Форум » Частые вопросы » В каких случаях можно солгать?! » Ответить

В каких случаях можно солгать?!

Александр Русь: Не знаю насколько это правильно ,но слышал, что верующий человек может солгать в определенной ситуации :например, будучи в плену у врагов, на войне.Допустимо ли это?

Ответов - 98, стр: 1 2 3 All

Евгения: Александр Русь пишет: В каких случаях можно солгать?! Был случай,когда Св.Иоанн Златоуст обманув Св.Василия,сделал его еспископом.Вот как это было: "По прошествии некотораго времени, когда прибыл тот, кто имел рукоположить нас, а я между тем скрылся, друг мой, не знавший ничего этого, отводится под некоторым другим предлогом и принимает это иго, надеясь по моим ему обещаниям, что и я непременно последую за ним, или лучше, думая, что он следует за мною. Некоторые из присутствовавших там, видя его сетующим на то, что взяли его, усилили недоумение, взывая: „несправедливо будет, когда тот, кого все считали человеком более смелым, - разумея меня, - с великим смирением покорился суду отцев, этот более благоразумный и скромный станет противиться и тщеславиться, упорствовать, отказываться и противоречить". Он послушался этих слов; когда же услышал, что я убежал, то пришел ко мне с великою скорбию, сел возле меня и хотел что-то сказать, но от душевнаго волнения не могши выразить словами испытываемой скорби, как только порывался говорить, останавливался; потому что печаль прерывала его речь прежде, чем она вырывалась из уст. Видя его в слезах и в сильном смущении, и зная тому причину, я выражал смехом свое великое удовольствие и, взяв его руку, спешил облобызать его, и славил Бога, что моя хитрость достигла конца благого и такого, какого я всегда желал. Он же, видя мое удовольствие и восхищение и узнав, что еще прежде с моей стороны была употреблена с ним эта хитрость, еще более смущался и горевал". А вот само оправдание Святого Иоанна Златоустаго: Но, почтеннейший и добрейший, для того я и сказал предварительно что не только на войне и против врагов, но и во время мира и в отношении к любезнейшим полезно употреблять хитрость. Что действительно это бывает полезно не только употребляющим хитрость, но и тем, в отношении к которым она употребляется, для этого подойди к кому-нибудь из врачей и спроси, как они излечивают больных, и ты услышишь от них, что они не всегда довольствуются одним искусством своим, но иногда употребляют и хитрость и при ея помощи возстановляют здоровье больных. Когда упрямство больных и жестокость самой болезни делают недействительными советы врачей; тогда, по необходимости, врачи прибегают к хитрости, чтобы, как на сцене, можно было скрыть истину. Если хочешь, я разскажу тебе одну хитрость из многих, которыя, как я слышал, устрояют врачи. К одному человеку пристала вдруг сильная горячка и жар увеличивался; все средства, которыя могли бы утушить огонь, больной отвергал, а желал и усильно настаивал, умоляя всех приходящих к нему, принести ему много вина и дать ему утолить мучительную жажду. Но кто согласился бы доставить ему это удовольствие, тот не только усилил бы горячку, но и привел бы несчастнаго в умопомешательство. Тогда, когда искусство было безсильно и не имело более средств, но совершенно было отвергнуто, употребленная хитрость показала такую силу, как тотчас услышишь от меня. Врач берет глиняной сосуд, лишь только вынутый из печи, погружает его в вино, и потом, вынув его пустым, наполняет его водою; комнату, в которой лежал больной, приказывает сделать темною посредством многих занавесок, дабы свет не изобличил хитрости, и дает больному пить из сосуда, как бы наполненнаго вином. Тот, прежде нежели взял сосуд в руки, вдруг обольщенный запахом вина, не хотел и разбирать того, что было дано ему; но, уверяемый обонянием, обманываемый темнотою и побуждаемый сильным желанием, выпил данное ему с великою охотою; и, насытившись, тотчас получил облегчение от жара и избег угрожавшей опасности. Видишь ли пользу хитрости? Но если бы изчислять все хитрости врачей, то не было бы и конца слову. И можно указать, что не только врачующие тела, но и пекущиеся об исцелении душевных болезней, часто пользуются таким врачеством. Так блаженный (Павел) привел ко Христу многия тысячи иудеев (Деян. XXI, 20-26). С этим намерением он обрезал Тимофея, тогда как к Галатам писал, что Христос ничтоже пользует обрезывающимся (Деян. XVI, 3; Гал. V, 2). Для того он был под законом, хотя считал тщетою оправдание от закона при вере во Христа (Филип. III, 7-9). Велика сила такой хитрости, только бы она употреблялась не с злонамеренною целию; или лучше сказать, ее должно называть не хитростию, но некоторою предусмотрительностию, благоразумием и искусством, способствующим находить много выходов в безвыходных положениях и исправлять душевные недостатки. Так я не назову Финееса убийцею, хотя он одним ударом пронзил двух человек (Числ. XXV, 8); также и Илию - за сто (убитых) воинов с их военачальниками, и за обильный поток крови, пролитой им при убиении жрецов демонских (4 Цар. I; 3 Цар. XVIII). Если же мы опустим это из виду, и если кто будет смотреть на одни дела, не принимая во внимание намерения действовавших, тот может и Авраама обвинить в детоубийстве, а внука и потомка его обвинить в злодеянии и коварстве; потому что один (Иаков) овладел первородством (брата своего), а другой (Моисей) перенес египетския сокровища в израильское войско (Быт. XXVII. Исх. XII, 35, 36). Но нет, нет; не допустим такой дерзости! Мы не только не виним их, но и прославляем их за это; потому что сам Бог восхвалил их за это. Обманщиком справедливо должен называться тот, кто пользуется этим средством злонамеренно, а не тот, кто поступает так с здравым смыслом. Часто нужно бывает употребить хитрость, чтобы достигнуть этим искусством величайшей пользы; а стремящийся по прямому пути нередко наносит великий вред тому, от кого не скрыл своего намерения.

