Форум » Частые вопросы » Театр и цирк. » Ответить

Театр и цирк.

Константин Беляев: [quote]Практика стала настолько распространённой, что христианский писатель Тертуллиан (II век) писал, что хорошим тоном для христиан является не посещать театры и цирки, «потому, что там же люди заботятся о предании нас на растерзание львам, советуются о предприятии против нас гонений, избирают лазутчиков для отыскания христиан и для их мучения»[44]. [/quote] И ещё вспомнилось мне откуда греческая трагедия с её хором появилась или комедия с песней козлов. В общем это как день "святого" валентина": вроде бы открыточки-сердечечки, а история такова, что били голых пробегающих баб плётками из кож жертвенных животных и кто кого ударит тот с той и совокупляется. Такой вот интересный праздник. Такой вот интересный театр и цирк, где изначально мучеников христианских зверям предавали публично... Теперь зато с умным видом можно сказать с такой поволокой от интеллигентности и такими жестами околокультурными: "сегодня служанок виктюка как то вяло принимали, а парни так старались и вообще спектакль потрясающий и проч. и проч..!"

Ответов - 26

Олег Апрелев: Константин, театры разные ведь бывают. Есть и детские. Просто им трудно выживать в наше время и конкурировать с раскрученными брендами типа шреков. Здесь как-бы согласен не очень. А вот по поводу цирков - поддерживаю. Мало того, что в них первых христиан использовали в качествеживых мишеней для хищников, так и по наше время там же жестоко эксплуатируют несчастных животных путем издевательства над ними и подавления у них воли и нормальных инстинктов. На эту "кухню" достаточно посмотреть один раз изнутри, чтобы начисто отпала охота в дальнейшем посещать этот вертеп. В современном цирке достаточно много других жанров, которыми можно привлечь публику и соответственно заработать деньги. По поводу "валентинок" - очень сложное явление. Вроде бы Вы и правы, но с другой стороны - в разгар зимы и холодов у людей есть возможность друг другу признаваться в своих чувствах, дарить подарки, уделять внимание. Понимаю, что опять не в тему со своими сентенциями, но тем не менее.

Константин Беляев: Олег Апрелев пишет: По поводу "валентинок" - очень сложное явление. Вроде бы Вы и правы, но с другой стороны - в разгар зимы и холодов у людей есть возможность друг другу признаваться в своих чувствах, дарить подарки, уделять внимание. Понимаю, что опять не в тему со своими сентенциями, но тем не менее. Вот и Кураев тоже, типа: та девушка бряцающая сиськами на заднем фоне из другого контекста: не православного а субкультурного, и ко мне не относится. Не православный это взгляд на мир. Раздробленный и приспособленческий. Я так считаю.

Евгений Иванов: Олег Апрелев пишет: театры разные ведь бывают. У них есть общее - примеревание "маски" - чужой жизни, чужих чувств. В этом плане, любой театр есть грех. Только у нас, в отличии от исламских республик, светская жизнь пусть и греховна, но имеет право на существование. С точи зрения Церкви, любой театр есть грех.


имярек2: Служить двум господам - смертный грех. Это по поводу валентинок.

Константин Беляев: имярек2 пишет: Служить двум господам - смертный грех. ???? это к чему относится: чревообъядение, любодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость.

имярек2: Константин Беляев пишет: ???? это к чему относитсяк идолопоклонству!

Олег Апрелев: Константин Беляев пишет: Вот и Кураев тоже, типа: та девушка бряцающая сиськами на заднем фоне из другого контекста: не православного а субкультурного, и ко мне не относится. Константин Беляев пишет: Не православный это взгляд на мир. Раздробленный и приспособленческий. Я так считаю. Мнение хоть и категоричное, но не согласиться - трудно. Просто может быть в иных случаях надо быть "помягше" к людям? Не согласны?... Евгений Иванов пишет: У них есть общее - примеревание "маски" - чужой жизни, чужих чувств. В этом плане, любой театр есть грех. Только у нас, в отличии от исламских республик, светская жизнь пусть и греховна, но имеет право на существование. С точи зрения Церкви, любой театр есть грех. Интуитивно это понятно. И с точки зрения канонов - спора нет. Но почему все-таки люди часто предпочитают церкви театр? Как это объяснить? И самое интересное, что большинство из них как раз христиане. Кстати, Евгений не раскроете тему о театре в исламе пошире. Интересно.

о. Андрей: Евгений Иванов пишет: С точи зрения Церкви, любой театр есть грех. А как Вы относитесь к пещному действу? Напомню, что при совершении оного в храме происходил маскарад - вместо амвона ставилась печь, к трем отрокам в ней сидящим на веревках спускался "архангел Гавриил", вокруг бегали "халдеи" махая ветками и раскидывая везде и по всем траву...

