Форум » Частые вопросы » Понятие "смертного греха" в древлеправославии » Ответить

Понятие "смертного греха" в древлеправославии

Konstantino: Вот понятие "смертного греха" в Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/Смертный_грех Какое понятие "смертного греха" в древлеправославии (староверии)?

Ответов - 41, стр: 1 2 All

Виталий Вэ: Первое Послание Иоанна: "Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился". По Кавасиле смертный грех это грех, который отделяет от Тела Христова: "Когда же отделимся и отпадём от целости всесвятого Тела,тогда без пользы приемлем священные Таинства,потому что жизнь не перейдёт к мёртвым и отсечённым членам". Блж. Феофилакт комментирует так: "Вообще он (апостол) разделяет грех так: всякая неправда есть грех, и один грех к смерти, другой не к смерти. Но о грехе к смерти говорит: пусть не просит, то есть не молится: ибо не будет услышан, потому что просит не на добро. Разумеет того, кто не показывает никакого обращения. Ибо грех к смерти тот и есть только, в котором не приносят раскаяния. Этим грехом недуговал Иуда, и подвергся вечной смерти. Злопамятные также грешат к смерти; ибо Соломон говорит: "пути злопомнящих в смерть" (Притч. 12, 26). Ибо те, кои помнят зло и не прекращают гнева на ближнего, не обращаются к покаянию, но согрешают непростительно". Это соответствует 5му правилу 7го ВС: "Грех к смерти есть, когда некие согрешая, в неисправлении пребывают. Горше же сего то, когда жестоковыйно возстают на благочестие и истину, предпочитая богатство послушанию пред Богом, и не держась Его уставов и правил. В таковых нет Господа Бога, Если не смирятся, и не истрезвятся от своего грехопадения. Подобает им паче приступать к Богу, и с сокрушенным сердцем просить оставления греха его и прощения, а не тщеславиться даянием неправедным. Ибо близ Господь сокрушенным сердцем". Но к 14му веку, судя по словам Кавасилы, грехами в смерть считались те, за которые положена епитимья (т.е. отлучение от Причастия). Но некого списка смертных грехов не было. Вот там на википедке ссылаются на св. Григория, но мне все не найти, где он дает этот список смертных грехов. Мысля там ясна, в общем то... святые различают грехи и страсти; страсти и есть смертные грехи. Так и на практике, впринципе... и это соответствует словам Отцов 7го ВС. Страсть это не единичное действие, а пребывание в состоянии падения. Для этого и дают епитимьи - вывести из этого состояния. Но ясно одно: учения о семи смертных грехах (как у латын) в православии нет.

Виталий Вэ: Посмотрел в статье на инглише, где св. Григория частично цитируют, там тоже страсти (vice).

Konstantino: Спаси Христос за ответы, но ссылочки, плиз... Я открыл данную тему дабы разобраться вот в каком вопросе. В теме О Причастииhttp://drevlepravoslavie.forum24.ru/?1-1-30-00001209-000-0-0-1296510921 и ее продолжениях неции утверждали что 32 Церковного Ока для тех кто под епитимией за смертные грехи. "...То есть, существует различие между грехами. Есть грехи, которые отлучают христианина от Церкви - это смертные грехи, но есть грехи, которые к такому отлучению не приводят. Смертные грехи, лишают христианина благодатного состояния и отлучают его от Евхаристии, и поэтому они требуют Таинства Покаяния и разрешения от них (+ епитимья). А обычные грехи (повседневные), которые не отлучают христианина от Евхаристии, для них достаточно непрестанного внутреннего покаяния (скитское покаяние и чин для священника перед Евхаристией), но когда будет возможность, все равно нужно и эти грехи исповедовать в Таинстве Исповеди. цитата: Св. Никола Кавасила, архиепископ Солунский, пишет: "удаляет нас от Причастия смертный грех и раны воли" (Семь слов о жизни во Христе, ч. 2). Вот, по этому священник и Причащается без Таинства Исповеди на Литургии без какого либо смущения, потому что от Евхаристии может удалить лишь только СМЕРТНЫЙ ГРЕХ и ОСКВЕРНЕННАЯ ГРЕХОМ СОВЕСТЬ. По такому же правилу, в древности христиане миряне подходили к ежедневной или же еженедельной Евхаристии, но сегодня, к сожалению, таких мирян очень мало или же совсем нет..."http://drevlepravoslavie.forum24.ru/?1-1-0-00001596-000-0-0-1299743294


