Форум » О канонах, чинах, традиции и истории древлеправославия » Наперсные элементы облачения священнослужителей » Ответить

Наперсные элементы облачения священнослужителей

Jora: Тема побудила покопаться в Кормчей. Зело интересная книга!!! Глава 57, почти самый конец. Некий поп начал служить вечерню без стихаря. И вот св. Иоанн Милостивый говорит ему: [quote]НО ДА ПРОСТИТ ТЯ БОГ, И СЛУЖИ ЯКО ИЕРЕЙ ХРИСТОВ, В СТИХАРЕ И В ФЕЛОНЕ, НА ВЕЧЕРНЯХ И НА УТРЕНЯХ, И КРЕСТЫ НОСЯ, КАКО СОБЛАЗНИЛСЯ ЕСИ ОТЛАГАЕШИ НАЧАЛО ИЕРЕЙСТВА. ` [/quote]Т.е., возможно, в древности все попы кресты носили?

Ответов - 43, стр: 1 2 All

САП: Может имеются в виду вышитые кресты на фелоне? Отсюда и множественное число "кресты"?

Jora: Да, возможно. Скорее всего, так оно и есть.

Severo: Фелони с крестами носили только епископы...и такая фелонь давалась в награду (полиставрий).


САП: В числе встречавших были: во-первых, семь священников в фелонях с крестами, ибо в городе семь церквей (Путешествие Павла Алепского в Московию) Но ето только в 17в. На спине в верхней части фелони под плечевой полосой так же, как и на стихаре и по тем же причинам помещается знамение креста. А в низу спинной части фелони, ближе к подолу, на одной линии с крестом нашивается восьмиконечная звезда. В древности крестов на фелонях иереев наверно небыло.

Severo: ну это видимо самые самые протопопы, награжденные особо...

Severo: http://www.rostmuseum.ru/publication/srm/015/putsko01.html

САП: Severo пишет: http://www.rostmuseum.ru/publication/srm/015/putsko01.htm Ага, я видел.

Severo: вот ту еще упоминается: http://www.magister.msk.ru/library/bible/comment/nkss/nkss17.htm

САП: А может имеются в виду кресты на петрахиле (ораре)? Начиная с XV века архиерей, посвящая диакона в сан священника, огибал его шею диаконским орарем, так что оба его конца равномерно спускались по груди вниз, до подола, и при этом соединялись один с другим. Получалась епитрахиль - предмет одеяния священников и епископов. http://www.magister.msk.ru/library/bible/comment/nkss/nkss17.htm

Андрей изограф: Фелонь преподобного Зосимы соловецкого

Severo: А вот полиставрии современных сербов: http://www.pravoslavie.ru/gallery/image10_4059.htm

дьяк Олег: там же, кстати и митра скуфеечная, правда это из другой темы... :)))

Severo: Да там какая то пародия непонятная))

дьяк Олег: от же ж... всё, что не по древлерусському обычаю сделано, то пародия непонятная, да отступление от православия... Ну честное слово, как-то даже интересно... В чём там пародия и что там не понятно?

Иерей Вадим: "На вечернях, и на утренях, и кресты нося" означает, что не только на церковных службах (вечерне и утрене), но и на крестных ходах вне храмов Иоанн Милостивый требовал, чтобы иереи были облачены в полное облачение, а не просто в патрахиль и фелонь. На практике этого не было ни в греческой церкви, ни в русской. Например, Стоглав предписывает полное облачение только для служения литургии. водосвятия, крещения и некоторых других таинств, а на вечерне и утрене предписывает иереям мирских церквей облачаться в патрахиль и фелонь. Блаженный Симеон Солунский пишет, что наперсный крест должны носить архиереи. Но если священник исполняет некоторые особые поручения, данные архиереем (является, например, экономом или духовником), то архиерей может благословить его носить наперсный крест. Поскольку сейчас практически все иереи при самом поставлении получают молитву на поставление в духовники, то допустимо благословение любого иерея на ношение наперсного креста. Простите Христа ради.

