Форум » Согласия не приемлющие послераскольное священство » ИПХС (продолжение) » Ответить

ИПХС (продолжение)

АлександрМ: может уже такой вопрос спрашивали, почему отказываетесь от паспорта, когда ап.Павел был римским гражданином и наверняка имел по этому поводу какие-то бумаги на подобии современного паспорта?

Ответов - 118, стр: 1 2 3 All

Саныч: Игорь Кузьмин пишет: У меня большие сомнения, что крестный приносил такие обеты при родителях А при ком? Но на греческом Отрекаюся сатаны и всех дел его, сочетаваюся Христу

Саныч: Игорь Кузьмин пишет: правильный смысл цитат и неправильный смысл вывода Мальцева. Ошибка в сообщении с неисполнившими обета, и исправление было за таковые действия, а не за практику крещений с обетом. Здесь не было разномыслия, и такой вопрос даже не ставился на волжской встрече с ссыльными. Мальцев пишет: Из приводимого выше отрывка: « Ссыльные „не поставили в большую вину" практиковавшееся крещение странноприимцев, и обе группы признали себя приверженцами одного вероисповедания10. Благословение Якова Яковлева, не придавшего большого значения вопросу о крещении мирских, было использовано руководителями ярославских странников в борьбе со своими оппонентами. Саныч пишет: Насколько помню (пишу с телефона и неудобно проверять), Мальцев предполагает, что та история уже была отредактирована много позже собора, с учетом конфликта у христиан «странствующих» Игорь Кузьмин пишет: Ну без цитат из источников, без доказательств, невозможно принимать предположения. А. И. МАЛЬЦЕВ «СКАЗАНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ СТРАННИЧЕСКОГО СОГЛАСИЯ И РАЗНООБРАЗНЫХ ЕГО ОТРАСЛЯХ» КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ СТАРООБРЯДЧЕСТВА.

мвм: Саныч пишет: На славянском точнее звучит: Благодарю. Саныч а русский перевод имеется?


мвм: Игорь Кузьмин пишет: Ну, по агарянам, не всегда подобное имело место, и соблазна там не много для православного. ...Там выбора не было не выполнять требование агарян, а к мученичеству не было готовности. Игорь Кузьмин пишет: А вот по клиникам, или от страха смерти, тут да, бывает соблазн. Игорь а вы по какому принципу в этих двух случаях величину соблазна определяете (в котором больше, а в котором меньше)? Игорь Кузьмин пишет: родственники настаивают окрестить, а какова воля крещаемого, не всегда бывает понятно. а почему не понятна? он что не хочет принять св. крещение?

Саныч: мвм пишет: а русский перевод имеется? Я ж приводил: 198. Ответ св. Афанасия Александрийского на вопрос относительно силы крещения. Однажды спросили св. Афанасия, папу Александрийского, можно ли считать, согласно вере и учению христианскому, крещенным того, кто, не веруя на самом деле и лишь притворяясь верующим, испросит себе крещение по каким – либо посторонним обстоятельствам? «Послушайте, – отвечал он, – что говорят старцы: когда была сильная смертность, многие без околичностей прибегали к св. крещению из страха смерти. Блаженному мученику Петру явился некто в виде ангела и сказал: «Доколе будете вы посылать сюда запечатанные мешки, но совершенно пустые, без всякого содержания внутри?» Поэтому, насколько можно заключить из слов ангела, носящие печать крещения, хотя бы и получили его в расчете на какое-либо благо, считаются крещенными». https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mosh/lug-dukhovnyj/

мвм: Игорь Кузьмин пишет: Не вижу никакой пользы интересоваться А я вижу. Игорь Кузьмин пишет: Это не практика. Если имеет место быть то практика. Поэтому И Лимонар написан и Лука́ Хризове́рг издал определения По вам лучше бы не писали? Игорь Кузьмин пишет: Залог веры, это исполнение делом неблагочестивых дел, оставления мирского жительства к отступничеству чрез гражданские обязанности в сие время приводящая, и переход на мироотречническое жительство, яко иноцы. Игорь как вы понимаете то, что написали. Игорь Кузьмин пишет: Чего Вы не представляете? То о чём вы спрашиваете: Игорь Кузьмин пишет: Можно ли за младенца исполнить этот залог, вопреки воли тех, на попечении кого он находится, Саныч пишет: Если собор поднял такой вопрос, то значит имели место соблазны о законности второкрещения, крещеных православным священником Игорь Кузьмин пишет: Ну да, локального значения, пока не разделились те, кто неправославно догматически мыслил о крещении.А что есть сведения об их неправильном догматическом мышлении? Игорь Кузьмин пишет: После сего не вижу опасность соблазна для православного в сем. В отличии от второго примера. А чем по вашему первый случай не опаснее второго? Игорь Кузьмин пишет: Вот такие случаи и бывают внешним, мирским в соблазн.Под внешними вы наверно "благодетелей" имеете ввиду? Игорь Кузьмин пишет: Когда только желание высказано оставить прописку, документы. Что есть такой чин "о желании"?

