Форум » Книжница » Протопоп Аввакум. Как нужно жить в вере. » Ответить

Протопоп Аввакум. Как нужно жить в вере.

САП: [more]...Братия и чада моя о господе, богатии и убозии, мали и велицы, смиренныя и нищия, сирыя и вдовицы! Дондеже имамы время, попецемся о единородных своих душах и о домашних своих: муж о жене, жена о муже; отец о сыне, сын о отце; мати о дщери, дщи о матери; брат о сестре, сестра о брате. Не во тлю, молю вы, попечение творим, якоже неверни попечение творят, о брашнех и о ризах и о чести настоящаго века сего: како сына ризами украсить, како дщерь веном, сиречь приданым, довольно наделить, или пиршество ясно и светло сотворить, или в дому храмы красныя и повапленныя возградить. Ни, ни, чада моя о господе! — се бо языческо есть, в вас же, Христовых учениках, не тако да буди, но пещися вам подобает: како сына и дщерь во благоразумие привести, како к любви божии привлещи, в православной вере утвердить, на милость и любовь к человеком научить, молитве и посту и иным добродетелем вразумить. Се бо есть благоприятно и любезно богу. Еще же муж жене и жена мужу своему да воздают должную любовь о господе. И пейте от своих студенец источника, еже есть в чюжия кладези не ходите, но свою воду пийте. Просто рещи — друг от друга не соблудите и не желайте красоты чюжия. Во всяком кладезе единака вода и не разнствует ничем же друга друзей. Тако и совокупление мужа и жены, токмо красота чюжая греху ходатайственна, а сладость смешению одна. Якоже в раи красен бе и добр в снедь иже Адама уморивый плод, озоба и наг бысть от славы своея, тако и здесь чюжая красота нага благодати святаго крещения сотворит. Так что стал еси? О, муж или жена, бес — не бес, человек — не человек! Как на тебя Христос поглядит, как пречистая богородица позрит? Как явишися на страшнем и нелицемерном суде наг красоты и одеяния светло блещащихся риз? Скрыся под древо со Еввою Адам и прикрыста листвием смоковичным свою наготу. Тогда богу ходящу в раи и глаголящу: «Адаме, Адаме, где бе?» Спрятался бедной под куст, как подъявитца наг? О, окаянный Адам, куды от бога бежишь? Со дияволом любил пировать и воровать, а к зиждителю повинутца не захотел. Так же бывает и здесь: мотрошит окаянной прелюбодей, яко Адам, листвием закрывает срамоту, сиречь в бане парится и измывается начисто, яко селезень, сблудя с чюжею, или блудница с чюжим, рубаху белую воздевает, к церкве пришед, молитвы у попа просит, будто и всегда доброй человек — праведник. А совесть та замучила злодея, да тут же идет ко кресту и к прочим святыням касается. Ох, ох, безумия! не зрит внутрь души своея наготы и срамоты, яко вместо риз благодатных сквернавыми ризы оболчен и помазан блудною тиною и вонею злосмрадною повит. И бес блудной в души на шее сидит, кудри, бедной, расчесывает и ус расправливает посреде народа. Сильно хорош, и плюнуть не на ково. А прелюбодейца белилами, румянами умазалася, брови и очи подсурмила, уста багряноносна, поклоны низки, словеса гладки, вопросы тихи, ответы мягки, приветы сладки, взгляды благочинны, шествие по пути изрядно, рубаха белая, ризы красныя, сапоги сафьянныя. Как быть хороша — вторая египтяныня Петерфийна жена, или Самсонова Диалида-блядь. Посмотри-тко, дурка, на душу свою, какова она красна. И ты, кудрявец, чосанная голова! Я отселе вижу в вас: гной и червие в душах ваших кипят; беси же вас злосмрадною водою кропят и ликовствуют в вас, яко в адовых темных жилищах, веселящеся. Вы же не чюете в себе зверей таковых, яко снедают вас ради беззаконныя сласти сея. Молю вы: престанете от беззакония сего; сотворите себя храм божий и обитель Христу, сыну божию, со духом святым; исправитеся покаянием и слезами и припадите к богу с верою, прямо животворящему мертвыя. Милостив бо есть, иже праведники любя и грешных милуя, прибегших к нему. Воззрите на вышереченное ниневитцкое покаяние и Манасиино. Сладость греховную загладите горестию, сиречь постом и слезами со воздыханием. И прочих заповедей божиих будите причастницы. Кая потреба времянно усладитися грехом, а вечно мучитися? Немощи ради нашия дан нам бысть закон. Безгрешно и чисто законное ложе по согласию ко времяни, еже есть время глаголет Апостол: понедельник, вторник, четверток, аще праздника несть, среда же и пяток, суббота и неделя да хранима бывает; и праздники во весь год, и великий пост весь, и Пасха до Фомины недели. Поститися и молитися тогда подобает, а не сластем