Александр Русь: Да,спаси Христос. Получается что хитрость со здравым смыслом ,есть даже добродетель.Момент серьезный и интересный,а если допустим солгать чтоб не обидить человека?

САП: прп.Феодор Студит "К Афанасию, сыну": Итак, когда Василий Великий, свет мира, произнес приговор, то кто из имеющих ум осмелится противоречить ему? Этот же приговор находится в одном из правил, изложенных в вопросах и ответах, как ты указал. А именно на вопрос: "Надобно ли лгать, имея в виду что-нибудь полезное?" - он отвечает: "Этого не дозволяет сказанное Господом нашим Исусом Христом, Который решительно говорит, что ложь - от диавола, не показывая никакого различия во лжи". И апостол также свидетельствует: если кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться. Это - слова святого отца. Ты же говоришь, что в этой главе замечается, что речь идет о пользе лжи, а не о ее необходимости, ибо это не одно и то же. А между тем в другой главе то же светило говорит, что за друзей должно полагать душу до смерти, будет ли друг грешником или праведником. И отсюда у тебя рождается сомнение: следует ли совершенно не лгать, даже в крайних случаях, приводящих к смерти брата, или полагать за него душу свою. Ибо если я не солгу, говоришь ты, то друг умрет, а солгав, я подвизаюсь незаконно и отпадаю от Бога. Действительно, этот предмет приводит в затруднение и меня и, я думаю, многих. Впрочем, попытаюсь, как могу, при помощи Божией дать ответ твоей любви. Что полезное и необходимое, согласно этому замечанию, не тождественно, - это ясно. Ибо первое случайно. Например, мне полезно беседовать с тем-то о том-то, но, хотя бы я и не стал беседовать, у него есть другая возможность достигнуть искомой пользы. И еще: полезно, чтобы такой-то обратился, но, хотя бы я сегодня и не обратил его, он, может быть, обратится завтра. Таково полезное, т.е. случайное. А необходимое - неизбежно, оно не может быть допущено в некоторых случаях. Например, если я не посвящен в Таинства, то невозможно, чтобы я, не крестившись, получил спасение. И еще, если я скажу, что могу не дышать и жить, - это ложь, ибо дышать необходимо, без этого невозможно жить. Итак, заповеди Божии изречены неложными устами в значении необходимом и необходимо должны быть соблюдаемы, а не извращаемы так, чтобы можно было их то соблюдать, то нет, или такому-то соблюдать, а такому-то нет, или иногда соблюдать, а иногда нет, но должны соблюдаться всегда, всяким лицом и во всякое время. Поэтому и сказал Василий Великий: "Не показывая никакого различия во лжи", - так что ответ касается необходимого, хотя вопрос задан как будто о случайном, ибо полезное и случайное, как я сказал, тождественно. А что будет после, спрашиваешь ты, в случае смерти брата от того, что я не решился солгать? Но это, думаю, не ложь, для чего приведу какой-нибудь пример. Приходит ко мне девица, преследуемая каким-то развратником, и просит