Jora: Иерей Вадим пишет: допустимо благословение любого иерея на ношение наперсного креста Ну да, быо бы целесообразно...

Severo: Иерей Вадим пишет: Поскольку сейчас практически все иереи при самом поставлении получают молитву на поставление в духовники А вот это ошибка современности....Большая!

Jora: Severo пишет: вот это ошибка современности....Большая! А есть реальные варианты?

Павел В.: Прошу рассказать, в старообрядчестве при рукоположении священника обязательно ли ему вручается наперсный крест и каждый ли иерей должен носить его на облачении? Во внебогослужебное время каждый старообрядческий иерей может носить на рясе священнический крест или же только протоиереи? В некоторых статьях пишут, что при посещении прихода епископ или митрополит наградил настоятеля наперсным крестом. Чем этот крест отличается от обычного, того, который был вручен священнику при хиротонии? Какая надпись должна быть с обратной стороны священнического креста?

Konstantino: http://ru.wikipedia.org/wiki/Наперсный_крест http://drevlepravoslavie.forum24.ru/?1-20-0-00000416-000-0-0-1206659174 http://drevlepravoslavie.forum24.ru/?1-3-0-00000003-000-0-0-1311510631 http://drevlepravoslavie.forum24.ru/?1-1-0-00001128-000-0-0-1272388254

Oleg23: Хорошо бы, что бы ответили служители культа.

