Форум » Знаменное пение, духовные стихи » ОСАДА СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ (песнь) » Ответить

ОСАДА СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ (песнь)

Аграфена Сабурова: ОСАДА СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ Во Москвы-то было во царстве, Во прекрасном государстве, Перебор-то был боярам, Пересмотр-от был воеводам. Из бояр, бояр выбирали, Воеводу-ту поставляли, Воеводу-ту непростого, Его роду же непростого, Из бояр князь Салтыкова. Вопрос говорит-то государь-царь наш, Алексей-сударь свет Михайлович: «Уж ты гой еси, воевода! Я пошлю тебя, воевода, Ко монастырю святому, Ко игумену честному: Стару веру-ту порушите, Стары книги истребите, На огни вы вси сожгите». Воспроговорит воевода: «Уж ты гой еси, государь-царь наш, Волексей ты, сударь Михайлович! Как нельзя-то думой подумать На свято ведь на это место, На прекрасною кенорию, Що на светов-то преподобных Соловецких ведь чудотворцев». Воспроговорит осударь-царь наш, Алексей-от сударь Михайлович: «Уж ты гой еси, воевода! Прикажу я тебе казнити, Руки, ноги же отпилити, Буйну голову отрубити». Воевода-та испугалсе, Сам слезами же обливалсе: «Уж ты гой еси, государь-царь наш, Алексей же сударь Михайлович! Погоди ты меня пилити, Уж мне дай речь говорити. Мне-ка дай же ты силы много, Мне стрельцов, борцов, солдатов». Що садилсе-то воевода, Недалек он, свет, отъехал. Он расплакалсе, сам раздумалсе: «Хошь я смерть-ту — я приму же!» Он раздумалсе воевода – Во пути будто разнемогсе, Он назад скоро воротилсе. На то место-то накупалсе Из бояр, бояр князь Пешерской; Що садилсе-то воевода Он во лёгоньки стружочки; Потянули-то ветры буйны С полудённую сторонку, Уносило-то воеводу Ко монастырю святому, Ко игумену честному, Как ко светам-то преподобным, Соловецким же чудотворцам. Как стрелял, стрелял воевода Во соборну-то божью церковь, Уронил-то тут воевода Богородицу со престола. Вси монахи-ти испугались, По стенам-то вси побросались, В одну келью-то собирались, В одно слово-то говорили. Говорил-то всё игумен: «Вы не бойтесь-ко, мои дети, Не страшитесь-ко этой страсти! Мы по-старому ведь отслужим — С Христом в царстве с им пребудём». По грехам было сучинилось, По тяжким грехам сотворилось: Захотел-то ведь деревяга В святом озера он купатьсе, По веревкам через стену-ту опускатьсе; Ище пал этот грешник Он на сыру-то землю, Он сломил свою праву руку, Извихнул свою леву ногу. Тут пришел к ёму воевода: «Ты скажи-ко нам сущу правду: Ище порохом-то ли доволён монастырь, Ище пушками-то доволен ли, Ище крепостью-то крепок ли, Да людьми-то ведь он людён ли?» Говорил-то тут деревяга: «Он ведь крепостью-ту крепок, Он людьми тольки не людён. Попадите й вы, зайдите Дровяным-то в стену окошком. Как зашел-то воевода, Рассказал как деревяга; Он зачал тут, воевода, Стару веру-ту порушил взял, Стары книги-ти божьи изорвал всё, На огни-ти он прижигал их; Всих монахов прирубили, В сине море-то пометали, Над игуменом наругались: Речист язык у его отрежут; Через ночь было тако чудо - Он ведь сделался весь здравой; Они взели его убили - Как небесно царство купили. Во ту пору-ту, во то время, В саму в ту ведь в тёмну ночку Ище к нашему царю жо К Олёксею-то свет Михайловичу, Как приходят к ёму два старца, Как хотят-то его убити, Руки, ноги да отпилити; Говорят ёму таки речи: «Уж ты гой еси, государь-царь, Олексей ты сударь Михайлович! Не разорей-ко ты старой веры». Посылат-то ведь царь же скоро, Он гонцов-то скоро, солдатов: «Старой веры не разоряйте, Вы ведь книг-то не разрушайте, На огни-то не разжигайте, Вы монахов-то не рубите». Ище стретили воеводу В славном городе во Вологды. Воевода-то разболелсе, Он в худой-то боли скончалсе. Государь-от, государь наш царь, Олексей свет сударь Михайлович, За воеводой собиралсе, Жисть своёй жизнью скончалсе. Понесли его в божью церковь, Потекло у ёго из ушей-то, Потекла у ёго всяка гавря (гной) Ище уши-ти затыкали Всё хлопчатой белой бумагой.