не открывать этого развратнику, если он спросит, не скрывается ли она у меня, потому что он непременно растлит ее. Итак, когда развратник приходит и спрашивает: "Не приходила ли сюда к тебе девица?" - если я говорю: "Нет", то не лгу, так как не имею намерения сказать, будто у меня нет девицы, но хочу умолчанием выразить, что он не совершит у меня этого зла. Еще один пример: вручает кто-нибудь мне меч, которым хочет умертвить самого себя, а потом приходит и требует его у меня. Тогда, если я скажу, что ничего не знаю и не получал его, то не солгу. Ибо я говорю: не знаю и не получал, чтобы отдать тебе меч для убийства. Иначе, если я скажу: "Да", - то девица подвергнется растлению и вручивший мне меч умертвит себя, а это - зло. Зло же не от добра, а от лжи; ибо отец лжи - виновник зла. Напротив, девице не подвергаться растлению и отдавшему меч не умерщвлять себя - это добро. Добро же - истина, ибо Бог - одновременно благость и истина. Итак, мы видим, что казавшееся ложью есть несомненная истина. Таким образом, я и душу положил за друга в том, что только казалось ложью, и заповедь с обеих сторон осталась ненарушенной, получив исполнение не во лжи, а в истине. Впрочем, не должно делать этого ради себя, чтобы не умереть самому, ибо это ложь. Также никогда не клянись будь то ради спасения или своего собственного или кого-то другого, ибо это явное преступление. Так мне кажется. Так и Сарра сказала Авимелеху: сестра я Аврааму (Быт.12:13). И пророк Иеремия начальникам, вопрошавшим его: что говорил тебе царь, - отвечал одно вместо другого, как внушил ему царь из-за страха смерти и в то же время под страхом его собственной смерти (Иер.38:25-27). И в изречениях Отцов содержится подобное. Если же что-нибудь найдешь ты сам или кто-то другой, не откажись сообщить нам для познания истины и просвещения темного ума нашего. Приветствую страждающего вместе с тобой. Находящийся со мной приветствует тебя.


Jora: В Луге Духовном описывается, как поссорились два аввы, точнее один гневался на другого, и передавал через ученика угрозы, а он приносил тому лишь приветствия и благословения. Так и помирились, благодаря мудрости ученика. Есть ещё анекдот в тему с таким концом: "С тех пор, как стою, никто не пробегал".

Константин Беляев: На войне нельзя лгать.

Дмитрий: Константин Беляев пишет: На войне нельзя лгать. А если пытают и велят выдать соотечественников?

Александр Русь: Константин Беляев пишет: На войне нельзя лгать. Навести врага на ложный след,как допустим это сделал Сусанин. Или вы бы господин Беляев привели врага в тыл

Константин Беляев: Александр Русь пишет: Навести врага на ложный след,как допустим это сделал Сусанин. Дмитрий пишет: А если пытают и велят выдать соотечественников? мольться и посылать врагов на... (((П. С. Хотя отступившим от веры по принуждению под пытками и сознательно по доброй воле - разные наказания для исправления.)))

