Форум » Книжница » Латинская империя, влияние на православие » Ответить

Латинская империя, влияние на православие

Бездельник: 1. Не повлияла ли Латинская империя на Православие? Не переняли ли греки что-нибудь у латинов, а потом это продвигали у нас? Т.е. грубо говоря до и после - это одно учение церкви? Сколько читал по истории, у них уния - как навящивая идея. 2. С какой целью были правки Евангелия на Афоне в 14 - 15 веках?

Ответов - 11

САП: Бездельник пишет: Не повлияла ли Латинская империя на Православие? Не переняли ли греки что-нибудь у латинов, а потом это продвигали у нас? Т.е. грубо говоря до и после - это одно учение церкви? Сколько читал по истории, у них уния - как навящивая идея. Ну, да, их перестали перекрещивать, а стали принимать вторым чином. Щепоть (по смыслу, три благословляющих перста в честь Святой Троицы) и обливанство от латинян пошло. Ну и вообще к ним стали хорошо относиться когда попали под власть мусульман. У латинян греки печатали церковные книги.

Бездельник: Я про период с 1204 по 1261 год. И после что было ). Читая про эпоху Сергия наткнулся на - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%84%D0%B5%D0%B9_(%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%80%D1%85_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9) ... Патриарх жил в период, когда формально существовала уния между православными и римокатоликами, причём светская власть Византии признавала примат римского папы. ... Плюс ещё есть - История византийских императоров. В 5 томах. http://vizantolog.ru/?p=144 Там есть много интересного, хотя, не знаю, можно ли доверять источникам. И ещё. До крещения Руси. Фотий I (патриарх Константинопольский) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B9_I_(%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%80%D1%85_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9) ... Вскоре Фотий и его братья были удостоены высоких придворных чинов: Тарасий стал патрикием, Сергий и Константин — протоспафариями, сам Фотий в чине протоспафария занял важную должность протоасикрита — начальника императорской канцелярии. В 845 или 855 г. Фотий участвовал в посольстве к арабскому халифу, отправляясь в которое он составил послание своему брату Тарасию, впоследствии ставшее знаменитым как «Мириобиблион», или «Библиотека» — более или менее подробное описание 280 прочитанных им книг. ... Кстати, что такое этот «Мириобиблион» ))). https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D0%BD Стефан I (патриарх Константинопольский) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B5%D1%84%D0%B0%D0%BD_I_(%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%80%D1%85_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9) https://diak-kuraev.livejournal.com/21127.html?nojs=1 В 16 лет патриархом. )))

САП: Бездельник длинные ссылки убирайте под кат (правая, верхняя кнопка), а то страницу раздвигает, что читать неудобно.


САП: Бездельник пишет: «Мириобиблион», или «Библиотека» — более или менее подробное описание 280 прочитанных им книг. ... Кстати, что такое этот «Мириобиблион» ))). Вас перевод слова или текст интересует? Греч. Myriobiblion множество книг.

Бездельник: САП пишет: Вас перевод слова или текст интересует? Греч. Myriobiblion множество книг. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D0%BD Мириоби́блион (греч. Μυροβίβλιον, буквально «тысяча книг», другое название Библиоте́ка — др.-греч. Βιβλιοθήκη) — сочинение Фотия, написанное до его первого патриаршества. Представляет собой краткое изложение (синопсисы) книг, которые он прочитал. Закончено не позднее 857 года. Состоит из 279 глав; традиционное название каждой главы — «кодекс» (codex) — означает небольшой очерк, излагающий какое-нибудь произведение, реже — несколько произведений или краткую характеристику творчества какого-нибудь автора в целом. В античную часть «Библиотеки» входят рефераты логических трактатов Аристотеля и комментариев к ним, классических историков (Диодор Сицилийский, Дионисий Галикарнасский, Дион Кассий) и ораторов (в частности, даны характеристики всех десяти аттических ораторов), а также эллинистических мифографов и греческих романов («Левкиппа и Клитофонт», Аполлоний Тианский, Лукий из Патр). Меня смущает, что патриарх имеет отношение к сборнику с языческими авторами. Я понимаю, если бы он оставил после себя сборник Святых Отцов, а тут даже языческие романы. Григорий Палама тоже был светски образован, но тут другой случай.