прилежати. Глаголю же и во вся дни, во весь год в молитве пребывати, но указныя дни от жен нас правила не возбраняют ко времени. В беседах апостольских святый Златоуст рассуждает, поучая к нощной молитве, сице глаголет: «егда в нощи стоишь на молитве, и воспалиттися похотения пламень, — остави дело молитвы и угаси палящее, шед к жене своей на ложе, и, очистився, паки да совершиши дело молитвы». Вонми реченному: по словеси господню — «слушая вас — мене слушает». Слушай же, что я о Христе стану говорить. Не лежи в скверне, быв с женою своею. Аще и писано — честен брак и ложе не скверно, но не к тому глаголет Апостол, еже не очищатися, — скверна бо есть от Адама и до сего дни и во веки. Еретицы восхитивше слово се апостольское без рассуждения, в сквернах ходят и не омываются; и обедни попы, не омывшися, поют. Со мною стязавшеся, говорили: «Апостол-де нас так научает». Аз же им о господе рекох: Апостол писал разгордевшимся коринфяном и евреом, понеже изветом благоверия жены своя оставляху и потом к чюжим коснутся. Павел же, уведав, восписует им в брацех со женами своими жити и глаголет: «честен брак и ложе не скверно». А с чюжими не честно и скверно, сиречь греховно. А еретики-поганцы по-своему строят, правовернии же чистоту да соблюдают. С Павлом глаголю: «не призва бо нас бог на нечистоту но на святбу», — не омывся, не касатися святыне. Но в кое время смешение сотворил, в то время и очистися. Аще и дважды одною ночью — дважды и очищайся, а лености ради в скверне не валяйся. Тако же и бесовское мечтание очищай, идеже семя падает, и порты измывай, и правильце по мечтании сотвори, или 50 или 100 поклонцов. Аще, не измывся по мечтании, со женою своею падешь и зачнет во утробе детище, таковое детище или бесно родится, или безумно, или инако развращенно и недостаточно. Егда же кая жена к мужу своему стропотствует ложю его, есть писано в Палее, у таковых рождаются дети не благообразны: или косы, или брыласты, или немы. Аще вином упивается жена, у таковых рождаются плешаты. Сего ради не бывайте, жены, противны мужам своим, якоже Апостол рече: «муж телом своим не владеет, но жена, такоже и жена своим телом не владеет, но муж». Видите ли, како покорил бог во единство друг другу, да спряжение непорочно будет. И в другой главизне пишет: «несте к тому два, но плоть едина. Еже бог сочета, человек да не разлучает». Аще стропотства ради женьня падет муж в прелюбодеяние, о сем отвещати жена перед богом будет. Такоже и «муж жене своей должную любовь да воздает», Апостол рече. Аще муж волею своею в прелюбодеяние впадает, да престанет и да смирится со женою своею; аще жена в прелюбодеяние впадает, всячески да разлучится от мужа своего, не подобает с нею, с прелюбодейцею, мужу жити. В правилах пишет: «горще мужня падение женне». Сего ради писание повелевает повиноватися женам к мужам своим и не пререковати им, но послушливым быти, понеже послушливым бог подает честь и славу, а непослушливым — горькую муку. Подобает жене пред мужем тихой, кроткой, веселой быти, обычай имети кроток, понеже глава есть жене муж. Якоже глава крест на церкве, тако глава муж жене; якоже повинуется церковь Христу, тако достоит повиноватися женам к мужем своим. Разумеешь ли, како церковь повинуется Христу? Вонми! Приклони ухо твое мне и услыши глаголы моя... ...Не ищите риторики и философии, ни красноречия, но, здравым истинным глаголом последующе, поживите. Понеже ритор и философ не может быти християнин. Григорий Ниский пишет, и Златоуст тому же согласует, сице глаголя, яко ни на праг церковный ритор и философ достоин внити. А Павел апостол глаголет: «приидох бо не по превосходному словеси разума человеча, но в показании духа и силы». И в другой главизне пишет: «погублю премудрость премудрых и разума разумных отвергуся». Да и вси святии нас научают, яко риторство и философство — внешняя блядь, свойственная огню негасимому. От того бо раждается гордость, мати пагубе. И несть ми о сем радения. Аз есмь ни ритор, ни философ, дидаскалства и логофетства неискусен, простец человек и зело исполнен неведения. Сказать ли, кому я подобен? Подобен я нищему человеку, ходящу по улицам и по окошкам милостыню просящу. День той скончав и препитав домашних своих, на утро паки поволокся. Тако и аз, по вся дни волочась, сбираю и вам, питомником церковным, предлагаю: пускай, ядше, веселимся и живи будем. У богатова человека, царя Христа, из Евангелия