мвм: Игорь Кузьмин пишет: А еслибы не православный залог, как у агарянских детей, то от чего и исправлять? Игорь Кузьмин пишет: известно было, что младенцев агаряны не с таким намерением несли крестить к попам. Саныч пишет: 12в., агарянские мальчики попадали в плен к ромеям, их старались крестить, как позже русские татар и иноверцев, а они отказывались креститься ссылаясь на то, что уже крещены Саныч пишет: они отказывались креститься ссылаясь на то, что уже крещеныКак думаете Игорь их отказ от второго крещения и их свидетельство о себе, что они крещены является исполнение ими православного залога? да и попы их крестившие также подтверждали, что крестили их. А вы говорите с такими попами разобрались как с непонимающими смысл православного залога крещения.

мвм: Игорь Кузьмин пишет: Ты латинство вменяешь сим попам, ... никто из здравомыслящих православных таковому крещение не подаст. А вы из попов кого сделать хотите - "иуд", предателей, трусов, мздоимцев и прочих нездрвомыслящих?

мвм: Саныч пишет: Я ж приводил: Извиняюсь. Что-то туплю. Хотел спросит в виде печатного издания. Книгой.

Игорь Кузьмин: Саныч пишет: Игорь Кузьмин пишет:  цитата: Ну без цитат из источников, без доказательств, невозможно принимать предположения. А. И. МАЛЬЦЕВ «СКАЗАНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ СТРАННИЧЕСКОГО СОГЛАСИЯ И РАЗНООБРАЗНЫХ ЕГО ОТРАСЛЯХ» КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ СТАРООБРЯДЧЕСТВА. Ну, понятно, значит цитат правильной редакции – не будет :-) В этой работе Мальцева, с моего сайте, его версия о составлении истории «О начатке ...». Там нет доказательств, что текст «О начатке ...» редактирован, и что было изменено отношение к крещению с документами, договоренность с сыльными переменена с вопроса о крещении с документами, на прегрешение в сообщении с невышедшими в странство. Нет ни одного подтверждения, что версия «О начатке ...» исправлена. Более того, в своей работе, из которой ты ссылки взял с его утверждением, что встреча со ссыльными разрешала вопрос о допустимости крещения с документами, он сноску дает на источник «О начатке ...», по рукописи собр. Титова, что у меня выложен на сайте, и я тебе из него цитату привел, там нет про это и речи.

Саныч: Да, боюсь это моя догадка из всего прочитанного на эту тему (описываемые события встреча с ссыльными общины Якова Яковлева 1808г., конфликт из-за крещения мирских 20-х годов, а «СКАЗАНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ СТРАННИЧЕСКОГО СОГЛАСИЯ И РАЗНООБРАЗНЫХ ЕГО ОТРАСЛЯХ» 1856г., на основании более раннего антистраннического филипповского писания не позже 1852г.); и на то что это до сих пор главный вопрос в трениях внутри ипхс Думаешь Мальцев это выдумал? Из приводимого выше отрывка: « Ссыльные „не поставили в большую вину" практиковавшееся крещение странноприимцев, и обе группы признали себя приверженцами одного вероисповедания10. Благословение Якова Яковлева, не придавшего большого значения вопросу о крещении мирских, было использовано руководителями ярославских странников в борьбе со своими оппонентами.

мвм: Игорь Кузьмин пишет: Там нет доказательств, что текст «О начатке ...» редактирован, А его обязательно нужно было редактировать? Наличие собственного "цензора" в голове автора вы не допускаете?

мвм: Саныч пишет: Те священники, кто добровольно сие творил являлись лишь нерадивыми крестными Обеты за крещаемого подали, но не понесли их Так уж и "нерадивыми"? Может как раз наоборот научили младенцев, что крещение может быть только один раз поэтому Саныч пишет: они отказывались креститься ссылаясь на то, что уже крещены и "обеты" понесли оставаясь в своём убеждение (о единственности крещения) до конца. Случайно не знаете Саныч какова их судьба (я имею ввиду попов, которые крестили агарянских младенцев и говорили, что то было истинное крещение)?

мвм: Игорь Кузьмин пишет: ...не зрится из текста. ...Вас это (что "не зрится") удивляет? Игорь Кузьмин пишет: Но указывается,Ну ещё-бы не указывалось. Игорь Кузьмин пишет: что известно было, что младенцев агаряны не с таким намерением несли крестить к попам. Прям так про всех - всех "известно"? Конкретные примеры (пароли, явки, адреса) хоть приведены?

Саныч: мвм пишет: Случайно не знаете Саныч какова их судьба (я имею ввиду попов, которые крестили агарянских младенцев и говорили, что то было истинное крещение)? Нет, по тем временам источников очень мало