САП: Konstantino пишет: Я открыл данную тему дабы разобраться вот в каком вопросе. В теме О Причастии и ее продолжениях неции утверждали что 32 Церковного Ока для тех кто под епитимией за смертные грехи. Я сразу смекнул ради чего ты все ето затеял

Konstantino: САП пишет: Я сразу смекнул ради чего ты все ето затеял Да уж думаю что много ума не нужно понять к чему все это а вот понять про смертный грех когда такого понятия оказывается нет то тут уж моего мозга не хватает.

САП: Konstantino пишет: а вот понять про смертный грех когда такого понятия оказывается нет Есть, почему нет? Нельзя также приносить частицы за тех, которые явно грешат и живут нераскаянно. Потому что приношение служит им к осуждению, как в осуждение служит и причащение тем, которые без покаяния причащаются страшных Тайн, как сказал божественный Павел. свт.Симеон Солунский.

Виталий Вэ: Понятие есть, просто не как у латын. У нас грех во смерть это страсть, т.е. грех в котором живешь, а не сделал единожды. За такое отлучают от Причастия.

гость: Виталий Вэ пишет: У нас грех во смерть это страсть, т.е. грех в котором живешь, а не сделал единожды. За такое отлучают от Причастия. Но, есть грехи, по совершении которых даже единожды - за такое отлучают от Причастия на долгий срок.

САП: гость пишет: Но, есть грехи, по совершении которых даже единожды - за такое отлучают ... на долгий срок. Но перед смертью, ежели кается, то разрешают.

Виталий Вэ: Ну такие грехи как раз результат страсти, т.к. они не просто так случаются. Слова Кавасилы из его изъяснения Литургии. Слова Феофилакта из толкования на 1е Послание.

Виталий Вэ: Например если ты постоянно нарушаешь посты или алкашничаешь, то это явные признаки страсти. Также есть разница между перееданием и объеданием до рвоты (т.к. последнее свидетельствует о страсти и за это положена епитимья). И кто сказал про год до смерти? Так отлучают вероотступников и хулителей Св. Духа. Если ты с причастием пытаешься разобраться, то все просто. Если на тебе епитимья - причащаться ты не можешь. Если на тебе ее нет, то при должной подготовке, никто не имеет права тебя остановить.

Konstantino: Епитимия -http://ru.wikipedia.org/wiki/Епитимья или тутhttp://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz/8610 В латинском обряде Католической церкви епитимия назначается священником кающемуся во время каждой исповеди. За исключением особых случаев епитимия заключается в прочтении определённого количества молитв. Получается у нас на приходе латинский обычай?

гость: Виталий Вэ и Konstantino, Спаси Вас Христос, ситуация с 34 главой Церковного Ока начинает прояснятся...

гость: Konstantino пишет: Жаль что поздновато стукнул мне данный вопрос в голову, ну хотя бы раньше ВП на недели две. Лучше "поздно", чем "никогда"...

Виталий Вэ: Konstantino, епитимья за каждый грех разная, но редко ее накладывают довольно редко со всей строгостью (т.к. ее в смысл в помощи кающемуся). Несут епитимьи токмо те, кто тяжко согрешил. Не знаю как там у латын, но у нас все православно. Про епитимьи писали многие святые. Когда-то они были весьма строгие, но с течением времени начали смягчатья. Революционером в этом деле был свт. Иоанн Постник:http://krotov.info/acts/canons/postnik.htm Естественно существуют номоканоны для священников, где перечисляются грехи и наказания, которые за них накладываются.

гость: Konstantino пишет: В теме о Причастии коснулись немного этого ньюанса но не додавили. "Додавим", с Божьей помощью...

