительственную и судебную власть, подчинив покоренные народы предписаниям ислама во всех делах гражданского быта. В делах же оелигии и внутреннего быта они предоставили побежденным право самоуправления. Таким образом побежденные образовали отдельное сословие, status in statu, совершенно отличное от победителей, управлявшееся собственными законами, и только в деле податей, гражданских сделок с мусульманами и полицейских распоряжений, были подчинены законам ислама» [Гиргас, стр. 65] Насильственные меры которые принимали некоторые мусульманские вожди по отношению к християнским делам, было временным действием, и как правило было вызвано некиими сильными жалобами мусульманского населения. Возмущение простых мусульман можно легко было вызвать уже тем, когда християнам стали подавать начальственные гос. должности.

Яков: Игорь Кузьмин пишет: Лишение политической свободы в результате военного поражения, и поражение в соц. правах насилие над верой еще не творит... Ну как же не творит, если христиан принуждали называть себя "врагами единого Бога" и "неверными", а свою веру - многобожием, св. иконы - идолами и т.д.?

Administrator2: Яков пишет: По всему видать, что христиане вынуждены были перед лицом мусульман называть себя "врагами единого Бога" и "неверными". Не зазорно назвать себя врагом и неверным Аллаху. Яков пишет: свою веру - многобожием, св. иконы - идолами Не слышал про такое. За то читал Дамаскина, где он откровенно издевается над магометанской верой и его за это не преследовали.

