Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Вопрос о 2-х правилах святых апостол Петра и Павла » Ответить

Вопрос о 2-х правилах святых апостол Петра и Павла

амартол Димитрий: На форуме Кураева в отделе "Старый обряд в православии" касательно 1 и 2 правил святых апостол Петра и Павла написали следующее: [quote]Важность и значение Апостольских правил во вселенской Церкви на все времена утвердил Трулльский собор (691) вторым своим правилом, провозгласив, "чтобы отныне... тверды и ненарушимы пребывали принятые и утвержденные жившими прежде нас святыми и блаженными отцами, а также и нам преданные именем святых и славных Апостолов восемдесятпять правил" (και παραδоθέντας ήμιν оνόματι των αγίων και ενδόξων Απоστόλων). Провозгласив и утвердив важность Апостольских правил, отцы трулльского собора вместе с тем объясняют и происхождение этих правил, а именно: объясняют, что эти правила непосредственно св. Апостолами письменно не были изложены (έκτεθέντας), как говорится в том же втором правиле относительно остальных правил, но что они ведут свое начало от апостольского предания, сохранялись чрез устное предание апостольскими преемниками, которые эти правила собирали и впоследствии издали с именем св. Апостолов (оνόματι των Απоστόλων). http://azbyka.ru/dictionary/10/kanony_pravoslavnoy_tserkvi_07-all.shtml[/quote] _______________________________________________________ Так все-таки, эти правила написаны апостолами Петром и Павлом? Или их написали святые отцы, опираясь на устное предание, которое утверждало за этими правилами авторитет апостольских? Прошу Вас, ответьте.

Ответов - 13

Administrator2: амартол Димитрий пишет: Так все-таки, эти правила написаны апостолами Петром и Павлом? Или их написали святые отцы, опираясь на устное предание, которое утверждало за этими правилами авторитет апостольских? Лично апостолы написали только свои послания которые вошли в НЗ. Остальное от устного Предания.

Евгений Иванов: Administrator2 пишет: Лично апостолы написали только свои послания которые вошли в НЗ. Остальное от устного Предания. За Христом тоже записывали, причем по памяти. Если апостолы завели такой порядок, то это их правила.

володимipъ: амартол Димитрий пишет: Так все-таки, эти правила написаны апостолами Петром и Павлом? Или их написали святые отцы, опираясь на устное предание, которое утверждало за этими правилами авторитет апостольских? Прошу Вас, ответьте. Нет, эти правила не принадлежат апостолом Петру и Павлу. Во 2 правиле 6 Вселенского собора определены правила ,которые принадлежат апостолам ,их 85. Другие правила,которых нет там и не утверждены на соборах Церковь принимать не позволяет: Вот,что пишет Иоанн Зонара ,толкуя 2 правило 6 Вселенского собора: Зонара. Отсюда начинаются правила и прежде прочего заповедуется хранить определенное священными и всечестными Апостолами; подобным образом определяется не преступать и ни сколько ни в чем не ослаблять постановленного прежде бывшими соборами. А затем правило исчисляет соборы, и против кого каждый из них был собран, и что было нечестиво вводимо еретиками и что было постановлено и утверждено каждым собором, и заповедует, чтобы вера и постановления всех святых отцев пребывали неизменны и тверды, - и вместе заповедует с любовию принимать писания их, и отвергать и предавать анафеме врагов истины. А кто не так мыслит и делает, думает и проповедует, тех подвергает наказанию и предает анафеме. Ибо мы не можем, говорит, ни прибавить ничего к принятому святыми отцами, ни отнять совсем что нибудь. Других правил, кроме исчисленных, это правило принимать не дозволяет. Вот ,что пишет Никодим Милош о этих правилах: С именем св. Апостолов есть еще несколько правил в нашей Кормчей, которые составляют в ней 2, 3 и 4 главы, а именно 17 правил апостола Павла (2 гл.), 17 правил Петра и Павла (3 гл.) и 2 правила "всех святых Апостол купно" (4 гл.). Эти правила извлечены из VIII книги так называемых Апостольских постановлений и внесены в тот Синопсис, на который написал свои толкования Аристин и который послужил основою как для нашей Кормчей, так и для Indreptarea legii, хотя в этом последнем сборнике этих правил нет [25]. Правила эти необязательны, ибо трулльский собор своим 2-м правилом лишил всякой юридической силы самый источник, из коего они взяты. Зонара об них говорит следующее: "Так как 2-е правило шестого собора именно так определяет и нигде не упоминает о каких-либо других Апостольских правилах, кроме этих 85, то не следует принимать никаких других правил, которые носят Апостольское имя, напротив, таковые следует осуждать, считать ложными и отвергать, ибо носят ложные заглавия, повреждены и не значатся в числе тех, кои одобрены святыми и божественными отцами"


амартол Димитрий: володимipъ пишет: Нет, эти правила не принадлежат апостолом Петру и Павлу. То есть Вы считаете, что если эти правила записаны не святыми апостолами лично, то это не их правила?!!! Вы отвергаете устное Предание церкви? А такую ложь на апостолов Вы решили написать по прочтении володимipъ пишет: Вот ,что пишет Никодим Милош о этих правилах: По мне так патриярх Фотий Цареградский более авторитетен, чем некто Никодим Милош-обливанец

