Форум » Частые вопросы » Об одежде Православного Християнина » Ответить

Об одежде Православного Християнина

Dmitry91477: Вопрос об одежде, достойной христианина, имеет богатую каноническую и литературную традицию. Многие святые отцы и учители, писавшие о том, как должен выглядеть благочестивый христианин, считали этот, казалось бы, частный вопрос, делом, имеющим общецерковное значение. Согласно 81 правилу 6 вселенского собора христианин отлучается от Церкви, если облечется в некую одежду не по общему обычаю. Сегодня это принципиальное положение, понятое буквально, может извратить представление о том, какой именно род одежды Церковь считает благочестивым и допустимым. С одной стороны, некоторые ревнители призывают современных старообрядцев не только на богослужение, но и на работу, в магазин и т.д. ходить одетыми в озямы, зипуны, кафтаны, сарафаны и т.п. Но гораздо чаще встречается другая крайность, когда за "общий обычай" принимаются модные образцы. Поэтому надо внимательно вчитаться в слова библейского пророка: "Убоитеся от лица Господа Бога, зане близ день Господень. Яко уготовил Господь жертву Свою, и освяти нареченныя Своя. И будет в день жертвы Господня, и отмщу до князь и до дому царя, и до всех оболченых в одеяния чужда" (Софония, гл. 1). Какие же одеяния отцы православия считали чуждыми? Преподобный Ефрем Сирин (в слове 82) учит не одеваться во многоцветные ризы, а носить одежду скромную. Ибо нам необходим только покров, а не пестрота. "Разум (смысл. - Авт.) убо одежди един покрывало быти плоти" (кн. Никона, игумена Черной Горы, слово 37). Каждый должен носить одежду, подобающую ему по чину и полу. В Кормчей книге находим, что Гангрский собор в 11 правиле повелевает отлучать жену, если она облачится в мужскую одежду (даже если это сделано ради воздержания), но не возбраняет христианам носить светлые одежды. При этом следует избегать роскоши, чтобы не соблазнять малодушных братьев. Иные ради модной и роскошной одежды входят в большие издержки, и таковых увещает святой Кирил Александрийский, говоря, что, увлекаясь пестрыми нарядами, они лишаются божественного одеяния. Сказанное относится и к лицам духовного звания (кн. Никона, игумена Черной Горы, слово 37): если епископ или причетник ходит в одежде светлой, украшенной, то надо его поправить, если же не послушается - предать запрещению и извержению. Кормчая (л. 602 об.) содержит наставление к новопоставленному попу, где говорится: "Одежю носи долгу до глезна, ни от пестрин, ни от утварей мирских", т.е. одежду надо носить длинную, до щиколоток, без мирской пестроты и украшений. Безусловно запрещается женам в одежде открывать плечи, грудь и пр. В книге святого Димитрия, митрополита сербского (гл. 39), этот обычай аттестуется как латинский и, следовательно, еретический. Старообрядцы всегда серьезно относились к традиционному платью, особенно к покрою молитвенной одежды. В храмах и сегодня можно видеть мужчин в кафтанах и сапогах, под кафтаном у них надета рубашка навыпуск, подпоясанная тканым или плетеным поясом с орнаментом, вышитой молитвой или памятной надписью. Женщины, особенно на клиросе, одеты в сарафаны и платки, заколотые под подбородком, при этом цвет платка может меняться в зависимости от праздника (например, на Пасху по желанию надевают красный, а на Троицу - зеленый). Старообрядцы, которые по тем или иным причинам не имеют подобного одеяния, носят одежду благоприличную, ни в коем случае не обнажающую ни плеч, ни рук. Обычай закалывать платок под подбородком булавкой распространен среди всех старообрядческих согласий. Однако на юге, в частности в приходах некрасовцев, платок завязывают на узел, что напоминает обычай новообрядческих прихожанок. Осмысливая это различие, некоторые старообрядки трактуют обычай завязывать платок на узел, как знак иудиной удавки, символ христоотступничества, что не имеет основания в церковных преданиях, но характерно для народного толкования. В небрачных беспоповских согласиях по тому, как надет платок, можно отличить девственниц. Они носят платок так, что на спине он лежит кромкой, а прочие жены надевают платок "на уголок".