Ответов - 20

Severo: Аграфена Сабурова пишет: ... Агния

Агния: Чтобы не потерялись и легко было найти, ставлю здесь

Агния: Соловецкое стояние. (старинная русская песня XVII века) Да Господь Бог прогневился, государь-царь воспалился. Выбирал-то наш государь-царь боярина большого, Из большия из породы, из породы Салтыковы, Монастырь разорити, старую веру порудити, Старые книги изодрати, Старые книги изодрати, во сине море потопити, И Зосима и Саватия соловейских чудотворцев монастырь разорити И всех старцев прирубити. Что спроговорит боярин да царев воевода: "Прикажи, сударь, слово молвить, хошь словечко едино, А нельзя, сударь, подумать – не токмо дело делать!" Воспалился государь-царь: "Ты добро, добро, боярин, прикажу тебя казнить, Рука, нога отрубить, буйную главу отсещи". Выбирал-то наш государь-царь да второго боярина; Что спроговорит боярин да царев воевода: "Ты давай мне силы много да стрельцов и солдатов!" Как садился воевода на червленые корабли, Как по Божию изволению, по цареву пове<ле>нию Подымалась погода с полуденныя страны, Тонки парусы подымали, по синю морю бежали, Подбегали под монастырь. Они якори бросали, корабли все становили, Они учали стрелять во пиченой да во монастырь, Устрелили на престоле чуден образ. Уже вси старцы испугалися, во одно место сбежалися. Они думали и говорили: "Нам хошь головы сложить, нам по-старому служить!" Выходил тут един старец на святые на ворота, Он правой рукою машет на червленые корабли, Он левой рукою машет на святые на ворота, Ворота сам отпирает, он всю силу сам пущает. Уже вся сила вступила да всех старцев прирубила. Аминь.


Агния: Как и было в самый-ли Петров-то день из исторической песни Как и было в самый-ли Петров-то день; Как на синем было морюшке, На большом было на острове, Во честном монастыре было — Отошла честна заутреня, Пономарь звонил к обеденке, Честны старцы молитвы пели… — Ой ты глупый звонарь, Неразумный пономарь! Ведь это же войско православное: Не идет оно ратися, А идет оно молитися. На ту пору пушкари были догадливы: Брали ядрышко каленое, Забивали в пушечку медную, Палили в тот честной монастырь, В Соловецкий! Исполнитель: "Серебряная псалтырь" 2006,ансамбль семьи Зотовых - Поминальный духовный стих

simeoh: Да!В сказаниях то оно всё складно да ладно. Но Соловецкая трагедия - одна из самых страшных страниц раскола. Массовое убийство. Это даже будет пострашнее уморения в земляной яме. Интересно знать - на месте захоронения страдальцев на Бабьей губе ( если правильно помню место захоронения) какие - нибудь службы совершаются?

Агния: simeoh , а кто их будет совершать? Нет там у старообрядцев ни часовенки ни скитника единого.

simeoh: Значит так и стоит одинокий Крест над срубом. И поморские ветры его баюкают. А не попробовать ли договориться Корнилию с МП? Раз он с ними на такой " короткой ноге" и обрести святые мощи страстотерпцев? Вот о чём у староверческого святителя голова то должна думать а не о том какой подарок побогаче преподнести на очередной юбилей тому или иному никонианскому иерарху!