володимipъ: амартол Димитрий пишет: По мне так патриярх Фотий Цареградский более авторитетен, чем некто Никодим Милош-обливанец Димитрий, во первых, Никодим Милаш епископ Далматинско-Истринский такой же "обливанец" как и ваш митрополит Амвросий Паппа-Георгополи белокриницкий,потому как оба крещены в Константинопольской церкви и почти в одно время. Во вторых, в Номоканоне изданном при патриархе Фотии этих правил нет,есть только правила-85 апостолов,которые утвердил 6 Вселенский собор,своим 2 правилом. В третьих, этих правил нет и домонгольской Кормчей,ни в Софийском списке,ни в Рязанском.(Бенешевича первый том посмотрите).То есть на Руси они появляются в 13 веке,их просто вписали в Кормчую. амартол Димитрий пишет: То есть Вы считаете, что если эти правила записаны не святыми апостолами лично, то это не их правила?!!! Вы отвергаете устное Предание церкви? Да отвергаю,есть книги ,которые свидетельствуют,что этих правил ранее не было,они появляются в Синопсисе ,лишь в 8 веке. Для того,чтобы считать их принадлежащим апостолам проводили Вселенские соборы,на которых приняли только 85 правил,а остальное не приняли. Если идти по вашему пути,то надо читать и считать не 4 Евангелия,а намного больше,от Никодима,Фомы,и.т.д. То есть все апокрифы. Точно также и правила,что утверждено Вселенскими соборами-это каноны Церкви,а чего нет,извините,это не каноны Церкви. Да мало ли таких книг и правил,которые приписаны апостолам. 2 канон 6 Вселенского собора:Прекрасным и крайнего тщания достойным признал сей святый Собор и то, чтобы отныне, ко исцелению душ и ко уврачеванию страстей, тверды и ненарушимы пребывали приятыя, и утвержденныя бывшими прежде нас святыми и блаженными отцами, а так же и нам преданныя именем святых и славных Апостолов, восемьдесят пять правил. Никому да не будет позволено вышеозначенные правила изменять, или отменять, или, кроме предложенных правил, принимать другия, с подложными надписаниями составленныя некиими людьми, дерзнувшими корчемствовать истиною. Если же кто обличен будет, яко некое правило из вышереченных покусился изменить, или прекратить: таковый будет повинен против того правила понести епитимию, какую оно определяет, и чрез оное врачуем будет от того, в чем преткнулся.

Сергiй Аветянъ: амартол Димитрий пишет: Так все-таки, эти правила написаны апостолами Петром и Павлом? Все апостольские правила являются составной частью Апостольских Постановлений и дошли до нас через св.Климента епископа и гражданина Римскаго, о котором ап.Лука упоминает в деяниях всвязи с ап. Павлом и являвшимся приемником ап. Петра. О своём авторстве изложения апостольских правил Климент сам свидетельствует в конце 85-го правила. Как и о совокупности их с двумя своими посланиями и восемью книгами. володимipъ пишет: Другие правила,которых нет там и не утверждены на соборах Церковь принимать не позволяет: Вот,что пишет Иоанн Зонара ,толкуя 2 правило 6 Вселенского собора: Мутни говорить не надо. Ещё в X веке восьмая книга Апостольских Постановлений являлась составной частью Патриаршего Константинопольского служебника, что несомненно свидетельствует о том, что и после пято-шестого собора они однозначно принимались церковью как канонические. володимipъ пишет: этих правил ранее не было,они появляются в Синопсисе ,лишь в 8 веке. Это ложь. Апостольские Постановления одна из древнейших христианских книг и столь распространена, что при утрате её можно было бы составить заново из обильного цитирования во всех церквах мира. Обсуждаемые правила взяты именно из текста этой книги. Не сомневаюсь, что Вове об этом известно, т.к. никонианские авторы никогда этого не скрывали. Апостольские Постановления практически всё первое тысячилетие являлись базовой основой христианской церкви. Можно сказать, что это предотэча всех последующих правовых сборников. Кроме того, 17, 17 и 2 правила апостолов, наряду с 85-ю другими входят в славянскую Кормчую (принятую на Руси гораздо после Зонары) и являются несомненной правовой основой для любого старовера. В никонианстве же они исключены из "Книги правил". Так что все свои выделывания володимир может забрать с собой на любой из приглянувшихся ему никонианских ресурсов. Ониканианивание староверов и без него проходит довольно успешно. P.S. За систематическую никонианскую пропаганду, подтасовки и ложь володимipъ покидает наш форум.

Konstantino: Сергiй Аветянъ пишет: За систематическую никонианскую пропаганду, подтасовки и ложь володимipъ покидает наш форум. ладно бы пропагандировал открыто не таясь, а то рассказывает с умным видом и думает что никто не перепроверит. Зная Вову и его способности докапаться до чего угодно могу с чистой совестью признать злой умысел в его вышенаписанном сообщении. Ну а раз исчезло желание докапаться и узнать правду то терпеть подтасовки от Вовы нет смысла.

