Форум » Книжница » Послание правоверным. о.Аврамий Венгерский (1701г.) » Ответить

Послание правоверным. о.Аврамий Венгерский (1701г.)

САП: [more]Инок скимник Авараамей (в миру Алексей Иванович Венгерский) — один из руководителей раннего урало-сибир. старообрядчества, писатель, владелец б-ки. Его отец «литвин» Криштоп (Иван Савельевич) Венгерский, уроженец Берёзовского повета, «пахолок пана воеводича витепского Сопеги королевичевы роты», был взят в плен в Медынском у. и в 1618 г. сослан в Тобольск, где служил казаком, потом казачьим атаманом, а в 1633/34 г. был поверстан в дети боярские, в 1634-1635 гг. он являлся приказчиком Н. Ницынской слободы. В 1647/48 г. в тобольские дети боярские был определен его сын Алексей, ок. 1658/59 г. принявший монашество в Кодском (Кондинском) Троицком мон-ре. Здесь А. сблизился со строителем иером. Иваном Кодским, по поручению к-рого в 1665/66 г. ездил в Москву «бити челом» о монастырских нуждах. В кон. 1667 - нач. 1668 г. А. появился в Тобольске, вступил в «спор о вере» с властями, за что был сослан в туруханский Мангазейский мон-рь. Вскоре после возвращения оттуда он вместе с Иваном Кодским перебрался в принадлежавшую Кодскому мон-рю Троицкую пуст. на р. Исети, к-рая стала одним из центров местного раскола. Здесь А., будучи сторонником теории «чувственного антихриста» (см. Антихрист у старообрядцев), вел полемику с неизвестным старообрядческим писателем из Далматова Исетского мон-ря, автором послания «Об антихристе и тайном царстве его». В 1682 г. вместе с Иваном Кодским А. оказался в Утяцкой слободе Тобольского у., где в конце дек. этого года произошло массовое самосожжение старообрядцев, явившееся откликом на стрелецкое восстание в Москве. Незадолго до этого А. вместе со слободчиком Ф. Иноземцевым от имени собравшихся в слободе написал несохранившуюся «сказку», излагавшую причины отказа участников «сборища» приносить присягу новым государям Иоанну и Петру Алексеевичам (см. Иоанн V и Петр I). После утяцкой «гари» А. вместе с Иваном Кодским скрывался на р. Ирюм в Тюменском у., а ок. 1686/87 г. перебрался на острова в Бахметских болотах за Дальн. Кармаками. В эти годы А. установил контакты с видным донским (впосл. ветковским; см. Ветка) расколоучителем иером. Феодосием, а также вел полемику о допустимости самосожжений и о сущности антихриста с деятелем урало-сибир. старообрядчества Я. Б. Лепихиным. Разногласия во взглядах не мешали А. и его оппоненту сотрудничать - ок. 1690 г. по их инициативе под Тюменью был созван старообрядческий собор, о чем сообщает в «Сибирских посланиях» их обличитель Тобольский митр. Игнатий (Римский-Корсаков). В кон. дек. 1701 г. скиты А. на болотах были разгромлены, а сам он арестован. Вместе с конфискованной б-кой из 22 рукописных и старопечатных книг его доставили в Тюмень, затем в тобольский архиерейский дом, откуда он вскоре бежал, вернулся на Ирюм, в свою старую пустынь, где и умер. Тело А. было по его завещанию перенесено на Дальн. Кармаки и похоронено на острове рядом с могилой Ивана Кодского. Вплоть до недавнего времени на Авраамиев о-в совершались массовые паломничества окрестных старообрядцев, т. к., согласно местным верованиям, могилы старцев обладают целебной силой. Старообрядчество в России (XVII - XX вв.) Выпуск 4 2010. Шашков, A. Т. Послание "правоверным" — новый памятник урало-сибирской старообрядческой литературы начала XVIII в. http://www.liveinternet.ru/users/1160909/post134025435/[/more]

Ответов - 6

Агния: Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Так ,во всяком случае, в старых книгах записано. А текст познавательный. Спаси Господи САП. И где ты только все находишь.