Феодосия: Вот это мысль! Сам Дух Святой шепнул Вам ее на ушко, братец! Вот бы еще митрополиту... Даже из тщеславия мог бы под'ять такой труд - за одно это навеки бы в историю православия вошел.

Агния: Летопись: важные события в соловецкой истории III тыс. до н.э. — начало освоения архипелага племенами первобытных рыболовов и охотников, возникновение первого временного поселения на о. Анзер. II–I тыс. до н.э. — создание на Соловецких островах святилищ и поселений племенами южного и западного побережий Белого моря. X–XI вв. н.э. — походы скандинавов на Белое море. XII–XIII вв. — начало освоения берегов Белого моря русскими колонистами. Первая половина XV в. — Соловки входят в состав морских промысловых угодий, принадлежавших карелянке Ховре Тойвутовой. 1427 г. — кончина прп. Кирилла Белозерского, основателя знаменитой обители, где принял постриг прп. Савватий. Вскоре Савватий направляется на Валаам, где проводит несколько лет, после чего тайно покидает обитель и приходит на Белое море. Там он встречает прп. Германа. 1435 г., 27 сентября — кончина прп. Саватия ( Саватея), Соловецкого чудотворца. Вторая четверть XV в. - возникновение монашеского поселения на Соловках. Монастырский патерик датирует приход преподобных Савватия и Германа на Большой Соловецкий остров 1429 г. Датой основания обители считается 1436 г. — время появления на Соловках прп. Зосимы. 60-е гг. XV в. — жалованная грамота Соловецкому монастырю на островные угодья от Господина Великого Новгорода. Построены деревянные церкви: Преображенская, Никольская и Успенская с трапезной. 1478 г., 17 апреля — кончина прп. Зосимы, Соловецкого чудотворца. 1478 г. — после удачного похода в “каянскую землю” монастырю пожалован колокол немецкого литья — один из древнейших военно-морских трофеев России. 1479 г. — кончина прп. Германа, Соловецкого чудотворца. — жалованная грамота Иоанна III Васильевича Соловецкому монастырю, подтверждающая новгородскую грамоту. Конец XV — начало XVI вв. — настоятельство и путешествия игумена Досифея, выдающегося соловецкого книжника, составителя первого варианта жития преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. 1514 г. — составление первой описи Соловецкого монастыря — одного из самых ранних документов подобного рода. Начало особого почитания Соловецкой обители среди монастырей Московской Руси. 1534–1548 г. — настоятельство игумена Алексия (Юренева); при нем в число братии был принят св. Филипп (в миру - Феодор Колычев), будущий игумен монастыря и митрополит всея Руси. 30–50-е гг. XVI в. — выдано несколько жалованных грамот Соловецкому монастырю от государя Иоанна Грозного о различных льготах и пожалованиях. 1547 г. — общецерковная канонизация преп. Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. 1548 г. — начало настоятельства св. игумена Филиппа. Середина XVI в. — каменное строительство в монастыре под руководством св. игумена Филиппа. 1554 г. — ссылка на Соловки игумена Артемия, бывшего настоятеля Троице-Сергиева монастыря — первое известие о заточении на Соловках. 50–60-е гг. XVI в. — время интенсивного развития островного и материкового хозяйства Соловецкого монастыря, строительство на архипелаге дорог, каналов, гаваней и многих хозяйственных заведений. 1557 г., 15 августа — освящение вновь построенного каменного храма Успения Божией Матери с трапезной и келарской палатами. 1566 г. — завершение строительства Спасо-Преображенского собора; — поставление игумена Филиппа во митрополита Московского и всея России; — прибытие английской экспедиции на Соловки. 1568 г. — низведение святителя Филиппа с митрополии, его ссылка в Тверской Отроч монастырь. 1569 г., 23 декабря — мученическая кончина св. Филиппа. 1571 г., 17 августа — кончина соловецкого постриженика, блаженного Феодорита Кольского, просветителя лопарей. 1571 г. — появление в Белом море шведских военных кораблей. 1578 г. — на Соловки послан воевода Михаил Озеров (убит в стычке со шведами в 1579 г.). 1579 г. — строительство на Соловках деревянного острога. — воевода Михаил Озеров убит в стычке со шведами. 1582–1592 гг. — настоятельство игумена Иакова, выдающегося соловецкого книжника. 1582 г. — начало строительства каменной монастырской крепости. 1591 г. — перенесение мощей св. Филиппа из Тверского Отроча монастыря на Соловки. 