Форум » Книжница » ЧИСЛО 1666 В РУССКОЙ КНИЖНОСТИ СЕРЕДИНЫ — ТРЕТЬЕЙ ЧЕТВЕРТИ XVII в. » Ответить

ЧИСЛО 1666 В РУССКОЙ КНИЖНОСТИ СЕРЕДИНЫ — ТРЕТЬЕЙ ЧЕТВЕРТИ XVII в.

САП: [more]Т.А. Опарина, Новосибирск. ЧИСЛО 1666 В РУССКОЙ КНИЖНОСТИ СЕРЕДИНЫ — ТРЕТЬЕЙ ЧЕТВЕРТИ XVII в. Вычисления о дате конца света или последнего отпадения к миру антихриста в 1666 г. необыкновенно широко распространены в старообрядческой литературе и не утеряли в ней актуальности и по настоящее время. Попытаемся проследить источники старообрядческих теорий. Сакральная дата получалась путем сложения двух чисел, названных Апокалипсисом: 1000 (Откр. 20;3,7) и 666 (Откр.13;8). При всей кажущейся простоте вычисления и возможности самостоятельного, параллельного появления, дата конца света в 1666 г. получила распространения далеко не во всех христианских традициях. Наибольшее значение она приобретала в английской реформационной, отчасти греческой, а так же украинской и русской православной литературах. Между тем, в России счет лет велся от создания мира, и употребительной была дата конца света "восьмого века". Концепция, строящаяся на летоисчислении от Рождества Христова, наиболее вероятно, была заимствованной. Апокалипсические числа привлекали авторов на протяжении всей христианской истории и имели в различных традициях специфическую интерпретацию. Число 666 расшифровывались христианскими писателями как имя антихриста. При построении даты 1666 число "зверя" трактовалось как дата "последних времен", что не совсем обычно. Число 1000 (Откр. 20;3,7) имело еще более сложную экзегезу. В пророчествах Апокалипсиса говорилось о "связании" сатаны на тысячу лет. В библейском тексте описывались события второго пришествия Христа, когда после окончательного сражения при Армагедоне победивший Христос замкнет сатану на 1000 лет и установит земное царство праведников (первое воскресение). Вторым воскресением в Апокалипсисе мыслилось воскрешение во плоти грешников, предстающих на Страшный суд. При отнесении тысячной даты к будущему, второму пришествию она служила основани-ем хилиастических (милленирастических) учений об установлении тысячелетнего царства Божия на земле между первым и вторым воскресением мертвых. В обстановке приближающегося конца света (наступления 6 тысячи лет от сотворения мира) блаженный Августин выступил с резкой критикой хилиастических учений. Осуждение хилиазма он добился созданием учения о двух градах-царствах. Один из основателей католической теологии осуществил демифологизацию Апокалипсиса, введя исторический подход. Блаженный Августин связал рассказ Апокалипсиса о 1000 лет с земной жизнью Христа, его первым пришествием. События Апокалипсиса, повествующие о тысячелетнем царстве, в его трактовке принадлежат прошлому, а не будущему. Тем самым, он снял хилиастическое понимание этого числа, что было закреплено христианским кано-ном. На представлении о "связании" сатаны в период первого пришествия Христа основан догмат о сошествии в ад, подтвержденный иконографической формулой. В противовес прежним трактовкам блаженный Августин вы-двинул спиритуалистическое понимание слов Апокалипсиса. Тысячелетнее царство Христа на земле в интерпретации Августина наступило и уже началось сияние славы Христа в Церкви. В его толковании Христос связал сатану в момент первого пришествия, в результате чего на земле появилась христианская Церковь (Град Божий). Церковь является проекцией небесного в тленом мире и будет существовать 1000 лет, что необходимо было понимать как аналог вечности. В византийской традиции сходным образом тысячелетнее цар-ство как христианскую Церковь трактовал Василий Великий. При этом в трудах большинства греческих авторов тысячелетнее царство отождествлялось с Византийской империей. Константинополь понимался как царство Божие на земле, неразрушимое до конца света6. Таким образом, в католической традиции число 1000 интерпретировалась как церковь; в византийской (при совпадении границ церкви и царства) — как государство. Следствием спиритуалистического подхода был категориче-ский отказ от определения даты конца света. Но, в действительности, этот канонический постулат не снял эсхатологических вычис-лений. Несмотря на трактовку апокалипсической даты спиритуалистически, приближение 1000 года при счете лет от Рождества Христова, спровоцировало эсхатологические страхи на Западе. 