Игорь_Яров: Ношение мирянами наперсных крестов. В настоящее время редко когда можно увидеть старообрядческого священника без наперсного креста. Этот образ стал настолько привычным, что практически ни у кого уже не вызывает недоумения. Вместе с перешитыми новолюбческими ризами, скуфьями и длинными волосами, софринские кресты, давно стали неизменной составляющей внешнего вида наших священнослужителей. Давно уже исчезли из поповского обихода однорядки, уступив место кургузым кафтанчикам; ушла в небытие облегающая голову дораскольная скуфья, парчу и бархат облачений сменила синтетика. Хотя, еще в начале XX в., поп с наперсным крестом был исключительной редкостью, как правило права его ношения удостаивались только заслуженные протопопы, да и сами кресты покупали не в лавке никониянского ширпотреба, а у православных мастеров, изготавливавших их в соответствии со старинными образцами. В связи с прискорбным забвением некогда общеизвестных вещей, хотелось бы затронуть еще один малоизвестный аспект християнского бытия, - ношение наперсных крестов простецами. Как наверное уже мог догадаться боголюбивый читатель, эти кресты были несколько отличны от носимых священнослужителями. Что же это за кресты, и какова история их бытования? На этот вопрос мы постараемся ответить в данной статье. Как известно, еще задолго до крещения Руси, у восточных славян имели хождение различные металлические и костяные обереги, нередко крестообразной формы. К этой группе можно отнести, как собственно равносторонние четырехконечные кресты, так и значительно более часто встречавшиеся т.н. крючковатые, или гамматические кресты. Данные изделия могли выполнять как функцию височных подвесок, колтов, так и непосредственно носиться на груди. С принятием христианства, данные обереги стали заменяться тельным крестом, нередко в те времена носимым поверх одежды. В ХII-ХIII вв. преобладающим типом нагрудного креста были энколпионы - двустворчатые кресты-мощевики. Как и многие из форм монолитных крестов, они пришли к нам из Византии. В отличие от тельника их носили всегда поверх одежды, и на их лицевой стороне обычно помещалось изображение Распятия. Как считается, эта форма креста произошла от четырехконечного ящичка с изображением креста на крышке, в котором древние христиане хранили частицы святых мощей или списки священ¬ных книг. В дальнейшем энколпион приобрел крестообразную форму и в таком виде являлся в Византии принадлежностью епископского и царского сана В Древней Руси складные кресты-мощевики, наравне с другими нагрудными крестами, носимыми поверх одежды, были предметами княжеской гривной утвари и принадлежностью царского сана. Помимо этого, энколпионы иногда носили и простые иночествующие, а также, довольно часто благочестивые миряне, например, паломники . . Разнообразными были формы четырехконечных киевских энколпионов: с округлыми, трапециевидными концами; со средокрестием, образованным дугами или уподобленным квадрату, ромбу. Иконографическая композиция обычно объединяла створы: на лицевой стороне помещалось, как мы уже выше писали, изображение Распятия, на оборотной – Богородицы с Предвечным Младенцем, св. Никиты – бесогона, св. блгв. князей Бориса и Глеба. Собственно, даже простые тельные кресты того периода отличались большим многообразием, по преимуществу четырехконечные, они могли быть как с изображением трисоставного креста, так и без него. Иногда поверхность креста покрывал геометрический узор. К этому же периоду относится также и любопытнейший обычай ношения т.н. «параманных», или «параменных» крестов. Их носили воины, поверх доспехов и одежды. Их надевали на грудь поверх брони, закрепляя тесьмой на плечах (раменах), так же как иноческий параман или вериги, носимые под одеждой. Для этого параманные кресты имели скважины или ушки сверху и снизу. Такими крестами благословляли воинов на ратные подвиги, они служили духовной защитой и победным оружием в борьбе с врагами. К XIV-XV вв., тельные кресты стали приобретать большее единообразие, и более привычный для нас вид. Наряду с ними продолжали свое бытование энколпионы, и подобные им крупные кресты, повторяющие их форму (квадрифолий и др.), но монолитные и с более подробным изображением обстоятельств Распятия и более широким представлением святых. На верхней стороне креста нередко воспроизводился один из ключевых христианских сюжетов - Спас Нерукотворный, Престол Уготованный, Ветхозаветная Троица и др. Атрибутация последних крестов наиболее сложна, вероятно они были священническими, а возможно, были началом явления вынесенного нами в заглавие данной статьи. Первые образцы, которые определенно не были не тельниками, не энколпионами, не священническими наперсными крестами относятся к середине XVII века. Как правило по своему типу, это были либо солярные, либо т.н. «процветшие» кресты. Наиболее известные, и крупные центры крестечного дела были тогда в Москве и Великом Устюге, к началу XVIII вв., становятся также известными Ярославский, Каргопольский и Выговский центры литья. Для Великоустюжских и Московских работ были характерны ажурность, обилие эмали и филигранность отделки мелких деталей. Стоит упомянуть также и касательно надписей помещавшихся на крестах того времени. Если на лицевой стороне рядом с изображением креста располагались обычные надписания под титлами:«царь славы», «ника», «iсусъ христосъ» (причем титла INЦI встречается сравнительно редко), то на оборотной стороне могло не быть вообще никаких надписей. Великоустюжские кресты нередко были двусторонними, т.