ломоть хлеба выпрошу; у Павла апостола, у богатова гостя, из полатей его хлеба крому выпрошу; у Златоуста, у торговова человека, кусок словес его получю; у Давыда царя и у Исаи пророков, у посадцких людей, по четвертине хлеба выпросил. Набрав кошел, да и вам даю, жителям в дому бога моего. Ну, ешьте на здоровье, питайтеся, не мрите с голоду. Я опять побреду сбирать по окошкам, еще мне надают, добры до меня люди те, помогают моей нищете. А я и паки вам, бедненьким, поделюсь, сколько бог дает. Не подобает скрывати данного нам таланта, да же не осудимся, яко и оный, обертев во убрус сребро господина своего и скрых в землю; за сие ввержен бысть во тьму кромешную, идеже плач и скрежет зубом, и зело прягут во огни негасимом. Не ленись того для, собака! Ох, ох, горе мне! како и аз с ним не осужден буду за леность мою! Боюся, братие, онаго огня, и зело трепещет ми душа, яко горек есть и неугасаем есть... Престаньте, молю вы господа ради, и покайтеся. Хощете ли — аз вам образ покаяния предложу из Евангелия, выпросил я у Христа целая коврига мягкова хлеба. Есть что кушать, милостию божиею. У него, света, нескудно: ту съедим, и другую подаст; не скуп и не завестлив владыка, — всех желает, всех спасения ищет: старых и младых, всякаго на всяк час собирает в небесное царство. Потщимся, не обленимся и мы причастницы быти со святыми. —————— ...Помяните, чада, богатаго онаго, о нем же спас рече, како яко лев ревет за блудни своя, жгом негасимым огнем. Изо ада ко Аврааму рече: «отче Аврааме, помилуй мя! Посли Лазаря, да омочит конец перста своего в воде и ухладит язык мой, яко стражю во пламени сем». Видите ли, како смири его мука? Издалеча Авраама и Лазаря видит! А прежде, у врат лежаща, пред глазы, не видал! Недосуг больше чесать кудрей стало! Так же здесь дурил, как и вы ныне дурите, забывше смерть. Кто молвит о добре, так и слушать не хотел, — заревет да закричит: «не указывай, — не тебе за меня отвечать! знай ты себя! не слушаю говори твоея! Как хощу, так живу!» А мазаное то лице защекочет, будто и всегда добрая жена: «бог судит! — напрасно оглашаешь! Я за тем не хожю, право, и не знаю тово!» Ох, бесчинница! Ворует, да и запирается! Беду на беду творит! А как бы: «согрешила, прости, впред престану!» — ино бы и бог простит, да и жила бы чинненько, плакався о первой той глупости. Ино диавол претит, а своя слабость престать не велит. Да еще огрызается, что сука, пред добрым человеком. Ох, горе мне, — не хощется говорить, да нужда влечет. Как вора не обличить, коли не кается! Я, окаянный, в Сибири зашел сам со огнем: в храмине прелюбодей на прелюбодеице лежит. Вскочили. И я говорю: «что се творите? не по правилом грех содеваете!» И оне сопротиво мне: «не осужай!» И аз паки им: «не осужаю, а не потакаю». Прелюбодей мил ся деет и кланяется мне, еже бы отпустил. А женщина та беду говорит: «напраслину-де ты на меня наводишь, протопоп, и затеваешь небылицу; брат-де он мне, и я-де с ним кое-што говорю». А сама портки подвязывает, — блудницы те там портки носят. И я говорю: «враг божий! — а то вещи обличают». И она смеется. Так мне горько стало, — согрешает, да еще не кается! Свел их в приказ воеводы. Те к тому делу милостивы, — смехом делают: мужика, постегав маленько, и отпустил, а ея мне ж под начал и отдал, смеючись. Прислал. Я под пол ея спрятал. Дни с три во тьме сидела на холоду, — заревела: «государь, батюшко, Петрович! Согрешила пред богом и пред тобою! Виновата, — не буду так впредь делать! Прости меня, грешную!» Кричит ночью в правило, мешает говорить. Я-су перестал правило говорить, велел ея вынять и говорю ей: «хочешь ли вина и пива?» И она дрожит и говорит: «нет, государь, не до вина стало! Дай, пожалуй, кусочик хлебца». И я ей говорю: «разумей, чадо, — похотение то блудное пища и питие рождает в человеке, и ума недостаток, и к богу презорство и бесстрашие: наедшися и напився пьяна, скачешь, яко юница, быков желаешь и, яко кошка, котов ищешь, смерть забывше». Потом дал ей чотки в руки, велел класть пред богом поклоны. Кланялася, кланялася — да и упала. Я пономарю шелепом приказал. Где-петь детца? Чорт плотной на шею навязался! И плачю пред богом, а мучю. Помню, в правилех пишет: «прелюбодей и на Пасху без милости мучится». Началя много, да и отпустил. Она и паки за тот же промысл, сосуд сатанин! [BR]http://feb-web.ru/feb/avvakum/texts/a34/a34-257-.htm [/more]

Ответов - 0



полная версия страницы