Сергiй Аветянъ: Кому интересно более подробно почитать об Апостольских Постановлениях, могут прочесть отрывок из нашей с А. Ю. Рябцевым книги о пасхалии: Особое место в ряду свидетельств занимают «Апостольские Постановления», переданные «через св. Климента, епископа и гражданина римского». За богослужением, на каноне святому, Церковь прославляет его такими словами: «Другии Моисей Клименте мудрее был еси. Законы Божественныя всем излагая, и священная пиша учения, и церковное все вчиняеши исполнение. От сюду законоположника тя и учителя вси имуще, верою чтем» (Канон святому Клименту, творение Феофаново. Глас осьмыи. Песнь четвертая) Радуися богословия скрижале. Неизреченных сказатель писании. Разум тайныи, Церкве крепкий столп и основание непоколебимое. Правило известнейшее. Тайно писатель мудрейшии. Благоглаголивыи язык, всяку ересь отсекающь, якоже мечь обоюду остр. Орган сладковещанныи, ум небесныи, Клименте всеблаженне. Христа моли, послати душам нашим велию милость» (стихера на хвалитех. Глас пятый. Подобен Радуися Живоносный Кресте) Апостол Климент особо почитался на Руси. В ноябрьском томе Четьи Минеи XVI века общим объёмом 877 листов его житию и чудесам посвящено 85 листов, т.е. практически десятая часть книги. В описании чудес, явленных Господом в прославление священномученика и апостола Климента, святой именуется не только епископом Римским, но и архиепископом Херсонесским. Мощи святого апостола Климента были обретены святыми равноапостольными Кирилом и Мефодием. Часть мощей была перенесена равноапостольным князем Владимиром в Киев и положена в Десятинной церкви. Часть же мощей святой равноапостольный Кирил перен.с в Рим и передал папе Адриану II. В знак глубокого почитания трудов и проповеди святого Климента, поставленного на римскую кафедру самим апостолом Петром, папа Адриан II признал богослужение на славянском языке и приказал положить перевед.нные книги в римских церквах. В «Слове на обновление Десятинной церкви» (XI век) св. Климент прославляется как первый небесный заступник русской земли, мощи которого были на Руси величайшей святыней, наряду с Крестом, вырезанным из куска Животворящего древа Господня, которым благословил и напутствовал св. равноапостольную княгиню Ольгу Константинопольский патриарх. Почитание апостола Климента глубоко вошло в живую народную и богослужебную традицию. Именно в память о нём установлено приготовление поминальной кутии. Вот как свидетельствуют об этом Минеи Четьи: «Проповедникъ Евангелию бывъ и апостольския Деяния списавъ, поставленъ бысть епископомъ в Риме. Доментианом же ятъ, бысть и мученикъ. По семъ в Анкюры Галатьскыя посланъ бысть идеже въ стене градней, заключенъ бывъ и отражшемся дверемъ отъ камени, идеже точию семены питаемъ бе, иже есть кутия: оттуду же уставлено бысть християномъ кутья даяти, усопшимъ въ память». Существуют списки, в которых Апостольские Постановления и Правила святых Апостолов составляют единую Апостольскую Конституцию (так дословно на латыни). Более того, в Кормчей патриарха Иосифа, в единый свод правил включены «Правила святых Апостолов» и «Святаго апостола Павла, правил церковных седмьнадесять», «Обою святую и верховную апостолу Петра и Павла, правил седмьнадесять», «Всех святых апостолов купно два правила». Все они являются неотъемлемой составной частью Апостольских Постановлений. Святой Ипполит Римский использовал «Апостольские Постановления» для составления книги «Апостольское Предание», а также «Канонов св. Иполита». Считается также, что отцы I и II Вселенских Соборов руководствовались текстом «Постановлений» при утверждении Символа Веры, дословно заимствуя некоторые формулировки из Апостольского Символа, изложенного в 6-й книге, и из других мест «Постановлений» (VI:11,30; VII:41; VIII:1). Литоргия, описанная в VIII книге, стала основой для последований литоргий св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустого (в частности, об этом упоминает еп. Михаил Сем.нов в книге «Учение о Богослужении Христовой Церкви»). В V веке св. Прокл, патриарх Константинопольский, в «Слове о предании божественной литоргии» свидетельствовал, что многие из преемников св. Апостолов, оставили письменное изложение литоргии, принеся его Церкви. И из них, прежде всего, «блаженный Климент, ученик и преемник верховного из апостолов, как предали ему святые апостолы и божественный Ияков, получивший по жребию Церковь Иеросалимскую». В начале VI века извлечения из 6-й книги «Постановлений» делает презвитер Тимофей; во второй половине VII века прп. Анастасий Синаит в книге «Вопросы и ответы» дает большие выдержки из «Постановлений», а в середине VIII века прп. Максим Исповедник приводит выдержки из 7-й книги. Все это говорит о том значении, которое изначально имели Апостольские Постановления в Церкви. На это указывает и существование множества древних рукописей «Апостольских Постановлений»,известных нам по спискам X–XVI веков. Таким образом, в едином апостольском своде, широко известном всей древней Церкви и переведённом в самые ранние времена христианства на сирийский, эфиопский, греческий, арабский, латынский и другие языки, содержится как запрещение празднования Пасхи в праздник июдеев, так и описание последовательности вычисления даты Пасхи. В пятой книге Апостольских Постановлений читаем: «17. Итак, вы, братья, искупленные Кровию Христовою, должны торжествовать дни Пасхи с точностью и со всем рачением после равноденствия, чтобы воспоминания одного страдания не совершить в году дважды, но чтобы единожды Умершего воспоминать в году однажды, не наблюдая впредь, чтобы праздновать с июдеями; ибо у нас нет теперь никакого общения с ними, потому что они заблуждают и в самом времясчислении, почитая оное правильным, как во всех отношениях заблудившиеся и от истины удалившиеся. Вы же с точностью наблюдайте возвращение равноденствия весеннего времени, бывающее в двадцать вторый день двенадцатого месяца, дистра, замечая до двадцать первой луны, чтобы четырнадцатый день луны не пал на другую какую седмицу и, чтобы, ошибившись, по неведению, не совершить нам Пасхи дважды в год, или чтобы не отпраздновать нам дня Воскресения Господа нашего Исуса в иной день, кроме дня Господня. 18. Во дни пасхальные поститесь, начиная со второго, до Пятницы и Суботы, шесть дней, употребляя в пищу только хлеб, соль и овощи, а в питье — воду; от вина же и мяса воздерживайтесь в эти дни, ибо это дни сетования, а не празднества. В Пятницу же и в Суботу совершенно поститесь, кто только может, ничего не вкушая до ночного пения петухов, а если кто не может пропоститься два дня сряду, тот пусть соблюдает по крайней мере Суботу. Ибо Господь говорит о Себе в одном месте так: «Когда отнимется у них Жених, тогда будут поститься в те дни», а Он в эти-то дни и был отнят у нас лжеименными июдеями и пригвожден ко Кресту и сочтен наряду с беззаконниками. 