Ответов - 67, стр: 1 2 All

САП: Знай, господин мой, что как митрополит рассуждает о тафьях, так и я понимаю, и также гнушаюсь, когда увижу православных с бритыми головами, и из глубины сердца воздыхаю, что христиане уподобляют себя туркам-христианоборцам, и не только тафьями, но и сапогами по образцу турецких, так что ни по чему иному не можешь узнать, что они христиане, как только по крестному знамению. Сродные мне греки уже много лет находятся под турецким игом, и мы среди них живем, а этого обычая у нас нет. Опасаюсь, отче Алексее, что, пожалуй, понравятся им и чалмы турецкие. Скверно это, Алексей, и вполне чуждо православным людям, и не богоугоден такой мерзкий и поганый обычай. Следует строгим правилом по власти апостольской запретить всем вообще такое бесчиние; особенно же мастерам, изготовляющим это, следует запретить эту работу. А если кто не послушается, строго приказать приходским священникам не давать ему и его семье причастия и не пускать его в церковь. А армянам и прочим иностранцам приказать строго, чтобы они такой товар в Россию не привозили, а если кто привезет, того бить на торгу кнутами, а привезенное отнять. Бога ради, не вознерадите, но подвигнитесь, при помощи Божией, ревностью апостольскою и со властью. И воста, сказано, Финеес, движимый ревностью по Боге, и прободе копием своим вельможу некоего израильского, который совершал блуд с иноплеменною женою мадианитянкою, и убил их обоих при самом гнусном их преступлении. Мы же возьмем меч духовный, иже есть глагол Божий, и вооружимся ревностью Финееса и Илии, чтобы и нам угодить Господу. Не промолчал [апостол] Павел о волхве Елиме, отвращавшем от него проконсула Сергия Павла, но, запретив ему властью апостольскою, лишил его зрения. Так и мы запретим строго как изготовляющим эти наряды, так и носящим их, кто бы они ни были. Не убоимся убивающих тело, души же не могущих убити. Но прежде запрещения обратимся к ним с достаточным увещанием, упрашивая их с любовью, а не бранью и серчанием, ибо рабу Господню не подобает сваритися, но кротку быти и прочее. После первого и второго поучения скажем им так: “Знайте, что если не послушаетесь слова Божия и меня, отца вашего, то с этих пор, кто бы ни пришел ко мне в тафье за благословением, — ему не слышать и не видеть от меня благословения. Что Святое Божие Писание не хвалит и не велит, то и я не хвалю. Или, думаете, напрасно сказано было в Священном Писании об израильтянах, преступивших заповеди Божии: "И смесишася во языцех, и навыкоша делом их, и бысть им в соблазн. (прп.Максим Грек. Послание к Адашеву о тафьях.) http://halkidon2006.narod.ru/i/299.htm СТОГЛАВ. О ТАФЬЯХ БЕЗБОЖНАГО МАХМЕТА. ГЛАВА 39 А тафъи бы отныне и впредь на всех православных крестьянех никогда же не являлися и попраны были до конца, занеже чюже есть православным таковая носити - безбожного Махмета предание. О таковых бо священная правила возбраняют и не повелевают православным поганских обычаев вводити. От священных правил . В коейждо, убо рече, стране законы и отчиная не приходят друг ко другу, но своего обычая кииждо закон держит; мы же православнии, закон истинный от бога приемше, розных стран беззакония осквернихомся, обычая злая от них приимше, темже от тех стран томимы есмя и расточаями виною нашея похоти и обычая, и сего ради казнит нас бог за таковая преступления. http://ancient-orthodoxy.narod.ru/doc/1551.htm Ис книги Зерцала мирозрительнаго [часть 1, глава 16]. Никто же да вводит новых изобретений во одеяниих; но да убоится страшнаго Божия суда. Глаголет Софония: посещу на вся одеявшеяся ризою странною. Ис книги преподобнаго Иосифа Волоцкаго [беседы и видения преподобных Сергия и Германа Волокаламскаго монастыря начальников. ниже]. Любимая братия беда и скорбь и погибель роду християнскому, оставившим веры православныя, и позавидевшим неверных ризам, от главы и до ногу, и их обычаем. [ниже]: понеже Бог не повеле неверных риз, и их обычай, верным человеком внимати. Богу мерско и беззаконно их житие, и обычай их неприятен. [ниже]: сего ради любимая братия, от всех их неверных прелестей крепко брежемся, и их ничтоже имеем, и не внимаем, да за таковое неверствие, зле не постраждем от Господа. [ниже]: горе роду християнскому, прельстившимся в неверных порты, и шлыки имущем на себе, держащим их неверных прелестей. 6-го вселенскаго собора [Кормчая правило 71]. Отлучен бывает, закону учайся градскому, и обычаем еллинским придержася, и на позорище ходя и играя, или паче общих риз, во ины облачаяся. Толкование. Обычаем еллинским, аще приимет кто, и учаяся градским законом, по прилучаюся на позорище взыдет, и содеваема ту игры сотворит. или во одежду некую, еже есть кроме общаго обычая отвлечется, да отлучится. Святаго апостола Павла [правило 12, лист 26]. Еллинским баснем последуяй, или жидовским обычаем; аще не отступит от того, да извержется. Не подобает православным поганских обычаев вводити [Стоглав, глава 39]. От священных правил. В коейждо убо стране законы и отчина, а не преходят друг ко другу, но своего обычая кийждо закон держит. мы же православнии, закон истинный от Бога приемше; разных стран беззакония осквернихомся, обычаи злыя от них приемше. тем же и от тех стран томими есмы и растачаеми, виною нашея похоти обычая. и сего ради казнит нас Бог, за таковая преступления. (Стостатейник Московский Написан Алексием Яковлевым 1780 г. СТАТИЯ, 42. Еже за неподобныя одежды, и за обычаи еретическия наказывати. ) http://starajavera.narod.ru/stostatejnik.html Смена одежды, обязательная при крещении в младенчестве (младенцам одевалась новая рубашка), очень показательна при перекрещивании. Иностранец не имел права носить русскую одежду, и переход в православие означал его полное перерождение, включая внешние атрибуты. Одежда маркировала «своих» и «чужих». Поэтому принятие в русскую церковь, тождественное принятию русского подданства, сопровождалось изменением внешнего вида. («ИСПРАВЛЕНИЕ ВЕРЫ ГРЕКОВ» В РУССКОЙ ЦЕРКВИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII в.Т. А. ОПАРИНА.) http://starajavera.narod.ru/oparina.html Короче по етим правилам всем нам под 3-й чин должно идти! Большой Потребник гл.80 лист 336 об.

