Форум » Частые вопросы » Поминание Царя в Каноне Кресту » Ответить

Поминание Царя в Каноне Кресту

Валерий: Доброго здравия! В Часовниках нашей церкви (все издания начала 20 века не единоверческие) в каноне Честному и Животворящему Кресту в тропаре, упоминается "победы благоверному царю нашему на сопротивныя даруй...". Не ставя цель переделывать тропарь ( хотя у нас иногда употребляется вместо царя - держава, что еще более нелепо т.к. Украина), хочу все же понять какой смысл вкладывать в это выражение, а если уже смысла нет - то что делать. Что для старообрядцев царь? может в веке будущем? (не путая с Царем). Монархистов-романовофилов прошу не агитировать, кто такие Романовы для России были я знаю.

Ответов - 18

САП: Валерий пишет: хочу все же понять какой смысл вкладывать в это выражение, а если уже смысла нет - то что делать. А что тут поделаешь? «Мы знаем, что предстоящая всему земному шару величайшая катастрофа и самый конец мира, грозящий страшными бедствиями, замедляется римскою властью». «…Мы (христиане) не хотим испытать этой катастрофы и потому, когда молимся об отсрочке этого, то этим самым содействуем продолжению римского государства…» (Тертуллиан Апология. 32). “Величайшие дары Божии - человеку, дарованные Вышним человеколюбием - священство и царство: одно служит вещам Божественным, другое управляет и заботится о вещах человеческих; и то, и другое происходит от одного и того же начала и благоукрашает человеческую жизнь". (Преамбула к шестой новелле Императора Юстиниана) Патриарх Антоний (1389-1390; 1391-1397) на запрос Московского великого князя Василия I, можно ли опускать имя византийского императора на богослужениях в России, ответил:"Сын мой, ты ошибаешься, говоря:"У нас есть Церковь, но нет императора. Между Церковью и империей есть великое единство и общность, и их невозможно отделить друг от друга". Толкование Феофилакта Болгарского на послания ап. Павла 2-е Фессалоникийцам: "И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. То, что не допускает означает препятствие, - то, что мешает. Что же это такое? Одни утверждают, что это благодать Святого Духа; другие - римское государство, с последними согласен и святой Иоанн Златоуст. Ибо, пока оно не разрушится, антихрист не будет иметь возможности делать, что ему угодно. Поэтому Павел и сказал прикровенно: он не хотел навлечь на себя напрасной вражды и бесполезной опасности. Ибо, если бы он сказал, что в непродолжительном времени разрушится римское государство, то его немедленно стерли бы с лица земли, как возмутителя, а вместе с ним и всех верующих, которые обрадовались бы разрушению такого государства. Что апостол говорит не о благодати Святого Духа, - это ясно. Во-первых, он не сказал бы тогда прикровенно, но сказал бы определенно, потому что и ныне удерживает антихриста благодать Святого Духа, то есть благодатные дары. Затем, если бы антихрист должен был явиться тогда, когда оскудеют чрезвычайные дарования, то он уже явился бы, потому что они давно оскудели. Заметь, не сказал также и того, что это скоро будет, но говорит: открыться ему в свое время. Опять время оставил неизвестным. Ибо тайна беззакония уже в действии. Так называет апостол Нерона, который был прообразом антихриста. Он был также человек беззаконный и хотел, чтобы его называли богом. Хорошо сказал он: тайна. Ибо, говорит, Нерон не так явно и бесстыдно восставал против всякого бога, как тот восстанет. То, что говорит апостол, имеет такой смысл: прежде чем настанет время антихриста, нашелся другой человек, немногим уступающий ему. Что же удивительного, если уже есть антихрист? Прикровенно апостол сказал о Нероне не из рабского страха, но чтобы и нас научить не навлекать на себя излишней ненависти, когда ничто к этому не принуждает. Только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник. То есть когда будет взято от среды римское государство, тогда он придет. Потому что до тех пор, пока будут бояться этого государства, никто скоро не подчинится антихристу. Когда же оно будет разрушено, тогда водворится безначалие и он будет стремиться похитить человеческую и божескую власть. Подобно тому, как прежде этого государства разрушены были царства, именно: мидийское - вавилонянами, вавилонское - персами, персидское - македонянами, македонское - римлянами; так это последнее разрушено будет антихристом. И это с большей ясностью передает нам Даниил (Дан.2:37 и след.). Под выражением удерживающий (κατέχων) некоторые понимали идолослужение. Когда, говорят, прекратится удерживающее заблуждение, уничтожится идолослужение, тогда и явится антихрист, как некогда сказал Господь: проповедано будет сие Евангелие Царствия во свидетельство всем народам, и тогда придет конец (Мф.24:14). Другие словом удерживающий называют определение Божие. Когда, говорят, исполнится Божие определение, удерживающее ныне пришествие антихриста, и настанет определенное ему время, тогда он и откроется. А некоторые, как сказано уже, утверждали, что Дух Святый удерживает антихриста. Когда Он, вследствие людских беззаконий, взят будет от среды, удалится, тогда беззаконник будет иметь свободное место, чтобы обнаружить себя. И во власть свою, говорит апостол, он получил тайну беззакония. Ибо и ересеначальники Симон и Николай делали дела антихриста, и все последователи их - Маркион и Монтан, который назвал себя даже утешителем, и Манес и другие. Но ты следуй толкованию святого Иоанна, как более истинному." В 1561 году константинопольский патриарх Совместно с Собором 31 митрополита отправил Иоанну IV послания, в коих он признавался увенчанным законно царем и во всех православных церквах устанавливалось поминание его: «Отныне и впредь записали мы имя Твое как Царя вернейшего и православного в наших церковных Службах и взываем дерзновенно к Богу: подаждь, Господи, многолетнее здравие благоверному Царю нашему Ивану, как и прежним древним Царям. Не только в одной Константинопольской Церкви, но и по всем Церквам Митрополичьим будем молить Бога о имени Твоем, да будешь и Ты между царями, как равноапостольный и приснославный Константин, который в начале Своего царствия роздал милостыню по всем Церквам, дабы поминали имя Его во святых диптихах». Из псалтыри острожской печати. 1598-го [на утрени, тропарь]. Спаси Господи люди своя. [ниже], победы князем нашим на супротивныя даруй, и прочее. Сице же и егда турки взяша Царь град. и тогда православныя греки, за турскаго султана, обычное о благочестивых службою не моляху. Но в гранографе пишет, егда патриарх прият книги от султана. тогда став на молитву, сице токмо моляшеся, обрати Господи неверных, ко святей своей вере, и прочее. Обычное же о благочестивых службою за московских благоверных царей [а не за турских] моляху. О чесом в соборном деянии, гречестии патриарси пишут [Скрижаль, лист 33]. Уставляем да благочестивый царь московский, имать память во святых предложениях, и во священных памянниках, такожде и в начале ексапсалмов, и прочее.

