Форум » Знаменное пение, духовные стихи » О знаменном пении глаголют никониане - забавно однако » Ответить

О знаменном пении глаголют никониане - забавно однако

Илия: Здравствуйте, Леонид! Не знаю, почему Ваня решил, что я писать сюда не буду. :) Вроде, мой ярлычок позволяет постить сюда сообщения. Современное старообрядческое пение - тема очень большая. Подумаю, что мог бы написать по этому поводу... Наверно, немногое - я четыре года прослужил головщиком в РПСЦ, в Покровской церкви. Харьковский приход в очень тяжёлом положении: молодёжи практически нет, петь некому. Так что я мог лишь наблюдать традицию в состоянии глубокого упадка: бабушкино пение по напевке. На беду, покойная головщица особым вкусом и пониманием не отличалась, и та "напевка", которую она оставила в наследство тамошним бабушкам, никуда не годилась. Местами это напоминало уже не знаменный распев, а какое-то бесчинное кабацкое козлогласование. Пришлось бороться, но стихеры Пасхе (в дико искажённом виде) затвердили так, что я рукой махнул. За четыре года удалось воспитать лишь одного последователя - Георгия Постника. В то время Юра учился в харьковской юракадемии, но до этого он окончил днепропетровское музучилище (уже не помню - как вокалист или как хормейстер). Благодаря этому мы быстро нашли общий язык: я ему давал все азбуки и пособия, которые были в моём распоряжении. Пели мы вместе, и по ходу дела я объяснял сложные моменты. Так и получился приличный мужской хор :) - два парня с неплохо поставленными голосами, читающие крюки с листа. Потом я отправился в своё паломничество в Страну Востока. Юра остался на клиросе головщиком, а вскоре окончил учёбу и уехал, сейчас он в Киеве (говорят, поёт на тамошнем приходе РПСЦ). Я самоучка. Увлёкся знаменным пением в 1991 году, пожив на Валаамском подворье в Питере. Стал собирать разные нотки - всё, что попадалось под руку, от старых изданий в цефаутном ключе и валаамского обихода до "Образцов" Успенского и расшифровок Бражникова. Потом окончил школу, опять почти на год уехал на подворье. Вернулся домой в Харьков в марте 1993 г. с твёрдым решением перейти в РПСЦ. Моя знакомая загрузила меня ворохом материалов по знаменному пению - штук пять разных азбук, обиход Калашникова... Петь в старообрядческой церкви мне было пока нельзя (до принятия погружательного крещения), а владыка Саватий приехал только в Петров пост. Так что на клирос я пришёл, уже неплохо читая крюки с листа: до лета занимался только крюками, даже к экзаменам в вуз готовился из-за этого кое-как. А потом - практика, практика, и ещё раз практика; штудирование работ Металлова, Смоленского, азбуки Мезенца и других древнерусских первоисточников, дружба с Игорем Сахно, регентом хора Трёхсвятительской церкви и руководителем квартета "Сретение". Игорю постоянно нужны были новые ноты, и я занялся расшифровкой (это тоже помогло быстро освоить крюки). Сейчас расшифрованы поморская Пасха, погребение (рукописи И.Ф. Гущенко), всенощная, все основные издания Калашникова, кроме "Ирмосов", "Трезвонов" и "Праздников" (они Игоря мало интересовали, поскольку неплохая редакция знаменных ирмосов и праздничных песнопений и так была доступна в квадратной ноте). Потихоньку перевожу большой поморский Обиход, который чудом попал в руки Игоря. У меня на руках все эти тетради с расшифровками. Игорь "издал" несколько нотных сборников (макеты писал от руки! множил на ксероксе!), но там почти все мои расшифровки приводятся с новообрядческим текстом и не везде правильно указан источник. А вообще гораздо интереснее петь знаменный распев прямо по крюкам. :) Если Вам нужны эти ноты, часть можно найти здесь: http://www.drevglas.orthodoxy.ru/notes.html Вообще, собираюсь сделать свой сайт и выкладывать потихоньку крюки и расшифровки. Давно хочу написать капитальный учебник по знаменному пению, да никак руки не дойдут. Нищ есмь аз и в трудех от юности моея. :( А методика обучения отработана, материала полно. Очень рекомендую также эти ссылки: http://www.drevglas.orthodoxy.ru/sound6.html http://www.drevglas.orthodoxy.ru/sound2.html Это не старообрядческое пение, но такое, каким оно могло бы быть в идеале (на мой взгляд)... Игорь Сахно - очень талантливый музыкант, прекрасный знаток византийской музыки, наконец, глубоко верующий человек и регент с многолетним практическим опытом. Послушайте на выбор хотя бы это: "Отче наш" 6 гласа (квартет "Сретение") http://www.drevglas.orthodoxy.ru/s6/024.mp3 103-й псалом (хор Трёхсвятительской церкви в Харькове) http://www.drevglas.orthodoxy.ru/s2/s02.mp3 "Блажен муж" http://www.drevglas.orthodoxy.ru/s2/s03.mp3 Тропари по Непорочнах (обиход Калашникова) http://www.drevglas.orthodoxy.ru/s2/s12.mp3 Если хотите, можете через меня связаться с Игорем, и он вышлет свои записи, нотные сборники. В Москве диски "Сретения" тоже должны быть в продаже. Со старообрядческой традицией, как ни странно, я знаком лишь в записях. Ведь то, с чем пришлось столкнуться в Харькове, даже напевкой назвать нельзя, а ездить по Руси у студента филфака не было ни времени, ни денег. По-настоящему впечатлило только пение беспоповцев поморского согласия. Разве что тембры специфические, а в музыкальном отношении - просто идеал. Подлинная живая традиция. И сейчас, сидя над поморским Обиходом, понимаю, насколько у Калашникова всё упрощено - в крюковой записи, местами даже в самом напеве. Из белокриницких есть неплохие коллективы в обоих Новгородах - Великом и Нижнем. Но, опять-таки, это пение, как мне показалось, держится на голосистых головщиках. Хор села Стрельниково и дореволюционный морозовский (имею в виду пластинку-конверт, выпущенную к 1000-летию крещения Руси) меня совсем не впечатлили: какое-то народное пение, народное в плохом смысле слова, в отличие от поморов, - какие-то залихватские мелодические выверты, эксперименты с ритмом, открытые женские тембры, задавленные мужские... Московские записи, к сожалению, слышать не приходилось, а всенощную на Рогожке (с большим хором) я так ни разу и не услышал, редко бывал в Москве. см.тут