Игорь Кузьмин: Саныч пишет: Да, боюсь это моя догадка из всего прочитанного на эту тему (описываемые события встреча с ссыльными общины Якова Яковлева 1808г., конфликт из-за крещения мирских 20-х годов, а «СКАЗАНИЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ СТРАННИЧЕСКОГО СОГЛАСИЯ И РАЗНООБРАЗНЫХ ЕГО ОТРАСЛЯХ» 1856г., на основании более раннего антистраннического филипповского писания не позже 1852г.); и на то что это до сих пор главный вопрос в трениях внутри ипхс Думаешь Мальцев это выдумал? Из приводимого выше отрывка: « Ссыльные „не поставили в большую вину" практиковавшееся крещение странноприимцев, и обе группы признали себя приверженцами одного вероисповедания10. Благословение Якова Яковлева, не придавшего большого значения вопросу о крещении мирских, было использовано руководителями ярославских странников в борьбе со своими оппонентами. Из того что я читал по имеющимся у меня источникам, или по цитатам источников (которых у меня нет) у исследователей, то везде в цитатах речь не о документах, но о выходе в странство, т. е. выходе из места гражданского прописания. Были споры внутри «странничества» (но не внутри евфимиевых остальцев и статейников) о том, куда выходить и где скрываться (в удалении от мирских, или под их прикрытием). Т. е. и все вопросы по крещению Евфимием Петра Федорова, и Ириной Федоровой Севастьяна, чрез которые были зазирания от некоторых лиц (это по источнику филипповскому «Сказания ...»), они были связаны с невыходом в странство по обету, т. е. невыхода из дома своего проживания. И прегрешении только сомоления с таковыми вышедших. О документах там речи нет. Ниже я размещу подходящие к сему вопросу цитаты из версий исследователей. Исследователи же лакуны связанные с недостаточностью информации по источникам, для построения некоей логической последовательности событий, восполняют своими версиями. Так это в данной твоей цитате с Яковом Яковлевым. Исследователям не ясно было, что это за встреча была (с кем) евфимиевых остальцев с пересыльными из Новгородских пределов в Сибирь страдальцами. Они строят свои версии. Мальцев с версией Пятницкого, Клибанова был не согласен (зри ниже). Да собственно и учение Якова Яковлева по версии филипповского «Сказания о происхождении странническаго согласия ...» из-за которого он разделился с Ириной Федоровной, был зазор, по крещению Севастьяна, без выхода в странства из места его проживания, и сомоления. Посему версия о встрече остальцев с Яковлевым и его последователями, и принятие ими того, ради чего они зазор имели странно выглядит. И это опять же, по источникам, не о уничтожении прописки и документов, но лишь о невыходе из места проживания. И твоя вышеприведенная цитата из Мальцева также не указывает, по какому вопросу по крещению «не поставили в большую вину», «Благословение Якова Яковлева, не придавшего большого значения вопросу о крещении мирских». Источникам же, где речь только о вине сомоления с невышедшим из дома своего проживания, это не противоречит. Разногласия (споров) по вопросу уничтожения прописки и документов нигде в источниках (тех что обсуждаем мы и исследователи) не видится. «Популярная в научной литературе версия о том, что Яковлев был одним из последователей Ирины Федоровой, но, поссорившись с ней из-за крещения мирских, покинул ее общину 8), представляется нам необоснованной. Как видно из показаний Яковлева на следствии и из рассказа истории „О начатке...", он до встречи на переезде не мог иметь контактов с последователями Евфимия. Его община образовалась организационно независимо от ярославских странников, хотя в идейном плане она была очень близка им. О сходстве проповеди Яковлева и страннического вероучения свидетельствуют как материалы следственного дела, так и прямое сообщение истории „О начатке..." 9). В беседе на волжском переезде Ирина Федорова и ее единоверцы затронули вопрос о спорах в связи с крещением мирских старообрядцев. Ссыльные „не поставили в большую вину" практиковавшееся крещение странноприимцев, и обе группы признали себя приверженцами одного вероисповедания 10). Благословение Якова Яковлева, не придавшего большого значения вопросу о крещении мирских, было использовано руководителями ярославских странников в борьбе со своими оппонентами. 8) Пятницкий И. К. Секта странников... С. 67; Клибанов А. И. Народная социальная утопия... Период феодализма... С. 224. 9) РГИА, ф. 1284, оп. 195, 1809 г., №7, л. 5-25 об.; РНБ, собр. Титова, № 838, л. 466 об.-467.» 10) РНБ, собр. Титова, № 838, л. 466 об.-467. [Мальцев. староверы-странники.] «После смерти Евфимия замечает автор сказания о происхождении странническаго согласия, долгое время не было к секте приращения" 4). Продолжательницей дела основателя секты является главным образом бывшая его спутница Ирина Федорова. Усвоив себе право наставничества, она переселилась из Ярославля в с. Сопелки и здесь начала свою пропаганду. Она сама крестила "в странство": крестьянина этого села Петра Семенова Крайнева, дав ему имя Севастьяна, крестьянина Якова Яковлева и крестьянку Пераскеву Кузьмину Курочкину. Затем она же крестила некоего Мокея Федоровича (из Ярославля, из Трупиной слободы 5), который немедленно и сам приступил к крещению других в странство. Вообще распространение секты пошло быстро 6). Все вновь крещенные, как домохозяева, остались жить в своих домах, только „под скрытием", как выражаются сами сектаторы 7). Это требовалось в видах обезпечения положения действительных странников 8), в видах доступа в секту людям состоятельным — вообще домохозяевам, для которых действительное странство было бы слишком большою жертвою, наконец — это было терпимо и самим Евфимием, дозволившим, как было сказано выше, одному из своих последователей (Петру Федорову) и после крещения, оставаться в своем доме 9). Тем не менее явились ревнители и строго-аскетическаго взгляда на странство, которые не захотели и слышать о жизни „в миру". Таков был упомянутый выше Яков Яковлев, который, увидев только что указанную поблажку, не захотел больше оставаться в Сопелках, а удалился в Новгородскую губернью, где и посеял первыя семена странническаго ученья. Это было первое распространение страннической секты, основанной Евфимием, вне пределов Ярославской губернии. В Новгородской губернии странническая секта, во главе с Яковом Яковлевым, приютилась в Колотиловском лесу, Устюжскаго уезда. Однако в ноябре 1808 года Яков Яковлев уже 60-летним стариком, был пойман, и вся его община, в числе 29 человек, предана суду. Решением Кабинета Министров более упорные из них (10 человек) были наказаны кнутом и сосланы в Нерчинск, на каторжную работу, другие были подвергнуты более легкому наказанию, а 6 человек, как раскаявшияся, были отданы на Духовное покаяние 10). Из Устюжскаго уезда секта распространилась и в Черниговском уезде (дер. Назарово) 11). 