19. Поэтому убеждаем вас поститься во дни те до вечера, как и мы постились, когда Он взят был от нас. В прочие же дни до Пятницы каждый пусть ест в девятом часу, или вечером, или как кто сможет. В Суботу же поститесь до пения петухов, а на рассвете первого дня после Суботы, который есть день Господень, оставляйте пост; с вечера до пения петухов бодрствуя и собравшись вместе в церкви, пребывайте во время ночевания вашего в бдении, молитвах и прошениях к Богу, читая до пения петухов Закон, пророков, псалмы и крестя оглашенных своих, и, прочитав Евангелие со страхом и трепетом и предложив народу беседу об относящемся ко спасению, прекращайте сетование свое и молитесь Богу, чтобы Израиль обратился и получил место покаяния и прощение нечестия. Ибо иноплеменный судья, умыв руки, сказал: «Невиновен я в крови Праведника сего, смотрите вы», а Израиль закричал: «Кровь Его на нас и на детях наших»; и когда Пилат сказал: «Царя ли вашего распну?», они закричали: «Нет у нас царя, кроме кесаря», и опять закричали: «Распни, распни Его; ибо всякий, делающий себя царем, противник кесарю, и если отпустишь Его, ты не друг кесарю». Тогда Пилат игемон и Ирод царь повелели распять Его. И исполнилось слово Божие, говорящее: «Зачем мятутся народы, и племена поучаются тщетному? Предстали цари земные, и князья собрались вместе на Господа и на Мессию Его», и отвергли Возлюбленного, как «мертвеца мерзкого». Поскольку же Он распят был в Пятницу и воскрес на рассвете Дня Господня, то исполнилось Писание, говорящее: «Воскресни, Боже, суди землю: ибо Ты наследуешь во всех народах»; и опять: «Воскресну, глаголет Господь; положусь во спасение»; и: «Ты же, Господи, помилуй меня, и возставь мя, и воздам им». Поэтому и вы, поскольку воскрес Господь, приносите жертву свою, о которой Он постановил вам чрез нас, говоря: сие творите в Мое воспоминание, а напоследок оставьте пост, веселясь и празднуя, что залог воскресения нашего, Исус Христос, востал из мертвых. Что и да будет для вас, как закон на веки, до скончания века, доколе придет Господь, ибо для июдеев Господь еще мертв, а для христиан Он воскрес, – для тех по неверию, а для этих – по несомненной уверенности, что надежда на Него есть безсмертная и вечная жизнь. А спустя восемь дней да будет опять у нас честным праздником этот восьмой день, в который Господь уверил меня, Фому, не верившего воскресению Его, показав мне язвы гвоздиные и рану от копия в боку». Апостол даёт нам подробные и полные указания о праздновании священного дня Пасхи Христовой. В канонических книгах, перечисленных в восемьдесят пятом апостольском правиле, более полных указаний просто нет. В семнадцатом разделе прямо сказано о том, что для празднования Пасхи нужно непременно дождаться равноденствия весеннего месяца и удостовериться в перемене года, дабы не отпраздновать две Пасхи в одном и том же году. Потом нужно дождаться двадцать первого дня лунного месяца, т.е. того дня, когда заканчивается празднование июдеями песаха. После же двадцать первого дня луны нужно праздновать Пасху непременно в воскресный день. В восемнадцатом разделе пишется о том, что начиная со второго дня (т.е. с понедельника) пасхальных дней, как раньше называлась страстная седмица, нужно поститься шесть дней до Пятницы и Субботы, на которые выпадает строгий пост. В Воскресение же – Пасха Господня. Чтобы точно выполнить требования Апостольских Постановлений, надо начать пост с понедельника после 21-го числа лунного месяца. В этом случае празднование Светлого Христова Воскресения гарантированно не попадает на седмицу июдейского песаха. Это место Апостольских Постановлений по общему смыслу совпадает с текстом Сирской Дидаскалии, отывок из которой приводится в Толковом Типиконе М. Скабаллановича: «Итак, верному нельзя клясться ни солнцем, ни каким-либо из других небесных знамений или элементов и не упоминать устами своими имени идолов и не произносить устами своими злословия, но благословения и псалмы Господни и Божественные Писания, которые суть основания нашей веры, и особенно в дни Пасхи, которыми все верные постятся по всему миру. Как сказал Господь наш и Учитель, когда спрашивали его: «Почему ученики Иоанна постятся, Твои же не постятся?» И ответил им, говоря: «Не могут печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених; но придут дни, когда отнимется от них жених; и тогда будут поститься». Теперь же Он с нами делами Своими, а видом Своим далеко, потому что восшел на высоту небесную и сидит одесную Отца Своего. От второго дня недели (понедельника) поститесь 6 дней до ночи после Суботы, и это будет считаться у вас седмицей. В десятый же день (т.е. 1-го лунного месяца), так как начало Моего имени есть йод, — день, в который было возобновление постов не по обыкновению прежнего народа (евреев), но по Новому Завету, который Я для вас учредил; поститесь также в четвертый день недели (среду) за них, так как в четвертый день недели начали они губить свои души и схватили Меня... Опять же и в пятницу за них (июдеев) поститесь, потому что они пригвоздили Меня среди праздника опресноков своих, как у Давыда предсказано: «Среди праздник своих положиша знамения своя и не познаша». Вы же непрестанно в эти дни поститесь во всякое время, и особенно которые из дома язычников (христиане из язычников). Ибо народ (еврейский) не послушался (Меня), и их Я освободил от слепоты и заблуждения идолов и принял их, чтобы за пост ваш и тех, которые из дома язычников, и за служение ваше в те дни, когда вы молитесь и упрашиваете за заблуждение и гибель народа, молитвы и прошения ваши были приняты пред Отцом Моим, Который на небесах, как бы исходящие из одних уст всех на земле верных, и чтобы отпущено было им все, что они сделали на Меня. Посему и в Евангелии Я сказал: «Молитесь за врагов ваших», и блаженны, которые скорбят о погибели неверных. Посему знайте, братия, что пост наш, которым мы постимся на Пасху, вы будете поститься за упорство наших братий... Посему нужно вам жалеть и поститься и молиться за них... Посему молитесь за них и просите, и особенно в дни Пасхи. Нужно вам, братие, дни Пасхи тщательно определять и пост ваш совершать со всем усердием. Начинайте же, когда братия ваша, которые из народа, совершают Пасху, поелику Господь и Учитель наш, съевши Пасху с ними, был предан Июдою после этого часа, и мы тотчас начали скорбеть, так как Он у нас был отнят. По счету луны, сообразно счислению нашему, счислению верных июдеев, в десятый день луны во второй день недели собрались и пришли священники и старейшины народные во двор Каиафы первосвященника и составили совет взять Исуса и убить... Исус же в тот день был в доме Симона прокаженного. Посему от десятого дня, который есть второй день недели, во дни Пасхи будете поститься и употреблять только хлеб и соль и воду в час девятый до четвертого дня недели; в Пятницу же и Суботу поститесь совершенно, ничего не вкушая». Последний отрывок хорошо объясняет, почему мы должны начинать поститься с понедельника. В год распятия Господа нашего Исуса Христа, вход Его в Иеросалим приш.