Дмитрий: Константин Беляев пишет: мольться и посылать врагов на... Чревато более страшными пытками, а вдруг расколешся?! Не правильнее ли будет навести на ложный след? А милиционеру нельзя не врать на работе, раскрываемость и так низкая, а без лжи и хитрости вообще будет на нуле.

о. Андрей: Господь сказал иудеям: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. (От Иоанна 8:44) И что тут дискутировать?

Shavkunov Dmitry: Иногда бывает, когда мы говорим правду - мы говорим ложь. А когда говорим ложь - говорим правду. Если правда не полезна человеку - то эта правда - ложь. И наоборот. У святых отцев вычитал такое. Вот когда китайцы захватят Сибирь ( вместе с о.Андреем)и о.Андрей будет у себя дома прятать партизан, китайцы придут к нему и спросят "Где партизаны?" А он скажет: "А вон тама" - и укажет пальцем ....куда-нибудь, то эта "ложь" будет Правдой. А если скажет :"у меня дома" - эта "правда" будеь Ложь. Вот так вот.

Александр Русь: о. Андрей пишет: И что тут дискутировать? А как быть с женщинами которые переодевались в мужскую монашескую одежду и выдывали себя за мужчин в мужских монастырях?

Евгения: (Исус Навин 2:1-24) «И послал Исус, сын Навин, из Ситтима двух соглядатаев тайно и сказал: пойдите, осмотрите землю и Иерихон. [Два юноши] пошли и пришли в дом блудницы, которой имя Раав, и остались ночевать там. И сказано было царю Иерихонскому: вот, какие-то люди из сынов Израилевых пришли сюда в эту ночь, чтобы высмотреть землю. Царь Иерихонский послал сказать Рааве: выдай людей, пришедших к тебе, которые вошли в твой дом, ибо они пришли высмотреть всю землю. Но женщина взяла двух человек тех и скрыла их и сказала: точно приходили ко мне люди, но я не знала, откуда они;когда же в сумерки надлежало затворять ворота, тогда они ушли; не знаю, куда они пошли; гонитесь скорее за ними, вы догоните их. А сама отвела их на кровлю и скрыла их в снопах льна, разложенных у нее на кровле. [Посланные] гнались за ними по дороге к Иордану до самой переправы; ворота же [тотчас] затворили, после того как вышли погнавшиеся за ними. Прежде нежели они легли спать, она взошла к ним на кровлю и сказала им: я знаю, что Господь отдал землю сию вам, ибо вы навели на нас ужас, и все жители земли сей пришли от вас в робость;ибо мы слышали, как Господь иссушил пред вами воду Чермного моря, когда вы шли из Египта, и как поступили вы с двумя царями Аморрейскими за Иорданом, с Сигоном и Огом, которых вы истребили; когда мы услышали об этом, ослабело сердце наше, и ни в ком [из нас] не стало духа против вас; ибо Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу;итак поклянитесь мне Господом что, как я сделала вам милость, так и вы сделаете милость дому отца моего, и дайте мне верный знак, что вы сохраните в живых отца моего и матерь мою, и братьев моих и сестер моих, и всех, кто есть у них, и избавите души наши от смерти. Эти люди сказали ей: душа наша вместо вас [да будет предана] смерти, если вы не откроете сего дела нашего; когда же Господь предаст нам землю, мы окажем тебе милость и истину. И спустила она их по веревке чрез окно, ибо дом ее был в городской стене, и она жила в стене;и сказала им: идите на гору, чтобы не встретили вас преследующие, и скрывайтесь там три дня, доколе не возвратятся погнавшиеся [за вами]; а после пойдете в путь ваш. И сказали ей те люди: мы свободны будем от твоей клятвы, которою ты нас закляла, [если не сделаешь так]: вот, когда мы придем в эту землю, ты привяжи червленую веревку к окну, чрез которое ты нас спустила, а отца твоего и матерь твою и братьев твоих, все семейство отца твоего собери к себе в дом твой;и если кто-нибудь выйдет из дверей твоего дома вон, того кровь на голове его, а мы свободны [будем от сей клятвы твоей]; а кто будет с тобою в [твоем] доме, того кровь на голове нашей, если чья рука коснется его;если же ты откроешь сие наше дело, то мы также свободны будем от клятвы твоей, которою ты нас закляла.Она сказала: да будет по словам вашим! И отпустила их, и они пошли, а она привязала к окну червленую веревку. Они пошли и пришли на гору, и пробыли там три дня, доколе не возвратились гнавшиеся [за ними]. Гнавшиеся искали их по всей дороге и не нашли. Таким образом два сии человека пошли назад, сошли с горы, перешли [Иордан] и пришли к Исусу, сыну Навину, и пересказали ему все, что с ними случилось. И сказали Исусу: Господь предал всю землю сию в руки наши, и все жители земли в страхе от нас.» «Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?»(Иак.2:25)