Ответов - 10

Илия: По-настоящему впечатлило только пение беспоповцев поморского согласия. Разве что тембры специфические, а в музыкальном отношении - просто идеал. Подлинная живая традиция. И сейчас, сидя над поморским Обиходом, понимаю, насколько у Калашникова всё упрощено - в крюковой записи, местами даже в самом напеве. Мне кажется довльно точное замечание.

Jora: Илия пишет: ак что я мог лишь наблюдать традицию в состоянии глубокого упадка: бабушкино пение по напевке. На беду, покойная головщица особым вкусом и пониманием не отличалась, и та "напевка", которую она оставила в наследство тамошним бабушкам, никуда не годилась. Местами это напоминало уже не знаменный распев, а какое-то бесчинное кабацкое козлогласование. Пришлось бороться, но стихеры Пасхе (в дико искажённом виде) затвердили так, что я рукой махнул. А мне вот эти слова очень близки.

Илия: Jora пишет: А мне вот эти слова очень близки. Мне тоже, увы!


ветковец: Я вот только одного не могу понять, зачем делать это и я занялся расшифровкой (это тоже помогло быстро освоить крюки). Сейчас расшифрованы поморская Пасха, погребение (рукописи И.Ф. Гущенко), всенощная, все основные издания Калашникова, кроме "Ирмосов", "Трезвонов" и "Праздников" Ладно если крюки понять, но получается, что по крюкам петь не будет. А, как известно, при расшифровке искажается само песнопение. Если раньше, писцу для того чтобы записать мелодию, он должен был ее пропеть, то здесь уже подход чисто прагматический, так как с таким "переводом" можно очень сильно исказить само песнопение. но там почти все мои расшифровки приводятся с новообрядческим текстом Это же вся мелодика рушится, так как все распевалось под старый текст. азбуки Мезенца Азбука уже никониянская, о чем было говорено на одном из съездов знаменьщиков.