Валерий: Спаси Христос! Увидел что мой вопрос пересекается с паралельной темой, но ответ на него я ищу давно. Переходя на практические действия можно выбрать следующие варианты: 1. Употреблять в тропаре "державе нашей" исходя из вышеуказаного: " ...так это последнее разрушено будет антихристом..." - как о последней обреченной обороне, в которую по воле властей могут быть вплетены наши судьбы. Обреченной - потому что назвать ее благоверной и православной державой сейчас трудно.Это как-то безрадостно. "Подобно тому, как прежде этого государства разрушены были царства, именно: мидийское - вавилонянами, вавилонское - персами, персидское - македонянами, македонское - римлянами; так это последнее разрушено будет антихристом" - да, но он выедает его (государство) изнутри, оставляя лишь тонкую видимую оболочку. Врага (наполеона,гитлера,македонского, цезаря ) побеждали силой имея его перед собою (су-против), а если он сокрыт уже в обличии этой державы? А держава ли это уже? 2. Употреблять "царям нашим" имея разумение, что они могут быть нам заступниками. Но это мне кажется ересь, как и ересь возведение в священномученики Николая 2. 3. Употреблять "царю нашему" имея ввиду или Януковича или Путина с Медведевым. Смешно и глупо. 4. Употреблять "царю нашему" имея представление о грядущем православном лидере и возрождении державной власти. Но у меня малосведущего, тогда вопрос: а Есть ли свидетельства или пророчества о будушем царе? Нужно ли нам тогда стремиться к его приобретению?Ибо без наших стремлений и ожиданий его никогда не будет. 5. Исходя из временности власти и государства принимать ту власть, которая в данное время правит, вне зависимости от ее деяний, так власть имеет божественный промысел. И следовательно употреблять в этом смысле "державу нашу" без эпитетов.

САП: Валерий пишет: Переходя на практические действия У нас в Каноннике, есть Помянник по вся дни, одно из прошений которого о разорении Агарянского царства. Какому царству сие прошение сейчас нужно адресовать, если все государства ныне можно Агарянскому (безбожному царству) уподобить?


Сергей Петрович: Валерий пишет: 1. Употреблять в тропаре "державе нашей" Вы внимательно прочтите ту тему, на которую Вам ссылку дали, и старайтесь думать не по-русски, нет места русскому языку в богослужении. Держава - не государство.