Игорь_Яров: САП пишет: О християнской одежде. Спаси Господи Серег! Отличная подборка, и весьма актуальная. Вот ето - САП пишет: Ис книги Зерцала мирозрительнаго ,впервые прочел.

Konstantino: Так уже вроде оговорили на http://drevlepravoslavie.forum24.ru/?1-1-0-00001090-000-0-0-1262719319


САП: Konstantino пишет: Так уже вроде оговорили на прп.Максим Грека не выкладывал, и с 3-м чином ето отступление не увязывал

Konstantino: САП пишет: прп.Максим Грека не выкладывал, и с 3-м чином ето отступление не увязывал это да а вот к чему это САП пишет: Короче по етим правилам всем нам под 3-й чин должно идти! Раз в неделю поп всю церковь по 3му чину будет помазывать за одежонку носимую в течении недели?

Игорь_Яров: Konstantino пишет: Раз в неделю поп всю церковь по 3му чину будет помазывать за одежонку носимую в течении недели? В первую очередь он должен будет исправлять самого себя:) Не знаю никого из наших попов, кто ходил бы в русской одежде. Чего уж там, оне и священническое платье не считают нужным носить, попадая через то под канонические прещения.

САП: Konstantino пишет: по 3му чину будет помазывать 3-й чин, ето не миропомазание (2-ой чин), а покаяние и отрицание ерсеси Игорь_Яров пишет: Не знаю никого из наших попов, кто ходил бы в русской одежде. Ну вот о.Сергий (Лисуренко) если не в подряснике, то в русской рубахе под поясок (дома).

Konstantino: Игорь_Яров пишет: В первую очередь он должен будет исправлять самого себя:) Не знаю никого из наших попов, кто ходил бы в русской одежде. Чего уж там, оне и священническое платье не считают нужным носить, попадая через то под канонические прещения. Это что, никоне архиереи и иноки в Киеве в гражданке ходят да мясо жрут и ничего богословствуют даже

Игорь_Яров: САП пишет: Ну вот о.Сергий (Лисуренко) если не в подряснике, то в русской рубахе под поясок (дома). Нешто к рубахе порты прилагаются? А обувь? А как расценивать никониянский кафтанчик, который он под видом рясы, как и все наши попы носит? А если нет, то нет ли здесь анологии с положением "лжи с истиною вкупе" о чем в Щите Веры, в части об антихристе говорится?

Игорь_Яров: Konstantino пишет: Это что, никоне архиереи и иноки в Киеве в гражданке ходят да мясо жрут и ничего богословствуют даже Что самое интересное, я видел довольно много никонианских попов, едущих в общественном транспорте в своих халатах. Наших ни одного. Ну может кто из иноков только.

САП: Игорь_Яров пишет: Нешто к рубахе порты прилагаются? По нонешним временам на буднях рубаха под поясок - ето уже адамант!

Игорь_Яров: САП пишет: ето уже адамант! Ага, Измарагд.

Константин Беляев: Давайте тему закрепим.