1605–1613 гг. — настоятельство игумена Антония Второго. Благодаря усилиям соловецкой обители и жителей Северной Карелии Беломорье удалось отстоять в составе Московского государства во время Смутного времени. 1614 / 1615 г. — начало отшельничества прп. Елеазара Анзерского. 1614–1626 гг. — настоятельство прп. игумена Иринарха. Строительство на Соловках новых укреплений и каменных келий. 1620 г. — основание Свято-Троицкого скита на острове Анзер. 1626 / 1627 г., 13 сентября — в Соловецкой обители скончался соловецкий постриженник Авраамий Палицын, знаменитый писатель начала XVII в., в прошлом — келарь Троице-Сергиева монастыря. 1633 г. — грамотой царя Михаила Феодоровича установлена независимость Анзерского Троицкого скита от Соловецкого монастыря. 1635 г. — необычайное повышение уровня моря: затоплены нижние этажи монастырских строений, вода доходила до паперти Спасо-Преображенского собора. Ворая пол. 1630-х гг. — пострижение в Свято-Троицком Анзерском скиту будущего патриарха Никона; 1637 г. — царем Михаилом Федоровичем велено в Соловецком монастыре воеводе не быть, настоятель обители возглавил оборону Западного Беломорья. 1651 г. — соловецкий игумен Илия возведен в архимандриты. С этого времени в этот сан возводятся все соловецкие настоятели. 1656 г., 13 января — кончина прп. Елеазара Анзерского. 1658 г. — отказ соловецких иноков принять новоисправленные богослужебные книги, изданные в рамках реформы патриарха Никона и присланные из Москвы на Соловки. 1667 г. — сторонники древлеправославной веры отказались принять нового настоятеля монастыря, архимандрита Иосифа, назначенного указом государя Алексея Михайловича. 1668 г. — на Соловки с отрядом стрельцов послан стряпчий Игнатий Волохов. 1669 г. — изгнание из монастыря сторонников мирного «стояния за веру». 1672 г. — на Соловки бежали казаки из разбитых отрядов Степана Разина. 1673 г. — начало «тесной» блокады Соловецкого монастыря; волнения среди стрельцов. 1674 г. — на Соловки послан воевода Иван Мещеринов. Бои на подступах к монастырю. Соловецкие затворники прекратили моление за государя. 1675 г. — неудачный штурм монастыря стрельцами. 1676 г., 22 января — взятие монастыря, казнь монашеской братии. 1676–1680 гг. — настоятельство архимандрита Макария, присланного из Тихвинского монастыря. 1689–1718 гг. — настоятельство архимандрита Фирса; ряд секуляризационных мероприятий относительно владений и имущества монастыря. 1694 г. — первое посещение Соловков государем Петром I, оказавшим «великие милости» монастырю. 1701 г. — ссылка на Соловки опального иерея Иоанна, бывшего духовника царской семьи. Пострижен с именем Иов (в схиме Иисус), основал Распятский скит на горе Голгофе (острове Анзер). 1702 г. — второе посещение Петром I Соловков с эскадрой новопостроенных кораблей. 1720 г., 9 марта — кончина св. Иисуса, начало запустения Голгофского скита. 1741–1761 гг. — настоятельство архимандрита Геннадия (Дроздовского). Нестроения в монастыре. Соловецкий монастырь становится ставропигиальным и подчиняется Св. Синоду. 60-е гг. XVIII в. — ряд императорских указов о секуляризации монастырских имуществ. 1777–1793 гг. — настоятельство архимандрита Иеронима. Издание «Летописца Соловецкого» — первого печатного труда по истории Соловецкого монастыря. 1793–1796 гг. — настоятельство архимандрита Герасима. Попытка неуклонного исполнения общежительного устава и исправления нравственного климата в обители. 1796–1805 гг. — настоятельство архимандрита Ионы. Перестройка основных монастырских зданий. 1814 г. — Разоружение Соловков, исключение монастырской крепости из числа российских военных укреплений. 1819–1825 гг. — настоятельство архимандрита Макария, основателя Макариевской пустыни — Соловецкого ботанического сада. 1819 г., 26 июля — кончина пустынника Феофана, ученика преп. Паисия Величковского. 1826–1836 гг. — настоятельство архимандрита Досифея (Немчинова). Возобновление Распятского скита на острове Анзер. Издание фундаментального «Географического, исторического и статистического описания ставропигиального Соловецкого монастыря». 1844 г. — визит на Соловки великого князя Константина Николаевича, выдающегося флотского деятеля эпохи реформ Александра II. 1853 г., 10 июля — кончина старца Наума, знаменитого соловецкого подвижника благочестия. 