Григорий: Не надо врать, в том числе и "во спасение" ибо никогда не можешь быть уверен, действительно ли твоя ложь спасет. А если еще хуже погубит, тогда как ответишь?Shavkunov Dmitry пишет: Вот когда китайцы захватят Сибирь ( вместе с о.Андреем)и о.Андрей будет у себя дома прятать партизан, китайцы придут к нему и спросят "Где партизаны?" А он скажет: "А вон тама" - и укажет пальцем ....куда-нибудь, то эта "ложь" будет Правдой. А если скажет :"у меня дома" - эта "правда" будеь Ложь. Вот так вот. А если партизаны увидели китайцев раньше о. Андрея, и втихаря выбрались как раз в том направлении, которое он этим китайцам указал? Тогда что он по Вашему сказал - ложь или правду? Взявшись единожды оправдывать ложь, выпутаться уже невозможно. Собственно это классическая философская проблема. Случай подобный Вашему примеру разбирался в работе И. Канта "О мнимом праве лгать из человеколюбия".

Александр Русь: Пример который привела Евгения из писания приводит к какому-то парадоксу,типа ложь во спасение. Понятно что ложь это грех,но не понятно почему в определенных ситуациях она идет на пользу,значит она бывает двоякая. Также интересен пример Иакова с Исавом,Иаков вообще поступил коварно,но был угоден в глазах Божьих. Опять-же если разведчик в стане врага? А если лгут в определенных ситуациях чтоб не было паники? Я не в коем случае не считаю что ложь это хорошо,но просто определенные примеры ставят в тупик.

Евгения: Александр Русь пишет: Опять-же если разведчик в стане врага? Есть тоже пример из Писания,книга Иудифи: Обманом она вошла в стано врагов,претворившись,что бежит от евреев и спасла Израиль. «Но Господь Вседержитель низложил их рукою жены. Не от юношей пал сильный их, не сыны титанов поразили его, и не рослые исполины налегли на него, но Иудифь, дочь Мерарии, красотою лица своего погубила его; потому что она для возвышения бедствовавших в Израиле сняла с себя одежды вдовства своего, помазала лице свое благовонною мастью, украсила волосы свои головным убором, надела для прельщения его льняную одежду. Ее сандалии восхитили взор его, и красота ее пленила душу его; меч прошел по шее его. Персы ужаснулись отваги ее, и Мидяне растерялись от смелости ее.»

Shavkunov Dmitry: Если ко мне мой малолетний сын подойдет и спросит, откуда дети появляются. Мне что, правду ему сказать? Если скажу правду, причиню ему страшный вред и эта "правда" станет ложью. А если начну рассказывать ему про аиста или капусту, то эта "ложь" будет правдой.

САП: Shavkunov Dmitry пишет: Если ко мне мой малолетний сын подойдет и спросит, откуда дети появляются. Мне что, правду ему сказать? Если скажу правду, причиню ему страшный вред и эта "правда" станет ложью. А чего такого? Я говорил своим, что их мама родила из животика, и более у них вопросов не возникало... PS Меня как раз в детстве травмировало, когда мама говорила, что нашла меня в капусте в магазине, выходило, что я не родной, а чужой!