Илия: ветковец Я вообще не понимаю, почему такие спецы-консерваторщики, нуждаются в нотах. выучить крюки не вот какая проблема. Бабки полуграмотные и то выучивают. И потом, знаменное пение напевками учитася, а крюки только напоминание. Научиться петь знаменм можно только от кого-то, а не от чего-то...

ветковец: Илия Дело в том, что спецы выучивают крюки, а это слоговая основа знаменного пения, а лексическая находится уже в попевках, но сейчас нет ниодного учебника по попевкам, их надо изучать от живых носителей традиции, а спецы этого понимать не хотят, ибо он пишет: бабушкино пение по напевке. На беду, покойная головщица особым вкусом и пониманием не отличалась, и та "напевка", которую она оставила в наследство тамошним бабушкам, никуда не годилась Поэтому для них более тонкие и сильные пласты знаменного роспева сокрыты, как то наон.

and: Соловецкий монастырь. Многоголосие и знаменное пение. BaSSSSSSSSS: http://register.orthodoxy.ru/dl/dl.php?h=1&b=bXBlZy9zb2xvdmtpL3NsdmtpLTAxLm1wMw== http://www.canto.ru/index.php?menu=mpeg Осмогласие знаменного роспева. Тропари Кондаки Погласицы http://biblion.realin.ru/listing/-/audio/25_Osmoglasie_znamennogo_rospeva._Tropari_Kondaki_Poglasitsy/ http://zhmer-star.mylivepage.ru/ http://www.102i3fm.ru/arc/duhovnayamuzyka/Russkaya/

and: KAK ETO SKACHAT' PODSKHAZITE!: http://cantus.nnm.ru/hory_staroobryadcev_pomorskogo_soglasiya

and: Kak skachat' eto ????

and: tut idiet zagruzka: http://atlanti.indeep.ru/nnm/cantus/hory_staroobryadcev_pomorskogo_soglasiya/1000_pomorcy.rar орона 1 1.Тропарь Пасхи "Христос воскресе" со стихи (напевка) Смешанный хор первой старообрядческой общины г. Даугавпилса Мужской хор старообрядцев Поморского согласия из Прибалтики: 2. "Господи воззвах" 1-го гласа (знаменный роспев); стихера "Отче преблагии" (на подобен "Прехвальнии мученицы") 3. Подобен 5-го гласа "Радуися, живоносныи Кресте" 4. Догмат воскресен 7-го гласа "Мати убо познася" (знаменный роспев) 5. Ирмосы 6-го гласа "Яко по суху ходив Израиль" (напевка) 6. Кондак Акафиста Пресвятой Богородице "Взбранной Воеводе" (глас 8-й, знаменный роспев) 7. Кондак Рожества Богородицы (глас 4-й, знаменный роспев) 8. Поучение в неделю вторую поста (псалмодия - традиционное распевное чтение) Сторона 2 Записи богослужений в Гребенщиковской общине (г. Рига): 1. Чин погребения (фрагменты) Семипоклонный начал Аллилуия, глас 8-й Тропарь "Иже глубинами мудрости" и богородичен "Тебе град и пристанище имамы" (глас 8-й, самогласен, знаменный роспев) 17-я кафизма (напевка) Трисвятое (напевка) 2. Всенощное бдение на Успение Пресвятой Богородицы Славник на хвалитех: "На безсмертное твое успение" И ныне: "Преблагословенна еси, Богородице Дево" (знаменный роспев, самогласны 6-го гласа) Великое славословие (напевка) Тропарь 8-го гласа "Воскрес из гроба узы растерзав" (чтение с допеванием последнего стиха, знаменный роспев) Прокимен, глас 8-й "Воцарится Господь во веки" (знаменный роспев) "Слава Тебе, Господи" (знаменный роспев) Чтение Евангелия (зачал 65-й, Ин. 20:19-23) Господи помилуй, 40 раз; Честнейшую Херувим, Слава, И ныне (напевка) Отпуст Запись произведена сотрудниками Издательского отдела Московского патриархата Н.Диваковой и А.Шатовым, 1986 г. ATUT ESCHO ODNA ZAGRUZKA: http://atlanti.indeep.ru/nnm/cantus/voznesenie_gospodne_i_troica/voznes_troica.rar



полная версия страницы