лся на день недельный (воскресение), поэтому, мы, фиксируя это воспоминание, как празднование Вербного Воскресения совершаем его в день недельный (невзирая на то, что в текущем году июдейский песах, а соответственно и все связанные с ним дни могут приходиться на иные дни недели). Соответственно и понедельник в который первосвященники и старейшины собрались во дворе Каиафы, мы фиксируем, как начало поста. Сирская Дидаскалия вроде бы расходится с Апостольскими Постановлениями Св. Климента в том, что предписывает начинать пост во время празднования июдеями песаха, а не дожидаться 21-го числа лунного месяца. Это может быть объяснено тем, что в разных местах христиане по-разному определяли время празднования Пасхи. Не исключено и то, что Дидаскалия имеет в виду под «совершением пасхи» всю июдейскую пасхальную седмицу (т.е. говорит о завершении седмицы), и тогда расхождение с Постановлениями исчезает. Но совершенно очевидно, что в основном и Постановления и Дидаскалия совпадают: праздник Христианской Пасхи не может попасть на июдейскую пасхальную седмицу. (Толковый словарь Даля: «СОВЕРШАТЬ, совершить что, свершать, свершить, вершить, кончать, о(за, по)канчивать, сделать, до(за)вершить, привести к концу, сделать вещь или дело сполна».) Судьба апостольских постановлений, стоящих, наряду с книгами Нового и Ветхого Завета, в числе канонических книг, перечисленных в восемьдесят пятом апостольском правиле, не проста. Шестой Вселенский Собор, состоявшийся в правление императора Константина, как известно, правил после себя не оставил. Через несколько лет после его окончания, при императоре Юстиниане, в Константинополе был созван другой собор, который принял 102 правила, известных ныне как «правила Трульского Собора». Их и стали считать правилами Пято-Шестого Собора. Об этом можно прочесть в Кормчей, в предисловии к правилам Шестого Вселенского Собора, а также в Деяниях Вселенских Соборов. Состав епископов, присутствовавших на Пято–Шестом Соборе, был отличен от состава Шестого Собора. Из 170 отцов Шестого Собора в числе 227 епископов Пято-Шестого присутствовали только 70. При этом отсутствовали легаты Римской кафедры. В отличии от постановлений Шестого Вселенского Собора, которые подписаны папой римским (что естественно и непременно для Вселенского Собора неразделённой Церкви), 102 правила Пято-Шестого Собора им подписаны не были. Место вслед за подписью императора Юстиниана, предназначенное для подписи римского епископа, так и осталось пустым. Вслед за ним идёт подпись патриарха Константинопольского Павла. Собор постановил вторым своим правилом: «Яже от иноверных, татебно вверженыя, во апостольские заповеди, преданныя Климентом, да отвергнутся». Прямой перевод этого правила крайне прост: «То, что воровски внесено в апостольские заповеди, переданные Климентом, да отвержется», или «Вставленное иномыслящими тайным образом в Апостольские Постановления, собранные Климентом, должно быть отвергнуто». Обширные части Апостольских Постановлений, такие как: «Святаго апостола Павла, правил церковных седмьнадесять», «Обою святую и верховную апостолу Петра и Павла правил 17» и «Всех святых апостол купно два правила», включены в дораскольную Кормчую, что несомненно подтверждает отвержение лишь «татебно вверженного» в них, а не всего текста заповеданных нам апостолами Постановлений. Впрочем, это не смущает представителей господствующей церкви и их единомышленников, которые, признавая отсутствие каких-либо ересей в известном нам тексте Апостольских Постановлений, вс. равно отвергают их, открыто противопоставляя собственный кодекс – «Книгу Правил» – дораскольной Кормчей. В трудах религиозных исследователей господствующего вероисповедания мы можем прочесть: «В греческие церковно-правовые сборники включались многие отрывки из Апостольских Постановлений. Они вошли в «Синопсис», на который Аристин написал свои толкования и который лег в основу русской «Кормчей книги». Во 2, 3 и 4-й главах «Кормчей» помещено 17 т.н. правил ап. Павла (гл. 2), 17 правил первоверховных апостолов Петра и Павла и 2 правила «всех святых апостол купно». Эти псевдоапостольские правила не содержат еретических взглядов, но по строгому смыслу 2-го правила Трульского Собора они не имеют юридической силы в Церкви. Правила, заимствованные в «Кормчую книгу» из Апостольских Постановлений, не приняты в «Книгу Правил», которая представляет собой канонический кодекс РПЦ». Для полноты картины не лишне будет напомнить, восемьдесят пятое апостольское правило: Славянская кормчая. «85-е апостольское правило: Да будет же вам всем, причетником же, и мирским людем, книги честны и святы; Ветхого убо Завета Моисеовы книги пятеры: Бытие: Исход: Левитик: Числа: Вторый Закон. Исуса Навина едина. Судей едина. Руфина едина. Четверы Царства. Паралипомены двои. Ездры двои. Есфирина едина. Маккавейския трои. Иовля едина. Псалтырьска едина. Соломони четверы. Притчи. Екклесиаст. Песни песней. Премудрости. Пророческих, двенадцать. К тому же Исаина едина. Иеремина едина. Иезекилева едина. Данилова едина. Кроме же сих вам приписано будет нами, поучати вам юныя дети, книги премудрости многоученого Сираха. Наши же книги, сиречь Нового Завета: Евангелисты четыре: Матфеово, Марково, Лукино, Иоанново. Павлова послания четыренадесять. Петрова послания два. Иоаннова послания три. Иаковле послание едино. Июдино едино. Климентова послания два и заповеди вам епископом мною Климентом, во осьмерых книгах преданы; их же не подобает пред всеми почитати, сущих ради в них тайн, и деяния нас Апостол». Печально, но из Кормчей переизданной в типографии Рябушинских «слово в слово, буква в букву», почему-то исчезла вот эта часть правила: «Климентова послания два и заповеди вам епископом мною Климентом, во осьмерых книгах преданы; их же не подобает пред всеми почитати, сущих ради в них тайн, и деяния нас Апостол». Таким образом, из старообрядческой типографии вышла Кормчая, в которой изменён текст апостольского правила, а из списка канонических книг исключены не только Апостольские Постановления, но и Деяния Апостолов. Продолжение следует? Трульский собор не указывает, что же худого содержится в Апостольских постановлениях, и чего именно нам следует остерегаться в них, как подложного. Однако это очень важно для нас, так как нужно иметь тв.