1000 год стал одной из дат конца света, повсеместно ожидаемого в Западной Европе. Пророчество нашло отражение, например, в скандинавских сагах и во французской книжности. Эсхатологические настроения послужили одной из идеологических причин крестовых походов, когда мусульмане воспринимались предтечами антихриста, от которых необходимо было освободить гроб Госпо-день. Торжество христиан в Святом граде означало бы установление 1000-летнего царствия на земле, нового Иерусалима. На христианском Востоке этот период так же характеризовался возрождением эсхатологических страхов, но при обращении к иной дате — 6500 от сотворения мира. Не исключено, что импульс развитию эсхатологических настроений в восточно-христианском мире давали и западные учения. Крещение Руси, таким образом, происходило на эсхатологической волне, что отразилось в русских памятниках начального периода9. Новый толчок развитию пророчеств, связанных с апокалипсическими числами 1000 и 666, дал протестантизм. Ортодоксальные протестанты, обратившись к "1000", трактовали число в рамках августиновской традиции. Для лютеран и кальвинистов 1000-летнее царство уже наступило и прошло. Но в версии Мартина Лютера сатана был освобожден из темницы. По его мнению, сатана вновь начал действовать после заключения между 1000 и 1300 годом. Кроме того, Мартин Лютер связывал освобождение сатаны из 1000-летнего плена и раскол церкви. Близкая интерпретация свойствен-на пуританину англичанину Байлу и автору комментариев к Женев-ской Библии (1603). Они полагали, что появление сатаны произошло в понтификат Сильвестра II (999-1003). Радикальные протестанты (анабаптисты, антитринитарии, "люди пятой монархии") возродили средневековый хилиазм. Ряд авторов осуществил соединение чисел 1000 и 666. Число 1666 присутствует в сочинениях француза Ричарда Русата (Richard Roussat) и иезуита Collegium Romanum в Риме, голландца по происхождению Корнелия Лапиды (Cornelius a Lapide; Cornells Cornelissen van den Steen). Особая роль в развитии концепций о числе 1666 принадлежит Англии. С момента появления пуританизма (1550-е годы) и до реставрации (1660 г.) Англия становится главным центром развития эсхатологических тем. Реформа Генриха VIII, преследование и бегство пуритан, тексты которых печатались в Голландии, дали толчок развитию хилиастических учений. Одним из первых английских текстов, указавший на роковую дату, был памфлет 1610 г., толкующий предсказания ветхозаветной III книги Ездры. Совмещая пророчества о мировых царствах кодекса Ездры и чисел Апокалипси

Ответов - 2

САП: Первым подхватил построения Спиридона Потемкина его ду-ховный сын, один из самых образованных старообрядческих авто-ров — дьякон Московского Благовещенского собора Федор Иванов. Согласно сочинению "О вопрошении священнодиакона Федора не-честивых властей", в заточении он задал судьям ряд вопросов, ка-сающихся экзегезы 1-3 стиха 20 главы и 13 главы Апокалипсиса: "Скажи мне: для чего связан был сатана на 1000 лет? ...И что Хри-стос в то время в церкви сотворил, покамест враг церкви лежал связан в бездне? И для чего развязан на мало время, да льстит на-роды?... Скажите, что зверь, и что число его?"65. Власти, как следу-ет из текста, не нашлись, что ответить на эти пророчества, а знаю-щему их смысл Федору усилили наказание, скрывая его от паствы. Сам же Федор в данном произведении лишь отсылал к посланиям учителя: "Тут же были слова богомудрого старца Спиридония на <...> противников церковных, писаны небесною философиею, зело полезны церкви"66. Ответы представлены в другом его произведении: "Послании к иноку"67. Дьякон Федор полагал, что до явления Христа мир был поглощен пороками некогда богоизбранного еврейского народа, нарушавших тем самым договор с Богом. Развращение веры опи-саны необыкновенно эмоционально: "Егда бо не связан был сатана до пришествия Христова, тогда всю вселенную привел во идолопоклонение и самый язык избранный еврейский и пусту землю благо-честия сотвори. Христос же <...