Сергей Петрович: САП пишет: У нас в Каноннике, есть Помянник по вся дни, одно из прошений которого о разорении Агарянского царства. Какому царству сие прошение сейчас нужно адресовать, если все государства ныне можно Агарянскому (безбожному царству) уподобить? Точно, Сергие! Царя у них нет, надо, значит, из текстов выкинуть (уж не буду говорить в угоду кому и по чьему требованию, и без того ясно), а прошения об избавлении от агарян еще не выкидывают? Надо мусульманам подсказать, пусть требуют уважения. Тогда и всех "агарян" из текстов убрать, а потом еще что-нибудь убрать, потом еще, еще, еще... Когда-то Екатерина сказала о Радищеве: "Бунтовщик, хуже Пугачева!" И я скажу: "Правщики новые, мироугодники, хуже Никона!"

Виталий Вараюнь: Почему выкинуть? Пока царя нету, будем говорить "православных християн", когда появится будем по тексту. Иначе за кого мы молимся?

Сергей Петрович: Я про агарян. Кто молится по книгам (а не по народному творчеству), тот меня с полуслова поймет.

Oleg23: Виталий Вараюнь пишет: Пока царя нету, А что, ожидаете?

Виталий Вараюнь: Oleg23, я нет... но вдруг Медведев решит себя короновать Ну агаряне то, в отличие от царя, никуда не делись... даже наоборот...

Oleg23: Виталий Вараюнь пишет: я нет Уф, а я уже испугалси за Вас. Виталий Вараюнь пишет: вдруг Медведев решит себя короновать А это нам как нынче говорят фиолетово, пусть играются. Виталий Вараюнь пишет: Ну агаряне то, в отличие от царя, никуда не делись... даже наоборот... Что и Канаду обживают? Я думаю в Москве все же поболе будет.

Сергей Петрович: Извините, в богослужебных текстах не те агаряне.

Сергей Петрович: - Девушка, позвольте, я Вас провожу. -Меня не проведешь!

Виталий Вараюнь: Oleg23, весьма ошибаетесь... Канада конечно не Франция, но агарян тут хватает.

Oleg23: Виталий Вараюнь пишет: Канада конечно не Франция, но агарян тут хватает. Сочувствую. А че, айда к нам, у нас тут полный Ататуй! Русь ведь, как бы!

Валерий: Простите Христа ради! Но сложно отрицать явную действительность, поэтому и святые отцы последовательно молились за римскую власть, потом византийского императора, благоверных князей, потом царей московских (с Ивана 3) потом просто за царей(см.выше коментарий Сапа), после революции поминание царя было смерти подобно и поэтому, чтобы не "навлечь на себя напрасной вражды и бесполезной опасности", неведомый мне владелец книги пером зачеркнул это слово. "Царя у них нет, надо, значит, из текстов выкинуть (уж не буду говорить в угоду кому и по чьему требованию, и без того ясно)..." зря Вы так. Если мой вопрос кажется глупым и невежественным для Вашого ума, вы вправе об этом высказаться, но так сходу обвинять меня в каком-то подлом сговоре и умыслах против Церкви, это как-то право слишком..., тем более взирая на мое ничтожество перед Церковью. Что в том, что мне захотелось чтобы мне растолковали смысл выражения, которое периодически, как мне подсказали, изменялось во времени, но неизменно выражало одни и теже действия и чаяния молящегося? А ведь царя (т.е. человека, помазанного от лица Церкви на властвование над православными и имеющего право престолонаследования, а также неразрывно связаного с историей государства) сейчас ни у "них", ни у нас, ни думаю у Вас тоже, нету. Поэтому вопрос и появился. Да и этот форум и занимается в некотором роде разъяснением мне подобным, вещей, которые для моего самостоятельного понимания трудны. Если поминать царя , то скажите какие на это есть причины?

Сергей Петрович: Валерий пишет: "Царя у них нет, надо, значит, из текстов выкинуть (уж не буду говорить в угоду кому и по чьему требованию, и без того ясно)..." зря Вы так. Если мой вопрос кажется глупым и невежественным для Вашого ума, вы вправе об этом высказаться, но так сходу обвинять меня в каком-то подлом сговоре и умыслах против Церкви, это как-то право слишком..., Что Вы, что Вы! Я разве о Вас? Если ТАК поняли, то простите Христа ради. Кроме Вас тут и другие читают. Есть две категории людей: одним что ни говори - всё как об стенку горох, другим съязвишь - уязвляются. Вот на них язвительность и рассчитана, может поймут, наконец, что неправильное словоупотребление только на посмешище. А смеяться буду. До тех пор пока не исправятся. Валерий пишет: Что в том, что мне захотелось чтобы мне растолковали смысл выражения, которое периодически, как мне подсказали, изменялось во времени, но неизменно выражало одни и теже действия и чаяния молящегося? У Вас хороший и правильный вопрос возник, с одним никак не соглашусь: ничего со временем не менялось, только когда цари (даже Романовы, столь многими нелюбимые) исчезли, тогда мудрить стали. Кондак и тропарь писался под византийского императора. И не просто императора, а предводителя войска. Ему и просили даровать победу на сопротивныя. И войску. А остальные - люди, людие. Они пахали и сеяли, занимались науками и ремеслами. К сожалению, приходится констатировать, что люди не только ничего не читают, не думают, но и не желают ни читать, ни думать. Они готовы согласиться с любой "общепринятой" глупостью, только их покой не трожьте, им так удобно.