Евгений Иванов: Олег Апрелев пишет: Но почему все-таки люди часто предпочитают церкви театр? Как это объяснить? И самое интересное, что большинство из них как раз христиане. Кстати, Евгений не раскроете тему о театре в исламе пошире. Интересно Поначалу грех всегда заманивает, а добродетель отпугивает. Это не только к театру и храму относится: выпивка и молитва, любовная интрижка и пост. Я не про театр в исламе, а соотношении общественной жизни и греха. Т.е. на Руси всегда были скоморохи, органы и гусли и тут же моностыри. А миряне всё это сочетали. Грешили, каялись, отмаливались.

Евгений Иванов: о. Андрей пишет: А как Вы относитесь к пещному действу? Плохо. Если такое возродится, не в кино или играх "реконструкторов", а в храме то плохо отнесусь. Не допойму юмора. Пусть это было, однако, я никогда о таком не слыхал, чтобы у старообрядцев.

Евгений Иванов: о. Андрей пишет: А как Вы относитесь к пещному действу? о. Андрей, а Вам встречались ссылки на существование "Пещного действа" по прямым свидетельствам: дораскольные чины, книжные миниатюры, жития, воспоминания современников. Я в Гугле посмотрел все ссылаются на "историков XIX века", кто-то говорит, что есть чин 16 века. Но ссылок не дает. Представить себе сам чин перед Литургией не могу.

Константин Беляев: Большинство никон играют в попов, епископов, мирян, прихожан. Такая вот игра в православие. Поэтому: Но почему все-таки люди часто предпочитают церкви театр? Как это объяснить? И самое интересное, что большинство из них как раз христиане. это вполне объяснимо. Когда ты играешь - это как бы не с тобой. То есть - ты всегда можешь выйти из игры или её закончить, начав другую, например приходя в понедельник на работу, или отправляясь к полюбовнице, или вкушая в постный день мясо.

о. Андрей: Этот чин прямо у меня под рукой и содержится он в обычном дораскольном потребнике. Даже в сети он опубликован, причем сфотографирован экземпляр из библиотеки Рогожского кладбища. Совершали его регулярно, причем не только патриарх, но и прочие архиереи в своих епархиях.

Евгений Иванов: о. Андрей пишет: Этот чин прямо у меня под рукой и содержится он в обычном дораскольном потребнике. Даже в сети он опубликован, причем сфотографирован экземпляр из библиотеки Рогожского кладбища. А можно ссылку в Сети. Если не затруднит. Спаси Христос.

о. Андрей: http://files.mail.ru/94FE3C

Олег Апрелев: Кслову о пещном действе. Очень интересно оно изображено у Мордовцева - в "За чьи грехи?" Глава 8. «Пещное действо» это в древней Руси был особый церковный обряд, не сохранившийся до нашего времени. Он состоял в том, что за несколько дней до праздника Рождества Христова, и обыкновенно в последнее воскресенье, во время заутрени, в церкви, в присутствии патриарха и царя, если служба шла в Успенском соборе, изображалась в лицах, «лицедейно», известная библейская история о трех благочестивых отроках — Анании, Азарии и Мисаиле, посаженных в горящую печь по велению халдейского царя за то, что отроки не хотели поклониться его идолам. Для этого, по распоряжению соборного ключаря, убирали в соборе большое паникадило, что над амвоном, принимали и самый амвон, а на его место ставили «халдейскую пещь». Это был большой полукруглый шкаф без крыши, на подмостке и с боковым входом. Стены «халдейской пещи» разделены были, по числу отроков, на три части или внутренние стойла, украшенные резьбою, позолотою и приличными «пещному действу» изображениями. Около «пещи» ставились железные «шандалы» с вставленными в них витыми свечами. «Пещное действо» начиналось обыкновенно с вечерни. Это было нечто вроде увертюры или пролога к самому «действу». Начинали благовестом в большой колокол, и благовест отличался особенной торжественностью: он продолжался целый час. Москва вся спешила на это удивительное зрелище, заменявшее ей и наши театры, и концерты, и наши оперы с оперетками, балеты и феерии. Шествовал на это зрелище и царь с своим семейством и с боярами. Собственно действующих лиц полагалось шестеро, не считая самого патриарха, сослужащего ему духовенства, поддъяков или иподиаконов и двух хоров певчих: это были— «отроческий учитель», три «отрока» — самые юные и красивые мальчики из детей белого соборного духовенства, и два «халдея». и т.д. http://www.velib.com/book.php?avtor=m_792_1&book=10303_8_3