4) Отеч. Зап. 1876, VII, стр. 189. 5) В пригородной части, за р. Которослью. 6) Рук. А. А. Титова № 838. Русск. Сект. стр. 8. 7) Изслед. гр. Стенбока, т. VIII, л. 2915. 8) В отличие от живущих в своих домах — пристанодержателей. О тех и других будет подробная, речь впереди. 9) Напрасно поэтому г. Розов (Вест. Евр. 1872, XII, стр, 520) утверждает, что пристанодержательство ввел в практику Крайнев. Последний с Ириной Федоровной хотели только узаконить, то, что фактически, хотя и единично, существовало при самом Евфимие. 10) Из дел Устюжскаго уезд. суда. При общем делопроизводстве следственной комиссии №№ 264-272. 11) Время, 1862 г., Ноябрь, стр. 272.» [Пятницкий. Секта странников и ея значение в истории. 1906 г., стр. 66-67]. «Формально странноприимцы не были полноправными членами согласия (действовал запрет на совместную молитву и трапезу странников и странноприимцев), но фактически их роль и влияние были очень велики. От странноприимцев зависело слишком многое — это было ясно как им самим, так и беглым. Впрочем, отказ от практики крещения мирских не решил проблему. Радикально настроенная часть согласия требовала от руководителей четко определить отношение к имевшим место в прошлом событиям и формально зафиксировать запрет крещения странноприимцев. Перед странниками встал тот же самый вопрос, который Евфимий еще в 1784 г. обращал к филипповцам — о корне и основании веры. Один из эпизодов борьбы руководителей согласия со своими оппонентами описан в истории „О начатке...". Речь идет о неоднократно упоминавшейся в исследовательской литературе встрече последователей Евфимия с группой ссыльных старообрядцев, конвоировавшихся в Сибирь через Ярославль. Она произошла на переезде через Волгу. Имя наставника ссыльных в истории „О начатке..." не названо, но исследователям удалось установить, что им был Яков Яковлев, чья пустынь была разгромлена властями в Новгородской губернии в конце 1808 г. Следственное дело о Яковлеве изучалось как дореволюционными, так и советскими исследователями 7). Популярная в научной литературе версия о том, что Яков¬лев был одним из последователей Ирины Федоровой, но, поссорившись с ней из-за крещения мирских, покинул ее общину 8), представляется нам необоснованной. Как видно из показаний Яковлева на следствии и из рассказа истории „О начатке...", он до встречи на переезде не мог иметь контактов с последователями Евфимия. Его община образовалась организационно независимо от ярославских странников, хотя в идейном плане она была очень близка им. О сходстве проповеди Яковлева и страннического вероучения свидетельствуют как материалы следственного дела, так и прямое сообщение истории „О начатке..." 9). В беседе на волжском переезде Ирина Федорова и ее единоверцы затронули вопрос о спорах в связи с крещением мирских старообрядцев. Ссыльные „не поставили в большую вину" практиковавшееся крещение странноприимцев, и обе группы признали себя приверженцами одного вероисповедания 10). Благословение Якова Яковлева, не придавшего большого значения вопросу о крещении мирских, было использовано руководителями ярославских странников в борьбе со своими оппонентами. Полемика по этому вопросу обострилась, когда у оппозиции появились яркие лидеры. Вокруг каждого из них группировались единомышленники, образуя микросогласия — „толки". В 20-х гг. XIX в. во главе оппозиционных групп стояли три наставника — Иван Петров, Иван Федоров и Михаил Андреев Кувшинов. Иван Петров стал странником около 1812 г. 11) В своей деятельности он всецело опирался на учение Евфимия, которое оценивал очень высоко. Правда, поначалу Петров сделал попытку пойти в решении ряда вопросов дальше своего учителя. В частности, он высказался за то, чтобы странники отказались от употребления „антихристовых" денег и укрывались бы только в пустынях, а не в домах странноприимцев 12). Отметим, что эти два положения станут главными пунктами учения различных групп странников-безденежников на протяжении всего XIX в. По-видимому, неудача при попытке практически осуществить эти идеи заставила Ивана Петрова внести в них коррективы. Он отказался от возведения запрещения держать деньги в степень догмата, а также от проповеди обязательности пустынножительства, стараясь все же на практике по возможности придерживаться и того, и другого 13). Таким образом, он, по свидетельству истории „О начатке...", „во всем сошел в равное с евфимиевыми потомками", кроме одного — вопроса о странноприимцах, крещенных с обетом о выходе „в странство". Петров „подзирать стал евфимиевых отраслей за то, что крестили Севастияна, не изшедша из миру, и прочих еще иных тако крещенных. За сие он суд своего мнения так полагал, якобы не крещени они" 14). Иван Федоров, прежде чем стать странником, был одним из странноприимцев Петрова 15). По-видимому, „безденежное" учение первоначально разрабатывалось ими совместно, но затем Федоров принял его как обязательное, в то время как Петров — просто за рекомендацию. Иван Федоров выступил в поддержку позиции Петрова относительно крещения странноприимцев. Став странником, Иван Федоров собрал вокруг себя группу единомышленников, часть из которых, стремясь осуществить на практике пустынножительную программу своего учителя, ушла в Пошехонские леса, образовав так называемое лесопустынное согласие. Пошехонские странники решили не только отказаться от употребления денег, но и не принимали в пищу соль, так как она поступала в продажу „от казенных управлении власти антихристовой". В их среде в 20-х гг. XIX в. была популярна проповедь самоуморения — запащивания до смерти. Стремление оградить себя от „антихристовой скверны" вылилось в своеобразную форму крещения — запрещалось креститься в реках, воды их, как считалось, осквернены Антихристом; следовало принимать крещение „в накопившихся ямах и болотинах дождевною водою", то есть водой, пролившейся с небес, причем крестить каждый должен был себя сам 16). Фанатизм пошехонских безденежников подогревался ожиданием скорого конца света, который, по их мнению, должен был последовать