САП: Об этом: Из кружка ученых и богословов собранного кесарем Вардой вышел «отец византийского богословия» — патриарх Фотий. В нем настоящий богословский талант (его полемика против западного учения о Св. Духе) сочетается с тем «академизмом», который типичен для его последователей. Его знание было универсальным, легендарным, он создал целую плеяду ученых и богословов; (из его окружения вышел св. Константин Философ, брат Мефодия — просветителя славянства), но его «Амфилохии» уже представляют собой типичный пример богословия, сплошь основанного на свидетельствах и цитатах. Умирающая Византия оплодотворит Запад не светом Православия, а эллинской античностью, Платоном и Плотином! Ибо в самой Византии, в последние века ее существования мы видим неожиданный возврат к чистому эллинизму, к философским вопросам, некогда казалось бы преодоленным в патристическом богословии. Не случайно связующим звеном между Византией и Западом, в самый канун падения Империи, оказывается не общее христианское наследие, а «неоязычество» Гемистия Плифона, основателя Платоновской Академии во Флоренции, «обер-профессора» эллинизма для всей Италии. Это расплата за «официальное богословие», за охранительный дух, восторжествовавший в византийском Православии. Когда учение Церкви превратилось в казенный авторитет, которому нужно было подчиняться принудительно, греческий ум стал искать новой пищи в знакомом ему со школьной скамьи мире дохристианской философии. И то, что раньше было предметом только школьного изучения, гимнастикой ума, теперь снова приобрело самостоятельный интерес, ожило как источник тех проблем, которые нельзя было ставить в религиозной жизни. Вера осталась верой, неприкосновенной и несомненной, но исчез к ней умственный интерес, задушена была потребность постигать ее умственно. Снова — но уже в новой форме — возродилось прежнее раздвоение между христианством и эллинизмом. Раньше это был конфликт, из которого христианская мысль вышла путем творческого усилия — победительницей. Теперь не могло быть даже конфликта — христианство не отвергалось и не критиковалось. Византийское философское «возрождение» развивается рядом с христианством, параллельно ему, как совсем автономная сфера. Вот, например, Михаил Пселл — один из «зачинателей» византийского периода философии в конце одиннадцатого века. Его облик чрезвычайно характерен для нового «гуманистического» духа, появляющегося в Византии. О природе Бога он учит по Орфею, Зороастре, Аммону, Пармениду, Эмпедоклу, Платону — разрыв с богословием проведен как будто до конца. Но это не мешает ему писать богословские трактаты в самом благонадежном и классическом духе. Как и Гемистию Плифону, создаваемая им неоязыческая философия не мешает защищать православие на Флорентийском Соборе 1438-39 годов. В Византии нарождается постепенно если не теория, то практика «двойной истины» и это и есть самый глубокий симптом богословского кризиса. Это значит, что христианство перестает удовлетворять всем потребностям византийца, что в нем нарушена его духовная целостность и что какой-то своей частью — при этом частью творческой — он влечется уже к другому, не христианскому миру. На это философское возрождение Византийская Церковь не раз отвечает запретами и анафемами. Но «официальное богословие» оказывается неспособным изнутри преодолеть его в новом и творческом синтезе… И каковы бы ни были заслуги этого богословия, они не заменяют, конечно, творческого горения, которым «навсегда оживлены те древние книги» — книги великих Отцов и Учителей, памятники богословской весны в истории Церкви. Знание, усвоение не заменяют опыта. http://thelib.ru/books/shmeman_aleksandr/istoricheskiy_put_pravoslaviya-read-20.html

Бездельник: Бездельник пишет: 1) ... Патриарх жил в период, когда формально существовала уния между православными и римокатоликами, причём светская власть Византии признавала примат римского папы. ... А по этому поводу что Вы можете сказать? Бездельник пишет: 2. С какой целью были правки Евангелия на Афоне в 14 - 15 веках? А по этому поводу что Вы можете сказать? САП пишет: Ну, да, их перестали перекрещивать, а стали принимать вторым чином. Щепоть (по смыслу, три благословляющих перста в честь Святой Троицы) и обливанство от латинян пошло. Ну и вообще к ним стали хорошо относиться когда попали под власть мусульман. У латинян греки печатали церковные книги. Это Вы говорите про XVII век. Я про XIII - XIV.