Игорь Кузьмин: Яков пишет: Ну как же не творит, если христиан принуждали называть себя "врагами единого Бога" и "неверными", а свою веру - многобожием, св. иконы - идолами и т.д.? Ну, мусульманское законодательство никак не могло заставить христиан отрицаться от исповедания единого истинного Бога, и Христа. Потому как христиан и иудеев мусульмане признавали за «людей Книги», «держателей Писания», в отличие от сущих язычников не ведущих Книг св. писания. А хулу на книги св. писания и исповедуемого ими Бога, не могли себе позволить почитатели Корана. Авраама, Моисея, пророков и Iсуса Христа отрицаться, якобы как врагов «единого Бога» невозможное дело для самоотречения пред мусульманским законом. Значит речь здесь следует понимать не в самоотречении от св. писания христианами, но внешнее определение мусульманами сущих христиан. Символика веры христиан была соблазнительна для мусульман-завоевателей, потому внешнее ее проявление и ограничено было законами, где было совместное проживание мусульман с христианами. Но здесь все-таки не проявляется еще отрицание своей веры, но токмо трудность показания ее внешнего торжества, что было удобно при власти християнской. И здесь уже дело сугубого подвига веры, когда християнин открыто похуляет нечестие идольского служения. Но если таковой подвиг кто не творит, но даже и сокрывается от гонителей, то никак не может вмениться сие в вину вероотступничества. Язычники при своем могуществе именовали христиан различными именами, вплоть до атеистов, и воспрещали им открыто творить свои богослужения, и християне сокрывали свои моления, но это не вменялось им в вину вероотступничества. Посему здесь нет ничего нового для християнского положения, чего не было прежде в уничижительном положении от язычников. Запрещение совершать крестные ходы, с иконами, крестами, и др. христ. символикой открыто в местах проживания мусульман, это еще не может означать тождества с отрицанием своей веры. А вот если были случаи, когда христиане открыто исповедывали пред мусульманами отречение от Христа, яко не сущего Бога, или брали на себя именование неверных Христу-Богу (язычников, еретиков, раскольников), или хулили иконы «идолами», то таковые случаи должны быть тщательно расследованы по источникам, и невозможно было бы такое, чтобы таковых отступников православные святители и учителя церкови продолжали почитать за сущих християн, кроме их исправления. И я бы опасался проводить такие поспешные выводы о сущем положении християн под мусульманским владычеством по очень скудным источникам. Оправдание християн чрез исповедание св. писания и неуклонное следование духу его. И никакой человек не может оправдать те или иные действия христиан, если они преступают законы и уставления Христовы. Должно быть прежде место покаянию и исправлению преступления. По темным (в различных значениях) местам некиих источников не должно творить даже возможные выводы, но токмо сущие с конкретными человеками происшедшие и описанные судятся. Или как древние византийские законы судили: A posse ad esse non valet consequential — Из возможности какого—либо действия или факта нельзя еще заключать, что данное действие или данный факт действительно имел место. «И все же христиане не подверглись полной ассимиляции, сохранили свою духовную и отчасти культурную самобытность. Для этого оставался, конечно, такой мощный фактор, как религия и давние культурные традиции. Но помимо этого важно учитывать и окружающую социокультурную среду мусульманского большинства. Проблему этноконфессиональных меньшинств во всей ее остроте во многом создал сам ислам, т.е. политическая и юридическая культура средневекового ислама. Понятие «ислам» (масдар глагола 4-й породы - «аслама») первоначально содержало идею «предания себя единому Богу» (отсюда причастие «муслим» - «поручивший себя Богу») и противопоставлялось понятию «ширк» (многобожие, политеизм). Однако очень скоро в трудах мусульманских правоведов понятие «ислам» приобретает новое значение - «мир, в пределах которого установлены и действуют законы Корана». В этом своем значении ислам употребляется в таком фундаментальном понятии мусульманского права, как «дар ал-ислам» («обитель ислама»), противопоставляемого «дар ал-харб» («территория войны», которая, по крайней мере теоретически, подлежит превращению в «дар ал-ислам» посредством «джихада»).27 В пределах «дар ал-ислам» классический ислам, не проводя в принципе национальных различий, признает три статуса существования человека: в качестве «правоверного», в качестве «покровительствуемого» («ахл аз-зимма») и в качестве «многобожника», который должен быть или обращен в ислам, или истреблен. «Покровительствуемые» - это «ахл ал-китаб» («люди Книги», «держатели Писания»), т.е. иудеи и христиане,28 которым, как и мусульманам, было ниспослано откровение и которые веруют в Бога, пророчества и судный день. Статус держателей Писания в основных чертах был определен уже Кораном: «Сражайтесь с теми, кто... не подчиняется религии истины - из тех, которым ниспослано писание, пока они не дадут откупа (джизйа) своей рукой, будучи униженными» (9:29). Таким образом, за иудеями и христианами признавалось право на существование в качестве инорелигиозных общин при условии уплаты ими наряду с обязательной для всех подданных поземельной податью харадж специального подушного налога джизья и признании своего подчиненного по отношению к мусульманам социального {83} статуса. Последний регулировался комплексом положений, разработанных мусульманскими правоведами в VIII - XI вв. В зависимости от эпохи и места эти положения соблюдались с большей или меньшей строгостью, но существо их оставалось неизменным: получение дополнительных доходов с немусульманского населения (в эпоху Омейядов некоторые мусульманские правители были даже недовольны массовыми переходами христиан в ислам, поскольку это наносило ущерб финансам халифата - [см. [49, с. 4, 29]); отстранение христиан от сферы государственного управления (зимми не имел права занимать должность, которая предоставляла бы ему юрисдикцию над мусульманами, в Османской империи понятие «райа» - синоним «зимми» - означало: «Тот, кто не участвует в процессе государственного управления» - (см. [160, с. 212]); ограждение ислама от идеологического влияния христианства (запрещение читать и толковать Коран, пренебрежительно отзываться о Пророке, пытаться обратить мусульманина в свою веру). Со времен халифа ал-Мутаваккиля зимми должны были также носить отличительные знаки на одежде (в Иране, например, христиане носили особый кожаный пояс - зуннар, а иудеи - две заплаты - на груди и спине). Зимми не могли ездить на лошадях, а только на мулах. При встрече с мусульманами они должны были спешиваться и уступать дорогу (см. [68, с. 184 - 185]). Таким образом, христиане и иудеи обособлялись в отдельные общины, которые занимали по отношению к мусульманской умме строго подчиненное положение. Специфика мусульманской государственности обусловливала развитие в халифате исключительно религиозного права. Источником законодательства был не какой-либо государственный орган или государственное лицо, а религиозная доктрина. Даже халиф (или султан) не мог изменить или отменить какую-либо часть шариата, он был лишь хранителем и исполнителем священного закона (см. [48, с. 58]). Вполне понятно, что принципы шариата не могли распространяться на иудеев и христиан, кроме тех пунктов, которые определяли их статус в «дар ал-ислам». Каждая конфессиональная община руководствовалась своими собственными религиозно-правовыми нормами, которые регламентировали не только ее духовную, но и социальную жизнь, в результате чего не только не существовало равенства перед законом, но не было даже идеи государственной общности (см. [153, с. 63]). Можно согласиться с А. Мецом в том, что подобное положение препятствовало мусульманским {84} народам создать единую политическую структуру (см. [63, с. 39]), и с А. Хаурани в том, что «империя ислама» состояла из большого числа местных, племенных, языковых, религиозных групп, которые образовывали замкнутые, почти непроницаемые друг для друга общности [154, с. 22]. Религиозно-общинная разобщенность в еще большей степени закрепилась в Османской империи, которая выделила своих христианских подданных в отдельные миллеты, подчинив их не только духовной, но и светской власти патриархов, избиравшихся каждой общиной и утверждавшихся Портой. Таким образом, каждая конфессиональная община становилась своеобразным церковно-политическим телом.29 Число таких официальных миллетов возрастало. Если в XV в. султан Мухаммед II выделил всех подвластных ему христиан в две общины (одну составили монофиситы, вторую - все остальные, включая католиков, христиане), то к 1914 г. в Османской империи насчитывалось уже 17 миллетов, причем каждый пользовался покровительством одной из европейских держав (см. [160, с. 214])». http://agnuz.info/tl_files/library/books/juravskui_hristianstvo/page05.htm