> упраздни его прелесть [сатаны] пришествием своим на землю первым"68. Появление Христа и его победа над сатаной в изложении дьякона Федора ознаменовали устранение греха и приближение человечества к Богу. В его объяс-нении, Христос в момент первого пришествия связал сатану, чем установил тысячелетнее царство Божие на земле. Этим царством христианского благочестия, царством святых является в глазах дьякона Федора христианская церковь времен апостолов, мучени-ков, а затем Вселенских соборов: "И по связании сатанином тогда и по Христове вознесении на небеса явишася святии и мученицы по Христе, крови своя проливающия... и тою землю всю очистиша благочестия учения апостольского. А потом устрои Христос седми вселенския соборы... и теми святыми вселенскими соборы наполни Христос церковь свою святую догматы с небес в ню спущая"69. Его рассуждения вполне согласуются с учением блаженного Августина. Но при этом, дьякон Федор, повторяя Спиридона Потемкина, а последний — библейский текст, тысячелетнее царство связывал с первым воскресением: "И сю тысящу лет нарече Писание первым воскресением"70. В отличие от текста Апокалипсиса, дьякон Федор воспринимает первое воскресение — праведников, как прошедшее. Можно предположить, что подобные воззрения были свойственны и его учителю. В данном случае дьякон Федор лишь подробно рас-шифровал их. Согласно его рассуждениям, первое воскресение уже коснулось праведников — святых христианской церкви (апостолов, мучеников, отцов церкви). Они воскресли, находятся в раю и смерть не затрагивает их: "Блажен бо, рече и свет, иже имать часть в первом воскресении. На тех бо смерть вторая области не имать"71. Те из христиан, которые сохраняют первоначальное предание ты-сячелетнего царства, также становятся причастны к первому вос-кресению и, следовательно, бессмертию в раю: "Аще кто и ныне тоя держится преданныя веры, имать часть в том первом воскре-сении с теми святыми"72. В изложении дьякона Федора круг последователей тысячелет-него царства и, соответственно, участников первого воскресения постоянно сужается. Христианская церковь теряет своих сторонни-ков вследствие отпадений. Воссоздавая историю христианской церкви, дьякон Федор следует за своим учителем. Очевидно, наиболее ранние тексты дьякона Федора, связан-ные с этой проблематикой, можно найти в сочинении "Ответ право-славных", составленном в пустозерской тюрьме от имени четырех лидеров старообрядчества, в том числе, Аввакума и Лазаря. По мнению Н.С. Демковой и Л.В. Титовой в "Ответе православных" отражены подготовительные материалы дьякона Федора к собору 166673. В "Ответе православных" дьякон Федор, в соответствии с логикой учителя, расшифровал апокалипсические числа. Воспроиз-водя Слово 1 "О кресте" Спиридона Потемкина, он писал: "По тысящи лет от волнения страсти Господа нашего Исуса Христа развя-зан бысть змий древний, сатана, на мало время да льстит народы, яко же глаголет во Откровении Богословле, глава 20. И егда, изскочив из бездны, прииде на первое место, на Запад, идеже свержен бысть с небеси, и тут хоботом своим, сиречь папою римским, отторже третию часть звезд небесных, сиречь православных от веры — церковного неба — и поверже их на землю, сиречь на плотское мудрование, еже вражда на Бога глаголется, по апостолу. И той сатана Римское царство на Западе, идеже престол его есть, ученил матерь и приятилище всех ересей и источник всякого нечестия"74. Следующим этапом отступления для дьякона Федора была Брестская уния: "И егда убо исполнися Писание, и настоящее вре-мя откры тайну во Откровении Богословле. По числу зверя 600, ис-полнися по римском отступлении, тогда Малая Русь отступила от веры, иже глаголются униаты"75. Следует подчеркнуть, что в сочи-нениях дьякона Федора заметно смещался акцент оценки событий Брестской унии. Это соответствовало трактовке, зафиксированной в печатной версии "Книги о вере". Если украинские богословы, Захария Копыстенский и Спиридон Потемкин яростно боролись с уни-ей и отстаивали