Форум » Книжница » О самовольном пострижении в иночество одного из супругов. » Ответить

О самовольном пострижении в иночество одного из супругов.

САП: прп.Феодор Студит "К Албенеке, протоспафарии" Велико дело, которого ты пожелала, и неудобоисполнимо, и не только по причине высокого и небесного достоинства этой жизни, - ибо отречение от мира для истинного монаха не что иное, как обет креста и смерти, - но и потому, что ты соединена с мужем, с которым нельзя разлучиться, когда вздумается, потому что Бог сочетал его с тобой. Кто же может стремящуюся к высшей жизни разлучить, кроме Того, Кто сочетал? Таким образом, по заповеди святого Василия, сначала необходимо хорошо устроить дела в отношении супруга. Что же именно? Открыть помысл расположения, показать тщетность и призрачность мира, ибо нет в нем ничего постоянного, но все скоропреходяще, подобно теням, хотя бы это и было что-нибудь радостное, приятное, или счастливое, или утешительное, даже царствование. Ибо все исчезает, как цвет полевой. И не только это, но и неумолимый суд постигнет живших в настоящем веке по страстям, а не по заповедям Христовым, которые трудно исполнять, не удаляясь от общественной жизни. Говори это, увещевай, склоняй его к убеждению вместе с тобой укрепиться в намерении отречения. Почему ты знаешь, жена, - говорит апостол, - не спасешь ли мужа? Притом это произойдет в надлежащее время. И если он согласится, то было бы хорошо. А если нет, тогда, если любовь Божья так воспламеняет тебя, делай угодное тебе и без желания супруга. Но, как выше сказано, это дело трудноисполнимое, особенно во дни гонения, и потому, что ты не из простолюдинов, а из высших слоев и родственница царицы. Поэтому надобно удивляться, как ты, находясь в великой славе здешней жизни, отвращаешься от нее и желаешь облечься в смирение Христово. Благословен Господь, внушающий такое желание; ибо в сравнении с Божиею славою почести суетной жизни - поистине мерзость. Итак, держись своего прекрасного образа жизни. Ибо я слышу, что ты совершаешь добрые дела и, отказываясь от царских бесед, упражняешься в уединении и в добрых делах. Можно спастись и в этой жизни, и вместе с мужем, а в будущем, - как Господь поможет, так и поступай, не огорчая супруга, но лучше склоняя его к желаемому благочестивым поведением.

Ответов - 2

САП: Матфей Правильник: Брак расторгается и в том случае, когда одна половина, избирая лучшую жизнь, решится на подвиг воздержания, ведущий к лучшему пути. Ибо повелеваем, что тогда муж и жена, стремящиеся к лучшему, имеют право расторгать сожительство и разлучаться, при некотором малом утешении, которое остается оставленному лицу: ибо ту прибыль, которую, по соглашению, в случае смерти одного из супругов, получает другой, должно иметь лицу оставленному другим, ибо лицо оставившее, по отношению к оставленному сожителю, как бы умирает, избрав один путь жизни вместо другого. Пострижение, хотя бы то было и против воли одного из супругов, бывает твердо; и мы утверждаем, что расторжение брака происходит по благодати (Божией), и оставленное лицо может вступить во второе супружество. Впрочем, жене рукоположенного во епископа не дано сие право, и посему рукоположение его должно быть с согласия ее, и таким образом без отказа должно последовать и ее пострижение [По силе правила 48-го VI Всел. Соб.]. А если кто-либо осмелится расторгнуть брак кроме определенных нами причин, то повелеваем, говорит, если они имеют нисходящих наследников от этого или от другого брака, имущество их отдавать оным, самих их ввергать на все время их жизни в монастырь и часть их имущества отдавать монастырю; если же нет у них нисходящих, а есть наследники по линии восходящей, то третью часть их имущества получать им, если они не сочувствовали расторжению брака; если же нет у них ни восходящих, ни нисходящих, то повелеваем все имущество отдавать в те монастыри, в которые они ввергнуты. Но и тех, которые составляют такие незаконные сделки, повелеваем подвергать телесным наказаниям и посылать в ссылку. А если те, которые решились расторгнуть брак, пожелают опять сойтись друг с другом, прежде чем будут ввергнуты в монастыри, то мы даем им право и освобождаем от вышесказанных наказаний и дозволяем владеть своими имуществами. А при желании одного лица восстановить брак, если не согласится другое лицо, наказаниям быть в силе относительно нежелающего лица, а повелеваем, чтобы это было по усмотрению боголюбезнейших епископов. А если брак будет расторгнут по соизволению обеих половин или по любви к целомудрию, то повелеваем, чтобы каждая половина немедленно приступала к монашеской жизни для сохранения своей невинности. А если кто из них вступит в брак или впадет в блуд, то все имущество того получат дети, а если детей не имеет, то его получит казна.

САП: О том, что в монастырь нельзя уходить родителям не обеспечив детей. http://www.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=202&pagefile=202-0028



полная версия страницы