САП: Я говорил о 13-14в. 1054г. латиняне ставили в вину грекам, что они перекрещивают латын, а свт.Марк Ефесский, в своём письме после Флорентийского собора, доказывая, что латиняне еретики, говорит о том, что латынян же при приёме перемазывают миром как еретиков. Такое очень часто бывало в истории Церкви, когда часть иерархов увлекались ересью, а другая часть противостояла им. http://www.ostrova.org/history/byzantine/

Бездельник: Бездельник пишет: ... Патриарх жил в период, когда формально существовала уния между православными и римокатоликами, причём светская власть Византии признавала примат римского папы. ... А что за уния была в то время?

САП: Бездельник пишет: А что за уния была в то время? В 1261 году Никейский император Михаил 8 Палеолог (1259-1282) изгнал латинского императора Богдана 2 и восстановил Византийскую империю. Новый император обратился к папе Урбану 4 с предложением начать переговоры о воссоединении церквей. Переговоры начались лишь после вступления в 1274 году на папский престол Григория 10. Он назначил в 1274 году Лионский собор для окончательного решения вопроса о соединении церквей. Византийское духовенство во главе с патриархом Иосифом решительно выступило против заключения унии. На соборе в Лионе была заключена уния . Император объявил патриарха Иосифа низложенным, а на его место был возведен сторонник унии Иоанн Векк. Но неприятие унии вызвало открытый протест со стороны народаи духовенства. Папа Николай3 отправил в Константинополь легатов, которые должны были настоять на принятии унии. Палеолог сумел не только успокоить папу но и добиться заключения дипломатического союза против Карла Анжуйского . В 1281 году папа Мартин 4 , недовольный лживой политикой императора, отлучил его от церкви. Палеолог запретил поминать папу при богослужении ,но унии формально не уничтожил. После смерти Михаила Палеолога в 1282 году закончилось и действие Лионской унии.При новом императоре Андронике 2 в Константинополе состоялся собор на котором Иоанн Векк был низложенн . Церкви, в которых совершалось униатское богослужение , были освящены вновь как оскверненные . http://www.proza.ru/2016/02/13/1597

Бездельник: САП пишет: ... После смерти Михаила Палеолога в 1282 году закончилось и действие Лионской унии. ... ... Патриа́рх Филофе́й (греч. Πατριάρχης Φιλόθεος, в миру Фока Коккинос, греч. Φωκάς Κόκκινος; около 1300, Салоники — 1379, Константинополь) ... Он родился, когда её действие официально закончилось. Вот ещё: протоиерей Иоанн Мейендорф Византия и Московская Русь https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendorf/vizantija-i-moskovskaja-rus/8 ... Даже официальное обращение Иоанна V в латинскую веру в 1369 году не было принято слишком всерьез старым императором-монахом, которого не было в Константинополе, пока Иоанн V ездил в Рим. Позднее Кантакузин даже помог Иоанну V в борьбе против Андроника IV, захватившего в 1376 году власть при поддержке генуэзцев. У Иоанна V не было ни возможности, ни, вероятно, охоты навязывать церкви объединение с Римом, а его собственное обращение в иную веру не вызвало в Константинополе ни возмущения, ни анафем, а только равнодушие, – какой контраст событиям эпохи Михаила VIII! ... https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendorf/vizantija-i-moskovskaja-rus/5 ... Более того, даже после победы исихастов Кантакузин поощрял переводы с латинского и пользовался ими в своих сочинениях. Открытость западу, которую мы видим у Кантакузина и его друзей-исихастов, звала не к капитуляции, а к диалогу. Характерно, что на соборе, который планировал Кантакузин, восточная церковь должна была быть представлена полностью, включая посланцев из других восточных патриархатов – Грузии, Болгарии, Сербии, – а также представителей «отдаленных» митрополий Константинопольского патриархата – Киева (с несколькими русскими епископами), Трапезунда, Алании и Зихии. ...



полная версия страницы