права и благочестие киевской православной ми-трополии, то в России граница между киевской униатской и киевской православной митрополиями стиралась. Факт заключения Брестской унии в России наложил отпечаток неблагочестия на ук-раинско-белорусское православие в глазах русского общества. По-этому не случайно, дьякон Федор, повторяя слова печатной "Книги о вере", говорил об отпадении всей "Малой Руси". Причем он рас-пространял апостасию униатов на украинско-белорусское право-славие еще более отчетливо, чем в сборнике. Теория отпадений в его версии признавала подвластной миру антихриста киевскую православную церковь. Дальнейший путь антихриста дьякон Федор описывал, тексту-ально воспроизводя рассуждения Спиридона Потемкина, и говорил о числе 1660: "И посем, егда преиде 60 лет [после 1600], тогда Бо-гу, попустившу сатане свое дело совершити и Великое Российское наше царство, увы, отторже хоботом своим Никоном"76. Дьякон Фе-дор повторял утверждение Спиридона Потемкина (и Ивана Неронова) о тождественности Брестской унии и русских церковнообрядовых реформ. В указанном фрагменте "Ответа православ-ных" описание шествия антихриста заканчивается на числе 1660, как и у Спиридона Потемкина. Получалась схема 1000-1600-1660. В другом фрагменте "Ответа православных" представлена так же трехчастная схема, но включающая уже этапы 1000-1600-1666. Вероятно, использование этих трех этапов восходило к печатной "Книге о вере". Но опирался автор при этом на тексты Спиридона Потемкина. В данном случае он повторил Слово 7 Спиридона По-темкина. Дьякон Федор резюмировал: "Первое, егда по 1000 лет по развязании сатаны от бездны паде Рим и Символ повредиша при-ложением "и от Сына", потом и иныя ереси составиша многия. Вто-рое, унияты, егда отступили от веры по 1000 лет, по числу зверя 600 исполнися, тогда такожде у них Символ повредиша, с латыни соединишася и "истиннаго" истребиша, якоже выше сего сказахом о Мелетии, епископе Смотрицком"77. Дьякон Федор обращался к схеме Спиридона Потемкина с за-метной разницей. Он пережил роковой 1666 г. и внес описание произошедших событий в пустующий этап последнего отпадения, приходящегося на этот год: "Пo сем же, егда прииде и исполнися по числу зверину, по 600 летех, 66 — о горе и увы, — в Великой России развращение веры наста лукавее и мудрее первых...". Последний этап, таким образом, дьякон Федор увязал с собором 1666-1667 гг. В другом сочинении он подчеркивал провиднеческий дар учителя, предсказавшего, по его мнению, коллизии собора 1666-1667: "отец Спиридоний пророк бысть, что он глаголал про собор отступничей, так и збысца"78. В "Послании к иноку" дьякон Федор объединил две трехчаст-ные схемы, создав четырехчастную теорию отпадений. В этом со-чинении дьякон Федор вновь воспроизводил Слово 1 Спиридона Потемкина, но уже с добавлением следующего этапа 1666 г.: "По скончании 1000 лет развязан бысть сатана от темницы своея на мало время, да паки льстит народы"79. Далее: "И егда, вскочив из бездны, отторже хоботом своим третию часть звезд небесных и поверже их на землю. Змия разумети есть сатану, а хобот его — па-пу римского, а звезды — народы верных, небо — твердь церковная. Ибо тогда сатана хвостом своим, папою-еретиком, отторг третию часть вселенныя, римское царство со всею западною страною, от правя веры християнские и поверже их на землю, сиречь на земное мудрование, под ноги их себе сатана покори и по них ходит, и волю свою в них творит, что хощет... И по сем, что есть, имеяй ум да почтет число зверя, число бо человеческое есть, число его 666"80. И продолжение: "Егда исполнися 600 лет после римского падения, тогда Малыя России народы отступили к римскому костелу от восточныя церкви Христови... Егда же после того исполнилося 60 лет, тогда ж в Великой России у нас велие смятение учинися, тако ж и отступление совершися... И по шти летех по шестидесятих, мню, совершенное антихристово мучение настало уже"81. В "Послании к иноку" дьякон Федор составил окончательный вариант теории о четырех свершившихся отпадениях: 1000 г. — разделение церквей; 1600 г. — Брестская уния; 1660 г. — реформа Никона