Михаил Родин: Игорь_Яров пишет: Наших ни одного. Ну может кто из иноков только Наш поп везде (кроме дома) и всегда в рясе ходит. И без скуфьи на улицу не выходит.

САП: Михаил Родин пишет: Наш поп везде (кроме дома) и всегда в рясе ходит. И без скуфьи на улицу не выходит. Ето по Номаканону: Большой Потребник гл.56 лист 397

Игорь_Яров: Михаил Родин пишет: Наш поп везде (кроме дома) и всегда в рясе ходит. И без скуфьи на улицу не выходит. Тебе повезло. Интересно было бы познакомиться с твоим духовником.

Константин Беляев: Про женскую одежду не поговорили. И ещё было бы интересно про мирские мужские головные уборы. Старики всегда что-то носят на голове: кепки, шапки, панамки. И были ли то, что хиппи называют "хайратниками", кто знает? Ведь не стриглись как сейчас под ноль, все равно волосы мешались при работе то?

САП: Константин Беляев пишет: И были ли то, что хиппи называют "хайратниками", кто знает? Ведь не стриглись как сейчас под ноль, все равно волосы мешались при работе то? Стриглись под скобу, и челку срезали, чтоб не мешалась: Как Игорь:

Игорь_Яров: Константин Беляев пишет: И ещё было бы интересно про мирские мужские головные уборы. Старики всегда что-то носят на голове: кепки, шапки, панамки. Разумеется, раньше с непокрытой головой на улицу не ходили. Однако, проявившийся в XIXв. картуз, а позже кепка русскими головными уборами не являются. Зимой носили меховую шапку, только не "ушанку", которпая рпаспространилась больше в советское время, а скуфьеподобную с меховым околышем. Прототип ушанки - треух, тоже имел распространение, но не везде, и некоторыми зазирался как нерусский. Летом носили валяную из поярка(шерсть первой стрижки) шляпу: Поэт Николай Алексеевич Клюев в такой шапке: Из воспоминаний Н. Минха, о пнервой встрече с Клюевым в 30 году: " В это время в коридоре послышались голоса и торопливые шаги Марии Степановны. Она вошла и сказала: - Миня! Тебя спрашивают. - Кто? - спрсил сын. - Не знаю. Не то монах...Из духовного звания. она не успела уйти из комнаты, как за ее спиной, из-за двери, раздался мягкий, вроде певучий мужской голос: - Позвольте войти? - Конечно, - сказал мой друг, вставая с места и подходя к двери. - Проходите, пожалуйста. В дверях показался средний лет бородатый мужчина, в черной суконной поддевке, сапогах гармошкой и черной валяной из шерсти шапке. Большие зеленоватые глаза вошедшего вопрошающе глядели на стоявшего перед ним широкоплечего хозяина. - Я - поэт Клюев, - мягким, с растягиваемыми гласными звуками сказал вошедший. Он, действительно, с первого взгляда показался не то раскольником, не то начетчиком из старообрядческой церкви. Хозяева и я слышали о нем, хотя почти не знали его произведений. Мы знали, что он ходит в крестьянских поэтах, что он друг Есенина, чуть ли не его учитель и наставник, что произведения его в те годы не печатались, потому что он считался певцом крестьянского кулачества. - Вы - художник Михаил Дмитриевич Егоров? - спросил он, снимая с головы шапку-скуфейку, обнажая большой умный лоб с порядочными зализами с висков и рыжеватыми, редковатыми волосами на голове. - Да, я Егоров, - ответил мой друг, протягивая ему руку, пожимая ее и продолжая, - Раздевайтесь, пожалуйста, проходите и знакомьтесь. Это - моя жена, Анна Никифоровна, а это мой друг, будущий писатель, - говорил он, указывая на меня и называя мое имя, отчество и фамилию. Клюев поблагодарил, поздоровался с Анной Никифоровной и со мной, сказав мне: "Очень приятно, что вы - писатель". - Раздевайтесь, - говорил хозяин. - День то нынче жаркий, а вы одеты тепло. Давайте вашу одежду. Шапочка-то у вас какая старинная. - Да, - ответил Клюев. - Валяна на колодку XVII века. - Век не скажу, - ответил хозяин, - а вижу, что на древний манер. Клюев снял поддевку и оказался в белой, простого, домотканного полотна, длинной, с черно-красной узкой вышивкой по вороту, рукавам и низу рубахи, с серебрянными, дутыми пуговичками на вороте, очень тонкой, художественной и тоже старинной работы. Рубаха была подвязана цветным плетеным пояском. - У вас и рубаха-то по-старинному сшита, вон с какой проймой. И вышивка, и пуговицы какие замечательные, - говорил мой друг.- Теперь так не шьют и не делают. - Да-а, - как бы извиняюще протянул Клюев. - Садитесь, Николай Алексеевич, - предложил хозяин, пододвинув ему большое кожаное кресло. - Как это вы в наших краях оказались? - Задумал поехать по Волге. Ваши края-то я совсем не знаю. Жил больше в местах что севернее. А тут собрался. Стыдно не побывать на Волге. В Хвалыне слез, побывал в Иргизах, что Мельников в своих "На горах" описал. Книга-то какая прекрасная! С большим сердцем написана. Только оклеветана. А за что? За красоту и правду?.. Походил по местам, где скиты были. Ничего уже нет. Все порушено и пожжено злой и поганой рукой. Потом ездил в Астрахань и вернулся в Саратов. Живу здесь ден пять. Услышал про вас и пришел познакомиться." "Николай Клюев глазами современников" СПБ 2005, из-во "Росток", серия "Неизвестный XX век" А вот - сам Клюев в начале тридцатых: С рукописным Апокалипсисом из своей библиотеки: С художником Анотолием Яр-Кравченко: Портреты:

Игорь_Яров: САП пишет: Стриглись под скобу, и челку срезали, чтоб не мешалась: На приведенной САПом фотографии у мужика очень интересные дреды из бороды сделаны, вот еще привожу фотографию деда, Посад Луда 1910г., Арх.губ.: Интересно, оне их специально делали? У Андрея Викторовича Езерова одно время такие начали образовываться, от долгого непричесывания и сдабривания разными поедаемыми снедями. Правда, впоследствии, он их предательски расчесал.

Игорь_Яров: Несколько фотографий Клюева: С отцом, 1901 год: Клюев, Яр-Кравченко, Клычков: На Вятке: Дом в Саратовской области, где в начале тридцатых летом жил Клюев:

starik: Николай Клюев Спас I Вышел лен из мочища На заезженный ток — Нет вернее жилища, Чем косой солнопёк. Обсушусь и провею, После в мяло пойду, На порты Еремею С миткалем наряду. Будет малец Ерёма, Как олень, белоног, По опушку — истома, После — сладкий горох. Волосок подколенный, Крестцовой, паховой, До одежды нетленной Обручатся со мной. У мужицкого Спаса Крылья в ярых крестцах, В пупе перьев запасы, Чтоб парить в небесах. Он есть Альфа, Омега, Шамаим и Серис, Где с Евфратом Онега Поцелуйно слились. В ком Коран и Минея, Вавилон и Саров Пляшут пляскою змея Под цевницу веков. Плоти громной, Господней, На порты я взращен, Чтоб Земля с Преисподней Убелились, как лен, Чтоб из Спасова чрева Воспарил обонпол Сын праматери Евы — Шестикрылый Орел. II Я родил Эммануила — Загумённого Христа, Он стоокий, громокрылый, Кудри — буря, меч — уста. Искуплением заклятый Он мужицкий принял зрак, — На одежине заплаты, Речь: авось да кое-как. Спас за сошенькой-горбушей Потом праведным потел, Бабьи, дедовские души Возносил от бренных тел. С белопахой коровенкой Разговор потайный вел, Что над русскою сторонкой Судный ставится престол, Что за мать, пред звездной книгой, На слезинках творена, Черносошная коврига В оправданье подана. Питер злой, железногрудый Иисусе посетил, Песен китежских причуды Погибающим открыл. Петропавловских курантов Слушал сумеречный звон, И «Привал комедиантов» За бесплодье проклял Он, Не нашел светлей, пригоже Загумённого бытья… О Мой Сын, — Всепетый Боже, Что прекрасно без Тебя? Прокаженны Стих, Газета, Лики Струн и Кисть с Резцом… Из Ржаного Назарета Мы в предвечность перейдем. И над тятькиной могилой Ты начертишь: пел и жил. Кто родил Эммануила, Тот не умер, но почил. III Я родился в вертепе, В овчем теплом хлеву, Помню синие степи И ягнячью молву. По отцу-древоделу Я грущу посейчас. Часто в горенке белой Посещал кто-то нас, — Гость крылатый, безвестный, Непостижный уму, — «Здравствуй, тятенька крестный», — Лепетал я ему. Гасли годы, всё реже Чаровала волшба, Под лесной гул и скрежет Сиротела изба. Стали цепче тревоги, Нестерпимее страх, Дьявол злой тонконогий Объявился в лесах. Он списал на холстину Ель, кремли облаков; И познал я кончину Громных отрочьих снов. Лес, как призрак, заплавал, Умер агнчий закат, И увел меня дьявол В смрадный, каменный ад. Там газеты-блудницы, Души книг, души струн… Где ты, гость светлолицый, Крестный мой — Гамаюн? Взвыли грешные тени: Он бумажный, он наш… Но прозрел я ступени В Божий певчий шалаш. Вновь молюсь я, как ране, Тишине избяной, И к шестку и к лохани Припадаю щекой: О, простите, примите В рай запечный меня! Вяжут алые нити Зори — дщери огня. Древодельные стружки Точат ладанный сок, И мурлычет в хлевушке Гамаюнов рожок. IV В дни по вознесении Христа Пусто в горнице, прохладно, звонко, И как гробная, прощальная иконка, Так мои зацелованы уста. По восхищении Христа Некому смять складок ризы. За окном, от утренника сизы, Обнялися два нагих куста. Виноградный Спас, прости, прости. Сон веков, как смерть, не выпить горсткой. Кто косматой пятернею жесткой Остановит душу на пути? Мы тебе лишь алчем вознести Жар очей, сосцов и губ купинных. В ландышевых горницах пустынных Хоть кровинку б — цветик обрести. Обойти все горницы России С Соловков на дремлющий Памир И познать, что оспенный трактир Для Христов усладнее Софии, Что, как куща, веред-стол уютен, Гнойный чайник, человечий лай, И в