е. оборотная сторона обрабатывалась с такой же тщательностью как и лицевая. Чаще же, на обороте помещался какой либо узор, либо он оставался необработанным. Возвращаясь к теме надписаний на оборотной стороне креста, следует заметить, что они были весьма различны. Наряду с принятой ныне «Да воскреснет Бог и разыдутся врази его..», на тельных и наперсных крестах могла помещаться молитва «Крест хранитель всей вселенной…», или другие. Например, в собрании автора есть крест Великоустюжского литья, на обороте которого в четырех квадратных декалях помещено начало молитвы «О тебе радуется обрадованная…». Хотя это и не совсем по теме, следует также заметить, что деление тельных крестов на мужские и женские, - явление сравнительно позднее, и впервые зафиксировано в Выговском литье середины XVIII в., собственно ныне общепринятые классические образцы т.н. «женских» крестов, возходят к тому же Выгу. При этом, у отделившихся в первой половине восемнадцатого столетия филипповцев, изначально сохранялась более древняя форма крестов, и отсутствовало деление их на «мужские» и «женские». Наперсные кресты носили на ажурной металлической цепи, а в южных регионах часто на плетеном из бисера широком гайтане. Распространение данной традиции было весьма широко: Поморье, Центральная и Западная Россия, юг России, Малороссия, в Забайкалье она бытовала у староверов семейских: «И женщины и мужчины носили медный или серебряный крест - на металлической цепочке или гайтане. Его носили поверх рубахи, но под запоном (женщины); крест со вставкой из кипариса носили "от болезни".» (с сайта Семейских) На Европейском Севере дольше всего сохранялась традиция ношения Креста в комплексе девичьего и женского праздничного костюмов: "Цепь с крестом — особое украшение. Называли ее цепь "колетцятая", так как ширину ее составляли несколько скрепленных между собой маленьких колечек — от двух до пяти. "Двухколетцятые" — узкие, "пятиколетцятые" — широкие, они и стоили дороже, особенно если цепь была серебряная. Различие в этих украшениях тоже говорило о достатке семей. На цепь подвешивался крест, массивный, медный либо серебряный, или из простого металла. Одновременно носили от одной до трех цепей с крестами. Если надевали три креста, то один располагался по центру, а два других — по краям. П. С. Ефименко пишет: "...к шейным украшениям относим: кресты, они бывают деревянные (кипарисные), медные и серебряные массивные, висят на шеях... на серебряной широкой цепочке"'. Цепи были настолько длинными, что кресты находились почти у пояса. Как свидетельствуют источники, носили на Пинеге и цепи без креста, либо крест прятали под сарафан. По всей видимости, это связано с антирелигиозной пропагандой в советский период, что подтверждают и некоторые помнящие старину пинежанки.", «"На "метище" съезжались не только парни со всей округи - приезжали гости из соседних волостей. Эти мероприятия превращались в настоящие смотрины, где решалась судьба многих юных сердец - выбирали невесту, "приглядывали" жениха... Особенно эффектно на этих праздниках смотрелись девушки - "повязочницы" из богатых крестьянских семей, чьи наряды были самыми дорогими. Они стояли на "метище" столбами, не смея шелохнуться: "роскошно разряженные... на затылке к золотой повязке из широкого позумента привязано множество ярких лент, которые шелковым каскадом спускаются по спине; на лбу и на висках - жемчужные переплеты". Известно, что вся их одежда весила около сорока килограммов. Сложный наряд девушки - "повязочницы" состоял из множества предметов и деталей, каждому из которых уделялось особое внимание. В него входили: короткая ситцевая рубашка с широким рукавом (полурубашье), шелковый сарафан, "коротена" и головной убор-повязка. Обязательными атрибутами являлись также шелковые платки, которые носили на плечах, а также шейные и нагрудные украшения - жемчужный или бисерный "наборочник", янтарные бусы и цепи с крестами."» От себя можем добавить, что в некоторых случаях количество колец доходило до десяти, и ширина цепи становилась весьма существенной. К описываемому в приведенных выше отрывках времени (10-20 годы XX в.), наперсные кресты сохранялись как правило только в женском костюме, хотя были и исключения: подобный крест носил в первой половине XX в. олонецкий поэт Николай Алексеевич Клюев. В заключение скажем, что в принципе употребление креста в качестве украшения не предосудительно само по себе. Крест, по-разному стилизованный, употребляется в качестве украшения многих священных предметов, часто крестами украшаются священнические одежды (подразумеваем орнамент из крестов, а не просто кресты в положенных местах на патрахели или фелони), есть подобные кресты на папахах и кубанках... Если в этом украшении выражается преданность человека Христу, то это украшение только на пользу. Кстати, именно поэтому оно и употребляется для обрамления груди (персей - наперсный крест), где сердце наше, и главы (на кубанках, например), где наш разум. Да владычествует Господь Исус Христос над сердцем и разумом! Другое дело, если крест употребляется чисто для стилистики, без смысла. Украшение ради украшения. В таком случае человек согрешает против третьей заповеди: «не приемли имени Господа Бога твоего всуе». В этом случае и само украшательство бесполезно и пошло, и часто приобретает форму откровенного кощунства. Опять же, не следует забывать, что при ношении креста поверх одежды в миру, часто в нехристианском окру-жении, риск подвергнуть святыню осквернению очень высок. Список использованной литературы. 1. "Крест - святыня драгоценная". По материалам выставки православных крестов 2. "Народный костюм Русского Севера в собраниии Архангельского музея изобразительных искусств" Л.Ф.Кислуха - М., Северный паломник ,2006 3. Л. Ф. Кислуха "Девичий праздничный костюм повязочницы на Пинежье конца XIX — начала XX века" 4. материалы с сайта староверов-семейских. 5. Граф А.С. Уваров. Христианская символика. М.,1908. 6. Русский традиционный костюм. Н.Соснина, И.Шангина, Искусство – СпБ, 2006 Мое скромное творение.