и собор на него; 1666 г. — собор против старообрядцев. Он повторяет его в "Послании к сыну Максиму": "Вся же сия быша, да сбудутся Писания. Яко по тысяще лет Рим отпаде, яко же Книга о вере глаголет. И по 600 летех Малая Русь отступила к Ри-му"82. Перекликается с "Ответом православных" характеристика церковных изменений, совершенных униатами: "Паки егда в Малой Руси отступили уняты оные от нашея правыя веры к папе римскому проклятому, киевский митрополит Рагоза с товарищи, тогда и они старыя книги своя переправили по новым похотем отступления сво-его. Из Символа у них "истиннаго" выложил епископ отступнои, Мелетий именем Смотрицкий"83. Продолжая воссоздавать картину отступлений, дьякон Федор в "Послании к Максиму" вновь указывал на реформу патриарха Нико-на: "А по 60 летех Великая Россия превратися вь разна нечестия и пестроты многия"84. Дьякон Федор полностью разделял утвержде-ние Спиридона Потемкина (и Ивана Неронова) о тождественности Брестской унии и русских церковно-обрядовых реформ. Он сопос-тавлял религиозные преследования в Речи Посполитой (и в Рим-ской империи времен раннего христианства) с ситуацией в Московском царстве: "И в Риме бе тогда же и в Малой Русии мнози муче-ницы быша за старое тако же то благочестие веры и пострадаша до смерти от отступников своих. Тако же бо и зде, в Великой Русии о превращении веры ныне всем есть... разумно бысть. ...И мнози також де пострадаша и зде за старое правоверие от новых отступ-ников всякими смертми повсюду"85. В его объяснения старообряд-цы являются прямыми продолжателями раннехристианских, а за-тем — украинских, мучеников за веру. Но их страдания превышают все предшествующие, и уже близко второе пришествие, несущие избранникам спасение: "И по шести летех лукавым соборищем ихь тож на верных велие гонение и мучительство воздвижется, яко не бысть нигде же. А по сем отмщает Господь крови сыновь своихь и отмстит и воздасть месть врагом по Писанию"86. Для дьякона Федора произошло воплощение предсказанных дат в реальных событиях. Пророчества сбылись, рассуждал дьякон Федор, и последний оплот православия — Москва вовлечена в цар-ство антихриста. Он ясно резюмирует это в знаменитой фразе из "Послания к Иоанну Аввакумовичу": "Иного отступления уже нигде не будет: везде бо бысть, последняя Русь здъ"87. В ситуации по-следнего, тотального отпадения наследие христианской церкви до разделения, то есть тысячелетнего царства святых хранит лишь избранная Богом община — старообрядцы. Они, таким образом, становятся участниками первого воскресения. Следует отметить, что в "Послании к иноку" дьякон Федор, по-вторив построения Спиридона Потемкина, счел необходимым от-нести их к версии печатной 30-й главы "Книги о вере"88. В послед-ней, однако, использовалась другая фразеология, и речь шла о трех этапах. В "Послании ко всем верным" дьякон Федор подтвер-ждает авторитет "Книги о вере": "Больше того [30 главы "Книги о вере"] не ищите и о себе ничего не мудрствуйте"89. Таким образом, даже в произведениях дьякона Федора про-изошла переориентация авторитетов с текстов Спиридона Потем-кина на печатный кодекс "Книги о вере". Позже, в сочинениях дру-гих старообрядческих авторов, непосредственное обращение к 30 главе печатной "Книге о вере", где ничего не говорилось о числе 1660, закрепило использование трехчастной версии теории отпа-дений. Почти во всех интерпретациях прочтение рокового числа предполагало его последовательное разложение: 1000-1600-1666. Возможно, что авторам необходимо было согласовать кон-цепцию отпадений с широко бытующим в старообрядческих текстах комплексом идей Москвы как Третьего Рима. Теории Третьего Рима нет, да и не могло быть у Спиридона Потемкина: данная концепция никогда не была принята на Украине и в Белоруссии. В России же, и, прежде всего у старообрядцев, она занимает важное место в системе эсхатологических и исторических воззрений. Быть может, именно поэтому этап 1660 выпадает в построениях старообрядче-ских авторов. Тем более, после 1666 г. он уже не нес той смысло-вой нагрузки, как в текстах Спиридона Потемкина, для которого 1660 г. был последним из