в 1828 г. Лесопустынное согласие в 1827 г. возглавил беглый фабричный ткач из Ярославля Михаил Андреев Кувшинов. Он также поддержал позицию Ивана Петрова и Ивана Федорова по вопросу о крещении странноприимцев. Итак, во второй половине 20-х тт. XIX в. в странничестве сложились две противостоящие друг другу силы: с одной стороны — сопелковцы (они же — „евфимиевы остальцы", „евфимиевы потомки", „евфимисты"), с другой — три оппозиционных течения, объединившиеся вокруг вопроса о крещении странноприимцев. Инициатива создания радикальной коалиции принадлежала Кувшинову. Как сообщает автор „Сказания о происхождении страннического согласия...", Кувшинов „задумал... зделать собор, который старанием его и собран был из сих вновь составившихся странников. Был на нем и нерехоцкой Иван Петров. На соборе сам Кувшинов объявил голос свой против евфимистов", поставив им в вину „смешение с живущими в падшем Вавилоне" через Петра Федорова и Севастьяна Крайнева. Доводы Кувшинова „на соборе всеми приняты были единогласно... и поставлено законом перекрещивать евфимистов". Решение оппозиции было поддержано и многими из тех, кто на соборе не присутствовал. Соборное постановление „в евфимистах произвело колебание и сумнение в вере своей. Главный из них вожд[и] — Родион и Анфиноген открыто говорили, соглашался с разсуждениями собора, что за такое несогласие между собою в приеме Петра и Саватиана (так в рукописи.— А М.) отцом евфимистов, мы в приятом от него крещение — не крещенны. И по сему,— подводит итог автор „Сказания...",— евфимисты веcма были блиско перекрестится в кувшинистов" 17). Странническая история „О начатке..." очень бегло и сдержанно описывает эти события, но и ее сообщения свидетельствуют о серьезном кризисе в странническом согласии. „А евфимиевы остальцы,— пишет автор истории „О начатке...", — тогда великое презрение претерпевали, а сила их не могла то испровергнуть и пленить сии критики в послушание Христово. Тем же и вдавалися они тогда Ивану Петрову и прочим его поборникам в суд праведныи о себе... и брали они на ся елико возложат иго исправления за свою ошибку по неведению... о Севастияне и прочих" 18). „В таком расстройстве и брожении умов евфимистов,— пишет далее автор „Сказания...", — некоторои советовали послушать Кувшинова, друзии же присоветовали остаться за старым крещением, которое едва удержались по обратившихся на их сторону обстоятельством". Выяснилось, что Кувшинов предсказал на 25 марта 1828 г., когда день празднования Пасхи совпадал с праздником Благовещения, второе пришествие Христа и, „чтобы его Страшный суд не застал в падшем Вавилоне, ушел в странство в Пошехонские леса, к сему уговорил мать свою и братьев, и там все последовали упредить самокрещенством себя" 19). Ложное пророчество Кувшинова нанесло немалый вред оппозиции, оттолкнуло от нее колеблющихся. Сопелковцы перехватили инициативу и созвали собор, на котором подвергли критике Кувшинова и пошехонских странников за предсказание второго пришествия Христа, неприятие денег, проповедь самоуморения и ошибки в чине крещения. Затем они сделали очень важный тактический ход, практически лишивший оппозицию возможности продолжать дальнейшую борьбу — собор обсудил вопрос о крещении странноприимцев и признал ошибочность допускавшейся в прошлом практики крещения с обетом о выходе „в странство". Большинством голосов было принято решение: „За великую знаменитость отца Евфимия и за открытие им спасеннаго в странствех пути, хотя и в разделившихся толках, все обязаны ему. И по сему ошибка его в общении его с Петром и Саватианом может быть снисходительна" 20). Что же касается обвинения в „смешении с миром Антихриста", то „решилися на том евфимиевы, чтобы исправица в том, аще и много лет пройде после того. И тако несли епитимию всею церковию две 40-цы поста" 21). Коалиция оппозиционных „толков" распалась. Один из ее лидеров — Кувшинов — присоединился к сопелковцам. Иван Петров и Иван Федоров продолжили самостоятельную проповедь. Так завершился первый серьезный кризис в странническом согласии. Оппозиция потерпела поражение, но успех к сопелковцам пришел только после того, как они пошли на уступки, частично удовлетворив требования своих оппонентов. Покаяние, вынесенное „всею церковию", стало ценой преодоления кризиса. В результате событий конца 20-х тт. XIX в. произошла общая радикализация страннического вероучения и практики, были выработаны твердые основы религиозного союза странников и странноприимцев. Судьбы лидеров оппозиции сложились по-разному. М. А. Кувшинов, как уже было отмечено, присоединился к сопелковцам, причем последние настояли на том, чтобы крестить Кувшинова повторно. За своим наставником последовала немалая часть лесопустынного согласия — их принимали уже без перекрещивания, „под начал" 22). 7) Пятницкий И. К. Секта странников... С. 67; Клибанов А. И. Народная социальная утопия... Период феодализма... С. 224-225. Шифр следственного дела о Яковлеве: РГИА, ф. 1284, оп. 195, 1809 г., № 7. 8) Пятницкий И. К. Секта странников... С. 67; Клибанов А. И. Народная социальная утопия... Период феодализма... С. 224. 9) РГИА, ф. 1284, оп. 195, 1809 г., №7, л. 5-25 об.; РНБ, собр. Титова, № 838, л. 466 об.-467.» 10) РНБ, собр. Титова, № 838, л. 466 об.-467. 11) Там же, л. 471. А. И. Клибанов ошибочно отнес деятельность Ивана Петрова к концу XVIII в., а его смерть — к 1807 г. Ошибка последовала из-за неверного прочтения неясно написанной даты смерти Петрова в рукописи, которой пользовался исследователь. Естественно, попытка А. И. Клибанова объяснить деятельность Ивана Петрова исходя из того, что он был современником Евфимия — неудачна. См.: Клибанов А. И. Народная социальная утопия... Период феодализма... С. 217.(использован канцелярский список сочинения „О начатке...": РНБ, собр. Титова, № 1785). 12) РНБ, собр. Титова, № 838, л. 468. 13) Там же, л. 468 об. 14) Там же. 15) „Сказание о происхождении страннического согласия..." (Краткая редакция). — РГБ, собр. Брысиных, № 18, л. 29 об. 16) "Сказание о происхождении страннического согласия..." (Пространная редакция). — РГБ, собр. Барсова, № 858, л. 56-57, 64-64 об. 17) РГБ, собр. Барсова, № 858, л. 57 об.-61. 18) РНБ, собр. Титова, № 838, л. 469 об.-470. 19) РГБ, собр. Барсова, № 858, л. 61-61 об., 65-66. 20) РГБ, собр. Барсова, № 858, л. 63 об.-66 об. 21) РНБ, собр. Титова, № 838, л. 473. 22) РГБ, собр. Барсова, № 858, л. 67 об.» [Мальцев. староверы-странники]

