Форум » Книжница » О экономии. » Ответить

О экономии.

САП: Ты спрашиваешь, почему божественный Кирилл Александрийский соблюдал экономию, позволив не отделяться от тех, которые на востоке поминали в диптихах еретика Феодора Мопсуетского? Потому, что догматы благочестия у них соблюдались в совершенно неповрежденном и надлежащем виде. Так написано упоминающим об этом святым Евлогием, архиепископом Александрийским, в его; слове "Об экономии", употребление которого мы объяснили в составленном нами особом сочинении "Об экономии вообще". Итак, разрешение дал сам рассказавший об этом. В каком-нибудь другом месте не сказано об этом, и нет нужды искать другого. Но для разъяснения приведу здесь сказанное нами о том же предмете. Из приспособлений к обстоятельствам одни были допущены Отцами на время, другие имеют постоянную силу. Например, имеет постоянную силу позволение, данное святым Афанасием италийцам - употреблять выражение προσωπα вместо υποσιάσεις (о Лицах Святой Троицы). А на время, - например, распоряжение апостола относительно обрезания, или Василия Великого - относительно Святого Духа, или настоящее - божественного Кирилла. То, что было допущено до некоторого времени, не подлежит обсуждению и нисколько не странно и не беззаконно, а только уклончиво и не очень точно. Это - временная экономия. Ибо невозможно ни для врача тотчас избавить больного от болезни, ни бешеного коня или сухую ветвь немедленно сделать первого покорным узде, а вторую - исправной, даже для самого опытного в этом, но только - мало-помалу пользуясь как одобрениями и ласковыми словами, так и нежным обращением. Так поступали и святые в экономиях, так и великий Кирилл в настоящем случае. Он немного снисходил к медлительности восточных в рассуждениях и к их склонности не признавать еретиком того, кто на самом деле еретик. Ибо как иначе мог бы он поступить, когда они исповедовали православную веру и этим самым анафематствовали того, кто был ими поминаем? Ибо каждый, православный во всем, своей деятельностью, если не словом, анафематствует всякого еретика. А потом, когда у них пробудился совершенный ум, тогда святой, может быть, во всем был согласен с ними. Разве не то же самое и мы делаем явно? Случается, что некоторые единодушные с нами, отличаются от нас в чем-нибудь таком, от чего не много вреда или отступления от точности. Однако, мы имеем общение с ними, чтобы из-за малого, что спустя немного времени может быть исправлено, нам не потерять всего; это было бы свойственно людям неопытным, а не строителям Тайн Божиих. (прп.Феодор Студит " К Навкратию, сыну".) http://www.pagez.ru/lsn/studit_p/0049.php

Ответов - 6

САП: САП пишет: Ты спрашиваешь, почему божественный Кирилл Александрийский соблюдал экономию, позволив не отделяться от тех, которые на востоке поминали в диптихах еретика Феодора Мопсуетского? Потому, что догматы благочестия у них соблюдались в совершенно неповрежденном и надлежащем виде...так и великий Кирилл в настоящем случае. Он немного снисходил к медлительности восточных в рассуждениях и к их склонности не признавать еретиком того, кто на самом деле еретик. Ибо как иначе мог бы он поступить, когда они исповедовали православную веру и этим самым анафематствовали того, кто был ими поминаем? Ибо каждый, православный во всем, своей деятельностью, если не словом, анафематствует всякого еретика. А потом, когда у них пробудился совершенный ум, тогда святой, может быть, во всем был согласен с ними. Разве не то же самое и мы делаем явно? Случается, что некоторые единодушные с нами, отличаются от нас в чем-нибудь таком, от чего не много вреда или отступления от точности. Однако, мы имеем общение с ними, чтобы из-за малого, что спустя немного времени может быть исправлено, нам не потерять всего; это было бы свойственно людям неопытным, а не строителям Тайн Божиих. о.Андрей, а вы говорили, что только из-за нашего почитания мит.Амвросия никогда не согласитесь, на единство, а ето противостоит кафоличному сознанию отцов, вот вам и пример...