сбывшихся. По прошествии нескольких лет, когда с очевидностью воплотились все пророчества, послед-ним, по мысли старообрядцев, стал этап предреченного 1666 г. Сконцентрировав эсхатологические построения на числе 1666, старообрядческие авторы начинают расширить круг свидетельств о нем. Уже дьякон Федор стремился опереться на более широкие авторитеты. В "Послании к Иоанну Аввакумовичу" он усиливают аргументацию и вводит дополнительные имена. Помимо Апокалип-сиса и "Книги о вере", дьякон Федор использует текст псевдо-Ипполита, который, вероятно, был хорошо знаком ему по Соборнику (М., 1647): "А отступление их [никониан] указует Дух Святый Ис-тинный во Апокалипсисе, 13 главе, по числу зверя 666 и Книги о вере 30 глава и святый Ипполит папа римский"90. Последователь дьякона Федора, инок Авраамий, активно ис-пользовал теорию об отпадениях, не редко повторяя сходный блок аргументов. В своей знаменитой челобитной царю Алексею Михай-ловичу он точно воспроизвел вопросы к 20 и 13 главам Апокалип-сиса, представленные "Вопрошении властем" дьякона Федора. Но не ответил на них, заметив многозначно: "И о сем помолчю и сле-зами покроплю"91. Очевидно, ответом на вопросы стало сочинение Авраамия "О римском отступлении", текстуально связанное с "Посланием к ино-ку" дьякона Федора. Возможно, оно дошло без вступительных фраз. В сохранившемся тексте повествование сразу начинается с отпа-дения в 1000 году: "Пред сим, яко по 1000 лет от Христа [Рим] от веры отпаде. Писано тамо [в Книге о вере]. По сем и сия воспоми-нает. И в наше пресветлое русское до сих времен многажды вселукавый враг заглядывал, мысля от веры правыя отторгнути нас. Но не попустившу Богу тогда, яко не у еще исполнися Писание и число зверино 1666"92. "И егда убо исполнися Писания и настоящее время откры тайну во Откровении Богословле по числу зверя 600 испол-нися по римскому отступлению, тогда Малая Русь отступила от ве-ры, иже глаголются унията"93. Далее Авраамий воспроизводил из "Послания к иноку" фрагмент о патриархе Никоне: "И посем, егда прииде 60 лет, тогда Богу попустившу сатана свое дело совершити, и Великое наше Российское царство, увы, отторже хоботом своим Никоном"94. В других случаях свои взгляды о происходящих в русской церкви изменениях инок Авраамий формулировал с помощью точ-ных цитат из "Книги о вере". В "Послании к боголюбцу" и в "Посла-нии к дщери духовной (боярыне Морозовой)" он давал почти точ-ную отсылку к печатному сборнику: "Время же его [антихриста] на исполнении числа сего [666]. О сем явственно пишет списатель Книги Правыя веры и глаголет: Яко по 1000 лет от воплощения Божия слова Рим отпал со всеми западными странами от восточныя церкви. В пятьсотное же лето девять десят пятое по тысящи жите-ли Малой Руси отступили от веры и во всем заручную грамоту рим-скому папежу дали. И се второе оторвание христиан от восточныя церкви. И тогда Литва отпала от веры. Оберегая же и наше госу-дарство Московское писал: егда исполнится от воплощения Божия Слова 1666 лет, тогда подобает и нам опасение имети, чтобы такожде не пострадати, яко же римляне и Литва"95. Можно отметить, инок Авраамий еще более, по сравнению с дьяконом Федором, увеличивает число авторитетов. Он привлека-ет помимо Апокалипсиса, "Книги о вере" и псевдо-Ипполита, сочи-нения Иринея Лионского. В его прочтении Ириней Лионский тракто-вал число 666 как временную протяженность: "Святый Ириней из-вестно нам сказует о числе сем [666], яко сие число являет все лето от Адама до погибели зверя"96. Псевдо-Ипполит, в его изло-жении, повествовал о сошествии Христа в ад и конце света в 1666 г.: "Толкует ся [20 главу Апокалипсиса] святый Ипполит папа римский, яко связан сатана на 1000 лет от вшествия во ад Господа нашего Исуса Христа и глаголет: егда приидет 1000 лет от вшест-вия Господня во ад, и после той тысящи лет, егда исполнится чис-ло лет 666, и потом рече, кончина будет и придут пророки на землю"97. Все эти многочисленные свидетельства в его изложении сбы-лись в книжном исправлении патриарха Никона: "И сие число явно явственно исполнилось на 1666, понеже в той год Никон пагубник свои еретические