Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » О наименовании "старообрядец/ы" » Ответить

О наименовании "старообрядец/ы"

Severo: Хорошее соборное заключение РДЦ по этому вопросу: [more]6. Божественной воле было угодно, чтобы истинные ученики Христовы именовались именем своего Божественного Учителя, «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:12). Таковое наименование восприняли на себя чада Божьи еще во времена святых апостолов, как об этом свидетельствует св. апостол Лука в книге Деяний святых апостолов: «ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» (Деян.11:26). По пришествии же в мир многообразных ересей, в качестве противопоставления искаженному пониманию христианства еретиками, к имени христианин добавилось еще и приложение-уточнение - православный, то есть правильно славящий, правильно исповедующий Бога. В Большом катехизисе читаем: «Вопрос: Аще вопрошу тя, коея еси веры, что речеши о сем? Ответ: Истинныя реку христианския веры православныя»[14]. Поэтому чадам церковным надлежит с достоинством носить таковое имя и избегать употребления каких-либо иных наименований уничижающих нашу веру и искажающих суть нашего исповедания. Одним из таких неправильных наименований-прозвищ, вошедших в церковную жизнь извне, является нередко употребляемый по отношению к нашей вере термин «старообрядчество». Данный термин вошел в употребление в связи с появлением и распространением так называемого Единоверия, сущность которого он отражает в точности. Единоверцы - это члены греко-российской церкви, имеющие единую церковную структуру с последователями реформ патриарха Никона, но сохраняющие при этом богослужение, обычаи и иные церковные чинопоследования так, как они изложены в старопечатных книгах. Не имея никакой разницы в вопросах веры, но сводя проблему раскола XVII века лишь к обрядовым разногласиям, единоверцы, с самого своего появления, вполне справедливо именовались и именуются старообрядцами: «Есть церковь старообрядческая, единоверческая или благословенная, отправляющая службу по старым книгам, а обряды - по преданию»[15]. Подобным образом о Единоверии мыслили и наши предшествующие Соборы. В Деяниях Иргизского Собора 1805 года о Единоверии сказано: «инии приступили от нас к отщепенцам, называемым старообрядцами, которые, якоже и мы содержат старопечатныя книги, и по них службу отправляют, а со всеми сообщение во всем имеют незазорно, как в молитве, так и в ястии и питии, и за грех сие не вменяют». Именуя единоверцев старообрядцами, себя отцы Иргизского Собора при этом именовали православными христианами, а Церковь нашу – Православной Церковью, но никак не староообрядческой. О единоверцах же Иргизский Собор сделал следующее постановление: «Если же кто приидет вновь от простых, от Великороссийской церкви или отщепенцев, то есть называемых старообрядцев, а иные называют их благословленными, которые крещены в три погружения; таковых приемлем по второму чину, то есть по проклятии ересей, помазуем святым миром, якоже новокрещеннаго. А если же приидет кто и крещен обливанием, таковаго совершенно да крестим». Таковым остается отношение нашей Церкви к единоверцам и в настоящее время. На протяжении долгого времени наши христиане, как правило, не допускали использования термина «старообрядчество» (старообрядец) по отношению к себе и Церкви, однако 17 апреля 1905 года император Николай II издал Указ «об укреплении начал веротерпимости», которым в частности было определено: «7) Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам»[16]. Таким образом, термин «старообрядец» (старообрядчество) официально стал использоваться государственными чиновниками не только по отношению к единоверцам, но и вообще ко всем противникам реформ патриарха Никона, в том числе, и по отношению к нашим древлеправославным христианам. Для открытой приходской деятельности и строительства храмов непременно требовалась государственная регистрация, согласно которой в наименовании регистрируемой общины или иной церковно-общественной организации должно было содержаться указание на религиозную принадлежность, причем в той форме какая признана государством. Так термин «старообрядчество» (старообрядческий, старообрядец) вошел в официальную жизнь Древлеправославной Церкви. Высший в то время орган церковного управления носил наименование Всероссийского Старообрядческого Братства, церковные Соборы именовались старообрядческими Съездами и т.д., однако это все содержалось в официальных документах в качестве компромисса - вынужденной уступки действовавшему тогда законодательству. При этом Церковь наши христиане продолжали именовать во всех соборных документах Древлеправославной, а себя древлеправославными христианами. Подобное положение сохранялось и при Советской власти, после падения которой из официальных документов был устранен и термин «старообрядчество» (старообрядческий, старообрядец), как несоответствующий сути нашего исповедания. Обобщающее значение термину «старообрядчество» стали усваивать, прежде всего, внешние, подразумевая под ним совокупность всех религиозных обществ, не приемлющих церковную реформу патриарха Никона. Но, подходящее с точки зрения внешних лиц, непонимающих сущности нашей веры, обобщение, совершенно не может быть приемлемым для нас, поскольку термин «старообрядчество» искусственно обобщает Церковь Христову с целой группой еретических сообществ, по виду лишь сохраняющих верность Православию, но силы его отрекшихся - приемлющих дониконовские чинопоследования, но повреждающих в той или иной мере церковное учение. У нас не может быть с ними никакого единства до их покаяния и присоединения к Церкви, ибо, как один Бог, так и Церковь Его одна, как сказано: «один Господь, одна вера» (Еф.4:5). Безусловно, обобщающими являются в наше время и такие подлинно церковные понятия как Христианство (христианин) и Православие (православный). Однако это имена, изначально усвоенные себе верными учениками Господа, и несправедливо присваиваемые теми или иными религиозными группами, отпавшими от церковного единства. Самовольство же отпавших не является основанием для нашего отказа от спасительного имени – православный христианин, употребление этого имени внешними никак не уничижает нашу веру. Наименование же «старообрядец» (старообрядчество) – прозвище, в политических интересах данное нам внешними, причем, с их точки зрения, оно было тождественно наименованию «раскольник»: «Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников»[17]. С течением времени в общественном сознании произошла десемантизация термина «старообрядчество». Он утерял свое изначальное значение и используется внешними для обозначения уже не религиозного, а скорее культурного, ментального единства потомков всех вообще противников реформ патриарха Никона. И если в таком значении термин «старообрядчество», употребляемый внешними по отношению к нам, еще может быть в некоторой степени терпим, то в его изначальном смысле, который продолжают вкладывать в него, например, последователи реформ патриарха Никона, данный термин совершенно неприемлем. Наличие же некоторого культурного единства с кем-либо отнюдь не говорит о непременном наличии и духовного единства, которое для нас, христиан, имеет первостепенное значение. Именно поэтому древлеправославным христианам не следует использовать термин «старообрядчество» по отношению к себе и своей вере, но лишь в отношении внешних - не имеющих общения с Церковью религиозных групп (согласий), сохраняющих богослужение по старопечатным книгам. [/more] Кто что думает по этому поводу? А РПсЦ включила в свое название этот термин

Ответов - 5

Кожевников: Я обычно уточняю старого чина если не понимают. Если и дальше не понимают говорю кратко о расколе и говорю что старообрядцами называют некоторые.

домашний: Всё правильно, так и должно быть. "Старообрядцы" - это дразнительное и унизительное прозвише или кличка. Это всё равно что дать какому-нибудь животному кличку и оно к нему привыкает.

Дмитрий Вячеславович: В свое время и "христианин" было кличкой и язычники произносили это название учеников Христа в унизительном тоне. Простите Христа ради!


домашний: Слова ''старообрядцы'' нет в славянском языке, оно чуждо церковно-литургической терминологии. Так что нужно именовать себя по-церковному - православные.

Игорь_Яров: Все верно.



полная версия страницы