церквах обугленный Распутин Продает сусальный, тусклый рай. V Неугасимое пламя, Неусыпающий червь… В адском, погибельном храме Вьется из грешников вервь. В совокупленье геенском Корчится с отроком бес… Гласом рыдающе женским Кличет обугленный лес: «Милый, приди. О, приди же…» И, словно пасечный мед, Пес огнедышащий лижет Семени жгучий налет. Страсть многохоботным удом Множит пылающих чад, Мужа зовет Изумрудом, Женщину — Черный Агат. Сплав Изумруда с Агатом — Я не в аду, не в раю, — Жду солнцеликого брата Вызволить душу мою: «Милый, явись, я — супруга, Ты же — сладчайший жених. С Севера, — с ясного ль Юга Ждать поцелуев Твоих? Чрево мне выжгла геенна, Бесы гнездятся в костях. Птицей — волной белопенной Рею я в диких стихах. Гибнут под бурей крылатой Ад и страстей корабли… Выведи, Боже распятый, Из преисподней земли». VI Мои уста — горючая пустыня, Гортань — русло, где камни и песок, Сгораю я о златоризном Сыне, Чьи кудри — Запад, очи же — Восток… О Сыне Мой, Возлюбленное Чадо, Не я ль Тебя в вертепе породил?.. Твои стопы пьянее винограда, Веянье риз свежительней кропил. Испечены пять хлебов благодатных, Пять тысяч уст в пылающей алчбе, Кошница дев и сонм героев ратных В моих зрачках томятся по Тебе. Убелены мое жилье и ложе, Раздроблен агнец, целостно вино, Не на щеколде дверь… О, стукни, Сыне Божий, Зиждительным перстом в Разумное окно. Я солнечно брадат, розовоух и нежен, Моя ладонь — тимпан, сосцы сладимей сот, Будь в ласках, как жена, в лобзании безбрежен, Раздвигни ложесна, войди в меня, как плод. Я вновь Тебя зачну, и муки роженицы, Грызь жил, последа жар, стеня, перетерплю… Как сердцевину червь и как телков веприцы, Тебя, Мое Дитя, Супруг и Бог — люблю. VII Господи, опять звонят, Вколачивают гвозди голгофские, И, Тобою попранный, починяют ад Сытые кутейные московские! О душа, невидимкой прикинься, Притаись в ожирелых свечах, И увидишь, как Распутин на антиминсе Пляшет в жгучих, похотливых сапогах, Как в потире купаются бесенята, Надовратный голубь вороном стал, Чтобы выклевать у Тебя, Распятый, Сон ресниц и сердце-опал. Как же бежать из преисподней, Где стены из костей и своды из черепов? Ведь в белых яблонях без попов Совершается обряд Господний, Ведь пичужка с глазком васильковым Выше библий, тиар и порфир… Ждут пришельца в венце терновом Ад заводский и гиблый трактир. Он же, батюшка, в покойчике сосновом, У горбатой Домны в гостях, Всю деревню радует словом О грядущих золотых мирах. И деревня — Красная Ляга Захмелела под звон берез… Знать, и смертная роспита баклага За Тебя, буревестный Христос. VIII Войти в Твои раны — в живую купель, И там убелиться, как вербный апрель, В сердечном саду винограда вкусить, Поющею кровью уста опалить. Распяться на древе — с Тобою, в Тебе, И жил тростники уподобить трубе, Взыграть на суставах: Или-Элои — И семенем брызнуть в утробу Земли: Зачни, благодатная, пламенный плод, — Стокрылое племя, громовый народ, Сладчайшее Чадо в моря спеленай, На очапе радуги зыбку качай! Я в пупе Христовом, в пробитом ребре, Сгораю о Сыне — крылатом царе, В пяте Иисусовой ложе стелю, Гвоздиною кровью Орленка кормлю: Пожри меня, Чадо, до ада проклюй, Геенское пламя крылами задуй И выведи Разум и Деву-Любовь Из чревных глубин на зеленую новь! О Сын Мой, краснейшая гроздь и супруг, Конь — тело мое не ослабит подпруг. Воссядь на него, натяни удила И шпорами нудь, как когтями орла, Об адские камни копыта сломай, До верного шляха в сияющий рай! Уплыть в Твои раны, как в омут речной, Насытиться тайною, глубью живой, Достать жемчугов, золотого песка, Стать торжником светлым, чья щедра рука. Купите, о други, поддонный товар: Жемчужину-солнце, песчинку-пожар! Мой стих — зазыватель в Христовы ряды — Охрип под туманами зла и беды, Но пуст мой прилавок, лишь Дева-Любовь Купила повязку — терновую кровь. Придачей покупке, на вес не дробя, Улыбчивой госте я отдал себя. "Древлеправославие" так и прёт от Клюевё! Вместе с гомосексуализмом, хлыстовщиной и скопщиной. Зачем здесь подсовывать "фотомодель" с такой гнилой начинкой?

