Форум » Книжница » Забавное из П.И.Мельникова. » Ответить

Забавное из П.И.Мельникова.

САП: "Раскольника Нижегородской губернии можно почти безошибочно узнать по одной его наружности. У него какая-то особенная выразительность во взгляде, приемах и разговоре. Внимательно присматриваясь к разным сектаторам, по наружности можно даже различить раскольников по сектам их: последователь поповщины смотрит прямо, иногда даже откинув голову назад; принадлежащий к беспоповщине большею частию смотрит исподлобья и вид его несравненно суровее... Перед чиновниками держит себя раскольник не униженно, но всегда более или менее с чувством собственного достоинства, точно также и перед своим помещиком. Перед лицами, могущими иметь на него или на собратов его какое-либо важное влияние, он почтителен, предупредителен и угодлив, особенно если принадлежит он к секте поповщинской. В сношениях со своими единомышленниками раскольник прост, ласков, но всегда степенен; в сношениях с крестьянами православными — горд, иногда неприступен, а при случае и дерзок. Впрочем, и тут бывают видоизменения: с подающим надежду на отпадение от церкви он ласков и многоречив, с теми, которые находятся в каких-либо связях с лицами, могущими иметь на раскольников влияние, он угодлив и обязателен. Чрезвычайно редко встречается в Нижегородской губернии раскольник вялый и неповоротливый; самая лень, столь свойственная человеку русскому, в раскольнике заметна несравненно менее, чем в православных крестьянах, он и не так беззаботен, как православный, отступился он от исконного правила человека русского: "авось, небось да как-нибудь". Оттого-то раскольники почти все деятельны, а от деятельности и зажиточнее. Тунеядцев между раскольниками почти не бывает. Но как все недостатки народа русского раскол лелеет в своих недрах и употребляет их, между прочим, как приманку в свои сети, то и от русской лени и бездействия не отказался он наотрез: есть у него много людей, живущих на чужом хлебе и ничем, кроме ханжества, пьянства да разврата не занимающихся. Сюда относятся: скитские жители, шатающиеся монахи и монахини и отчасти наставники и пр., и т. под…Говорит раскольник всегда с некоторого рода важностью, любит он ввернуть в речь свою изречение "от Писания", любит употребить слово или оборот церковнославянского языка. Не вошедших в совершенное и обыденное употребление слов иностранных он чуждается, и если употребляет, то с какого-то рода пренебрежением и всегда с прибавкою слов "как его что ли" и пр. т. под. Например; "взял я подряд в городе делать — как его, сквер, что ли там у них". За то грамотный или, лучше сказать, начитанный раскольник любит иногда пощеголять каким-нибудь греческим или, как он непременно говорит, "еллинским" словом. Составителю сего Отчета случалось беседовать с раскольниками, которые, желая показать свою ученость, употребляли слова не только греческие, но латинские, еврейские, сирийские, халдейские и проч…Отличительные признаки, по которым можно узнать дом раскольника, следующие: у последователя поповщины икон много и наряду со старинными стоят и новые, киот или божница не занавешена, между иконами непременно медное распятие и деисус в трех иконах — изображения поясные. Если поискать хорошенько за ико¬нами — найдется тайничок, и там кусочек антидора или скляночка с богоявленской водой. Почти всегда у последователей поповщинской секты есть икона Седмица и очень часто икона Церковь, которой у раскольников других толков никогда не бывает. У поморца-новожена и последователя Спасова согласия икон немного, но все старинные, непременно деисус в трех иконах, иногда вделанных в доску. Божница большею частью завешена, но не всегда. У вредных толков беспоповщины, как то глубокой нетовщины, Петрова крещения, филипповцев, самокрещенцев и др. божница непременно завешена, икон весьма немного, все старинные, большею же частию иконы медные, врезанные в доску, на которой нет никаких изображений. У глухой нетовщины и дрождников, кроме медных икон в доске, других почти не бывает. Непременная принадлежность самокрещенцев, филипповцев и отчасти Петрова крещения — деисус в трех иконах повыйный и непременно Иоанн Предтеча в шерсти. У закоренелых самокрещенцев главный образ — Иоанна Крестителя в шерсти, стоящего на молитве в пустыне, кругом его изображены разные звери. У всех вредных тол¬ков беспоповщины под медным распятием изображается не Бог Отец и Святый Дух, как у поповщины, поморцев и др., а Нерукотворенный Образ. У дрождников и глухой нетовщины нередко висит лестовка не кожаная, а сшитая из холста". (Мельников П.И. Отчет о современном состоянии раскола в Нижегородской губернии. С. 259.)

Ответов - 4

Косолапый: САП пишет: У всех вредных тол¬ков беспоповщины под медным распятием изображается не Бог Отец и Святый Дух, как у поповщины, поморцев и др., а Нерукотворенный Образ странно... ни разу не видел у наших крестов с Богом-Отцом и голубем - только Нерукотворенный Спас.

Светояр: Ничего странного нет. Посмотрите, кто автор, не тот Мельников, Ф.Е., кто написал "Краткую историю РПСЦ", а Мельников, Павел Иванович. Вот что о нем пишет википедия Павел Мельников происходил из старинного, обедневшего дворянского рода. Окончил словесный факультет Казанского университета. Попал под подозрение и был выслан властями в г. Шадринск. После ссылки работал учителем в гимназии. Был чиновником особых поручений министерства внутренних дел по искоренению церковного раскола. Он принимал непосредственное участие в преследованиях, в том числе в разорениях старообрядческих скитов и молелен. Кавалер ордена святой Анны 3-й степени. Вышел в отставку в 1866 году в чине действительного статского советника. Писал под псевдонимом Андрей Печерский, придуманном в 1850 году В. Далем. Многими воспринимается как один из авторитетных авторов в области старообрядчества. По мнению старообрядцев, ввиду его должности многие сделанные им описания старообрядческой среды и нравов носят тенденциозный характер, что отражено в ряде архивных и филологических исследований.

Косолапый: Светояр пишет: Посмотрите, кто автор, не тот Мельников, Ф.Е., кто написал "Краткую историю РПСЦ", а Мельников, Павел Иванович это понятно, но ведь именно этот Мельников, как птица-говорун, много любопытной фактологии выдавал, конечно, в перемешку с враками. Но тут, кажется, врать-то не к чему было, может, просто перепутал чего, или местный обычай описал. А может, он поморцами называет федосеевцев, те на такие кресты молились.


САП: Косолапый пишет: ни разу не видел у наших крестов с Богом-Отцом и голубем Алеко как-то писал, что ему доводилось у поморцев такие все же видеть. Мельников считал поморцев не такими зловредными раскольниками как феодосеевцы, филипповцы и пр., из-за того, что поморцы принимали брак и молились за царя, потому видать и положил такой предел.



полная версия страницы