1854 г. — появление у Соловков английских пароходофрегатов «Бриск» и «Миранда». Обстрел Соловецкого монастыря. 1855 г., июнь — корабли союзников снова появляются у монастыря; безрезультатные переговоры с архимандритом Александром о пополнении провиантских запасов неприятеля. 1858 г. — визит на Соловки императора Александра II. 1873 г. — первое издание «Соловецкого патерика». 1886 г. — упразднение военной команды в Соловецком монастыре. 1895–1917 гг. — настоятельство на Соловках архимандрита Иоанникия (Юсова); создание на Большом Соловецком острове межозерной судоходной системы каналов. 1899 г. — издание «Истории ставропигиального Соловецкого монастыря» — наиболее полного труда по истории обители. 1913 г. — визит на Соловки вел. княгини Елизаветы Федоровны, основательницы Марфо-Мариинской обители, преподобномученицы († 1918). 1917–1920 гг. — настоятельство преподобномученика архимандрита Вениамина (Кононова). 17 апреля 1928 г. архимандрит Вениамин вместе с соловецким иеромонахом Никифором были заживо сожжены в лесной пустыне под Архангельском. 1918 г. — появление на Соловках отряда красногвардейцев; конфискация части продовольственных запасов монастыря. 1918–1919 гг. — размещение на Соловках сводного подразделения интервентов. 1920 г. — прибытие на Соловки комиссии М.С. Кедрова; фактическая ликвидация Соловецкого монастыря и ссылка его руководства; организация совхоза «Соловки» и лагеря принудительных работ. 1923 г. — создание Соловецких лагерей особого назначения. 1937 г. — реорганизация лагерей в тюрьму. 1939 г. — ликвидация тюрьмы на Соловках; архипелаг передан Северному Флоту; организация на островах Учебного отряда Северного Флота. 1942–1945 гг. — школа юнг на Соловках в составе Учебного отряда Северного Флота. 1944 г. — образование на Соловках Островного Совета (с 1971 г. — Сельский совет). 1967 г. — создание на Соловках филиала Архангельского областного краеведческого музея (с 1974 г. — Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник). 1987 г. — создание на Соловках районного Совета, официальное наименование поселка Соловецким. 1990 г. — возобновление Спасо-Преображенского ставропигиального мужского Соловецкого монастыря; во главе обители поставлен игумен Герман. 1992 г. — возвращение на Соловки святых мощей основателей обители преподобных Савватия, Зосимы и Германа; посещение островов священноархимандритом Соловецкого монастыря Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II; — наместником обители поставлен игумен Иосиф, впоследствии архимандрит; — включение Соловецкого историко-культурного комплекса в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. 1999 г. — обретение на о. Анзер мощей священномученика Петра, архиепископа Воронежского и Задонского († 1929). 2000 г. — учреждение нового общецерковного праздника — Собора новомученников и исповедников Соловецких (10/23 августа). 2001 г. — паломничество на Соловки Президента Российской Федерации В.В.Путина в сопровождении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. 2003 г. — обретение на о-ве Анзер частиц св. мощей прп. Елеазара Анзерского; — возобновление монашеской жизни в Вознесенском скиту на Секирной горе и в Сергиевом скиту на о-ве Большая Муксалма. 2004 г., 19 января — воздвижение поклонного креста в бухте Благополучия. 2004 г. — возобновление монашеской жизни в Филипповой пустыни. 2007 г. — временно исполняющим обязанности наместника Соловецкого монастыря назначен настоятель Соловецкого подворья в Москве архимандрит Мефодий (Морозов); — в обитель доставлен новый набор из 23 колоколов и временно установлен на звоннице у Успенского трапезного комплекса; — открытие общественного Соловецкого морского музея в монастырском амбаре для гребных судов. 2007 г., 19 августа — великое освящение Спасо-Преображенского собора архиепископом Орехово-Зуевским Алексием. 2009 г., 10 октября — освобождение архимандрита Иосифа (Братищева) по болезни от обязанностей наместника с благодарностью за понесенные труды по возрождению Соловецкой обители; — назначение архимандрита Порфирия (Шутова) наместником обители. 2009 г., 19 ноября — назначение архимандрита Порфирия директором Соловецкого историко-архитектурного и природного музея-заповедника