Дмитрий: Shavkunov Dmitry пишет: Если ко мне мой малолетний сын подойдет и спросит, откуда дети появляются. Мне что, правду ему сказать? Да. Нет ничего такого непристойного сказать ребенку, что дети появляются из живота мамы, когда она с папой ложиться спать. Подробности просто не стоит рассказывать. Детям вообще нельзя врать, дети (не все конечно, но большинство) почти безгрешные люди и они нутром чуют вранье или если не чуют, то разочаровываются, когда узнают правду. Просто надо говорить понятным языком и не вдаваться в подробности.

Shavkunov Dmitry: Дмитрий пишет: что дети появляются из живота мамы, когда она с папой ложиться спать. Вот этим Вы вред принесете ребенку, эта "правда" будет Ложью. Есть еще разные степени неправды. Если спорсят у тебя - "видел, кошка побежала" , ты ответишь : "видел" ( а на самом деле ничего ты не видел) - это одно. А когды ты своей ложью человека в гроб вгонишь - это другое.

Дмитрий: Shavkunov Dmitry пишет: Вот этим Вы вред принесете ребенку А что вредного-то? Под словом "спать" дети подразумевают совершенно другое, это просто лечь в кровать и уснуть.

Shavkunov Dmitry: Детям говорят неправду на эту тему, чтоб отвлечь их любопытство. Скажешь ребенку -"нашли в капусте" или "аист принес" - сразу ребенку все понятно, внимание ребенка переключается. Если объяснить как САП советует, может у малого масса дополнительных вопросов возникнуть.

Александр Русь: Ну а когда ведут дите к врачу, то точно не говорят что больно будет. Да что говорить мы все живем в обмане,просто одни стремятся к Истине,а другим выгодно и комфортно в обмане пребывать. Ясно одно что надо поступать по совести,а у кого она какая ,этого никто не знает и каждый человек в определенной ситуации поступит по своему.

о. Андрей: Ложь, это всегда проявление немощи человеческой природы, показатель того, что мы не находим богоугодных путей для решения той или ной проблемы, это всегда слабость. Безусловно, что большую роль играют намеренья, как, например, убийство по корысти одно, а на войне, совсем иное, тем не менее, грех, он всегда грех. Есть ли в Писании примеры, чтобы солгал Бог? Христос в Евангелии хоть раз солгал "во спасение"? А партизаны... Есть ведь еще и иной вариант, вообще ничего не говорить китайцам, и этот путь самый верный. И мне бы хотелось, что бы именно на него укрепил меня Господь, если возникнет такая ситуация. Евгения пишет: Есть тоже пример из Писания,книга Иудифи: Обманом она вошла в стано врагов,претворившись,что бежит от евреев и спасла Израиль. «Но Господь Вседержитель низложил их рукою жены. При этом она еще нарушила заповедь "не прелюбодействуй". Хороший пример для подражания? В Библии описана история человечества, и отнюдь не все, что в ней сказано, является указанием к действию. Ради "благих" целей дочери Лота напоили отца и зачали от него детей. Зачатие произошло, значит, действие было богоугодно, так получается? Тоже хороший пример для подражания... Александр Русь пишет: Также интересен пример Иакова с Исавом,Иаков вообще поступил коварно,но был угоден в глазах Божьих. Все познается в сравнении, они угодны были не в силу своей безупречности, а в силу праведности относительно всех прочих тогда живущих людей. Давыд тоже был праведным, однако убил Урию и овладел его женой. Пример для нас бзусловный только Христос, а у человеков в жизни все бывает. Хорошее берем, дурного отвращаемся. Александр Русь пишет: А как быть с женщинами которые переодевались в мужскую монашескую одежду и выдывали себя за мужчин в мужских монастырях? Ничего в этом хорошего нет. То, что кто-то из них достиг святости по разуму окружающих, никак не говорит о том, что это норма и этому надлежит следовать. Есть монастырские уставы и им надлежит следовать, а не простодушным поступка отдельных людей. Напомню, что далеко не все кто переодевался, достигли святости. Все это, как правило, приводило к падению. Можно еще вспомнить историю с папессой Иоанной...

