Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Соловецкие антимисы » Ответить

Соловецкие антимисы

Severo: АНТИМИНС Около 1600 г. Соловецкий монастырь. Из Благовещенской церкви Соловецкого монастыря. Поступил в АОКМ в 1920-е гг. из Архангельского епархиального древлехранилища. АОКМ. КП 1164/19. Хлопчатобумажное полотно, чернила. 18,5 х 16,7. В центре, на свободном поле - восьмиконечный крест на трехступенчатой Голгофе с черепом Адама. На полях по кругу в три ряда - надпись полууставом: "ОСТИСЯ ОЛТАРЪ СИIА БГА НШГО IСА ХСА В ХРАМЕ БЛАГОВЕЩЕНИЯ БЦ… И НА ПАМЕТ ЧСТНАГО ЕЯ ПОКРОВА ПРИ БЛГОВЪРНОМ ЦРИ I ВЕЛИКОМ КНЗИ БОРИСЕ ФЕДОРОВИЧ И ВСЕЯ РУСИ И ПРИ БЛГОВЕРНОЙ ЦРЦЕ I ВЕЛИКОЙ КГНИ МАРИ I ПРИ БЛГОВЕРНОМ ЦРЕВИЧИ ФЕОДОРИ И ПРИ БЛГОВЕРНОЙ ЦРЕНЕ И ВЕЛИКОЙ КНЯЖНЕ КСЕНIИ И ПРИ МИТРОПОЛИТЕ НАВГАРОЦКОМ ВАРЛАМЕ И ПРИ IГУМЕНЕ СТЫЯ ОБИТЕЛИ СОВЕЦКОГО МНСТРЯ ИСИДОРА". По сторонам креста - надписи: "ЦРЬ СЛАВ, IСЪ ХС, НИ КА". Вверху пришит квадрат холста для мощей. Над ним - надпись чернилами: "261". Реставратор Г.А. Григорьева (Архангельск, АФ ВХНРЦ, 2006). АНТИМИНС 1645 г. Соловецкий монастырь. Из Троицкой церкви Анзерского скита. Поступил в АОКМ в 1920-е гг. из Архангельского епархиального древлехранилища. АОКМ. КП 1164/64. Холст, чернила. 17,3 х 17,5. В центре - восьмиконечный крест с тростью и копьем на трехступенчатой Голгофе с черепом Адама. Вокруг - надпись полууставом: "ОСТИСЯ ОЛТАР ГА БГА И СПСА НАШЕГ IСА ХА В ЦРКВИ ПРЕСТЫЯ И ЖИВОНАЧАЛНЫЯ ТРЦЫ… ЦРКОВЬ В ЛЕТО ЗРНД (7154) ИНДИКТА В ДI (?) НОЯБРЯ В ИI ПРИ БЛГОВЕРН(ОМ) ЦРЪ И ВЕЛИКОМ КНЗЕ АЛЕК(СИЕ) МИХАЙЛОВИЧЕ ВСЕЯ РУСИ И ПРИ МИТРОПОЛИТЕ НАШЕМ АФОНIИ НОВГОРОЦКОМ И ВЕЛИКОЛУЦКОМ… ОТЦЕ НАШЕМ ИГУМЕНЕ ИЛIИ СОЛОВЕЦКОГО МНСТРЯ". Вокруг Креста - титлы и криптограммы: "ЦРЬ СЛВЫ, IС ХС, НИКА, К ТРОС". Реставратор Г.А. Григорьева (Архангельск, АФ ВХНРЦ, 2006). Примечание: Антиминс на освящение первой каменной Троицкой церкви Троицкого Анзерского скита. АНТИМИНС 1648 г. Соловецкий монастырь. Из церкви Зосимы и Савватия Преображенского собора Соловецкого монастыря. Поступил в АОКМ в 1920-е гг. из Архангельского епархиального древлехранилища. АОКМ. КП 1164/9. Холст, чернила. 17 х 17. В центре - восьмиконечный крест с копьем и тростью на ступенчатой Голгофе. Вокруг - надпись черными чернилами: "ОСТIСЯ ОЛТАР ГА БГА I СПСА НАШЕГО IСА ХА В ЦРКВИ ПРПДБНЫХ И БГОНОСНЫХ ОТЦЪ НАШИХЪ ЗОСИМЫ И САВАТIЯ ЧЮДОТВОРЦОВЪ В ЛЕТО ЗПНS (7156) ИНДИКТА А ИЮЛЯ В ИГ ДН ПРИ БЛГОВЕРНОМЪ И БГОХРАНИМОМЪ ГДРЕ ЦРЕ И ВЕЛИКОМЪ КНЗЕ АЛЕКСЕЕ МИХАЙЛОВИЧЕ ВСЕЯ РУСIИ САМОДЕРЬЖЦЕ И ПРИ ОСЩЕННОМ АВФОНIИ МИТРОПОЛИТЕ НОВГОРОЦКОМЪ И ВЕЛИКОЛУЦКОМЪ И ПРИ ОЦЕ НАШЕМЪ ИГУМИНЕ ИЛIИ СОЛОВЕЦКОГО МНСТРЯ". Вокруг креста - титлы Христа и криптограммы: "ЦРЬ СЛВЫ, IС ХС, НИКА, КОПIУ, ТРОСТЬ". Надписи: на квадрате для мощей чернилами "259"; на обороте антиминса тушью "№ 31". Реставратор Г.А. Григорьева (Архангельск, АФ ВХНРЦ, 2006).

Ответов - 6

Severo: Игумен Илия, упоминаемый в надписи на последних двух антимисах, в том числе первый архимадрит Соловецкого монастыря. при нем были обретены мощи Святителя Филиппа, и при нем же оные позже были увезены в Москву митрополитом Новгородским Никоном. Примечательно то, что по историкам скит получил независимость от Соловецкого монастыря в 1633 году, но при освящении храма на антимисе упомянут игумен Илия. Так же историки пишут год постройки Троицкого храма 1655, на антимисе 1645(6). http://www.patriarchia.ru/db/text/724301.html

Федор фон Бок: Severo пишет: при нем были обретены мощи Святителя Филиппа, и при нем же оные позже были увезены в Москву митрополитом Новгородским Никоном. Это Никон с ним поругался на Соловках в период своего монашества там?

Severo: Федор фон Бок пишет: Это Никон с ним поругался на Соловках в период своего монашества там? Поругался он с Елезаром Анзерским преподобным, второй антимис с Анзерского скита, ссора произошла как раз кажется из за этой церкви, точнее из за денег на ее строительство.


Федор фон Бок: Severo пишет: ссора произошла как раз кажется из за этой церкви, точнее из за денег на ее строительство Кстати, первый и насколько я знаю, единственный случай в истории старой Русской церкви, когда монах "качает права" из-за денег в скиту, и не смирившимся, покидает братию.

Severo: А насколько просты антимисы в одной из самых богатейших обителей Руси того времени.

Федор фон Бок: Severo пишет: А насколько просты антимисы в одной из самых богатейших обителей Руси того времени. Это связано с психологией аскетизма, когда символ был дороже видимой роскоши.



полная версия страницы