Виталий Вэ: Должную подготовку уже определили наши предки. Если менять подготовку, то надо возвращаться к строгой системе епитимей (см. каноны св. Иоанна).

Konstantino: Виталий Вэ пишет: Должную подготовку уже определили наши предки. Если менять подготовку, то надо возвращаться к строгой системе епитимей (см. каноны св. Иоанна). Тогда повторитесь для нас, что именно вы вкладываете в понятие "должная подготовка"?

Konstantino: Виталий Вэ пишет: Konstantino, епитимья за каждый грех разная, но редко ее накладывают довольно редко со всей строгостью (т.к. ее в смысл в помощи кающемуся). Несут епитимьи токмо те, кто тяжко согрешил. Меня обстрактность не интересует. Я привел конкретный пример нашего прихода. Задал вопрос: Konstantino пишет: Получается у нас на приходе латинский обычай? а вы отвечаете в общем. Так и я могу и почти так понимаю но все же конкретизирую а вы продолжаете в общем. Если есть что конкретно, с сылками то милости просим а в общем меня не интересует. В общем не дает конкретного ответа и не решает проблему.

SPECTATOR: Konstantino пишет: Получается у нас на приходе латинский обычай? А индульгенции у вас там есть?

Виталий Вэ: Так во всех приходах. У тебя скорее всего сложилось неправильное впечатление. Спроси у Феодота. Но ничего латынского не вижу в вашей практике. Поп теоретически не может наложить епитимью просто так. Не путай епитимью и келейное правило. И давай без наездов. Я пишу в силу возможности. Мне казалось, что номоканон св. Иоанна должен был все объяснить. Там все подробно расписано. Под "у нас" имеется ввиду древлеравославие. Должная подготовка это пост и молитва. Сроки и строгость меняется в зависимости от времени, традиций и личной жизни христианина. Практику древней Церкви никогда не стоит перекидывать на все времена. Это у одного писателя называется ретро-обновленчество. Уже при Златоусте люди причащались по-разному. Не возможно, чтобы для всех был одинаковых подход. Вот это менять надо, а революции в практике причастия - ревность не по разуму. Что касается стандарта, то он у нас и сейчас - недельный пост и чтение Псалтыри/поклоны/каноны. Для каких-то людей подготовка должна быть мягче, для других строже.

Konstantino: Виталий Вэ пишет: Поп теоретически не может наложить епитимью просто так. Не путай епитимью и келейное правило. Я не путаю епитимью и келейное правило, а в нашем приходе нет ни одного человека без епитимии, но есть причастники и я в их числе. Виталий Вэ пишет: И давай без наездов. Прости что дал тебе повод думать что я на тебя наезжаю, у меня даже и в мыслях подобного небыло.

Konstantino: SPECTATOR пишет: А индульгенции у вас там есть? а ты чет совсем распоясался, пропал куда то, умных мыслей нигде не озвучиваешь, зазирать стал форум?

Виталий Вэ: С чего ты взял, что они все под епитимьей? Ну если ты в их числе, то должен знать за что тебе дали епитимью. Возможно у вас более строго, т.е. епитимьи дают не только за серьезные грехи (за которые положено отулчать от причастия на определенный срок). Хотя за малые грехи епитимья обычно длится всего несколько дней. Ну "наезд" это я утрирую. Не волнуйся.

Konstantino: Виталий Вэ пишет: С чего ты взял, что они все под епитимьей? Ну если ты в их числе, то должен знать за что тебе дали епитимью. Возможно у вас более строго, т.е. епитимьи дают не только за серьезные грехи (за которые положено отлучать от причастия на определенный срок). Хотя за малые грехи епитимья обычно длится всего несколько дней. Все в храме говорят что несут епитимию, приэтом утаивают кто какую. За что мне дали я не спрашиваю, дал значит считает что так нужно, тем более у меня померная 10 кафизм до следующего поста. Но так было не всегда. Была и 25 лестовок в зем и т.д. Первый вопрос у попа на исповеди - отмолился ли епитимию? Вот я согласен с Сергей Петровичем который предлагал для новоначальных епитимию - чтение посланий Апостолов. Епитимия должна иметь смысловую нагрузку, а не временную.