мвм: Игорь Кузьмин пишет: сомоления То есть ИПХс с кем то молился с кем не положено? Игорь Кузьмин пишет: Благословение Якова Яковлева, не придавшего большого значения вопросу о крещении мирских А что означает здесь "мирские" - это кто такие (по вашему)? Игорь Кузьмин пишет: прописки и документов У вас есть статистика по тому какое количество крестьян было в то время охвачено институтом прописки с выдачей документов?

мвм: Саныч пишет: Нет, по тем временам источников очень мало Остаётся надеется, что "Строгость ... законов смягчается необязательностью их исполнения".

Саныч: мвм пачпорт- пропуск Его получали крестьяне для отхожего промысла, для прохода через заставы Кроме того, весь мужеский пол с 7 лет. в никониянской церкви перед крестом и евангелием присягал на верность новому императору ( с произнесением всех его регалий «благочестивый» и пр.) И все должны были ходить раз в год к приходскому никониянскому попу на дух, либо писаться в раскол Ну, и да должны были приписаны к месту (крестьяне, мещане) или к обществу (купцы, дворяне)

мвм: Саныч пишет: Его получали крестьяне для отхожего промысла,Если не ошибаюсь это если промысел находился в другой административной единице. А если в пределах собственной то вроде как и не нужен. И опять же нужно смотреть какой процент крестьян занимался отходничеством. Ложки можно и в своей деревне точать, дальше дело "коробейников". Саныч пишет: Кроме того, весь мужеский пол с 7 лет. в никониянской церкви перед крестом и евангелием присягал на верность новому императору ( с произнесением всех его регалий «благочестивый» и пр.) И все должны были ходить раз в год к приходскому никониянскому попу на дух, либо писаться в расколНу так это всё независимо от наличия докУментов. Саныч пишет: Ну, и да должны были приписаны к месту (крестьяне,Ну приписка к месту это разве документ? Она (приписка) на руки выдавалась? и какая от неё повреда? Саныч пишет: мещане) или к обществу (купцы, дворяне) А вот этим наверно "тяжко" от страннических строгостей пришлось. Саныч а среди ИПХс купцы были?

Саныч: В современном смысле документов у крестьян не было Пачпорт мог быть и до ближайшей заставы К примеру житель Ходынки не мог войти в Москву через Тверскую заставу без пашпорта

Саныч: мвм пишет: а среди ИПХс купцы были? Конечно! Знакомимся: https://iphs.livejournal.com/12696.html

мвм: Саныч пишет: К примеру житель Ходынки не мог войти в Москву через Тверскую заставу без пашпорта А что странники на Ходынке обретались? Саныч я не про VIP зоны.