рдую уверенность в том, что сказанное не относится к пасхальным вычислениям. К счастью, Константинопольский патриарх Фотий (857–867, 877–886 н.с.) в своем сочинении «Bibliotheca», сформулировал для нас описание всех вин, которые, на его взгляд, содержатся в Апостольских Постановлениях. Обвинения эти никакого отношения к пасхалии не имеют, да и сами по себе весьма сомнительны. Судите сами: «Постановления Апостольские подлежат порицанию по трем причинам: во-первых – за худой вымысел, который, впрочем, не трудно отличить; во-вторых – за оскорбительные отзывы о Второзаконии, которые еще легче устранить; и, в-третьих – за арианство, которое может отбросить в них каждый» (Розанов В.В. Около церковных стен. М. 1995, стр. 270). Для рассмотрения обвинений патриарха Фотия, позволю себе привести цитату из современного исследования Апостольских Постановлений опубликованного в Интернете на сайте Агиос Канон и на сайте храма Московской Патриархии, освящ.нного во имя св. Апостола и священномученика Климента в г. Москве: «Итак, «Апостольским Постановлениям» вменяется «худой вымысел». Возможно, здесь имеется в виду участие в Иеросалимском Соборе Ап. Иякова Зеведеева (VI:14), который, по повествованию книги Деяний апостольских, был усечен мечем, по повелению Ирода, прежде нежели составился этот Собор (Деян. 12:1.2). Но на одном только этом основании нельзя считать подложным весь сборник. Имя Ап. Иякова могло быть внесено по ошибке последующими переписчиками «Постановлений», или же, имя Ап. Иякова Зеведеева упоминается единственно по принадлежности ко всему апостольскому лику, от лица коего ведется повествование. К тому же в другом месте «Постановлений» говорится об Ап. Иякове, как уже принявшем мученическую кончину (V:8). Следует также отличать Ап. Иякова Зеведеева от Ап. Иякова, брата Господня и епископа Иеросалимского. Последний тоже представляется участником Иеросалимского Собора (VI:14), в 7-й же книге постановлений о нем говорится, как об умершем (VII:46). Но и здесь противоречия не обретается, если учесть позднюю интерполяцию памятника, редактировавшегося не одним составителем. Неверно представление некоторых ученых о том, что упоминаемый среди «седми диаконов» (II:55) архидиакон-мученик Стефан, объявляется современником обращения Савла, тогда как на самом деле Стефан окончил жизнь свою мученически прежде, нежели Ап. Павел призван был к апостольскому служению. Но из указываемого места такого вывода сделать никак нельзя, ибо, хотя там речь идет как бы от лица 12-ти апостолов и Ап. Павла, 72-х учеников и семи диаконов («с полным убеждением говорим»), однако обо всех о них говорится лишь как о «свидетелях пришествия» Христова, коим несомненно являлся и Стефан, и как бы от лица всех этих свидетелей объявляется «совершенная воля Божия». К тому же в иных местах сборника везде говорится об архидиаконе Стефане как о мученике (II:49, V:8, VI: 30, VIII:33). Вторым доводом против подлинности сборника апостольских постановлений и учений патриарх Фотий объявляет якобы «оскорбительные отзывы о Второзаконии». Но остается совершенно непонятно, в чем именно патриарх Фотий видит «оскорбительность» в суждениях «Постановлений» о Второзаконии, о котором идет речь в 1-й книге сборника. Во всяком случае, никак нельзя признать неправославным учение «Постановлений» о том, что Второзаконие было предано народу израильскому по причине его идолопоклонства и как дополнительные и тяжкие «узы». Подобное же мнение о Второзаконии мы находим и у учителей церковных (блаженный Лактанций). Третий довод патриарха Фотия – это будто бы «арианские» учения, которые он усматривает привнесенными в памятник. В «Апостольских Постановлениях», действительно, не раскрывается положительное учение о Св. Троице, как оно было сформулировано к концу III – началу IV века, однако таковое учение со всей положительностью не раскрывается и в канонических новозаветных книгах. Тем не менее, никто не дерзнул бы их за это отвергать или считать еретическими. С другой стороны, Апостольский Символ находит созвучие с Правилом веры, приведенным в конце II века Тертуллианом (Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. Избранные сочинения. М. 1994. О прескрипции еретиков, § 13). Известный русский исследователь Н.П. Аксаков в связи с этим пишет: «Мы оцениваем в настоящее время Апостольские постановления как канонический и литургический памятник, настоящая редакция которого, вероятно, принадлежит концу III века и не может быть отнесена позднее, чем к концу IV века. Все виды иномыслия этого периода нам совершенно знакомы. Тем не менее, можно смело сказать, что в нашем памятнике нет ни малейших следов ересей, касавшихся второго Лица Св. Троицы, включая и савелианство и ересь Павла Самосатского» (Аксаков Н.П. Предание Церкви и предание школы. М. 2000, стр. 29). По мнению Аксакова, в памятнике невозможно обнаружить также ни следов монтанизма, ни гностических заблуждений. Недоразумение по поводу постановления Трульского Собора может быть легко устранено, если принять точку зрения проф. Н.Н. Глубоковского, который высказал предположение, что Трульский Собор, отвергая «Апостольские Постановления», имел дело с другой их редакцией, а не с той, которая дошла до нас (Глубоковский Н.Н. Дидаскалия и Апостольские Постановления по их происхождению, взаимоотношению и значению. София. 1935, стр. 111–115)» Свидетельством того, что Церковь принимала Апостольские Постановления и после Трульского собора, служит множество рукописей этих «Постановлений», относящихся к последующим временам. Следовательно, можно сделать вывод о том, что эти «Постановления» широко применялись в церковной жизни. Если же во времена Трульского Собора в известном соборянам списке и содержалось что-либо сомнительное – оно, безусловно, было уничтожено и исправлено. Учитывая широкое распространение текста Апостольских Постановлений в различных поместных Церквах, подобная справа представляется довольно несложным делом.