о.Ал-др Панкратов: У свв.отец (и, насколько помню, в "Номоканоне" при Большом Потребнике) писано, что без епитимии исповедь как бы недействительна. Это всё равно что врач тебя принял, а лекарства не выписал:) Не знаю, что за епитимии у латин,но, возможно,у них просто сохранилась как принцип некая древняя общехристианская практика на сей счёт.

Виталий Вэ: Складывается впечатление, что они не знают что это такое. Ты коли сам ее несешь, должен знать за что. Вот сверил бы. А то по-моему у вас епитимья это молитвенное правило. А коли у вас так, то вообще не должно быть проблем с более частым причастием для желающих. Да, я тоже с этим согласен. Но походу тут речь о двух разных вещах, которые смешались в одно.

Виталий Вэ: о. Александр, но ведь не за все грехи положена епитимья. Во всяких покаянных номоканонах перечисляют только конкретные грехи. Но тут кажись вот в чем проблема. Неции попы отождествляют епитимью с причастием, а не с исповедью. То есть получается, что епитимью дают только когда человек собирается приступать к чаше.

о.Ал-др Панкратов: Виталий, ЕДИН БОГ БЕЗ ГРЕХА! Безгрешных среди нас НЕТ (ну если только Римский папа ex cathedra:)). Поэтому ВСЕ несут епитимии,и священнослужители тоже. Но разные,в зависимости от степени согрешения. Епитимию дают вне зависимости от того, причащается человек, или нет.

Виталий Вэ: Ну вот и получается, что это не епитимья в изначальном понимании, а молитвенное правило, которое назначает священник. Короче и получается, что никаких припятствий к частому причастию нет, только если человека отлучают от общения церковного. Смысл недельного поста просто теряется.

гость: Виталий Вэ пишет: Ну вот и получается, что это не епитимья в изначальном понимании, а молитвенное правило, которое назначает священник. Короче и получается, что никаких припятствий к частому причастию нет... только если человека отлучают от общения Церковного. Смысл недельного поста просто теряется. То есть, 34 глава Церковного Ока - это не общее правило для всех желающих Причаститься. Это епитимья и не более.

САП: Konstantino пишет: Плохо что безпоповцы молчат. Мнится мне, что ты забыл про сей чин. По нему большинству, по меньшей мере, нужно епитемью класть. Кроме того, есть грехи которыми постоянно грешим (гнев, помыслы, злословие, пустословие и пр. чему несть конца) и за ето епитимия положена...

Konstantino: Оттого я и не вопрошаю духовника за что дает мне епитимию ибо всегда есть за что

САП: Konstantino пишет: ибо всегда есть за что Об том и речь

SPECTATOR: Konstantino пишет: а ты чет совсем распоясался, пропал куда то, умных мыслей нигде не озвучиваешь, зазирать стал форум? Ха, скажешь тоже. Умные мысли... Кому они здесь нужны... Впрочем, напишу тебе умную мыслю про католиков, почему у них епитимья всегда обязательна. Ежели не использовать ихнюю хитрую терминологию и сказать по-простому, они считают, что когда человек грешит, то он не только тем самым предаёт Бога, разрывая с Ним свою мистическую связь, но и получает некий такой отрицательный опыт этого разрыва. И если восстановить свои отношения с Богом и Его Церковью довольно легко - покаялся на исповеди и делов-то; Он добрый, Он всегда простит, то этот опыт богооставленности надо непременно изжить, преодолеть его (не успеешь сделать ето при жизни - придется в Чистилище париться). Вот для этого и нужна епитимья - она как бы "практически закрепляет" покаяние человеческой души, уничтожая, изживая тот самый опыт разрыва с Творцом. Причем выражаться епитимья может не только во всяких там молитвенных актах, но и в других богоугодных делах на благо Матери-Церкви: дров там наколоть, полы помыть, супостата замочить... Хотя, конечно, гораздо удобнее для всех - отдать деньгами... Всё это засчитывается как исполнение епитимии. И такой "зачёт" называется индульгенцией (но в любом случае индульгенция может быть предоставлена лишь за те грехи, которые уже были ранее отпущены священником в таинстве Покаяния). Вот. Ежели у вас всё так всё происходит в точности так, как я тут описал, то я вас всех праздравляю.