Служебники выдал, а святые прежние Служебни-ки, по которым отцы наши служили и Господу Богу угодили, пове-лел извести из церкви вон, якобы непотребные"98. Инок Авраамий трагически удивлялся неосмотрительности властей, отбросивших предсказания "Книги о вере": "и ведая не опаслися, сатана своим сосудом Никоном на тот год веру изгубил"99. "Число исполнися". Главное, что к этим хронологическим выкладкам инок Авраамий обращался для ответов своим последователям, задавшим вопросы о несостоявшемся в 1666 г. конце света. Он призывал духовных детей "мужаться и утверждаться во истине", предрекая, что в при-близительно в течение 20 лет Христос спустится на землю для спасения своих избранников и наказания мучителей100. Действительно, старообрядцы, взяв за основу эсхатологиче-ских теорий число 1666, первоначально оказались в сложной ситуации. Согласно канону, торжество "князя мира сего" будет недол-гим и продлится три с половиной года. После чего должно свер-шиться второе пришествие Христа и последующий за ним конец света. Признав, что в 1666 г. произошло последнее отпадение, и мир окончательно поглощен антихристом, они видели, что в 1669 г. конца света не наступило. Очевидно, далее следовало понимать, или, что царство антихриста продлиться более трех с половиной лет и, возможно, неопределенное время. Выход был найден с ут-верждением теории духовного или "расчлененного" антихриста101. Число 1666 не уходит из старообрядческой письменности, а, наоборот, с развитием эсхатологических учений, становится все более и более важным. К нему обращался Никита Добрынин (Пус-тосвят), так же видевший воплощение пророчеств 30 главы "Книги о вере": "Понеже бо явственно видим против того писания все збывающася". В своем обращении к государю он дословно цитировал печатную "Книгу о вере": "И мы, государь, боимся, чтобы нам такоже и от истинныя веры не отпасть и душами не погибнуть, якоже и римляне. Понеже бо в Книге о вере (глава 30, л. 272) пишет сице: Всегда в памяти своей всем православным подобает имети и сему внимати, яко по тысящи лет от воплощения Божия слова Рим отпа-де со всеми западными странами от восточныя церкви. В пятсотное же девятьдесять пятое лето по тысящи, жителие в Малой Ру-сии к римскому костелу приступили и на всеи воли римскаго папы заручную грамоту дали. Се второе отрванье християн от восточныя церкви. Оберегая же сие пишет, егда исполнится 1666 лет, да не чтобы от прежде бывших вин зло некаково не пострадати и нам, но покаянием Бога умилостивити... И паки, государь, в той же главе, на 271-м листе написано: По тысящном лете, егда 595-е дохождаше лето, явственно бысть отступление и прельщение нарицаемых юнитов от святыя восточныя церкви к западному костелу. А по ис-полнении лет числа тысящи шести сот шестидесяти шести не по-треба и нам от сих вин опасение имети, да некое бы что зло по-страдати, но преждереченных исполнения Писания свидетельств102. Борисо-Глебский священник Лазарь расширял круг авторите-тов при обращении к числу 1666. Помимо "Книги о вере" и псевдо-Ипполита, он привлек тексты Мефодия Патарского. Он указал, что в сочинении Мефодия Патарского число расшифровывалось как многочисленные имена антихриста, в то время как у Ипполита, в его прочтении, оно обозначало не только имя, но и время второго пришествия: "И аще имать разум и мудрость, да почтет число зверино, число бо человеческое есть 666. Глаголет Ипполит, яко в числе сем многия имена обретаются <...> Се глаголет святый Ип-полит, не имея настоящее или хотящее быти, но число лет сведено в склад. Того ради, глаголет число летом и число человеческо есть и число зверино, яко в тех летох востати имуть таковая творящия и яко с того времени вельми потрясется правоверие"103. Таким обра-зом, фрагменты из текста псевдо-Ипполита Лазарь воспринимал как указание на собор 1666-1667 гг. Вслед за Иваном Нероновым, Спиридоном Потемкиным и дьяконом Федором Лазарь отождеств-лял церковно-обрядовую реформу патриарха Никона с Брестской унией: "и того ради подобает и нам сих [сетей антихриста] обепегатися, да не таковая же пострадати и нам, яко же и белорусские власти