Яков: Administrator2 пишет: Не зазорно назвать себя врагом и неверным Аллаху. Аллах по арабскии значит просто Бог. Арабские христиане так и Христа называют. А так какоето иезуитство получается - думаем одно, говорим другое. Administrator2 пишет: Не слышал про такое. За то читал Дамаскина, где он откровенно издевается над магометанской верой и его за это не преследовали. Ну там же в тексте договора, в книге той это написано. Ширк - это и есть многобожие, тагут - идол. А Дамаские же для византийцев писал, в самом халифате его сочинения не были известны. Иначе бы сам же халиф его и убил. Игорь Кузьмин пишет: Значит речь здесь следует понимать не в самоотречении от св. писания христианами, но внешнее определение мусульманами сущих христиан. Не, не это все понятно, что сами христиане в душе своей и не думали считать себя врагами единого Бога, неверными, многобожниками, идолопоклонниками и т.д. Но они же, когда джизью платили , соглашались с тем, что их будут так называть. Получается что если человек готов был к мученичеству, то он открыто провозглашал ислам ересью и терпел гонения и смерть. А если кто не был готов к мученичеству, тот спокойно записывался в "неверные", соглашался платить эту джизью как неверный и соглашался с тем, что мусульмане его будут называть неверным многобожником и т.д. И это не является отступничеством. Но он же соглашался с тем, что его так называют! Он же соглашался этому не противоречить и не опровергать это! Это же всё в договорах написано, что христиане не обнаружат своего неверия-ширка и не призовут к нему никого. Ну вот как Administrator2 писал: Administrator2 пишет: Токмо властями воспрещалось раскольникам самих себя именовать православными и совращать "православных" (сиречь никониян) в раскол. Всё тоже самое. Но если у тех, кто называл себя раскольниками отречение, то и у "неверных" тоже!

1: لله, God, Gott, Dieu, Dio, Dios - видимо все это разные "боги"? С такой логикой богословов села Сопелки количество верующих в истинного Бога заметно сократилось.

Administrator2: Яков пишет: Аллах по арабскии значит просто Бог. Вы бы считали себя погрешившим назвавшись неверным Аллаху? Лично у меня слово Аллах и Бог не сводится в сознании во едино. Яков пишет: Ширк - это и есть многобожие, тагут - идол. Я их поганого языка не разумею. Яков пишет: А Дамаские же для византийцев писал, в самом халифате его сочинения не были известны. Иначе бы сам же халиф его и убил. Не думаю, что его писания были не известны муслимам.

1: Есть еще арамейское слово - Alaha.

1: Administrator2 пишет: Я их поганого языка не разумею. А христиане арабы разумели. А как относятся богословы села Сопелки к слову - אלהים

имярек2: Сергей , но ведь У записных оправдательные тезисы , по сути , мало чем отличаются от Ваших .



полная версия страницы