Форум » Книжница » Письмо протопопа Аввакума к Маремьяне Федоровне » Ответить

Письмо протопопа Аввакума к Маремьяне Федоровне

САП: [more]Маремьяна Федоровна, свет моя! Ещо ли ты жива, голубка, — яко голубица посреде крагуев ныряешь, и так и сяк, изрядное, избранное дитятко церковное и мое, грешнаго? Ну, свет, бог тебя благословит! Перебивайся и так и сяк, аще господь и отрадит нам бедным! Спаси бог тебя, что не забываешь протопопицы с детьми! Посажена, горюша, так же в землю, что и мы с Иваном и Прокопием; а прочие горе мычют. Да пускай их терпят! Как там братия наша? Еще ли живы, али вси сожжени? Бог их, свет, благословит, в живых и мертвых! Вси бо живы Христу, хотя и сожжены и повешены. Тии и лучшая приобрели. Не остави и нас, владыко, и не отлучи от дружины нашея и собери нас под крыло свое воедино всех наших! Удержи диявола, да не поглотит наших ни единаго никого же. Ты бо еси бог наш, судия живым и мертвым. Голубка, скажи всем благословение от меня, грешна старца, да молятся о мне отцы и братия. И отпиши от меня благословение всем, страждущим Христа ради, их же знаю и не знаю, их же вем и не вем, стоящим право душами своими в вере Христове, — всех их бог благословит, и жены их, и детки, и вся сродники, отцы их, и братию, и сестер, всякаго чина, в православии пребывающих, за не же стражем и умираем. Потерпите, светы мои, господа ради, потерпите и не унывайте душами своими, но, уповающе на бога и пречистую его богаматерь, в молитвах и молениях да пребудем! Время жития сего суетнаго сокращенно: яко дым исчезает, тако и вся сия минует; доброродие, и слава века сего, и богатство — все ничтожно. Едино спасение души сей всего нужнее. Без веры нам невозможно угодити богу. Веровати же подобает право, како от отец прияхом. Не учити вас о том — и сами вы ведаете путь господень, его же ради и стражете. А еще коего и сшибет диявол с ног православия, муками и томлением отречется: и он бы не лежал отчаянием, но паки бы к первому православию с покаянием прицепился. Милостив господь и праведен, ведает немощь естества нашего человеческаго, простит и помилует кающагося. Горе же тому будет, иже отчается, упадше, возненавидит перваго света и ко тьме прилепится. Лутче бы не родился человек той, яко Июда, по писанию. Зело богу гнусно нынешное пение. Грешному мне человек добрый из церкви принес просвиру, и со крестом Христовым, а поп той, является, по старому поет: а до того пел по новому; и я чаял, что он покаялся и перестал: ажно внутрь ево поган. И я взял просвиру, поцеловал и положил в уголку, покадил, хотел по причастии потребить. В нощи той, егда умолкоша уста от молитвы, и прискочиша беси, — мне же лежащу, — и един мне завернул голову, рек мне: «сем-ко ты сюды!» Только издыхания стало. Едва-едва умом моим молитву Исусову сотворил, и бес отскочил от меня. Аз же охаю и стону: кости разломал и встати не могу. И кое-как восстал; молитвуя довольно, и взвалился и мало заснул. Вижу у церкви некия образы и крест, и Христос на нем распят по-латыне, неподобно, и латынники молятся и приклякивают по-польски. И мне некто велел той крест поцеловать. Егда аз поцеловал, паки нападоша на мя беси и утрудиша мя зело и покинуша. Аз же без сна ночь ту проводих, плачючи. Уразумех, яко просвиры ради стражу, и выложил ея за окошко. Не знаю, что над нею делать, понеже крест на ней истинной. И лежала день. В другую ночь не смею спать, но лежа молитвы говорю. И прискочиша множество бесов, и един бес сел с домрою в углу, на месте, где до того просвира лежала, и прочии начаша играти в домры и в гудки. А я слушаю. И зело мне груско, да уж не замали меня и исчезли. Аз же, восстав, плакався пред владыкою, обещался сожечь просвиру. И бысть в той час здрав, и кости перестали болеть, и во очию моею яко искры огненны от святаго духа являхуся. И в день сжег просвиру и пепел за окошко кинул, рек же: «вот, бес, жертва твоя! мне не надобна». И в другую нощь, лежа, по четкам молитвовал. Вошел бес в келию мою и ходил около меня, — ничево мне не сделал, лишо из рук чотки вышиб. И я, подняв, опять стал молитвы говорить. И паки в день с печалию стих лежа пою: «Молитву пролию ко господу и печаль мою пред ним возвещу, услыши ны, господи!» И бес вскричал на меня зело жестоко. Аз же воздрогнул и ужасся от него. И паки в ыную ночь, не вем како, вне ума, о просвире опечалился и уснул, и бес зело мя утрудил. И с доски свалясь на пол пред образом, немощен, плачючи, Никона проклял и ересь ево. И паки в той час здрав бысть. Видишь ли, Маремьяно, как бы съел просвиру-ту, так бы что Исакия Печерского затомили. Такова их, жертва, хороша! И от малой святыни беда; а от большия и давно нечево спрашивать. Бог разберет всякую правду и неправду. Надобно лишо потерпеть за имя его святое. Мир тебе о Христе. Аминь. http://feb-web.ru/feb/avvakum/texts/a34/a34-347-.htm?cmd=0 [/more]

Ответов - 3

Феодосия: А у меня до сих пор просфоры никониянские где-то в доме лежат...

Феодосия: свщмч.Аввакум пишет: Уразумех, яко просвиры ради стражу, и выложил ея за окошко. Не знаю, что над нею делать, понеже крест на ней истинной.

САП: Феодосия пишет: А у меня до сих пор просфоры никониянские где-то в доме лежат... свщмч.Аввакум пишет: цитата: Уразумех, яко просвиры ради стражу, и выложил ея за окошко. Не знаю, что над нею делать, понеже крест на ней истинной. Аввакум сжег и выбросил те просфиры хотя они и выглядели по староверчески (с трехчастным крестом), и поп (который освящал их) был старого крещения, и старого рукоположения, и служил на етих просфирах по старому, но незадолго до того отрекался от старой веры, и видать ето отречение не было прощено Богом, коль через ети просфиры бесы действовали.




полная версия страницы