Сергiй Аветянъ: Сергiй Аветянъ пишет: Кроме того, 17, 17 и 2 правила апостолов, наряду с 85-ю другими входят в славянскую Кормчую (принятую на Руси гораздо после Зонары) и являются несомненной правовой основой для любого старовера. У никониан, конечно, другой взгляд на Кормчую, ну и на Апостольские Постановления, соответственно. Процитирую Вову: "Вот что пишет Никодим Милош", столь любимый многими новолюбцами и неостарообрядцами: С именем св. Апостолов есть еще несколько правил в нашей Кормчей, которые составляют в ней 2, 3 и 4 главы, а именно 17 правил апостола Павла (2 гл.), 17 правил Петра и Павла (3 гл.) и 2 правила “всех святых Апостол купно” (4 гл.). Эти правила извлечены из VIII книги так называемых Апостольских постановлений и внесены в тот Синопсис, на который написал свои толкования Аристин и который послужил основою как для нашей Кормчей, так и для Indreptarea legii, хотя в этом последнем сборнике этих правил нет ). Правила эти необязательны, ибо трулльский собор своим 2-м правилом лишил всякой юридической силы самый источник, из коего они взяты. Зонара об них говорит следующее: “Так как 2-е правило шестого собора именно так определяет и нигде не упоминает ο каких-либо других Апостольских правилах, кроме этих 85, то не следует принимать никаких других правил, которые носят Апостольское имя, напротив, таковые следует осуждать, считать ложными и отвергать, ибо носят ложные заглавия, повреждены и не значатся в числе тех, кои одобрены святыми и божественными отцами" ). http://www.kursmda.ru/books/canons_apostles_nikodim_milosh.htm Самое смешное, что Вова, приведя цитату в которой написано о том, что правила эти взяты из VIII книги АП, тут же пишет: Да отвергаю,есть книги ,которые свидетельствуют,что этих правил ранее не было,они появляются в Синопсисе ,лишь в 8 веке. Правда здорово? А цель-то одна - унизить и уничижить Кормчую патриарха Иосифа, столь дорогую старообрядческому сердцу, а вместе с ней и всё старообрядчество. Никонианскому прощелыге для этого все средства хороши. И не важно, что сам себе противоречишь. Главное цитат побольше выложить. А надо всего-то концы с концами свести: Славянская кормчая. «85-е апостольское правило: Да будет же вам всем, причетником же, и мирским людем, книги честны и святы; Ветхого убо Завета Моисеовы книги пятеры: Бытие: Исход: Левитик: Числа: Вторый Закон. Исуса Навина едина. Судей едина. Руфина едина. Четверы Царства. Паралипомены двои. Ездры двои. Есфирина едина. Маккавейския трои. Иовля едина. Псалтырьска едина. Соломони четверы. Притчи. Екклесиаст. Песни песней. Премудрости. Пророческих, двенадцать. К тому же Исаина едина. Иеремина едина. Иезекилева едина. Данилова едина. Кроме же сих вам приписано будет нами, поучати вам юныя дети, книги премудрости многоученого Сираха. Наши же книги, сиречь Нового Завета: Евангелисты четыре: Матфеово, Марково, Лукино, Иоанново. Павлова послания четыренадесять. Петрова послания два. Иоаннова послания три. Иаковле послание едино. Июдино едино. Климентова послания два и заповеди вам епископом мною Климентом, во осьмерых книгах преданы; их же не подобает пред всеми почитати, сущих ради в них тайн, и деяния нас Апостол». Во-первых слова "мною Климентом" однозначно указывают на того, кто записал и передал нам сии правила, ставя его в один ряд с апостолами евангелистами. А во-вторых, восьмая книга АП указывается как источник канонического права в эпоху, когда про номоканоны и синопсисы никто и слыхом не слыхивал. Не случайно же, Сергiй Аветянъ пишет: Ещё в X веке восьмая книга Апостольских Постановлений являлась составной частью Патриаршего Константинопольского служебника, что несомненно свидетельствует о том, что и после пято-шестого собора они однозначно принимались церковью как канонические. Напомню, правила пято-шестого собора, датируются VII веком, а в VIII - X веках, целая книга АП входит в состав ПАТРИАРШЕГО служебника. Как-то не очень это вяжется с последующим комментарием XII века, на который любят ссылаться, для удаления Апостольских Постановлений из церковно-правовой жизни. Видимо в VIII веке было несколько иное понимание правил пято-шестого собора чем у толкователей XII века. (Не пятого и не шестого, которые правил не оставили, а пято-шестого, который не является вселенским, т.к. анафематствован римской церковью, как незаконный). Включение этих правил в Славянскую Кормчую, показывает, что славяне на том этапе в большей степени сохранили верность апостольскому преданию, нежели византийцы. Кто-то из староверов тоже считает, что Апостольские правила из Кормчей, которые никоны не включили в книгу правил не обязательны для христиан?

