Форум » Частые вопросы » Крест с полумесяцем на храмах » Ответить

Крест с полумесяцем на храмах

Anoha: Натолкнулся на такую статью: По своей внешней форме накупольные кресты нередко отличаются от привычных нам восьмиконечных. Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения и имеет соответствующую символику. Особенно часто вопросы и недоумения возникают по поводу полумесяца (цаты), расположенного в нижней части креста. Какое значение несет в себе этот символ? Прежде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие. Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи. Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть. Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Все это дает право считать, что цата на кресте — символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих. Кроме того, из глубокой древности — от Христа и первых веков христианства — к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18-19). Этот «якорь», одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл — избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной. На куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу. Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд» — в знак того, что, первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу. Иногда крест на храме (с полумесяцем или без него) бывает не восьмиконечный, а четырехконечный. Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имеют именно такую форму — например, собор Святой Софии в Константинополе (VIII век), собор Святой Софии в Киеве (1152 год), Успенский собор во Владимире (1158 год), церковь Спаса в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы. Начиная с III века, когда впервые появились четырехконечные кресты в римских катакомбах, и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста равночестной другим. Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие — например, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христово, корабль церковный и купель крещальная. Понятно, что статья написана представителями РПЦ МП. В старообрядческой среде считается, что единственно допустимый вид креста на храмах-восьмиконечный. Возникает вопрос действительно ли на древних русских храмах существовала вышеописанная форма креста (с полумесяцем), или это нововведение. А если нет, то как появился такой вид креста. Спаси Христос!

Ответов - 17

Никола: Крест с полумесяцем действительно существоал на древнерусских храмах.

Алексей Рябцев: Полумесяц - герб и символ города Константинополя. Оттуда и пришел как на кресты храмов, так и на мечети мусульман (через халифат турецких султанов Стамбула). Это одна из версий.

Полихроний: На эту тему есть сочинение прп. Максима Грека. Уже в его время было затруднительно определить происхождение этого обычая


Гусляк: А этот полумесяц не может быть цатой?

о.А. Панкратов: Скорее всего, ей и является. А четвероконечный крест над ней - на самом деле лишь сияние от истиннаго Креста. Который там изображался в самой середине, и непременно как ВОСЬМИКОНЕЧНЫЙ. Так было, например, на кресте Димитриевского собора во Владимире (12-й век). Сейчас средняя часть его утрачена, а вот рисунки Солнцева из серии "Древности Российского государства" (сер. - нач. 2-й пол. 19 в.) отчётливо это зафиксировали.

alexa: Полихроний пишет: Полумесяц - герб и символ города Константинополя. Оттуда и пришел как на кресты храмов Отчасти так. Вот и Максим Грек о кресте с полумесяцем говорил (как нам поведал форумчанин Полихроний). Только вопрос: были в самом Константинополе на храмах такие кресты - с полумесяцем? Есть сведения?

alexa: А вообще крест (или восьмиконечная звезда) с полумесяцем - очень древний символ. Алексей Рябцев, Вам в исследованиях, возможно, пригодится такой интересный факт: имеется фотография конца XIX-начала XX века маленького провинциального деревянного храма или часовенки в Новгороде на Волхове. На куполе - восьмиконечная звезда, огибаемая с боку полумесяцем. Попробую найти фото.

о.А. Панкратов: В Константинополе все кресты с храмов, даже оставленных христианскими и не превращённых в мечети, поснимали турки после 1453-го. На Русь христианство пришло из Византии. А с ним, скорее всего, и обычай ставить кресты на храмах.

alexa: о.А. Панкратов пишет: В Константинополе все кресты с храмов, даже оставленных христианскими и не превращённых в мечети, поснимали турки после 1453-го. Да, но ведь могли остаться описания, миниатюры, гравюры... Я про царьградские кресты почему уточнить хотел. Не слыхал, чтоб в Византии X...XII веков на храмах такие кресты были.

о.А. Панкратов: Миниатюры есть, и кресты на них тоже. И в и-нете выложены, только найти надо.

Косеныч: Крест-символ казни(а если бы была верёвка или кол???)Христианский символ-рыба.Изображение креста использовали разные народы ещё до Р.Х.У славян это символ Солнца.

Прасковья: Крест это символ нашего спасения, через смерть на кресте Христос искупил нас. А в чем вопрос?

alexa: А это Косеныч хочет, чтоб мы рыбе поклонялись. Кстати, у нас во дворе какая-то "христианская" корейская секта заседает. так у них как раз к месту и нет такие "рыбы" понавешаны: в машинах и т.п.

Полихроний: Есть сочинение прп. Максима Грека о крестах с полумесяцем, которые были тогда, были. Уже в то время вопрос их происхождения вызывал вопросы. Ясного ответа прп. Максим не предлагает.

Дмитрий Н.Б.: Есть на ету тему книга Б.А Успенского "Крест и круг", там всё подробно разбирается. Кресты с полумесяцами, хоть и не являются восьмиконечными - действительно весьма древняя традиция, спорить с етим безсмысленно. Домонгольские соборы в городах говорят сами за себя.

Александр_Емельянов: Косеныч пишет: Крест-символ казни(а если бы была верёвка или кол???)Христианский символ-рыба. У нас, вообще-то не баптистский форум, а староверский.

САП: Параллельная тема:http://drevlepravoslavie.forum24.ru/?1-11-0-00000065-000-0-0-1294829819



полная версия страницы