Урушевъ: Никому не нужен кожаный параман? Когда-то, когда я бредил иночеством, мне его сделали, а теперь вот не знаю, куда его деть. Подарю безвозмездно, то есть даром.

Oleg23: Урушевъ пишет: когда я бредил Надо найти нового заболевшего. Вещь то не шуточная, оденешь, не снимешь.

Александр: Павел В. пишет: Прошу рассказать, в старообрядчестве при рукоположении священника обязательно ли ему вручается наперсный крест и каждый ли иерей должен носить его на облачении? При рукоположении никакой крест не вручается.

Варсонофий: Александр пишет: При рукоположении никакой крест не вручается. А откуда иереи наперсные кресты берут? В какой момент старообрядческий иерей решает его надеть?

Александр: Варсонофий пишет: В какой момент старообрядческий иерей решает его надеть? Решает его надеть, когда архиерей его награждает наперсным крестом за труды. Собственно, в староверии, как и в дораскольной Церкви очень мало поповских наград - наперсный крест, да протопопство. Но всё-таки протопопом становятся уже, когда некоторое время прослужат либо благочинным, либо икономом епархии. А просто протопоп без благочиния или икономства не бывает. И обычно крест всё-таки покупается либо жертвотелями, либо архиереем.

Сергей Петрович: Александр пишет: в староверии, как и в дораскольной Церкви очень мало поповских наград - наперсный крест, да протопопство. А разве наперсный крест не при императоре Павле появился? А награда для каждого христианина (вне сана) - на небесах.

Oleg Genadievich: Pravda li do raskola u svyaschennikov ne bilo naperstnih krestov, kogda oni poyavilis i pochemu?

САП: Oleg Genadievich пишет: Pravda li do raskola u svyaschennikov ne bilo naperstnih krestov Да. Oleg Genadievich пишет: kogda oni poyavilis i pochemu? http://www.liturgy.ru/article_odeyanie2

alexa: Игорь_Яров пишет: Мое скромное творение. ++ Хорошее творение!

alexa: Игорь_Яров пишет: задолго до крещения Руси, у восточных славян имели хождение различные металлические и костяные обереги, нередко крестообразной формы Вот пример. Копия.

Дьячок: Мне бы хотелось парамана, он еще есть?

Niovt: Урушевъ Будьте добры, если еще "Ваш" параман у Вас, напишите, как с Вами связаться. Или подскажите, к кому обратиться для изготовления такого же парамана.

Administrator2: Niovt пишет: как с Вами связаться cruzado@yandex.ru http://papanda.livejournal.com/profile

Chelovek: А как выглядет кожанный параман?

Severo: Chelovek пишет: А как выглядет кожанный параман? Кожанно

амартол Димитрий: Сергей Петрович постоянный участник пишет: С возвращением, дорогой Сергий Петрович!

Chelovek: А как выглядет кожанный параман?

Severo: Chelovek пишет: А как выглядет кожанный параман? Severo пишет: Кожанно



полная версия страницы