САП: Валерий пишет: потом просто за царей Не так все просто: Понеже егда Россия бе, под властию ордынских татарских царей, и тогда обычное о благочестивых службою о них Бога не моляху. но за своих благоверных князей, на местах царских моляху. Из старописменнаго часослова [на утрени, тропарь]. Спаси Господи люди своя. [ниже]: победы князем православным на неверныя во Христа языки даруй, и прочее. И в житии святаго Алексия митрополита московскаго пишет. Иже над болящею ордынскою царицею, сице моляшеся. Исцели Господи недуг болящия сея неверныя царицы, и прочее. Такожде егда малороссияне бяху под областию королей польских латынския веры, и тогда обычное о благочестивых службою о них не моляху. но за своих князей и панов на оных местех моляхуся. Из псалтыри острожской печати. 1598-го [на утрени, тропарь]. Спаси Господи люди своя. [ниже], победы князем нашим на супротивныя даруй, и прочее. Сице же и егда турки взяша Царь град. и тогда православныя греки, за турскаго султана, обычное о благочестивых службою не моляху. Но в гранографе пишет, егда патриарх прият книги от султана. тогда став на молитву, сице токмо моляшеся, обрати Господи неверных, ко святей своей вере, и прочее. Обычное же о благочестивых службою за московских благоверных царей [а не за турских] моляху. О чесом в соборном деянии, гречестии патриарси пишут [Скрижаль, лист 33]. Уставляем да благочестивый царь московский, имать память во святых предложениях, и во священных памянниках, такожде и в начале ексапсалмов, и прочее. «Новгородцы заключили с литовским князем Казимиром договор, в котором, между прочим, было условлено, чтобы Казимир не отнимал у них православной веры греческой, предоставил им поставить себе владыку, где сами захотят в своем православном христианстве, не ставил ни в Новгороде, ни во всей земле Новгородской римских церквей и держал на Городище своего наместника непременно веры греческой, православной… [Митрополит Московский Филипп I] убеждал всех новгородцев… не допускать, чтобы в церквах их поминалось на ектениях имя иноверного государя» [История… Макария (Булгакова), т. 6 стр. 41] «Глагола воевода: толь долгим временем не уразуместе ли, коликое вам человеколюбие вернейший князь наш [агарянский] являет; се бо толико лет щадит вы, могущи давно погубити вас. подобаше убо о благоутробии его вам являемом быти благодарным. молити же за него, и любити того от всего сердца. Реша святии: закон наш повелевает молитися за гонящих нас, и творящих нам напасть и обиду: убо и за вашего князя к Богу молихомся. а еже любити того от всего сердца не возможно, возбраняеми бо есмы словесы пророка святаго Давыда, к Богу сице вещающа: не ненавидящыя ли тя, Господи, возненавидех; Глагола воевода: како то быти может, дабы кто ненавидяй кого, молился о нем; воистинну лжете глаголюще, яко молистеся о князе, егоже ненавидите. Реша святии: истину глаголем, яко молихомся о нем к Богу, дабы просветил потемненныя неверием душевныя того очи, еже бы познати ему путь правды, и почитати Бога благочестно, приемши истинную Христианскую веру вместо тоя, юже ныне имать ложную, и мнит ю быти правую» [Четь Минея, марта в 6-й день. Страд. св. 42 муч. во Аммории, лис. 40 и об.]. «Предстоя убо Христов воин лицем светлым, небоязненною душею, горяй ревностию по Бозе, и рече к нему судия: подобает, о Мино, всякому человеку почитати царей, и царския боги, и быти благодарну за благодеяние их, ты же ни царей, ни богов не почитаеши, забыв оных благодеяния. Святый же отвеща: дотоле, о судие, благодарствие являти своим благодетелем подобает, донележе и благодетельствующему и благодетельствуему есть полезно: егда же обоим приносит приносит вред, тогда и благодеяние вредное и благодетеля отметнути подобает. Царей же почитати свято есть власти ради и начальства: егда же цари не право и не благочестно чтут Бога, иже есть первое начало, ниже должныя ему воздают чести, тех чтити несть праведно» [Четь минея, декабря, в 10 день, Страд. св. муч. Мины, Ермогена и Евграфа].

Сергей Петрович: Спаси Христос, Сергие! Ценные свидетельства.



полная версия страницы