Konstantino: Сергiй Аветянъ пишет: У никониан, конечно, другой взгляд на Кормчую, ну и на Апостольские Постановления Апостольские постановления , самый полный и важный из учебников церкви. По форме это литературный вымысел, якобы посмертный дар всех апостолов, переданный через римского епископа Климента или продиктованный ему [...] Однако этот сборник как таковой не приобрел власти формального закона и на II Трулльском соборе 692 г. (известном как quinisextum ) был отвергнут из-за еретических вставок, в то время как «Апостольские каноны» на том же соборе были приняты 298 . http://sbiblio.com/biblio/archive/saff_2/03.aspx Не только у никониан такое мнение. Филип Шафф (англ. Philip Schaff; 1 января 1819 — 20 октября 1893) — немецко-американский протестантский историк церкви и богослов. http://sbiblio.com/biblio/persons.aspx?id=1869 поэтому твой вопрос актуален Сергiй Аветянъ пишет: Кто-то из староверов тоже считает, что Апостольские правила из Кормчей, которые никоны не включили в книгу правил не обязательны для христиан?

Сергiй Аветянъ: Konstantino пишет: был отвергнут из-за еретических вставок Правда удобно что-то отвергать из-за "еретических вставок" не указывая что это за вставки? Особенно на соборе само проведение которого под большим вопросом, т.к. некоторые летописцы свидетельствуют о том, что знаменитые 102 правила были попросту написаны по распоряжению императора и опубликованы от имени собора. Konstantino пишет: или продиктованный ему это тоже очень мило. Разве где-то написано, что апостолы диктовали Клименту? А синоптические Евангелия тоже были надиктованы? Может и их сии исследователи не готовы принять на основании своих же умозаключений?

Сергiй Аветянъ: Konstantino пишет: оттого твой вопрос актуален Не, не актуален. По учению Панкратова - Кораблёва верить надо в то, что написано в ПЕЧАТНЫХ дораскольных книгах (Киевский Псалтырь, следовательно, уже апокриф, который для веры не имеет значения). А уж веришь ты или нет на самом деле - то дело тёмное. Потому как по учению САПа и единомысленных с ним САПолюбцев "явный грех судится явно, а тайный - тайно". Так что тайно можешь и не верить (наверное). Хотя я лично так и не могу постигнуть глубины этого "учения". В чём разница между тайным и явным осуждением? Последствия-то всё одно едины. Так что в то что есть в печатной Кормчей верить надо, и в то что год не имеет дробных долей - тоже надо верить (Кирилова книга), ну и т.п.

Konstantino: Сергiй Аветянъ пишет: По учению Панкратова - Кораблёва верить надо в то, что написано в ПЕЧАТНЫХ дораскольных книгах уточню, печатные книги должны быть только иосифской печати.



полная версия страницы