и митрополит Михайло Рагоза с товарищи"104. Об отпадени-ях писал и Аввакум, но теория не стала для него предметом специ-альных разработок. Даже комментируя 13 главу Апокалипсиса105, он избежал обращения к хронологическим построениям. Пророчества о числе 1666 г. получили многочисленные трак-товки и стали достоянием устной традиции. Теологические по-строения о числе 1666 принимали форму слухов или подметных листов. Вероятно, к слухам, зафиксированным письменными ис-точниками, относилось сочинение, названное дьяконом Федором "Книга Орел от Ездриных книг"106, и неизвестное в настоящее вре-мя. Из описания дьякона Федора ясно, что сочинение совмещало пророчества III книги Ездры и число 1666. Дьякон Федор утверждал, что "Книгу Орел" читал и патриарх Никон, и "тот Орел согнал его с Москвы". Помимо дьякона Федора, "Книгу Орел" зафиксировал Юрий Крижанич. Разбору учений о 1666 в "Книге о вере" и "Книге Орел от Ездриных книг" он посвятил специальные разделы в трак-тате "Толкование исторических пророчеств"107. В целом, разработки о числе 1666 бытовали в различных пла-стах русской культуры середины —третьей четверти XVII в. Опубли-кованные в середине века в официальной книжности, пророчества постепенно прочно вошли в круг учений демократической литера-туры и, прежде всего, старообрядческой. Существовали особые причины популярности теорий о числе 1666 у старообрядческих авторов. Но усвоены старообрядческой письменностью свидетельства "Книги о вере" были не сразу. Кон-цепции о числе 1666 принимались старообрядческой традицией благодаря разработкам Спиридона Потемкина, знакомого с проро-чествами еще в Речи Посполитой и, видимо, по источнику "Книги о вере" — "Палинодии" Захарии Копыстенского. Он первым заговорил о предсказаниях до 1666 г. После собора 1666-1667 гг. актуаль-ность пророчеств становится очевидной, а сочинения Спиридона Потемкина — востребованными. Их ввел дьякон Федор. Инок Авраамий цитировал и сочинения дьякона Федора, и печатную "Книгу о вере". Никита Добрынин (Пустосвят) пользовался уже только пе-чатным вариантом. Можно говорить, что после дьякона Федора раннестарообрядческие авторы ссылались в основном на печатную версию "Книгу о вере". Печатный сборник входит в число основопо-лагающих, крайне значимых авторитетов. Следует отметить, что почти все названные авторы вариаций о числе 1666 жестоко по-платились за постоянное напоминание властям о воплотившихся предсказаниях изданного в единственной в России типографии с благословения царя и патриарха "Книги о вере". Все они, за исклю-чением, Спиридона Потемкина, приближенного ко двору и умерше-го своей смертью, были сожжены на костре или обезглавлены. Последующей старообрядческой традицией число 1666 вовле-чено в самые разнообразные построения. Можно утверждать, что почти не существует старообрядческого сочинения, автор которого в той или иной версии не апеллировал бы к числу 1666. Тем не ме-нее, эта дата восходит к украинско-белорусской традиции и нахо-дит параллели с западноевропейскими, прежде всего реформационными, концепциями. Но в России, в отличие от западной тради-ции, пророчество осталось в письменности по прошествии рокового года. Если на Западе после 1666 г. вариации о нем уходят из книж-ности и устной традиции, становясь примером не состоявшегося конца света, то в России эта тема сохраняется и актуализируется. С представлениями о числе 1666 г. связаны старообрядческие уче-ния чувственного антихриста, духовного антихриста, идея о сме-няющемся лице антихриста, даты конца света, произведенные от этого числа. Теория об отпадениях в трехчастной версии стала центральным пунктом старообрядческой книжности. Ее основой является положение о последнем, длящемся с 1666 г. и по настоя-щее время отступлении от веры. Для старообрядцев в 1666 г. ход истории завершился. http://starajavera.narod.ru/oparina1666.html

rasergiy: Взято с уазанного сайта и переведено в нормальный формат (на starajavera сохранено из мсворда, не работают сноски, исправлены опечатки, если таковые были): http://txt.trans-komplekt.ru/index.php?p=text:oparina-1666



полная версия страницы