мвм: Саныч пишет: Конечно! Знакомимся: https://iphs.livejournal.com/12696.html Он крестился или как?

Саныч: Да, дети его так же приняли деятельное участие в жизни ипхс, были вдохновителями корнилофедоровского раскола

мвм: Саныч пишет: Да, Оставаясь при этом купцом, т.е с докуметами? А то из статьи не видно уничтожил он документы или нет (Да в общем и непонятно куда он пропал много версий высказывается). Саныч пишет: дети его так же приняли деятельное участие в жизни ипхс, были вдохновителями корнилофедоровского раскола Аналогичный вопрос?

Саныч: Тогда просто объявляли властям, что родственник пропал безвести Дети были благодетелями, более мне о них ни чего не известно Они стали корнилофедоровцами

мвм: Саныч пишет: Тогда просто объявляли властям, что родственник пропал безвести Но сами то у себя в какой-нибудь родословной согласия или в семейной хронике могли написать?

Саныч: Могли, нужно архивы подымать или искать контакт с семьями потомками корнилофедоровцев, такие еще остались

Саныч: А вот о богатых, московских благодетелях в 1850г.: https://iphs.livejournal.com/51345.html

Феодосия: Саныч, а ты согласен с тем, что вас сектой называют?

Саныч: Нет

мвм: Саныч пишет: А вот о богатых, московских благодетелях в 1850г.: Саныч интересная информация. Это случайно не "федосеевцы" Гучковы? и ещё вопрос благодетели из Рогачева ( а также многие иные) могли быть крещены?

Саныч: Я этим вопросом не занимался Думаю, что Гучковы именно те Проповедь «странников» была сочувственно принята многими видными феодосеевцами

мвм: Саныч пишет: Нет Саныч а просить у никониан, чтобы они вас так не называли не собираетесь? По примеру РПСц с вопросом о признании иерархии.

Саныч: Труды первого Всероссийского съезда Старопоморского согласия (феодосеевцы) 7417 г. (1909г.) Речь Кистанова Р. И.: «Отцы и братия! Мы строго должны блюсти, дабы ни малейшее не погрешить в вере нашей християнской, ни в догматех, ни в обычаях церковных. Между тем огланемся на жизнь христиан в гонительные времена и вспомним то положение, в каком они находились. Два с половиной столетия мы, истинные христиане носили насильно навязанное название «раскольники» и «сектанты», не имея права называться право-славными християнами, и, кажется очень немногие сумели не погрешать относительно этих названий, или по страху или по незнанию. Им писали на паспорте «раскольник», или «поморской секты», и христианин получая этот документ и не возражая ничего, подписывался и тем самым, значит, принимая на себя это название, не-приемлемое християнином; этим он повреждал свою веру, принимая на себя «секту» или «раскол», ибо ведь он руководствовался этим документом в жизни. Мало этого, многие даже и не понимали, что погрешали против веры, следовательно не покаялись в этом и отцу духовному. Таковых нужно считать десятки тысяч, из коих может многие навечно за это лишились Света Божия. стр. 45. Затем, если встречалась надобность кому по естественному влечению входить в семейное положение, непременно должны были являться в полицейское управление в числе 6 человек с поручителями и заявить и дать подписку, что они от рождения в православии не состоят, а принадлежат к расколу. И визнули в эту сеть 6 душ християнских, подписываясь к расколу. Но нужда заставляла все это делать, ибо только принятие этого названия и делало возможным добывать средства к жизни, ибо не подпишись кто к расколу и сектантству, то и паспорта не получишь без которого нельзя выехать на промысля и по всем другим делам. А не подпишись к расколу при семейной записи, то не будет надела земли, а дети не наследники и не общественники. стр. 45-46.

Саныч: мвм пишет: а просить у никониан, чтобы они вас так не называли не собираетесь? По примеру РПСц с вопросом о признании иерархии. А зачем нам их признание?