о. Андрей: Константин Беляев пишет: П. С. Хотя отступившим от веры по принуждению под пытками и сознательно по доброй воле - разные наказания для исправления. Но все же наказания...

о. Андрей: Евгения пишет: «Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?»(Иак.2:25) Приняв и отпустив, но про "солгав" не сказано. Скажите, не было другого выхода. Что ж, возможно, и это еще раз свидетельствует, что люди сами создают для себя невыносимые условия, когда грехи прилагаются к грехам, когда даже и добро совершается с примесью зла. Впрочем, не за ложь ведь похваляется Раав, а за выбор в сторону народа Божия. А уж сделала она что могла и как могла. Она ведь НЕ ХРИСТИАНКА и нельзя ее во всем в пример ставить. А если не вдумываться, то можно и профессию Раав оправдать - раз она была блудницей, и ее похвалил Господь, но не сказано, что она перестала быть блудницей, следовательно, Господь нормально относиться блуду, если блудник врет в пользу праведника. Хорошая получается философия.

Александр Русь: о. Андрей пишет: Ложь, это всегда проявление немощи человеческой природы, показатель того, что мы не находим богоугодных путей для решения той или ной проблемы, это всегда слабость. Безусловно, что большую роль играют намеренья, как, например, убийство по корысти одно, а на войне, совсем иное, тем не менее, грех, он всегда грех. Есть ли в Писании примеры, чтобы солгал Бог? Христос в Евангелии хоть раз солгал "во спасение"? А партизаны... Есть ведь еще и иной вариант, вообще ничего не говорить китайцам, и этот путь самый верный. И мне бы хотелось, что бы именно на него укрепил меня Господь, если возникнет такая ситуация. Я понял что есть много проявлений лжи,в том числе и утаивание-умолчание.Ясно одно что пути Господни неисповедимы и для нас во многих примерах парадоксальны. Тоже размышлял над тем что можно промолчать,но это как я понимаю тоже есть ложь.Может лучше сказать я знаю где партизаны есть ,но вам не скажу,тогда человек будет оправдан даже в глазах врага.В любом случае исход поступка непредсказуем со стороны врага,за правду он может и помиловать, а за молчание убить.

о. Андрей: Александр Русь пишет: В любом случае исход поступка непредсказуем со стороны врага,за правду он может и помиловать, а за молчание убить. Блаженны изгнанные правды ради... А молчать я сказал в указанном тобой смысле.

Александр Русь: В принципе насколько я знаю на войне закон один - победить врага,а как ты это сделаешь то тут пределов не положено,иначе мы все тут скорей мусульманами были или католиками.

о. Андрей: Потому-то и положено по правилам после участия в оборонительной войне три года удерживаться от причащения...

Евгения: о. Андрей пишет: Впрочем, не за ложь ведь похваляется Раав, а за выбор в сторону народа Божия. Согласна.Она поверила в то,что на стороне этих людей Господь.С ними Бог.Ей похвала за ее веру и оказания помощи(дела веры).А ее помощь заключается,как мне показалось,именно в том,что она их не выдала.То есть рисковала и своей жизнью.

о. Андрей: Ее помощь заключается именно в этом, но, тем не менее, поступок ее несовершенен в силу человеческой немощи и тупиковости ситуации. Собственно потому и убегали святые мужи и жены в пустыни, чтобы не быть зависимыми от подобных сложных ситуаций, когда не знаешь, как верно поступить - солгать грех, и не солгать грех. В пустыни у них таких дилемм не возникало :-).

А.Гоголев: Исходя из краткой сути десяти заповедей, - возлюби Господа и ближнего своего, можно сделать вывод, что грешно лгать лишь в трактовке и выполнении Закона Божьего, а так же ближнему своему. Говорить же врагам не правду, защищая отеческую веру и ближнего своего – весьма приемлемо.

