Форум » Частые вопросы » 2 Православие для начинающих. Сын Церковный. » Ответить

2 Православие для начинающих. Сын Церковный.

САП: в одном из постов этого форума, писал о необходимости написания современного старообрядческого катехизиса, а сейчас хочу взять на себя смелость предложить уважаемым администраторам и модераторам открыть новый раздел посвященный оглашению вновь приходящих. В этот раздел можно было-бы сгруппировать темы относящиеся к вопросам о молитвах, мирской жизни, службах и т.д. Цель раздела - ознакомить вновь пришедшего ( и не обязательно никонианина) с основами старообрядчества, подготовить его к обсуждению (порой жесткому), разъяснить не только внешние, но и внутренние (на мой взгляд основные) различия старого и нового обрядов. "Сын церковный" - это простейшее пособие по усвоению истин православной веры и церковных обычаев, написанное не для печати, а для вполне определенного, знакомого автору человека, недавно принявшего православную веру. Разрозненные и малозаметные, на первый взгляд, свидетельства, рассыпанные по тексту этой небольшой книжицы, позволяют отчасти восстановить предысторию ее появления на свет. Дело было, вероятно, так. В 1605 году, в составе войск Лжедимитрия I в Москву прибыл молодой поляк. Он был или солдатом, или слугой одного из польских дворян - приспешников Самозванца. Природное имя его нам неизвестно, мы знаем только, что впоследствии в России его звали Иваном. Правление Самозванца было недолгим. Его зависимость от иностранцев, откровенное отступничество от православия и попытки ввести унию с Римом вызвали в Москве восстание 17 мая 1606 года. При этом сам Лжедимитрий и большинство окружавших его поляков и немцев были убиты. Вероятно, погиб и тот польский офицер, в подчинении которого служил Иван. Молодой слуга только чудом избежал лютой смерти: "Был еси под мечем смерти, был еси в темницы томления, был еси в гладе и жажде таяния, был еси в налоге и скорби нужных... и смерти чаял еси", напоминает ему автор книги. Страшно озлобленные против "ляхов" москвичи однако пощадили Ивана. Он попался на глаза какому-то влиятельному и знатному человеку, который взял Ивана в свой дом и сделал слугой. Своим рабом - так прямо и говорится в книге. В России продолжали бушевать мятежи и междоусобицы. Окрестности Москвы разоряли польские отряды Сапеги и Лисовского, поддерживающие уже второго самозванца - "Тушинского вора". В сентябре 1609 года, после четырех лет скрытой интервенции, Польша объявила войну России официально, двинув войска на взятие Смоленска, с последующей целью захвата Москвы. Казалось бы, в такой обстановке молодой пленник должен был искать возможности побега. А хозяину, со своей стороны, следовало бы быть с ним крайне осторожным. Но из текста книги мы видим совсем другое: Иван становится довольно близок своему господину, выполняет его некоторые ответственные поручения, пользуется доверием и даже обедает вместе с господской семьей. К нему относятся не как к пленному, не как к представителю враждебного иноверного народа, "поганому еретику", но почти как к члену семьи. Наверное, за короткое время Иван доказал господину на деле свою полную и искреннюю преданность. Он быстро выучил русский язык, не только разговорный, но и книжный, во всяком случае, подразумевалось, что он сможет прочитать наставления, написанные для него на немного упрощенном церковно-славянском языке. Одна из главных причин столь доверительного отношения к молодому поляку заключалась в том, что после вступления в дом нового господина он добровольно выразил желание принять православную веру. Живя в католической Польше, как можно понять из текста, Иван не был католиком, а принадлежал к какой-то протестантской секте. Среди свиты Лжедимитрия I было немало немецких и польских протестантов, и вообще, как полагают, религиозные симпатии Самозванца принадлежали скорее всего протестантизму, а не католичеству - несмотря на то, что его авантюра направлялась Ватиканом, - и в обмен на всестороннюю поддержку ему самому приходилось разыгрывать из себя католика. Перечисляя разные еретические вероисповедания, автор "Сына церковного" выражается так: "Есть убо вера латинская, вера же и германская (лютеранство - ред.), вера же, идеже и ты прежде веровал еси". Возможно, что эта вера, для которой он затрудняется подобрать название, была социнианской. Социнианство, доходившее до отрицания догмата о Святой Троице и неверия в Божественность Господа Исуса Христа, было самым сильным протестантским течением в Польше конца 16-го - начала 17-го веков. Именно социнианином был, например, личный секретарь Лжедимитрия Богучинский. Приверженцем этой секты мог быть и прежний хозяин Ивана, а сам Иван мог принадлежать к ней, только повинуясь его воле, без сознательной убежденности. Может быть, и быстрый переход его в православие был только средством улучшить свое положение в плену... Этого мы не знаем. Из текста книги видно, что поляк был принят в православие через полное крещение, с проклятием "злых еретиков, которые православную веру развратили, ихже имена суть: Фармос проклятый и Петр Гугнивый, и Мартин Лютор и прочии". При крещении он и получил имя Иоанна. Готовясь ко крещению или вскоре после него, Иван уже изучил некоторые молитвы и обряды Русской Церкви, но более глубокого понятия о православной вере ему не хватало. Краткого и общедоступного изложения догматов Восточной церкви в России того времени не было. Люди не только из простонародья, но и из высших кругов, даже духовные лица систематического представления о церковном учении не имели. Если русский христианин, с детства ходивший в церковь, мог получать некоторые познания о вере из богослужебных те

Ответов - 87, стр: 1 2 3 All

Никола Хох: Константин Беляев пишет: Да. Что он от этого Крестом перестал быть? Крещение тоже не перестает быть Крещением, однако... Или я не правильно понимаю?

Константин Беляев: Никола Хох я не сам это придумал. Прочёл где-то на сайтах общин РПсЦ или в молитвеннике - не помню, искал вчера, да не нашёл... Там сказано, что мы почитаем Крест (осьмиконечный) и когда его видим три раза крестимся с молитвою: "Слава Господи Кресту Твоему Честному!" Вот это я и стараюсь соблюдать.

Никола Хох: Константин Беляев пишет: Никола Хох я не сам это придумал. Прочёл где-то на сайтах общин РПсЦ или в молитвеннике - не помню Простите, Христа ради. Не хотел вас огорчить. Просто я практически ничего не знаю о старообрядцах, вот и задаю глупые вопросы...


Константин Беляев: Бог простит и Вы меня простите. Я и сам не знаю: правильно это или нет. Но в этом (на мой взгляд) лучше перебдеть, нежели недобдеть.

Никола Хох: Константин Беляев пишет: Я и сам не знаю: правильно это или нет. Деян 17:11 ... они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так.

Богдан: Если да то как ? Что для это он должен сделать и чего не должен.

Георгий: Уважаемые форумчане, если мощи святого находятся в никонианском храме(к примеру Св. благоверного князя Александра Невского), то может ли православный человек пойти им поклонится? А если древняя чудотворная икона, к примеру Казанская икона Божией Матери?



полная версия страницы