Саныч: Крайне радикальное эсхатологическое учение высказано в сочинении федосеевского автора «О власти царской и святительской...», написанном в конце XVIII в. Система доказательства наступления «последних времен» и царства антихристова в этом сочинении подобна выговской начала века: Москва — третий Рим, его «падение», по православной христианской доктрине, должно свидетельствовать о наступлении царства антихристова. Исполнение пророчества «Книги о вере» о 1666 г., по мнению автора, также указывает на приход в мир антихриста (л. 197—198). Под антихристом автор-федосеевец подразумевает ряд русских государей. Все сочинение посвящено доказательству невозможности подчинения для православного христианина власти правящего императора-антихриста. Подобной точки зрения на переживаемое время придерживался и другой федосеевец — казанский житель Яков Петров. Суть его эсхатологической концепции также заключалась в том, что правящий государь объявлялся антихристом. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в конце XVIII — начале XIX в. не все федосеевцы придерживались эсхатологической теории, высказанной Д. Битюковским и И. А. Ковылиным и отразившей достаточно лояльные настроения по отношению к государственной власти. Некоторые из них защищали радикальную точку зрения по этому вопросу: объявляли правящего государя антихристом и на этом основании отрицали возможность подчинения его власти и совершения моления за императора. Подобная оппозиция крайне радикальных элементов существовала и внутри Преображенского кладбища. Об этом свидетельствует сообщение о судьбе Преображенского жителя С. С. Гнусина, опубликованное В. Кельсиевым, в записке «История Преображенского кладбища». Здесь говорится, что С. С. Гнусин — беглый крестьянин, поступил в Преображенское кладбище при И. А. Ковылине, при нем же стал одним из наставников (с. 42). В 1823 г. С. С. Гнусина по доносу Преображенского жителя Осипова арестовали. В вину ему вменялось оскорбление царского величества. В доносе об этом сообщалось: «Гнусин... дерзнул государя-императора Александра представить в картине порицательной его величию; надписав над этой пасквилью: "Семо приидет Христе, аще в вышних живеши, себя на тя брань готовлю"44, а эти слова значат: что Александр — антихрист, вооружившийся против Исуса Христа» (с. 43). Гнусин был сослан в Соловецкий монастырь, где и умер через несколько лет (с. 51). Как следует из сообщения, С. С. Гнусин делал радикальные выводы из своих эсхатологических построений, которые он изложил в сочинении «Апокалипсис седмитолковый» и в толковании на Слово 105 Ефрема Сирина54. По мнению исследователя социально-экономического развития Преображенской общины П. Г. Рындзюнского, С. С. Гнусин возглавлял оппозицию радикально настроенных преображенцев торгово-промышленной верхушке, возглавлявшей Преображенское кладбище. («Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма», Н.С. Гурьянова,Новосибирск, изд. «Наука», 1988г., стр.34-36.) «Подобну тому в сетах Федосеевской и Филипповской отметают молитву за царя не как за неверного или еретика, ибо и за неверных царей, во времена апостольския бывших, Апостол Павел молиться повелевает. (Апостол, послание 1-е к Тимофею, зач. 282. Беседы Апост. на 1-е послание к Тимофею, беседа шестая), но потому отвергают молитву за царя, что почитают его антихристом, писаться же в ревизии, брать паспорты, по житейским расчетам не отрекаются, но при этом толкуют о царе не как о антихристе, но как только о неверно лице, и первом предстателе антихристова царства, и оправдывают себя примерами древних христиан, живших под неверными царями. И так об одном и том же они имеют различные мнения: когда идет рассуждение о молитве за царя, тогда толкуют о нем как об антихристе, а когда идет речь о ревизии и паспортах, оправдать себя, несколько смягчают свое мнение о царе, именуют его только предстателем антихристова царства». (Архимандрит Павел. Собрание сочинений Часть. 1. Пис. 10. С. 40-41. Изд. 4-е М. 1883.) «Беспоповщинская секта, прервав всякую связь с церковью русской, называет ее прямо церковью антихристовой, утверждая, что она, с 1666 года, отпала от Христа, Спасителя мира, начала веровать в антихриста, поклоняться антихристу, служить антихристу, что все таинства ее суть скверны, чада ее – чада Диавола, самая глава ее есть ентихрист, царствующий на земле с 1666 года мысленно, духовно, который, как дух богомерзского отступления, дух вечной погибели, живет и действует преимущественно в лицах правительственных (властодержащих). Вследствие чего, чего секта эта перекрещивает перехдящих к ней от (наз.) православия и долго не молилась, а в некоторых толках своих и до сего времени т.е. до Ильи Алексеевском согласии Преображенского кладбища не молится за православных государей». (Н. Попов. Сборник для истории старообрядч. Т. 1. М. 1864. С. II) «Вместе с французами федосеевцы занимались расхищением сокровищь столицы, особенно – древностей из храмов. В одной молельне тогда была повещена картина, изображавшая «белого царя» с надписью, что Александр антихрист». (П.С. Смирнов. История русского раскола. Па. 19. С. 107. Рязань 1893.) «Одним из наставников Федосеевских, по имени Яков Петров, живший прежде в Казани,а потом попавший в «отцы» на Преображенское кладбище, стал учить, что они молятся за верховную власть, которую Петров называл антихристом, нужно перекрещивать при переходе в Федосеевский толк. (История Ливанова. Т. 3. Гл. 12. О Федосеевцах. С. 121-122) «Обер Полицмейстер Шульгин 1-й, зная, что село Семеновское наполнено Федосеевцами, поспешил в «Преображенский Богодельный дом», где собрав попечителей предложил им в вызваться угостить солдат. «Мое дело будет представить Государю ваш преданность, увеличу в шестеро количество и цену всему, что пожертвуете, только решитесь для своей пользы, дабы его Величество обратил на вас свое благоволение». Издержки то для нас ни чего не значат, говорят попечители, да чем искупить грех, служа Антихристу? – Экие ведь вы какие» - говорил Шульгин. Это единственный случай показать Государю, что вы его усердные рабы, толковал полицмейстер. Раскольники, наконец, исполнили приказание Градоначальника». (Там же. С. 151. ) «Строгии последователи беспоповщнского учения являлись прежде всего, конечно, те расколоучители, которые проповедывали явление в лице Петра I антихриста. Затем, такого же учения держались федосеевцы». (П.С. Смирнов. Споры и разделения в Русском расколе. СПб. 1909. С. 346 ) Надо заметить, что довольно быстро страннические идеи проникли и в федосеевскую среду. Как пишет поморский источник 1831г., к 10-м годам 19в. среди федосеевцев было в известной мере распространено немоление за власть. «По причине, что в самих федосеевых как многия содержали и оправдывали моление за монаршую власть, а другия отрицали оное.»



полная версия страницы