о. Андрей: А.Гоголев пишет: Говорить же врагам не правду, защищая отеческую веру и ближнего своего – весьма приемлемо. Личная вера у каждого всякая может быть, а Вы свою мысль святыми отцами подтвердите. Так обычно иудеи рассуждают по Талмуду, что, мол, неверным и врать можно, и обворовывать их и прочее, что, мол, не грех это. Господь же сказал, чтобы светился свет наш пред человеки, и прочая таковая.

Клава: о. Андрей пишет: Все познается в сравнении, они угодны были не в силу своей безупречности, а в силу праведности относительно всех прочих тогда живущих людей. Среди людей нет безупречных, и среди ангелов нет безупречных. Однако мы имеем надежду на спасение. Кто надеется на свою праведность, тот заблуждается. Вся надежда на милость Судии. Как и неверный управитель был помилован, и даже похвалы удостоился от господина за догадливость. И ложь, в этом мире, может быть "во спасение". "И Я говорю вам: приобретайте друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители"

о. Андрей: Клава пишет: И ложь, в этом мире, может быть "во спасение". От святых отцов подтвердите, а не от своего разумения. Клава пишет: среди ангелов нет безупречных Ну и какой Вы порок нашли в ангелах?

о. Андрей: Что бы не быть голословным, приведу святоотеческие суждения на сей счет. Св. авва Дорофей: Иногда случается такое дело, что бывает крайность скрыть мало, и если кто не скроет мало, то дело приносит большое смущение и скорбь. Когда встретится такая крайность, и видит кто-либо себя в такой нужде, то может посему изменить слово для того, чтобы не вышло, как я сказал, большого смущения и скорби, или обиды. Но когда случится такая великая необходимость уклониться от слова правды, то и тогда человек не должен оставаться беспечальным, а каяться и плакать перед Богом и считать такой случай временем искушения. И на такое уклонение решаться не часто, а разве однажды из многих случаев. Ибо как бывает с терияком и слабительным: если кто часто их принимает, то они вредят; если же кто примет однажды в год по великой нужде, то они приносят ему пользу; так должно поступать и в этом деле: кто хочет по необходимости изменить слово, то он должен делать это не часто, но разве в исключительном случае, однажды во много лет, когда видит, как я сказал, великую необходимость, и это самое, допускаемое весьма редко, пусть делает со страхом и трепетом, показывая Богу и произволение своё, и необходимость, и тогда он будет прощён, НО ВРЕД ОН ВСЕ-ТАКИ ПОЛУЧАЕТ. (Поучение девятое. О том, что не должно лгать). Руфин. Жизнь пустынных отцев. Св. Иоанн Фиваидский говорил: Более всего следует остерегаться лжи, с какой бы целью она не произносилась - с дурной или, по-видимому, с доброй, потому что всякая ложь не от Бога, но, по слову Спасителя, от лукавого. Св. Иоанн Лествичник: Сплетатель лжи извиняется благим намерением; и что, в самом деле, есть погибель души, то он почитает за праведное дело. За подражателя Раавы выдает себя лживый муж, и думает соделывать спасение иных своею погибелью. (Лествица. СЛОВО 12. О лжи). Что противопоставят защитники «лжи во благо» суждению святых отцов?

Дмитрий: о. Андрей пишет: Что противопоставят защитники «лжи во благо» суждению святых отцов? Да ничего, что противоставишь?! Благими намерениями дорога в ад вымощена. Только из жизни можно привести уйму примеров, когда ложь помогала. Вот если б можно было бы вернуться в прошлое и сказать правду, на то что сказал ложь и посмотреть результат...

о. Андрей: Результат от правды часто на земле неудобен по плоти, но зато на небе он будет весом.

Клава: о. Андрей пишет: а не от своего разумения. Не от своего, а от Луки 16:9 о. Андрей пишет: Ну и какой Вы порок нашли в ангелах? ни в ком не ищу пороков. Беспорочного знаю одного. "Он и Слугам своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки"



полная версия страницы