Игорь_Яров: starik пишет: "Древлеправославие" так и прёт от Клюевё! Вместе с гомосексуализмом, хлыстовщиной и скопщиной. Зачем здесь подсовывать "фотомодель" с такой гнилой начинкой? ... (модераторская правка) Впрочем благодарю за помещенные стихи, не все же мне перенабирать :)

Игорь_Яров: А прежде чем оперировать терминами "хлыстовство" и "скопчество", почитайте хоть немного исследования на этот счет. У Вас все в одну кучу, как в титрах фильма "Аэроград": "староверы, сектанты, кулаки диверсанты" Так Вы токмо свое невежество показываете. Пишите уж лучше про птицефабрики, там Вы хотя б на уровне Лысенки, с Вашими яйцами, без петуха не образовывающимися.

starik: Да уж я то в стихах разбираюсь, и исследования почитала и стихи Клюева тоже. А вот Вы в своем "старообрядчестве" разберитесь, а то у Вас в голове поэтический винегрет какой-то.

Георгий Лоскутов: starik пишет: "Древлеправославие" так и прёт от Клюевё! Вместе с гомосексуализмом, хлыстовщиной и скопщиной. Древний грек из него прет, вместе с гомосексуализмом. Сплошная телесность. Вы еще не всё выделили, что можно.

starik: Простите, Христа ради, недоглядела! Вы совершенно правы.

Игорь_Яров: starik пишет: Да уж я то в стихах разбираюсь, Это Вы сами так решили, или Вам кто сказал об этом? starik пишет: А вот Вы в своем "старообрядчестве" разберитесь, а то у Вас в голове поэтический винегрет какой-то. А я себя "старообрядцем" не считаю, енто Вы не по адресу. И в отличие от Вас какие-то свои личные предпочтения я к вопросам веры не примешиваю. Для меня Клюев интересен как поэт, не более. Ну еще, он неплохой этнограф, многие аспекты крестьянской жизни известны только через него. Образцом для подражания, ни в вопросах веры, ни в личной жизни я Клюева не считаю. Однако как великого поэта, и защитника Руси я его уважаю.

Игорь_Яров: Георгий Лоскутов пишет: Древний грек из него прет, вместе с гомосексуализмом. Сплошная телесность. Вы еще не всё выделили, что можно. Георгий, а если серьезно, Вы вообще к классикам как относитесь? Ну если оставить им их сугубо литературное место, не примешивая к староверию? А то ведь по вашему все оне рылом не вышли: Пушкин блудник, прелюбодей, да "телесность" одна в стихах, Лермонтов вообще сволочь, Некрасова можно обвинить в тех же пороках что и Пушкина, Брюсов с Белым сатанисты, Ахматова - лесбиянка, Цветаева - шлюха, про Есенина и вовсе умолчим.... Так Вы их такими принимаете, или вы как ваш единоверец: "Во имя нашего завтра, сожжем Рафаэля, разрушим музеи, растопчем искусства цветы"?

Игорь_Яров: starik пишет: Простите, Христа ради, недоглядела! Вы совершенно правы. Что ж Вы так, товарищ! Вам выговор по партийной линии. Не теряйте бдительность.