САП: SPECTATOR пишет: Ежели у вас всё так всё происходит в точности так, как я тут описал, то я вас всех праздравляю. У нас как-то по другому, ты болен страстью, и нужно ее лечить духовным деланьем: молитвой, доброделаньем, постом, воздержанием, поклонами - потому как тело соединено с душей и наклоняя тело смиряешь и душу, Вот, как-то так..

Клава: SPECTATOR пишет: Причем выражаться епитимья может не только во всяких там молитвенных актах, но и в других богоугодных делах на благо Матери-Церкви: дров там наколоть, полы помыть, супостата замочить... Да , хорошо , и помолился и поработал на благо Матери- Церкви. SPECTATOR пишет: гораздо удобнее для всех - отдать деньгами... Тоже надо, ведь дрова прежде чем наколоть, надо купить. Вот денег у нас маловато, и денежные отношения на Руси не очень развиты, хорошо это или нет, не простой вопрос.

Konstantino: SPECTATOR пишет: Ха, скажешь тоже. Умные мысли. Кому они здесь нужны... ну,как минимум, мне нужно. SPECTATOR пишет: Впрочем, напишу тебе умную мыслю про католиков, почему у них епитимья всегда обязательна. Ежели не использовать ихнюю хитрую терминологию и сказать по-простому, они считают, что когда человек грешит, то он не только тем самым предаёт Бога, разрывая с Ним свою мистическую связь, но и получает некий такой отрицательный опыт этого разрыва. И если восстановить свои отношения с Богом и Его Церковью довольно легко - покаялся на исповеди и делов-то; Он добрый, Он всегда простит, то этот опыт богооставленности надо непременно изжить, преодолеть его Вроде как хороша мысль, но далее извращения пошли SPECTATOR пишет: (не успеешь сделать ето при жизни - придется в Чистилище париться) SPECTATOR пишет: ыражаться епитимья может не только во всяких там молитвенных актах, но и в других богоугодных делах на благо Матери-Церкви: дров там наколоть, полы помыть, супостата замочить... Хотя, конечно, гораздо удобнее для всех - отдать деньгами... Почти как у жидов, которые если не могут талмуд переписать самолично, платят тем, кто это делает вместо них.

Konstantino: САП пишет: У нас как-то по другому, ты болен страстью, и нужно ее лечить духовным деланьем: молитвой, доброделаньем, постом, воздержанием, поклонами - потому как тело соединено с душей и наклоняя тело смиряешь и душу, Вот, как-то так. ну это уже по нашенски

гость: Номоканон cв. Иоанна Постника. ... вместо всего этого даровал нам в причастие пречистое Его и честное Тело и Кровь через добровольную Его смерть, и предложил каноном покаяния, чтобы каждый соименно Ему названный христианином, после святого крещения осквернившийся грехами, отлучался от причастия св. таин в течение нескольких малых или многих лет, или даже до смерти его, сообразно с каждым грехом, определив через своих святых и славных апостолов и учеников касательно каждого греха, как то блаженные пастыри мира всего прочно установили. Начну ныне содействием и руководительством благого Бога и Спасителя нашего слово о предлежащей речи и прежде всего скажем количество и различие грехов естественных и противоестественных по сведению не только из книг, но как из исповеди мы научились от многих. И не это только, но и то, как должен подробно исследовать каждый из приемлющих исповедь священнонаставников, и как должно налагать каноны, а грешникам исповедываться, и как воспринимать им налагаемые каноны от исповедника. Именно прежде всего опишем количества и виды грехов, а потом подразделения и различия великих, средних и малых, определения и каноны каждого из них, как просили установления верующие братья. http://krotov.info/acts/canons/postnik.htm

Konstantino: http://drevlepravoslavie.forum24.ru/?1-13-0-00000179-000-0-0#001



полная версия страницы