Евгений Иванов: о. Андрей пишет: http://files.mail.ru/94FE3C Спаси Христос, буду изучать. Олег Апрелев пишет: Собственно действующих лиц полагалось шестеро, не считая самого патриарха, сослужащего ему духовенства, поддъяков или иподиаконов и двух хоров певчих: это были— «отроческий учитель», три «отрока» — самые юные и красивые мальчики из детей белого соборного духовенства, и два «халдея». Лично моя трудность восприятия, что трудно провести грань между игрой и реальности. Символизм - это одно. Пусть Патриарх въезжает на осляти, как Господь, но он же также пасет паству. Ту же паству. а здесь, все же знают, что халдеи, не халдеи, отроки так себе - хулиганы местные, гром ненастоящий. А дальше "Господу помолимся", "Примите и ядите". И уже нехорошие мысли в голове рождаются.

о. Андрей: Евгений Иванов пишет: а здесь, все же знают, что халдеи, не халдеи, отроки так себе - хулиганы местные, гром ненастоящий. А дальше "Господу помолимся", "Примите и ядите". И уже нехорошие мысли в голове рождаются. Тем не менее,это было частью той самой Святой Руси...

Евгений Иванов: о. Андрей пишет: Тем не менее,это было частью той самой Святой Руси... Так-то, так. Но понять их, сможем ли? Возможно, они сам мир иными категориями меряли. И то, что для нас проблема, для них нет.

о. Андрей: Евгений Иванов пишет: Возможно, они сам мир иными категориями меряли. И то, что для нас проблема, для них нет. А что же в таком случае сохраняет старообрядчество, как не ментальность русских христиан древней Руси?

Евгений Иванов: о. Андрей пишет: А что же в таком случае сохраняет старообрядчество, как не ментальность русских христиан древней Руси? Про Древнюю Русь - громкие слова. Книги, напевы, предания - это правда. Зайдет любой в храм и удостоверится. А вот ментальность. В лучшем случае, я видел: м. Алимпий, о. Леонида, Анну Ивановну, Дмитрия Петровича и т.д. (имена тех, с кем был знаком и на сайтах и форумах это обсуждалось) и вот их ментальность я и принял за старообрядческую. Хотя отличия между ними и мной - неофитом велики. А насколько она древнерусская?

о. Андрей: Евгений Иванов пишет: Про Древнюю Русь - громкие слова. Книги, напевы, предания - это правда. Зайдет любой в храм и удостоверится. Ну и пещное действо как раз из тех самых книг с теми самыми напевами ))). Не было его, потому что у староверов архиереев не было, а у никонов все подобные службы вскоре после раскола были отменены.

Jora: Златоуст слово "театр" в своих трудах употребляет только в крайне отрицательном смысле.

о. Андрей: Но в византийские времена подход к сему вопросу был своеобразный, возможно это легло в основу и пещного действа: Тех из смехотворцев и позорищных, т.е. подражающих и представляющих различные лица (ибо позорищем называется представление), которые представляют это перед лицом царя, гражданские законы ИМЕЮТ В ЧЕСТИ, а тех, которые в торжественных собраниях и других народных сборищах возбуждают в зрителях смех хлопаньем по щекам и криками, законы СЧИТАЮТ БЕЗЧЕСТНЫМИ. (прп. Матфей Властарь, Афинская Синтага, М-11) Что позволено Юпитеру - не позволено быку…

Евгений Иванов: о. Андрей пишет: Ну и пещное действо как раз из тех самых книг с теми самыми напевами ))). Не было его, потому что у староверов архиереев не было, а у никонов все подобные службы вскоре после раскола были отменены. так я про менталитет. напев он напев, а ментальность ментальностью. Сам ход мысли, список вопросов, которые нас волнуют, критерии оценки - это, в моем понимании, составляет ментальность.

Олег Апрелев: о. Андрей пишет: ибо позорищем называется представление В который, очередной, бессчетный раз убеждаюсь в том, насколько богат, выразителенен, меток и приволен русский язык. Про иные действа подобного рода и не скажешь. С унынием вспоминаю уроки русского языка в школе и думаю, сколь многого недодавали нам учителя, впрочем и сами также в свою очередь недополучившие от своих учителей. о. Андрей пишет: Что позволено Юпитеру - не позволено быку… А это всегда актуально. Такова природа греха гордыни. Евгений Иванов пишет: Сам ход мысли, список вопросов, которые нас волнуют, критерии оценки - это, в моем понимании, составляет ментальность. Интереснсое заключение. А немного подробнее не поясните. Спаси Христос!



полная версия страницы