Агния: Староверы на Соловках Русский Север. Поклонный Крест. Анзер.

Агния:

Агния:

Агния: Соловецкий крест был установлен в 2001 году. История воздвижения памятного креста на острове Бабья Луда , интервью Дениса Пересторонина: https://ruvera.ru/articles/denis_perestoronin_interviu_2

Алимхан: Агния пишет: Палили в тот честной монастырь, В Соловецкий! Ну и почему бы честно то не сказать что штурм Соловетской крепости а не монастыря. Монастырей в те времена почти не было только крепости княжеские где монахов вообще не было а были солдаты и войны бывшие. А так молодцы храбро дали оборотку злу! Героям слава!

Алимхан: simeoh пишет: Да!В сказаниях то оно всё складно да ладно. Но Соловецкая трагедия - одна из самых страшных страниц раскола. Массовое убийство. Это даже будет пострашнее уморения в земляной яме. А почему мучеников не послали к никонианам оказать воздаяние по делам их? 1-я Царств 15 32 Потом сказал Самуил: приведите ко мне Агага, царя Амаликитского. И подошел к нему Агаг дрожащий, и сказал Агаг: конечно горечь смерти миновалась? 33 Но Самуил сказал: как меч твой жен лишал детей, так мать твоя между женами пусть лишена будет сына. И разрубил Самуил Агага пред Господом в Галгале. Разве берестянки и мазание могил дегтем это воздаяние?

Mikhail: Алимхан пишет: Героям слава! Алимхан а вы сало едите?

Алимхан: Mikhail пишет: Алимхан а вы сало едите? Все ем что Бог дает в пищу и сало с чесночком в том числе только понемногу ибо ничего неполезно много. 1-е Коринфянам 10 25 Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; 26 ибо Господня земля, и что наполняет ее. 27 Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. 28 Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, - то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее. 29 Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью? 30 Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю?

alexa: Алимхан пишет: Mikhail пишет:  цитата: Алимхан а вы сало едите? О! МихАйль! ЭмвэЭмчик! Незабудка. Вона ты где ещё был. Как же я тебя просмотрел тогда. Ну привет. А ты как верующий июдей, небось, хотел подколоть форумчанина с "мусульманским" именем? Мыша, а ты сам-то сало, как - потребляешь ли? Шабат, Миш, кончился. Чего не заходишь?

Чижевский: Не, ну, вы, видели, видели? Поняли? Это же ихняя хуцпа в деле! Оскорбил Мишу и с садистким цинизмом его вопрошает: "Че не заходишь"? И кто из них еврей?

alexa: Чижевский пишет: вы, видели, видели? Поняли? Это же ихняя хуцпа в деле! "Хуцпа" - точно еврейское слово малоросских ашкенази. Ви таки с одесы, тов. Чижевский? Обращаюсь к Чижевскому - отвечает мвм-Михаил-Незабудка. Обращаюсь к мвм-Михаилу-Незабудке - отвечает Чижевский. Заканчивайте еврействовать, робяты.



полная версия страницы