о. Андрей: САП пишет: о.Андрей, а вы говорили, что только из-за нашего почитания мит.Амвросия никогда не согласитесь, на единство, а ето противостоит кафоличному сознанию отцов, вот вам и пример... Сергий дорогой, ну Вы меня прямо развеселили ))). Ну и цитату Вы привели применительно к м. Амвросию: они исповедовали православную веру и этим самым АНАФЕМАТСТВОВАЛИ ТОГО, КТО БЫЛ ИМИ ПОМИНАЕМ Я не соглашаюсь с канонизацией м. Амвросия из-за всего, что связано с ним и с его присоединением к старообрядцам. Таким образом, не в одной его канонизации дело. Поясню. Например, у Вас хотят канонизировать первопечатника Федорова, я не вижу оснований для такой канонизации, но если у вас его все же канонизируют, и лишь это обстоятельство будет стоять между нашими христианами, то естественно я ничто же вопреки возглаголю, но смирюсь ради мира Церкви с такой или ей подобной канонизацией. Но с м. Амвросием совсем не такой случай. Впрочем, если окажется, что все серьезные претензии (крещение, симония, профанация присоединения…) несправедливы, и останется лишь эта канонизация, то естественно, что она не станет преградой к единству. Но в тоже время напомню Вам слова из Вашей же цитаты: мы имеем общение с ними, чтобы из-за малого, что спустя немного времени МОЖЕТ БЫТЬ ИСПРАВЛЕНО, нам не потерять всего Мысль ведь этих словах заключена такая: св. Кирилл наделся, что спустя некоторое время восточные, разобравшись в истине, ПЕРЕСТАНУТ почитать Феодора Мопсуетского, и именно на этой надежде основывалась икономия. Вы считаете, что есть основания думать, что Ваши братья когда-нибудь изменят свою позицию относительно учреждения Белокриницкой иерархии? Пока они даже не хотят осознать простую мысль, что ДАЖЕ, ЕСЛИ И ПРАВИЛЬНО БЫЛ ПРИНЯТ МИТРОПОЛИТ, ОН НЕ МОГ АВТОМАТИЧЕСКИ ВОЗГЛАВИТЬ ВСЕ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ, НО ЛИШЬ С ИХ СОГЛАСИЯ, ОСОБЕННО ПОТОМУ, ЧТО ПРИНЯТ ОН БЫЛ НЕ ОБЩЕЦЕРКОВНЫМ СОБОРОМ, НО ЛИШЬ РЕГИОНАЛЬНЫМ БЕЛОКРИНИЦКИМ. То есть приход митрополита, так же как и приход бегствующего священника, не ставил и не мог поставить всех христиан в непременную зависимость от таковаго. Если не согласны, то укажите правила и причины, по которым всенепременно следовало признать всем христианам над собой власть м. Амвросия (читай Софрония Жирова, ибо он приехал на Русь, а не Амвросий).

САП: о. Андрей Я к тому, что если ради единства Церкви Святой Кирилл потерпел поминание восточными в диптихах еретика Феодора Мопсуетского, то тем паче вам разумно потрепеть мит.Амвросия в наших святцах. о. Андрей пишет: ДАЖЕ, ЕСЛИ И ПРАВИЛЬНО БЫЛ ПРИНЯТ МИТРОПОЛИТ, ОН НЕ МОГ АВТОМАТИЧЕСКИ ВОЗГЛАВИТЬ ВСЕ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЩИНЫ, НО ЛИШЬ С ИХ СОГЛАСИЯ, ОСОБЕННО ПОТОМУ, ЧТО ПРИНЯТ ОН БЫЛ НЕ ОБЩЕЦЕРКОВНЫМ СОБОРОМ, НО ЛИШЬ РЕГИОНАЛЬНЫМ БЕЛОКРИНИЦКИМ. То есть приход митрополита, так же как и приход бегствующего священника, не ставил и не мог поставить всех христиан в непременную зависимость от таковаго. Тут я соглашусь.


о. Андрей: САП пишет: Я к тому, что если ради единства Церкви Святой Кирилл потерпел поминание восточными в диптихах еретика Феодора Мопсуетского, то тем паче вам разумно потрепеть мит.Амвросия в наших святцах. Если это будет единственное, что нужно будет потерпеть, то, безусловно, я потерплю, да и все мои братья, уверен, потерпят. Укажу Вам на один пример из нашей ближайшей истории и практики. Как Вы знаете, весной мы восстановили общение с нашими грузинскими братьями, так вот, предав забвению историю конфликта, мы, тем не менее, остались каждый при своих взглядах на роль тех или иных лиц в былом конфликте. Применительно к обсуждаемому вопросу скажу, что мы согласились потерпеть в диптихах грузинского еп. Потийского Феодора (Гончарова), а они наших архиепископов Геннадия (Антонова) и Аристарха (Калинина). Бог Сам решит, кто виновен и в чем, но нашей нынешней любви во Христе и будущей жизни сие уже не помеха.

САП: о. Андрей Дело доброе

о. Андрей: И я так думаю :).



полная версия страницы