САП: Агния пишет: И где ты только все находишь. Кто ищет - тот всегда найдет!(С)

САП: Тоболяк Алексей Венгерский близко сошелся с ссыльным протопопом Аввакумом в 1653 году. Под влиянием друга и учителя боярский сын принял постриг в северном Кондинском Троицком монастыре. По монастырским делам инок Авраамий в середине 60-х годов ездил в Первопрестольную, бушующую от нововведений патриарха Никона, «бить челом» о монастырских нуждах. Вернувшись, чернец вступил в «спор о вере» с тобольскими властями. С рук такое дело ему не сошло, дерзкого монаха отправили на край земли – в Туруханский монастырь, для «исправления». Через некоторое время «по отпуску» ему удалось вернуться в родную обитель. Притворился, что «исправился», или кто-то хлопотал за его освобождение из туруханского темничества? Уже в начале 70-х Авраамий ушел из монастыря, перебрался в Приисетье. 6 января 1679 года запылали лесные избушки в Ялуторовском уезде на реке Березовке, по разным источникам, сгорело от 1700 до 2700 человек. Власти искали инока Авраамия, подозревая, что зачинщиком гари был именно он. Убежище себе Авраамий и его верный друг, инок Иоанн, Иванище, нашли на Ирюме, в деревне Ильиной, в которой всего-то было три двора. Сыскное дело в царской Руси было хорошо поставлено, поэтому вскоре оставаться в Ильиной стало небезопасно. Старцы подыскали себе другое место, более глухое. Крестьяне рассказали, что охотились они зимой на болоте на Дальних Кармаках, за 100 верст отсюда, и есть-де там несколько пустынных островов, уж там-то антихрист век их не сыщет! На этих двух крошечных островках среди огромного болота решались вопросы, которые на несколько веков определили судьбу сотен тысяч людей. Отсюда уходили сибирские крестьяне в заполярный Пустозерск к протопопу Аввакуму за благословением – принимать ли «огненное крещение». Неистовый протопоп благословил: «Да сгорят». Противник гарей, инок Авраамий послал гонцов вторично, дескать, нет подписи соузников протопопа. Но опоздали сибиряки, взошел на костер огнеопальный вождь. Здесь Авраамий расстался с дорогим сердцу другом, покинул навсегда Иванище «сей горестный мир». В конце 1701 года власти все же схватили «связную» старца, стрелецкую женку Ненилку Кузнецову. Под пытками женщина согласилась проводить отряд поимщиков на остров. В апреле 1702 года пленного престарелого Авраамия отправили в Тобольск. Узнав об этом, жители ирюмских деревень «наполниша сокровища свои» и отправились выручать наставника. В Тобольске они обратились к «старшему» охраннику, чтобы он дозволил им повидаться со старцем. Позволение было дано. Улучив момент, ирюмцы шепнули: «Аще хочеши, отче Авраамие, то мы выкупим тебя отселе». «Во узах истомленный» старец низко склонил голову, конечно, он «рад бысть». Не мешкая, крестьяне приступили к делу. «Во един от дней» в церковь, где находился старец, пришел некий человек громадного роста и силы, одетый в большой тулуп, именем Калина. Отец Авраамий «воссел на оного великана между тулуп». Силач так искусно вышел из церкви со своей ношей, что никто ничего и не заметил. Караульный знал, конечно, но рот у него был «за-ткнут» десятирублевым билетом. А ирюмцы вместе с немощным старцем сели на приготовленную подводу «да поскорее и скрылись из рук, ловящих их». Привезли Авраамия на место его старого скита на Ирюме, в д. Ильину. Власти то ли забыли об этом ските, то ли недосуг им было искать престарелого старца, но в Ильиной старец Авраамий прожил еще несколько лет. С Керженских скитов в 1705 году приходил сюда монах Сафонтий. Видимо, держали старцы совет, куда же деваться керженским староверам, если их скиты разорят. Порешили, что места в Приисетье угожие, сюда и будет исход кержаков… Но уже клонились к закату дни инока. Перед смертью завещал он похоронить себя на острове на Дальних Кармаках, рядом с другом Иванищем. http://samstar.ucoz.ru/news/dukhovnyj_centr_sibirskogo_staroobrjadchestva_irjum/2011-01-22-4407


Sergey Sergeevich: САП пишет: Агния пишет:  цитата: И где ты только все находишь. Кто ищет - тот всегда найдет!(С) Составлять много книг – конца не будет, и много читать – утомительно для тела. Еклезиаст

САП: Sergey Sergeevich цитирует Еклезиаста: Составлять много книг – конца не будет, и много читать – утомительно для тела. Из первых ревнителей благочестия почти все выложили, не так много дошедших до нас от них Писаний, равно как и со времен Елесиаста мало чего дошло, ето современной писанины прорва...

Sergey Sergeevich: САП пишет: Из первых ревнителей благочестия почти все выложили Ну и хорошо, тем более что там почти все под копирку написано, нюансы больше стилистические, т.с. разный уровень литературного таланта и эрудиции. А перечень вопросов и ответов один и тот же. Для дотошного ученого наверно интересно копаться в этих нюансах, а вот для просто верующего человека... ну вот я не вижу разницы. просто одних читать интересней, другие тяжелы слогом... Поэтому:Составлять много книг – конца не будет, и много читать – утомительно для тела.



полная версия страницы