Георгий Лоскутов: Игорь_Яров пишет: или вы как ваш единоверец А что, Владимир Кириллов тоже белокриницкий? Игорь_Яров пишет: Георгий, а если серьезно, Вы вообще к классикам как относитесь? Ну если оставить им их сугубо литературное место, не примешивая к староверию? А то ведь по вашему все оне рылом не вышли: Пушкин блудник, прелюбодей, да "телесность" одна в стихах, Лермонтов вообще сволочь, Некрасова можно обвинить в тех же пороках что и Пушкина, Брюсов с Белым сатанисты, Ахматова - лесбиянка, Цветаева - шлюха, про Есенина и вовсе умолчим.... Ну, у Пушкина не одна телесность, у него и духовность присутствует, да и был он всё-таки ярко выраженным натуралом. Хотя что его "Гавриилиада", что "Спас" Клюева - практически одного поля ягоды. Вообще же достоинство поэта состоит, помимо прочего, в том, что не тащит в поэзию свои личные пороки. И в этом отношении русская классика в общем и целом "экологически чиста".

Игорь_Яров: Георгий Лоскутов пишет: А что, Владимир Кириллов тоже белокриницкий? Да нет, токмо марксист :) Георгий Лоскутов пишет: Ну, у Пушкина не одна телесность, у него и духовность присутствует, Так же как и у Клюева. Просто наша драгоценная starik ковырялась в его поэзии по методу мухи, которая, как известно г-но везде найдет. Георгий Лоскутов пишет: Хотя что его "Гавриилиада", что "Спас" Клюева - практически одного поля ягоды. А вот здесь не согласен, "Гаврилиада", не более чем похабный памфлет, а "Спас", пропитан хлыстовским мистицизмом, тонок, да и похабщины там нет. Георгий Лоскутов пишет: Вообще же достоинство поэта состоит, помимо прочего, в том, что не тащит в поэзию свои личные пороки. Укажите хотя б одного поэта, который полностью этого избежал. Давайте создадим страницу, по данной теме, и будем выкладывать туда удачные стихотворения, максимально лишенные пороков автора. Георгий Лоскутов пишет: И в этом отношении русская классика в общем и целом "экологически чиста". Георгий "в общем и целом", слова общие :) Начиная разбирать конкретного поэта, мы неизбежно найдем кучу неприглядностей, в том числе и в стихотворениях.

Игорь_Яров: Георгий Лоскутов пишет: да и был он всё-таки ярко выраженным натуралом. Да, Георгий, помимо Ваших личных умозрений, чем с церковно-канонической точки зрения мужеложец(причем доподлинно не известно какой, латентный или явный), хуже явного блудника и прелюбодея? И по правилам Василия Великого, и по Постнику запрещение одно и тоже. Многие древние отцы страдали от блудных помыслов к мужскому полу, что ж их теперь проклясть за это?

Iwанн: ууууу, куда докатились, м-мда

Михаил Родин: Игорь_Яров пишет: Интересно было бы познакомиться с твоим духовником. Милости просим в гости. :) Прости Христа ради, если чем обидел. Завтра отключаю интернет.

Игорь_Яров: Михаил Родин пишет: Милости просим в гости. :) Прости Христа ради, если чем обидел. Завтра отключаю интернет. Спаси Христос за приглашение! Бог простит, и ты меня прости Христа ради! Вечером напишу тебе на электронку.

Константин Беляев: Константин Беляев пишет: Про женскую одежду не поговорили. Мож всё таки про одежду. Про поезiю не интересно. И про дцхби тоже не интересно.

Oleg23: Отвергаю географию, там ведь такие люди: Прживальский, Миклухо-Маклай, жуть! Ноты тоже отвергаю - ради Чайковского! Кстати комунист Ежов тоже того...

Sergey Sergeevich: Константин Беляев пишет: Мож всё таки про одежду. Да, что ж про не говорить? Одеваться надо тепло, что б не простудиться - зима нынче зело морозная. И главное, ноги в тепле держать, в валенках пошитых или унтиках

vinarevi55: Игорь_Яров пишет: Так же как и у Клюева. Просто наша драгоценная starik ковырялась в его поэзии по методу мухи, которая, как известно г-но везде найдет. - Вы господа (етнограхвы), как не рядитесь, а "за базаром следить надо"! Опять на женчину напали, яко разнузданный язычник (куда вам до староверства). Аще уж вы с претензией на учительство, то будьте же элементарно культурны и вежливы, хотя бы к слабому полу, не на псарне же! - Уважаемая starik, простите нас окаянных, и помните, что мы не все такие, есть среди нас и християне.



полная версия страницы